Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей опросник для родителей

Методика представляет собой опросник для родителей, предназначенный для скринингового выявления психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
skrining-diagnostika_psihich.napryazheniya_i_nevrotich.tenden.u_detey.docx 17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Скрининг-диагностика психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков

Невротические нарушения широко распространены у детей и подростков и играют значительную роль в развитии соматической патологии. Их выявление и устранение способствуют более эффективному лечению соматических заболеваний. Для диагностики психического напряжения и невротических тенденций психотерапевтами широко используются специализированные тесты и шкалы.

Использование предлагаемого опросника способствует выявлению важных патогенетических механизмов психосоматических, в том числе гастроэнтерологических расстройств. При обследовании детей важно, что бы текст был адаптирован к возрастным особенностям

Предлагаемый способ диагностики возможно и целесообразно так же использовать терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и гастроэнтерологами для скрининга психического напряжения и невротических тенденций, преимущественно у детей и подростков.

Методика представляет собой опросник для родителей, предназначенный для скринингового выявления психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков.

Опросник состоит из 45 пукнтов, составляющих 9 шкал: вегетативные дисфункции, астения, расстройства сна, нарушения аппетита, депрессивные расстройства, повышенная тревожность, фобии и страхи, патологические привычные действия, экатрапунитивная агрессия. Вопросы шкал не пересекаются.

Пожалуйста, отметьте в тексте любым знаком, если у Вашего ребёнка в последнее время присутствует любой из перечисленных симптомов.

  1. Часто жалуется на боли в животе
  2. Сильно устает к концу дня
  3. Засыпает медленно и с трудом
  4. Отмечается очень плохой аппетит
  5. Нередко бывает чувство стыда, позора или вины
  6. Очень тревожен
  7. Легко пугается
  8. Грызет ногти
  9. Нередко бывают вспышки злости
  10. Часто жалуется на головные боли
  11. С трудом сосредотачивается, часто отвлекается
  12. Спит беспокойно
  13. Излишне разборчив в еде
  14. Часто плачет
  15. Боится неудачи
  16. Боится за свое здоровье
  17. Сосет палец, грызет карандаши (ручки и т.п.)
  18. Легко злится, выходит из себя
  19. Бывает часто рвота
  20. Сильно раздражается и устает от шума
  21. Утром встает неохотно, не отдохнувшим, не бодрым
  22. Иногда без причины отказывается от любимой еды
  23. Испытывает чувство неполноценности
  24. Когда волнуется, то чрезмерно потеет, краснеет или бледнеет
  25. Боится темноты или засыпать без света
  26. Часто моргает или зажмуривается
  27. Часто конфликтует или дерется с детьми
  28. Часто бывает головокружение
  29. Жалуется на тяжесть в теле или чувство разбитости
  30. Снятся страшные или плохие сны
  31. Похудел за последнее время
  32. Считает, что другие ребята смеются над ним
  33. Часто ему трудно решиться на что-либо
  34. Боится одиночества или чужих людей
  35. Есть привычка подергивать углом рта, рукой, плечом и т.п.
  36. Стал более грубым и дерзким по отношению к взрослым
  37. Часто жалуется на боли в разных частях тела
  38. Стал менее выносливым
  39. Выглядит сонливым днем
  40. Ограничивает себя в еде, утверждая, что находится на диете
  41. Выглядит грустным, безрадостным
  42. Старается быть всегда тихим
  43. Боится, что с ним или с близкими может что-то случиться.
  44. Слишком часто ходит в туалет или бывает недержание мочи или стула (днем или ночью)
  45. Если разозлится, плохо контролирует свои действия.

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Баллы по всем пунктам каждой шкалы суммируются (в каждой шкале по 5 пунктов).

Если респондент набрал 3 и более балла по шкале, то соответствующий тип расстройства считается выраженным.

Наличие выраженной проблемы по шкалам с 1 по 4 свидетельствует о необходимости консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по любой из 5-9 шкал - на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.

Выберите книгу со скидкой:


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.


ОГЭ-2020. Литература (60х84/8) 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ

350 руб. 230.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


350 руб. 116.00 руб.


Быстрое чтение за 10 дней

350 руб. 506.00 руб.


Скорочтение. Как запомнить больше, читая в 8 раз быстрее

350 руб. 922.00 руб.


Лучшее чтение на английском языке: Портрет Дориана Грея. Великий Гэтсби

350 руб. 230.00 руб.


Чтение на лето. Переходим в 6-й класс. 2-е изд., испр. и доп.

350 руб. 216.00 руб.


350 руб. 186.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Бабанова Оксана ЕвгеньевнаНаписать 3469 09.10.2016

Номер материала: ДБ-246286

  • Классному руководителю
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    09.10.2016 1890
    08.10.2016 675
    08.10.2016 939
    08.10.2016 231
    08.10.2016 493
    08.10.2016 260
    08.10.2016 945

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Анкета выявления признаков психического напряжения и невротических тенденций (Й. Шванцара).

Автор рекомендует подвергнуть особому вниманию такие эмоциональные проявления детей, как сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, боязливость, плаксивость, злобность, весёлость, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, жестокость, ласковость, сочувствие, самомнение, агрессивность, нетерпеливость. С помощью систематически, регулярно проводимых наблюдений можно своевременно выявить также признаки психического напряжения и невротические тенденции.

Признаки психического напряжения и невротических тенденций.

3. Отсутствие аппетита.

4. Разборчив в еде.

5. Засыпает медленно и с трудом.

6. Спит неспокойно

7. Встаёт в плохом настроении и неохотно.

8. Жалуется на головные боли.

9. Жалуется на боли в животе.

10. Часто бывает рвота.

11. Часто бывают головокружения.

13. Чрезмерно потеет.

14. Краснеет, бледнеет.

15. Легко пугается.

16. Часто дрожит от возбуждения или волнения.

17. Часто плачет.

18. Часто моргает.

19. Дёргает рукой, плечом и т. п.

20. Недержание мочи (днём или ночью).

21. Недержание стула (днём или ночью).

22. Припадки злости.

23. Играет с какой-либо частью тела.

24. Боится за своё здоровье.

25. Бывает, что замечтается и мысли его где-то далеко.

26. Не умеет сосредоточиться на чём-то.

27. Озабоченность (чем?).

28. Очень тревожен.

29. Старается всегда быть тихим.

30. Боится темноты.

31. Часто видит во сне фантастические предметы.

32. Боится одиночества.

33. Боится животных (каких?).

34. Боится чужих людей.

36. Боится неудачи (в чём?).

37. Часто испытывает чувство стыда, позора или вины.

38. Испытывает чувство неполноценности.

Результаты наблюдений целесообразно представить в виде оценочной шкалы. По вертикали перечисляют эмоциональные проявления ребёнка, а по горизонтали отмечается степень выраженности каждого из них (0 – отсутствие эмоционального проявления; 1 – минимальное проявление; 2 – среднее; 3 – значительное проявление; 4 – крайне яркое проявление). В итоге создаётся профиль чувственных проявлений конкретного ребёнка.

Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок

Инструкция. «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т. к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

А — если с данным положением согласны полностью;

а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б — если с данным положением полностью согласны.

Вопросы методики PARI.

Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни. Некоторые дети настолько плохи, что рад и их же блага нужно научить их бояться взрослых. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мытья, чтобы он не упал. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. Ребенок должен уважать своих родителей больше других. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…). Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. Надо беречь ребенка от тяжелой работы. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. Детские игры с содержанием элементов близости могут привести детей к преступлениям на половой почве Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации. много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит на самом деле. Воспитание детей — тяжелая, нервная работа. Дети не должны сомневаться в разумности родителей. Больше всех других дети должны уважать родителей. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это может привести к серьезным проблемам. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий. Родители должны считать детей равноправными во всех вопросах жизни. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются межполовые отношения. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо. Так как ребенок — часть матери, он имеет право знать все о ее жизни. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справляться с физиологическими нуждами. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. Для хорошей матери достаточно общения с семьей. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми. Естественно, что мать “сходит с ума”, если у нее дети эгоисты и очень требовательны. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. Прямая обязанность детей — доверие по отношению к родителям. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о межполовых отношениях. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои проблемы. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить самостоятельно питаться). Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака

• 20 – максимальная оценка признака;

• 18, 19, 20 – высокие оценки;

• 8, 7, 6 – низкие оценки;

• 5 – минимальная оценка признака.

Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей.

1. грызет ногти
2. сосет палец
3. отсутствие аппетита
4. разборчив в еде
5. засыпает медленно, с трудом
6. жалуется на боли в голове
7. жалуется на боли в животе
8. бывает частая рвота
9. частое головокружение
10. заикается
11. чрезмерно потеет
12. краснеет, бледнеет
13. легко пугается
14. часто дрожит от возбуждения или волнения
15. часто плачет
16. часто моргает
17. недержание мочи (днем, ночью)
18. недержание стула (днем, ночью)
19. дергает плечом, рукой
20. бывают припадки злости
21. играет с какой-либо частью тела
22. боится за свое здоровье
23. бывает ли, что педагог замечает, что мысленно он далеко
24. не умеет сосредотачиваться
25. имеется ли что-нибудь, что для ребенка очень важно
26. имеются ли у него заботы
27. он очень тревожен
28. старается ли быть незаметным
29. боится темноты
30. часто видит фантастические предметы
31. боится одиночества
32. боится животных
33. боится чужих людей
34. боится отца или мать
35. боится неудачи
36. бывает ли чувство стыда, позора, виновности
37. бывает ли чувство неполноценности

Если больше 50% совпадений – это высокий уровень психотизации.

  • Стресс
  • Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин)
  • Опросник нервно-психического напряжения (автор Т.А.Hемчин)
  • Современные подходы к психотерапии неврозов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Неврозы как способ психологической самоактуализации личности
  • Главная
  • Младший школьный возраст
  • Подросток
  • Психодиагностика психолога в школе
  • Коррекционная работа психолога в школе
  • Документация школьного психолога
  • Мероприятия психолога в школе
  • Педагогически трудные дети
  • Работа с родителями
  • Работа с пед. коллективом психолога в школе
  • Профилактическая работа психолога в школе
  • Просвещение школьников
  • Психологическое консультирование
  • Профориентация старшеклассников
  • Саморегуляция
  • Лекции и практикум по психологии
  • Семейное право
  • Психология для всех
  • Книги

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

приобрести
Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников
скачать (1781.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx1782kb.17.09.2012 16:00скачать

n1.docx

(наблюдения, эксперименты,
проективные рисуночные тесты)
Составитель Н. Д. Денисова

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста.

Для реализации этого направления модернизации образования, городской научно-методический центр департамента образования администрации города Томска ориентировал работу специалистов образовательных учреждений на повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Результатом ее стал сборник психодиагностических материалов  , необходимый и достаточный для выявления индивидуальных особенностей детей с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к их развитию, позволяющих проводить мониторинг динамики их эмоционального состояния.

В содержание сборника вошли методические материалы по диагностике эмоционального развития детей раннего возраста (К. Л. Печора), их познавательного уровня (А. А. Венгер), способов деятельности (Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального самочувствия в семье (Е. Антонн, Е. Бине) эмоционального благополучия в детском саду (Г. Любина, Л. Микулик).

Представленные материалы прошли апробацию в дошкольных образовательных учреждениях города Томска, которая определяла соответствие выбранных тестов объекту исследования, соблюдение прав ребёнка в процессе диагностики. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений, проблемно-творческих групп, городских семинарах.

Актуальность представленных материалов заключается в том, что их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольном образовательном учреждении стал более эффективным. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

1.1. Методы психологической диагностики
эмоционального развития дошкольника

Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития дошкольника:

 адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

 дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

 широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

 адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент
и проективные рисуночные тесты
. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

 невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

• наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх:


  • приход в детский сад;

  • незнакомая, удивительная игрушка;

  • поломка игрушки;

  • плач, крик сверстника, друга;

  • нападение сверстника, друга;

  • неуспешность в деятельности;

  • незнакомые звуки;

  • запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

  • незнакомое помещение;

  • появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев:

  • уход матери, близкого взрослого;

  • желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

  • желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

  • желание иметь что-то, что нельзя взять;

  • сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

  • внимание близкого обращено на другого ребенка;

  • другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

  • сверстники не принимают в игру;

  • неуспешность на занятиях;

  • воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

  • физическое наказание;

  • наличие препятствия.

Радость:

  • приход в детский сад/домой;

  • выполнение задания, действия;

  • восприятие собственного отражения в зеркале;

  • восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

  • сверстник дурачится;

  • внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

  • совместная игра;

  • смешные незнакомые звуки;

  • воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

  • приход в детский сад;

  • уход матери, близкого взрослого;

  • игра, общение со сверстниками;

  • невнимание со стороны взрослого;

  • наказание, порицание взрослого;

  • трудности при выполнении задания;

  • сверстники не принимают в игру.

Интерес:

  • приход в группу, прогулка;

  • незнакомый взрослый;

  • незнакомый сверстник;

  • новая игрушка;

  • незнакомая игра;

  • рассказ взрослого или показ чего-либо;

  • проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

  • подготовка к праздникам.

Удивление:

  • появление чего-либо/кого-либо в группе;

  • незнакомая игрушка;

  • на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

  • новая игра;

  • знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

  • близкий взрослый общается иначе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.