Профилактика заболеваний нервной системы у школьников


  • Нарушения зрения у детей
  • Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
  • Нарушение осанки у ребенка — причина множества болезней

Нарушения зрения у детей


Среди патологий зрения наиболее распространена миопия, близорукость. Основная причина ее возникновения — излишняя нагрузка на органы зрения, но также большое значение имеют и положение головы и шеи, и некоторые инфекционные заболевания, распространенные среди детей младшего возраста (например, скарлатина).

Профилактика близорукости строится на следующих правилах:

  • чередование нагрузки на глаза (чтение, рисование, выполнение домашних заданий, игры на планшете, просмотр телевизора и т. п.) и отдыха — прогулками, играми, в которых расстояние от глаз до предмета постоянно варьируется;
  • правильное положение головы и шеи во время чтения, письма, рисования, с соблюдением расстояния до книги или тетради в 40 см, и при хорошей освещенности;
  • полноценное питание, насыщенное витамином А, а также необходимыми микроэлементами: цинком, магнием, хромом;
  • профилактика развития осложнений во время и после заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ — ограничение чтения, просмотра телевизора, комфортное освещение;
  • выполнение несложных упражнений из комплекса гимнастики для глаз: смотреть вдаль и на близкий предмет поочередно, быстро моргать в течение 30 секунд, крепко закрывать и широко открывать глаза, следить взглядом за приближающимся и удаляющимся предметом.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний


Гастриты и язвенная болезнь у ребенка школьного возраста давно перестали быть редкостью, обусловленной бактериальной инфекцией или наследственными склонностями. Далеко не все дети к началу обучения в школе знают о принципах правильного питания и хотят или могут им следовать. Практика продажи в школьных буфетах сладостей и газированных напитков также является большим искушением как для вчерашних детсадовцев, так и для старшеклассников: намного интереснее перекусить чипсами и шоколадкой, оставив надоевший суп нетронутым.

Со временем неполноценное питание приводит к периодическим болям в области желудка, нарушениям процесса дефекации, повышенному газообразованию, изжоге, изменениям аппетита.

Нарушение осанки у ребенка — причина множества болезней


Кажется, практически у всех взрослых есть сколиоз той или иной степени. Ну так что же, немного неровная спина, не очень красиво, но не так уж и критично, не правда ли?

Не правда. Искривление позвоночного столба влияет на положение внутренних органов, изменяет кровоснабжение тканей и служит причиной развития множества заболеваний, поэтому профилактику и коррекцию осанки необходимо начинать в раннем детстве.

Наша система образования построена так, что ребенок в школе и дома с первого же класса проводит большую часть времени учебы за партой, читая, рисуя, заполняя тетради буквами и цифрами. В таком положении без правильной поддержки излишне напрягаются некоторые группы мышц, изменяется расстояние между позвоночными дисками и возникает сколиоз.

Сколиоз коварен тем, что начальные этапы легко не заметить, и диагностика произойдет только на профилактическом осмотре у ортопеда или же тогда, когда у ребенка, например, начнутся длительные головные боли из-за нарушения кровоснабжения головного мозга.

Как этого избежать?

В профилактике искривления позвоночника существуют два основных направления: развитие мышечного скелета и обучение правильному положению тела.

Даже если дети не хотят или не имеют возможности посещать спортивные кружки и секции, регулярная утренняя зарядка вместе с папой, простой комплекс упражнений, выполняемый в перерывах между выполнением домашних заданий, привычка подтягиваться на домашнем турнике уже будут значительной помощью в профилактике сколиозов.

Немаловажное значение имеет и рабочее место — стол и стул, за которым ученик выполняет домашнее задание. Если в школьных условиях родители нередко ограничены нормативами, то для дома необходимо с вниманием отнестись к выбору учебной мебели. Важно, чтобы при сидении за рабочим столом ребенок мог опираться всей ступней на пол или подставку, иметь возможность расположить локти на столе без искажения угла, не налегая всем телом на тетрадку, а у стула должна быть широкая твердая спинка для поддержки позвоночника.




Нервная система делится на центральную – ЦНС, и периферическую – ПНС. Центральная нервная система управляет главными процессами в нашем организме и состоит из головного и спинного мозга. Эти части наиболее важны, поэтому и защищены костными и другими тканями достаточно хорошо.

Периферическая нервная система состоит из всех нервов и нервных сплетений, которые отходят от ЦНС. Они расположены по всему телу и слабо защищены от внешних воздействий. Функции нервов – переносить импульсы от головного и спинного мозга до различных участков организма. Заболевания ПНС обычно не так страшны, как, например, травма головного мозга, но тоже весьма ощутимы.

Нервная система также разделяется на две в зависимости от того, как воздействует на организм. Соматическая система отвечает за движения мышц, а вегетативная – контролирует функциональность всего тела в целом.

Какие бывают заболевания нервной системы

Инсульт – резкое нарушение кровообращения участка мозга, из-за чего некоторых нервные клетки отмирают. Часто пациенты не могут полностью восстановиться после инсульта.

Атеросклероз уплотнение стенок сосудов, которые постепенно теряют эластичность. На их поверхности откладываются холестерин и могут образовываться тромбы, мешающие кровотоку.

Аневризма стенка сосуда истончается, и в этом месте образуется уплотнение. В любой момент аневризма может разорваться, и такое обширное кровоизлияние обычно приводит к смерти.

Различные вируса, грибки и бактерии могут поразить головной или спинной мозг. Не смотря на то, что они тщательно защищены, все же иногда центральная неравная система инфицируется, а за ней и периферическая.

Энцефалит воспаление головного мозга, вызываемое инфекцией. Без лечения приводит к повреждению органа и даже смерти.

Сифилис нервной системы при заражении сифилисом в 10% случаев поражаются и все отделы нервной системы. Нейросифилис без лечения приводит к параличам и инвалидности, возможна смерть.

Менингит воспаление, поражающее различные части ЦНС, как оболочки головного мозга, так и спинной. Вызвать менингит могут воспаление среднего уха, травма, вирусы и множество других причин.

Полиомиелит – вирусное заболевание, поражающее всю нервную систему. Чаще всего им болеют дети, часто последствия остаются на всю жизнь.

Многие патологии нервной системы возникают из-за генетических мутаций, травм при рождении или проблем при вынашивании. Часто заболевания проявляются еще в младенчестве: задержка развития, слабые рефлексы, зрение и слух. Некоторые врожденные патологии не дают о себе знать много лет.

Эпилепсия – хроническое наследственное заболевание. Проявляется припадками, судорогами.

Спинальная мышечная атрофия – тяжелое заболевание, при котором поражаются нейроны спинного мозга. Мышцы больных не развиваются и почти не работают, болезнь постепенно приводит к смерти.

Синдром Кэнэвэн поражает головной мозг. При этом умственное развитие задерживается, нарушается способность глотать. Синдром не поддается лечению.

Хорея Хантингтона отличается характерными тиками, постепенным развитием слабоумия. Несмотря на то, что болезнь генетическая, проявляется только в старшем возрасте.

Синдром Туретта расстройство ЦНС, при котором возникают непроизвольные движения и выкрикивание слов. Проявляется в детстве, с возрастом обычно утихает.

Причины нарушения функций нервной системы у детей. Виды детской нервности. Средства и методы профилактики нервных расстройств дошкольников.

1.Причины нарушения функций нервной системы у детей. В нервной системе детей первых лет жизни, возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывается на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет. При возбудимом типе — недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее. Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей слабый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустойчивость, легко приводящую к нервности. Нередко предрасположение к нервности бывает врожденным, т. е. возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки и вообще нарушала нормальный образ жизни. В таких случаях признаки нервности часто проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно, часто просыпается.

О приобретенной нервности говорят в тех случаях, когда причины, ее породившие, действовали на ребенка после его рождения. Такой причиной может быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, особенно его нервную систему. Например: родовая травма, неправильное питание, несоблюдение режима, недостаточный сон, различные заболевания, в особенности протекающие хронически.

Часто ребенок становится нервным по вине окружающих людей. Ребенок замечает и по-своему переживает все, что совершается вокруг него. К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести часто повторяющаяся шумная обстановка, семейные споры, грубые перебранки. Ребенок тяжело переживает резкое, несправедливое или неровное отношение к нему, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы. Частые телевизионные передачи, посещения театра и кино, сильно возбуждая нервную систему, также могут способствовать развитию нервности.

Испугать ребенка может каждое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ему и возникло неожиданно. Ребенок пугается, если из-за угла внезапно выскочила собака, или раздался сильный непривычный звук, или впервые он увидел человека в маске. Такой испуг естествен и, как правило, не оставляет никаких дурных последствий. Иное дело — необоснованные и непреодолимые страхи, свойственные многим нервным детям. Они пугаются громких звуков, даже часто повторяющихся, боятся темноты, грозы, сильного ветра, жуков, червяков — словом, поводов для страха может быть много. Мало того, ребенок боится войти во двор, где когда-то его испугала собака, отказывается подойти к человеку, на котором он раньше видел маску. Постоянные страхи угнетают ребенка, подавляют его активность. В развитии страхов чаще всего повинны окружающие, запугивающие ребенка милиционером, стариком, который унесет его в мешке, злым разбойником, серым волком, а иной раз мать угрожает, что отнесет его в темный лес или сама уйдет от него навсегда. Если в развитии нервности основную роль сыграли семейные неурядицы, то нередко с ними связываются и страхи: отец бросил семью — ребенок непрестанно боится, что мать уйдет от него; при иных ситуациях ребенок может бояться драки, вида пьяного отца и другое.

Чрезмерно сильные раздражения могут вызвать более серьезные нарушения нервной деятельности, которые принято называть неврозами. Они проявляются не только в повышенной нервности, но и в нарушении тех или иных функций организма. Так, сильный испуг может привести к появлению судорожных припадков, к заиканию, изменению сердечной деятельности или к другим патологическим явлениям. Все эти явления могут сохраняться длительное время, иногда многие годы и даже всю жизнь.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение режима дня;

З) заболевания, острые и хронические;

4) длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы;

6) избыток информации – телевидение, компьютер и др.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер. Чрезмерно сильные воздействия, травмирующие нервную систему, могут вызвать невроз у любого ребенка. Однако чаще всего невротическое состояние появляется у детей со слабым типом высшей нервной деятельности и с неуравновешенным, или возбудимым типом. У детей двух уравновешенных типов такие же воздействия чаще всего вызывают лишь временные и менее выраженные нарушения, которые позднее бесследно исчезают. Иными словами, ребенок с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности легче противостоит травмирующим воздействиям.

Истерия— заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода бессознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

Неврастения— одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше.

3.Средства и методы профилактики нервных расстройств.Лечить нервных детей, особенно страдающих неврозами, должен врач. Создавать же обстановку, предохраняющую от возникновения или усиления уже существующей нервности,— это дело тех, кто окружает и воспитывает ребенка.

Профилактика, т. е. предупреждение, нервности в основном сводится к устранению всего того, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка. Начинать профилактику надо с внутриутробного периода его развития, создавая для беременной женщины максимально благоприятные условия жизни, оберегая ее от заболеваний и всего, что травмирует нервную систему. Для воспитания столь необходимой ребенку бодрости и жизнерадостности большое значение имеют физическая культура, подвижные игры, а в дальнейшем и спорт. Взрослые должны быть всегда спокойны и вежливы как между собой, так и с ребенком. У нерешительных детей надо пробуждать активность, прививать им навыки самообслуживания, всячески стимулировать их деятельность, давать им ряд посильных заданий все возрастающей трудности. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка игрой, физическими упражнениями, трудом.

Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком всегда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева. Не должно быть противоречия между требованиями отца и матери, родителей и воспитателей. Упрямым детям приказания рекомендуется делать не в категорическом тоне, а в виде просьбы. Если протест ребенка очень бурный, лучше не настаивать на выполнении приказания. Никогда нельзя применять телесных наказаний, так как они не только причиняют боль, но оскорбляют и озлобляют ребенка, травмируют его нервную систему. 3.1.4. Критические периоды развития нервной системы у детей

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз (первые 2 - 3 года жизни). На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение.

В возрасте 5 - 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале.

В возрасте 12 - 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период.Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом.Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития.

Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы завершается.

Практические занятия:

1. Решение педагогических ситуаций по выявлению и коррекции детской нервности

Школа для ребенка — это новая ступень развития, подразумевающая постоянную физическую и умственную активность, общение со сверстниками. Это новая атмосфера, новый образ жизни, что, несомненно, становится сильным стрессом. Профилактика школьных неврозов дает возможность быстрой адаптации школьника, повысить собственную трудоспособность и найти общий язык с одноклассниками.

Определение и причины

Школьный невроз — это постоянный устойчивый стресс, страх и фобии, связанные со школой. Исследования показали, что около 30% детей 7 или 8 лет не могут самостоятельно привыкнуть к новой обстановке, установить контакт с педагогами и другими детьми, они нуждаются в квалифицированной психологической помощи.


Главными причинами подобного стресса являются:

  1. Проблемы с учителями — взрослый человек, несмотря на высшее образование, не смог правильно донести до ребенка собственный предмет, не умеет разговаривать с детьми. С другой стороны сам ребенок изначально не знает элементарных правил поведения;
  2. Семейная обстановка — родители требуют от ребенка только положительные оценки, в противном случае серьезно наказывают. У школьника развиваются комплексы и страх идти домой, особенно в случае получения нехорошей отметки. Большое внимание оказывает отсутствие взаимопонимания, любви и заботы по отношению к младшему члену семьи;
  3. Трудности адаптации — нет возможности привыкнуть к четко установленному режиму, нет усидчивости в течение урока или внимательности и сосредоточенности во время учебного процесса.
  4. Трудности общения — некоторые дети не ходят в детский сад, одни в семье. Именно таким тяжело дается разговор с коллективом, они чувствуют себя некомфортно, как не в своей тарелке.
  5. Бытовые условия — здесь важную роль играют социально-экономические факторы: неудовлетворенность материальными условиями, сравнивая их с другими семьями, отсутствие условий для долгого комфортного отдыха, ускоренный темп жизни.

Влияет также и сам характер ребенка, его темперамент и воспитание. К этим параметрам относят чрезмерную ответственность или, наоборот, безразличие к окружающему миру, нестандартный полет мысли, повышенную обеспокоенность. Все это в совокупности негативно сказывается на дальнейшем поведении, мировоззрении и отношении с другими людьми в обществе.


Детей можно разделить на три категории:

  1. Первая группа включает ребят с явными отклонениями в поведении. Они грубят окружающим, в частности учителям, агрессивно себя ведут по отношению к одноклассникам. Обычно плохо учатся, но собственная самооценка чрезмерно завышена;
  2. Вторая группа — это дети, которые поначалу хорошо трудятся, получают положительные оценки, но со временем из-за перегрузок меняются. Они огрызаются, уходят в себя и становятся необщительными. Очень часто это начинается в возрасте 8 лет, когда в первом классе все было замечательно, но потом из-за увеличения объема материала все резко поменялось.
  3. Третья группа — школьники с постоянным внешним благополучием, правильным поведением и хорошей работой на уроках, но внутри рождается страх выйти к доске, что проявляется дрожанием рук и голоса, плаксивостью, замкнутостью, заниженной самооценкой. Они не способны полностью раскрыть собственный талант в коллективной работе, для них необходимы индивидуальные задания.

Классификация и симптомы

Отечественная классификация делит все школьные неврозы на три большие группы: неврастения, неврастения и невроз навязчивых состояний. Мировое сообщество дополнительно выделяет депрессивный невроз.

Неврастения — особый комплекс, сочетающий в себе хроническую утомляемость и повышенную возбудимость.

На первых порах ребенок просто негативно реагирует на всевозможные вопросы, моральные и физические нагрузки. Постепенно начинают раздражать звук, световое излучение, запахи. В дальнейшем из-за истощения нервной системы появляются вегетативные расстройства: повышенная потливость ладошек рук, увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение сна вплоть до бессонницы, головные боли давящего или пульсирующего характера, слабость и недомогание. Ученик не может сосредоточиться ни во время урока, ни при выполнении домашнего задания, он становится плаксивым, обидчивым и капризным.

Такое состояние обычно заканчивается благоприятно, если вовремя его диагностировать, предоставить школьнику возможность полноценно отдохнуть и набраться сил. При возникновении осложнений требуется дополнительная помощь специалистов и медикаментозная терапия.


Истерия — это совокупность расстройств психики, нервной системы, отражающаяся на речи и поведении человека. Школьный невроз отличается истерическим бесконтрольным припадком — хаотичными движениями тела в сочетании с криками. Наблюдаются рыдания, продолжительные по времени, судороги рук и ног, тремор верхних конечностей, приступы удушья, повышение показателей артериального давления и учащение сердцебиения. Подобное состояние можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны истерика становится ярким показателем внутренних переживаний, тяжелого состояния здоровья больного ребенка. С другой стороны она имеет демонстративный характер, то есть человек старается привлечь к себе внимание и заполнить отсутствие требуемой любви и заботы.

Невроз навязчивых состояний — заболевание, подразумевающее большое количество страхов, фобий, навязчивых идей. У ученика это в основном боязнь выйти к доске, страх не выучить уроки или казаться глупее своих сверстников, опозориться перед всем классом. Иногда появляются непреодолимые желания сделать наперекор кому-то, нарушить установленные правила, невзирая на воспитание. Обладает затяжным течением.

Депрессивный невроз — психологическое состояние, сопровождающееся расстройствами вегетативной нервной системы (синдром вегетативной дисфункции). В данном случае сильно выраженная плаксивость, постоянно подавленное настроение. Ребенок с трудом встает утром на занятия, ходит в течение всего дня разбитый и уставший. При усугублении невроза появляются мысли о самоубийстве.

Профилактика

Для того чтобы избежать неврозов у школьников, нужно изначально понять их причину. С этой целью проводятся опросы среди учащихся 4 — 8 классов. Практически каждый ребенок заменил бы одного или нескольких педагогов, причем многие мнения сходятся на одном и том же учителе, что дает повод задумать о его некомпетентности по отношению к воспитанию детей и налаживанию контакта с ними. В данном случае профилактика заключается в более тщательной подготовке и подборе педагогов.

Некоторые ученики говорят об отсутствии комфорта внутри класса, так как число девочек больше чем количество мальчиков или наоборот. Конечно же, с возрастом, в классе 8 или 9, внутренний дисбаланс уходит на нет, но психологическая травма уже может быть заработана. То есть школа изначально должна нивелировать подобные моменты, создавая благоприятные условия в коллективе.


Исследования показали, что в некоторых образовательных учреждениях либо отсутствует психолог, либо его работа сведена к минимуму, что в корне неправильно. Психолог обязан проводить тесты или занятия в игровой форме среди детей 7, 8 и 9 лет, чтобы лучше узнать детей, заметить некоторые проблемы с адаптацией у некоторых школьников, поговорить с их родителями. Все перечисленное поможет избежать развитие неврозов еще на самой начальной стадии.

Наиболее тяжелым аспектом профилактики является работа с родителями тех или иных учеников. Очень тяжело донести до взрослого человека с собственными представлениями о воспитании ребенка, что с его мальчиком или девочкой что-то не так, так как они привыкли видеть своё дитя самым лучшим во всем. Особенно сложно ему доказать, что нарушение психики и нервной системы происходит в условиях дома, в семье. Поэтому школа должна проводить родительские собрания и индивидуальные беседы с преподавателями и директором не только в рамках образовательного процесса, но и приглашать психолога, способного разъяснить некоторые аспекты, аргументировано объяснить свои опасения насчет поведения определенных детей, дать рекомендации, включающие советы по дальнейшим действиям со стороны родителей.

Для наибольшего эффекта необходимо скорректировать время, отведенное на уроки и отдых, как в образовательном учреждении, так и дома. Очень редко можно встретить оборудованные спортивные площадки рядом со школой, на которых бы проводились занятия физкультурой, хотя практически всем известно, что смена деятельности и свежий воздух отлично снимает стресс и разгружает головной мозг от умственного перенапряжения. Стоит сказать о неправильной тактике родителей, заключающейся в выполнении домашних заданий сразу же после учебы. Ребенок должен отдохнуть и отвлечься хотя бы на два часа.

Принципы и основные мероприятия, направленные на профилактику распространенных заболеваний у детей школьного возраста: сколиоза, близорукости, хронического гастрита и аденоидов. Оценка эффективности разработанных мероприятий и этапы их внедрения.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.04.2016
Размер файла 467,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Профилактика заболеваний детей школьного возраста

школьный сколиоз аденоид близорукость

Причиной является - высокая степень умственной нагрузки, усложнение учебных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха активному, снижение пребывания на свежем воздухе ведет к дисгармоничному развитию учащихся (дефицит массы или ее избыток, снижение функциональных показателей сердечно - сосудистой системы, дыхательной и мышечной систем), снижению работоспособности.

Из 1 млн. относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого 4 (250000) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми. За период обучения среди учащихся в 5 раз увеличивается число нарушения органов зрения и нарушения осанки, в 4 раза - патология органов пищеварения, нервно-психических расстройств. Половина детей школьного возраста имеют отклонения в развитии ОДА (нет парт для разного возраста, столы не имеют наклона, длительное нахождение в статической позе сидя), у 25-30% - в сердечно-сосудистой и дыхательной системах (низкая двигательная нагрузка в школе и дома).

Наиболее часто встречающиеся болезни:

· Хронический гастрит и язвенная болезнь;

· ЛОР - заболевания (аденоиды);

1. Профилактика сколиоза у детей школьного возраста

Сколиоз - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть при взгляде со спины позвонки должны располагаться ровно сверху вниз. При сколиозе линия позвонков отклоняется вправо, влево (С - образный сколиоз), или в обе стороны (S-образный сколиоз).

Сколиоз и нарушения осанки у школьников - большая проблема, ложащаяся на плечи современных родителей.

· Изменения нервной системы;

· Нарушение эндокринной сферы;

· Игнорирование рекомендаций по правильной осанке;

· Изменения со стороны соединительнотканных и костных структур позвоночника.

· Асимметрия надплечий - когда одно плечо расположено выше другого

· Основным симптомом является изменение линии остистых отростков, которая из прямой переходит либо в С либо в S образную сколиотическую дугу.

· Перекос туловища - сколиоз приводит к изменению баланса туловища, когда как показано на рисунки происходит наклон оси туловища в сторону вершины деформации.

1. Первичная профилактика:

· Использование удобной, подходящей по росту мебели;

· Правильно организованное рабочее место;

· Соблюдать правильную осанку всегда;

· Детям необходимо находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день;

· Носить ранец (именно он распределяет нагрузку равномерно на позвоночник);

· Полноценное питание - включающие в рацион молочные продукты, рыбу, овощи и фрукты (естественные источники кальция и витаминов);

· При длительной сидячей работе (уроки, компьютер) как можно чаще менять позу.

2. Вторичная профилактика:

· Информирование ребенка о наличии у него недуга;

· Выработка и самоконтроль правильной осанки;

· Увеличить двигательную активность;

· Проводить регулярно профилактический курс массажа и гимнастики, в том числе в домашних условиях;

· Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна);

· Раз в полгода проходить осмотр врача остеопата и выполнять его рекомендации.

2. Профилактика близорукости у детей школьного возраста

Близорукость - заболевание глаз, которое обусловлено неправильной фокусировкой изображения.

Близорукость (миопия) - самое распространенное нарушение зрения у школьников. Если у первоклассников эта патология встречается только примерно в 3% случаев, то к окончанию школы этот показатель составляет уже 25%.

· Возраст. Чем раньше начинается близорукость у ребенка, тем сильнее она будет прогрессировать. Рано приобретенная близорукость у детей дошкольного возраста имеет наиболее пессимистичный прогноз по зрению;

· Пол. Близорукостью чаще страдают девочки - в соотношении 55/45;

· Образ жизни - Важное значение имеет сбалансированное питание с нужным количеством белков и углеводов, необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами. С детства следует уделять внимание правильной посадке ребенка при чтении и письме, следить за освещенностью в помещении, не допускать длительных зрительных нагрузок перед телевизором и компьютером.

· Имеющиеся заболевания такие как сколиоз, астигматизм и другие.

- ребенок щурится или хмурится;

- часто жалуется на головные боли;

- держит книги или иные предметы близко к лицу;

- часто мигает или трет глаза;

- ухудшается зрение в ночное время.

1. Первичная профилактика:

· Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии;

· Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии;

· Идеальное освещение - это солнечный свет. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять;

· Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см; необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра;

· При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

2. Вторичная профилактика:

· ограничение зрительных нагрузок;

· гимнастика для глаз;

· сбалансированное питание с необходимым количеством нужных витаминов);

· посещение окулиста 1 раз в год и выполнение всех его назначений.

3. Профилактика хронического гастрита у детей школьного возраста

Хронический гастрит - воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка, сопровождающееся нарушением желудочного пищеварения.

b) стрессы, связанные с большими нагрузками в школе,

c) гормональный дисбаланс,

d) вредные привычки,

e) хеликобактерная инфекция и забросы желчи в желудок,

f) паразитарные инфекции, например, лямблиоз, часто встречаемый у детей,

g) неконтролированный прием НПВС и ГКС.

Ш потеря аппетита;

Ш быстрая утомляемость;

Ш болезненность, дискомфорт под ложечкой;

Ш распирание желудка, его переполненность;

Ш неустойчивость стула (чередование поноса с запором).

· Дети с наследственной предрасположенностью к этому заболеванию должны находиться под диспансерным наблюдением.

· Родители обязаны формировать навыки здорового питания и следить за соблюдением режима питания: обязательный завтрак дома, обед в школе, полдник, ужин.

· Следует соблюдать режим дня, хорошо высыпаться, избегать эмоциональных перегрузок.

· При необходимости приёма НПВС, ГКС у детей с предрасположенностью к заболеванию, необходимо использовать антацидные препараты.

· Больной должен обязательно соблюдать режим дня и питания.

· Следует избегать эмоциональных и физических перегрузок.

· Ребенок нуждается в полноценном сне, длительность которого должна быть не менее 9-10 часов.

· Недопустимы однообразное питание, недостаток витаминов, торопливость во время приема пищи, еда всухомятку. Необходимы своевременная и интенсивная санация очагов хронических инфекций, лечение лямблиоза, глистных инвазий, соматических заболеваний.

· Важное место в профилактике хронических гастритов занимают эффективное лечение острых воспалений желудка и соблюдение санитарно-гигиенического режима.

· Дети, больные хроническими гастритами, должны находиться на обязательном диспансерном учете у гастроэнтеролога. Два раза в год (осенью и весной) им следует проводить противорецидивное лечение в течение 3-4 недель.

· Курсы противорецидивной терапии включают психический покой, щадящую диету (стол №1 - при повышенной кислотности, стол №2 - при явлениях субацидоза, стол №5 - при гастродуодените), седативные средства; антацидные препараты (при гиперацидозе); лечение минеральными водами (из расчета 3-4 мл на 1 кг массы тела больного ребенка в сутки); витаминотерапию (витамины А, группы В).

4. Профилактика аденоидов у детей школьного возраста

Аденоидные разращения (вегетации) или аденоиды (от греческого aden - железа и eidos - вид) - это патологическое увеличение глоточной миндалины.

· Перенесенные заболевания такие как: скарлатина, корь, дифтерия и коклюш;

· неправильное питание (в большей степени перекармливание);

· эндокринные нарушения (как правило, гипотиреоз);

· Затруднение носового дыхания;

· Ребенок дышит ртом;

· Прекращение дыхания во сне на несколько секунд (апноэ сна);

· Частые простудные заболевания;

· Частые симптомы заболеваний пазух носа;

· Постоянные инфекции среднего уха у ребенка школьного возраста.

· правильный режим дня;

· прогулки на свежем воздухе;

· закаливание - самых маленьких деток нельзя подвергать воздействию низких температур, но периодически делать воздушные ванны в прохладном помещении просто необходимо. А вот малышей постарше можно обливать прохладной водой во время купания, постепенно снижая градус жидкости;

· своевременное лечение простудных заболеваний позволит предотвратить развитие воспалительных процессов, из-за чего аденоиды не станут активно разрастаться;

· активная витаминизация, особенно в холодное время года, благодаря чему организм получает необходимые полезные вещества и вырабатывает антитела для борьбы с вирусами;

· профилактика медикаментами подходит для любого времени года, благодаря своевременному приему аптечных средств аденоиды сохраняют свой должный вид и размер, однако частое применение лекарств недопустимо для детского организма;

· Дыхательная упражнения (Аист, гуси, ворона).

· Диспансерный учет у ЛОР - 2 раза в год.

Список используемой литературы

1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. 2011 - Руководство по детской офтальмологии.

2. Кильдиярова, Макарова, Денисов: Детские болезни. Учебник. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

3. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп.

4. Т.Г. Авдеева, Ю.В, Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая., Детская гастроэнтерология 2009.

Размещено на Allbest.ru

Причины, проблема профилактики близорукости и других заболеваний глаз у детей школьного возраста. Упражнения для снятия усталости глаз. Гимнастика для глаз, игры и упражнения с речитативом. Упражнения для глаз на растягивание и укрепление глазных мышц.

реферат [25,0 K], добавлен 22.09.2010

Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

курсовая работа [126,0 K], добавлен 11.12.2014

Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений для глаз для детей старшего школьного возраста, исследование его эффективности в профилактике миопии.

дипломная работа [260,5 K], добавлен 10.09.2011

Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста. Особенности физического воспитания, элементы лечебной физкультуры. Профилактика и лечение нарушений осанки. Влияние семейного физического воспитания на здоровье ребенка.

дипломная работа [89,7 K], добавлен 23.09.2009

Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

курсовая работа [937,9 K], добавлен 22.11.2014

Рассмотрение причин возникновения, видов (статический, варусный), признаков, последствий, методов диагностики (ихнография, плантография) плоскостопия у детей дошкольного возраста. Изучение комплекса мероприятий, направленных на профилактику болезни.

реферат [1,7 M], добавлен 08.02.2010

Характеристика правильной осанки детей школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности позвоночника. Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия.

курсовая работа [144,2 K], добавлен 23.11.2008

Причины школьных болезней, профилактика и методы борьбы с ними. Статистика заболеваний в средней школе. Характеристика близорукости, сколиоза, неврастении и гастрита. Их признаки, симптомы и причины. Санитарно-гигиенические условия обучения школьников.

презентация [282,2 K], добавлен 05.04.2015

Сущность диспансеризации как системы мероприятий динамического наблюдения за состоянием здоровья населения. Основные этапы ее проведения. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

презентация [1,7 M], добавлен 28.11.2015

Понятие анемии как инфекционного заболевания, причины ее возникновения в детском возрасте, виды и степень опасности для жизни и здоровья ребенка. Анализ количества анемий у детей младшего и среднего школьного возраста, роль фельдшера в их профилактике.

дипломная работа [302,0 K], добавлен 31.08.2008


  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.