Причины нервно психических нарушений

Психические расстройства – одни из наименее изученных патологий в медицине. Причины и симптомы болезней желудка, сердца, легких, почек можно объективизировать: их можно рассмотреть на снимках, на лабораторных анализах крови и мочи, на экране ультразвукового диагностического аппарата.

В соматической медицине обычно есть точная причина болезни, например, хронический гастрит в 90% вызывается бактерией Helicobacter pylori. То есть существует точная ассоциация, причинно-следственная связь между действующим фактором и клинической картиной. В психиатрии не все так просто: одна болезнь, например, шизофрения, объясняется сразу несколькими теориями и гипотезами, и только некоторые болезни имеют четкую установленную причину.

Психиатрия и ее ранние прообразы существуют сотни лет. В древности душевные расстройства объяснялись религиозно-мистическими представлениями: вселением темных сил в душу или тело, проклятьем человека, одержимостью злыми духами. Тогда некоторые душевные расстройства ассоциировались с божественным вмешательством: например, Гиппократ считал эпилепсию знаком избранности самим богом.

В Европейском Средневековье государствами правили церкви. Тогда высшим идеалом благоразумия были церковные догматы. К психиатрическим заболеваниям выработались определенные суеверия, так как научного подхода к изучению душевных болезней не было.

Медицина тех времен отрекалась от психических расстройств, считая, что ими должна заниматься церковь. В Средневековье сжигали ведьм и колдунов: инквизиторы считали их одержимыми дьяволами и демонами. Не зная и не желая знать истинную причину душевных недугов, люди и правители боялись сумасшедших – они изолировали их в местах призрения душевнобольных.

Врачам нового времени трудно было выделить причину болезней, о которых ничего не было известно. Психическое расстройство представлялось им как набор отдельных безумных движений и мыслей. Лекари лишь предполагали, выдвигали теории. Но без точных методов диагностики теорию проверить невозможно. Например, Ф. Парацельс считал, что причиной расстройств является нарушение химических процессов в организме. Он считал, что лечить нужно только теми веществами, которые изготавливались химическим путем.

С конца 18 века начался феноменологический этап психиатрии. Врачи накапливали представления о причинах психических расстройств. Появлялись первые специализированные психиатрические больницы и кафедры в университетах. Исследователи стали изучать биохимические процессы в центральной нервной системе, устанавливали взаимосвязь между отделами головного мозга и их функциями, задачи нейромедиаторов, взаимоотношение между мозгом и телом.

В современном научном мире изучаются все вероятные факторы психических расстройств: ранние детские психические травмы, стрессы, генетические нарушения, наследственность, органическое поражение головного мозга.


Сейчас причины классифицируются в три группы:

  1. биологические;
  2. социальные;
  3. психологические.

Биологическая группа включает генетические факторы, наследственность, факторы протекания беременности, врожденные особенности работы головного мозга. Считается, что шизофрения и биполярное расстройство возникают именно из-за мутации нескольких генов, которые приводили к серьезному дисбалансу нейромедиаторов в головном мозгу. Некоторые исследователи объясняют причину шизофрении сезонностью: у рожденных зимой и весной детей шизофрения развивалась чаще.

Генетические теории объясняют душевные расстройства наиболее точно. Существует генетическая взаимосвязь между аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, биполярным расстройством, шизофренией и депрессией. В основе этих болезней – генетически обусловленный сбор в работе нейромедиаторов: серотонина, норадреналина, дофамина, глутамата.

Однако шизофрения до сих пор остается болезнью с до конца не выясненной причиной. В 2018 году японцу с шизофренией и раком пересадили костный мозг. После операции у больного полностью устранилась клиническая картина шизофрении: исчезли галлюцинации и бред. Костный мозг отвечает за кроветворную функцию и иммунную память.

К биологическим факторам психических расстройств также относится:

  • интоксикация алкоголем, наркотиками, испарениями, тяжелыми металлами;
  • черепно-мозговые травмы и опухоли головного мозга;
  • нейроинфекции: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
  • врожденные дефекты строения головного мозга.

Социальные и семейные факторы изучаются психологами все чаще. Первые околонаучные предпосылки о влиянии родителей на развитие психических расстройств у детей сформулировал психоаналитик Фрейд. Он считал отца и мать главными фигурами в формировании личности. Запреты, тоталитарное воспитание, неправильные примеры – все это формировало патологические зачатки у человека.

Чаще всего семейные факторы воспитания приводят к непсихотическим патологиями: к расстройству личности, обсессивно-компульсивному расстройству, генерализованному тревожному расстройству, дисморфофобическому расстройству, фобиям, сексуальным перверсиям. В конце 90-х годов выяснилось, что тяжелые семейные конфликты могут спровоцировать развитие шизофрении и большое депрессивное расстройство. Но это не значит, что только эта группа причин вызывает фобию или перверсии. Любые психологические, социальные или генетические причины могут вызывать одно и то же расстройство. Например, по И. П. Павлову обсессивно-компульсивное расстройство развивается из-за инертности возбуждения в коре головного мозга.

Социальные факторы не выступают прямой причиной, но являются провокаторами психических расстройств:

  • низкий уровень жизни в государстве;
  • высокий процент безработицы;
  • взаимоотношения детей в школе;
  • расовая дискриминация;
  • социальный статус;
  • урбанизация местности;
  • уровень религиозности.

Психологические факторы – это то, как психическая сфера человека взаимодействует с внешним или внутренним миром. Сюда относятся те ранние детские травмы и реагирование на болезненную ситуацию: смерть близкого человека, физическое или сексуальное насилие, когнитивные искажения. К психическим расстройствам могут привести чрезмерная эмоциональность и невозможность управлять аффектом.


Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.


Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.


Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.


Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.


Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:

  • Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
  • Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
  • Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
  • Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.

Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.


Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.


Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.


Почему происходит задержка психического развития?

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).


Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.


Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.


Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.


Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

  1. Лечение страха гипнозомГипноз является одним из самых эффективных методов лечения неврозов. Словосочетание.
  2. Женские расстройства сексуального возбужденияРасстройства сексуального возбуждения были ранее известны как фригидность у женщин.
  3. Причины депрессии у женщинПрежде чем разобраться в причинах возникновения депрессии у женщин, необходимо.
  4. Деперсонализация личностиСиндром дереализации-деперсонализации — это психическое расстройство, при котором человек ощущает.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши


Психические расстройства – это в широком понимании заболевания души, означающие состояние психической деятельности, отличное от здорового. Их противоположностью является психическое здоровье. Индивиды, обладающие умением адаптироваться к ежедневно меняющимся жизненным условиям и разрешать повседневные проблемы, как правило, считаются психически здоровыми лицами. Когда такая способность ограничена, субъект не осиливает текущие задачи профессиональной деятельности или интимно-личностной сферы, также неспособен достигать обозначенных задач, замыслов, целей. В ситуации подобного рода можно подозревать наличие психической аномалии. Таким образом, нервно-психическими расстройствами именуется группа нарушений, оказывающих воздействие на нервную систему и поведенческое реагирование индивида. Описанные патологии могут появляться вследствие отклонений, проистекающих в мозге обменных процессов.

Причины психических расстройств

Нервно психические заболевания и расстройства вследствие многочисленности факторов, их провоцирующих, неимоверно разнообразны. Нарушения психической деятельности, какой бы этиологии они ни были, всегда предопределены отклонениями в функционировании головного мозга. Все причины делятся на две подгруппы: экзогенные факторы и эндогенные. К первым относятся внешнее воздействие, например, употребление отравляющих веществ, вирусные заболевания, травмы, ко вторым – имманентные причины, включающие хромосомные мутации, наследственные и генные недуги, расстройство психического развития.

Устойчивость к расстройствам психической деятельности зависит от специфических физических характеристик индивидов и общего развития их психики. Разные субъекты имеют различные реакции на душевные муки и проблемы.

Выделяют типичные причины отклонений психического функционирования: неврозы, неврастению, депрессивные состояния, воздействие химических или токсических веществ, травмы головы, наследственность.

Беспокойство считается первой ступенькой, ведущей к изнурению нервной системы. Люди, нередко, склонны рисовать в своей фантазии различные негативные развития событий, которые в действительность никогда не воплощаются, но провоцируют излишнюю напрасную тревожность. Такое беспокойство постепенно накаливается и по мере нарастания критической ситуации может трансформироваться в более серьезное расстройство, что ведет к отклонению психического восприятия индивида и к нарушениям функционирования различных структур внутренних органов.

Неврастения является ответной реакцией на длительное воздействие травмирующих ситуаций. Ей сопутствует повышенная утомляемость и истощаемость психики на фоне гипервозбудимости и постоянной раздражительности по мелочам. При этом возбудимость и сварливость являются защищающими средствами от окончательного сбоя работы нервной системы. К неврастеническим состояниям больше склонны индивиды, характеризующиеся повышенным чувством ответственности, высокой тревожностью, не высыпающиеся люди, а также обремененные множеством проблем.

Депрессию также можно отнести к невротическим нарушениям. Она характеризуется пессимистичным настроем, хандрой, отсутствием радости и желания что-либо менять в своем существовании. Депрессивному состоянию обычно сопутствует бессонница, отказ от еды, интима, отсутствие желания заниматься повседневными делами. Нередко депрессия выражается в апатичности, тоскливости. Человек в депрессии как бы пребывает в собственной реальности, не замечает других людей. Некоторые ищут выход из депрессивного состояния в спиртных или наркотических веществах.

Также тяжелые психические расстройства может провоцировать прием различных химических препаратов, например, лекарственных средств. Развитие психоза вызывает поражение других органов. Следствием черепно-мозговой травмы нередко становится наступление проходящего, длительного и хронического нарушения психической деятельности.

Психические расстройства практически всегда сопутствуют опухолевым процессам головного мозга, а также иной грубой патологии. Также наступают психические расстройства после употребления токсических веществ, например, наркотических средств. Отягощенная наследственность нередко приумножает риск возникновения сбоев в работе, но далеко не во всех случаях. Нередко, наблюдаются психические расстройства после родов. Многочисленные исследования свидетельствуют, что деторождение имеет прямую связь с приумножением частоты и распространенности патологий психики. При этом этиология остается до конца не ясной.

Симптомы психических расстройств

Основными проявлениями поведенческого отклонения, болезни психического расстройства, всемирная организация здравоохранения называет нарушения мыслительной деятельности, настроения или поведенческих реакций, выходящие за границы существующих культурно-нравственных норм и убеждений. Другими словами, психологический дискомфорт, нарушения деятельности в различных сферах – все это является типичными признаками описываемого расстройства.

Кроме того, у пациентов, страдающих психическими расстройствами, нередко могут наблюдаться различные симптомы физического, эмоционального, когнитивного, и перцептивного характера. Например: индивид может чувствовать себя несчастным или сверхсчастливым несоизмеримо произошедшим событиям, могут наблюдаться сбои в выстраивании логических взаимосвязей.

Основными симптомами психических нарушений являются повышенная утомляемость, быстрая неожиданная смена настроений, неадекватное реагирование на событие, пространственно-временная дезориентация, расплывчатое осознание окружающей действительности с дефектами восприятия и нарушениями адекватного отношения к собственному состоянию, отсутствие реакции, испуг, спутанность сознания или появление галлюцинаций, нарушение сна, засыпания и пробуждения, тревожность.

Часто у индивида, подвергшегося стрессовому воздействию и характеризующегося неустойчивым психическим состоянием, могут зарождаться навязчивые идеи, выражающиеся манией преследования либо же различными фобиями. Все это приводит впоследствии к затяжной депрессии, сопровождаемой периодам непродолжительных неистовых эмоциональных всплесков, устремленных на выработку каких-либо неосуществимых планов.

Если субъект страдает психическим расстройством, то у него может наблюдаться расстройство самосознания, которое выражается в растерянности, деперсонализации и дереализации.

Кроме того, люди с психическими расстройствами подвержены ослаблению памяти или полному ее отсутствию, парамнезии, нарушению мыслительного процесса.

Бред также является частым спутником психических расстройств. Он бывает первичным (интеллектуальным), чувственным (образным) и аффективным. Первичный бред изначально появляется в качестве единственного признака нарушения психической деятельности. Чувственный бред проявляется в нарушении не только разумного познания, но и чувственного. Аффективный бред всегда возникает вместе с эмоциональными отклонениями и характеризуется образностью. Также выделяют сверхценные идеи, которые в основном появляются в результате реально существующих обстоятельств, но впоследствии занимают значение, не соответствующее их месту в сознании.

Признаки психического расстройства

Зная признаки и особенности психических расстройств, проще предотвратить их развитие либо выявить на ранней стадии возникновения отклонения, нежели лечить запущенную форму.

К явным признакам психического нарушения относят:

- появление галлюцинаций (слуховых или зрительных), выраженных в беседах с самим собой, в ответах на вопросительные высказывания несуществующего человека;

- затрудненность концентрации при выполнении поставленной задачи или тематического обсуждения;

- изменения в поведенческом реагировании индивида в отношении родни, нередко возникает резкая враждебность;

Лица с психическими расстройствами нередко стремятся себя защитить, в связи с чем в доме запирают все двери, зашторивают окна, тщательно проверяют любой кусочек пищи либо полностью отказываются от приемов пищи.

Также можно выделить признаки психического отклонения, наблюдаемые у женского пола:

- переедание, ведущее к ожирению или отказ от еды;

- нарушение половых функций;

- развитие различных страхов и фобий, появление беспокойства;

У мужской части населения также можно выделить признаки и особенности психических расстройств. Статистика утверждает, что сильный пол гораздо чаще страдает нарушениями психической деятельности, нежели женщины. Кроме того, пациенты мужчины характеризуются более агрессивным поведением. Итак, к распространенным признакам относят:

- неаккуратность внешнего облика;

- присутствует неаккуратность во внешнем виде;

- могут длительное время избегать гигиенических процедур (не мыться и не бриться);

- быстрые смены настроений;

- зашкаливающая ревность, переходящая всякие границы;

-обвинение окружения и мира во всех возникающих проблемах;

- унижение и оскорбление в процессе коммуникативного взаимодействия своего собеседника.

Виды психических расстройств

Одной из наиболее часто встречаемых форм психических недугов, которую переносит двадцать процентов населения планеты в течение жизни, является психическое расстройство личности, связанное со страхом.

К таким отклонениям относят генерализованный страх, различные фобии, панические и стрессовые расстройства, навязчивые состояния. Страх далеко не всегда представляет собой проявление заболевания, в основном, он являет собой естественную реакцию на опасную ситуацию. Однако нередко страх становится симптомом, сигнализирующим о возникновении ряда нарушений, например, половой перверсии или аффективных расстройств.

Ежегодно депрессия диагностируется приблизительно у семи процентов женского населения и трех процентов мужского. У большинства индивидов депрессия случается один раз за их жизнь и переходит в хроническое состояние довольно редко.

Также одним из часто встречаемых видов сбоев в психической деятельности является шизофрения. При ней наблюдаются отклонения в мыслительных процессах и восприятии. Пациенты с шизофренией постоянно пребывают в тяжелом депрессивном состоянии и часто находят успокоение в алкогольных напитках и наркотических препаратах. У шизофреников зачастую наблюдается апатичность и тяготение к изоляции от социума.

При эпилепсии помимо сбоев в функционировании нервной системы, больные страдают эпилептическими припадками с судорогами во всем теле.

Биполярное аффективное расстройство личности или маниакально-депрессивный психоз характеризуется аффективными состояниями, при которых у пациента сменяются симптомы мании депрессией либо наблюдаются одновременно проявления мании и депрессии.

Недуги, связанные с расстройством питания, например, булимия и анорексия, тоже относятся к формам расстройств психики, поскольку по прошествии времени серьезные нарушения режима питания провоцируют возникновение патологических изменений в человеческой психике.

Среди других часто встречаемых отклонений в психических процессах у взрослых выделяют:

- зависимость от психоактивных веществ;

- отклонения в интимной сфере,

- дефекты сна, такие как инсомния и гиперсомния;

- дефекты поведения, спровоцированные физиологическими причинами либо физическими факторами,

- эмоциональные и поведенческие отклонения в детском возрастном периоде;

Чаще психические заболевания и расстройства возникают еще в детско-подростковом возрастном периоде. Приблизительно 16 процентов детей и подростков имеют психические отклонения. Основные сложности, с которыми дети сталкиваются, можно разделить на три категории:

- расстройство психического развития – малыши в сравнении с ровесниками отстают в формировании различных навыков, в связи с чем испытывают трудности эмоционального и поведенческого характера;

- эмоциональные дефекты, связанные с сильно поврежденными чувствами и аффектами;

- экспансивные патологии поведения, которые выражаются в отклонении поведенческих реакций малыша от социальных устоев или проявлениями гиперактивности.

Нервно-психические расстройства

Навязчивые состояния являются одной из форм невроза. Им сопутствует тревожность, страхи и фобии, чувство опасности. Например, индивид может чрезмерно переживать из-за гипотетической потери какой-нибудь вещи или опасаться заразиться тем или иным недугом.

Неврозу навязчивых состояний сопутствует многократное повторение одинаковых мыслей, которые не имеют значимости для индивида, совершение серии обязательных манипуляций перед каким-нибудь делом, появление абсурдных желаний навязчивого характера. В основе симптомов лежит чувство боязни поступить наперекор внутреннему голосу, даже если его требования абсурдны.

Подобному нарушению обычно подвержены совестливые, боязливые индивиды, неуверенные в собственных решениях и подчиненные мнению окружения. Навязчивые страхи подразделяются на группы, например, существует страх темноты, высоты и т.п. Они наблюдаются у здоровых лиц. Причина их зарождения связана с травмирующей ситуацией и одновременным воздействием конкретного фактора.

Предупредить появление описываемого психического расстройства можно, повышая самооценку, приумножая уверенность в собственной значимости, вырабатывая независимость от окружающих и самостоятельность.

Результатом этого становится развитие патологического восприятия. Больному пребывание в истеричном состоянии нравится. Поэтому таких пациентов довольно сложно вывести из такого состояния. Диапазон проявлений характеризуется масштабностью: от топанья ногами до катанья в конвульсиях по полу. Своим поведением больной пытается извлечь выгоду и манипулирует окружением.

Женский пол более склонен к истеричным неврозам. Для предупреждения возникновения приступов истерии полезным оказывается временное изолирование людей, страдающих психическими расстройствами. Ведь, как правило, для индивидов с истерией важно наличие публики.

Выделяют также тяжелые психические расстройства, которые протекают хронически и могут привести к инвалидности. К ним относят: клиническую депрессию, шизофрению, биполярное аффективное расстройство, диссоциативное расстройство идентичности, эпилепсию.

Точные причины появления шизофрении доподлинно не изучены. Данный недуг характеризуется отклонениями в мыслительной деятельности, логике суждений и восприятии. Больным свойственна отстраненность мыслей: индивиду кажется, что его мировоззрения созданы кем-то посторонним и чужим. Кроме этого, характерен уход в себя и в персональные переживания, изоляция от социального окружения. Часто люди с психическими расстройствами, спровоцированными шизофренией, испытывают двойственные чувства. Некоторые формы недуга сопровождаются кататоническим психозом. Пациент может пребывать в неподвижном состоянии часами, или выражает двигательную активность. При шизофрении также может отмечаться апатия, ангедония, эмоциональная сухость даже в отношении самых близких.

Биполярным аффективным расстройством именуется эндогенный недуг, выражающийся в сменах фаз депрессий и маний. У пациентов отмечается то взлет настроения и общее улучшение состояния, то спад, погружение в хандру и апатию.

Эпилепсия характеризуется возникновением судорог, которые спровоцированы синхронной активностью нейронов определенной зоны мозга. Причинами недуга могут быть наследственные или иные факторы: вирусное заболевание, черепно-мозговая травма и др.

Лечение психических расстройств

Картина лечения отклонений психического функционирования складывается, основываясь на анамнезе, знаниях состояния пациента, этиологии конкретного заболевания.

Для лечения невротических состояний применяют седативные средства вследствие их успокаивающего эффекта.

Транквилизаторы, преимущественно, назначают при неврастении. Препараты данной группы способны снизить тревожность и снять эмоциональную напряженность. Большинство из них также снижает тонус мускулатуры. Транквилизаторы, преимущественно, оказывают снотворный эффект, нежели порождают изменения восприятия. Побочные действия выражаются, как правило, в ощущении постоянной усталости, повышенной сонливости, расстройствами в запоминании информации. К негативным проявлениям также можно отнести тошноту, понижение давления и снижение либидо. Чаще применяются Хлордиазепоксид, Гидроксизин, Буспирон.

Нейролептики являются самыми востребованными при лечении патологий психики. Действие их заключается в уменьшении возбуждения психики, понижении психомоторной активности, снижении агрессивности и подавлении эмоциональной напряженности.

К основным побочным эффектам нейролептиков можно отнести негативное воздействие на скелетную мускулатуру и появление отклонений в обмене дофамина. К наиболее часто применимым нейролептикам относят: Пропазин, Пимозид, Флупентиксол.

Антидепрессанты применяются при состоянии полной подавленности мыслей и чувств, снижении настроения. Препараты этого ряда увеличивают болевой порог, снижая тем самым боли при мигренях, спровоцированных психическим расстройствами, повышают настроение, снимают апатичность, вялость и эмоциональную напряженность, нормализуют сон и аппетит, повышают активность психики. К негативным воздействиям этих препаратов относят головокружение, тремор конечностей, помрачение сознания. Наиболее часто применяют в качестве антидепрессантов Пиритинол, Бефол.

Нормотимики регулируют неадекватное проявление эмоций. Применяются с целью профилактики расстройств, заключающих в себе несколько синдромов, которые проявляются поэтапно, например, при биполярном аффективном расстройстве. Кроме того, описываемые препараты обладают противосудорожным эффектом. Побочное действие проявляется в дрожании конечностей, увеличении веса, нарушении работы ЖКТ, неутолимой жажде, которая за собой впоследствии влечет полиурию. Также возможны появления различных высыпаний на кожной поверхности. Наиболее часто применяют соли лития, Карбамазепин, Вальпромид.

Ноотропы являются самыми безвредными среди лекарственных средств, способствующих излечению психических патологий. Они благоприятно воздействуют на когнитивные процессы, усиливают память, повышают устойчивость нервной системы к воздействию различных стрессовых ситуаций. Иногда побочные эффекты выражаются в виде бессонницы, головных болей и нарушений пищеварения. Наиболее часто применяют Аминалон, Пантогам, Мексидол.

Также при психических расстройствах рекомендована коррекционная психотерапия в соединении с медикаментозным лечением.

Кроме того, широко применяется аутогенная тренировка, гипнотехники, внушение, реже используется нейролингвистическое программирование. Кроме того, важным является поддержка родни. Поэтому если близкий страдает психическим расстройством, то нужно понимать, что он нуждается в понимании, а не осуждении.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии психического расстройства обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.