Поля по бродману динамическая афазия

· Н.П. Бехтеревой, которая разработала понятия гибких и жестких звеньев мозговых систем. Кжестким звеньям Н.П. Бехтерева отнесла большую часть областей регуляции жизненно важных внутренних органов (сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем), ко вторым — области анализа сигналов внешнего (и отчасти внутреннего) мира, зависящих от условий, в которых человек находится.

· Французские ученые Ж. де Ажуриагерра и X. Экаэн обращают внимание на то, что ценность клинического понятия локализации чрезвычайно велика, но только в том случае, если учитывать, что разные функции локализованы по-разному.

Первый – энергетический – блок. Функциональное значение - обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом. Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды)информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Многоаспектность изучения афазий. Нейролингвистический подход к изучению афазий. Классификации афазий (Вернике-Лихтгейма, Г. Хэда, Лурия А.Р)

Афазия - сложное речевое расстройство и изучается с разных аспектов:

· Анатомо-физиологический аспект

· Клинический

· Психологический аспект изучает личностные расстройства при афазии.

· Психолингвистический аспект изучает характер нарушений процесса порождения речевого высказывания, языковых операций. В работах Ахутиной.

· Нейропсихологический аспект при изучении афазии является основным и рассматривает афазию с точки зрения распада речи как сложной психической деятельности.

В основе каждой формы афазии лежит первично нарушенный нейропсихологический фактор (или предпосылка), который осуществляет деятельность определенной анализаторной системы (динамический или конструктивный праксис, фонематический слух, анализ кинестетических ощущений). На основе этого первичного анализаторного нарушения возникает вторичный распад всей функциональной системы языка и речи. Поэтому можно проанализировать симптомы, выявить первично нарушенную предпосылку или фактор, выделить форму афазии и диагностировать место поражения головного мозга. Таким образом, осуществляется синдромный анализ. Лурия, Э.С. Бейн, Цветкова, Шохор-Троцкая и др.

Неврологическая классификацияВернике-Лихтгейма выделяет (1) корковые (обусловленные поражением коркового центра речи), (2) транскортикальные (обусловленные перерывом связи между корковым центром речи и гипотетическим центром понятий) и (3) субкортикальные формы моторной и сенсорной афазии

Лингвистические классификации (Хэда) и др. - вербальная афазия, синтаксическая афазии, номинативной афазии, семантической афазии

Нейропсихологическая классификация Лурия А.Р. (общепринятая) - акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия,возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия,возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

Акустико-гностическая афазия: определение, механизм, симптоматика.

Афазия акустико-гностическая– наблюдается при локализации очага поражения в заднем отделе верхней височной извилины коры доминантного полушария головного мозга.

Возникает при поражении задней трети верхней височной из­вилины левого полушария (поле 22 по Бродману) = зона Вернике.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Поля Бродмана — отделы коры больших полушарий головного мозга, отличающиеся по своей цитоархитектонике (строению на клеточном уровне). Выделяется 52 цитоархитектонических поля Бродмана.


Находятся в постцентральной извилине, участок теменной доли

Соматосенсорная область, первичная зона, объединяемые в виде области SI, заканчиваются пути поверхностной и глубокой чувствительности

При повреждении наступает анестезия или гипестезия всех видов чувствительности в соответствующих (в зависимости от места поражения) частях тела с противоположной стороны. При раздражении возникают парестезии в участках тела соответствующих раздражаемым зонам коры. Такие парестезии (чувствительные джексоновские приступы) могут быть аурой общего эпилептического приступа

Моторная область. Находится в пределах прецентральной извилины

Мотонейроны 4 поля управляют произвольными движениями скелетных мышц противоположной половины тела, так как большинство пирамидных волокон переходит на противоположную сторону в нижней части продолговатого мозга

При повреждении прецентральной извилины возникают центральные парезы или параличи на противоположной стороне тела по монотипу (парез или паралич возникает либо в руке либо в ноге или лицевой мускулатуре в зависимости от места поражения). При раздражении прецентральной извилины возникают приступы джексоновской эпилепсии, которые характеризуются клоническими подёргиваниями отдельных групп мышц, соответствующих раздражаемым участкам коры. Джексоновские приступы могут переходить в общий судорожный припадок.

Находится в верхней теменной дольке сзади постцентральной извилины

Вторичная сомат получает информацию в основном из первичной соматосенсорной зоныосенсорная зона S2, происходит анализ и детальная обработка информации, как о глубокой так и поверхностной чувствительности. Данные поля обеспечивают стереогноз — узнавание предметов наощупь.

Располагается в передних отделах прецентральной и задних отделах верхней и средней лобной извилин.

Премоторная кора и дополнительная моторная кора (вторичная моторная зона), в которой формируется план и последовательность движений, посылает эфферентные импульсы в мозжечок и базальные ганглии экстрапирамидной системы.

Возникновение кинетической (синоним эфферентной, кинетической, премоторной, динамической) апраксии. Она характеризуется нарушением сложных движений (например, соединить несколько точек на бумаге линиями). При этой форме апраксии наблюдаются двигательные персеверации (повторения), замедленность движений, общая напряжённость мышц.

Расположена в верхних отделах теменной доли между постцентральной извилиной и затылочной долей

Получает информацию из первичной соматосенсорной зоны, а также из зрительной коры затылочных долей. Является третичным проекционным полем (ассоциативной зоной в месте перекрывания различных анализаторов, в которой происходит интеграция различных сигналов, формирование соответствующих ощущений, осуществление сложных аналитико-синтетических функций) происходит анализ и обработка поступившей в постцентральную извилину информации как о глубокой так и поверхностной чувствительности. Данные поля обеспечивают стереогноз — узнавание предметов наощупь.

Астереогноз, который описан в "Поле 5".

Также при поражении цитоархитектонического поля Бродмана 7 в области правого (недоминантного) полушария возникает аутотопоагнозия — нарушение узнавания собственного тела и его частей. Больному с нарушением схемы тела может казаться, что его конечности или увеличены (макропсия) или уменьшены (микропсия) в размерах, либо изменены не только по величине, но и по форме (метаморфопсии). Одним из вариантов аутотопоагнозии является агнозия пальцев руки. Больные могут путать правую и левую стороны, утверждать, что у них много рук или ног (полимелия). К этой же группе расстройств можно отнести анозогнозию (синдром Антона), когда больной не сознаёт наличия у него дефекта (двигательного, слухового и других) или заболевания. Анозогнозия часто сочетается с аутотопоагнозией и возникает на фоне грубых нарушений проприоцептивной чувствительности

Находится в задних отделах верхней и средней лобной извилин, спереди премоторной зоны

Располагается центр произвольного поворота глаз.

Поле 9 дорсолатеральная префронтальная кора

Поле 10 передняя префронтальная кора

Поле 11 обонятельная область

1. Нарушение инициативности и самостоятельности в действиях, угнетение речевой и двигательной активности (апатико-акинетико-абулическое состояние), снижение суточной активности, замедление межличностных социальных реакций.

2. Изменения личности, которое выражается в появлении беззаботности. Иногда это принимает форму ребячества, неуместных шуток и каламбуров, бессмысленных влечений, лабильности и поверхности эмоций или раздражительности. Снижается способность волноваться, тревожиться и грустить.

3. Некоторое снижение интеллекта, которое обычно характеризуется потерей собранности, неустойчивостью внимания, неспособностью совершать запланированные действия. Возникают трудности при переходе от одного вида деятельности к другой, персеверации. Goldstein преуменьшает затруднения, обусловленные потерей способности к абстрактному мышлению, однако авторы данной главы считают, что склонность к конкретному мышлению является проявлением абулии и персевераций. Согласно Лурия, который рассматривал лобную долю как регулирующий механизм деятельности организма, запланированной деятельности недостаточно для осуществления контроля и ориентации на задачу. При поражениях левой лобной доли в большей степени страдает интеллект (10 баллов по шкале интеллекта IQ), чем при поражении правой доли, вероятно, вследствие снижения словесных навыков. Кроме того, несколько ухудшается память, возможно, вследствие нарушения умственной способности, необходимой для запоминания и воспроизведения.

4. Расстройства двигательной функции, такие как изменение походки и затруднение стоять в вертикальном положении, походка с широко расставленными ногами, согбенная поза и мелкая семенящая походка, достигающие максимальной степени выраженности в неспособности стоять (лобная атаксия Брунса или апраксия ходьбы) в сочетании с патологическими позами, хватательным и сосательным рефлексами, расстройствами функций тазовых органов.

Островковая область, занимающая островок, в очень небольшом нижнем своем отделе занята межуточной корой, отделяющей новую кору от древней. В основном же она представлена полями новой коры

связана с функцией речи, частично – с анализом обонятельных и вкусовых ощущений

зрительная область, первичная зона

анализ физических параметров стимула Сетчатка проецируется "точка в точку" по ретинотопическому принципу. распознавания простых образов.

При разрушении 17 поля возникает выпадение зрительных ощущений (корковая слепота). Различные участки сетчатки неодинаково проецируются в 17 поле Бродмана и имеют различное расположение. При точечном разрушении 17 поля нарушается полнота зрительного восприятия окружающей среды, так как выпадает участок поля зрения. 1. При разрушении нервной ткани – центральные скотомы.

2. При разрушении всей зоны в одном из полушарий – центральные гомонимные гемианопсии.

3. При разрушении обеих зон в двух полушариях – центральная слепота.

зрительная область, вторичная зона

расположен в затылочной доле

ядерная зона зрительного анализатора — центр восприятия письменной речи, вторичная зона

При поражении 18 поля Бродмана страдают функции, связанные с распознаванием зрительного образа, нарушается восприятие письма.

зрительная область, третичная кора

находится в затылочной доле

ядерная зона зрительного анализатора, вторичная зона

возникают различные зрительные галлюцинации, страдает зрительная память и другие зрительные функции.

алексия - потеря способности читать, понимать письменные знаки, а также параграфия (идентичные парафазии нарушения письменной речи) и паралексия (идентичные парафазии нарушения речи при чтении).

Находится в области нижних отделов наружных поверхностей височных долей

центр вестибулярного анализатора

Поле 22 (Акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике)

Занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки. Извилина Гешля

Сенсорный центр речи. Его основная функция - это преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия, сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры.

При совместном поражении центров Брока и Вернике (например, при инсульте, поскольку оба они расположены в одном сосудистом бассейне) развивается тотальная (сенсорная и моторная) афазия;

При разрушении 22 поля возникают слуховые галлюцинации, нарушение слуховых ориентировочных реакций, музыкальная глухота (Амузия).

кора медиобазальной поверхности височной доли (грушевидная и парагиппокампальная извилина, крючок)

проекционные поля и ассоциативная зона обонятельной системы

Паросмия и дизосмия - извращения восприятия обонятельных ощущений

Обонятельные галлюцинации - это самый сложный вид патологии, при котором наблюдается мнимое восприятие неприятных запахов.

Рецептивная область эмоциональных переживаний

Транскортикальная моторная афазия характеризуется несоответствием спонтанной речи и повторения. Спонтанная речь грубо нарушена, страдает беглость речи, речь прерывистая. В противоположность этому, способность к повторению выражений и чтение вслух сохранены. Понимание речи не нарушено. Называние предметов может быть слегка затруднено.

К потере речи, афонии

Акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике)

Располагается в области задних отделов верхней височной извилины слева

связано со способностью сохранять в памяти слова, повторение слов и фраз в грамматическом порядке. Это поле контролирует трудовые процессы речью, ответственно за понимание речи

Амнестическая афазия, акустико-гностическая афазия, Семантическая афазия

Ангулярная извилина, часть зоны Вернике

центр зрительного анализатора письменной речи, Центр поверхностной и глубокой чувствительности, Центр праксиса

Семантическая афазия, проявляется трудностями понимания сколько-нибудь сложных по построению фраз, сравнений, возвратных и атрибутивных логико-грамматических оборотов, выражающих пространственные отношения. Алексия

Краевая извилина, часть зоны Вернике

двигательный анализатор сложных профессиональных, трудовых и бытовых навыков, Центр поверхностной и глубокой чувствительности, центр праксиса

Афферентная кинестетическая моторная афазия, Афазия семантическая, Афазия амнестическая, апраксия

Располагается в области средней части верхней височной извилины (Гешля)

ядерная зона звукового анализатора, первичная зона

корковая глухота. Сенсорная афазия

Занимает дорсолатеральные отделы височной доли

ядерная зона звукового анализатора, вторичная зона. Акустико-гностический сенсорный центр речи (Вернике)

Сенсорная афазия, слуховая вербальная агнозия,

что является важным компонентом афазии Вернике

Нижний отдел задней центральной извилины

Поле 44 — Центр Брока

Находится в области задней части нижней лобной извилины

обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями. Представляет собой кинетико-моторный вербальный анализатор, в котором перерабатывается прежде всего проприоцептивная информация.

афазия Брока (анартрический синдром), которая характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт.

Находится спереди от моторного центра речи

Триангулярная часть поля Бродмана (музыкальный моторный центр)

Эфферентная моторная афазия (афазия Брока), Моторная (вокальная) амузия - нарушение способности воспроизведения музыкальных произведений, при сохранности их восприятия

задние префронтальные области коры

Двигательный анализатор сочетанного поворота головы и глаз в разные стороны

Динамическая афазия - это нарушение продуктивной, активной речи, невозможность активного высказывания

Отклонение глаз и головы в сторону и мимика внимания

Находится в области средней части верхней височной извилины

Центр слухового анализатора

Синдром извилин Гешля характеризуется наличием слуховых галлюцинаций. Слуховая агнозия – это отсутствие узнавания, отсутствие распознования звуков при наличии их ощущения.

Нейроны
коры больших полушарий играют роль улавливания, приема и передачи многообразных видов раздражений. Они передают импульсы в центральную нервную систему и иные ядра анализаторов.

Иван Петрович Павлов описывал полушария головного мозга как скопление корковых анализаторов, где рождаются ответные реакции, влияющие на активность организма.

История изучения

В Германии в 1909 году врач-ученый Корбиниан Бродман впервые построил и описал карты цитоархитектонических полей Бродмана. Спустя 10 лет О. Фогт и Ц. Фогт изучили и описали больше сотни миело-архитектонических областей в полушариях мозга.

В результате в государственном научном центре неврологии И. Н. Филимоновым и С.А. Саркисовым выпущена карта полушарий мозга по Бродману, в которой описаны 47 полей.

Поля Бродмана чаще всего используются при изучении нейронной организации головного мозга и ее функционирования. Разделение той или иной области мозга к конкретному разделу полей проводилось на основе гистологического анализа — цветовой окраске по Нисслю.

Группы полей головного мозга по Бродману

Описание полей Бродмана в коре головного мозга по зонам:

  1. Первая зона — моторная, ответственная за реакции активных движений. В эту зону входят 4, 6, 8, 9 поля Бродмана. 4 отвечает за моторику, находится в прецентральной извилине. 6 выделяется в передних областях прецентральной извилины и в районе средней лобной извилины. 8 координирует произвольную подвижность глаз и находится в задних отделах верхней и средней лобной извилин. 9 располагается в префронтальной области.
  2. Вторая зона — аффективная. Включает в себя области коры мозга сзади роландовой борозды. Здесь располагаются 1, 2, 3, 5 и 7 поля. Верхняя часть зоны отвечает за тактильные ощущения ног и гениталий. Нижележащие области — за ощущения в области рук, черепа и ротовой полости. Вторая зона непосредственно взаимодействует с первой. В первой зоне располагаются афферентные нервные клетки, принимающие стимулы от проприоцепторов — это моторные сенсорные области. Во второй зоне размещаются двигательные компоненты — это сенсомоторные области, регулирующие формирование и интенсивность чувств боли.
  3. Третья зона – зрительная, располагающаяся в затылочной области коры мозга. В нее входят 17, 18, 19 поля Бродмана. 17-е относят к первичной зрительной области, а 18 и 19 — вторичной зрительной. От вторичных областей в первичные поступают зрительные возбуждения и там уже обрабатываются. При патологиях 17 поля Бродмана возникает корковая слепота — утрата зрительного восприятия. При нарушении 18 поражается функция идентификации и восприятия письменной речи. При патологиях 19 отмечаются галлюцинации и нарушения образного запоминания.
  4. Четвертая зона – слуховая, выделяется в височной зоне коры мозга. В нее включается 22, 41, 42, 52 поля. При поражении 22 отмечаются слуховые галлюцинации, страдает ориентирование на звук, возникает музыкальная глухота. При патологиях 42 страдает распознавание звуков, а поражение 41 – корковая глухота, то есть полная утрата слухового восприятия. 52 — это зона, которая отвечает за пространственное восприятие голосов, звуков и речи.
  5. В пятую – обонятельную зону входит 11 и 29 поля, которые выделяются в грушевидной извилине. Отвечают за распознавание различных запахов.
  6. Шестая зона – вкусовая, включающая в себя 43-е поле.
  7. Седьмая зона — речевая, у правшей находится в левом полушарии. Сюда входит 22 поле — речевой центр Вернике, 37 — контролирует произвольную речь и ее понимание, 47 — области пения, 44 и 45 – речевые центры Брокка.
  8. 24, 25 и 26 поля Бродмана выполняют задачу распознавания несовпадений и ошибок.

Схема полей Бродмана:


Центры первой сигнальной системы

Первая сигнальная система числится как у Homo sapiens, так и у других живых существ. Она выполняет функции понимания и анализа раздражений, исходящих из окружающего мира и проявляющиеся в форме ощущений и представлений.

Центры первой сигнальной системы располагаются в ядрах анализаторов сенсорной чувствительности, двигательных анализаторах, слуховых, кожных, зрительных и обонятельных.

Обозначаются в верхней и нижней теменной области мозга, в прецентральной и надкраевой борозде, а также в толще латеральной борозды (слуховые ядра).

Назначение данной системы представлено в таблице полей Бродмана:

Поля по Бродману Ядра анализатора Функции
1, 2, 3, 5, 7 Корковые Ответственно за восприятие температуры и боли, а также осязательные ощущения. Проводящие аффективные пути, тянущиеся к коре большого мозга, пересекаются в районе спинного и продолговатого мозга. Из-за этого функции любого из полушарий контролируются диаметрально инверсной частью тела.
6 и 4 Моторные Здесь выделяются нейроны, реакции от которых контролируют мышцы нижней части тела и лицевые.
8 Черепа и глаз Ядра, которые контролируют движения головы и глаз.
40 Моторные Контролируют произвольные целенаправленные движения животного или человека.
18, 17 и 19 Зрительные Отвечают за зрительную память, восприятие образов и ориентировку в незнакомых местах.
7 Кожные Выполняет тактильные функции распознавания объектов и поверхностей на ощупь и других видов кожной чувствительности.
41, 42 и 52 Слуховые Восприятие и запоминание звуков извне.
43 Обонятельное Филогенетически самая старая область коры мозга. Обеспечивает функцию восприятия и запоминания запахов. Тесно связана с вкусовыми ощущениями.

На картинке изображены поля коры больших полушарий по Бродману и их функции:


Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система существует исключительно у Homo sapiens, ее возникновение объясняется речевыми способностями и мышлением.

Размещается вторая сигнальная система в ядрах моторного анализатора написанного текста, речедвигательного анализатора, понимания вербальной и невербальной речи. Ядра второй системы раскинулись в задних и центральных областях нижележащей лобной извилины, а также в вышележащей височной борозде и внизу теменной доли.

По ядрам определяется назначение второй сигнальной системы.

Ядро восприятия письменности включает в себя поле 40, оно отвечает за изображение и понимание написанных букв. Контролирует также движения рук, повороты черепа и глаз, тонкую моторику.

Речедвигательная область состоит из поля 44 — это речевой центр Брокка, а также 45, связанное с музыкальным восприятием. Это ядро взаимосвязано с областями движений, так как в речевом процессе играет роль моторика многих мышц языка и рта. Выполняет функции устного воспроизведения звуков, слов и фраз.

Слуховое ядро устной речи состоит из поля 42 и 22, контролирует задачу распознавания и понимания устных звуков речи.

Ядро письменной речи — поле 29, обеспечивает функции анализа, восприятия и понимания написанного текста и чтения.

MedPsy.World - сайт для всех, кто интересуется психологией и её медицинским аспектом.

Афазия и её виды


Речь — это психическая функция человека, которая представляет собой процесс общения посредством языка. Нарушения речи изучают многие дисциплины, нейропсихология же исследует разные формы патологии речи, которые возникают при локальных поражениях головного мозга.

Афазии – это системные нарушения всех видов речи (сюда относится не только высказывание, но и понимание чужой речи). Эти нарушения касаются уже сформировавшейся речи, которые возникают при поражениях левого полушария головного мозга. То есть в большинстве случаев афазии возникают у взрослых людей, у детей они возможны только при поражении мозга после того, как речь уже сформировалась. Как правило, афазии возникают у 90% правшей и 9% левшей. Мужчины ими страдают чаще, чем женщины (Например, в результате сосудистой патологии афазии возникают в 60% у мужчин и лишь в 8-12% у женщин).

Почему возникают афазии?

Афазии могут появляться по различным причинам, например из-за сосудистой патологии (инсульты, инфаркты, нарушение мозгового кровообращения), при черепно-мозговых травмах и опухолях.

Какие виды афазии бывают и как их выявляют?

Используют всё тот же нейропсихологический альбом Лурии, показывают различные картинки, просят назвать изображённые предметы. Больной затрудняется называть необходимое слово, заменяет его другим. Также во время обследования нейропсихолог может попросить обследуемого нарисовать курицу, больной с оптико-мнестической афазией изображает её с хвостом петуха (это происходит по причине замены слова).

  • Для акустико-мнестической афазии (поражение средних и задних отделов височной области, 21 поле по Бродману) характерна скудная речь с пропусками слов. Помимо этого сужается восприятие на слух, нарушается память, больной не может удержать в памяти только что услышанную информацию (повторяет не больше 2-3 слов из 10). Это приводит к трудностям понимания развёрнутой речи. Также для этой формы афазии свойственны и вербальные парафазии, и алексия, иногда больной может прочитать текст, но воспроизвести его через 1-2 минуты — нет. Отмечается словесная реминисценция, это явление, при котором человек лучшее воспроизводит материал через несколько часов, чем сразу после предъявления.

В нейропсихологическом альбоме просят показать три предмета, но больной показывает лишь один-два, так как у него резко снижена оперативная память.

Для диагностики семантической афазии больного просят объяснить, например разницу между такими предложениями: брат отца / отец брата.

Предлагают решить задачу на степени сравнения:

Также затруднительно человеку с семантической афазией понять хронологию событий. Например, Перед завтраком я зашел к другу. Что было раньше, завтрак или визит к другу?

Кроме того, больные путаются в пространственных конструкциях: Земля освещается Солнцем / Солнце освещает Землю.

Также для проверки понимания предлогов просят посмотреть на карточку и показать называемые картинки: бочонок на ящике, бочонок заящиком и т.д.

  • При эфферентной моторной афазии (ЭМА) (поражение вторичных полей коры нижних отделов премоторной коры) больному для произнесения слов нужно время, чтобы переключиться с одного положения губ на другое. Для ЭМА характерна разорванная, скандированная речь, когда больной говорит, как по слогам (хо-ро-ша-я по-го-да), то есть не хватает плавности произнесения слова. Наблюдается множество неконтролируемых штампов (в тяжелых случаях появляется мат). Также отмечаются и персеверации в устной речи. Человек с ЭМА испытывает невероятные трудности в произнесении скороговорок. Наблюдается глагольная слабость, то есть дефицит и/или пропуск глаголов, не правильная постановка сказуемого в предложении, употребление инфинитивов вместе личных форм. Также нередки и нестыковки в окончаниях существительных, неправильное употребление рода, числа и времени. При ЭМА чтение и письмо грубо нарушены. Под диктовку больной пишет, постоянно заменяя буквы, пропуская гласные и согласные. При грубой форме ЭМА свободная (спонтанная) речь очень бедна, она состоит лишь из называния предметов и явлений. При этом интонация однообразная, отмечаются ошибки в ударении. Повторная речь оказывается лучше спонтанной, но она также наполнена застреваниями на определённых звуках.

  • При динамической афазии (поражение премоторных отделов) речь очень бедная, у больного нет активности и инициативы. Составление фразы и развернутый ответ вызывают немалые трудности. У таких пациентов обычно страдает монолог. Диалог частично доступен, но отмечается эхолалия, то есть больной повторяет только что услышанное слово или фразу (Нейропсихолог: — Вы сегодня хорошо спали? Пациент: — Хорошо спали. Нейропсихолог: — Ваша семья приезжала? Пациент: — Семья приезжала). Несмотря на достаточный словарный запас, спонтанная речь практически отсутствует, она наполнена штампами разговорного характера, интонация однообразная. При динамической афазии больной может повторить отдельные существительные и показать 1-2 предмета на картинке, но назвать глаголы не может. Подбадривание и подсказки со стороны психолога не помогают пациенту выполнить задания. Письмо от себя практически невозможно, при списывании и письме под диктовку сложных фраз наблюдаются искажения. Больной динамической афазией может читать, но пересказать материал не в состоянии, он может прочесть простые слова, но чтение фраз искажается.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.