Понятие о нервной и второй сигнальной системе

Первая сигнальная система

Впервые понятие сигнальные системы ввел И. П. Павлов, для различения ВНД человека и животных.

Первая сигнальная система присуща человеку и животному. Характеризуется, первая сигнальная система, проявлением в рефлексах, которые формируются на раздражении внешней и внутренней среды, кроме смыслового слова.

Сигналы первой сигнальной системы:

  • Запах;
  • Форма;
  • Вкус;
  • Цвет;
  • Температуру и т. п.

Поступление таких сигналов, от рецепторов поступают в головной мозг нервные импульсы животного и человека поддаются анализу и синтезу

Характерные черты первой сигнальной системы:

  1. Определенность сигнала (любые явления окружающей реальности человека или животного);
  2. Подкрепление безусловным раздражителем (например, оборонительными, пищевыми или половыми раздражителями);
  3. Биологическая природа целевого приспособления ( человек или животное постоянно стремится к лучшему: питанию, жилищу, размножению, обороне).

Вторая сигнальная система

В процессе социального развития человеческий организм приобрел вторую сигнальную систему, которая стала обеспечивать формирование общего представления об окружающей реальности с помощью слова и речи. Вторая сигнальная система взаимосвязана с сознанием и абстрактным мышлением человека.

  • Курсовая работа Первая и вторая сигнальные системы 480 руб.
  • Реферат Первая и вторая сигнальные системы 260 руб.
  • Контрольная работа Первая и вторая сигнальные системы 240 руб.

Сигналы второй сигнальной системы:

  • Слова устной речи;
  • Слова письменной речи;
  • Знаки;
  • Рисунки;
  • Формулы;
  • Мимика;
  • Жесты;
  • Символы.

Сигнальное значение слова для человека заключается в его смысловом содержании.

Вторая сигнальная система способна заменить раздражители первой сигнальной системы. Поскольку, сигналы 1-й системы постоянно и непрерывно взаимодействуют с сигналами 2-й системы. Таким образом, возникает условный рефлекс второго и последующих высших порядков.

Благодаря второй сигнальной системе человек способен к абстрактному речевому мышлению.

Для функционирования второй сигнально системы оба полушария головного мозга принимают участие.

При 2-й сигнальной системы возникло, в нервной деятельности, отвлечение и обобщение сигналов, который непосредственно поступают в головной мозг. Вследствие, обусловливается адаптационная функция человека к внешней среде. Так, вторая сигнальная система регулирует различные формы поведения человека.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Характерные черты второй сигнальной системы:

  1. Обобщение понятий и отвлечение от общих свойств;
  2. Одновременность в перестройки и формирование временных нервных связей;
  3. Отображение временных связей;
  4. Абстрактность и отвлечение понятия;
  5. Утомляемость и влиятельность рефлексов.

Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами

Взаимодействие между системами, заключается в проявлении избирательной иррадиации нервных процессов между ними. Такое взаимодействие характеризуется наличием связей сенсорных зон коры больших полушарий между собой, которые воспринимают стимулы и нервные структуры. Также существует, между сигнальными системами, иррадиация торможения.

Стадии взаимодействия сигнальных систем в процессе онтогенеза:

  1. Реализация условных рефлексов на уровне первой сигнальной системы;
  2. Реакция на словесные раздражители вегетативными и соматическими реакциями;
  3. Словесная реакция, реализация второй сигнальной системы (начинается с произношением отдельных слов, связанных с отдельным предметом. Затем слова обозначают действия и переживания. Чуть позже происходит дифференциация слов на категории. В конечном итоге с каждым годом жизни ребенка увеличивается его словарный запас);
  4. Появление условных рефлексов;
  5. Выработка двигательных и речевых стереотипов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Для различения высшей нервной деятельности (ВНД) животных и человека И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности. Первая сигнальная система имеется и у животных и у человека.

Деятельность этой системы проявляется в рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней и внутренней среды, за исключением смыслового содержания слова. Сигналами 1-й сигнальной системы являются запах, цвет, форма, температура, вкус предметов и т.д. Эти сигналы воздействуют на рецепторы анализаторов, от которых в головной мозг поступают нервные импульсы. И человек и животные в результате деятельности 1-й сигнальной системы осуществляют анализ и синтез этих нервных импульсов.

Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности.

Характерными чертами условных рефлексов 1-й сигнальной системы являются:

1) конкретность сигнала (то или иное явление окружающей действительности);

2) подкрепление безусловным раздражителем (пищевым, оборонительным, половым);

3) биологическая природа достигаемого приспособления (к наилучшему питанию, обороне, размножению).

Сигналами 2-й сигнальной системы являются слова устной и письменной речи, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Деятельность 2-й сигнальной системы проявляется, главным образом, в речевых условных рефлексах. Сигнальное значение слова для человека заключается не в простом звукосочетании, а в его смысловом содержании (в отличие от дрессированных животных. Причём смысловое значение слова, например апельсин, не зависит от звучания этого понятия на рзличных языках.

Слово для человека является таким же и даже более сильным физиологическим раздражителем, как предметы и явления окружающего мира. Вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной заменять и обобщать все раздражители 1-й сигнальной системы. Сигналы 1-й сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами 2-й сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и более высших порядков.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления, присущего только человеку. Абстрактное мышление позволяет человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений окружающего мира, мыслить словами, заменяющими эти предметы, словесно сопоставлять и обобщать их в виде понятий и умозаключений. В осуществлении функций 2-й сигнальной системы принимают участие структуры правого и левого полушарий головного мозга.

Человек, как и животные, рождается только с безусловными рефлексами. В процесс роста и развития и у человека и у животных происходит формирование условных рефлексов 1-й сигнальной системы. У человека процесс развития ВНД на этом не заканчивается и на базе 1-й сигнальной системы формируются условные рефлексы 2-й сигнальной системы. Они начинают формироваться, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающий мир. Условные рефлексы у него на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Следовательно, поведение человека складывается из безусловных рефлексов, условных рефлексов 1-й сигнальной системы и условных рефлексов 2-й сигнальной системы.

В физиологических условиях 2-я сигнальная система несколько притормаживает активность 1-й сигнальной системы. С появлением 2-й сигнальной системы возникает новая форма нервной деятельности – отвлечение и обобщение множества сигналов, поступающих в мозг. Это обусловливает высокую степень адаптации человека к окружающей среде. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающем мире.

Характерными чертами условных рефлексов 2-й сигнальной системы являются:

1) распространение сигнального значения слов на все смежные, похожие факты и явления, т.е. всё более широкое обобщение понятий и отвлечение от конкретных частностей (человек идёт, поезд тоже идёт, часы идут, дождь идёт и т.п.);

2) одномоментность формирования и перестройки временных нервных связей. Например, можно объяснить приезжему, как найти нужный ему дом, и человек, никогда не бывший в этом городе, прямо придет к месту назначения Животное же, чтобы найти правильный путь в лабиринте, сделает множество проб и ошибок.

4) Чем более абстрактно и отвлеченно понятие, выраженное словом, тем слабее связь этого словесного сигнала с конкретным сигналом 1-й сигнальной системы.

5) Более высокая утомляемость и подверженность внешним влияниям рефлексов второй сигнальной системы по сравнению с первой.

Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явлении избирательной иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между сенсорными зонами коры больших полушарий, воспринимающими стимулы и нервными структурами, обозначающими эти стимулы словами. Между двумя сигнальными системами существует также иррадиация торможения. Выработка дифференцировки к сигнальному стимулу может быть воспроизведена и при замене дифференцировочного раздражителя его словесным обозначением.

Позже ребенок начинает произносить отдельные слова. Сначала они не связаны с каким-либо предметом. В возрасте 1,5–2 лет часто одним словом обозначается не только предмет, но и действия и связанные с ним переживания. Лишь позже происходит дифференциация слов на категории, обозначающие предметы, действия, чувства. Появляется новый тип связей: непосредственный раздражитель – словесная реакция.

На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 слов и более. Он уже может объединять слова в простейшие речевые цепи и строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500–700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Появляется новый тип связей: словесный раздражитель – словесная реакция.

С развитием речи у ребенка в возрасте 2–3 лет усложняется интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения величин, весов, расстояний, окраски предметов. В возрасте 3–4 лет вырабатываются различные двигательные и некоторые речевые стереотипы.

Основоположником учения о высшей нервной деятельности (ВНД) является великий физиолог И.П.Павлов (1849-1936). В его учении заложены идеи и подход к исследованию высших функций мозга. Оно раскрывает некоторые закономерности работы головного мозга, позволяет познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления, сознания. Физиология ВНД становится наукой о нейрофизиологических механизмах психики и поведения с опорой на принцип рефлекторного отражения мира.

Переход И.П.Павлова на физиологические позиции в истолковании психического возбуждения слюнных желёз считают датой рождения метода условных рефлексов, поскольку для их возникновения необходимы определённые условия. Условный рефлекс – средство и метод объективного изучения психической деятельности мозга.

Высшая нервная деятельность (ВНД) человека – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательную переработку информации и приспособительное поведение в окружающей среде.

Для исследования ВНД предложено много методов, одним из первых был апробирован И.П.Павловым метод условных рефлексов. Павлов считал, что одними безусловными рефлексами не может быть обеспечено приспособление к внешней среде и, что по мере развития организма безусловные рефлексы постепенно замещаются условными рефлексами. Условные рефлексы – это рефлексы на будущие события. Биологическое значение условных рефлексов состоит в их предупредительной, сигнальной роли. Они имеют для организма приспособительное значение, готовя организм к будущей полезной поведенческой деятельности и помогая ему избежать вредных воздействий, эффективно адаптироваться к окружающей природной и социальной среде. В лаборатории Павлова пользовались искусственными условными рефлексами. Это рефлексы на такие сигнальные раздражители, которые в природе не имеют отношения к безусловному (подкрепляющему) раздражителю.

Образование условных рефлексов (УР) начинается с первых дней или недель жизни человека. В это время происходит наиболее интенсивное развитие корковых структур и формируются отдельные корковые поля, связанные с соответствующими рецепторами. Так как в этот период жизни основные функции организма сводятся к приёму пищи, то раньше всего формируются пищевые условные рефлексы. Образуются они в возрасте 8-15 дней на сложный комплекс тактильных, проприоцептивных и лабиринтных раздражителей. На 2-4-ой неделе начинают образовываться искусственные пищевые и защитные УР на вестибулярные раздражители. С 3-4-ой недели – УР на проприоцептивные раздражения. В конце 1-го месяца вырабатываются УР на запахи. В тот же период образуются условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуки.

В грудном возрасте в начале 2-го месяца УР образуются на свет, на кожно-тактильные раздражители, а также условные защитные рефлексы на вкусовые вещества. Ранние УР у детей ещё неустойчивы и слабо выражены. Способность к анализу внешних раздражителей выявляется на примере образования дифференцировок. На 2-ом месяце у ребёнка почти все анализаторы различают раздражения, значительно отличающиеся один от другого. На 3-4 месяце анализаторная функция коры мозга быстро совершенствуется и позволяет вырабатывать более прочные и тонкие дифференцировки.

В ясельный период характеризуется не только выработкой отдельных УР, но и формированием динамических стереотипов в более короткое время, чем у взрослых. Системы условных связей, выработанные в это время, отличаются особой прочностью, и большинство из них сохраняет своё значение в течение всей последующей жизни. Воспитание детей в сенсорно обогащённой среде ускоряет их психическое развитие. Особо важное значение имеет взаимодействие возбуждений, обеспечивающих возникновение ощущений и двигательную активность. До 5 лет идёт совершенствование УР деятельности, что выражается в увеличении числа динамических стереотипов.

Условные рефлексы подчиняются закону силы: с увеличением силы стимула ответная реакция возрастает. На один и тот же раздражитель можно выработать различные УР. Например, звонок перед началом урока информирует учащихся о необходимости приступить к занятиям, в конце урока – о начале перемены.Последовательная совокупность ряда УР представляет собой динамический стереотип.В коре полушарий при длительном использовании одной и той же последовательности условных сигналов (внешний стереотип) создаётся определённая система связей (внутренний стереотип). Динамический стереотип мешает созданию нового (легче человека научить, чем переучить). Это касается и научных концепций, когда учёные с большим трудом воспринимают новое.

Механизм образования УР И.П.Павлов объяснял формированием временной связи между корковым центром безусловного рефлекса и корковым центром анализатора, на рецепторы которого действует условный раздражитель, т.е. связь замыкается в коре мозга. В основе замыкания этой связи лежит процесс доминантного взаимодействия между возбуждёнными центрами. Позднее физиолог Э.А.Асратян доказал, чтообразование условных рефлексов с прямыми и обратными связями является общей закономерностью ВНД. УР может замыкаться не только в коре мозга, но и на других уровнях ЦНС. На клеточном и молекулярном уровнях временная связь замыкается с помощью механизмов памяти. В начале выработки УР связь осуществляется только механизмом кратковременной памяти – распространения возбуждения между двумя возбуждёнными корковыми центрами. По мере повторения действия условного и безусловного раздражителей и повторяющегося возбуждения соответствующих центров, распространение возбуждения между ними переходит в долговременную память: возникают структурные и биохимические изменения в нейронах.

Одной из особенностей ВНД человека является наличие у него второй сигнальной системы. Первая сигнальная система обеспечивает формирование непосредственного представления об окружающей действительности. Сигналами для первой сигнальной системы служат предметы, явления и отдельные их свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Первая сигнальная система есть у человека и у животных. Вторая сигнальная система (ВСС) есть только у человека. Вторая сигнальная система обеспечивает формирование обобщённого представления о действительности с помощью разговорного языка.

Содержание понятий во ВСС фиксируется в словах, образах художественных произведений, математических символах. У животных тоже имеется язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, словесная сигнализация – речь, язык позволяет передавать опыт, знания предков потомкам, даёт накапливать знания об окружающей среде и повышает власть человека над окружающим миром. Вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой СС, так как через неё поступает необходимая информация во вторую сигнальную систему.

Речь – это форма общения людей с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, как формой мышления, и внешней, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям, она может быть устной и письменной. Речь – это одна из форм использования языка.

Т.о., первая СС обеспечивает конкретно-чувственное отражение. При этом вначале формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, ведущее к восприятию.

Сигналами второй СС являются слова, с помощью которых осуществляется переход от чувственного образа к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Слово – основной элемент второй сигнальной системы.

Если к первой относятся разнообразные процессы, происходящие в мозге в ответ на раздражители среды, и она является чувственной основой для построения человеком субъективного мира, то ко второй относят все процессы, связанные с восприятием речевых, словесных сигналов. Таким образом, сигнальная система отвечает за восприятие и появление реакции на внешние стимулы, что позволяет человеку адаптироваться к среде и адекватно вести себя в зависимости от условий.

Развитие второй сигнальной системы сопряжено с трудом и ростом значения социума для человека. 1-я сигнальная система выполняет функцию по непосредственному отражению мира через сигналы от органов чувств, 2-я – через отвлеченные, общие понятия. В процессе чтения, разговора именно вторая система приводит к появлению ассоциаций со словами. Она является базисом для абстракций, а значит, и для мышления.

Зависимость двух систем легко проследить на примере глухих детей. Без возможности слышать издаваемые звуки и подражать окружающим у них не развивается речь. Обе системы оказывают влияние и контролируют друг друга, вторая система способна управлять безусловными рефлексами.

Левое и правое

  • Центр речи Брока (повреждение приводит к отсутствию устной речи).
  • Центр Вернике (поражение этой области сказывается на возможностях понимания смысла).
  • Оптический центр (повреждения здесь ведут к деградации восприятия написанного).

Перечисленные центры сосредоточены в левом полушарии, что, по-видимому, связано с праворукостью. Нередко левое полушарие называется отвечающим за вторую сигнальную систему. Если оказывается влияние на работу левого полушария, то, как правило, возникают проблемы с обработкой речи, произнесением слов, пониманием текстов, решением головоломок, а первая сигнальная система никак не страдает.

Наоборот, при угнетении правого полушария эмоциональная сторона музыки, звуки, вид предметов нарушаются, а все мыслительные и речевые функции остаются в норме. Разделение по полушариям подтверждается также тестами на обращения к людям в разных формах (словесной или неречевой).

Социализация

Речевая функция приобретается через обучение. У ребенка не выработается способность говорить, если он будет лишен общения. Слово становится раздражителем уже в первый год жизни, а именно во второе полугодие.

Начало второго года знаменует собой переход слова с второстепенных ролей на главные. Оно становится самостоятельным и ведущим раздражителем. Важным фактором прихода к этому результату является изменение декораций и условий при неизменности слова во время обучения ребенка.

Постепенно слова, оставаясь связанными с комплексами явлений, превращаются из звуковых раздражителей в речевые сигналы. Физиология объясняет это активностью разных очагов в мозге. Возбуждение, связанное с раздражителем–предметом, становится синхронизировано с возбуждением от слова. Так рождается единая сетка, включающая обе области.

Только ко времени поступления в начальную школу у ребенка ведущей становится система, отвечающая за речевые рефлексы, но и первая не теряет полностью влияния. Для выработки эффективных паттернов поведения полезно сочетать слова и действия по активизации первой системы.

Особенности реакций

1. Если на какое-то слово у человека выработался условный рефлекс, то на слова, сходные с ним по смыслу, также будет происходить рефлекторная реакция.

2. Быстрое формирование и перестройка. Для создания/отмены/изменения стимульно-реактивной связки требуется множество повторений для первой; чтобы связать слова и объект – или, точнее, смысл и объект, – нужны секунды.

Типология

Когда интенсивнее и чаще работает первая – человека относят к художественному типу, когда вторая – к мыслительному. Краткое описание двух крайностей:

  • Художественный тип конкретен. Его притягивает все яркое, образное, наполненное звуками и красками. Художники не могут обойтись без запахов и прикосновений.
  • Мыслительный тип отличается склонностью к абстракциям, аналитике. Яркие картины словно ускользают от взора мыслителя, он все представляет в виде обобщений, словесных определений.

Первая сигнальная система, как уже было сказано, отвечает за ту часть отраженной действительности, которая воспринимается органами чувств. Вторая сигнальная система обеспечивает наполнение смыслом. Ни первая, ни вторая не являются обособленными, что легко заметить при изучении рефлексов последней.


  • Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом;
  • Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека;
  • Как определить свой тип нервной системы самостоятельно.

Человек управляет эмоциями, или эмоции управляют человеком? Конкретного ответа на этот вопрос не может дать даже современная наука. Ближе всего к разгадке этой тайны подобрались ученые-нейрофизиологи, которые связали типы нервной системы человека с чертами характера личности. Сегодня рассмотрим разновидности нервных систем, а также то, как они влияют на нашу жизнь и характер в целом.

Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом

Как и большинство научных открытий в области нейрофизиологии, учение о типах нервной системы основал И.П. Павлов еще в 1927 году. Сегодня под этим понятием подразумевают совокупность всех врожденных и приобретенных в течение жизни уникальных свойств нервной системы человека, которые являются основной причиной различия в поведенческих реакциях при влиянии одних и тех же раздражителей окружающего мира.

Абсолютно все процессы нашей нервной системы заключаются в двух механизмах: возбуждение и торможение. Они в свою очередь имеют свои свойства, которые и определяют тип нервной системы:

  • Сила.
  • Уравновешенность.
  • Подвижность.

На основе этих показателей и уровня их проявления у конкретного человека, выделили четыре типа нервной системы, каждому с которых соответствует определенный тип темперамента.

Первый из них – неуравновешенный сильный тип, ему соответствует холерический тип темперамента. У людей с данным типом наблюдается быстрое реагирование возбуждающих условных рефлексов, тогда как тормозные механизмы формируются с трудом, нередко со значительным подключением волевого компонента. При нарушении нормального функционирования вегетативных функций, их восстановление происходит довольно долго и часто парциально.


Следующая разновидность – сильный уравновешенный инертный тип, которому соответствует флегматичный тип темперамента. Обычно, положительные тормозные условные рефлексы у таких людей формируются в течение длительного периода, но после завершения этого процесса, они становятся устойчивыми и почти неизменными. Процессы восстановления и приспособления вегетативных функций протекают так же медленно.

Третий тип – сильный подвижный уравновешенный, соответствует сангвиническому типу темперамента. Особыми отличиями нервной системы таких людей является способность быстро подстраивать положительные и отрицательные условные рефлексы к разновидности внешнего раздражителя. Кроме того, им свойственно быстрое полное восстановление вегетативных функций сразу после устранения действия раздражителя.

И наконец последний – слабый тип, которому соответствует меланхолический тип темперамента. У людей с этим видом нервной системы, наблюдаются слабые возбуждающие и тормозные механизмы. С большим трудом образуются условные рефлексы и даже имеющиеся могут тормозиться. Вегетативные процессы после нарушения полностью не восстанавливаются, протекают вяло и легко травмируются.

Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека

В классическом понимании характер, как компонент психики человека, – это совокупность специфичных индивидуальных особенностей нервной системы, соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, а также особенностей окружающей среды, в которой формируется личность. Поэтому тип нервной системы является своеобразным базисом для дальнейшего формирования характерологических черт индивидуума. Иногда человек физиологически запрограммирован медленнее мыслить или быть вспыльчивым. Но важно понимать, что любым характеристикам можно найти применение, или пустить их в более мирное русло.


Как ни странно, тип нервной системы влияет не только на характер, но и на склонность к определенным способностям личности. В основе этого явления лежит взаимодействие и соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, формируя три основных типа:

  • Художественный тип. Благодаря преобладанию деятельности первой сигнальной системы, у людей такого типа хорошо развито эмоционально-образное мышление, что способствует развитию художественных способностей и творческого потенциала.
  • Мыслительный тип, при котором вторая сигнальная система преобладает над первой и характеризуется доминантой абстрактного мышления. Владельцы такого типа обычно имеют развитые математические способности.
  • Смешанный тип – это когда у человека нет яркого доминирования какой-либо из сигнальных систем.

Вот почему важно развивать те способности, которые заложены природой. Не может человек с художественным типом стать математиком, а если и получится это сделать, то вряд ли это принесет ему чувство удовлетворенности жизнью.

Как определить свой тип нервной системы самостоятельно

Для определения типа нервной системы существует множество онлайн-тестов и опросников, но не все они одинаково точны. Я проверила на себе некоторые из них и как результат – вот моя личная тройка лидеров:

1. Опросник Стреляу – точный онлайн-тест, который позволяет определить уровень процессов возбуждения и торможения, а также общий уровень уравновешенности. Единственным его недостатком является довольно большое количество вопросов, поэтому прохождение может занять у вас некоторое время.

2. Теппинг-тест – позволяет определить свойства нервной системы через проверку психомоторных навыков. Обычно, для проведения этого теста нужна помощь еще одного человека, но есть и онлайн-версии.

3. Тест на определение типа темперамента. Так как существует прямая взаимосвязь типа темперамента и типа нервной системы, можно воспользоваться любыми тестами на определение темперамента .

Вы можете найти и другие способы, но определить тип нервной системы абсолютно точно и наиболее развернуто может только квалифицированный специалист.

Важно понимать, что от типа нервной системы зависит большинство наших поведенческих реакций, поэтому постарайтесь принимать себя и окружающих такими, какими их создала природа.

Высшая нервная деятельность животных и предпосылки для возникновения высшей нервной деятельности человека

Сигнальная система - это система условно-рефлекторных связей организма с окружающей средой. Высшая нервная деятельность животных имеет ряд качественных отличий от высшей нервной деятельности человека. В процессе эволюции сформировалась высшая нервная деятельность животных и на ее основе образовалась качественно новая высшая нервная деятельность человека. У животных создаются лишь условия для формирования высшей нервной деятельности человека, это:


  1. способность к выработке условных рефлексов на комплекс раздражителей. При формировании комплексов каждый отдельный раздражитель теряет свое значение, главное - это определенные отношения между раздражителями способность различать похожие комплексы;
  2. у животных имеется высокая способность к обобщению условно-рефлекторной деятельности. Проявляется в генерализации условного рефлекса;
  3. способность к выработке условного рефлекса высшего порядка, т. е. у высших животных можно выработать рефлекс на базе других условных рефлексов;
  4. способность к выработке цепей условных рефлексов.

В процессе эволюции человек обретает социальную деятельность, на основе которой формируется его высшая нервная деятельность. "Особенность высшей нервной деятельности человека в том, что в процессе эволюции возникла прибавка к его психической и умственной деятельности - 2-я сигнальная система" (Павлов).

Характеристика первой сигнальной системы и ее морфологический субстрат

1-ая сигнальная система - система условнорефлекторных реакций на конкретный раздражитель. Она есть у животных и человека. Проявляется в формировании условных рефлексов на каждый конкретный (предметный) раздражитель из внешней и внутренней среды. Осуществляется за счет коры головного мозга. Морфологический субстрат 1-ой сигнальной системы - вся кора головного мозга за исключением мозгового отдела речевого анализатора.

1-ая сигнальная система формируется за счет деятельности различных сенсорных систем организма. Отправной пункт - возбуждение периферических рецепторов. За счет возбуждения сенсорных систем в коре головного мозга возникает определенные ощущения на основе которых формируется чувствительные образы, обеспечивающие восприятие окружающей среды. 1-ая сигнальная система обеспечивает конкретное, предметное мышление.

Вторая сигнальная система. Ее морфологический субстрат

2-ая сигнальная система - система речи - система условно-рефлекторных связей на речевой раздражитель. Обеспечивает восприятие и воспроизведение речи. Эта система функционирует как речедвигательный анализатор, состоящий из 3-х отделов:


  1. периферический - рецепторы звукопроизносящих органов (мышцы ротовой полости, гортань);
  2. проводниковый - 3-х нейронный: 1- в черепно-мозговых ганглиях; 2 - в образованиях ствола мозга; 3 - в зрительных буграх;
  3. мозговой отдел анализатора - в левом полушарии (у праворуких) - состоит из 3-х компонентов:


  • - моторный центр Брока в нижних отделах лобной доли, куда проецируется мышцы звукопроизносящего аппарата;
  • - центр Вернике - сенсорный - в височной доле - обеспечивает восприятие речи;
  • - центр восприятия письменной речи - в затылочной области коры головного мозга.

Субстрат 2-ой сигнальной системы - мозговой отдел речедвигательного анализатора. Эта система возбуждается под действием речевых раздражителей, т. е. для нее адекватный раздражитель - слово. За счет деятельности 2-ой сигнальной системы в коре головного мозга возникают абстрактные образы, т. е. абстрактное мышление.

Особенности 2-ой сигнальной системы по сравнению с 1-ой сигнальной системой:


  1. высокая степень иррадиации возбуждения;
  2. высокая частота протекания условных рефлексов и их быстрая перестройка;
  3. легкость возникновения процессов торможения.

Взаимодействие первой и второй сигнальной систем

Первая и вторая сигнальные системы взаимодействуют между собой.

2-ая сигнальная система формируется на базе 1-ой сигнальной системы и в нормальных условиях регулирует деятельность 1-ой сигнальной системы. По мнению Иванова-Смоленского в процессе становления сигнальных систем различают 4 этапа:

1 этап. Н-Н. Есть лишь 1-ая сигнальная система. На непосредственный раздражитель возникает непосредственная ответная реакция. Есть у животных и ребенка 1-го месяца жизни.

2 этап. С-М. На словесный раздражитель - непосредственная реакция. ("Брысь" - уход.) Есть у детей.

3 этап. М-С. Становление речи. На непосредственный раздражитель - словесная реакция (ребенок на 2-ом году жизни).

4 этап. С-С. На сложный раздражитель - словесная реакция.

2-ая сигнальная система на базе 1-ой сигнальной системы, обеспечивая особый уровень высшей нервной деятельности человека, делает возможным существование человека в социальной среде.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.