Поражение черепных нервов у новорожденного

Обонятельные нервы (I). На любой запа ребенок морщит нос, зажмуривает глаза и чихает.

Зрительный нерв (II). На яркий свет новорожденный зажмуривает глаза (смыкает веки). Отсутствие смыкания век настораживает в отношении повреждения зрительного нерва.

С момента рождения реакция зрачков на свет живая, они должны быть округлыми, равномерными. Фестончатая или грушевидная форма зрачков подозрительна на врожденную колобому или катаракту.

Тройничный нерв (V) осуществляет движения нижней челюсти при присасывании и сосании. В норме нижняя челюсть должна плотно примыкать к верхней и располагаться симметрично. Ее отвисание: выливание пищи изо рта, отсутствие сосательных движений, свойственных новорожденному,— говорит о повреждении (травма или недоразвитие) моторного ядра тройничного нерва. Появление у такого ребенка неравномерности в потоотделении и окраске половины лица (симптом арлекина) настораживает в отношении патологии и вегетативного ядра тройничного нерва.

Лицевой нерв (VII) иннервирует мышцы лица. Следует различать врожденную асимметрию лица от повреждения лицевого нерва. Асимметрия’ лицевой мускулатуры сочетается с костной асимметрией как лицевого, так и головного скелета.

При центральном парезе на стороне поражения угол рта обычно опущен, при плаче перетягивается в здоровую сторону, губы несколько истончены, поисковый рефлекс ослаблен, на этой же стороне выявляется гемипарез.

Периферический парез лицевого нерва характеризуется неполным закрытием глазной щели. При плаче отмечаются асимметрия глазных щелей с большим раскрытием на стороне поражения и резкое перетягивание рта в здоровую сторону. Пища выливается из угла рта. Поисковый и назопальпебральный рефлексы на больной стороне ослаблены.

Преддверно-улитковый (VIII) нерв. С рождения ребенок должен четко реагировать на звуки — при резких звуках новорожденный зажмуривает глаза. При отсутствии смыкания век на звуковые раздражители возникает подозрение относительно врожденного нарушения слуха.

Языкоглоточный (IX) и блуждающий (X) нервы. Чрезвычайно важным для новорожденных является глотание, которое осуществляется поперечнополосатой мускулатурой глотки, гортани и мягкого неба, иннервируемой IX и X нервами.

При различных внутриутробных и родовых повреждениях головного мозга может развиться картина ядерного поражения этих нервов — бульварный паралич (особенно вследствие нарушений мозгового кровообращения в области продолговатого мозга) или надъядерного поражения пирамидных путей — псевдобульбарный паралич.

Клиника бульварного и псевдобульбарного паралича характеризуется затруднениями глотания и нарушением фонации. Ребенок задерживает молоко в полости рта, поперхивается и захлебывается, выливая молоко через нос. Изменяется громкость голоса, плач становится глухим, тихим, нередко с носовым оттенком. При бульварном параличе в полости рта скапливается большое количество слюны и слизи, возможна аспирация. Одним из симптомов, подтверждающих псевдобульбарный паралич, является поражение подъязычного нерва центрального характера с ограничением подвижности языка.

Добавочный нерв (XI) иннервирует трапециевидную и грудиноключично-сосцевидную мышцы. В позиции ребенка на животе эти мышцы дают возможность реализовать защитный рефлекс, т. е. поворот головы в сторону.

Подъязычный нерв (XII) иннервирует мышцы языка. При парезе подвижность языка в полости рта ограничена, он выглядит напряженным, уплотненным, как бы собранным в комочек. Ребенок плохо присасывается и вяло сосет.

Выполняют важнейшие функции, которые необходимо оценивать при каждом неврологическом осмотре новорожденного.
Пара I (обонятельный нерв, n. olfactorius): обеспечивает реакцию новорожденного на запахи.

Пара II (зрительный нерв, n. opticus): общее реагирование на яркий световой раздражитель (беспокойство, запрокидывание головы и т.д.).

Пара III (глазодвигательный нерв, n. oculomotorius): иннервирует мышцы век, а также внутренние, верхние, нижние прямые и косые мышцы глаз.

Пара IV (блоковидный нерв, n. trochlearis): обеспечивает иннервацию верхних косых мышц глаз.

Пара VI (отводящий нерв, n. abducens): иннервирует наружные прямые мышцы глаз.
Функции III, IV и VI пар ЧН обычно оценивают в комплексе.

Пара V (тройничный нерв, n. trigeminus): иннервация жевательной мускулатуры; этот смешанный нерв непосредственно обеспечивает физиологический акт захвата груди или соски (и сосания).

Пара VII (лицевой нерв, n. facialis): иннервирует не только мимическую мускулатуру, но также мышцы ушной раковины и черепной крыши. Обеспечивает произвольные движения в различных группах мышц лица.

Пара VIII (слуховой/вестибулокохлеарный нерв, n. acusticus), состоящий из двух чувствительных нервов - слухового (n. cochlearis) и вестибулярного (п. vestibularis): обеспечивает реакцию на акустические стимулы, а также остроту слуха.

Пара IX (языкоглоточный нерв, n. glossopharyngeus): иннервирует шило-глоточную мышцу (является смешанным нервом: чувствительные, двигательные, секреторные и вкусовые волокна).

Пара X (блуждающий нерв, n. vagus): передает раздражение с твердой мозговой оболочки, слизистых различных внутренних органов (чувствительные волокна), иннервирует гладкие мышцы респираторной системы, сердца, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и других органов (двигательные волокна).

Пара XI (добавочный нерв, n. accessorius): обеспечивает иннервацию трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышц и сопряженные с ними двигательные функции; способствует осуществлению поворотов головы в положениях лежа на спине и/или на животе.

Пара XII (подъязычный нерв, n. hypoglossus): иннервирует мышцы языка, а также мускулатуру, обеспечивающую его движения в стороны и вперед в полости рта.


Оценка функций ЧН в периоде новорожденности является сложной задачей и имеет ряд особенностей, которые следует учитывать детским неврологам.

Пара I (обонятельный нерв). Исследование в периоде новорожденности существенно затруднено или практически невозможно. Тем не менее о реакции на запахи могут свидетельствовать гримасы, крик или чихание ребенка в ответ на поднесение к носу пахучих веществ. Четкая реакция на запахи становится очевидной лишь по достижении ребенком 5-7-месячного возраста.

Пара II (зрительный нерв). Ранее его исследование в неонатальном периоде считалось малоинформативным. Оценить функции n. opticus можно при осмотре глазного дна (сетчатка, соски зрительных нервов и т.д.) — см. выше. Отсутствие смыкания век на яркий свет указывает на возможное поражение зрительного нерва. С 2-месячного возраста у ребенка должен иметься мигательный рефлекс, возникающий при приближении предмета к глазам.

Экстраокулярные функции пар III (глазодвигательный нерв), IV (блоковидный нерв) и VI (отводящий нерв) оценивают в вертикальном положении и одновременно (комплексно), обращая при этом внимание на реакцию зрачков на свет, их диаметр и равномерность по размеру, расположение и симметричность глазных яблок. Обязательно отмечают наличие следующих нейроофтальмологических феноменов: страбизм (косоглазие), анизокория (различная ширина зрачков), нистагм (физиологический или патологический).

Пара V (тройничный нерв). В норме нижняя челюсть располагается симметрично и плотно примыкает к верхней. Оценивается болевая чувствительность в области лица, проверяются корнеальный и конъюнктивальный рефлексы (их выпадение — признак поражения I ветви). Отсутствие чихания при раздражении слизистой оболочки нижней части носового прохода свидетельствует о поражении II ветви п. trigeminus. Одностороннее отсутствие или снижение напряжения жевательной мускулатуры указывает на поражение двигательных волокон или их ядра в средней части варолиева моста (рот новорожденного открыт, нижняя челюсть провисает).

Симптом Арлекина (неравномерное потоотделение и различия в окраске лица) свидетельствует о патологии вегетативного ядра n. trigeminus.
Оценивается захват новорожденным груди или соски в акте сосания (в ходе вскармливания).

Пара VII (лицевой нерв). Оцениваются симметричность лица, мимика в состоянии покоя и беспокойства. Центральный парез приводит к опущению угла рта, который при плаче перетягивается в здоровую сторону (дополнительные признаки: умеренное истончение губ, ослабление поискового рефлекса, гемипарез); периферический парез характеризуется неполным смыканием глазной щели с сопутствующей асимметрией глазных щелей при плаче (большее раскрытие на стороне поражения) и выраженным перетягиванием рта в здоровую сторону (дополнительные признаки: ослабление поискового и назопальпебрального рефлексов на стороне поражения).

Следует дифференцировать повреждения п. facialis от врожденной асимметрии лица (последняя нередко сочетается с асимметрией лицевого скелета и/или черепа).

Слабость нижних мышц примерно двух третей лица свидетельствует о патологии верхнего двигательного нейрона, а односторонняя мышечная слабость — о поражении нижнего мотонейрона.

Пара VIII (слуховой нерв). Новорожденный должен четко реагировать на звуки. Отсутствие реакции (смыкание век и т.д.) на акустические раздражители позволяет заподозрить врожденные нарушения слуха (тугоухость). Функции пары VIII ЧН у новорожденных оценивают в ходе наблюдения реакции на акустические раздражители, расположенные вне зоны видимости.

Пары IX (языкоглоточный нерв) и X (блуждающий нерв) в норме обеспечивают эффективную координацию глотания жидкой пищи и питья (грудное молоко, смеси, вода и т.д.). У новорожденных оцениваются такие параметры, как глотание, синхронность сосания, глотания и дыхания, отмечают наличие поперхиваний в процессе кормления. Анализируют звучность голоса. Обязательно оцениваются подвижность и рефлекс мягкого нёба, исследуется глоточный рефлекс.

Пара XI (добавочный нерв). Исследуется в ходе поворота головы новорожденного в сторону при стабильной поддержке за противоположное плечо (одновременно следят за сокращением грудино-ключично-сосцевидной мышцы). В ходе осмотра исключается наличие мышечной кривошеи.

Пара XII (подъязычный нерв). Его функция исследуется в ходе наблюдения за процессами сосания и выдавливания молока из груди матери (или из соски). Оценивают движение языка, определяют его положение в ротовой полости (расположение по средней линии или девиация в сторону), обращают внимание на наличие тремора, атрофии, фибриллярных подергиваний языка. Чрезвычайно важно оценить участие языка в акте сосания.

Как и у детей более старшего возраста, у новорожденных необходимо последовательно оценить функции черепных нервов. Исследование зрительного нерва не представляет особых сложностей. Необходимо осмотреть глазное дно (при необходимости с использованием циклоплегиков).

Осматривают сетчатку, область макулы и диск зрительного нерва. Ретинальные геморрагии нередко обнаруживаются после влагалищного родоразрешения, даже в отсутствие травм. Цвет диска зрительного нерва у новорожденных серовато-белый. При недоразвитии зрительного нерва цвет его диска белый с кремовым оттенком.

Новорожденный обычно поворачивается к свету умеренной интенсивности и фиксирует взгляд на лице обследующего, но не следит за объектом в полном объеме (на 180°). Определить остроту зрения у новорожденного сложно, но принято считать, что она довольно высокая (новорожденные реагируют на крупные цветные объекты).


Зрачки в норме должны быть одинакового диаметра и в равной степени реагировать на свет. Следует обращать внимание на наличие птоза, миоза, изменения глазных щелей, гетерохромию радужки. При рождении радужная оболочка окрашена слабо, но становится всё более пигментированной в течение 1-го года жизни.

Функцию наружных мышц глаза оценивают во время кормления ребенка или когда он спокойно лежит. Проявив терпение и настойчивость, можно оценить, как новорожденный следит за объектом в горизонтальной плоскости. Для исследования оптокинетического нистагма можно использовать большой кусок полосатой ткани. Если имеется симптом глаз куклы, он должен быть симметричным. При асимметрии симптома следует заподозрить поражение глазодвигательного или отводящего нерва.

Мимические движения следует оценивать во время плача. Асимметрия движений рта может свидетельствовать о поражении лицевого нерва. В норме углы рта во время крика опускаются, отсутствие смещения вниз на одной стороне свидетельствует о наличии патологии на этой стороне. Врожденное отсутствие одной из мимических мышц может сочетаться с асимметрией сосания или движений рта. Чаще всего наблюдают гипоплазию мышцы, опускающей угол рта.

Состояние слуха у новорожденного можно оценить с помощью акустических вызванных потенциалов мозгового ствола, исследованием в звуковой кабине или тестированием в звуковом поле. Более простой, но менее надежный метод — изучение реакции новорожденного на камертон частотой 512 Гц. Звучащий камертон подносят к уху плачущего ребенка. Если при этом он перестает кричать или поворачивает голову в сторону камертона, можно считать, что слух на этой стороне сохранен.

Сосание и глотание — сложные двигательные акты, в осуществлении которых принимают участие языкоглоточный и блуждающий нервы. Наблюдение за тем, как ребенок поворачивает голову в сторону, позволяет оценить состояние добавочного нерва. Атрофия языка подразумевает поражение подъязычного нерва.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей — курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места — плаценты, проникновение инфекции в матку.

Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются — гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже —внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного — это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга — нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы — это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга.

Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка — 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей.

При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее — поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни — неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены.

В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагностируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это — патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства — срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами — сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований.

Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными — только в какой-то определенной группе мышц.

Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите-

лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

• если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос;

• если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;

• если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;

• если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;

• если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;

• если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;

• если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;

• если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;

• если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание;

• если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);

• если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;

• если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);

• если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;

• если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги.

Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления — это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных — эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

К 10-15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Головные боли у ребенка порой бывают так интенсивны, что могут лишить его возможности заниматься, делать что-нибудь по дому, вынуждают лечь в постель и принимать анальгетики. При этом у некоторых детей с головными болями обнаруживается снижение остроты зрения — близорукость.

Лечение, проводимое по поводу головных болей, направленное на улучшение кровоснабжения и питания мозга, не только снимает головные боли, но при этом также улучшается зрение.

Следствиями патологии нервной системы в периоде новорожденное могут быть кривошея, отдельные формы сколиотических деформаций, нейрогенная косолапость, плоскостопие.

У некоторых детей энурез — недержание мочи — тоже может быть следствием родовой травмы — так же, как эпилепсия и другие судорожные состояния у детей.

В результате гипоксической травмы плода в перинатальном периоде в первую очередь страдает головной мозг, нарушается нормальный ход созревания функциональных систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие. У многих таких детей обнаруживаются признаки незрелости или нарушений отдельных высших психических функций. Самым частым проявлением является так называемый синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут.

Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком. В подростковом же периоде у этих детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости.

Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста — на первом году, в 3-4 года, 7-10 лет, 12-14 лет.

Очень важно как можно раньше заметить первые признаки, принять меры и провести лечение уже в раннем детском возрасте, когда процессы развития еще не закончены, пока велика пластичность и резервные возможности ЦНС.

В последние годы стало ясно, что многие болезни детей старшего возраста и даже взрослых имеют истоки в детстве и нередко являются поздней расплатой за нераспознанную и нелеченную патологию периода новорожденности.

Вывод должен быть сделан один — внимательно относиться к здоровью малютки с момента его зачатия, по возможности вовремя устранять все вредные влияния на его здоровье, а еще лучше — не допускать их совсем. Если же случилась такая беда и у ребенка при рождении выявлена патология нервной системы, необходимо вовремя обратиться к детскому неврологу и сделать все возможное, чтобы младенец полностью поправился.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.