Пренатальная энцефалопатия можно ли ставить прививки

Вы можете обсудить статью на форуме.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:




Комментарии 143









Теперь что касается вреда традиционного лечения неврологов. Я сейчас остановлюсь только на медикаментозной стороне вопроса. Для лечения проблем с головным мозгом нужно воздействовать на головной мозг (за исключением врождённых проблем с сосудами головы, когда мозг страдает в результате недостатка кислорода, и воздействовать нужно на сосуды - но это как раз не то традиционное лечение и не те случаи гипердиагностики). Мозг человека - довольно сложный орган, и я думаю, что не будет большим преувеличением сказать, что есть в нашей прекрасной медицине ещё невропатологи, не способные собрать полную модель мозга с закрытыми глазами. А если серьёзно - реальный современный уровень знаний о работе мозга любых, самых умных учёных находится примерно ниже плинтуса - мы очень приблизительно представляем, как оно там работает. Мы знаем, что если туда залить этой жидкости, то в целом что-то там притормозится, и зачастую какая-нибудь эта конкретная проблема уменьшится. Или наоборот - этот препарат увеличивает электрическую активность мозга. Ну, приблизительно, как если бы мы в бак автомобиля на пробу лили керосин, воду, лак. и слушали звук мотора. Вот он стал громкий (там внутри всё грохочет и шумит) - ура! мы повысили активность! А вот стало потише. значит, если будет слишком громко, добавим этого.

Может быть, Вы видели, как "чинили" старые ламповые телевизоры? На экране "снег" или полосы - хрясь сверху кулаком! И в половине случаев помогало. Правда, всегда был шанс стряхнуть нежную лампу. Но телевизор можно было отдать в ремонт людям, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знают, как оно там должно быть, и лампы можно было заменить.

То, что я написал, не является доказательством. Я это прекрасно понимаю. За доказательствами нужно обратиться к статистике. Но это - информация к размышлению. И, по моему мнению, тут как раз нужны доказательства БЕЗВРЕДНОСТИ неоправданных вмешательств в один из самых сложных агрегатов, с которым имеет дело человек.


BURKA Россия, Саратов, Ваша позиция ("Если ребенок здоров, то и проблемы нет никакой. И родители никуда не побегут, и пичкать ребенка лишний раз не будут (если они адекватные)") - просто мечта. Только то, что Вы не понимаете смысл подобных статей, говорит о том, что Вы не вполне представляете себе реальное положение дел в этом вопросе. Ваш личный опыт тут ни при чём, и я только завидую Вам, если Вы окружены сплошь адекватными родителями.

Вторая часть Вашей позиции - "А если есть сомнения, то почему бы не проверится, не пройти лечение ВОВРЕМЯ?" - тоже правильна. Но только в случае, если сомнения обоснованные, а родители адекватные. Но вот в реальности всё не так. Ещё в роддоме, или на первом плановом приёме невропатолога этот "диагноз" будет выставлен всем подряд вне зависимости от наличия реальных проблем. Для того, чтобы его получить, родителю достаточно сказать, что ребёнок плакал, или что он "слишком зажат", или что он срыгивает, или что он плохо кушает. Это всё по мнению матери, которая беспокоится, как бы чего не пропустить. А если она ещё и растит первого ребёнка, то ей не с чем сравнивать. Зато вокруг куча советчиков, которые рассказывают, что у знакомых всё было не так, "так что надо бы проверить, всё ли в порядке". Для того, чтобы НЕ получить такой диагноз, нужно либо попасть на реально классного специалиста, либо активно сопротивляться, когда врач будет заботливо расспрашивать, есть ли что-нибудь, что беспокоит. Так что получение этого диагноза не зависит от адекватности родителей. А получив такой диагноз, у них возникают обоснованные беспокойства и волнения. И это именно адекватные страхи, ведь это нормально, что врач заметил что-то, чего не заметила мать - "он ведь профессионал и с детьми работает постоянно, он знает, на что обращать внимание". То есть не проблемы и признаки нездоровья являются причиной "сомнений", а перестраховательство врача, который выставил диагноз необоснованно, зато его уж точно не смогут обвинить, что он что-то недосмотрел.

Теперь миллиону детей выставили такой диагноз. Реальные проблемы есть у тысячи. Остальные сотни тысяч (!) стоят перед вопросом: что дальше? С точки зрения врача, вопрос решён: есть диагноз - должно быть лечение. Ну, для разнообразия - дообследование. С точки зрения родителей всё не так гладко. Если они нормальные (я не имею ввиду тех, кто достаточно подкован, а обычных среднестатистических родителей), то они будут вполне разумно слушать врача. И 99,9% из них будут лечить несуществующую болезнь. То есть, во-первых, тратить свои деньги, во-вторых, свои нервы, в третьих, их ребёнок будет употреблять некие дополнительные вещества, и в четвёртых, будет дополнительно посещать поликлиники и иметь множество дополнительных контактов с больными. И лишь доля процента будет бороться с реальной проблемой. Далее. Часть из большинства через какое-то время, будучи адекватными, поймёт, что только вредит своему ребёнку, и тем самым получит дополнительные убедительные доказательства несостоятельности официальной медицины и всех этих диагнозов и назначений. Эти родители будут предпочитать советы соседок и прочих хиромантов, а вынужденные посещения врачей будут воспринимать лишь как досадную обязанность. И те, возможно, уже обоснованные диагнозы будут воспринимать как очередную хрень. Именно у их вторых детей не будет диагнозов "ПЭП", потому что они ничего не будут говорить врачам. А если и будет такой диагноз, то что они с ним сделают? Используют по назначению. А ведь на этот раз всё может быть по-настоящему!

Вторая часть большинства, в процессе лечения преодолевающая сопротивление несознательного организма "больного", получит дополнительные проблемы, которые будут "доказательством" правильности принятого курса. Честно говоря, даже настроения нет обсуждать судьбу детей в этом случае.

Таким образом, повальное диагностирование ПЭП приводит не к тому, что "не пропустят проблему", а к созданию дополнительных проблем и к снижению доверия врачам. И - к тому, что таки проблемы пропускают. А ведь если бы эту самую ПЭП диагностировали (несмотря на ненаучность) лишь у той тысячи - это было бы оправдано, потому что влекло бы за собой последствия в действительно нужных случаях. И НЕБОЛЬШОЙ процент гипердиагностики не приводил бы к имеющимся в настоящее время проблемам. А так - этот диагноз является реальным ВРЕДОМ. Он "помогает" единицам, а калечит сотни.



BURKA Россия, Саратов, скажите, Вы в статье прочитали только название и последний абзац?

Я Вам сопереживаю. И однако, наличие у Вашего ребёнка некоторых конкретных проблем ни в коей мере не противоречит здесь написанному. Вашему ребёнку должны были быть выставлены конкретные диагнозы и назначено конкретное лечение. И это не оправдывает наличие невнятного и "неофициального" диагноза, выставляемого половине детского населения страны лишь для прикрытия своей некомпетентности, своей задницы и срубания бабла. Пожалуйста, не высказывайте "несогласий", основываясь на невнимательности!


Итак, мы поговорили об общих противопоказаниях к прививкам (https://www.stranamam.ru/article/4371778) и дошли до вопроса о особых состояниях. При которых прививки могут быть отложены или даже запрещены. Необходимо подробно обсудит все частные вопросы противопоказаний и ограничений в вопросах прививок.

Если иммунодефицит.
Процесс вакцинации – это иммунная реакция организма с активной работой всех звеньев иммунитета, поэтому, чтоб он прошел относительно гладко, нужно, чтобы система иммунитета была здоровой и адекватно работала. Так бывает не всегда. Иногда возникают состояния иммунодефицита, временного или постоянного нарушения иммунитета с не адекватными или сниженными реакциями на казалось бы обычные раздражители – болезни, элементы питания и лекарства. Поэтому, в инструкциях по противопоказаниям вопрос иммунодефицита рассматривается отдельно.

Прежде всего это связано с тем, что у детей с иммунодефицитами повышается риск вакцинации живыми вакцинами. Они хотя и ослаблены, но чисто теоретически могут быть вредны сильно подорванному иммунитету. К таким осложнениям относят вакцино-ассоциированный полиомиелит при закапывании живой полиомиелитной вакцины. Кроме того, таким малышам опасны будут бцж и вакцина от краснухи, партита и кори. Но как же заподозрить наличие иммунодефицита, ведь поголовное тестирование и иммунограммы не делают? Есть определенные проблемы здоровья, которые позволят вам и врачу задуматься о проблемах в иммунной системе. Это прежде сего тяжелые, рецидивирующие гнойные процессы, развитие аноректальных свищей, постоянная молочница полости рта, частые пневмонии, упорное течение экземы, себорея, снижение в крови тромбоцитов, наличие родственников с проблемами иммунитета. Таким деткам заменяют вакцины на убитые, и проводят обследование, а бцж таким детям не проводят.

Нельзя вакцинировать детей, кого недавно лечили иммуносупрессивными препаратами, если их лечат гормонами, особенно внутрь или в ингаляциях. После приема этих препаратов и вакцинацией должно пройти не менее трех-шести месяцев.

Когда нельзя делать бцж?
Бцж – это ослабленные живые микобактерии туберкулеза, они дают местный внутрикожный процесс. Такую прививку нельзя делать малышам менее 2 кг весом при рождении. Это объясняется тонкостью кожи, при котором очень трудно правильно ввести препарат – внутрикожно. Их обычно прививают по мере прироста веса, обычно на втором этапе выхаживания в детской больнице. Повторно в 6 и 14 лет бцж нельзя делать, если от первых образовался рубец-келоид.

Когда нельзя делать акдс?
Детям с прогрессирующей патологией нервной системы отменяют коклюшный компонент прививки, делая адс. Особенно это при склонности к судорогам. Противопоказано акдс при развитии не связанных с температурой судорог, подозрении на эпилепсию. Таким детям вообще прививки под большим вопросом.
Однако, не является противопоказанием появление на предыдущее введение судорог при лихорадке, однако, перед введением и после него сразу с профилактической целью назначают жаропонижающие. И стоит заменить нашу отечественную вакцину на бесклеточную, по типу инфанрикс или пентаксим.
Вакцину нельзя вводить сразу после болезни, надо дать организму прийти в себя, срок от орви до вакцинации минимум 2-3 недели.

Когда нельзя вводить кпк?
Нельзя вводить эти вакцины, если у детей ранее отмечались реакции при лечении антибиотиками по типу гентамицина, амикацина и им подобных. В вакцине содержатся следы этих препаратов. Импортная вакцина кпк готовится на куриных эмбрионах и может быть опасна детям, кто имеет аллергию на куриный белок. Отечественная готовится на перепелином яйце и не опасна таким малышам.

Когда нельзя делать гепатит в?
Мы уже говорили, что эту прививку нельзя делать, если есть аллергия на дрожжи, и если есть указания на то, что в семье есть случаи рассеянного склероза.

Если малыш заболел острой инфекцией?
Всегда при возникновении острых инфекций (кишечных, простудных, кожных и прочих) изменяется работа иммунной системы, она направляет все силы на борьбу с неприятелем и дополнительная нагрузка на организм может дать сбои и негативную реакцию. Поэтому, в обычных условиях, когда нет никаких смертельных угроз эпидемий бубонной чумы или смертельной лихорадки, детей, пока они не переболеют острым заболеванием, не прививают ничем. В среднем при обычной простуде или легкой кишечной инфекции после полного выздоровления дают мед.отвод от прививок на две недели. А если это была ангина, бронхит – то на месяц, а при пневмонии могут и дольше.
Если же это были тяжелые острые инфекции нервной системы, такие как энцефалит и менингит, детей прививают вообще только через полгода.


Если малыш имеет хроническую болезнь?
Также, как и при острых инфекциях и болезнях, детей при обострениях любой хронической болезни нельзя прививать никакими вакцинами, даже капельками от полиомиелита. Вакцинировать ребенка можно на фоне ремиссии, которая произошла самостоятельно или после лечения либо достигнув минимально возможной активности процесса и предварительно проведя ребенку особую подготовку. Если применяется иммуносупрессивная терапия или гормоны для достижения ремиссии, тогда вакцинация также отменяется, иммунитет может дать неадекватную реакцию.

Что к противопоказаниям не относится?
Есть ряд особых состояний, которые и часть врачей ошибочно принимает за противопоказания, и пациенты упорно расценивают как препятствие к вакцинации. Их называют ложными противопоказаниями, которые не могут быть причиной отвода.

А в нашей медицинской среде наличие медотвода в карточке по причине как:
- перинатальная энцефалопатия
- неврологические отклонения стабильного течения,
- астма с аллергией, экземы,
- а также пороки сердца
- анемия,
- проблемы с тимусом,
Является распиской в собственной не компетенции в вопросах иммунопрофилактики. Нет, конечно, такие состояния требуют особого подхода в вопросах прививок, но полностью давать отвод с медицинской точки зрения тут нельзя, необходимо разработать гибкую и правильную схему прививок.

Наличие анемии мы тоже уже обсуждали, у детей в возрасте от 3 до примерно шести месяцев она вообще носит явление физиологической. Кроме того, количество красных кровяных клеток никак не влияет на иммунитет – за него отвечают не эритроциты, а лимфоциты. Поэтому, легкая анемия – это не повод отказа от прививок. А тяжелая анемия – это повод для обследования, она обычно имеет серьезные причины.

О дисбактериозе даже и говорить не хочу, это слово для меня – как ругательство, тот кто оставит его диагнозом – двоечник и прогульщик занятий в медуниверситете! Нормальные доктора знают, что эта отписка – когда не знаешь, что делать и как!

При аллергии и пороках сердца дети ослаблены, и прививочные инфекции у них протекают гораздо тяжелее, нежели у обычных здоровых детей. И мы рекомендуем прививать таких детей по разумной индивидуальной схеме, но в первую очередь. Ведь приступы коклюшного кашля малышу с пороком сердца могут стать смертельными. Аллергия – это не вечное заболевание, она имеет периоды активности и ремиссии, поэтому, можно плавно медикаментами ввести малыша в ремиссию и привить его! А применение гормональных мазей не подавляет иммунитета, они же применяются на коже.

Конечно, каждый случай надо рассматривать отдельно и давно пора подходить к вопросу вакцинации более индивидуально, это поможет снизить риски и осложнения. Но решать только вам!

Гипоксические сосудистые повреждения находятся на первом месте среди заболеваний нервной системы новорожденных. Термин “гипоксия” дословно переводится как “мало кислорода” и используется для обозначения кислородного голодания тканей организма. Головной мозг в норме поглощает пятую часть кислорода, поступающего в организм. У детей раннего возраста доля мозга в использовании кислорода составляет почти половину, что обеспечивает высокий уровень обменных процессов в мозговой ткани. В зависимости от длительности гипоксии в мозге развиваются изменения от локального отека до некрозов.

Одним из наиболее серьезных последствий нарушения обмена кислорода у плода и новорожденного является перинатальная энцефалопатия.

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - патология мозга, возникшая в перинатальный период, т.е. период, связанный с рождением. Он объединяет в себе всю неподдающуюся более конкретному определению мозговую дисфункцию - все случаи нарушения структуры либо же функционирования мозговой ткани. Всё коварство диагноза состоит в том, что его проявления слишком многолики.

Перинатальные повреждения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы детского возраста. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция, гидроцефальный синдром, вегето-сосудистая дистония. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич (ДЦП) и эпилепсия.

При достижении возраста 1 месяц состояние ребёнка уже примерно определяется, т.е. какая именно патология мозга имеется в наличии, и термин ПЭП заменяется новым, соответствующим состоянию ребенка: "Перинатальная энцефалопатия в виде такого-то и такого-то синдрома". Если можете, добивайтесь от врача именно такой формулировки. Зачем? Затем, что вам самим будет понятно намного больше, как в отношении проявлений болезни, так и в отношении прогноза.

Перинатальная гипоксическая энцефалопатия является частым осложнением патологии беременности и родов и диагностируется у новорожденных до 5% случаев. Клинические проявления гипоксии мозга у новорожденных различны. Лечебно- профилактические мероприятия при этих состояниях также не идентичны.

К перинатальным энцефалопатиям относятся повреждения головного мозга, возникающие в промежуток времени от 28-й недели беременности до 7-го дня жизни. В перинатальном периоде выделяют:

  • антенатальный период, начинающийся на 28-й неделе беременности и оканчивающийся началом родового акта;
  • интранатальный период, т.е. непосредственно сам акт родов (от начала родовой деятельности до рождения плода);
  • ранний неонатальный период (первая неделя жизни новорожденного ребенка).

Диагностика ПЭП основана на анализе данных течения беременности, родов, сведений о состоянии ребенка в роддоме, какая была оценка по шкале Апгар при родах. Обязателен осмотр ребенка невропатологом в первый месяц жизни для оценки состояния его нервной системы, окулистом - исследование глазного дна. В комплексном обследовании применяют:

  • нейросонографию (исследование анатомических структур мозга через большой родничок);
  • допплерографию (для оценки кровоснабжения мозга или шеи, возможных участков сужения или закупорки сосудов);
  • компьютерную томографию головного мозга (для уточнения гипоксических изменений мозговой ткани в структурах мозжечка и ствола мозга, которые недостаточно четко выявляются при нейросонографии);
  • электроэнцефалографию (ЭЭГ) (для выявления возможных очагов эпилептической активности. Большое значение ЭЭГ-исследование имеет для выделения группы риска по судорожному синдрому и диагностики клинически "немых" приступов.)

Для распознавания клинических признаков перинатальной гипоксии необходимо учитывать факторы риска, предрасполагающие к ее развитию:

  • Пограничный возраст матери (моложе 20 и старше 35 лет)
  • Любые заболевания матери во время беременности (инфекции, интоксикации, диабет)
  • Прием матерью потенциально опасных для плода препаратов
  • Преждевременная отслойка плаценты
  • Преждевременные или поздние роды
  • Патологическое течение родов (узкий таз, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной шеи, затяжные или стремительные роды)
  • Родовые травмы
  • Многоплодие

Для правильной оценки состояния новорожденного в родильных домах пользуются оценкой по шкале Апгар. Оценка состояния новорожденного складывается из пяти признаков

  1. сердцебиение,
  2. дыхание,
  3. мышечный тонус,
  4. цвет кожных покровов,
  5. рефлексы.

Каждый показатель даёт 2 балла.

  • Хорошее состояние новорождённого оценивается как хорошее, если сумма показателей равна 8-10 баллам.
  • При легкой форме поражения мозга (оценка при родах по шкале Апгар 6 - 7 баллов, состояние удовлетворительное) характерным является синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Основными проявлениями синдрома являются усиление спонтанной двигательной активности, беспокойный поверхностный сон, удлинение периода активного бодрствования, трудность засыпания, частый немотивированный плач, оживление безусловных врожденных рефлексов, мышечная дистония, повышение коленных рефлексов, тремор (дрожание) конечностей и подбородка. У недоношенных синдром нервно-рефлекторной возбудимости в 94% случаев является клиническим признаком порога судорожной готовности и они должны рассматриваться как группа риска по судорожному синдрому.
  • Среднетяжелая форма гипоксической энцефалопатии (оценивается по шкале Апгар 4 - 6 баллов) проявляется повышением внутричерепного давления и развитием гидроцефальных изменений с синдромом угнетения функции нервной системы.
  • 1-4 балла – тяжёлое. Выявляются выраженная вялость, адинамия, мышечная гипотония до атонии, врожденные рефлексы не выявляются, зрачки сужены, реакция на свет незначительная или отсутствует. Нет реакции на болевые раздражители, "плавающие" движения глазных яблок, горизонтальный и вертикальный нистагм, сухожильные рефлексы угнетены. Дыхание аритмичное, с частыми остановками, уреженное сердцебиение, тоны сердца глухие, пульс аритмичный, артериальное давление низкое. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжёлое состояние сохраняется 10-15 дней.

В клинической картине гипоксической энцефалопатии выделяют три периода - острый (1-й месяц жизни ребенка), восстановительный (с 1-го месяца до 1 года, а у недоношенных незрелых детей до 2 лет) и исход.

Первые проявления перинатальной энцефалопатии можно обнаружить еще в родддоме. Это поздний, слабый или болезненный крик новорожденного; длительная синюшность, плохая терморегуляция, измененное сердцебиение, отсутствие сосательного рефлекса, нарушенный сон, измененная двигательная активность. Эти состояния могут пройти в течение нескольких дней, и в последующем у ребенка не будет отклонений со стороны нервной системы. У других детей эти нарушения держатся дольше, к ним присоединяются двигательные нарушения в виде повышения или понижения мышечного тонуса, задержки темпов моторного и психического развития, возникают проблемы с желудочным-кишечным трактом (дисбактериоз, плохая усвояемость пищи, плохая прибавка в весе). Поэтому обязательно выясните у педиатра все, что касается родов и состояния вашего малыша после них: не требуется ли ему консультация или наблюдение у невропатолога.

В первые недели жизни, когда закладываются основы дальнейшего нервно-психического развития ребенка, особенно необходимо внимательное наблюдение за поведением и реакциями вашего малыша. Пока ребенок еще не говорит, не ходит, такие симптомы, как беспокойное поведение, излишняя вялость, спонтанные вздрагивания, частые срыгивания во время и после еды, выпучивание глаз, скованность, неадекватные реакции на звук, свет, должны вас насторожить. Все это может быть проявлением неврологического заболевания. Каждая мама должна забеспокоиться, если из 24 часов в сутки ребенок плачет 20, и никакими средствами его не успокоить. Трудно не заметить и неадекватные реакции малыша (от рождения до полугода) на действия взрослых: входит кто-то в комнату или раздается звонок в дверь - “неврологический” ребенок сильно вздрагивает, безудержно плачет, закатывается, синеет. Частый симптом - запрокидывание головы.

Если перечисленные нарушения прошли без следа, ребенок может считаться практически здоровым, но требует внимания. Особенной же заботы требуют те дети, у которых с возрастом не только не проходят неврологические нарушения, но идет их нарастание. В этом случае невропатолог оценит, можно ли говорить о переходе перинатальной энцефалопатии в другое заболевание.

Основные синдромы проявления ПЭП:

Восстановительный период гипоксической энцефалопатии включает следующие синдромы:

  1. Синдром двигательных расстройств - мышечной гипотонии или гипертонии (пониженной или повышенной мышечной активности). (Не путать с физиологическим гипертонусом, который является возрастной нормы тонуса).
  2. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Наблюдайте за своим малышом. Достаточно ли он спит, легко ли засыпает? Как ведет себя в бодрствующем состоянии: не слишком ли он активен? Не дрожат ли у него подбородочек и конечности? Если что-то в этом списке вас настораживает - сообщите врачу.
  3. Синдром угнетения ЦНС. Ребеночек неактивен, вял, заторможен. Гипотоничен, может быть асимметрия лица и туловища из-за различного тонуса мышц, косоглазие по той же причине. Плохо сосет, поперхивается при глотании.
  4. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром внутричерепной гипертензии) - один из самых серьезных. Ведь именно он может потом перейти в гидроцефалию, требующую оперативного лечения. Характерным является увеличение размеров головы на 1-2 см по сравнению с нормой (или окружностью грудной клетки), раскрытие черепных швов более, чем на 0,5 см, увеличение и выбухание большого родничка, патологические рефлексы. Синдром угнетения проявляется вялостью, гиподинамией, снижением спонтанной активности, общей мышечной гипотонией, гипорефлексией, угнетением рефлексов новорожденных, снижением рефлексов сосания и глотания. Наблюдаются локальные симптомы в виде расходящегося и сходящегося косоглазия, нистагм, асимметрия и отвисание нижней челюсти, асимметрия мимической мускулатуры. Синдром характеризует течение острого периода гипоксической энцефалопатии и в конце первого месяца жизни обычно исчезает. В остром периоде синдром угнетения может являться предвестником отека мозга.
  5. Судорожный синдром. У детей первого года жизни распознать его не так просто, ведь он может проявляться не только судорогами, но и их эквивалентами. К ним относятся икота, срыгивания, усиленное слюноотделение, автоматические жевательные движения, мелкоамплитудное дрожание. Поскольку все дети срыгивают и икают, для уточнения диагноза необходимы дополнительные исследования.

Судорожные припадки у новорожденных отличаются кратковременностью, внезапным началом, отсутствием закономерности повторения и зависимости от состояния сна или бодрствования, режима кормления и других факторов. Судороги наблюдаются в виде мелкоамплитудного тремора, кратковременной остановки дыхания, спазма глазных яблок и симптома "заходящего солнца", автоматических жевательных движений, дрожания стоп. Эти судороги по своему характеру иногда напоминают спонтанные движения ребенка, что затрудняет диагностику.

Гидроцефалия - это избыточное накопление жидкости, содержащейся в полостях головного мозга и спинномозговом канале. Гидроцефалия бывает врожденной и приобретенной. Возникает при нарушении всасывания, избыточного образования жидкости в полостях головного мозга и затрудении ее оттока, например, при опухолях, спайках после воспалительного процесса.

Состояние проявляется признаками повышения внутричерепного давления: головной болью (в первую очередь), тошнотой, рвотой, нарушением различных функций: слуха, зрения (последние 3 признака могут отсутствовать). У детей младшего возраста выбухает родничок. В зависимости от причины, вызвавшей заболевание, возникают и другие симптомы.

Различают острую и хроническую фазы болезни.

  • В острой стадии проявляются симптомы основного заболевания, вызвавшего гидроцефалию,
  • в хронической - признаки самой гидроцефалии, которая при отсутствии лечения прогрессирует.
  • Заболевание может развиться и внутриутробно, в этом случае говорят о врожденной гидроцефалии. Дети рождаются с большой головой (до 50-70 см в окружности при норме в среднем около 34-35 см), в дальнейшем, в случае прогрессирования водянки головного мозга, окружность черепа может стать еще больше.

При гидроцефалии голова принимает форму шара с выдающимся вперед лбом, роднички увеличиваются в размерах, выбухают, кости черепа становятся тоньше, черепные швы расходятся. Отмечается задержка в физическом развитии ребенка - позже начинают держать голову, садиться, ходить, наблюдается слабость конечностей, преимущественно ног, острота зрения снижается, нередки эпилептические припадки, дети отстают в умственном развитии. В дальнейшем после закрытия родничков появляются головные боли, рвота, а также различные симптомы, характер которых зависит от расположения препятствия, нарушающего отток спинномозговой жидкости.

  • Профилактика перинатальной энцефалопатии у детей заключается в соблюдении будущей мамой режима отдыха, полноценное питание в период беременности, своевременная коррекция токсикозов. Очень важно правильное ведение родов. В первые несколько месяцев жизни следует быть очень внимательными к малышу и правильно оценивать его поведение и самочувствие.
  • Лечение острого периода перинатальной энцефалопатии проводится специалистами родильного дома. При необходимости, ребенка переводят в специализированное отделение для новорожденных в детские лечебные центры. Используют препараты, улучшающие мозговое кровообращение (винпоцетин, актовегин), пирацетам, проводят посиндромную терапию.
  • Лечение восстановительного периода также проводится под наблюдением невропатолога. Оно зависит от того, какие клинические проявления преобладают у ребенка. При необходимости используют противосудорожные препараты, мочегонные, витамины, пирацетам и другие средства. Проводятся повторные курсы массажа, фитотерапии, гомеопатии.
  • В острой фазе гидроцефалии назначают средства, снижающие внутричерепное давление, удаление небольших количеств спинномозговой жидкости путем прокола (пункции) в области родничков с целью снижения внутричерепного давления. В дальнейшем необходимо постоянное наблюдение и лечение у невропатолога. Если у ребенка сформировалась гидроцефалия, он требует наблюдения нейрохирурга. В некоторых случаях прибегают к оперативному вмешательству, когда которой создается обводной путь для оттока ликвора.

Поскольку разница между исходами в выздоровление и ДЦП очевидна, понятно и то, что лечение должно быть начато как можно раньше. Прогноз заболевания - не только результат проведённого лечения, основном он обусловлен степенью страдания нервной системы и глубиной структурных изменений. Как бы жестоко это ни звучало, но если умерли клетки коры головного мозга вследствие тяжелейшей родовой травмы, то они умерли. Полное выздоровление наступает у 20-30 % детей. При благоприятном варианте течения отмечается исчезновение или уменьшение выраженности симптомов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном варианте, особенно у недоношенных, может развиться эпилептический синдром.

Взаимодействуйте с врачем. Наблюдайте за своим ребёнком, внимательный взгляд мамы способен заметить отклонения у своего ребенка намного быстрее, чем врачом-неврологом. И если вам кажется, что малыш здоров, а врач утверждает обратное, попросите его объяснить, в чем проблема. Может, вы действительно не замечали чего-то важного? А может ваш врач перестраховывается?

Мы говорили про период, связанный с рождением. Но и после появления на свет могут возникнуть условия для возникновения гипоксических сосудистых повреждений в результате нейроинфекции или травмы головного и спинного мозга. Детские клетки намного менее чувствительны к недостатку кислорода, чем взрослые. Оберегайте своих детей хотя бы от ударов и ушибов!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.