Поражение центральной нервной системы и аутизм

Аутизм - Школа доктора Комаровского - Интер (Июль 2020).

Аутизм - это сложное расстройство развития, которое имеет следующие три основные основные функции:

  1. Проблемы с социальными взаимодействиями
  2. Нарушение вербальной и невербальной коммуникации
  3. Модель повторяющегося поведения с узкими, ограниченными интересами

Ряд других связанных симптомов часто сосуществуют с аутизмом.

  • Большинство людей, страдающих аутизмом, имеют проблемы с использованием языка, формирования отношений и надлежащим образом интерпретируют и реагируют на окружающий мир вокруг них.
  • Аутизм - это поведенческое расстройство развития, которое начинается в раннем детстве.
  • Хотя диагноз аутизма не может быть достигнут до тех пор, пока ребенок не достигнет дошкольного или школьного возраста, признаки и симптомы аутизма могут быть очевидны к тому моменту, когда ребенок находится в возрасте 12-18 месяцев, а поведенческие характеристики аутизма почти всегда очевидны время, когда ребенку исполнилось 3 года.
  • Языковая задержка в дошкольных годах (моложе 5 лет), как правило, представляет проблему для детей с тяжелыми последствиями аутизма. Дети с более высоким уровнем функционирования с аутизмом обычно идентифицируются с поведенческими проблемами, когда они в возрасте примерно 4-5 лет или с социальными проблемами позже в детстве.
  • Расстройство аутизма сохраняется на протяжении всей жизни человека, хотя многие люди могут научиться контролировать и модифицировать свое поведение в некоторой степени.

По состоянию на май 2013 года аутизм, наряду с тем, что формально описывался как синдром Аспергера и повсеместные нарушения развития, классифицировался Американской психиатрической ассоциацией как расстройства аутистического спектра (ASD).

Все эти нарушения характеризуются различной степенью проблем с коммуникацией, социальным взаимодействием и нетипичным, повторяющимся поведением.

Существует широкий спектр симптомов, тяжести и других проявлений этих расстройств. Выражение расстройств спектра аутизма широко варьируется среди пораженных людей. Ребенок со значительным нарушением во всех трех основных функциональных областях (социализация, общение и нетипичное, повторяющееся поведение) может иметь более низкий уровень функционирования аутистического расстройства, в то время как ребенок с аналогичными проблемами, но без задержек в развитии языка может иметь расстройство спектра аутизма более высокого уровня.

Некоторые люди страдают от довольно мягких симптомов и признаков аутизма. Многие из этих людей учатся жить независимой жизнью. Другие более подвержены серьезному воздействию и требуют непрерывного ухода и наблюдения.

Как показывают следующие статистические данные, аутизм является общим расстройством развития.

  • Число детей с диагнозом расстройств спектра аутизма, по-видимому, растет. Хотя существует обеспокоенность по поводу того, что фактическое число детей, страдающих расстройствами спектра аутизма, увеличивается, некоторые факторы, такие как улучшение диагностических методов и мнение о расстройствах спектра аутизма как о континууме, также могут объяснять увеличение.
  • Аутизм затрагивает все расы, этнические группы и социально-экономические уровни.
  • Мальчики чаще, чем девочки, имеют аутизм.

Нет никакого лечения для аутизма; однако есть хорошие новости.

  • Поколение назад большинство детей с аутизмом были институционализированы. Это уже не так, и большинство детей с этим расстройством живут со своими семьями.
  • Наше улучшение понимания аутизма показало, что, независимо от тяжести состояния, соответствующее лечение и образование могут в конечном итоге помочь многим детям с аутизмом интегрироваться в свое сообщество.
  • Ранняя диагностика необходима для осуществления надлежащего лечения и образования в раннем возрасте, когда они могут делать все возможное.

Хотя аутизм является результатом неврологической аномалии, причина этих проблем с нервной системой в большинстве случаев неизвестна. Результаты исследований свидетельствуют о сильном генетическом компоненте. Скорее всего, экологические, иммунологические и метаболические факторы также влияют на развитие расстройства.

  • Вероятно, нет единого гена или генетического дефекта, который отвечает за аутизм. Исследователи подозревают, что существует множество разных генов, которые в сочетании друг с другом увеличивают риск получения аутизма. В семьях с одним ребенком с аутизмом риск наличия другого ребенка с аутизмом низкий. Согласованность аутизма у монозиготных близнецов значительна. В ряде исследований было обнаружено, что родственники первой степени у детей с аутизмом также имеют повышенный риск расстройств аутистического спектра.
  • У некоторых детей аутизм связан с основным заболеванием. Примеры включают метаболические нарушения (необработанная фенилкетонурия (PKU)), врожденные инфекции (краснуха, цитомегаловирус (CMV), токсоплазмоз), генетические расстройства (хрупкий синдром X, клубневой склероз), аномалии развития мозга (микроцефалия, макроцефалия, церебральный дисгенезис) и неврологические расстройства, приобретенные после рождения (ведущая энцефалопатия, бактериальный менингит). Только эти медицинские расстройства не вызывают аутизма, так как большинство детей с этими состояниями не имеют аутизма.
  • Факторы окружающей среды и воздействия могут взаимодействовать с генетическими факторами, чтобы вызвать повышенный риск аутизма в некоторых семьях.

Со временем было предложено много разных теорий о том, что вызывает аутизм. Однако некоторые из этих теорий больше не принимаются.

  • Эмоциональная травма: некоторые полагали, что виновата эмоциональная травма в раннем возрасте, особенно плохое воспитание. Эта теория была отвергнута.
  • Вакцины: хотя ртутный консервант, используемый в некоторых вакцинах, как известно, является нейротоксичным, самые последние исследования по этому вопросу не указывают на конкретную связь между вакцинами и аутизмом. За исключением некоторых препаратов многодозового гриппа (гриппа) тимеросал был удален или уменьшен во всех вакцинах, обычно рекомендованных для детей в возрасте 5 лет и в США для производства на рынке США в 2001 году.


Симптомы аутизма, диагностика и лечение

Аутизм - это состояние, окруженное мифом и обобщениями о людях с аутизмом, которые редко бывают уместны. Общие убеждения, что люди с аутизмом никогда не выражают эмоции, никогда не улыбаются и не смеются, никогда не обращают на нас внимания, никогда не разговаривают и никогда не проявляют привязанности, просто это - мифы. Так же, как каждый человек уникален, со своей индивидуальностью и характеристиками, каждый человек с аутизмом проявляет беспорядок по-своему.

Список симптомов и поведения, связанных с аутизмом, длинный, и каждый затронутый человек выражает свою собственную комбинацию этих поведений. Ни одна из этих клинических особенностей не является общей для всех людей с аутизмом, и многие из них иногда выставляются людьми, которые не являются аутистами.

Тем не менее, все люди с аутизмом имеют ненормальное функционирование в трех основных областях развития: социальное взаимодействие, вербальная и невербальная коммуникация, а также наличие повторяющихся и ограниченных моделей поведения, интересов и деятельности. Диагноз аутизма обычно возникает, когда ухудшение значимо во всех трех областях, при этом нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации являются одной, а не двумя категориями нарушений в соответствии с Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-V, American Психиатрическая ассоциация 2013).

Примеры включают следующее:

  • плохое использование языка тела и невербальной коммуникации, таких как зрительный контакт, мимика и жесты;
  • отсутствие осознания чувств других и выражение эмоций, таких как удовольствие (смех) или страдание (плач) по причинам, не очевидным для других;
  • оставаясь в стороне, предпочитая быть одним;
  • трудности взаимодействия с другими людьми и неспособность наладить дружеские отношения;
  • может не хотеть обниматься или обниматься;
  • отсутствие или аномальная социальная игра;
  • не реагируя на словесные сигналы (действуя как глухие).

Примеры включают следующее:

  • задержка или полное отсутствие, развитие разговорной речи или речи;
  • если речь идет о развитии, это ненормально по содержанию и качеству;
  • трудности, выражающие потребности и желания, устно и / или невербально;
  • повторение слов или фраз при разговоре (известный как эхолалия);
  • невозможность инициировать или поддерживать беседу;
  • отсутствующей или плохо развитой мнимой игры.

Примеры включают следующее:

  • настаивая на следующих подпрограммах и одинаковости, сопротивляясь изменениям;
  • ритуальное или компульсивное поведение;
  • постоянная нечетная игра;
  • повторяющиеся движения тела (раскачивание рук, качание) и / или аномальная поза (ходьба пешком);
  • озабоченность частями предметов или увлечение повторяющимся движением (вращающиеся колеса, включение и выключение огней);
  • узкие, ограниченные интересы (даты / календари, цифры, погода, кинофильмы).

Существует ряд связанных функций и поведения, которые наблюдаются у некоторых людей с аутизмом, включая следующие:

Когнитивная функция: аутизм происходит на всех уровнях интеллекта. Хотя около 75% аутичных людей имеют коэффициент интеллекта (IQ) ниже среднего, остальные 25% имеют средний или более высокий уровень интеллекта. Показатель производительности IQ обычно выше, чем словесный IQ. Небольшой процент имеет высокий интеллект в определенной области, такой как математика.

  • Приступы могут развиваться у значительного процента детей с аутизмом и могут быть устойчивыми к лечению. Начало припадков пиков в раннем детстве и снова в подростковом возрасте. Существует повышенный риск изъятий у детей с аутизмом, у которых есть умственная отсталость или семейная история аутизма.
  • Неравномерность грубой и / или тонкой моторики (хорошо развитая в некоторых областях, слабо развитая в других)
  • агрессивное или самонадеянное поведение;
  • заметная крайняя слабость или гиперактивность;
  • бросая истерики;
  • короткий охват внимания;
  • аномальные реакции на сенсорные раздражители (например, выражающие повышенную чувствительность или нечувствительность к боли);
  • аномалии в еде или сне;
  • не реагируя на обычные методы обучения;
  • играя странными или необычными способами;
  • несоблюдение привязанности к объектам;
  • не имея явного страха перед опасными ситуациями.
  • Настроение и аффект значительно различаются и могут включать в себя незнание чувств других, снятие или эмоциональное неустойчивость. Некоторые люди с аутизмом выходят наружу, или они могут впадать в депрессию в ответ на осознание своих проблем.
  • У некоторых детей с аутизмом, которые выражают привязанность, привязанность может быть неизбирательной.

Если ребенок или малыш проявляют какое-либо необычное поведение в течение дня или двух после нормальной работы, это, вероятно, означает, что он или она спускается с незначительной болезнью, не чувствует себя хорошо или устал или в какой-то другой форме стресса, Однако, если у ребенка всегда были какие-либо из этих характеристик, или характеристика (ы) продолжается в течение определенного периода времени, то визит к педиатру или другому поставщику медицинских услуг оправдан. Средний возраст для диагностики аутизма составляет от 4 до 6 лет, хотя большинство родителей подозревали, что что-то не так в течение 18 месяцев, и высказали свои опасения по возрасту 2 года.

Некоторые примеры поведения, требующие обращения за медицинской помощью, включают:

  • кажется отдаленным или не обращающим внимания на окружающие;
  • не играет и не взаимодействует с другими;
  • не является коммуникативным;
  • имеет проблемы, говорящие или понимающие речь других;
  • имеет неконтролируемые истерики характера;
  • настаивает на одинаковости и рутине;
  • участвует в повторяющихся или компульсивных действиях.

Основываясь на понимании потенциальных симптомов раннего аутизма, Национальный институт здоровья детей и развития человека (NICHD) и эксперты рекомендуют оценивать детей или детей для аутизма, которые не выполнили следующие этапы развития:

  • Не пробормотал или ворковал к возрасту 1 год
  • Не указал, указал или махнул как младенец, к возрасту 1 год
  • Не произнесено ни одного слова по возрасту 16 месяцев
  • Не говорила фраза из 2 слов по возрасту 2 года
  • Опыт любой потери языка или социальных навыков в любом возрасте

Повышенное внутричерепное давление, судорожный синдром и другие проблемы новорожденных: лечение и реабилитация

Бывает, что в роддоме или чуть позже, на приеме у педиатра новорожденному ребенку ставят сложные диагнозы, касающиеся состояния центральной нервной системы (ЦНС). Что скрывается за словами "гипертензионно-гидроцефальный синдром" или "синдром вегетативно-висцеральных дисфункций" и как эти состояния могут повлиять на здоровье и развитие ребенка? Возможно ли лечение поражений ЦНС? Рассказывает специалист по детской реабилитации Наталья Пыхтина, глава одноименной клиники.


Первую информацию о состоянии ЦНС новорожденного врач получает в первые минуты и часы после появления малыша на свет, ещё в родильном зале. Все слышали о шкале Апгар, по которой жизнеспособность ребенка оценивается по пяти основным видимым признакам — сердцебиению, окраске кожи, дыханию, рефлекторной возбудимости и мышечному тонусу.

Почему важно правильно оценить двигательную активность младенца? Потому что она дает информацию о состоянии спинного и головного мозга, их функциональности, что помогает вовремя распознать как незначительные отклонения, так и серьёзные патологии.

Так, наибольшее внимание уделяется степени симметричности движений конечностей: их темп и объем должны быть одинаковыми с обеих сторон, то есть у левой руки и левой ноги и правой руки и ноги соответственно. Также врач, проводящий первичный осмотр новорожденного, учитывает четкость и выраженность безусловных рефлексов. Так педиатр получает информацию о деятельности ЦНС малыша и выясняет, функционирует ли она в рамках нормы.

Поражения ЦНС: на каких сроках беременности?

Повреждения центральной нервной системы у ребенка возникают двумя путями — внутриутробно или во время родов. Если отклонения в развитии возникли у плода во время эмбриональной стадии внутриутробного развития, то они зачастую превращаются в пороки, несовместимые с жизнью, либо крайне тяжёлые и не поддающиеся лечению и коррекции.

Если повреждающее влияние оказывалось на плод после восьмой недели беременности, это не скажется на ребенке в виде грубого уродства, но вполне может стать причиной небольших отклонений, которые придется лечить после рождения. Негативное воздействие на плод на поздних сроках — после двадцать восьмой недели беременности — в виде пороков не проявится вовсе, но может стать катализатором при возникновении заболеваний у нормально сформированного ребенка.

Очень сложно предсказать, какой конкретно негативный фактор и на каком сроке беременности нанесет плоду непоправимый ущерб. Поэтому будущей матери нужно быть крайне осторожной и следить за своим здоровьем еще до момента зачатия. Подготовка к беременности — важный этап планирования семьи, потому что на состоянии здоровья ребенка могут сказаться как вредные привычки матери, так и её хронические заболевания, тяжелая работа и нездоровое психологическое состояние.

Немаловажно для дальнейшей жизни ребёнка и то, как именно он появится на свет. Именно в момент родов есть опасность повреждений вторым путём — интранатально. Любое неправильное вмешательство или, наоборот, отсутствие своевременной помощи с высокой вероятностью негативно скажутся на малыше. В зоне риска — преждевременные роды, а также роды в намеченный срок, но стремительные или, наоборот, затяжные.

Основные причины поражения ЦНС у новорожденных — кислородное голодание, которое приводит к гипоксии, и родовые травмы. Реже встречаются менее очевидные и диагностируемые причины: внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ или хромосомная патология.

Врачи выделяют несколько синдромов патологии ЦНС у новорожденных.


Повышенное внутричерепное давление: симптомы

Гипертензионно-гидроцефальный синдром — это чрезмерное скопление спинномозговой жидкости в желудочках и под оболочками мозга. Чтобы выявить данный синдром у младенца, проводится УЗИ головного мозга и регистрируются данные о повышении внутричерепного давления (по данным эхоэнцефалографии — ЭЭГ).

В ярко выраженных тяжелых случаях при данном синдроме непропорционально увеличиваются размеры мозговой части черепа. Как известно, дети рождаются с подвижными костями черепа, которые срастаются в процессе развития, поэтому при одностороннем патологическом процессе данного синдрома будет наблюдаться расхождение черепных швов, истончение кожи в височной доле и усиление венозного рисунка на волосистой части головы.

Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, он будет беспокоен, раздражителен, легко возбудим и плаксив. Также малыш будет плохо спать, таращить глазки и запрокидывать голову назад. Возможно проявление симптома Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком). В более тяжёлых случаях может также иметь место симптом так называемого "заходящего солнца", при котором радужная оболочка глаза, как солнце на закате, наполовину погружена под нижнее веко. Также иногда появляется сходящееся косоглазие.

При пониженном внутричерепном давлении, наоборот, ребенок будет малоактивным, вялым и сонливым. Мышечный тонус в данном случае непрогнозируем — он может быть как повышенным, так и пониженным. Малыш может при опоре вставать на цыпочки, при попытке ходьбы перекрещивать ножки, при этом рефлексы опоры, ползания и ходьбы у младенца будут снижены. Также нередко могут случаться судороги.

Нарушения мышечного тонуса

Синдром двигательных нарушений — патология двигательной активности — диагностируется почти у всех детей с внутриутробными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Разнится только выраженность и уровень поражения.

При постановке диагноза педиатр должен понять, какова зона и локализация поражения, есть ли проблема в работе головного или спинного мозга. Это принципиально важный вопрос, поскольку методики лечения кардинально различаются в зависимости от установленной патологии. Также большое значение для постановки диагноза имеет корректная оценка тонуса различных групп мышц.

Нарушение тонуса в различных группах мышц приводит к запаздыванию появления двигательных навыков у младенца: например, ребенок позже начинает брать предметы всей кистью, движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных занятий, ребенок позже встает на ножки, а перекрест нижних конечностей препятствует формированию правильной ходьбы.

К счастью, этот синдром излечим — у большинства детей благодаря правильному лечению наблюдается снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. В память о заболевании может остаться только высокий свод стопы. Нормальной жизни это не мешает, и единственной сложностью остаётся выбор удобной и удачно сидящей обуви.


Откуда берутся срыгивания и склонность к запорам

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций характеризуется нарушением терморегуляции у ребенка (температура тела повышается или понижается без видимых причин), исключительной белизной кожи, связанной с нарушением работы сосудов, и желудочно-кишечными расстройствами (срыгиванием, рвотой, склонностью к запорам, недостаточной прибавкой в весе сравнительно с показателями, принятыми за норму).

Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и напрямую имеют отношение к нарушениям в кровоснабжении задних отделов мозга, где расположены все основные центры вегетативной нервной системы, руководящей жизнеобеспечивающими системами организма — пищеварительной, терморегуляционной и сердечно-сосудистой.

Судорожный синдром

Склонность к судорогам в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в тех случаях, когда происходит распространение или развитие болезненного процесса в коре головного мозга, и имеют множество самых разных причин.

В каждом конкретном случае причину возникновения судорожного синдрома должен выявить врач. Для эффективной оценки часто требуется проведение целого ряда исследований и манипуляций: инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), кровообращения мозга (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), а также биохимических исследований крови.

С точки зрения локализации судороги не одинаковы — бывают генерализованными, то есть охватывающими весь организм, и локализованными, которые связаны с отдельными группами мышц.

Судороги различны и по своему характеру: тонические, когда ребенок словно вытягивается и застывает на короткое время в определенной фиксированной позе, и клонические, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища.

Родителям стоит внимательно наблюдать за ребенком в первые месяцы жизни, т.к. судороги у детей могут стать началом эпилепсии, если сразу не обратиться к специалисту и не провести грамотное лечение. Тщательное наблюдение и детальное описание возникающих судорог со стороны родителей существенно облегчит врачу постановку диагноза и ускорит подбор лечения.

Лечение ребенка с поражением ЦНС

Точная диагностика и своевременное корректное лечение патологии ЦНС чрезвычайно важно. Детский организм очень восприимчив к внешнему воздействию на начальном этапе развития, и вовремя полученные процедуры могут в корне изменить дальнейшую жизнь ребенка и его родителей, позволив на самых ранних этапах со сравнительной лёгкостью избавиться от проблем, которые в более позднем возрасте могут стать весьма существенными.

Как правило, детям с патологиями раннего возраста назначается медикаментозная терапия в комплексе с физической реабилитацией. Лечебная физкультура (ЛФК) — один из самых эффективных немедикаментозных способов реабилитации детей с поражениями ЦНС. Правильно подобранный курс ЛФК помогает восстановить двигательные функции ребёнка, используя адаптационные и компенсаторные возможности детского организма.


Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

  • трудности в социальном взаимодействии;
  • коммуникативные нарушения;
  • повторяющееся, стереотипное поведение.

Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

  • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
  • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
  • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Учи­ты­вая не­ук­лон­ный рост аутиз­ма во всем ми­ре, со­вре­мен­ным ро­ди­те­лям сле­ду­ет быть пре­дель­но вни­ма­тель­ны­ми к по­ве­де­нию сво­их ма­лень­ких де­тей. Если воз­ник­ли по­до­зре­ния на дет­ский аутизм, нуж­но как мож­но рань­ше об­ра­тить­ся к спе­ци­а­лис­там и про­вес­ти не­об­хо­ди­мые тес­ти­ро­ва­ния и ла­бо­ра­тор­ные ис­сле­до­ва­ния.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.