Протекания нервных процессов в обучении

Школьники работают в различном темпе. При оценке ответа необходимо принять во внимание его индивидуальные скоростные возможности.

При характеристике скоростных особенностей нужно иметь в виду два рода показателей:

1) относительно быстрый темп движений, быстрые реакции на внешние воздействия, быстрая речь, склонность к общению, частота отвлечений при монотонной работе;

2) легкость и быстрота приспособления к изменившейся ситуации, от­сутствие затруднений при переходе с одного вида деятельности на другой, от одного способа решения задач к другому, новому.

Показатели первого рода – свидетельство лабильности нервной системы, второго – о ее подвижности. Наряду с высоколабильными и подвижными выделяются низколабильные и инертные.

У низколабильных и инертных построение ответов носит стереотипный характер, ученики тяготеют к книжным формулировкам и не делают попыток исправить свой неправильный ответ. Они выкраивают время, чтобы начать ответ. При выполнении домашнего задания низколабильные испытывают затруднения, если разные задания по одному предмету требуют разных способов выполнения, а также при переходе от задания по одному предмету к заданиям по другому предмету.

Высоколабильные при быстро задаваемых вопросах не тратят время на воспроизведение вопроса, а сразу сообщают содержательную часть ответа. Они заняты решением лишь тех заданий, которые им предъявлены в данный момент. У высоколабильных отмечается склонность не выполнив одних заданий, без видимых причин переходить к другим, а затем возвращаться к не­выполненным. Они работают быстро, без оглядки.

Многочисленную группу составляют школьники со средней представленностью лабильности и подвижности.

Представленность свойств нервной системы предопределяется генотипом. Воспитание не может ее изменить. Но можно выработать навыки саморегулирования управления собой.

Школьникам с низколабильной и инертной нервной системой нужно порекомендовать возможно тщательнее и полнее готовиться к урокам, чтобы не попасть впросак, когда возникнет необходимость срочного воспроизведения изучаемого материала. Им не следует быть излишне торопливыми.

Школьникам с высокой лабильностью нужно вырабатывать навыки самоконтроля, не довольствоваться тем, что задание выполняется быстро, а обращать внимание на качество.

Индивидуальные различия в представленности свойств присущи и учителям.

Индивидуальной, природной особенностью является и сила нервной системы, т.е. выносливость и работоспособность.

Ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

1) длительная напряженная работа;

2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения; самостоятельная работа, контрольная или экзаменационная работа (особенно, если ограничена во времени);

3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует немедленных ответов;

4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует устного ответа;

5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответы или вопросы других учащихся);

7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой;

8) работа в шумной, неспокойной обстановке;

9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры и т.п.;

10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;

11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

Ситуации, в которых возникают особые затруднения у инертных учащихся:

1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;

3) когда время работы ограниченно, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

4) когда требуется частое отвлечение;

5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;

7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Помощь слабым и инертным:

1) не ставить слабых в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, дать достаточное время на обдумывание;

2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме;

3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал: необходимо разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно;

4) лучше не заставлять отвечать новый, только что усвоенный материал на уроке, отложить опрос на следующий урок;

5) путем правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать уверенность в своих силах, знаниях;

6) оценивать неудачи ученика осторожно;

7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать его, не переключать внимание, создавать спокойную обстановку;

9) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

10) инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий;

11) не нужно требовать быстрого изменения неудачной формулировки; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации.

Характер индивида зависит в основном от прирожденного темперамента (генотипа). Однако на поведение оказывает большое влияние также и воспитание, формирующее фенотип. Сегодня понятно, что типология индивида четко связана с нейрохимией мозга, которая, естественно, генетически предопределена. Однако поведение обусловлено не только генотипическими особенностями человека (и животного), но и его фенотипом, становление и возможности которого бесспорно обеспечиваются не только воспитанием и обучением, но и адаптивностью личности (которая также психофизиологически, а равно и нейрохимически, предопределена), ограничивающей диапазон возможных ее перестроек. Так, более адаптивны “норадреналовые” типы от холерика до сангвиника (со всеми промежуточными формами сангвохолериков, образующих континуум) и менее адаптивны “ацетилхолиновые” — от меланхолика до флегматика (со всеми поромежуточными формами флегмомеланхоликов, также представляющими собой континуум). Степень же адаптивности сангвофлегматиков зависит от удельного веса сангвинического и флегматического звена в темпераменте индивида. Что касается сугубо психологических черт личности, то и они, хотя и не абсолютно связаны, но в значительной степени коррелируют с психофизиологическим типом человека. Так, повышенный нейротизм и высокая личностная тревожность присущи холерикам и особенно меланхоликам, в то время как ситуативная тревожность может повышаться и у средних, вполне сбалансированных типов – у сангвиников и даже у флегматиков (а тем более у сангвохолериков и флегмомеланхоликов).

Изучение эмоциональной сферы у людей разной типологии привело к представлению о доминировании различных эмоций у людей разных темпераментов. Так, оказалось, что доминирующей эмоцией сангвиника является радость, холерика – гнев, меланхолика – страх, тоска, а для флегматика наиболее характерно спокойное безэмоциональное состояние (Симонов). Однако это касается лишь общей модальности эмоционального состояния, варианты же могут быть весьма различающимися, ибо характер эмоциональной и поведенческой реакции обусловлен многими факторами, связанными как с конституционными и функциональными особенностями мозга, так и с различными сопутствующими воздействиями, как, например, с влиянием группы, с давлением на сознание человека методологического, религиозного, общественного, юридического и т.д. догмата.

Более поздние исследования Теплова и Небылицына допускают существование значительно большего количества типов высшей нервной деятельности при различном комбинировании и различном удельном весе основных типологических характеристик личности. Не говоря уже о так называемых промежуточных типах (сангво-флегматик, сангво-холерик, флегмо-меланхолик), либо о смешанных (например, флегматик с чертами сангвиника и холерика и т.д.), оказалось теоретически возможным выделить 120 типов, 75 основанных на 4 вариациях по силе нервных процессов, 3-х – по уравновешенности и 10- ти – по степени подвижности. Так, Теплов и Небылицын рассматривают понятие силы нервной системы как распадающееся на понятие о двух самостоятельных свойствах ее: сила нервной системы в собственном смысле (выносливость, предел работоспособности) и динамичность. При этом оба названных свойства должны определяться отдельно для возбуждения и торможения. Отсюда – и уравновешенность следует рассматривать как по силе, так и по динамичности. Что касается подвижности, то Теплов и Небылицын оставляют за этим термином характеристику скорости переделки знаков раздражителей, но вводят при этом дополнительный термин “лабильность”, характеризующийся временными параметрами реакций (например, такими как критическая частота мельканий, реакция усвоения ритма и др.). С этих позиций трудно судить о конкретных типах высшей нервной деятельности, а скорее можно говорить об индивидуальных особенностях протекания нервных процессов, об индивидуально-психологических различиях, а раздел, изучающий внутренние механизмы таких различий, уместно было бы назвать, как считают Теплов и Небылицын, “дифференциальный психофизиологией”. И все же, характеризуя темперамент индивидов, мы склонны “втискивать” их в рамки привычных для нас четырех типов.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Причины неуспешности учащихся. Преимущества и недостатки учащихся со слабой нервной деятельностью. Тактика учителя по отношению к детям со слабой и сильной нервной системой.

Скачать:

ВложениеРазмер
uchyot_individualnyh_osobennostey_nervnoy_sistemy_detey.docx 23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учет индивидуальных особенностей нервной системы детей в учебном процессе.

Существует множество форм работы со слабоуспевающими учащимися, которыми зачастую пользуются педагоги, но многие из этих форм имеют серьёзные недостатки, не приносят должного результата. Например, индивидуализация заданий, когда слабоуспевающие получают для самостоятельной работы более легкие задания, нежели другие, задания, которые предполагают в основном только репродуктивную деятельность. Или обучение в индивидуальном темпе, которое можно обеспечить лишь в течение небольшого промежутка времени, иначе это проявляется в существенном отставании от программы. Можно организовывать для таких учащихся дополнительные занятия после уроков, что достаточно тяжело как для учеников, так и для самого учителя.

Ученик сам должен адаптироваться к условиям обучения, используя свои индивидуально-типологические особенности. Надо помочь ребёнку сформировать его собственные способы учебной деятельности, наиболее удобные для него. Учитель должен помочь учащимся понять, в чем состоит преимущество их индивидуальных особенностей, а в чем недостатки.

Преимущества учащихся со слабой нервной деятельностью, инертных.

Они обнаруживаются в ситуациях, требующих монотонной, однообразной работы. Именно такую работу охотнее, легче и успешнее выполняют ученики со слабой нервной системой. С удовольствием действуют по шаблону, схеме, алгоритму. Любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задания.

Учащихся со слабой нервной деятельностью склонны к планированию предстоящей деятельности, им удается оптимально организовывать и рассчитать свои силы таким образом, чтобы их хватило на всю работу. Они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки. Поэтому они глубже и обстоятельней усваивают содержание школьных дисциплин.

То же можно сказать и об инертных учащихся. И ещё у них лучше развита долговременная память, чем кратковременная.

Недостатки учащихся со слабой нервной системой, и как с ними справиться.

а) Повышенная утомляемость . Таким учащимся нужно планировать свои занятия, составлять режим дня. Это помогает правильно распределять свои силы. Во время работы нужны частые перерывы для отдыха.

б) Медленный темп умственной работы компенсируется тщательной предварительной подготовкой, это помогает уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее в ответственные моменты учебной деятельности.

в) Недостаточная сосредоточенность. Таким учащимся необходимо уединение при выполнении домашнего задания. Они плохо усваивают знания в школе, но восполняют пробелы добросовестной домашней работой. Именно эти учащиеся чаще обращаются к дополнительной литературе, энциклопедиям и словарям.

Учет индивидуальных особенностей нервной системы детей.

  1. Ситуации, в которых детей можно дифференцировать на детей с сильной и слабой нервной системой:

а) уроки, требующие сильного умственного напряжения: сочинения, контрольные работы;

б) продолжительный школьный день;

в) урок, на котором нужно работать в быстром темпе;

г) ситуации после неудачного ответа;

д) урок, на котором требуется постоянное распределение внимания (ученик выполняет самостоятельно работу, одновременно следит за тем , как отвечает одноклассник у доски, и какие пояснения дает учитель);

е) работа в шумной, беспокойной обстановке (ГПД);

ж) выполнение монотонной, однообразной работы;

з) выполнение работы по алгоритму.

Если ребенок быстро утомляется, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, продукт его работы к концу дня падает, испытывает трудности в эмоционально-напряженных ситуациях то, скорее всего, этот ученик - представитель слабого типа нервной деятельности.

Дети с сильной нервной системой без особого напряжения могут долго работать, не испытывая дискомфорта в ответственных ситуациях. Их не смущает быстрый темп работы на уроке. Не сказывается на учебной деятельности их неверный ответ. Шум в классе не мешает им распределять внимание между несколькими видами деятельности.

Деление на подвижных и инертных.

Подвижные учащиеся. (высокая подвижность нервной системы)

Несобранность, неумение сосредотачиваться на уроке. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают, что-то перекладывают с места на место. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью, обычно у них много разнообразных занятий, и переходя от одного дела к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Быстро приспосабливается к новым условиям.

Ребенок с инертной нервной системой.

Он намного спокойнее на уроках. Не склонен разбрасываться на разнообразные занятия. Свободное время почти полностью занято приготовлением уроков. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из колеи. Неприятности, неудачи не забывает сразу. Речь замедлена, нетороплива, мимика и жестикуляция практически отсутствуют.

Ситуации, в которых проявляются подвижность и инертность нервной системы.

а) задания, разнообразные по содержанию и способам решения;

б) ситуации, требующие высокого темпа работы;

в) ситуации, требующие быстрого переключения внимания;

г) ситуации, когда время работы жестоко ограничено;

д) длительная работа, требующая умственного напряжения;

е) одновременное усвоение нового и повторение старого материала.

Причины неуспешности учащихся.

  1. Слабая подготовка к школе.
  2. Отсутствие интереса к школе.

Отсутствие познавательного мотива. Радио, телевидение заполнили собой почти всё свободное время учащихся. То, что в школе обычно вызывает у детей живой интерес, им хоть немного, но уже известно.

  1. Отсутствие положительной мотивации на учение.

Обычно в первом классе дети приходят с желанием учиться. Они становятся школьниками, а положение школьника выглядит очень привлекательным. Это побуждает школьника старательно, терпеливо выполнять свои учебные обязанности. Однако скоро интерес к учению снижается. Учиться, чтобы получить специальность, зарабатывать этим деньги - слишком далекая мотивация для учащихся начальной школы. Близкий результат - вот что привлекает детей.

  1. Неумение учиться.

Учебная деятельность требует владения определенными способами и приемами её выполнения. Учебная деятельность может быть организована рационально или нерационально, облегчать усвоение нового или затруднять его. Эта причина неуспеваемости более скрыта от наблюдателя. Если вовремя не обратить внимание на неправильные приемы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию учащегося. (Счет в уме, списывание с образца, заучивание правил, стихотворений, деление текста на части по смысловым связям)

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила:

Тактика учителя по отношению к детям с сильной нервной системой.

(эти учащиеся меньше испытывают трудности в обучении)

  1. Монотонная, однообразная, лишенная эмоциональных оттенков работа вызывает быстрое истощение умственных сил у учащихся. Необходима тренировка усидчивости, непродолжительные перерывы, смена видов деятельности. При выполнении однотипных заданий направить на поиск других способов работы.
  2. Сильные учащиеся не отличаются тщательностью, углубленность выполнения работы. Пренебрегают планированием и организацией работы; зачастую усвоен материал поверхностно, фрагментально. Учителю необходимо научить таких детей планировать свою работу, действовать последовательно, помогать им учиться терпению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного.

Тема по самообразованию.

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик.

Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической помощи более опытных коллег и методического объединени.

Данная стаья знакомит с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и особенностями памяти, которые педагог должен учитывать в учебном процессе.Всем известно, как велика роль памяти в .

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании.

Повышенная напряженность оказывает на организм учащихся не только физическое, но и психическое воздействие. Нейродинамические показатели и психофизиологическое состояние являются первым и чувствительным индикатором изменений, происходящих в организме, и существенно влияют на работу всех физиологических систем организма. Стабильная работоспособность и внимание во многом помогают студентам эффективно овладевать знаниями [1,2,8].

При характеристике свойств нервных процессов определенное значение имеет функциональная подвижность, отражающая динамику корковых процессов, скорость переработки информации и эффективность интегративной деятельности мозга. Функциональная подвижность нервных процессов характеризует для конкретного индивида уровень выполнения работы (продуктивность), предусматривающий не только положительную реакцию на предъявляемый стимул, но и быструю поочередную смену возбудительного и тормозного процессов. Данное свойство не противоречит понятию лабильности, хотя и отличается от нее, поскольку представляет собой скоростную реакцию работающей функциональной системы, а не конкретного нервного субстрата, отражает способность нервной системы к выполнению в единицу времени определенного количества рабочих циклов при действии положительных и тормозных сигналов [4,5]. Этот показатель имеет прямое отношение к условно-рефлекторной, поведенческой деятельности, определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной обработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения, что является одним из основных факторов успешности практически любой деятельности. Функциональная подвижность нервной системы может быть тесно связана с когнитивной ригидностью, то есть способностью быстро или медленно реагировать на изменение условий заданий и ситуаций [9]. Сенсорные системы организма подвергаются значительной нагрузке в образовательном процессе. Особые требования предъявляются к зрительной сенсорной системе, вследствие широкого использования в обучении компьютерных и видеодисплейных технологий [7]. С нервно-психическим развитием тесно связано развитие и состояние моторики, в связи с чем интенсивное функционирование двигательного анализатора создает предпосылки для активной деятельности ЦНС [3,5].

Цель исследования – выявить особенности функционального состояния нейродинамических процессов при реализации сложной зрительно моторной реакции у студентов с различным типом образования условных рефлексов (по данным теппинг-теста).

Объект и методики исследования

СЗМР позволяет определить скорость реакции выбора на свето-цветовые раздражители – латентное время от момента подачи цветового раздражителя до нажатия кнопки (право выбора). Предъявлялось три серии раздражителей, отличающихся по значению, на III этапе один из трех предъявляемых сигналов должен быть проигнорирован (СЗМР-3). Скорость реакции выбора используется в качестве количественной оценки динамики нервных процессов возбуждения и торможения, их баланса, а также оценки степени утомляемости. Оценка проводилась по среднему времени реакции (СВР, мс) и ошибке реагирования (пропуск, преждевременное нажатие, неправильная реакция). Качественная оценка продуктивности работы согласно инструкции проводилась по 4-балльной шкале: очень высокая (СВР менее 428 мс), высокая (СВР в интервале 429–562 мс), средняя (СВР в интервале 563–672 мс) и низкая (СВР более 673 мс).

Теппинг-тест, основанный на движении кисти, в которой находится щуп, опускающийся на ограниченную по площади платформу в течение 30 с, показатели темпа фиксируются каждые 5 с, и по шести показателям (получаемым результатам) строится кривая работоспособности испытуемого. Анализ результатов проводился согласно методике Е. Н. Ильина [6]. Выпуклый (или сильный) тип характеризуется нарастающим темпом до максимального в первые 10–15 с работы. Ровный (или стабильный) тип удерживает максимальный темп примерно на одном уровне в течение всего времени работы и характеризует силу нервных процессов испытуемого как среднюю. Вогнутый (или среднесильный) тип имеет следующую временную динамику: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Промежуточный (или среднеслабый) тип кривой характеризуется снижающимся темпом работоспособности после первых 10–15 с. Нисходящий (или слабый) тип – максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы.

Исследования проведены в соответствии с юридическими и этическими принципами медико-биологических исследований у человека (заключение локального этического комитета КрасГМУ, протокол № 40 от 04.05.2012). Полученные материалы обработаны методами вариационной статистики с расчетом медианы и квартилей (25 и 75) с помощью программы Statistica 6.0, различия между группами оценивали по U-тесту Mann – Whitney.

Результаты исследований и их обсуждение

Основным критерием силы нервных процессов принято считать работоспособность ЦНС, выражающуюся в способности выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или действие очень сильного раздражителя, которые не переходят в состояние запредельного торможения. Использование СЗМР-3 в качестве характеристики силы (выносливости) и лабильности (подвижности) нервных процессов в результате смены цветового сигнального значения позволило выявить особенности протекания нервных процессов и оценить скорость выполнения рефлекторных реакций.

Согласно полученным данным, большинство студентов имеют сильные или средние по силе нервные процессы, лишь каждый десятый может быть отнесен к слабому типу ВНД, при этом частота встречаемости отдельных типов не имеет значимых половых отличий (рис.1), что послужило основанием для объединения их в одну выборку и последующего анализа результатов СЗМР-3. В качестве классификационного признака обследованных студентов стал тип кривых теппинг-теста.


Рис. 1. Распределение студентов-психологов с различной силой нервных процессов (результаты теппинг-теста доминантной руки)

Показатели сложной зрительно-моторной реакции у студентов-психологов с различным типом теппинг-теста (медиана; квартили 25 и 75)

Анна Дорошенко
Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания

Влияние индивидуальных особенностей Высшей Нервной Деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Выделяют ДВА ВИДА ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, обуславливающих особенности ВНД умственно отсталых детей (Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. Р. Лурия):

1. НЕДОРАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Органическое поражение ЦНС на ранних этапах внутриутробного развития плода.

Выражается в недостаточном развитии извилин, уменьшении корковых слоев головного мозга, в неправильном расположении клеток по слоям, в малом количестве нервных клеток и др.).

2. АНАТОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Органическое поражение ЦНС на более поздних этапах развития плода или в раннем периоде жизни ребенка.

Выражаются в утолщении оболочек мозга, в сращении мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью, в образовании склеротических очагов, атрофии нервных клеток и др.

Органическое поражение коры головного мозга умственно отсталых детей имеет две особенности: тотальность и иерархичность.

Тотальность проявляется в диффузности мозгового нарушения. Морфологические изменения с разной интенсивностью захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Диффузное поражение коры может сочетаться с отдельными, более выраженными локальными нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы.

Иерархичность проявляется в том, что раннее время поражения приводит к более выраженному недоразвитию функций, имеющих наиболее длительный временной период созревания. Особая тяжесть недоразвития падает на регуляторные системы и на высший уровень организации любой психической функции.

Патофизиологические особенности ВНД умственно отсталых детей.

Специфические особенности рефлекторной деятельности:

Слабость замыкательной функции коры головного мозга.

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, особенно сложные, которые лежат в основе обучения и воспитания. Сформировавшись, они оказываются непрочными, быстро растормаживаются, угасают.

Затрудненность дифференцировок условных связей.

Затруднено отграничение тех условий, при которых осуществление данного привычного действия уместно и целесообразно, от других условий, при которых привычные действия должны быть заторможены. Дифференцировки вырабатываются с большим трудом, редко достигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, легко угасают.

Нейродинамические особенности протекания нервных процессоввозбуждения и торможения:

Инертность нервных процессов - слабость процессов возбуждения и активного внутреннего торможения (слабость возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок).

Инертность, возникающая с самых ранних этапов развития ребенка, приводит к нарушению образования сложных функциональных систем, являющихся специфической формой деятельности больших полушарий головного мозга человека. Это и приводит к недоразвитию всей познавательной сферы.

Нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения.

Связано чрезмерно широкой генерализацией возбуждения коры мозга. Процесс возбуждения, вызываемый условным раздражителем, не концентрируется в пункте, где он первоначально возникает, широко распространяется по коре больших полушарий, захватывая участки, удалённые от того, куда впервые пришло возбуждение, вызванное условным сигналом.

Склонность нервных клеток даже после небольшой нагрузки к состоянию охранительного торможения.

Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие первой и особенно второй сигнальных систем, а так же нарушение их взаимодействия. Данные особенности обусловлены спецификой процессов нейродинамики ЦНС, функциональной слабостью корковых отделов правого и левого полушарий, нарушением межполушарных взаимодействий.

Сенсорное восприятие олигофренов характеризуется слабой дифференцированностью, глобальностью, нарушением отбора значимой информации.

Левое полушарие занято правополушарной невербальной деятельностью, а не присущей ему абстрактно-логической (данные электрофизиологических исследований). Речь не становится регулирующей функцией.

Нарушение межполушарного взаимодействия проявляется в выраженном изменении передачи сенсорной информации из левого полушария в правое, что искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной деятельности.

Снижение пластичности ЦНС

Это свойство выражается в способности нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность нервной системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта. У умственно отсталых это свойство нервной системы выражено в сравнительно меньшей степени, т. к. кора больших полушарий головного мозга поражена диффузно.

Как известно, умственная отсталость развивается в результате поражения головного мозга. Это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда определенный уровень функционирования ЦНС ограничивает развитие интеллекта ребенка. Ребенок с умственной отсталостью обучается и развивается в пределах своих возможностей.

В связи с особенностями ВНД детей с умственной отсталостью можно выделить особенности индивидуальных психических процессов - внимания, памяти, ощущения и восприятия.

У умственно отсталых детей наблюдаются недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств.

По данным Т. Н. Головиной, у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение цветовой чувствительности. При этом ее развитие на протяжении пяти-шести лет обучения протекает крайне медленно.

Физиологическая основа восприятия — сложные условнорефлекторные связи. Различные нарушения условнорефлекторной деятельности у умственно отсталых детей обусловливают дефектность восприятия. Процесс восприятия протекает в единстве с другими психическими процессами: ощущениями, представлениями, мышлением и речью. На него оказывают влияние индивидуально-психологические свойства личности. Недоразвитие различных сторон психики неблагоприятно влияет на процесс восприятия.

В силу указанных причин у умственно отсталых детей отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности восприятия.

Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным. У нормальных школьников эффективность преднамеренного запоминания значительно выше непреднамеренного. У умственно отсталых младших школьников не обнаруживается преимуществ преднамеренного запоминания перед непреднамеренным. Однако у учащихся старших классов под воздействием коррекционных мероприятий преднамеренное запоминание существенно улучшается. Возрастает произвольность деятельности, ее планомерность. Вследствие этого сама организация процесса запоминания поднимается на более высокий уровень.

Сохранение того или иного материала в памяти у учащихся с умственной отсталостью имеет свои особенности. Нарушение процесса сохранения у олигофренов выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. Причины этого кроются в функциональных нарушениях процессов высшей нервной деятельности (слабость замыкательной функции, патологическая инертность нервных процессов возбуждения и торможения и т. д.).

Функциональные нарушения, как известно, тесно связаны с первичным дефектом — органическим поражением головного мозга. Но на особенности процесса сохранения большой отпечаток накладывают вторичные нарушения — личностное недоразвитие умственно отсталых. По этой причине зачастую сохраняется не смысловое целостное содержание запоминаемого материала, а отдельные фрагменты, броские по цвету, форме, звучанию и т. д. Практика обучения умственно отсталых детей показывает, что процесс сохранения обнаруживает положительную динамику в том случае, когда коррекционная работа направляется на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы деятельности, способности адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности и т. д.

Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания олигофренов объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.

Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных задач. Предлагаемое учащимся задание первоначально носит игровой характер. Затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности. Выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушению его концентрации и т. п.

Обучение, воспитание, коррекционная работа с умственно отсталыми детьми будут более эффективны,если при их планировании и реализации опираться на:

особенности ВНД

особенности индивидуальных психических процессов (внимания, памяти, ощущения и восприятия)

ресурсные возможности ребёнка

используя специальные педагогические методы обучения и воспитания.

Индикаторы результативности (портфолио) педагогической деятельности воспитателя высшей категории ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВладение современными образовательными.

Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.

Особенности обучения и воспитания детей второй группы раннего возраста Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок.

Развитие индивидуальных возможностей детей посредством интегрированных форм воспитания и обучения (от 4 до 5) РМО воспитателей разновозрастных групп с приглашением молодых специалистов. Круглый стол. Тема: Развитие интеллектуальных, коммуникативных,.


Создание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развития Создание условий для развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группа № 3 (Раннего развития). В нашей группе есть.

Учет индивидуальных особенностей детей раннего возраста как фактор профилактики отклоняющегося поведения В силу особенностей детей раннего возраста, прежде всего их непосредственности, выявить индивидуальные особенности личности ребенка не представляет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.