Повторное возбуждение следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями которые

41. Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал:

б) Дж. Миллер;

42. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

б) гештальтпсихологии;

43. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:

а) мотивами деятельности личности;

б) целями деятельности личности;

в) способами деятельности личности;

г) гендерными различиями субъектов.

44. Динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания позволяет изучить метод:

а) удачных ответов;

в) заучивания;

г) удержания следов ряда.

45. Метод двойной стимуляции разработан:

б) А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым;

в) С.Л. Рубинштейном;

46. Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод:

а) парных ассоциаций;

в) двойной стимуляции;

г) бессмысленных слогов.

47. Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид:

а) U-образного типа;

б) инвертированнного U-образного типа;

в) монотонно возрастающий;

г) монотонно убывающий.

48. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

49. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:

а) от важности запоминаемого материала;

б) от характера материала;

в) от предшествующего опыта;

г) от объема кратковременной памяти.

50. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) 7 ±2;

в) предел неизвестен;

а) механизмы предвнимания;

в) проговаривание;

г) иконическую память.

52. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

б) ассоциациями;

г) Дж. Локк.

54. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

а) по смежности;

55. Два противоположных явления связывает ассоциация:

в) по контрасту;

56. Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы:

б) Ф. Гальтона;

57. К факторам забывания относится(ятся):

а) возраст субъекта;

б) неиспользование усвоенного материала;

в) характер материала;

г) гендерные особенности субъекта.

58. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

в) Б.В. Зейгарник;

59. Выбор объективных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для:

а) Г. Эббингауза;

60. В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело:

а) с деятельностью усвоения или заучивания;

б) с интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием);

в) с деятельностью воспроизведения (или узнавания);

г) с гендерными различиями субъектов.

61. Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:

а) количества запоминаемого материала;

б) числа повторений;

в) близости и направленности ассоциативных связей;

г) характера деятельности.

62. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность.

63. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

а) скорость запоминания;

б) эрудированность субъекта;

в) образованность субъекта;

г) воспроизведение и узнавание.

64. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

а) род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением;

б) временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением;

в) степень первоначального заучивания;

г) скорость проговаривания материала при заучивании.

65. Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является:

в) Г. Эббингауз;

66. Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее известной может приводить к повышению числа ошибок при запоминании в результате:

а) реминисценции следов памяти;

б) интерференции следов памяти;

в) интериоризации следов памяти;

г) экстериоризации следов памяти.

67. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

а) реминисценцией;

68. Ретроактивная и проактивная интерференции различаются в зависимости:

а) от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала;

б) от характера интерферирующего материала;

в) от последовательности заучиваемого материала;

г) от способа заучивания материала.

69. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется:

а) реактивным торможением;

б) проактивным торможением;

70. Ретроактивная интерференция:

а) не связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;

б) не усиливается, если материалы сильно различаются;

в) не лежит в основе положительного переноса при научении;

г) не влияет на запоминание, если материал эмоционально окрашен.

71. Запоминанию способствует интерференция:

б) ретроактивная;

г) все ответы верны.

72. Проактивная интерференция увеличивается:

а) при возрастании степени заучивания интерферирующего материала;

б) при увеличении объема интерферирующего материала;

в) при нарастании степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала;

г) при уменьшении степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала.

73. Воспроизведение нескольких элементов материала после отсрочки, заполненной интерферирующей задачей, составляет суть метода:

а) Броуна – Петерсона;

74. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график:

а) заучивания;

в) частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления;

г) зависимости воспроизведения от особенностей эмоциональной сферы личности.

75. Представление о том, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов, не разделяется:

а) Г. Эббингаузом;

г) Р. Аткинсоном.

76. Автором(ами) теории о забывании как результате тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий являются:

а) Г. Мюллер, А. Пельцекер;

б) А. Браун, К. Конрад;

77. Забывание обычно протекает как процесс:

б) непроизвольный;

78. Темп забывания материала не зависит:

а) от его объема;

б) от его содержания и степени осознанности;

в) от сходства запоминаемого и интерферирующего материала;

г) от наличия у субъекта мотивов к забыванию.

79. График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:

а) забывания Эббингауза;

80. Повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится, является физиологической основой процесса:

52. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

53. Понятие "ассоциация" в научную терминологию ввел:

54. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

55. Два противоположных явления связывает ассоциация:

56. Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы:

57. К факторам забывания относится(ятся):

а) возраст субъекта;

б) неиспользование усвоенного материала;

в) характер материала;

г) гендерные особенности субъекта.

58. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

59. Выбор объективных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для:

60. В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело:

а) с деятельностью усвоения или заучивания;

б) с интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием);

в) с деятельностью воспроизведения (или узнавания);

г) с гендерными различиями субъектов.

61. Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:

а) количества запоминаемого материала;

б) числа повторений;

в) близости и направленности ассоциативных связей;

г) характера деятельности.

62. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность.

63. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

а) скорость запоминания;

б) эрудированность субъекта;

в) образованность субъекта;

г) воспроизведение и узнавание.

64. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

а) род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением;

б) временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением;

в) степень первоначального заучивания;

г) скорость проговаривания материала при заучивании.

65. Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является:

66. Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее известной может приводить к повышению числа ошибок при запоминании в результате:

а) реминисценции следов памяти;

б) интерференции следов памяти;

в) интериоризации следов памяти;

г) экстериоризации следов памяти.

67. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

68. Ретроактивная и проактивная интерференции различаются в зависимости:

а) от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала;

б) от характера интерферирующего материала;

в) от последовательности заучиваемого материала;

г) от способа заучивания материала.

69. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется:

а) реактивным торможением;

б) проактивным торможением;

70. Ретроактивная интерференция:

а) не связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;

б) не усиливается, если материалы сильно различаются;

в) не лежит в основе положительного переноса при научении;

г) не влияет на запоминание, если материал эмоционально окрашен.

71. Запоминанию способствует интерференция:

г) все ответы верны.

72. Проактивная интерференция увеличивается:

а) при возрастании степени заучивания интерферирующего материала;

б) при увеличении объема интерферирующего материала;

в) при нарастании степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала;

г) при уменьшении степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала.

73. Воспроизведение нескольких элементов материала после отсрочки, заполненной интерферирующей задачей, составляет суть метода:

а) Броуна – Петерсона;

74. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график:

в) частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления;

г) зависимости воспроизведения от особенностей эмоциональной сферы личности.

75. Представление о том, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов, не разделяется:

а) Г. Эббингаузом;

76. Автором(ами) теории о забывании как результате тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий являются:

а) Г. Мюллер, А. Пельцекер;

б) А. Браун, К. Конрад;

77. Забывание обычно протекает как процесс:

78. Темп забывания материала не зависит:

а) от его объема;

б) от его содержания и степени осознанности;

в) от сходства запоминаемого и интерферирующего материала;

г) от наличия у субъекта мотивов к забыванию.

79. График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:

а) забывания Эббингауза;

80. Повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится, является физиологической основой процесса:

81. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

а) в отборе главного и отсеве второстепенного материала;

б) в обобщении и привнесении нового содержания;

в) в изменении последовательности изложения;

г) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

82. Узнавание – это воспроизведение:

г) совершенно новое.

83. Укажите, какое из данных утверждений относительно индивидуальных особенностей памяти неверно. Эти особенности:

а) в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов;

б) в определенной мере связаны с различиями степени уравновешенности нервных процессов;

в) в определенной мере связаны с различиями степени подвижности нервных процессов;

г) не обеспечиваются физиологическим субстратом.

84. Так называемый фактор края имеет вид зависимости:

а) монотонно возрастающей;

б) монотонно убывающей;

в) нелинейной U-образного типа;

г) инвертированной U-образной.

85. Опознание воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту, – это:

86. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

87. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, – это:

88. Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:

Расстановка ударений: ВОСПРОИЗВЕДЕ`НИЕ

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - процесс памяти, заключающийся в мысленном восстановлении человеком того, что было в его прошлом опыте. Физиологич. основой В. является повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, к-рые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится. В. бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном В. человек не ставит спец. цели припомнить что-либо; В. вызывается содержанием той деятельности, к-рую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на В, Непроизвольное В., даже тогда, когда оно вызывается случайно воспринимаемыми объектами, течением представлений, мыслей и т. п., может иметь не хаотический, а относительно связный характер. Направление В. и содержание воспроизводимых образов и мыслей определяется в этих случаях теми ассоциациями, к-рые образовались в прошлом опыте человека. Если непроизвольное В. вызывается содержанием целенаправленной деятельности (слушание урока, чтение книги и пр.) и не теряет с ним связи, оно бывает более направленным, организованным и избирательным. Поэтому непроизвольным В. уч-ся можно и необходимо руководить в процессе их уч. работы. Важно так организовать объяснение нового материала на уроке, чтобы вызвать у школьников возможно большее количество уже знакомых им ассоциаций, необходимых для осмысливания новых и закрепления ранее усвоенных знаний.

Произвольное В. (припоминание) связано с постановкой спец. репродуктивной (от лат. reproductio - воспроизведение) задачи и с употреблением определённых способов, приёмов, с помощью к-рых она выполняется. Припоминание является сложным репродуктивным действием, требующим от человека не только усилий, но и спец. умений. Произвольное В. наиболее избирательно. Его избирательность определяется содержанием репродуктивной задачи. Поэтому успешность произвольного В. зависит прежде всего от того, как поставлена и осознана репродуктивная задача. Ясно осознанная задача организует и направляет процесс припоминания по определённому руслу, помогает отбирать в памяти нужный материал и тормозить побочные ассоциации. В связи с этим важное значение имеет точность, определённость вопросов учителя к ученикам. Успех В. зависит от характера используемых приёмов припоминания. Одним из продуктивных приёмов является составление письменного или мысленного плана припоминаемого материала, особенно тогда, когда он велик по объёму. Сам процесс составления плана, его обдумывание актуализирует необходимый материал, помогает его систематизации. Необходимо использовать сопоставление (сравнение) того, что воспроизводится, с тем, что надо припомнить. Важное значение имеет намеренное вызывание таких ассоциаций, к-рые косвенным путём могут привести к припоминанию того, что необходимо. Большое влияние на успешность В. оказывает его мотивация: интерес, ответственное отношение к делу повышают активность, настойчивость в припоминании. Однако следует учитывать, что длительное и активное сосредоточение на ассоциациях, не приводящих к успеху, может вызвать отрицательную индукцию нервных процессов и затормозить то, что необходимо для В. В таких случаях полезно временно прервать В. Прекращение отрицательной индукции может привести к актуализации нужных, ранее заторможённых ассоциаций.

В. - активный, творческий процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией воспроизводимого, особенно большого по объёму, материала. Реконструкция при В. проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала. Реконструкция при В. вызывается многими причинами: объективными особенностями самого материала, характером репродуктивной задачи, уровнем осмысливания материала, различным эмоциональным отношением к нему и др. Накопление новых знаний, приобретение более совершенных способов мышления, повышение общего уровня психического развития приводит к творческой переработке при В. ранее усвоенных и казалось бы забытых знаний.

В. затрудняется забыванием, к-рое может быть вызвано отрицательным влиянием предыдущей (т. н. проактивное торможение) или последующей деятельности (т. н. ретроактивное торможение), а также запредельным торможением, наступающим в результате утомления корковых клеток, С действием отрицательной индукции или запредельного торможения связано явление реминисценции. Оно выражается в том, что иногда отсроченное В, бывает более полным, чем то, к-рое осуществляется сразу после запоминания. Наиболее часто это явление наблюдается при запоминании большого по объёму материала. Оно встречается чаще у детей, чем у взрослых, т к. дети быстрее утомляются. Поэтому в уч. работе надо учитывать, что ученик не всегда может хорошо ответить на уроке, если материал запоминался непосредственно перед ответом.

Процесс В. развивается и совершенствуется вместе с общим развитием психики ребёнка. В самом начальном виде В. появляется к концу первого года жизни, В раннем детском возрасте В., связанное сначала с образной, а затем и с речевой памятью, носит ещё непроизвольный характер, Произвольное В. возникаете среднем дошкольном возрасте, причём раньше, чем произвольное запоминание: неудачи при В. делают для ребёнка актуальной и задачу запомнить. У младших школьников уч. работа стимулирует быстрое развитие произвольного В. Однако первоклассники не всегда ещё могут подчинять работу своей памяти уч. задачам, часто не умеют припоминанием контролировать запоминание, Дальнейшее совершенствование В. (дифференциация репродуктивной задачи, овладение способами В.) связано с развитием словеснологич. памяти, сначала в её конкретной, а затем и в абстрактной форме (средние и старшие школьники).

В целях совершенствования В. уже у младших школьников надо формировать умение обобщать, выделять главное, систематизировать материал при В., передавать его не дословно (тенденция к чему у многих школьников этого возраста выражена очень сильно), а по возможности "своими словами". Необходимо учить школьников пользоваться В. как средством самоконтроля в усвоении знаний, в процессе запоминания уч. материала, причём тогда, когда он еще только заучивается. В. нельзя подменять узнаванием как более лёгким процессом, что имеет место при проверке заучивания путём повторного просмотра материала по книге (к этому также часто очень склонны уч-ся). Заучивая к.-л. материал, уч-ся нередко довольствуются тем, что при повторном чтении он кажется им знакомым, однако в дальнейшем воспроизвести то, что нужно, они не могут. Задача учителя - разъяснять уч-ся необходимость пользоваться активным В. в процессе усвоения новых знаний.

Важно учитывать также индивидуальные различия учеников в процессах В., проявляющиеся в различной быстроте, полноте и точности В., в различной степени лёгкости В. наглядного и словесного материала. Индивидуальные особенности В. связаны также с преобладанием у школьника определённого типа памяти - зрительного, слухового, двигательного или комбинированного,

Лит. см. при ст. Память. П. И. Зинченко. Харьков.

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия', 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Вводные замечания. Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Физиологической основой воспроизведения является повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным или произвольным. При непроизвольном воспроизведении человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на воспроизведение.

Процессы узнавания функционально отличаются от процессов воспроиз-ведения. Узнавание предполагает наличие объекта, в то время как воспроиз-ведение — его поиск. Узнавание — более простой и генетически более ранний процесс, чем воспроизведение. Узнавание — это и восприятие, но в отличие от первичного восприятия узнавание — всегда повторное восприятие.

Для изучения процесса воспроизведения может использоваться метод удержанных членов ряда. Испытуемому предъявляют ряд стимулов (буквы, цифры, слоги, слова, геометрические фигуры и т. п.) и предлагают его воспроизвести.

При обработке полученных данных пользуются следующими пока-зателями:

Частота правильного воспроизведения (Рв) определяется по формуле

где т — количество правильно воспроизведенных элементов; п — количество предъявленных элементов.

Коэффициент точности воспроизведения (Кв) определяется по формуле

При обработке полученных данных определяют следующие показа-тели.

Частота правильного узнавания Ру определяется по форме

Этот показатель может изменяться от 0 при случайных ответах испытуемого до 1 при точном узнавании.

Сравнение результатов, полученных при использовании метода удер-жанных членов ряда и метода узнавания на аналогичном стимульном материале, позволяет изучать различия процессов воспроизведения и узнавания в зависимости от объема и содержания материала.

Цель занятия — сравнить продуктивность процессов воспроизведения и узнавания одного и того же материала.

Методика. Используется метод удержанных членов ряда и метод тождественных рядов.

Аналогичный протокол заполняется для 2-го опыта, только на 15 слов для воспроизведения и на 30 — для узнавания. Обработка и анализ результатов

Определить частоту правильного узнавания слов в каждом опыте.

Определить частоту правильного воспроизведения слов в каждом опыте.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 17

Время опыта: Предъявлен-ный ряд Результаты воспроизведения Ряд слов для узнавания Результаты узнавания Примечания 1

2 1 2 3 3 10 20 1. Словесный отчет испытуемого:. Наблюдения экспериментатора:

Построить сравнительные столбиковые диаграммы частот правильного воспроизведения и узнавания в каждом опыте.

Сравнить продуктивность воспроизведения и узнавания в 1 и 2 опытах, выявить тенденцию, которая при этом обнаруживается, и показать, чем она объясняется.

Методика. Экспериментальным материалом являются геометрические фигуры,предъявляемые на экране дисплея.

Опыт состоит из двух частей. В первой части испытуемому предъявляют матрицу Л, содержащую 9 фигур (рис. 5.7.1), время экспозиции 10 с. Задача испытуемого — запомнить фигуры и воспроизвести их (зарисовать) спустя 5 с после окончания экспозиции.

Обработка и анализ результатов

Определить частоту правильного воспроизведения фигур в первой части опыта.

Определить частоту правильного узнавания фигур во второй части опыта.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:13, курсовая работа

Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч. Айтматов). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти

Введение…………………………………………………………………………………3 Глава1. Теоретический анализ проблемы развития памяти ……………………78 1.1. Определение памяти и подходы к ее изучению.………………………………….6
1.2. Психологические механизмы, законы развития памяти………………………… 9
1.3. Влияние особенностей организации процессов деятельности на запоминание…
Заключение…………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы …………

курсовая работа.doc

Новым шагом в анализе психологических механизмов памяти явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутые в работах П.И. Зинченко(1939,1961) и А.А. Смирнова (1948). Эти работы реализовали понимание памяти как социальной формы действия в исследовании всех уровней функционирования памяти человека.

В контексте культурно- исторической теории психики, разработанной Л.С. Выготским и его сотрудниками (А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия), было показано, что произвольное запоминание представляет собой действие, реализующееся при помощи вполне реальных – на первых порах внешних, материальных, а затем внутренних, мыслительных, речевых средств и способов.

В 60-х гг. центральной в контексте исследования познавательных процессов стала проблема операционального состава и структуры. В работах П.И. Зинченко, А.А. Смирнова была поставлена задача структурно-функционального анализа процессов, лежащих в основе различных видов запоминания. П.И. Зинченко отмечал, что произвольное запоминание как специальное действие принимает в своем развитии различные формы в зависимости от характера тех компонентов, которые составляют реальное содержание этого действия: предмета, цели, мотива, средства запоминания.

В 1967г. появилась книга У. Найссера, давшая название новому направлению психологической науки – когнитивная психология. Она рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение. Основные направления исследований в когнитивной психологии представил Р. Солсо. Область психологии памяти стала центральной для когнитивного подхода. Вкогнитивной психологии память сравнивалась с библиотекой (Бродбент Д., 1971), хранилищем (Аткинсон Р., 1980) и т. д.

Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности;

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание, реминисценция узнавание.

Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизводный процесс. (9, 83)

Теперь подробнее о каждом процессе:

Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день. Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование. или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала мы запоминаем его.

В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение не мнемических задач. Непроизвольное запоминание не является специальным целенаправленным действием. Оно представляет собой побочный результат деятельности, направленной на выполнение каких-либо других задач. Это запоминание является ранней генетической формой памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.

Произвольное запоминание – “процесс запоминания, осуществляющийся в форме сознательной деятельности, имеющей мнемическую направленность и включающей совокупность специальных мнемических действий. Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование его рациональных приемов. Один из важнейших приемов – составление плана запоминаемого материала. Большое значение имеют сравнение, классификация, систематизация материала. Необходимым условием прочности произвольного запоминания является повторение” [3;310].

Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.

Сохранение – динамический процесс, совершающийся на основе определенным образом организованного усвоения, включающий более или менее выраженную переработку материала, его реконструкцию, т.е. участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и пр.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными, чем предыдущие. Уже в силу этого не приходится понимать сохранение как простое консервирование. Оно включает освоение и овладение материала, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию. Сохранение материала в памяти зависит от времени. Оно имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целью его деятельности, лучше сохраняется в памяти. В процессе сохранения в памяти материал подвергается определенным качественным изменениям, приобретая более обобщенный характер. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Физиологической основой воспроизведения является повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится. Воспроизведение бывает непроизвольным или произвольным. При непроизвольном воспроизведении человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на воспроизведение. Произвольное воспроизведение называется припоминанием. Показателем, характеризующим воспроизведение, является время воспроизведения – одна из форм времени реакции. Время воспроизведения – это интервал между стимулом и ответной речевой реакцией. Установлено, что время воспроизведения зависит от длительности интервала между заучиванием и воспроизведением. С увеличением этого интервала время воспроизведения увеличивается.

С. Л. Рубинштейн рассматривает еще один вид восприятия – воспоминание – представление, отнесенное к более или менее определенному моменту в истории жизни человека. Этот процесс неразрывно связан с формированием личности. Лишь благодаря воспоминанию, по словам Рубинштейна, мы не оказываемся отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Эта специфически человеческая память является исторической памятью, в которой выражается единство нашего личностного сознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда связано с амнезией, расстройством памяти.

Узнавание – основной процессов памяти. Процессы узнавания функционально отличаются от процессов воспроизведения. Узнавание предполагает наличие объекта, начинается с него, а воспроизведение предполагает поиски объекта. В то же время узнавание – это и восприятие, но в отличие от первичного восприятия узнавание – всегда повторное восприятие. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизвольный или как произвольный процесс. Обычно, когда узнавание является полным, ясным, определенным, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. Непроизвольное узнавание включается в повседневную жизнь и деятельность человека. В случаях недостаточно полного узнавания оно может приобретать сложный произвольный характер. Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета.

Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия (в отличие от репродукции представлений) и вместе с тем оно в своей развернутой форме – акт мышления. Оно упирается в восприятие, с одной стороны, и в мышление – с другой. Сам процесс узнавания может протекать по-разному: в одних случаях он совершается на основе представлений или воспоминаний о конкретной ситуации, в которой был в прошлом воспринят этот или аналогичный предмет; в других – узнавание носит генерический характер, опираясь на понятие о соответствующей категории предметов.

Заученный материал может быть более или менее воспроизведен впоследствии, что обеспечивается его сохранением в памяти. Сохранение само по себе прямо не наблюдается, но действие его обнаруживается по позднейшему воспроизведению или узнаванию либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это необходимо было для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание являются тремя экспериментальными проверками сохранения. Из них наименее адекватный показатель сохранения – воспроизведение, так как часто то, что не вспоминается в данный момент, все еще сохраняется; это доказывается более поздним его воспроизведением. Ослабление сохранения с течением времени называется забыванием, восстановление забытого – реминисценцией.

Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданое время, хотя сейчас они и не действуют.

Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже различаем, обновляется в сознании, но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: например написать, рассказать, нарисовать.

Специальным исследованием реминисценции занималась Красильщикова Д. И. Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:

  • реминисценция – широко распространенное явление (из 485 индивидуальных опытов реминисценция обнаружена в 40,5% случаев);
  • наличие реминисценции существенно зависит от характера заучиваемого материала (в то время как при воспроизведении осмысленного материала сплошь и рядом обнаруживалось улучшение отсроченного воспроизведения, всплывание новых элементов при воспроизведении бессвязного материала наблюдалось лишь в редких случаях);
  • реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении смыслового содержания, нежели при буквальном воспроизведении;
  • проявление реминисценции зависит и от отношения запоминающего к материалу (она наиболее ярко обнаруживается на таком материале, который вызывает интерес у испытуемого).

Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Забывание - “процесс ослабления связей того или иного материала с прошлым опытом субъекта, обусловленный выпадением этого материала из деятельности. Забывание проявляется в невозможности припомнить или узнать либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания – торможение временных нервных связей. Основная закономерность забывания состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и замедлении процесса с увеличением интервала, т.е. с течением времени забывание становится все более постепенным. Забывание зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность – надежное средство борьбы с забыванием” [3;298].

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.