Попал в аварию нервы


Мне часто приходится помогать пациентам преодолевать поставарийный синдром, когда попавшие в ДТП испытывают страх и не могут нормально водить машину. Но это состояние возникает гораздо позже самой аварии. Сейчас я хочу поговорить о психологическом шоке, который сразу же после аварии парализует человека и не дает ему действовать адекватно обстановке.

Любой шок имеет две фазы. Первая – так называемая эректильная, или подъем активности бывает достаточно кратковременной. У пострадавшего развивается сильное возбуждение всей нервной системы. Человек размахивает руками, говорит много лишнего и вообще совершает много абсолютно ненужных поступков в ущерб действиям, необходимым в данный момент.

У человека резко снижается критическое отношение к окружающим событиям и к своему состоянию. Например, он может не ощутить собственных повреждений (порой достаточно серьезных) или переживать не о повреждениях автомобиля и даже не по поводу жизни пострадавших людей, а по поводу того, что испачкал любимую куртку или где-то потерял новые часы.

Эта фаза короткая. Потом наступает так называемой торпидная фаза шока, которая характеризуется, наоборот, выраженным торможением нервной системы и резким понижением всех жизненных функций организма. Пострадавший бледнеет, слабо реагирует на внешние воздействия, у него появляются вялость и сонливость. Сознание резко сужается — человек сидит как оглушенный, и не в состоянии принять даже самых необходимых срочных мер. Например, он смотрит, как из бака вытекает бензин, но ничего не делает.

В любом случае, если вы попали в ДТП, главное — возвратить себя к адекватной оценке происходящего до того, как на место аварии прибудет инспектор ГИБДД. Общаться с ним нужно с абсолютно холодной головой.

В стрессовой ситуации человеку свойственно упрощать свои действия до уровня рефлекторных, следовательно, ничто так не поможет правильно себя вести, как отработанная и продуманная схема действий. Постарайтесь составить заранее последовательность действий при ДТП (об этом написано много всего).

Что можно рекомендовать сразу?

Первое, оцените всю обстановку вокруг. Не мешаете ли вы движению, и нет ли дополнительной опасности. Выставьте знак аварийной остановки и сами постарайтесь не находиться на проезжей части дороги.

Это важно, так как при шоке, сознание и восприятие значительно сужено и человек не может адекватно воспринимать реальность вокруг. Масса случаев, когда пострадавший в ДТП становится жертвой другой аварии, не заметив проходящей мимо машины.

И здесь важно вернуться к той самой реальности. Посмотрите на часы, отметьте который час. Мысленно отметьте расположение транспортных средств, людей и окружающих предметов, как близких, так и далеких.

Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, сосредоточившись на этом процессе.

Помните, что для восстановления Вашего состояние требуется время. Не оценивайте ваш материальный ущерб, пока находитесь в заторможенном или возбужденном состоянии. Вы можете сильно ошибиться.

Постарайтесь трезво оценивать действия окружающих Вас людей, как участников ДТП, так и свидетелей. К сожалению те, кто в такие моменты оказывается рядом, не всегда готов помочь, и могут преследовать далеко не благовидные цели. Это могут быть и те, кто зарабатывает подставами, и мародеры, и обычные воры. Кроме того безобидное на первый взгляд предложение переместить одно из транспортных средств, чтобы не мешать движению, может кардинально изменить дальнейшую оценку ДТП инспектором.

При оформлении ДТП не делайте никаких заявлений сгоряча. Помните, что здесь, как нигде, уместна знаменитая фраза: "Все сказанное вами может быть использовано против вас".

При составлении протокола вежливо и без лишних эмоций настаивайте на фиксировании подробностей, кажущихся вам важными. Иногда это бывает очень полезно. Но не кричите и не ругайтесь. Если момент аварии был зафиксирован на Ваш видеорегистратор, укажите это в протоколе, описав тип регистратора, носитель информации.

И главное. Оставайтесь на месте, как бы ни была тяжела авария и велика ваша вина! Помните о первичной неадекватности действий, не позволяйте своему парализованному страхом сознанию толкать вас на бегство. Лучше все трезво взвесьте и примите все необходимые срочные меры. В этом случае вы имеете гораздо больше шансов перед законом.

Вы должны понимать, что все произошедшее УЖЕ ПРОИЗОШЛО и теперь важно уменьшить последствия аварии и это возможно только при спокойном и внимательном отношении к происходящему. Поэтому чем быстрее Вы вернете себе спокойствие, тем лучше!

Надеюсь, эти советы никогда Вам не пригодятся…


Что делать сразу после аварии

Далее необходимо убедиться, что в ДТП никто не пострадал и никому не требуется срочная медицин­ская помощь. Если же пострадав­шие есть, звоните в экстренные службы и вызывайте медицин­скую помощь. Если авария произошла вдали от цивили­зации или ранение серьёзное, то можно отправить постра­давшего на попутном транспорте.

Если угрозы жизни или здоровью участников ДТП нет, то не пере­мещайте аварийные авто­мобили, не трогайте осколки фар или разбросанные части кузова. Попробуйте найти свидетелей случив­шегося и попросите их контакты. Обяза­тельно сделайте подробные фото места происше­ствия с разных ракурсов. Не забудьте крупно сфото­графи­ровать повреждения кузова и других агрегатов авто­мобиля. Общие фото постарайтесь сделать так, чтобы в кадре были видны вывески с назва­ниями улиц и номерами домов. Позже такие фото помогут осуществить привязку места ДТП к окружающей местности.

Совет: не забывайте о личной безопасности. В стрессовой ситуации легко не заметить проезжающий мимо транспорт, выйти на встречную полосу и так далее. Тем более, что и водители проезжающих мимо машин наверняка будут отвлекаться на разбитые машины и терять концентрацию.

Как правильно оформить ДТП

Теперь участникам аварии пора обсудить её обстоятельства: кто нарушил ПДД и какой ущерб нанесён автомобилям. От этого зависит, каким образом можно будет оформить проис­шествие. Существует несколько вариантов.


Уже несколько лет в России действует так называемый Евро­протокол, в рамках которого участники дорожного проис­шествия сами заполняют все бумаги для страховых компаний. Этот вариант наиболее быстрый и относи­тельно простой, однако его приме­нение возможно только при выпол­нении нескольких условий:

В аварии не пострадали люди.

Автомобилей, которым нанесён ущерб, не больше двух.

У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО.

Ущерб, нанесённый каждому из автомобилей, не превышает 400 000 рублей.

Участники аварии пришли к согласию, кто в ней виноват.

Последнее условие не является обязательным: оформить ДТП по Европротоколу можно и при разно­гласиях сторон. Но в этом случае макси­мальный размер возмещения будет уже не 400 000 рублей, а 100 тысяч рублей. До этой отметки снижается сумма возмещения и в том случае, если участники не предо­ставили в страховую компанию фото­графии с места происшествия.

Для оформления Европротокола водители заполняют в двух экземплярах бланк установ­ленного образца (его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО) с указа­нием своих данных, номеров авто­мобилей и схематичным изобра­жением места ДТП. Каждый забирает себе по экземпляру.

Совет: придя к согласию по поводу обстоятельств ДТП и оформив бумаги для страховой, не поленитесь обменяться с другим водителем расписками о том, что вы не имеете друг к другу претензий. Такая бумага предо­хранит вас от возможных разбира­тельств в будущем, если второй участник вдруг изменит своё мнение.


Скорее всего, придётся вызывать ДПС и в том случае, когда у одного из пострадавших есть полис КАСКО: обычно страховые компании выплачи­вают по нему компенсацию только при наличии справки о ДТП, подписанной сотрудниками ГИБДД.

Однако реалии таковы, что сотрудников, оформляющих аварии, в полиции стало меньше — и ждать их на месте ДТП можно очень долго. Особенно в столице и других крупных городах. Если происше­ствие не очень серьёзное, то после звонка в ГИБДД участников аварии могут попросить приехать прямо в ближайшее отделение Госавто­инспекции, где аварию оформят в группе разбора. И в этой ситуации вам особенно пригодятся макси­мально подробные фото­графии места проис­шествия со всех сторон и ракурсов.

В любом случае сотрудник ГИБДД должен выдать каждому постра­давшему справку по форме № 154 (с угловым штампом и круглой печатью), копию протокола об админи­стративном право­нару­шении или опреде­ление об отказе в возбуж­дении админи­стративного дела, а также копию квитанции-постанов­ления.


Бывает, что в аварию попадает только один автомобиль — сталкива­ется со столбом или отбойником, вылетает с дороги. Машина может пострадать, даже попав в глубокую яму, и это тоже счита­ется дорожно-транс­портным проис­шест­вием. Но здесь важно понимать, что подобные повреж­дения офици­ально признают ДТП только в том случае, если они были получены во время движения по проезжей части, а не на парковке, стоянке или во время пребывания во дворе. Инцидентами на этих территориях занимаются уже участковые полицейские.

Алгоритм действий после столкновения с деревом похож на тот, что мы уже описали для обычной аварии. Оцените состояние всех пассажиров и своё собственное — не нужно ли вызвать скорую. Выставьте знак аварийной остановки, найдите свидетелей и запишите их контакты. Затем позвоните в ГИБДД и, если этого требует ваш полис, в страховую компанию. Обязательно составьте подробный план места происшествия и сделайте много детальных фото.

Если сотрудники ДПС приехали на место аварии, проверьте, чтобы они точно зафиксировали в протоколе название участка дороги, все её особенности (ширина проезжей части, количество полос), описали прилегающие элементы (кюветы, обочины, тротуары). Также важно, чтобы инспектор указал качество дорожного полотна на участке, где произошло ДТП, и условия видимости на момент составления протокола. Кроме этого протокола, вам необходимо получить у сотрудника ГИБДД постановление об отказе в возбуждении дела об административной ответственности.

Если по каким-то причинам забрать разбитый в ДТП автомобиль с места аварии нельзя — например, требуется экспертиза его технического состояния или водитель серьёзно пострадал и его отправили в больницу, то машину поместят на специальную стоянку ГИБДД, откуда её позднее можно будет получить, предъявив полный комплект документов, подтверждающих собственность или ваше право на совершение этих действий (например, доверенность от собственника).

Как возместить ущерб после ДТП

Уже несколько лет в России действует схема прямого страхового возмещения: вне зависимости от обстоятельств аварии за компенсацией нужно обращаться в ту компанию, где вы страховали свой автомобиль и свою гражданскую ответственность (то есть приобретали полисы КАСКО и ОСАГО). Схема предполагает определённую последовательность действий.


Это необходимо сделать в течение пяти дней с момента ДТП, предоставив страховщикам оригиналы документов на машину (ПТС и СТС), гражданский паспорт и водительское удостоверение, извещение о ДТП и копию протокола, страховые полисы и заявление на выплату возмещения, а также банковские реквизиты для перечисления средств.

Если в ДТП были пострадавшие, к документам придётся приложить ещё и подтверждение расходов на лекарства и медицинские услуги, справку о госпитализации скорой помощью, выписку из истории болезни, медицинское заключение. Не обязательно лично привозить весь пакет документов в офис компании — закон разрешает пересылать документы по почте.


На осмотре сотрудник страховой компании (оценщик) сфотографирует и опишет в специальном акте повреждения автомобиля, а также вынесет вердикт: какие узлы и детали подлежат замене, а какие — ремонту. По итогам осмотра уже через несколько дней на ваш банковский счёт будут перечислены деньги. Или, если это предусмотрено договором о страховании, автомобиль направят на ремонт в автосервис, с которым сотрудничает страховая компания.


Если выводы оценщика страховой компании кажутся вам неверными или смущает сумма обещанного возмещения, можно сделать незави­симую оценку полученных автомо­билем повреждений. Для этого придётся обратиться (и вновь предоставить машину) в одну из компаний, имеющих лицензию на проведение независимых исследо­ваний. Её специалист, в свою очередь, оценит техническое состояние авто­мобиля, объём повреждений, как явных, так и скрытых, определит стоимость запасных частей и ремонтных работ. На основании заключения эксперта можно требовать у страховой компании пере­смотра размеров возмещения. С этим же заключением в случае отказа можно обращаться в суд.

И уж точно нужно сделать независимую оценку, если окажется, что у виновника аварии не было действу­ющего полиса ОСАГО или если ущерб превышает лимит возмещения в 400 (или 100) тысяч рублей. Экспертиза покажет, какую на самом деле сумму должен возместить сам виновник — добровольно или по решению суда.

А ещё независимая экспертиза понадобится, если ремонт автомобиля, выполненный по направлению страховой компании, окажется некаче­ственным. Претензии в этом случае также надо предъявлять страховщикам, а не сервису, выполнявшему работы.

Что делать с автомобилем дальше

Прежде всего, не начинайте ремонт машины до оценки повреждений или до тех пор, пока выданная страховой компанией калькуляция вас не устроит. Когда ремонт уже проведён, вы не сможете осуществить повторную экспертизу повреждений, а фото­графий повреждений в качестве доказа­тельств будет явно недостаточно. Страховая откажется рассматривать претензию, а дальнейшую судьбу тяжбы придётся вверить суду.

Но когда все организационные и финансовые вопросы будут сняты, придёт пора решать, что делать с разбитым автомобилем дальше.


После возвращения автомобилю первозданного вида обязательно сохраните все чеки и прочие документы на приобретённые запчасти и проведённые работы. Если потраченные суммы превысят расчётную смету, предложенную вам страховой компанией, можно оспорить размер выплат.

Хороший ремонт означает восстановление рабочих характеристик автомобиля. При этом нужно понимать, что в случае серьёзного повреждения не всякий ремонт целесообразен. Так что даже сервисный центр может взяться за работу лишь в случае, если будет уверен в дальнейшей беспроблемной эксплуатации машины. Ведь на ремонтные работы сервисы обычно предоставляют гарантию.


Помните, что страховая компания может не только отремонтировать автомобиль, но и выплатить вам расчётную остаточную стоимость машины на момент аварии. Конечно, эта сумма будет учитывать и естественный износ автомобиля на момент ДТП, и причинённый ущерб. Если вы решитесь взять эти деньги, машину придётся отдать страховой компании.

Стоит ли так поступать — зависит от того, что вам кажется более выгодным. В некоторых случаях оказывается экономически целесообразнее продать остатки автомобиля на запчасти самостоятельно, чем получать от страховой компании компенсацию.


Если машину после ДТП не восстановить и по частям она тоже ничего не стоит, остаётся её утилизировать. В этом есть смысл, так как после утилизации можно получить скидку в несколько десятков тысяч рублей на покупку нового автомобиля.

Попав в аварию, обозначьте место столкновения знаком, оцените состояние здоровья пострадавших, сделайте фотографии повреждённых автомобилей и места ДТП.

Оформите ДТП по Европротоколу, а если авария серьёзная или её обстоятельства вызывают споры — вызывайте сотрудников ДПС.

С заполненным бланком Европротокола или со справкой из ГИБДД обратитесь в свою страховую компанию за возмещением. Предоставьте для осмотра повреждённый автомобиль.

Если восстановить машину за счёт страховой компании не получается, делайте независимую экспертизу и требуйте возмещения через суд.

Ремонтируйте автомобиль только после решения всех споров о возмещении ущерба.


Материал по теме

Что делать, если машину поцарапали


Материал по теме

Что делать, если ваш автомобиль эвакуировали

1. Главный совет, если вы стали участником ДТП и ничего себе и другим не повредили, — не паникуйте. Это всего лишь железо пострадало! Но, как известно, ничто не нервирует человека больше, чем просьба не нервничать. Так что на деле совет обычно оказывается бесполезен. Авария, какой бы она ни была по счету в вашей жизни, в любом случае стрессовая ситуация. Разница лишь в том, что если у вас в голове есть понимание того, как надо действовать, будет легче.

Ну все, приехали….

2. Глупейшая вещь, которую можно сделать, — поддаться страху и начать совершать бесполезные телодвижения: кричать, бегать вокруг поврежденной машины и т.д. В редких случаях люди от испуга и вовсе скрываются с места аварии — все потому, что инстинкт самосохранения подсказывает человеку, что ему следует как можно скорее покинуть опасную территорию. Естественно, так делать не надо. Возьмите себя в руки. В конце концов, все самое страшное (то бишь ДТП) уже свершилось.

3. Для начала заглушите автомобиль, включите аварийку, выставьте знак аварийной остановки, как того требует пункт 2.6 ПДД.

4. Если угрозы здоровью попавших в ДТП нет, зафиксируйте на телефон расположение столкнувшихся автомобилей, точное место аварии и ее последствия. Хорошо, если в кадр попадут не только ваше поврежденное крыло или бампер, но и ближайшие дома с номерными табличками, столбы и другие объекты инфраструктуры — так впоследствии будет проще восстановить полную картину аварии.

5. Сфотографировали? Отлично, а теперь уберите машины с проезжей части, чтобы мелкое ДТП не стало причиной более серьезного инцидента. Далее вариантов несколько.

Вариант А: включаем дипломатию

6а. Если у участников аварии отсутствуют разногласия в том, кто виноват, повреждения у авто несерьезные, а пострадавших нет, но вдруг вскрылось, что у одного или сразу у обоих водителей нет страховки, легче всего будет просто договориться на месте. Такой вариант удобен всем: платить за ремонт виновнику в любом случае придется — вы просто минуете стадию оформления в ГИБДД, штраф 800 рублей за отсутствие страховки и судебное разбирательство с целью компенсировать ущерб от ДТП.

Вариант Б: вооружаемся европротоколом

6б. Далеко не каждый водитель (в особенности новичок) способен при первом взгляде на поврежденный автомобиль прикинуть, во сколько ему обойдется ремонт. В этом случае надежнее будет оформить ДТП без вызова полиции с использованием европротокола. Обратите внимание, что с ноября 2018 года самостоятельно оформить ДТП можно даже в случае разногласий между водителями. Для этого была введена новая форма бланка извещения о ДТП, где можно поставить соответствующие отметки.

7б. После того как документы оформлены, можно ехать дальше по своим делам. Только не забудьте направить свой экземпляр извещения в страховую компанию в течение 5 дней с момента происшествия.

Вариант В: ГИБДД в помощь

6в. Если хотя бы одно из условий в вашем случае не может быть соблюдено (например, у виновника просрочена страховка или машин в ДТП несколько), без инспекторов не обойтись. Постарайтесь максимально коротко и точно описать дежурному ситуацию и сообщите, есть ли пострадавшие. Не лишним будет также позвонить в свою страховую компанию — специалисты горячей линии подскажут, как действовать дальше и какие документы необходимо будет получить у инспекторов, чтобы претендовать на страховую выплату.

7в. Ожидание полицейских может затянуться. Потратьте это время на то, чтобы окончательно прийти в себя. Ни в коем случае не следует бесконечно прокручивать в голове мысли о ДТП. Наоборот, постарайтесь отвлечься — поговорите на общие темы с пассажирами, позвоните друзьям или родственникам. Как вариант: покопайтесь в интернете и узнайте, как правильно заполнить объяснительную при ДТП.

Прибывшие инспекторы зафиксируют повреждения автомобилей и возьмут с каждого из участников объяснения. Если есть свидетели, их тоже опросят. Не впадайте в ступор и обращайте внимание сотрудников полиции на те обстоятельства, которые, по вашему мнению, помогут разобраться в произошедшем.

С 2017 года справку о ДТП больше не выдают. Инспектор оформляет аварию и на месте определяет виновника. Ему вручают постановление о привлечении к ответственности, а пострадавшему выдают копию. В спорных ситуациях составляется протокол, который направляется в группу по исполнению административного законодательства (иначе говоря — группу разбора). Участники аварии получают под расписку копии протокола об административном правонарушении.

Едем дальше?

Евгений Шмелев, адвокат:

— Не стесняйтесь проявлять инициативу при сборе доказательств вашей невиновности. Возьмите контакты у очевидцев аварии, попросите инспекторов приобщить к материалам дела запись вашего видеорегистратора. Если неподалеку от места аварии есть камеры видеонаблюдения, дойдите до сотрудников этого магазина (аптеки, банка и т.д.) и попросите руководство предоставить вам запись. Многое будет зависеть от вашей коммуникабельности и настойчивости. Исходя из моей практики, обычно водителям идут навстречу. Сомневаетесь в своих силах — укажите в объяснительной, что инспекторам необходимо истребовать такую видеозапись.

  • Исчерпывающую информацию обо всех юридических аспектах автомобильной жизни вы найдете в нашем Парке документов.
  • Аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки всегда должны быть в багажнике, ведь эти предметы могут спасти здоровье и даже жизнь человека. Буксировочный трос или простые браслеты тоже отнюдь не лишний груз для автомобилиста.

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто. По-научному эти состояния называются поставарийным синдромом. Как с этим жить, как бороться? Проконсультировать по этому вопросу согласился доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования министерства здравоохранения и социального развития РФ Владимир Сергеев.

— Перечисленные состояния вполне поддаются терапии. Поэтому для начала водителю, пережившему ДТП, неплохо бы посетить врача-психотерапевта, откинув в сторону боязнь, связанную с традиционным для нашей страны представлением о таких специалистах.

Итак, поставарийный синдром. Это стрессовое расстройство, психическая травма. Бывает, сам человек не пострадал, поврежден только его автомобиль, но водитель все равно испытывает постоянно тревогу, испуг. Он боится встречных и проезжающих мимо автомобилей, его все раздражает, напрягает сам процесс вождения…

Здесь требуется лечение лекарственными препаратами, психотерапией и на какое-то время полное прекращение вождения транспортного средства.

Но, слава богу, машину приятеля продолжало нести неведомой силой. Он оказался в сугробе (дело было зимой). Пострадала лишь машина.

Вроде бы отделался легким испугом. Но! Заработало психическое расстройство. У него ухудшился сон. Потом рассказывал: только закрою глаза, в мельчайших подробностях предстает эта картина, наваждение просто…

Что тут можно порекомендовать? Во-первых, ситуацию следует детально проанализировать. Мы вместе с приятелем разобрали все его ошибки и попытались понять мотивацию других водителей. Он прочувствовал свою долю вины. Пришел к выводу: не следовало торопиться. Лучше было переждать, не идти на обгон. Однако он понадеялся, что пронесет, поскольку и раньше допускал подобные нарушения, и ничего не происходило.

Он не принял во внимание, что на дороге может быть лед, припорошенный снегом, зимой вообще-то скользко, на дорогу может выскочить со стороны непредусмотренный автомобиль. Плюс он осознал, что намеренно нарушил правила дорожного движения, и это начало входить у него в систему. Но рано или поздно расплата должна была свершиться.

И уже за руль нового автомобиля.

Конечно, полгода — срок индивидуальный. У кого-то поставарийный синдром длится меньше. Но за руль следует садиться лишь тогда, когда страх преодолен: водитель с ним справился (не сам, так с помощью доктора). После перерыва следует попробовать поводить сначала где-нибудь на пустыре, чтобы полностью восстановить все водительские навыки.

Если же будете ездить, пытаясь пересилить себя: преодолевая боязнь, испытывая напряжение, будете вредить себе, последовательно разрушая свой организм. Может давление подскочить, усталость будет ощущаться острее, чаще и в большем объеме, может произойти нарушение сна, как это было у моего знакомого. Поэтому стоит действительно отдохнуть, попринимать успокаивающие лекарства с тем, чтобы полностью восстановиться.

После аварии может возникнуть психическое расстройство — так называемая эмоциональная анестезия. Человек внешне может выглядеть спокойным, но на самом деле он ощущает потерю интереса к прежним занятиям, тревогу, испытывает чувство отдаленности от других людей, у него возникает заторможенность, вплоть до ступора. Или, наоборот, его преследуют унижение, злоба, стыд.

Человек бесконечно корит и винит себя, все время прокручивает в сознании пережитую ситуацию.

Это тоже неправильно, должен быть предел. Надо, повторяю, осознать степень своей вины, разобрав ситуацию в деталях: может ведь быть и такое, что не только ты был не прав, но и другие участники движения. Признайте свою ошибку и сделайте выводы на будущее. Дабы подобное не повторилось впредь!

Некоторые, чтобы успокоиться, начинают пить. Это большая иллюзия. Алкоголь не снимает стресс. Он отключает эмоциональную остроту на какое-то время, но как только воздействие алкоголя заканчивается, все ваши неприятные ощущения возвращаются и, что самое неприятное, с новой силой. Человек выпивает еще и еще раз, разрушая свой организм, а вопросы загоняет вглубь, не решая их.

В итоге к существующим проблемам добавляет еще одну — алкогольную зависимость. Это неверный путь.

Какой вывод можно сделать из сказанного? На дороге возможны непредсказуемые ситуации. Не нарушайте правил дорожного движения, и вам удастся сохранить свои нервы. Но если все же вы попали в аварию, не ждите, что психологические проблемы пройдут сами собой, решайте их с помощью специалиста.

Разноголосица

Катя, 25 лет:
— Я разбила машину друга. Авария не выходит у меня из головы, я не могу спать, за руль своей машины сесть не могу. Страх и паника. А еще сестра все время говорит, чтобы я не садилась за руль, что я умру за рулем, что мне не дано водить!

Мой молодой человек, напротив, не винит меня в аварии, не винит в том, что я разбила его машину, и настаивает, чтобы я не бросала водить. Они оба очень сильно давят на меня. Как быть, как бороться. Понимаю, что не справляюсь со страхами и проблемами сама.

Лариса Пономаренко, пешеход:
— Я ничего подобного не переживала, но с моими знакомыми происходил не один несчастный случай, и их поведение после этого было абсолютно непредсказуемо. Часто осознание свершившегося приходит лишь спустя некоторое время.

Стресс в жизни человека можно рассматривать как ответную реакцию организма на внешние или внутренние факторы жизни — события или эмоции. Обычно он появляется тогда, когда что-то или кто-то нарушает привычный образ жизни человека.

В данной статье речь пойдет о таком стрессе, который возникает неожиданно и вызывается довольно сильным эмоциональным потрясением, а именно — о стрессовых проявлениях у человека, попавшего в дорожно-транспортное происшествие.

Что происходит с психикой и организмом человека, когда он попадает в ДТП? Речи идет об автомобильной аварии, в которой водитель не получил серьезных повреждений, а испытал сильный стресс на психическом и эмоциональном уровне.

Как правило, это неприятное и травмирующее событие сопровождается шоковым состоянием водителя, сильным чувством страха и тем, что он на время полностью теряет контроль над ситуацией.

Многие водители, даже имеющие большой стаж езды за рулем, побывав в ДТП, долгое время не могут чувствовать себя на дороге комфортно, спокойно и уверенно. Они даже когда автомобильная авария осталась далеко в прошлом испытывают стресс каждый раз, когда садятся за руль.

Такая реакция на вождение имеет множество минусов. Во-первых, человек, который боится водить автомобиль или испытывает другие отрицательные эмоции во время езды — тревогу, волнение, чувство вины — в таком состоянии подвергает опасности не только свою жизнь, но и пассажиров. Причиной этому служит то, что негативные эмоции, переживаемые водителем, не дают ему концентрироваться во время вождения, внимательно следить за знаками, светофорами, контролировать не только свою езду, но и предупреждать поступки других участников движения на дороге.

Во-вторых, страх, который присутствует у водителя, побывавшего в ДТП, отнимает у него быстроту и объективность реакции. Если водитель боится ехать, то шансы, что случится повторная автомобильная авария, значительно увеличиваются. На дороге, где человек за рулем отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь и здоровье других людей, не должно быть места сомнениям в собственных силах, неуверенности и страху.

Поэтому каждый водитель должен знать о том, что если он испытывает сильный стресс после аварии, последствия которого мешают ему водить автомобиль так же как и раньше — спокойно, твердо, уверенно — то он должен сделать все для того, чтобы избавиться от его проявлений.

Психика человека и стресс



Не всякий стресс проходит для человека бесследно. Особенно если он напрямую касается его жизни и здоровья. Это относится именно к страху перед вождением. Если человек ощущает его, значит, стрессовая реакция организма была очень велика.

Человек, который испытал сильное эмоциональное потрясение во время автомобильной аварии, может переживать стресс внутри себя еще долгое время каждый раз, когда будет садиться за руль.

Выходит, что авария случилась давно, а эмоции, которые она вызвала у водителя, продолжают возникать в нем, значит, по сути, каждый раз, когда он управляет транспортным средством, то возвращается в тот день и час и мысленно переживает ДТП заново.

Такова реакция психики человека на сильный стресс. Кроме того, травмированный эмоционально водитель может ощущать на себе и другие проявления стрессовой ситуации. Это изменения на телесном уровне — вспотевшие ладони, головокружение, дрожание конечностей рук и ног, невозможность разговаривать за рулем. Также реакция может быть на сознательном уровне: внутренняя скованность и напряжение, спутанность мыслей, нарушение координации движений. Так, водитель может находиться в таком состоянии все время, пока ведет машину. Соответственно, пребывая в нем, он подвергает опасности свою жизнь и жизнь пассажиров.

Как измерить уровень стресса после ДТП?

Некоторые люди, имея привычку жить в условиях постоянного стресса, перестают замечать его проявления или просто привыкают к нему, не пытаясь бороться с отрицательными последствиями. В таком случае им бывает трудно понять, по каким причинам они начинают чувствовать страх за рулем или перед началом вождения.

Не все после ДТП переживают такой сильный стресс, что после него испытывают трудности с управлением авто. Некоторые люди обладают высокой стрессоустойчивостью. Как понять, насколько был силен стресс после аварии и переживает ли психика его последствия?

Это сделать очень просто. Если во время езды не возникает неприятных чувств и человек спокойно ведет машину, даже не вспоминая о произошедшем столкновении, то, скорее всего уровень его стресса очень низкий. В другом случае люди испытывают целую гамму эмоций, когда садятся за руль после ДТП. Это стыд, что с ними случилась авария, вина перед другими участниками дорожного движения или своими пассажирами, страх, что авария может повториться, страх смерти.

Если такие чувства испытывает водитель, то с ними нужно обязательно работать, иначе он не сможет водить машину в спокойном и уверенном состоянии.

Как работать с эмоциями после ДТП?



Самый эффективный способ делать это — работа с психологом. Однако если страх перед вождением не является паническим, то можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого нужно осознать, что за чувство возникает в тот момент, когда начинается процесс вождения. Страх, стыд, волнение, тревога? О чем это чувство? То есть, если это страх — то чего? Чего касается тревога? О чем волнение? Это может быть страх повреждения, тревога о том, что придется быть виноватым в ДТП, волнение, что не удастся справиться с дорожной ситуацией и так далее.

Следующий вопрос, на который следует ответить самому себе: что произойдет, если сомнения или тревога подтвердятся? Уточнив более глубже причины страха или волнения, работу можно продолжить с психологом, если есть такая необходимость и последствия стресса не отступили.

Как вернуть привычку быть спокойным за рулем?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.