Проявления невротических нарушений у детей с нарушениями речи


  1. Логоневроз у детей: общая информация
  2. Патогенез заболевания
  3. Причины патологии
  4. Лечение речевого невроза
  5. Работа с патологией в домашних условиях


Логоневроз у детей проявляется преимущественно в возрасте от трех до пяти лет

Логоневроз у детей: общая информация

Диагностикой и лечением нарушения ритма речи занимаются психотерапевты, неврологи, дефектологи и логопеды. Заболевание проявляется преимущественно в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка происходит интенсивное формирование коммуникативных навыков и обогащение словаря. В этот период речевая система особенно чувствительна к любого рода негативным факторам. После пяти лет риск развития логоневроза у детей снижается и к 14 годам составляет не более 1%.

Степень тяжести патологии оценивается по двум параметрам: частоте возникновения заиканий и их выраженности.

Патогенез заболевания

Заикания при логоневрозе носят исключительно невротическую форму и не связаны с органическими нарушениями или патологическими изменениями речевого аппарата.

Основной симптом – заикание – имеет две основные формы:

  • Тоническая. Характеризуется длительными паузами во время или перед произношением фразы. В моменты неконтролируемой остановки речи у пациента наблюдаются судорожные подергивания мышц лица, губ, живота, речевого аппарата.
  • Клоническая. Выражается в повторении или пролонгации отдельных букв, слогов или слов. Чаще всего проявляется на начальной стадии заболевания.

Встречаются дети со смешанной формой заикания, у которых присутствуют признаки обеих вариаций.

Кроме заикания у детей присутствуют невротические симптомы:

  • тремор челюсти;
  • частое моргание;
  • тонус лицевых мышц;
  • нарушение дыхательного ритма.

Выраженность симптоматики речевого невроза усиливается в результате воздействия психотравмирующей ситуации. Страх, переживание, волнение, стресс, эмоциональное напряжение – основные причины заикания. И чем сложнее ребенку психологически, тем ярче проблемы с речью.

Причины патологии

К основным факторам, существенно повышающим риск возникновения логоневроза, относят:

  • нарушения в работе центральной нервной системы вследствие внутриутробной патологии, родовой травмы;
  • лабильность нервной системы – у таких детей часто меняется настроение, они тревожны, капризны, плаксивы и раздражительны;
  • индивидуальный ускоренный темп освоения фразовой речи;
  • изучение второго языка на фоне не до конца освоенного своего;
  • генетически обусловленная слабость центральных речевых механизмов;
  • влияние внешних негативных факторов;
  • задержка речевого развития, дефекты произношения.

Внешние и физические недостатки могут стать причиной формирования комплексов, чувства собственной неполноценности, неуверенности в себе. Это благодатная почва для развития речевого невроза.

Развитию патологии всегда сопутствуют психогенные факторы: неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты, завышенные требования к ребенку, наказания, отсутствие единого стиля воспитания, эмоциональное одиночество, отсутствие любви, проблемы в детском коллективе.


Причины логоневроза кроются в психотравмирующих факторах

Лечение речевого невроза

Терапия логоневроза заключается в своевременном посещении логопеда, дефектолога и четком соблюдении выданных предписаний. Эффективного медикаментозного лечения патологии нет. Все существующие препараты не имеют доказанной терапевтической ценности и не могут назначаться детям.

Рекомендации специалистов по терапии речевого нарушения включают в себя работу по становлению правильного дыхания, развитию артикуляционных способностей, коррекцию произношения, плавности и темпа речи.

Работа дефектолога или логопеда будет более эффективной, если родители малыша примут в ней непосредственное участие.

Семья ребенка должна выполнять все рекомендации специалистов. Важно обеспечить комфортную среду, минимизировать конфликты, поддерживать малыша на всем протяжении коррекционной терапии, исключить сильные переживания и стрессы.

Упражнения для коррекционной работы с детьми с логоневрозом:

  • Дыхательная гимнастика. В ходе занятий осуществляется положительное воздействие на диафрагму и голосовые связки. В результате голос малыша и его речь становятся более свободными, связки – эластичными. Все дыхательные упражнения начинаются и заканчиваются релаксационными заданиями.
  • Акупунктурный массаж. Оказывает благотворное влияние на нервную систему и речевую регуляцию.
  • Компьютерные программы. Разработаны для обеспечения слаженной работы центров речи и слуха. В ходе занятий ребенку предлагают произносить отдельные слова или фразы в микрофон, а затем прослушивать их. Таким образом пациент слышит свою речь со стороны и подстраивается под нее. Результатом такой работы будет улучшение темпа, плавности речи и ее непрерывность.

При своевременном и комплексном подходе к коррекции логоневроза более чем 60% детей выздоравливают полностью в течение двух лет с начала патологических проявлений. У остальных пациентов речевой дефект устраняется к подростковому возрасту.

Если же начать активную терапию не ранее чем через пять лет после появления проблемы, то шансы на полное выздоровление уменьшаются до 18%.

Работа с патологией в домашних условиях

Чтобы создать максимально благоприятную среду для выздоровления, родителям следует выполнить следующие рекомендации:

  1. Ввести режим сна и бодрствования. Ребенку нужно достаточное количество времени на отдых. Перед сном исключить, а в течение дня минимизировать просмотр телевизора, игры с гаджетами.
  2. Придерживаться единого стиля воспитания. Следует отказаться от жестких наказаний, установить границы допустимого поведения и четко придерживаться их.
  3. Относиться к речевому дефекту снисходительно, не ругать за ошибки, не исправлять, не одергивать, не афишировать проблему при посторонних людях.
  4. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть. Повысить его значимость в семье и самооценку.
  5. По возможности исключить воздействие любых психотравмирующих факторов как внутри семьи, так и за ее пределами.

Спокойствие, любовь и забота способны помочь ребенку справиться с речевым неврозом. Слаженная работа родителей и специалистов многократно увеличивает шанс на полное выздоровление.

Под психопрофилактикой понимают систему психоло­гического оздоровления ребенка, создание адекватных ус­ловий индивидуального, семейного, образовательного раз­вития его психической сферы с целью предотвращения возможных психических отклонений.

Психопрофилактика бывает первичной, когда данные мероприятия начинают проводиться с практически здо­ровым ребенком, что при определенном постоянстве не позволяет сформироваться какому-либо дефекту. Особен­но важно это в периоды возрастных кризисов.

Вторичная психопрофилактика начинается на фоне уже имеющихся недостатков, т.е. первичного дефекта, и спо­собствует предотвращению развития дополнительных на­рушений, которые могут значительно утяжелить положе­ние.

Третичная психопрофилактика заключается в социаль­но-трудовой адаптации лиц, имеющих какие-либо нару­шения.

По данным перинатальной психологии психопрофилак­тические мероприятия должны проводиться уже на ста­дии внутриутробного развития плода в виде позитивного эмоционального общения матери с ним, прослушивания приятной музыки и создания в целом положительной ат­мосферы в семье.

Важны правильный психологический настрой женщи­ны на беременность, эмоциональное принятие ребенка, а также адекватная подготовка к родам с использованием

специальной техники саморегуляции и расслабления. Та­кую психопрофилактику можно назвать отсроченной.

Психопрофилактика должна следовать за естественным процессом развития ребенка, повторяя все его этапы, но предвосхищая их созданием характерных условий наиболь­шего психологического комфорта. Однако психопрофилак­тика в настоящее время является преимущественно вто­ричной, что связано с поздним обращением родителей за помощью, несвоевременным выявлением аномалий, пер­вичных дефектов.

Известно, что нарушения речи отражаются на психи­ческом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).

Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) ограни­чивают умственное развитие в целом. Это происходит как вследствие функционального единства речи и мышления, так и в результате нарушения нормальных взаимодействий с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности.

— соматовегетативный — 0—3 года;

— психомоторный — 4—7 лет;

— аффективный — 7—10 лет;

— эмоционально-идеаторный — 10—15 лет.

К первому уровню относятся расстройства аппетита, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, тер­морегуляции, сна. Второй уровень связан с появлением гипердинамического синдрома, тиками, заиканием, му-тизмом и другими моторными и речемоторными наруше­ниями. На третьем уровне наблюдаются страхи, депрес-

При органическом поражении мозга изменяются био­логические условия протекания деятельности. Новые воз­росшие возможности ребенка вступают в противоречие со сложившимся уровнем требований к нему, с тем местом, которое объективно он занимает в жизни.

Так как взаимодействие биологических и социальных факторов риска играет особую роль в речевом онтогенезе, в коррекционную работу необходимо максимально вов­лечь родителей. Они должны знать, что слабый или сип­лый голос ребенка, малая двигательная активность, низ­кий уровень развития сосательного рефлекса и т.д. свиде­тельствуют о повреждении головного мозга.

Преобладающие в обществе взгляды на неизлечимость органических поражений мозга оказывают влияние на от­ношение родителей к ребенку. Логопеду следует разъяс­нять им механизмы компенсации имеющегося дефекта, значение таких врожденных рефлексов, как эхопраксия и эхолалия, первых этапов лепета для развития движений артикуляционного аппарата и вызывание голосовых реак­ций у ребенка. Родителей должны хорошо представлять себе: чем раньше будет начата доречевая коррекционная рабо­та, тем с меньшими отклонениями пойдет речевое и ин­теллектуальное развитие детей.

Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают об­щаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому разви­тию ребенка. Если он сам не говорит, то мать и все окру­жающие должны как можно больше разговаривать с ним, постепенно пополняя его словарный запас, необходимый для дальнейшего развития речи (Е.М. Масткжова, М.В. Ип-политова, 1985).

Известно, что речевые нарушения часто сочетаются с недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Поэтому коррекционная работа проводится та­ким образом, что вначале создается или уточняется чув­ственный образ того, что в дальнейшем должно быть опос­редовано словом. Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекция направляется на преодоление как неречевых, так и речевых нарушений.

Степенью, характером речевой недостаточности и вто­ричных психических отклонений определяются возмож­ности ребенка учиться и активно участвовать в обществен­ной жизни школы.

Успеваемость в школе бывает снижена из-за невозмож­ности вовремя и отчетливо спросить, ответить, расска­зать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми на­рушениями, уроки становятся менее динамичными, на­рушается дисциплина. Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевре­менному формированию предпосылок к спонтанному ов­ладению практическими навыками анализа и синтеза зву­кового состава слова.

Этот факт можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения грамотой. Вторым следствием можно считать те трудно­сти, которые возникают у детей в процессе овладения ею.

Отстающие школьники с речевыми расстройствами теряют интерес к обучению, могут переходить в катего­рию нарушителей дисциплины. Многие подобные дефек­ты меняют перспективы жизни. Отмечаются ситуации, когда будущее для подростка, страдающего речевой пато­логией, представляется бессмысленным. Некоторые рас­стройства речевой функции не только ограничивают воз­можности получения профессии, но сказываются на ус­тойчивости энергетического потенциала деятельности и сохранности ее операционального состава.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые нару-1ения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свои поведение и позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимоуважение, соблюдение порядка, взаиюдействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилак­тике психогенных реактивных явлений. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологи-1еские осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих речевого общения, и т.д., логопеду необходимо существенно усилить психотерапевтический акцент в своей работе. Формы психотерапии будут зави­сеть от возраста ребенка и особенностей индивидуального реагирования.

47

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные про­явления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Знание учителем-логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить воз­можность преодоления в работе с каждым из них дефекта в целом, установить необходимые для этого сроки, сде­лать прогноз в отношении обучения по программе обще­образовательной школы.

Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания особенностей развития ребенка (физического, психического, речевого и т.д.) с опорой на нормативы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сензитивности. Преждевременная или запазды­вающая по отношению к такому периоду коррекция ме­нее эффективна.

Вопросы и задания

1. Какие виды психопрофилактики вы знаете? В чем их отличие?

2. Каковы основные особенности первичной профи­лактики?

3. В чем специфика вторичной психопрофилактики?

4. Раскройте суть работы учителя-логопеда по профи­лактике речевых нарушений.

Тест 3

1. Профилактика — это:

а) предупреждение возможных отклонений;

б) выявление нарушений;

в) исправление недостатков.

2. Отсроченная психопрофилактика является частью:

а) первичной психопрофилактики;

б) вторичной психопрофилактики;

в) третичной психопрофилактики.

3. Вид невротических нарушений у детей с речевой патологией, возникающий как вторичное расстройство в возрасте от 7 до 10 лет:

4. Укажите основные проявления, которыми характе­ризуется психомоторный уровень невротических наруше­ний у детей с нарушениями речи:

а) гипердинамический синдром;

б) невротическая анорексия;

в) депрессивные переживания;

г) расстройство аппетита;

д) нарушение функций ЖКТ, терморегуляции, сна;

5. Особенно действенной логопедическая профилакти­ка будет в период:

а) возрастных кризисов;

в) поступления ребенка в школу.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

(КОРРЕКЦИОННЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Симптомы неврозоподобного заикания

Обычно речевые движения детей с органическим заиканием недостаточны по силе и объему, в результате чего их речь монотонна и невыразительна, характеризуется приглушенным произношением звуков. Часто такие дети сопровождают свою речь стереотипными движениями (активной жестикуляцией, иногда — кривляньями). Параллельно, как правило, наблюдается однообразие и некоторая скованность движений, недостаточность мелкой моторики, бедная мимика, элементы дисграфии и дислексии. Обнаруживаются синкинезии. Недостаточная быстрота и ловкость при выполнении двигательных актов делает ребенка неуклюжим и нерасторопным. В психической сфере отмечается импульсивность, инертность, эйфоричность, трудности переключения, истощаемость и быстрая утомляемость. Не характерна фиксация на собственном дефекте речи, логофобия отсутствует. Вместе с тем, у ребенка нет и особого стремления избавиться от речевого дефекта. Кроме того, преодолению заикания мешает незрелость эмоционально-волевой сферы.

Неврозоподобное заикание отличается относительным постоянством интенсивности речевых нарушений. Его сила не зависит от внешних психо-эмоциональных факторов, не наблюдается характерного для неврозоподобной формы усиления заикания в незнакомой обстановке или при контакте с малознакомыми людьми. Неврозоподобное заикание нарастает в связи с психомоторным возбуждением и большой речевой нагрузкой. Некоторое ухудшение речи может отмечаться при переутомлении и после перенесенных соматических (острый гастрит, цистит, гломерулонефрит и пр.) или инфекционных (корь, ветряная оспа, ОРВИ, грипп, ангина и т. п.) заболеваний.

В возрасте 12-15 лет возможно присоединение невротических симптомов в виде тревожности и логофобии в присутствии посторонних. Происходит снижение речевой активности, появляется фиксация на сложнопроизносимых звуках. Обнаруживается усиление заикания в психологически некомфортной атмосфере, однако оно носит непостоянный характер. Заикание принимает волнообразное течение, поскольку зависит от психического и физиологического состояния ребенка.

Симптомы и особенности

При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может активно жестикулировать. Характерно, что при этом типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, больной не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрыть свой недостаток.

Обычно органическое заикание слабо выражено сначала, и со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и появлением в речи фраз. Судороги концентрируются в губах, мягком нёбе и языке. Сложнее всего ребенку даются согласные звуки. Но, несмотря на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.

Чаще всего органическое заикание проявляет себя в период активного развития речи – в 3-4 года.


Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, связанные с осознанием проблемной речи. Подросток испытывает сложности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, из-за чего возникают логофобия, потливость и паника при необходимости выступать на публике. Заикание усиливается в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В этом случае идет речь о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.

Характеристика по этиологическому признаку (причинам возникновения)

Патологию также различают по причине её возникновения. По этиологическому признаку различают следующие виды заикания: невротическое и неврозоподобное.

Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания представлена в таблице:

К предрасполагающим факторам развития изменений в головном мозге ребёнка, относят:

Как происходит диагностика проблемы?

При заикании, любых речевых нарушениях необходимо, прежде всего, обратиться к логопеду, детскому психологу и психоневрологу.

Если ребенок посещает детский сад, то воспитатели и логопеды рекомендуют после 3 лет обратиться за помощью к специалистам психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК), которая работает в любом городе и районе.

Здесь проходит комплексная диагностика ребенка логопедом, дефектологом, психоневрологом и психологом. Консилиум ставит речевой диагноз, дает направление на дополнительную диагностику (при необходимости уточнения диагноза), определяет коррекционную программу развития ребенка (специальные логопедические группы).


Логопедическое обследование позволяет обнаружить патологии строения речевого аппарата:

  • недостаточная подвижность языка, губ;
  • нарушения координации артикуляционных движений;
  • исследуется тонус мышц языка;
  • отмечается повышенная саливация (слюноотделение) в процессе произношения и покое.

Также логопед исследует темп речи, модуляцию голоса и речевое дыхание.

Психологическое обследование диагностирует:

эмоционально-волевую сферу;
уровень психических процессов (память, внимание);
устанавливается соответствие возрастным нормам уровня мышления (как известно, речь и мышление взаимосвязаны);
ребенок проходит тесты на работоспособность, утомляемость.

При неврологическом осмотре врач изучает анамнез, выписку из истории протекания беременности и родов, анализирует сопутствующие заболевания.

Разделение по нарушениям психики и другим проявлениям

Еще одна классификация выделяет невротическую и неврозоподобную формы заикания. Второй тип является следствием психического расстройства, сопровождается нарушением моторики, потерей контроля над артикуляционными движениями. Такие дети отстают в развитии от сверстников. Необходимо отметить, что этот тип нарушения речи возникает вторично и всегда связан с отклонениями в психике больного. Изменения выявляют во время МРТ-диагностики или на электроэнцефалограмме.

Особенность невротической формы в том, что невозможно обнаружить во время инструментального обследования какие-либо изменения. Болезнь поражает детский организм в 3-4 года и отличается быстрым прогрессированием. Наедине с самим собой заикание практически не проявляется, что объясняется отсутствием стресса и дискомфорта. Усиление проявлений заикания происходит в младшем школьном возрасте, у подростков. Патологии свойственно хроническое течение.

При возникновении запинки возникают такие дополнительные признаки: дети могут нервно топать ногами, бить рукой о предмет или причмокивать. Вначале это помогает проговариванию фразы, но в дальнейшем усугубляет течение патологии.

Классификация заикания также осуществляется по причине его возникновения:

  • из-за левшества;
  • подражающего характера;
  • связанное с неустойчивым эмоциональным фоном;
  • вторично при аномалиях органов речевого аппарата.

По анатомо-физиологическому признаку дети подразделяются на две группы: с паллидарным синдромом и стриарным. В первом случае они заторможены, скованны, плохо ладят с окружающими. Во втором присутствуют явные нервно-психические нарушения, но дети общительны и подвижны, их не беспокоит заикание.


По клиническим проявлениям выделяют такие типы:

  • врожденное заикание (патология возникла на этапе внутриутробного развития, вследствие перенесенных травм, инфекций, соматических заболеваний);
  • на фоне запинок в речи появилась неуравновешенность;
  • заиканию предшествовали истерические реакции, тяжелый невроз;
  • психически неустойчивая эмоциональность спровоцировала нервное расстройство.

Еще одна классификация патологии Н. М. Асатиани и В. Г. Казакова, связанная с психическими отклонениями:

  • заикание сопровождается органическим поражением ЦНС;
  • с невротическими расстройствами;
  • психопатиями;
  • вялопрогредиентной шизофренией.

В целом, разделение на типы и группы возможно по ряду признаков. Каждая из классификаций может быть использована в клинической практике.


Сравнение видов по типу судорог

В таблице ниже приведены основные характеристики каждого типа заикания:

Подробнее о формах заикания расскажет видео:

Патогенез и механизмы развития

Чаще всего заикание неврозоподобного характера появляется без наличия видимых причин на 3 или 4 году жизни ребенка, развивается постепенно.

  1. 1 , 6 месяцев , заикание волнообразное, периоды без нарушений сокращаются, ребенок позже начинает ползать, держаться на ногах и ходить.
  2. От 1 года , появляются сопутствующие симптомы – обильные движения, сорные звуки, слова, ужимки и уловки (эмболофразия).
  3. 1 , 2 года – начинает говорить первые слова, речевой дефект приобретает форму монотонности и стабильности (закрепляется).
  4. Далее, к 3 -3,5 годам ребенок начинает формировать первые фразы, появляется нарушение мелкой и крупной моторики разной степени – недостаточная координация и подвижность речевого аппарата, нарушение координации ног и рук.

Кроме того, уже в первый год жизни ребенок проявляет беспокойство, кричит без причины, плохо спит днем, просыпается ночью. Возможно отставание и в физическом развитии (часто отмечается нижняя граница нормы).

Поведение – расторможенность, эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, ориентир на мать. Ребенок часто капризничает, не переносит жару, духоту, в транспорте его сильно укачивает.

На занятиях в детском саду и при любой физической нагрузке работоспособность низкая, малыш быстро утомляется, внимание истощается в течение 15 мин. Может возникнуть церебрастический синдром – раздражительность, вспыльчивость, отказ выполнять правила и просьбы, с дисциплиной возникают проблемы

Может возникнуть церебрастический синдром – раздражительность, вспыльчивость, отказ выполнять правила и просьбы, с дисциплиной возникают проблемы.

Отмечается появление гиперкинетического синдрома , не запоминает последовательность движений, движения рук и ног несоразмерные, напряженные, резкие. Музыкальный слух плохо развит , темп и ритм не держит в памяти.

Речевые нарушения – трудности в произношении звуков, словарный запас низкий, грамматический строй речи нарушается, появляются трудности в формировании и воспроизведении целой фразы.

Причины возникновения

В отличие от невротического, неврозоподобное заикание не имеет связи с психотравмирующей ситуацией. Оно обусловлено функциональными изменениями ЦНС, возникшими в результате той или иной, возможно нерезко выраженной, органической патологии головного мозга. Последняя может быть вызвана неблагоприятными воздействиями на формирующийся организм ребенка в антенатальный период, родовой травмой, различными заболеваниями в постнатальном периоде. К моменту возникновения заикания органические изменения церебральных структур обычно носят резидуальный, или остаточный, характер.

К предрасполагающим триггерам, способным вызвать неврозоподобное заикание, относят тяжелые заболевания родителей, как правило, инфекционного или нервно-психического типа (туберкулез, сифилис, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз); вредоносные воздействия на организм беременной (производственные вредности, курение, токсикоманию и наркоманию, прием медикаментов, противопоказанных в период беременности), осложнения беременности (токсикозы, эклампсию, фетоплацентарную недостаточность, внутриутробные инфекции, гипоксию плода) и родов (асфиксию новорожденных, внутричерепную родовую травму).

Не последнее значение имеют наследственные факторы, лежащие в основе генетической предрасположенности к заиканию. Отмечено, что многие дети с неврозоподобным заиканием имеют близких родственников с речевой патологией.

К каким врачам обращаться при подозрении на логоневроз у взрослых и детей?


Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.

Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.

Диагностика заикания производится логопедом, психологом и неврологом. Логопед изучает анамнез и использует различные методики, позволяющие выявить дефекты речи, для определения степени тяжести заикания.

Психолого-педагогическое обследование необходимо для оценки психоэмоционального состояния заикающегося ребенка. Таким образом он выявляет причины, которые стали причиной возникновения расстройства.

На основе полученных данных психолог составляет восстановительную программу с учетом рекомендаций от других специалистов. Программа может включать индивидуальные и групповые занятия, аутогенные тренировки и сеансы суггестивной терапии.

Для оценки причин заикания необходимо посетить невролога. Он проводит ряд исследований для определения формы заикания.

Отклонения в работе головного мозга и ЦНС свидетельствуют об органической форме. При отсутствии патологий врач диагностирует невротическое заикание.

При появлении первых признаков заикания у взрослых следует пройти комплексное обследование у вышеуказанных специалистов. Чаще всего причиной расстройства становится длительное психоэмоциональное перенапряжение или сильное нервное потрясение.


Для точной диагностики и дифференциации схожих патологий нужно пройти обследование у педиатра/ терапевта.

При первичном обращении врач соберет анамнез (предрасположенность к заболеванию, первое выявление нарушений и реакция заикающегося на них). Данные нужны для определения степени тяжести болезни.

Для уточнения причин возникновения патологии назначают аппаратные обследования (МРТ, КТ, ЭЭГ, РЭГ). После прохождения обследования назначают комплексную терапию.

Диагностика неврозоподобного заикания

В анамнезе у пациентов с органическим заиканием можно выявить ту или иную патологию анте-, пери- или постнатального периода, указания на задержку психомоторного развития в первые 1-2 года жизни. Осмотр невролога выявляет рассеянную резидуальную неврологическую симптоматику, признаки церебрастенического синдрома (повышенная раздражительность, истощаемость, утомляемость), разнообразные нарушения моторики, затруднения при выполнении координаторных проб, неустойчивость в позе Ромберга. Типично слабо развитое чувство ритма и расстройство содружественности движений.

Диагностическое обследование речи включает диагностику устной речи и слухоречевой памяти, диагностику письменной речи у школьников. Для выявления церебральной органической патологии проводятся инструментальные обследования. Рентгенография черепа обычно выявляет признаки гидроцефалии. Эхо-ЭГ — внутричерепную гипертензию. Электроэнцефалография — функциональные нарушения, свидетельствующие о наличии органических изменений; нередко повышенную судорожную готовность. КТили МРТ головного мозга позволяют исключить внутримозговую опухоль, гематому, кисту, энцефалит, арахноидит, аневризму церебральных сосудов, которые также могут быть причиной развития заикания.

Отличие неврозоподобной формы от невротической

Помимо невротической и неврозоподобной форм, в некоторых источниках выделяют смешанное заикание. Основное отличие неврозоподобного заикания от остальных форм – отсутствие триггерных факторов для появления речевого дефекта. Перед появлением невротической формы возникает состояние психогении (сильный испуг или длительный стресс).

Невротическое заикание появляется внезапно в возрасте 2 лет. У некоторых детей возможно позднее развитие в 6 лет. Для этой формы не характерна гипоксия плода или черепно-мозговая травма в анамнезе.

Неврозоподобная форма характеризуется монотонностью. В отличие от нее, невротический дефект речи усиливается, если ребенок перенервничает. Отличаются изменения психики при двух формах болезни. При неврозоподобной ребенок вспыльчив, не слушается родителей, не может усидеть на месте. При невротической, наоборот, робок, плаксив, обидчив, тревожен.

Для последней не характерно нарушение координации, гиперактивность, однако развиваются такие сопутствующие симптомы:

Таким образом, невротическая форма заикания носит психогенный характер, а неврозоподобная развивается при органическом повреждении центральной нервной системы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.