Программа маллера а р для обучения детей с глубоким нарушением цнс

Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, Маллер А.Р., Цикото Г.В., 2003.

В учебном пособии освещаются теоретические, дидактические и методические вопросы специального образования детей и подростков е тяжелыми нарушениями умственного развития. Раскрываются особенности психофизического развития этих детей, содержание, организация и методы коррекционной работы е ними начиная е раннего возраста до подросткового. В книге обобщен опыт воспитания и обучения детей данной категории, показаны современные подходы к решению этой проблемы. Приводятся катамнестические данные о трудоустройстве и социальной адаптации выпускников специальных учреждений. Даются рекомендации по работе е семьей ребенка-инвалида.
Представляет интерес для научных и практических работников в области специальной педагогики.


Помощь детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью за рубежом.
Последние десятилетия XX в. (с конца 60-х—начала 70-х гг.) вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались в Западной Европе и США процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми. Что касается детей с тяжелой умственной отсталостью, то для них были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность различных международных организаций, например ЮНЕСКО, ООН, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и др.

Практика специального обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеет различные организационные формы и зависит от уровня экономики и культуры каждой страны, принятых законов в области специального образования, а также сложившихся методов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Рассмотрим систему помощи этим детям на примере некоторых стран.

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Глава 1. Современное состояние и тенденции развития, воспитания и обучения детей с тяжелой умственной отсталостью.
1.1. Помощь детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью за рубежом.
1.2. Воспитание и обучение детей с тяжелой умственной отсталостью в России.
Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика тяжело умственно отсталых детей.
2.1. Характеристика различных сторон психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
2.2. Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей разных клинических групп.
Глава 3. Цели и задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта.
Глава 4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта и их изучение в процессе обучения.
4.1. Индивидуальное первичное обследование ребенка.
4.2. Динамическое изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения.
Глава 5. Принципы, содержание и методы обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
5.1. Дидактические принципы коррекционной работы.
5.2. Содержание образования учащихся с тяжелой умственной отсталостью.
5.3. Методы обучения.
Глава 6. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями умственного развития.
6.1. Современный подход к ранней коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
6.2. Дети с тяжелыми нарушениями умственного развития в раннем и дошкольном возрасте.
6.3. Задачи коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями развития в раннем и дошкольном возрасте и психолого-педагогическое изучение таких детей.
6.4. Особенности содержания коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития.
6.5. Комплектование групп обучения и воспитания. Организация занятий по группам, подгруппам и индивидуально.
6.6. Коррекционно-воспитательная работа с детьми младенческого и раннего возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта.
6.7. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Глава 7. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в младшем шкальном возрасте.
7.1. Особенности детей с тяжелой умственной отсталостью младшего школьного возраста и специфика работы с ними.
7.2. Содержание и организация коррекционно-воспитательного процесса в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями развития.
7.3. Методические рекомендации к проведению занятия.
7.4. Учебно-воспитательная работа в начальных классах и се результаты.
Глава 8. Учебно-воспитательная работа с тяжело умственно отсталыми детьми старшего школьною возраста и нуги их дальнейшей социально-трудовой адаптации.
8.1. Состояние знаний тяжело умственно отсталых учащихся к старшему школьному возрасту.
8.2. Трудовое обучение.
8.3. Социально-бытовая ориентировка и развитие коммуникативной функции речи тяжело умственно отсталых детей.
8.4. Социально-трудовая адаптация лиц с тяжелой умственной отсталостью.
Глава 9. Педагогическая работа с семьей ребенка — инвалида.
9.1. Психологический климат в семье ребенка с отклонениями в развитии.
9.2. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида.
9.3. Работа с родителями ребенка, имеющего проблемы в развитии.
9.4. Педагогическое и правовое просвещение родителей.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, Маллер А.Р., Цикото Г.В., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Адаптированная программа для коррекционных школ на основе программы А.Р. Маллера ( Социально - бытовое ориентирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
opni.zip 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

- Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя, под редакцией А.М. Щербаковой, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004, (Коррекционная педагогика);

- Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида: пособие для учителя, под редакцией В.В.Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006, (Коррекционная педагогика).

Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003.Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

Программа рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышения уровня общего развития учащихся.

Распределение учебного материала – 3 часа в неделю, 34 учебных недели – всего 102 ч.

Календарно-тематическое поурочное планирование: Социально – бытовое ориентирование

Наименование раздела программы/кол-во часов

Повышенное внутричерепное давление, судорожный синдром и другие проблемы новорожденных: лечение и реабилитация

Бывает, что в роддоме или чуть позже, на приеме у педиатра новорожденному ребенку ставят сложные диагнозы, касающиеся состояния центральной нервной системы (ЦНС). Что скрывается за словами "гипертензионно-гидроцефальный синдром" или "синдром вегетативно-висцеральных дисфункций" и как эти состояния могут повлиять на здоровье и развитие ребенка? Возможно ли лечение поражений ЦНС? Рассказывает специалист по детской реабилитации Наталья Пыхтина, глава одноименной клиники.


Первую информацию о состоянии ЦНС новорожденного врач получает в первые минуты и часы после появления малыша на свет, ещё в родильном зале. Все слышали о шкале Апгар, по которой жизнеспособность ребенка оценивается по пяти основным видимым признакам — сердцебиению, окраске кожи, дыханию, рефлекторной возбудимости и мышечному тонусу.

Почему важно правильно оценить двигательную активность младенца? Потому что она дает информацию о состоянии спинного и головного мозга, их функциональности, что помогает вовремя распознать как незначительные отклонения, так и серьёзные патологии.

Так, наибольшее внимание уделяется степени симметричности движений конечностей: их темп и объем должны быть одинаковыми с обеих сторон, то есть у левой руки и левой ноги и правой руки и ноги соответственно. Также врач, проводящий первичный осмотр новорожденного, учитывает четкость и выраженность безусловных рефлексов. Так педиатр получает информацию о деятельности ЦНС малыша и выясняет, функционирует ли она в рамках нормы.

Поражения ЦНС: на каких сроках беременности?

Повреждения центральной нервной системы у ребенка возникают двумя путями — внутриутробно или во время родов. Если отклонения в развитии возникли у плода во время эмбриональной стадии внутриутробного развития, то они зачастую превращаются в пороки, несовместимые с жизнью, либо крайне тяжёлые и не поддающиеся лечению и коррекции.

Если повреждающее влияние оказывалось на плод после восьмой недели беременности, это не скажется на ребенке в виде грубого уродства, но вполне может стать причиной небольших отклонений, которые придется лечить после рождения. Негативное воздействие на плод на поздних сроках — после двадцать восьмой недели беременности — в виде пороков не проявится вовсе, но может стать катализатором при возникновении заболеваний у нормально сформированного ребенка.

Очень сложно предсказать, какой конкретно негативный фактор и на каком сроке беременности нанесет плоду непоправимый ущерб. Поэтому будущей матери нужно быть крайне осторожной и следить за своим здоровьем еще до момента зачатия. Подготовка к беременности — важный этап планирования семьи, потому что на состоянии здоровья ребенка могут сказаться как вредные привычки матери, так и её хронические заболевания, тяжелая работа и нездоровое психологическое состояние.

Немаловажно для дальнейшей жизни ребёнка и то, как именно он появится на свет. Именно в момент родов есть опасность повреждений вторым путём — интранатально. Любое неправильное вмешательство или, наоборот, отсутствие своевременной помощи с высокой вероятностью негативно скажутся на малыше. В зоне риска — преждевременные роды, а также роды в намеченный срок, но стремительные или, наоборот, затяжные.

Основные причины поражения ЦНС у новорожденных — кислородное голодание, которое приводит к гипоксии, и родовые травмы. Реже встречаются менее очевидные и диагностируемые причины: внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ или хромосомная патология.

Врачи выделяют несколько синдромов патологии ЦНС у новорожденных.


Повышенное внутричерепное давление: симптомы

Гипертензионно-гидроцефальный синдром — это чрезмерное скопление спинномозговой жидкости в желудочках и под оболочками мозга. Чтобы выявить данный синдром у младенца, проводится УЗИ головного мозга и регистрируются данные о повышении внутричерепного давления (по данным эхоэнцефалографии — ЭЭГ).

В ярко выраженных тяжелых случаях при данном синдроме непропорционально увеличиваются размеры мозговой части черепа. Как известно, дети рождаются с подвижными костями черепа, которые срастаются в процессе развития, поэтому при одностороннем патологическом процессе данного синдрома будет наблюдаться расхождение черепных швов, истончение кожи в височной доле и усиление венозного рисунка на волосистой части головы.

Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, он будет беспокоен, раздражителен, легко возбудим и плаксив. Также малыш будет плохо спать, таращить глазки и запрокидывать голову назад. Возможно проявление симптома Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком). В более тяжёлых случаях может также иметь место симптом так называемого "заходящего солнца", при котором радужная оболочка глаза, как солнце на закате, наполовину погружена под нижнее веко. Также иногда появляется сходящееся косоглазие.

При пониженном внутричерепном давлении, наоборот, ребенок будет малоактивным, вялым и сонливым. Мышечный тонус в данном случае непрогнозируем — он может быть как повышенным, так и пониженным. Малыш может при опоре вставать на цыпочки, при попытке ходьбы перекрещивать ножки, при этом рефлексы опоры, ползания и ходьбы у младенца будут снижены. Также нередко могут случаться судороги.

Нарушения мышечного тонуса

Синдром двигательных нарушений — патология двигательной активности — диагностируется почти у всех детей с внутриутробными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Разнится только выраженность и уровень поражения.

При постановке диагноза педиатр должен понять, какова зона и локализация поражения, есть ли проблема в работе головного или спинного мозга. Это принципиально важный вопрос, поскольку методики лечения кардинально различаются в зависимости от установленной патологии. Также большое значение для постановки диагноза имеет корректная оценка тонуса различных групп мышц.

Нарушение тонуса в различных группах мышц приводит к запаздыванию появления двигательных навыков у младенца: например, ребенок позже начинает брать предметы всей кистью, движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных занятий, ребенок позже встает на ножки, а перекрест нижних конечностей препятствует формированию правильной ходьбы.

К счастью, этот синдром излечим — у большинства детей благодаря правильному лечению наблюдается снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. В память о заболевании может остаться только высокий свод стопы. Нормальной жизни это не мешает, и единственной сложностью остаётся выбор удобной и удачно сидящей обуви.


Откуда берутся срыгивания и склонность к запорам

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций характеризуется нарушением терморегуляции у ребенка (температура тела повышается или понижается без видимых причин), исключительной белизной кожи, связанной с нарушением работы сосудов, и желудочно-кишечными расстройствами (срыгиванием, рвотой, склонностью к запорам, недостаточной прибавкой в весе сравнительно с показателями, принятыми за норму).

Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и напрямую имеют отношение к нарушениям в кровоснабжении задних отделов мозга, где расположены все основные центры вегетативной нервной системы, руководящей жизнеобеспечивающими системами организма — пищеварительной, терморегуляционной и сердечно-сосудистой.

Судорожный синдром

Склонность к судорогам в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в тех случаях, когда происходит распространение или развитие болезненного процесса в коре головного мозга, и имеют множество самых разных причин.

В каждом конкретном случае причину возникновения судорожного синдрома должен выявить врач. Для эффективной оценки часто требуется проведение целого ряда исследований и манипуляций: инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), кровообращения мозга (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), а также биохимических исследований крови.

С точки зрения локализации судороги не одинаковы — бывают генерализованными, то есть охватывающими весь организм, и локализованными, которые связаны с отдельными группами мышц.

Судороги различны и по своему характеру: тонические, когда ребенок словно вытягивается и застывает на короткое время в определенной фиксированной позе, и клонические, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища.

Родителям стоит внимательно наблюдать за ребенком в первые месяцы жизни, т.к. судороги у детей могут стать началом эпилепсии, если сразу не обратиться к специалисту и не провести грамотное лечение. Тщательное наблюдение и детальное описание возникающих судорог со стороны родителей существенно облегчит врачу постановку диагноза и ускорит подбор лечения.

Лечение ребенка с поражением ЦНС

Точная диагностика и своевременное корректное лечение патологии ЦНС чрезвычайно важно. Детский организм очень восприимчив к внешнему воздействию на начальном этапе развития, и вовремя полученные процедуры могут в корне изменить дальнейшую жизнь ребенка и его родителей, позволив на самых ранних этапах со сравнительной лёгкостью избавиться от проблем, которые в более позднем возрасте могут стать весьма существенными.

Как правило, детям с патологиями раннего возраста назначается медикаментозная терапия в комплексе с физической реабилитацией. Лечебная физкультура (ЛФК) — один из самых эффективных немедикаментозных способов реабилитации детей с поражениями ЦНС. Правильно подобранный курс ЛФК помогает восстановить двигательные функции ребёнка, используя адаптационные и компенсаторные возможности детского организма.


Â Û Ñ Ø Å Å Î Á Ð À Ç Î Â À Í È Å

А. Р. МАЛЛЕР, Г. В. ЦИКОТО

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Рекомендовано Ученым советом Академии повышения квалификации

и переподготовки работников образования

в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений и слушателей курсов переподготовки, обучающихся по специальности 031700 — Олигофренопедагогика

ÓÄÊ 376.1-056.37(075.8) ÁÁÊ 74.3ÿ73

À. Р.Маллер — введение (cовместно с Г.В.Цикото), гл. 1, 2 (совместно

ñ Г.В.Цикото), 5 (совместно с Г.В.Цикото), 8, 9, приложения;

Ã. В.Цикото — гл. 3, 4, 6, 7

Ð å ö å í ç å í ò û:

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки

работников образования И.И.Зарецкая; доктор педагогических наук, директор Центра социально-трудовой

адаптации и профориентации для детей с недостатками умственного и физического развития,

Маллер А.Р., Цикото Г.В.

В учебном пособии освещаются теоретические, дидактические и методи- ческие вопросы специального образования детей и подростков с тяжелыми нарушениями умственного развития. Раскрываются особенности психофизического развития этих детей, содержание, организация и методы коррекционной работы с ними начиная с раннего возраста до подросткового. В книге обобщен опыт воспитания и обучения детей данной категории, показаны современные подходы к решению этой проблемы. Приводятся катамнестические данные о трудоустройстве и социальной адаптации выпускников специальных учреждений. Даются рекомендации по работе с семьей ребенка-инвалида.

Представляет интерес для научных и практических работников в области специальной педагогики.

ÓÄÊ 376.1-056.37(075.8) ÁÁÊ 74.3ÿ73


 каждой стране есть дети с тяжелой умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения*. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.

Лица с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора

è опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т.е. могут быть в определенной степени интегрированы в общество.

До конца 60-х гг. XX в. воспитание и обучение таких детей в нашей стране осуществлялось в учреждениях системы социального обеспечения (дома-интернаты для умственно отсталых детей)

è системы просвещения (специальные классы для имбецилов во вспомогательных школах).

 детских домах-интернатах основное внимание было направлено на выработку у воспитанников элементарных бытовых навыков, был накоплен немалый положительный опыт их трудового обучения. Однако вопросы учебной работы не занимали там надлежащего места.

Что касается обучения детей с тяжелой умственной отсталостью в так называемых имбецильных классах, то здесь наблюдалась в известной мере обратная картина: наряду с определенными достижениями в овладении детьми минимумом общеобразовательных знаний (грамотой, счетом) не решались вопросы их соци- ально-трудовой подготовки.

Пребывание детей в этих классах расценивалось скорее как подготовка к дальнейшему обучению их в специальной школе, в классе для детей с легкой умственной отсталостью, если это окажется возможным. Таким образом, происходило не столько собственно обучение и воспитание детей с тяжелой интеллектуальной


недостаточностью, сколько выявление среди них страдающих осложненными формами олигофрении в степени дебильности с целью выведения их в соответствующие классы*. В результате дети с тяжелой умственной отсталостью оставались мало обученными

è мало приспособленными к жизни.

 итоге было принято решение о закрытии классов для тяжело умственно отсталых детей во вспомогательных школах. Эти дети стали направляться в дома-интернаты Министерства социального обеспечения (в настоящее время — Министерство труда и социального развития).

 1970 г. по инициативе директора Института дефектологии АПН

СССР академика Т.А.Власовой в стенах возглавляемого ею учреждения была создана специальная научная группа по разработке проблемы помощи детям с тяжелой умственной отсталостью. Длительное время руководила этим научным подразделением, сотрудниками которого были и авторы настоящей книги, М.И.Кузьмицкая.

 качестве экспериментальных площадок были выбраны специальные школы ¹ 486 г. Москвы и ¹ 14 г. Орла, педагоги этих школ имели большой опыт работы с тяжело умственно отсталыми детьми. Энтузиастами экспериментальных исследований там были О.Л.Селихова и Я.Г.Юдилевич.

Все исследования научной группы и связанных с ней педагогических коллективов были направлены на выявление потенциальных возможностей развития детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и разработку для них специальных образовательных программ.

Исследование познавательной деятельности этой категории детей проводилось в нескольких направлениях: изучались особенности их сенсорного, умственного и речевого развития; выявлялись возможности их трудового обучения и социального воспитания. Результаты этих исследований были опубликованы в ряде науч- ных сборников, освещающих особенности детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и направления учебно-воспи- тательной работы с ними**.

 это же время (1976) была издана Программа обучения глубоко умственно отсталых детей (проект)***. В нее вошли такие новые

* См.: О работе с глубоко отсталыми детьми во вспомогательной школе: Программно-метод. указания. — М., 1951.

** См.: Вопросы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта: Сб. науч. тр. — М., 1974. — Вып. 1; Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. — М., 1976. — Вып. 2; Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта: Сб. науч. тр. — М., 1978. — Вып. 3.

*** В создании программы наряду с научными сотрудниками Института принимали участие учителя-экспериментаторы А.С.Борцова, Е.В.Кузнецова, Л.И.Осокина и др.

Издание программы сыграло большую роль в совершенствовании организационных форм работы с тяжело умственно отсталыми детьми не только в специальных учреждениях системы просвещения, но и в учреждениях системы социальной защиты. Так, в 1986 г. было принято важное решение о введении в домах-интер- натах для умственно отсталых детей ставок учителей, которые должны были работать по данной программе (до этого времени с детьми работали только воспитатели). Введение педагогических ставок свидетельствовало о признании обучаемости этих детей, что в то время многими ставилось под сомнение.

Начиная с 1980-х гг. активизировалась научно-исследователь- ская работа, направленная на выявление потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. Эти исследования осуществлялись в НИИД АПН СССР (в настоящее время — Институт коррекционной педагогики РАО), в других научных уч- реждениях, а также на кафедрах дефектологических факультетов пединститутов. Авторами исследований являлись А.В.Бабушкина, Л. Б. Баряева, Н. Ф.Дементьева, А.И. Долженко, А. А. Еремина, С. Д. Забрамная, Т. Н. Иванова, Т. Н. Исаева, Е. Т. Логинова, Л.Н.Поперечная, Н.Г.Радышева.

Под давлением родителей были открыты классы для этой категории детей во вспомогательных школах. Проведенные научные исследования, а также практика обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дали материал для совершенствования образовательных программ, определения форм и методов учебно-воспитательной работы.

Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям всех категорий с проблемами развития, в том числе и детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Так, согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (1999 г.) в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида должны открываться классы для детей с тяжелой умственной отсталостью. Кроме этого в последние годы во всех регионах РФ открыты реабилитационные центры для этих детей.

В настоящем учебном пособии представлены материалы многолетних исследований авторов, направленных на изучение способностей тяжело умственно отсталых детей к обучению и развитию, а также возможностей их интеграции в общество.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Ñ ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1.1. Помощь детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью за рубежом

Последние десятилетия XX в. (с конца 60-х—начала 70-х гг.) вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались в Западной Европе и США процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми. Что касается детей с тяжелой умственной отсталостью, то для них были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность различных международных организаций, например ЮНЕСКО, ООН, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и др.

Практика специального обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеет различные организационные формы и зависит от уровня экономики и культуры каждой страны, принятых законов в области специального образования, а также сложившихся методов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Рассмотрим систему помощи этим детям на примере некоторых стран.

Дети с тяжелой умственной отсталостью в Англии включены в систему специального образования с 1970 г. Для них существуют специальные школы, классы, тренировочные центры. Дети с наиболее тяжелыми формами умственной отсталости находятся в закрытых учреждениях, часть из которых являются частными и платными.

В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и обучаются строго по индивидуальной программе. В младшем возрасте основное внимание уделяется сенсорному и речевому развитию, выработке навыков самообслуживания и различным действиям с предметами. В старшем возрасте воспитанники обучают-

ся различным трудовым операциям. Они собирают картонные коробки, занимаются упаковкой автомобильных лампочек, трудятся на пришкольном участке и т.п.

Особое место в программе обучения занимает выработка у детей социальных форм поведения. Не менее одного раза в неделю учитель выводит их на прогулку, во время которой дети учатся распознавать световые дорожные сигналы, пользоваться подземными переходами, различными видами транспорта. Дети должны уметь вести себя в разных ситуациях: например, в гостях у товарища, при посещении библиотеки, медицинского учреждения и т.п. Их учат выполнять несложные поручения: опускать письмо в по- чтовый ящик, относить белье в прачечную, делать мелкие покупки. Все практические задания направлены на адаптацию детей в обществе.

Некоторые из молодых людей работают по найму курьерами, помощниками в кафе или магазине, заняты расклейкой афиш.

Часть воспитанников направляется в сельские общины, где они работают на фермах, в саду и т.д.

Обучение этих детей в Германии осуществляется в реабилита- ционно-педагогических учреждениях нескольких типов: специальных школах, дневных центрах, домах с длительным пребыванием

â них воспитанников.

 специальных школах и дневных центрах обучаются дети, не требующие постоянного врачебного контроля и лечения. Эти уч- реждения работают по типу школ с продленным днем. При поступлении дети должны уметь ходить, владеть навыками самообслуживания и гигиены. Дети с текущими психическими заболеваниями в эти учреждения не принимаются.

Учителя в специальных учреждениях должны обязательно иметь помимо общепедагогического образования специальное дефектологическое.

Дневные реабилитационные центры наряду с коррекционновоспитательной работой занимаются вопросами диагностики. Для этой цели они оснащены современной техникой.

 домах длительного пребывания находятся воспитанники с крайне тяжелыми нарушениями в развитии и текущими психи- ческими заболеваниями. Кроме того, в эти учреждения направляются дети, которых по тем или иным причинам нужно изолировать от семьи.

Широко практикуется в этой стране частный патронаж для аномальных детей. Лица, их опекающие, получают от государства денежное пособие, а также определенную дотацию к пенсии.

 Германии существует закон о трудоустройстве и охране прав работающих умственно отсталых. Для тяжело умственно отсталых воспитанников организованы и действуют лечебно-трудовые мастерские, находящиеся под опекой и контролем обществ содействия интеллектуально неполноценным лицам. Инвалиды получа- ют заработок в размере, соответствующем продуктивности их работы, а также небольшие премии в виде поощрения. Некоторых из них переводят, если находят возможным, на отдельные предприятия, организуя для инвалидов так называемые охранительные рабочие места. Они занимаются электромонтажными работами, штамповкой несложных деталей, упаковкой готовой продукции.

 США закон об образовании детей с проблемами в развитии, принятый в 1975 г., признал всех детей обучаемыми.

Для детей с тяжелой формой умственной отсталости созданы специальные школы, центры развития и частные школы. Эти уч- реждения работают по типу школ с продленным днем. Обучение начинается с 5—7-летним ребенком и заканчивается, когда воспитаннику исполняется 21—23 года. Тяжело отсталые дети с грубыми и сложными нарушениями помещаются в закрытые учреждения семейного типа.

Работа с детьми строится по специальным программам (особая в каждом учреждении), которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, хозяйствен- но-бытовой труд, музыка, развитие речи, письмо, счет. Применительно к каждому разделу программа определяет, какие знания

è практические умения должны быть усвоены.


Что касается социально-трудовой адаптации тяжело умственно отсталых детей, то согласно существующему закону лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должны быть обеспечены рабочими местами. Так, они трудятся посыльными, садовниками, мойщиками машин, многие из них заняты упаковоч- ными работами в складских помещениях и т.п. С целью стимуляции в приеме на работу этих инвалидов государство снижает работодателям налоговые отчисления в федеральный бюджет, прямо по месту работы переводятся средства, предназначенные на социальные выплаты и т.п.

На высоком уровне осуществляется государственная помощь лицам с отклонениями в развитии в Скандинавских странах, и в частности в Швеции. Закон о помощи умственно отсталым, принятый в этой стране в 1968 г., уравнял в правах детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и признал их обучаемыми. Они посещают специальные учреждения: школы, реабилитационные центры, дневные центры кратковременного пребывания и т.д.

Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 21 года. Врачи и педагоги-дефектологи специальных учреждений проводят необходимые медицинские наблюдения и коррекционную работу, определяют методы реабилитации (массаж, ЛФК, физиотерапия, медикаментозное лечение), а педагоги разрабатывают индивидуальные программы обучения. В возрасте 18 лет подростки переводятся в мастерские, существующие при таких учреждениях, где они занимаются различными видами работ: от самых простых (например, сортировка отрезков цветной ткани) до достаточно сложных (изготовление из металла различных предметов обихода и инструментов).

 Швеции реабилитационная служба помощи взрослым с тяжелыми интеллектуальными нарушениями имеет различные организационные формы. В одних случаях умственно отсталые с помощью социальных работников усваивают социально-бытовые навыки, проживая в общежитиях, в других — находясь в сельских общинах, они занимаются доступными видами сельскохозяйственного труда*.

 специальном обучении Нидерландов выделяют детей с проблемами обучения и с серьезными образовательными проблемами. К первым относят детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Когда говорят о серьезных образовательных про-

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.