Процессе труда и цнс

Во время выполнения мышечной работы и в течение восстановительного периода наблюдаются многофазные изменения функционального состояния центральной нервной системы. Ю. М. Данько описывает три фазы изменения функционального состояния центральной нервной системы во время работы и три фазы после ее прекращения.

Первая фаза изменений, возникающая в начале работы и соответствующая периоду врабатываемости, является фазой инерционного торможения, характеризующего начальные усилия. Эта фаза кратковременна.

Вторая фаза — состояние рабочего возбуждения, появляющаяся в процессе дальнейшего выполнения работы. Длительность этой фазы зависит от тяжести работы.

Третья фаза — состояние вторичного, или охранительного, торможения, возникающего к концу тяжелой утомительной работы.

После прекращения работы первой фазой периода восстановления является состояние послерабочего возбуждения, наблюдающегося в течение короткого времени.

Вторая фаза — период послерабочего торможения, длительность которого тем больше, чем тяжелее была работа.

Третья фаза — период восстановления возбудимости, протекающей часто волнообразно через фазу повышения возбудимости (экзальтация).

Принципиально такая же динамика функционального состояния центральной нервной системы наблюдается при статической работе (Н. К. Верещагин). При статическом напряжении первой фазой является иррадиация возбуждения с двигательного анализатора, вследствие чего повышается рефлекторная деятельность организма.

Ограниченный, достаточной силы очаг возбуждения вызывает вторую фазу индукционных отношений с изменением мозаики очагов возбуждения и торможения, с превалированием тормозных процессов. Третья фаза — иррадиация торможения, после чего наступает утомление. По окончании статического напряжения часто наблюдается четвертая фаза — последовательная положительная индукция и усиление выше нормы ранее заторможенных функций. Эта фаза кратковременна и сменяется более длительной пятой фазой, характеризующейся развитием последовательного торможения, сменяющегося нередко усилением возбудимости, после чего все функции приходят к норме.

Фазность изменений функционального состояния центральной нервной системы при работе характеризуется соответствующими для каждой фазы показателями высшей нервной деятельности.

В фазе возбуждения наблюдают повышение величины условных рефлексов, укорочение латентного периода, упрочение дифференцировочного торможения, увеличение скорости сенсомоторных реакций, нормальную частоту биотоков мозга (α-ритм), усиленный распад гликогена, АТФ, креатинфосфата и др.

В фазе торможения наблюдаются обратные процессы: снижение величины условных рефлексов, удлинение латентного периода, увеличение числа случаев растормаживания дифференцировок, уменьшение скорости сенсомоторных реакций, появление β-ритмов в электрической активности мозга, а в дальнейшем Д-ритмов, нарушение закона силовых отношений (фазные состояния), запредельное торможение.

В фазе торможения происходит восстановление в головном мозге энергетических веществ.

С физиологической точки зрения труд есть условно-рефлекторным процессом. Ни одна трудовая действие не может начаться без соответствующей причины, т.е. раздражителя, который воспринимается органами чувств. В трудовой деятельности раздражителями могут быть любые явления, связанные с тем или иным этапом производственного процесса. Ими являются также словесные сигналы в виде распоряжений, инструкций, разъяснений и т.п. На работника действуют различные побочные раздражители, возникающие в производственной и социальной среде. Раздражители, которые имеют место в трудовой сфере и производственных отношениях, особенно ощутимое влияние на человека. Они способны значительно изменять физиологические процессы, вызывать сильные эмоции, а иногда даже стрессы.

С физиологической стороны, труд - рефлекторный процесс, в котором определяющая роль принадлежит условным рефлексам. В осуществлении трудового процесса участвуют и безусловные рефлексы, в частности исследовательский, контрольный, подражания и др.

Трудовые движения, приемы, операции, которые выполняет работник, является внешним проявлением сложных процессов, происходящих в высших отделах нервной системы. Именно в этих отделах централизуется регуляция всех проявлений деятельности организма. Благодаря такой централизации обеспечивается целенаправленная, выборочная регуляция ответных реакций на раздражители.

Центральная нервная регуляция в процессе труда заключается в том, чтобы обеспечивалась точная дифференцированность сигнального стимула и точная дифференцированность ответной реакции в виде конкретного движения, приема, операции. Иначе говоря, чтобы обеспечивалась как можно полнее соответствие между задачей и выполнением.

Трудовой процесс как условно-рефлекторный характеризуется такими особенностями:

● условным раздражителем во время выполнения задания является осознание цели, то есть создания представления об будущий результат труда;

● решающее значение в трудовой деятельности имеют словесные сигналы, которые являются условными раздражителями и условным подкреплением;

● достижения поставленной цели и осознание полезности результатов труда является условным подкреплением.

Любой трудовой процесс или операция состоит из комплекса приемов и действий, упорядоченных по времени и последовательностью выполнения.

Каждое действие можно рассматривать как рефлекс, а всю операцию - как систему рефлексов. Для трудовой деятельности человека типичным является многократное повторение в определенной последовательности этих условных рефлексов. Одни из них связаны с действиями, вторые с прекращением действия. Первые названы положительными, другие - отрицательными рефлексами. Систему положительных и отрицательных рефлексов И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. В трудовой деятельности динамический стереотип проявляется как система двигательных условных рефлексов, называется двигательным, или рабочим динамическим стереотипом. Эта сложная система рефлексов формируется в процессе производственного обучения и обеспечивает выполнение определенного производственного задания.

В процессе формирования условного рефлекса, который лежит в основе конкретного трудового действия, выделяют две стадии:

1) начальная стадия, для которой характерна иррадиация возбуждения, в результате чего в выполнении того или иного действия принимают участие различные центры коры головного мозга. У работника замечается много лишних движений и усилий, случаются ошибки в работе;

2) стадия усвоения и закрепления правильных приемов работы на основе концентрации возбуждения в немногих клетках коры головного мозга. Иррадиация возбуждения ограничивается, работа характеризуется четкими и экономными движениями, отсутствием ошибок.

В процессе обучения человек, прежде чем приступить к выполнению той или иной операции, обдумывает ее, действует согласно поступающих в кору головного мозга сигналов от внешних и внутренних раздражителей. Нервное возбуждение, возникающее под влиянием каждого трудового действия, не прекращается немедленно, а остается в течение определенного времени в виде постепенно гаснущих следов возбуждения. Однако человек в это время повторяет одни и те же трудовые действия или выполняет другие. Итак, условные рефлексы подкрепляются, а следы возбуждения накапливаются.

Система следов возбуждения, на основе которой происходит программирование рабочих действий, называется интегральным образом рабочих действий. В процессе работы элементы трудовых действий уточняются путем сравнения их с интегральным образом рабочих действий. Это сравнение осуществляется по принципу обратной связи, вследствие чего трудовые действия корректируются в соответствии с программой.

На основе раздражений, которые сигнализируют о правильном выполнении трудовых действий, закрепляются нервные связи, повышается возбудимость и функциональная подвижность в одних нервных центрах и углубляется процесс торможения в других.

После многократного повторения трудовых приемов и усвоения их работник начинает выполнять все элементы операции не по отдельности, а как единый процесс. Переход от одного элемента операции к другой происходит без переключения внимания и мышления на выполнение каждого элемента. Вся система условных рефлексов, из которой состоит операция, приводится в действие только на первый раздражитель этой системы. Это означает, что у работника сформировался рабочий динамический стереотип.

Рабочий динамический стереотип - это устойчивая и согласованная система условных рефлексов, которая образуется в результате многократного повторения условных раздражителей в установленной последовательности и через определенные промежутки времени. С формированием рабочего динамического стереотипа у работника возникает своеобразный автоматизм действий, в основе которого лежит установление временных связей между нервными клетками. Автоматизм действий облегчает выполнение работы и освобождает нервные клетки для творческой деятельности, способствует повышению работоспособности и производительности труда.

Итак, рабочий динамический стереотип - это сложившийся и закрепленный в результате тренировки автоматизированный способ достижения определенной цели и решения поставленной задачи. Устойчивость функционирования рабочего динамического стереотипа характеризуется степенью отклонений трудовой деятельности от программы, а надежность - выполнением ее при наличии неблагоприятных факторов.

Рабочий динамический стереотип является единицей поведения человека как личности. В жизнедеятельности человека динамические стереотипы имеют различные конкретные проявления. В трудовых движениях - это двигательный динамический стереотип; в производственной, трудовой деятельности - это последовательность операций в течение рабочей смены и последовательность элементов в каждой операции; в повседневной деятельности - это суточный стереотип функций.

Рабочие динамические стереотипы отдельных профессий различаются по своим структурами, т.е. соотношением рефлексов и взаимодействием функций организма. Это связано с тем, что рефлекторным путем изменяются вегетативные функции, которые обеспечивают деятельность всего организма и реализацию динамического стереотипа.

Рабочий динамический стереотип реализуется на основе саморегуляции. С. О. Косилов выделяет три цикла саморегуляции [11]. На верхнем уровне регуляции рабочего динамического стереотипа содержится цикл кортикальной саморегуляции, или инициативный цикл. В нем принимают участие нервные центры, связанные с програмуючою деятельностью центральной нервной системы. Функция этих центров заключается в воспроизведении следов возбуждения и формировании интегрального образа рабочих действий. При наличии отклонений в рабочих действиях работника по сравнению с интегральным образом включается цикл плавности, задачей которого является корректировка траектории и силы трудовых движений на основе нервных импульсов, поступающих нервных центров двигательного анализатора. Одновременно с включением циклов саморегуляции двигательной деятельности возникают циклы вегетативных функций (дыхания, кровообращения, терморегуляции и т.д.).

Стереотип проявляется в шаблонности, однообразия выполнения движений и действий. Однако, сохраняя стереотипность, кора головного мозга характеризуется динамизмом, способностью менять стереотипы в зависимости от изменений в характере и составе раздражителей, времени их действия. Способность к развитию, совершенствованию и перестройки динамических стереотипов лежит в основе освоения новых видов деятельности, формирование трудовых навыков и умений, творческого отношения к труду.

В формировании динамического рабочего стереотипа определенную роль играют индивидуальные качества человека - темперамент, характер, способности, направленность интересов. Но в целом его формирования, закрепления и поддержки зависят от объективных условий, которые создаются в процессе обучения и трудовой деятельности. Это следующие условия:

● четкое представление работника о цели и полезность своей работы;

● материальная и моральная заинтересованность работника в результатах труда, которая приобретает значение условно-рефлекторного подкрепления;

● четкий ритм производственного процесса. В ритмичной работе активным раздражителем условных рефлексов является время;

● научно обоснованный режим труда и отдыха, который способствует высокой работоспособности и лабильности нервной системы;

● рациональная организация рабочего места и благоприятные условия труда, исключающие побочные рефлекторные акты, не связанные непосредственно с трудовым процессом;

● физиологически и психологически обоснованные методы и приемы производственного обучения.

Центральная нервная система (ЦНС) играет решающую роль в осуществлении трудовой деятельности благодаря своей способности формировать условные рефлексы.

Психическая регуляция формирования условных рефлексов человека имеет ряд особенностей:

  • а) в качестве раздражителя, способствующего их формированию, выступает осознание цели трудовой деятельности;
  • б) осознание цели труда активизирует стремление к достижению результата;
  • в) на ЦНС воздействуют также другие группы специфических раздражителей – физические, химические, биологические (свет, шум, излучения электромагнитных полей) и сигналы (раздражители), обусловленные взаимоотношениями людей в процессе труда.

Установленный ритм рабочей смены для каждого работника делает трудовую деятельность совершенной, что ведет к более рациональному расходованию энергии, сокращению затрат времени на выполнение работы, росту результативности труда.

Условные рефлексы могут вырабатываться и у животных, например при дрессировке. Основным условным рефлексом человека является труд, что и отличает человека от животных. Это специфика второй сигнальной системы: образовывать условные рефлексы не только в ответ на знаковые признаки явлений (речь, цифры, символы), но и в процессе сознательного общения, мышления, рассуждения, сознательной передачи опыта, сознательного обучения, труда.

Рефлекс вообще – это реакция организма на раздражители со стороны внешней или внутренней среды, происходящая при участии ЦНС. Условные рефлексы, в отличие от безусловных (врожденных, устойчивых, передающихся по наследству), приобретаются в ходе обучения, воспитания, опыта и осуществляются при участии коры больших полушарий головного мозга. Особенностью их формирования у человека является то, что они могут являться реакцией не только на непосредственные раздражители внешней среды – так называемые сигналы первой степени, но и на их знаковые, символические выражения (речь, буквы, цифры, символы) – сигналы второй степени. Именно эта вторая сигнальная система дает возможность общения, мышления, рассуждения, передачи опыта и обучения. Можно сказать, что с физиологической точки зрения труд есть условно-рефлекторный процесс, имеющий ряд особенностей. Прежде всего в качестве сигналов, способствующих формированию условных рефлексов, здесь выступает осознание цели своей деятельности и стремление к достижению результата. Кроме того, в процессе труда на ЦНС воздействуют не только физические и химические раздражители, но и раздражители социального характера, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями людей.

При выработке трудовых навыков образуется устойчивая система взаимосвязанных условных рефлексов или рабочий динамический стереотип (РДС). Сформированный РДС проявляется в своего рода "автоматизме" действий, в их четкости, рациональности расходования энергии, сокращении затрат времени на выполнение работы и повышении ее качества.

Основные предпосылки успешного формирования и возобновления РДС:

  • • четкое осознание цели своей деятельности, что особо важно на сложных современных производствах, когда работник технологически часто отдален от завершающего этапа создания конечной продукции;
  • • установка на достижение цели (создание трудовой мотивации с использованием различных систем стимулирования);
  • • четкий темп и ритм работы, отсутствие необоснованных перерывов и авралов;
  • • меры по предупреждению повышенного утомления и переутомления;
  • • рациональная организация рабочего места, его оснащение, планировка и обслуживание;
  • • психофизиологическое обоснование приемов и методов производственного обучения.

Уникальность нервной системы – центральная нервная система сформировалась за многие тысячи лет развития человеческой расы, в том, что взаимосвязь осуществляется сразу в двух направлениях. Каждый орган и подчиняется головному мозгу, и оказывает влияние на его деятельность. Основные структурные единицы ЦНС – головной, а также спинной мозг. Именно благодаря им, люди отличаются от иных представителей животного мира.

Общая характеристика

Эволюционные процессы, которым подвергались многоклеточные организмы на протяжении столетий, привели к необходимости регулирования, а также координирования всех жизненных функций. Эти механизмы способствовали приспособлению особей к изменяющимся параметрам внешней среды. Итогом явилось то, что отделы ЦНС стали сложными по строению и функционированию.


По сути, центральная нервная система – это высокоорганизованная совокупность специальных структурных единиц, которые объединяют и координируют деятельность каждой ткани, системы и органа, как изнутри, так и при взаимодействии со средой извне. Она представлена двумя важнейшими органами – внутричерепным, а также внутрипозвоночным мозгом. Тогда как черепно-мозговые нервные волокна к ЦНС не имеют отношения. Это уже периферическая система иннервации.

В основном, относящиеся к головному и спинному мозгу функциональные единицы несут ответственность за восприятие информации от внешних/внутренних раздражителей, ее переработку и формирование адекватного ответа. Благодаря этой являющейся частью целого организма системе, и обеспечивается полноценное взаимодействие людей с миром вокруг – через память, мышление, эмоции, творческие процессы.

Особенности строения

У людей с момента оплодотворения яйцеклетки начинается развитие и формирование ЦНС – из непосредственно нервной трубки образуются головной, а также спинной мозг. Их защищают костные каркасы – черепная коробка и позвонки. Ниже расположены три оболочки – твердая с паутинной и сосудистой. В их пределах находятся жидкие среды – ликвор с кровью.

Традиционно строение ЦНС подразумевает, что клетки – нейроны, объединяются в особые скопления – нервные центры. Тела нейронов образуют серое вещество, тогда как их короткие и длинные отростки – белую субстанцию, проводящие сигнальные импульсы пути.

Помимо этого, в ЦНС присутствует нейроглия, состоящая их глиальных клеток. Их количество в несколько раз превышает число нейронов. Поэтому они составляют большую часть массы центрального отдела нервной системы.

В головном отделе принято выделять несколько сегментов – мозжечок с большими полушариями, а также продолговатый, средний, промежуточный и задний участки. Каждый из них несет свою ответственность за правильное функционирование органа отдельно, и всего организма и систем в целом. В спинном мозге градация осуществляется согласно сегментам позвоночного ствола – от шейного, до грудного и пояснично-крестцового.

Анатомия головного мозга

В составе центральной нервной системы главенствующее место, безусловно, занимает головной мозг. Внутри черепной коробки он представлен двумя крупными полушариями, испещренными глубокими и мелкими бороздами, под которыми расположены иные структурные единицы:

  1. Продолговатый участок – локализуется на блюменбаховом скате. Книзу он плавно трансформируется в спинной мозг. На его передней поверхности определяется продольная щель, по бокам от которой специалисты выделяют 2 своеобразных возвышения в виде валиков. Их именуют пирамидами с оливами. Тогда как подобную же борозду на задней поверхности структуры с двумя задними канатиками принято называть столбами.
  2. Над продолговатой зоной расположен задний мозг – в форме Варолиева моста, а также мозжечка. Внешне схожи с большими полушариями, но функционально имеются свои особенности. В глубине ткани находятся скопления ядер, от которых берут свое начало черепно-мозговые нервы.
  3. Взаимосвязь между продолговатой единицей и вышерасположенными отделами осуществляет средний мозг – представлен ножками, нервными пучками, а также четверохолмием. Переоценить их значение невозможно – именно в этой зоне пролегает множество важнейших нервных путей и расположены ядра нескольких пар нервов.
  4. Промежуточный участок – известен как зрительные бугры с подбугровой областью, локализуется дальше от центра головного мозга. Они содержат первичные клетки зрительной системы, а также чувствительные проводниковые волокна. Гипоталамус, он же подбугровый участок, принимает участие в обменных процессах.


Каждая из перечисленных единиц системы – от полушарий и мозжечка, до ствола головного мозга имеет свое значение для жизнедеятельности людей. Если сбой происходит в одной зоне – оболочки ЦНС, к примеру, опухоли мозга, то влияние будет оказываться на все участки органа.

Анатомические особенности спинного мозга

Прочный каркас позвоночного столба надежно защищает еще одну структурную единицу центральной нервной системы – спинной мозг. Его протяженность впечатляет – от затылочного отверстия черепной коробки до поясничных позвонков.

Визуально с двух его сторон можно отметить присутствие продольных борозд, тогда как непосредственно по центру – спинномозговой канал. С внешней стороны размещена белая субстанция – множество отростков нервных клеток, которые объединены в волокна. Серое же вещество представлено преимущественно боковыми, а также задними с передними роговыми зонами – напоминает бабочку в полете.


Двигательные нервные клетки локализуются в передних рогах, а задние образования имеют вставочные нейроны, которые осуществляют взаимосвязь с чувствительными клетками. Они расположены в узловых сегментах нервной системы.

В месте соединения передних волокон с задними зонами формируются корешки спинного мозга. Они, по сути – проводники между центральной и периферической системой. Именно за счет подобного анатомического строения осуществляется взаимосвязь между разными участками человеческого организма, сохраняется равновесие внутренней среды – спинномозговыми рефлексами.

Функции ЦНС

Исходя из особенностей строения и расположения структур центральной нервной системы, следуют ее основные функции:

  • интегративная – установление взаимосвязи между клетками в тканях, органах в системах для образования единого высокоорганизованного человеческого организма;
  • координирующая – обеспечение согласованности действий различных органов для достижения единой стоящей перед человеком задачи, к примеру, адаптация к резко изменившейся ситуации;
  • регулирующая – структуры нервной системы контролируют все протекающие внутри процессы, без их участия не происходит ни одна деятельность;
  • трофическая – выполняет регуляцию трофики, а также интенсивности обменных процессов в тканях, чтобы реакция на изменения была адекватной и быстрой;
  • приспособительная – анализ и последующий синтез поступающей извне информации для приспособления к внешней среде.

Несмотря на обилие научных работ о центральной нервной системе, в этой области таится много неизвестного. Человечество ожидает еще множество открытий.


Центральная нервная система (ЦНС) — это основная часть нервной системы у человека и животного, которая состоит из узла нейронов (нервных клеток) и их отростков. Она представлена у человека и позвоночного животного головным и спинным мозгами. У беспозвоночных — системой тесно связанных нервных узлов. Основной задачей и функцией ЦНС является осуществление сложных и простых рефлексов.

  • Отделы центральной нервной системы
  • Функции ЦНС
  • Методы исследования ЦНС и ее функций
    • Рефлексы
    • Свойства центров нервной системы
    • Принципы в координации центральной нервной системы

Отделы центральной нервной системы

Нервная система человека и высших животных состоит из следующих отделов:

  1. Спинной мозг;
  2. Продолговатый мозг;
  3. Средний мозг;
  4. Промежуточный мозг;
  5. Мозжечок.

Все эти отделы регулируют деятельность систем у высокоразвитого организма и отдельных органов. Также они связывают их и осуществляют их взаимодействие. Обеспечивают целостность деятельности и единство организма.

Высшими отделами ЦНС являются:

  1. Кора полушарий (больших) мозга головного;
  2. Подкорковые ближайшие образования.

Они регулируют взаимоотношения и связь между окружающей средой и организмом как единого целого.

Функции ЦНС

Среди основных функций центральной нервной системы выделяют следующие:


  1. Координация. Это согласованная работа между различными органами и системами, которую обеспечивает ЦНС. Сюда входят все формы различных движений тела, перемещение организма в пространстве, сохранение определённого положения и позы, деятельность трудовая, а также некоторый ряд приспособительных общебиологических реакций.
  2. Интеграция. Это объединение всех функций организма. Эта функция подразделяется на три вида. Нервная — объединение случается за счёт периферической и центральной нервных систем. Гуморальная — объединяются функции в организме преимущественно с помощью факторов гуморальных. Механическая — отвечает за выполнение функций в организме при наличии целостности органа (если наблюдаются повреждения или переломы в любом органе, то функция считается нарушенной).
  3. Корреляция. Эта функция обеспечивает взаимосвязь между различными отдельными функциями, органами и системами.
  4. Регуляция. Сюда входят саморегуляция, различные виды рефлексов, формирование систем функциональных, которые, в свою очередь, обеспечивают положительный приспособительный результат, связанный с изменениями условий внутренней и внешней среды в организме. Регулирующее влияние в центральной нервной системе может проявляться в виде запускающих, корригирующих и трофических обменных процессах.
  5. Установка и поддержка взаимосвязи окружающей среды и организма.
  6. Трудовые и познавательные процессы организма. Такие функции отвечают за адекватность организма в условиях окружающей среды.

Методы исследования ЦНС и ее функций

Все методы исследования связаны с интенсивным развитием физиологии центральной нервной системы. Они подразделяются на следующие типы:

  1. Разрушительный метод. Он связан с изучением того, какие типы функций сохраняются, а какие выпадают после вмешательства оперативного. Сопровождается значительными изменениями в организме и ЦНС.
  2. Перерезка. С помощью этого метода можно исследовать каково значение любого отдела ЦНС и влияние на него других отделов. Производится на любых уровнях ЦНС.

  3. Раздражение. С помощью такого метода можно увидеть каково значение функциональное при различных образованиях центральной нервной системы.
  4. Электрографический. Этот метод, в свою очередь, подразделяется на следующие подтипы: электроэнцефалография, локальное отведение потенциалов, вызванные потенциалы.
  5. Рефлекторные исследования.
  6. Биохимические исследования.
  7. Фармакологические.

Классифицируют рефлексы на следующие подтипы в зависимости от их типа:

  1. Происхождение: врождённые (безусловные) и приобретённые (условные);
  2. Рецепторы: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные;
  3. Биологические: оборонительные, половые, пищевые;

  4. Эффекторы: сосудодвигательные, секреторные, двигательные;
  5. Уровень замыкания: корковые, подкорковые, мезенцефалические, бульбарные, спинномозговые;
  6. Аксон-рефлекс: рефлекторная группа, которая без участия тела осуществляется по аксоновым разветвлениям;
  7. Функциональные: синергические и антагонистические;
  8. Сложность пути рефлекса: полисинаптические и моносинаптические;
  9. Вегетативные — участвуют в регулировании деятельности желез секреции (внутренней), сосудов, внутренних органов;
  10. Соматические — выявляют себя в виде сокращения мышц (фазного) и в тонусном изменении;
  11. Адаптационно-трофические: висцеро-моторные, висцеро-висцеральные, висцеро-кутальные.

Нервным центром называется объединение нейронов, которые будут принимать участие в работе одного конкретного рефлекса организма. Во всём организме для того чтобы сформировать адаптивный сложный процесс производится функциональное воссоединение нейронов, которые располагаются на разных уровнях ЦНС.

Нервные центры имеют ряд особенностей и свойств. К таким относятся:

  1. Возбуждение одностороннее — к органу рабочему от рецептора.
  2. В центрах нервных возбуждение проявляется медленнее, нежели по нервным волокнам.
  3. Происходит в нервных центрах и суммация возбуждений. Она может иметь последовательный, одновременный или временный характер.
  4. Трансформация в ритме возбуждения. Это изменение в количестве импульсов, которые выходят из нервных центров, в сравнении с тем числом, которое приводит к нему. Может проявляться в повышении или понижении количества импульсов.
  5. Последействие рефлексов — прекращение реакции чуть позже по сравнению с действием возбудителя.
  6. Повышенная чувствительность к веществам химического происхождения и кислородному недостатку.
  7. Нервные центры быстро утомляемы и имеют низкий уровень локальности, легко тормозятся.
  8. Нервные центры имеют пластичную структуру — могут изменять своё функциональное предназначение и восстанавливать частично функции, которые были утрачены.

Основой координационной деятельности нервной системы является взаимодействие процессов торможения и возбуждения. Существует ряд принципов, обеспечивающих координационное взаимодействие:

  1. Принцип доминанты. Он может быть охарактеризован такими свойствами: инертностью возбуждения, повышенным уровнем возбудимости, суммацией возбуждений, торможением субдоминантных очагов возбуждений, исходящих от других центров.
  2. Принцип окклюзии. Смысл этого принципа состоит в том, что пара афферентных входов вместе возбуждают более малую группу мотонейронов в сравнении с эффектом их отдельной активации.
  3. Принцип связи обратного порядка. Полноценно в организме процесс саморегуляции осуществляется только при полном функционировании обратного канала связи.

  4. Принцип реципрокности (взаимообусловленности, сопряжения). Отображает отношения между теми центрами, которые несут ответственность за осуществление функций, которые являются противоположными.
  5. Принцип конечного общего пути. Нейроны эффекторные ЦНС вовлекаются в осуществление разных реакций возбуждения в организме, которые приводят к ним большое количество промежуточных и афферентных нейронов, для которых они будут служить конечным путём.
  6. Явления конвергенции. Это процесс, при котором нервные импульсы сходятся на одни центральные нейроны.
  7. Явления дивергенции. Это процесс, при котором импульсы расходятся по соседним участкам.
  8. Взаимоотношения субординационные. Процесс, при котором верхние отделы ЦНС влияют на нижние отделы ЦНС.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.