Психическая деятельность как нервная деятельность

Психическая деятельность – это все виды деятельности, которые осуществляются при участии различных форм сознания. Она во многом оказывает влияние на поведение человека в повседневной жизни, а также формирует поведенческие штампы и влияет на характер и личностные качества человека. Особенности психической деятельности являются предметом изучения многих психологов и ученых с древнейших времен, ведь людям всегда было любопытно, как и почему действует человек в тех или иных ситуациях. Ответ кроется в глубинных сферах человеческой психики, которая оказывает большое влияние на внешнее поведение человека и его жизненные установки.

Определение


Психическая деятельность человека включает в себя все виды деятельности, которые осуществляются с участием разнообразных форм сознания. Вся психическая деятельность основана на механизме удовлетворения человеческих потребностей различного рода, начиная от самого основного уровня физиологических потребностей, заканчивая духовными. Психическая деятельность – это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов, видов и уровней. В этом процессе формируется психология каждого отдельного индивида, а также человека в целом.

Процесс психической деятельности


Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

  1. Получение информации и ее дальнейшая оценка.
  2. Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
  3. Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
  4. Собственно деятельность с применением выбранных методов.
  5. Оценка результатов деятельности.

В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.

Таким образом через процесс познания формируется личный опыт – психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной. Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.

Уровни

Психическую деятельность и психические процессы изучает наука психология. Теории о психической деятельности философы и ученые начали высказывать еще в глубокой древности. Ранее люди говорили лишь о связи поведения с психической деятельностью. Хотя данное утверждение также имеет право быть, тем не менее этот процесс куда глубже и сложнее, чем предполагалось ранее. Психическая деятельность - это функционирующая единовременно на трех уровнях система, элементы которой тесно связаны друг с другом.

Бессознательное


Бессознательный уровень – инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей – самосохранение организма.

Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример – состояние аффекта.

Подсознательное


В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае – последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы – таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

Сознательное


Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.

Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности. Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.

Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:

  • Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
  • Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
  • Сознательные программы, которые являются произвольными.

Взаимодействие уровней

Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

  • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
  • Автоматизированных действий.
  • Сознательно-волевых.

Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители – это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.

Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт – изобретение, произведение искусства и др.

В основном психическую деятельность делят на следующие виды:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление.

Функции

Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания – психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.

Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.

Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Структура


Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

  • выбор цели;
  • исполнение;
  • оценку результатов.

Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

Деятельность начинается с мотива – внутреннего побуждения. Мотив – это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

  1. Осознанные – присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
  2. Неосознанные – проявляются, как правило, в форме эмоций.

Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

Психическая деятельность у детей


Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. Детское психическое развитие и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом. В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение. Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность – та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

Психическая деятельность - это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

  • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
  • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
  • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

  1. Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов.
  3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом.
  4. Учебная деятельность – примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями.
  5. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка – он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом.
  6. В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры. Основное психологическое новообразование этого периода жизни – умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Психическая деятельность человека – это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь. Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни.

Высшая нервная и психическая деятельность человека.

В соответствии с первым взглядом, приспособление организма к постоянным изменениям окружающей и внутренней среды происходит благодаря двум типам рефлекторных реакций: врожденным и приобретенным на протяжении индивидуального развития человека и животного. Отдельно выделяют умственную деятельность человека. Врожденные реакции на действие раздражителя И. П. Павлов назвал безусловнорефлекторной деятельностью. Они унаследованы и являются характерными для того или другого вида животных. В процессе жизни отдельной особи формируется много новых рефлекторных реакций, характерных только для нее. Приобретенные реакции организма И. П. Павлов определил как условнорефлекторную деятельность. Безусловнорефлекторная и условнорефлекторная деятельность человека и животных пребывают в неразрывном единстве и вместе составляют высшую нервную деятельность. Высшая нервная деятельность является функцией коры большого мозга и подкорковых ядер.

Именно благодаря высшей нервной деятельности при изменении факторов окружающей среды человек или животное ведут себя так, что результат всех рефлекторных реакций становится полезным для организма. Высшая нервная деятельность человека является физиологической основой психических процессов. Разделение на высшую и низшую нервную деятельность несколько условно, поскольку все процессы в организме взаимосвязаны. Изменение психического состояния человека сказывается на деятельности физиологических систем, и наоборот, функциональное состояние организма обуславливает психику человека.

Исходя из современных достижений науки, высшая нервная деятельность – это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, происходящих в головном мозгу и обеспечивающих течение поведенческих реакций животных и человека. Эти реакции обуславливаются приспособлением поведения высших животных и человека к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Физиология высшей нервной деятельности и психология тесно связаны, поскольку имеют один объект исследования – головной мозг. Однако между высшей нервной деятельностью и психической деятельностью имеются существенные различия. Целью учения о высшей нервной деятельности является познание физиологических процессов, происходящих в головном мозге во время восприятия, переработки и воспроизведения информации, обучения, эмоциональных и разнообразных поведенческих реакций. Психология изучает работу мозга, проявляющуюся в виде представлений, образов, эмоций, мотивов. Она также изучает, каким образом под влиянием условий жизни, обучения и воспитания формируется личность человека. Знание закономерностей высшей нервной деятельности имеет большое значение для учебы, воспитания, трудовой деятельности, сохранения здоровья. Так выработка двигательных навыков при физических упражнениях и разных видах работы происходит согласно с закономерностями высшей нервной деятельности. Разработка режимов обучения, труда и отдыха для людей разного возраста также основывается на знании работы мозга.

Большой заслугой И. П. Павлова является создание объективного метода изучения высшей нервной деятельности с помощью условных рефлексов. Этот метод построен на взаимосогласованности в определенной временной последовательности действий условного (индифферентного) и безусловного (подкрепляющего) раздражителей. В качестве условных используют световые (включение электрической лампочки, демонстрация объектов разного цвета), звуковые, осязательные и другие раздражители. В качестве безусловных – кормление, болевые раздражители и т. д. Наличие образуемого условного рефлекса выявляют с помощью регистрации определенных двигательных (выполнение простых и сложных движений) или вегетативных (слюновыделение, изменения частоты сердечных сокращений, дыхания) реакций.

Регуляция физиологических систем организма, его двигательной активности считается низшей нервной деятельностью. Осуществление поведенческих реакций и психических процессов является проявлением высшей нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности изучает физиологические явления, происходящие во время психических процессов и являющиеся их материальной основой. Психические процессы и работа физиологических систем организма взаимосвязаны.

В течение последних двух столетий развитие психологии было тесно связано с достижениями философской мысли и успехами естественных наук.

Материалистическая интерпретация природы и сути психических явлений была обусловлена появлением учения о природе психики — (И. М. Сеченов, И. П. Павлов).

Отражательная деятельность человека обусловлена рефлекторной деятельностью мозга. Основателем учения о рефлекторной природе психики является российский физиолог и психолог И. М. Сеченов (1829 — 1905). В своих работах он указывал, что источником психических актов как отражения деятельности является внешние раздражители, которые действуют на организм. Эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением, что осуществляется благодаря рефлекторной деятельности мозга.

В своей основной работе "Рефлексы головного мозга", опубликованной в 1863 году, И. М. Сеченов писал, что

"все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения являются рефлексами", что без внешнего чувственного раздражителя невозможна психическая деятельность.

Учение И. М. Сеченова о рефлекторной природе психики далее развил И. П. Павлов (1849 — 1936) в своем учении о высшей нервной деятельности. Теория рефлекторной деятельности опирается на три главные принципа научного исследования:

  1. принцип детерминизма, то есть причины любого действия, его эффекта;
  2. принцип анализа и синтеза, то есть разложение целого на части и создание нового целого из элементов;
  3. принцип структурности и включения динамики в структуру.

Фундаментом учения о высшей нервной деятельности является понимание единства организма и среды. В организме "все из внешнего мира". Связь организма со средой осуществляет нервная система. Она, как указывает И. П. Павлов, является системой отношений, связей. Поведение определяется теми условиями и средой, в которой живет и действует живое существо.

Исследованиями доказано, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в деятельности всего организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивая потребности организма, вместе с ближайшими к коре подкорковыми нервными центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней создаются сложные временные нервные связи, при помощи которых осуществляется регуляция отношений между организмом и внешней средой, а также регуляция деятельности самого организма.

Эту деятельность больших полушарий головного мозга Павлов и называет высшей нервной деятельностью. Он подчеркивает, что поведение живого организма представляет собой систему реакций или рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды.

Рефлекс — ответ организма на раздражители, осуществляемый с помощью нервной системы. Рефлекторная деятельность — главная форма деятельности нервной системы. Различают две разновидности рефлексов: безусловные, с которыми животное рождается, и условные, приобретаемые после рождения, в процессе жизни.

Безусловные рефлексы выработались, закрепились в процессе длительного периода биологического развития живых существ. Они нужны животному с первых дней жизни для обеспечения его существования. Безусловные рефлексы обеспечивают поиск пищи, избегание вредных влияний и т.п.

Безусловные рефлексы обусловлены безусловными раздражителями, то есть такими раздражителями, которые, действуя на соответствующие рецепторы — вкусовой, тактильный и другие, вызывают соответствующие реакции организма. Безусловные рефлексы не исчезают, и действуют при нормальном состоянии организма постоянно. Сложная система безусловных рефлексов представляет собой ту деятельность, которую называют инстинктивной.

Безусловные рефлексы не могут удовлетворить потребностей высших организмов, живущих в сложных условиях. Безусловные рефлексы могли бы обеспечить потребности организма только при абсолютном постоянстве внешней среды. Но поскольку внешняя среда все время изменяется, то приспособление к ней при помощи одних только безусловных рефлексов невозможно. Необходимо дополнение их временными связями, которые создаются у животных и человека в процессе жизни.

Основной принцип работы больших полушарий, как доказал И. П. Павлов, — создание временных нервных связей, или условных рефлексов. Во время своих исследований он заметил, что при определенных обстоятельствах у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей, например, иногда слюна у собаки начинает выделяться при появлении человека, который ее кормит, хотя в этот момент пищи собаке и не дают.

Рефлексы в таких случаях возникают под влиянием раздражителей, которые получили название условных рефлексов;

  • когда на животное одновременно действуют два раздражителя — один безусловный, например, пища, и другой,
  • условный, который сам по себе не вызывает рефлекса, например звонок, то в головном мозге возникают два возбуждения — от пищи и от звонка.

Когда они действуют одновременно, между возбужденными нервными центрами создается замыкание, то есть устанавливается нервная связь. В результате этой связи условный раздражитель начинает вызвать рефлекторную реакцию, как и безусловный. Такие рефлексы названы условными рефлексами.

С изменением условий жизни изменяются и рефлексы. Они исчезают, то есть тормозятся, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, и возобновляются, если условный раздражитель снова подкрепить безусловным.

Условно-рефлекторная деятельность человека представляет собой чрезвычайно сложную, разнообразную и утонченную систему связей. Новые нервные связи возникают не только на базе безусловных, но и на основе образованных условных связей, которые приобрели силу и стойкость. Необходимые условия создания условных рефлексов — оптимальная сила раздражителя, активность коры больших полушарий головного мозга и подкрепление условных раздражителей безусловными. В обучении такими подкреплениями являются интерес, любознательность, удивление новизне явлений.

Основные процессы нервной деятельности — возбуждение и торможение.

На кору больших полушарий одновременно действует большое количество разнообразных раздражителей, но реагируем мы далеко не на все раздражители, которые поступают в кору больших полушарий. На значительную часть раздражителей организм не реагирует, поскольку возбуждение, вызванное ими, тормозится.

Торможение происходит одновременно с возбуждением. Благодаря торможению ряда участков коры, возбуждение устремляется в одном направлении и сосредотачивается в определенной точке. При определенных обстоятельствах возбуждение и торможение распространяются, иррадиируют по коре больших полушарий, вызывая возбуждение или торможение других участков коры, или снова сосредотачиваются, концентрируются в пункте своего возникновения.

Благодаря иррадиации возбуждения в сознании возникают разнообразные ассоциации — образы, мысли, чувства, которые или усиливают, или тормозят исполняемую деятельность.

При концентрации возбуждения в одном участке коры другие участки в это время тормозятся. Расширение или сосредоточение возбуждения и торможения осуществляется по закону иррадиации и концентрации нервных процессов.

Возбуждение и торможение взаимодействуют между собой. Возбуждение определенных участков коры больших полушарий вызывает торможение других участков коры головного мозга и, наоборот, торможение в одних пунктах коры вызывает возбуждение в других ее пунктах. Такое явление осуществляется по закону обоюдной индукции возбуждения и торможения.

Различают положительную и негативную индукцию. При положительной индукции торможение в определенном пункте коры вызывает возбуждение в других ее участках. Деятельность организма в таких случаях происходит в направлении этого возбуждения, усиливается внимание к содержанию деятельности. При негативной индукции возбуждение в каком-то пункте коры вызывает торможение в тех ее участках, которые раньше были активными.

Негативная индукция действует при отклонении от основной деятельности и сосредоточена на случайных раздражителях, которые тормозят возбуждение от основного раздражителя, наступает отвлечение внимания от выполняемой деятельности.

Торможение нервных процессов бывает безусловным, или внешним, и условным, или внутренним. Внешнее торможение наступает вследствие действия сильного постороннего раздражителя. Выработанный условный рефлекс, например, выделение слюны на свет электрической лампочки, прекращается, если при этом начнет действовать сильный звук.

Внешнее торможение — проявление действия негативной индукции. Оно проявляется еще и в виде запредельного торможения, которое возникает тогда, когда сила возбуждения превышает возможности реагирования нервной клетки. Сила раздражителя в таких случаях не только не вызывает увеличения силы реакции, а, наоборот, сила реакции уменьшается или совсем тормозится.

Тормозные процессы, возникающие в клетке в результате перенапряжения, оберегают ее от разрушения. Это торможение называют еще защитным торможением.

Внутреннее торможение также обусловливается внешними обстоятельствами. Одно из проявлений условного, или внутреннего, торможения — ослабление временных связей. Оно наступает тогда, когда условный раздражитель (например, свет), на который выработан условный рефлекс, время от времени не подкрепляется безусловным раздражителем (например, пищей). Образованная нервная связь в таком случае тормозится, и рефлекс угасает.

Если условный раздражитель снова подкрепить безусловным, то заторможенная временная нервная связь легко возобновляется и условный раздражитель снова вызывает условный рефлекс. Торможение временных нервных связей приводит к забыванию.

Важным проявлением внутреннего торможения является дифференциальное торможение. Если из условных раздражителей, на которые выработан условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то затем условный рефлекс проявляется на те условные раздражители, которые подкреплялись безусловным. Возбуждение же от других, не подкрепленных раздражителей тормозится, и условный рефлекс на них не проявляется.

Так, если выработан условный рефлекс на звук, а потом он подкрепляется звуком только определенной высоты или интенсивности, то и условный рефлекс далее возникает только на звук той высоты или интенсивности, который подкреплялся. Происходит дифференцирование раздражителей.

Исследованиями установлено, что собака, например, может дифференцировать звуковые раздражители с точностью в 1/8 тона. Дифференциальное торможение способствует уточнению и различению раздражителей оправданных жизнью от неоправданных.

Это ярко проявляется в учебно-воспитательной деятельности. Различение, уточнение и освоение знаний или актов поведения бывает эффективным тогда, когда существенные свойства в них так или иначе подкрепляются, а несущественные — тормозятся.

Народу с замыкательной большие полушария главного мозга осуществляют также атлитако-синтетические функции.

Взаимодействуя с внешним миром, организм отвечает не на все раздражители, поступающие в мозг, а только на те, которые служат удовлетворению его потребностей. Различая раздражители, мозг на одни из них отвечает, а на другие не отвечает. Так осуществляется анализ предметов внешнего мира.

Простейший анализ осуществляют и низшие отделы центральной нервной системы. Высший анализ, который является базовым относительно актов поведения, осуществляется при помощи коры больших полушарий головного мозга. Суть работы коры состоит в анализе и синтезе раздражителей, поступающих в кору.

Аналитическая деятельность осуществляется при помощи специальных механизмов — анализаторов. Они возникли в процессе биологического развития животных вследствие приспособления к условиям жизни, к разнообразным видам энергии внешнего мира, влиявших на организм, — световой, звуковой, химической, механической, тепловой и т.п.

Большие полушария представляют собой грандиозный анализатор как внешнего, так и внутреннего мира организма. Анализаторы осуществляют свою аналитическую деятельность в связи с тормозными процессами в коре больших полушарий. Одни раздражители или комплексы раздражителей среди тех, что попадают в кору больших полушарий, выделяются, то есть вызывают там возбуждение, на них животное реагирует, отвечает. Другие же раздражители тормозятся, и на них животное не отвечает.

Процесс анализа основан, с одной стороны, на анализаторной способности наших рецепторов, периферийных окончаний, а с другой — на торможении, которое развивается в коре больших полушарий головного мозга и отделяет то, что не отвечает действительности, оттого, что ей соответствует. Процесс торможения способствует коррекции аналитической деятельности больших полушарий головного мозга.

Одновременно с анализом большие полушария головного мозга осуществляют и синтетическую деятельность, суть которой состоит в замыкании нервных связей.

Синтетическая деятельность больших полушарий бывает очень сложной. Возникают цепочки и системы временных связей. Те процессы, которые в психологии называются ассоциациями, являются не чем иным, как созданием временных связей, то есть актами синтеза. Мышление, указывал И.П. Павлов, представляет собой не что иное, как ассоциацию — сначала элементарную, а потом цепочки ассоциаций, каждая же первая ассоциация — это момент рождения мысли.

Чтобы успешно ориентироваться в окружении, животное непременно должно анализировать и синтезировать его. Познавательные процессы, мышление — это и есть сложная аналитико-синтетическая деятельность коры. Специфически человеческое мышление возникает на основе аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий на основе языка.

Деятельность больших полушарий головного мозга — это сигнальная деятельность. Большие полушария головного мозга всегда действуют в ответ на разнообразные раздражители, которые сигнализируют о том, что имеет значение для жизни организма. Например, свет или звук могут сигнализировать живому существу о наличии пищи, об опасности и т.п.

Сигналы, вызываемые предметами, их свойства, или явления природы, представляют собой первую сигнальную систему. Она свойственна и животным, и человеку.

Первая сигнальная система — это физиологическое основание ощущений, восприятия, представлений. Сигналы от раздражителей, поступают в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма и создают свои отпечатки в больших полушариях.

Высшая нервная деятельность человека качественно отличается от нервной деятельности животных. В процессе работы, в общественной жизни люди изобрели язык, как способ связи, способ общения между собой.

Языковая функция внесла новый принцип в деятельность больших полушарий. Слово в жизни человека стало своеобразным сигналом. Оно является другой, специфически человеческой сигнальной системой действительности. Каждое слово — название предмета, свойства или действия заменяет собой соответствующий первый сигнал, то есть сигнализирует первые сигналы.

Если наши ощущения и восприятие предметов и явлений окружающего мира являются для нас первыми сигналами действительности, конкретными сигналами, указывает И.П. Павлов, то язык, прежде всего кинестетические раздражители, идущие в кору от языковых органов, — это другие сигналы, сигналы сигналов.

Слово, благодаря жизненному опыту человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, поступающими в большие полушария. Оно их сигнализирует, заменяет и благодаря этому может вызвать все те действия, реакции, которые вызывают конкретные раздражители.

Вторая сигнальная система возникает на основе первой сигнальной системы и без нее существовать не может.

Она действует только вместе с первой сигнальной системой.

Вторая сигнальная система во взаимодействии с первой представляет физиологический механизм высшего, абстрактного мышления человека и его сознания, способом познания самого себя. Физиологическим механизмом системы психологических процессов (восприятие, память, воображение, привычки и т.п.) является взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Участие второй сигнальной системы в этих психологических процессах делает их сознательными.

Большие полушария головного мозга — чрезвычайно сложная динамическая система. В процессе деятельности постоянно возникают новые условные связи. Они объединяются в определенные системы. Системность связей обеспечивает успех деятельности животных и человека.

Процессы, которые происходят в больших полушариях головного мозга, постоянно стремятся к интеграции. Множество раздражителей, которые поступают в большие полушария как извне, так и изнутри организма, сталкиваются, взаимодействуют, систематизируются и создают динамический стереотип.

Динамический стереотип необходим для успешного взаимодействия организма со средой. Повторение одинаковых движений и действий, одинаковых актов поведения, похожих реакций организма обеспечивает ему успех в деятельности, в удовлетворении своих потребностей.

Всем известно, что человек привыкает к определенному способу действий, вырабатывает определенный способ восприятия, запоминания, мышления. Автоматизируя свои действия, он осваивает навыки, которые облегчают осуществление сознательно направленной деятельности. Во всем этом основную роль играют динамические стереотипы.

В процессе деятельности постоянно возникают новые динамические стереотипы. Старые же стереотипы не исчезают, они взаимодействуют с новообразованными, способствуют их созданию или, наоборот, входят в противоречие с ними, в результате чего успешное создание новых стереотипов тормозится.

Выработка и переработка динамического стереотипа нуждается в большой работе нервной системы. Она может продолжаться длительное время и зависит от сложности самой деятельности, а также от индивидуальности и состояния животного или человека.

Выработка и поддержание динамического стереотипа всегда связана с определенными переживаниями.

Нервные процессы, которые отражаются в полушариях головного мозга при установлении и поддержании динамического стереотипа, являются основаниями чувств, они обусловливают их характер и интенсивность. Чувство преодоления трудностей, бодрости и усталости, удовлетворения и стеснительности, радости и отчаяния и т.п. вызываются нарушением старого динамического стереотипа или сложностью установления нового.

Динамический стереотип лучше создается тогда, когда раздражители действуют в определенной системе, в определенной последовательности и в определенном порядке. Поддерживается динамический стереотип соблюдением определенного внешнего порядка, системы и режима деятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.