Психическое развитие детей раннего возраста с цнс

1. В России имеется развитая сеть специальных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушениями зрения. Их посещают слепые, слабовидящие дети, дети с косоглазием и амблиопией в возрасте от трех до семи лет.

Основными задачами таких дошкольных учреждений являются воспитание, лечение и развитие нарушенных функций зрения, а также подготовка к обучению в средней школе. В специализированных дошкольных учреждениях с детьми занимается тифлопедагог — педагог, который специально обучается для работы с детьми с данным нарушением зрения.

Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляются на основе принципов, присущих всей системе воспитания дошкольников. Вместе с тем это воспитание имеет ряд особых принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций. Специфика воспитания дошкольников проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и сохранные возможности, в отдельном подходе к каждому ребенку.

Как правило, в дошкольных учреждениях для слабовидящих или слепых детей коррекционно-воспитательная работа сочетается с лечебно-восстановительной По этой причине в дошкольных учреждениях с детьми работают врачи-окулисты, психоневрологи. Специалисты

подбирают для детей средства коррекции зрения, помогают к ним адаптироваться.

Дети с плохим зрением используют свои двигательные анализаторы. В качестве измерителей слепые пользуются размерами своего тела, длиной шага, руки, локтя и кисти. Мышечно-суставные изменения, происходящие при ходьбе, помогают слепым оценивать пройденное расстояние.

Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера; тифлопедагоги обязательно учитывают это своеобразие при разработке и проведении игр и развивающих занятий со слабовидящими и слепыми детьми.

Все эти особенности используются воспитателями детей в дошкольных учреждениях в тесной связи с родителями детей. Родители часто принимают участие в занятиях детей с тифлопедагогом. Это помогает им понять, что испытывают дети, которые плохо видят.

2. Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.

В специализированных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью больше всего детей дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС.

Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям.

Одной из новых организационных форм коррекционной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида либо в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правительства Российской Федерации от 29.06.99 №129/23-16).

Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают либо вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.

Физическое развитие детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. У них овладение прямохождением происходит несколько позже, чем у их сверстников с норным интеллектом. Многие из них в этот возрастной период только начинают ходить. Их движения отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице отсутствует стремление научиться бегать,

У детей с органическим поражением ЦНС отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватания щепотью (соединение указательного, среднего и большого пальцев).

Познавательное развитие у детей с органическим поражением ЦНС значительно отстает от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. Многие из них не проявляют интереса к окружающему миру: в младенчестве не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки в [, не манипулируют ими, не действуют ими. При этом подражательная способность без коррекционной помощи не формируется. Поэтому они своевременно не научаются специфическим предметным действиям (соотносящим и орудийным).

Отсутствие целенаправленных действий, равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия — все это отличает ребенка с органическим поражением ЦНС от нормально развивающегося сверстника.

К сожалению, у этих детей не формируются также предпосылки для развития других видов деятельности — игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни.

В речевом развитии отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма ограниченно понимают обращенную к ним речь, не могут показать указательным жестом знакомые предметы. У них не сформирован интерес к общению с близкими взрослыми, к окружающим предметам, не развит фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития.

Многие дети с органическим поражением ЦНС начинают говорить только после трех лет. Речь у них настолько слабо развита, что не может осуществлять и функцию общения. Недоразвитие же коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности невербальными (мимикой, жестами). У таких детей лицо лишено мимики (амимичное), они плохо понимают жесты. Это отличает их от детей с другими психофизическими нарушениями (слуха, речи и др.).

Итак, дети третьего года жизни с органическим поражением ЦНС значительно отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие. При этом коррекционно-педагогическая работа начинается с психолого-педагогического обследования.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 38 ; Нарушение авторских прав


Рубрика: Медицина

Статья просмотрена: 1933 раза

В последнее время отмечается негативная тенденция относительно нервно–психического развития, повышается частота и распространенность патологической неврологической симптоматики, наличие двигательного дефицита и задержки развития детей [4,5,8,11]. Даже в условиях современной патогенетической терапии до 69 % детей не достигают должного уровня нервно–психического развития, которое определяет интеллектуальные способности и реализацию личности, а именно дети–будущее нашей страны и в целом здоровье нашей нации [8,10,13].

В последние десятилетия неуклонно возрастает количество детей с врожденными пороками сердца, но новые возможности кардиохирургической помощи детям позволяют проводить оперативные вмешательства в раннем возрасте и спасать жизнь детей с ВПС [3,6,14,18]. Однако, травматичность операции, воздействие таких агрессивных факторов, как искусственное кровообращение и искусственная вентиляция лёгких, учитывая ранний возраст и морфологическую незрелость, оказывают воздействие на развитие ребёнка, создавая предпосылки к развитию психо-неврологических расстройств и требуя ранней и качественной реабилитации [7,8,10,15].

Имея данные о состоянии нервно–психического статуса детей с врожденными пороками сердца, возможно повысить уровень оказания медицинской помощи, в дальнейшем обеспечивая должный уровень и качество жизни детей, адаптацию, социализацию и здоровье детей [1,2,8,10].

Цель исследования - оценить нервно-психическое развитие детей раннего возраста с врожденными пороками сердца и гипоксически-ишемическим поражением ЦНС в динамике лечения.

Материалы и методы. В клиническое исследование были включены 42 ребенка в возрасте до полутора лет жизни, которые наблюдались в детском центре психоневрологии и эпилептологии ГУЗ РКБ №2 по поводу наличия гипоксически-ишемического поражения ЦНС. Все наблюдаемые дети были прооперированы в детском кардиохирургическом отделении Республиканского кардиологического диспансера и имели нарушение гемодинамики, прогрессирующую сердечную недостаточность и отсутствие эффективности от консервативного лечения. У всех детей были проявления хронической сердечной недостаточности (ХСН) 1-2 степени, у 14 детей (35,7 %) -наличие легочной гипертензии. Возраст детей 7,2±1,2 месяцев жизни. Длительность искусственного кровообращения (средняя 71±5,0 мин), время пережатия аорты (45,98±3,26 мин). Структура врожденных пороков сердца распределилась следующим образом: дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП) – 22 (52,4 %), дефект межпредсердной перегородки (ДМПП) - 20 (47,6 %). Давность операции составила в среднем (6,5±1) месяцев. У всех пациентов в анамнезе имелись самые разнообразные факторы перинатального риска, включающие: соматические заболевания матери (анемии- 32 (76,2%), гипертоническая болезнь - 4 (9,5 %), пиелонефрит - 16 (38,1 %), сахарный диабет – 3 (7,1 %), гинекологические заболевания (кольпит - 14 (33,3 %), эрозия шейки матки - 11 (26,2 %), угроза прерывания беременности - 30 (71,4 %), выкидыши и аборты – 28 (66,7 %), гестозы – 26 (61,9 %), хроническая фетоплацентарная недостаточность – 24 (57,1 %), нефропатия - 13 (30,1 %). Вредные привычки имелись у 19 (45,3 %) матерей. Одинокие матери составили 14 (33,3 %) человек. Отмечались нарушение родовой деятельности у 24 (57,1 %) детей, акушерские пособия у 7 (16,7 %) детей. Посредством операции кесарева сечения родились 14 детей (33,3 %), все обследованные (100 %) родились в состоянии гипоксии: легкой степени тяжести – 26 (61,9 %) и средней степени тяжести – 16 (38,1%). Отставание в физическом развитии (гипотрофия) выявлено у 52,4% наблюдаемых детей. Родители всех детей предъявляли следующие жалобы: гипергидроз -7 (16,6%), субфибрилитет - 11 (26,2%), бледность/цианоз кожных покровов - 29 (69,0), нарушение сна - 27 (64,3%), изменение мышечного тонуса - 17 (40,5%), эмоциональная нестабильность - 24 (57,1%), нарушение НПР - 31 (73,8%), снижение аппетита - 19 (45,2%). Для диагностики нарушений нервно-психического развития использовались клинико-инструментальные методы: нейросонография, электроэнцефалография, по показаниям компьютерная томография головного мозга. Неврологические нарушения определялись по следующим имеющимся у пациентов признакам: синдром гипервозбудимости, задержка психо-речевого развития, тонусные нарушения, двигательные нарушения, гипертензионно-гидроцефальный синдром, вегетативная дисфункция. Оценка нервно-психического развития детей проводилась по методу Печоры К.Л., оценивающему диапазон и глубину нарушения развития детей по восьми линиям развития (зрительной и слуховой активности, эмоций, общих движений и движений с предметами, понимания речи и активной речи, навыков и умений) и позволяющему распределить детей на группы по степени задержки нервно-психического развития: I группа - отставания в развитии нет; II группа - задержка развития до 1 месяца (на один эпикризный срок); III группа – задержка развития до 2 месяцев (на 2 эпикризных срока); IV группа - задержка развития до 3 месяцев (на 3 эпикризных срока); V группа - задержка развития до 4 и более месяцев (на 4 и более эпикризных срока). По данной методике каждый ребенок оценивался по показателям своего возраста, в случае их несоответствия проводилось сравнение с показателями предыдущего возрастного периода.

Результаты. В процессе исследования до лечения была выявлена следующая неврологическая симптоматика: задержка психо-речевого развития (100%), тонусные нарушения (57,1 %), двигательные нарушения (28,6%), вегетативная дисфункция (45,2%), синдром гипервозбудимости (38,1%), гипертензионно-гидроцефальный синдром (26,2%). Всем детям в послеоперационном периоде применено лечение: ноотропные (пантогам), сосудистые (кавинтон, винпоцетин), витаминно-минеральные комплексы (пиковит, магне В6, мультитабс), кортексин. Также применялись кинезитерапия, массаж, физиотерапевтическое лечение, логопедическая и дефектологическая коррекция. Характеристика неврологических нарушений детей в динамике лечения показана на рис. 1.

1- отставание НПР

2- тонусные нарушения

3- двигательные нарушения 4- вегетативная дисфункция 5- синдром гипервозбудимости 6- гипертензионно-гидроцефальный синдром

Рис.1. Характеристика неврологических нарушений детей раннего возраста с врожденными пороками сердца и гипоксически-ишемическим поражением ЦНС в динамике лечения.

После реабилитационного лечения имела место положительная динамика относительно выявляемой неврологической симптоматики: повысился уровень нервно-психического развития детей, уменьшилось количество детей с более выраженной задержкой нервно-психического развития и увеличилось количество детей с легким отставанием в развитии, 21,4% детей достоверно не имели нарушения нервно-психического развития. Оценка нервно-психического развития детей в динамике лечения показана в таблице 2.

Оценка нервно-психического развития детей в динамике лечения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Особенности развития детей раннего возраста

Подготовила:

студентка 4 курса заочного отделения

Борунова Наталья Александровна

Ермакова Екатерина Владимировна

Перинатальные поражения ЦНС.

Психомоторное развитие детей первых

трех лет жизни в норме.

Актуальность проблемы

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев. Раннее поражение мозга в дальнейшем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев психического, доречевого и речевого развития, а также двигательного анализатора. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются. В дальнейшем у детей, перенесших ПЭП, могут наблюдаться: задержки психического и речевого развития , общее недоразвитие речи, умственная отсталость, ДЦП и др.

Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии.

Исследования К.А.Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых психических, двигательных и речевых нарушений является более вероятным.

В настоящее время существуют эффективные методы клинической диагностики ПЭП. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Важная роль при этом принадлежит логопеду, педагогу-дефектологу.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ЦНС

В клинической картине выделяют три периода – острый ( 1-й месяц жизни ребенка), восстановительный (с 1-го месяца до 1 года, а у недоношенных и незрелых детей до 2 лет) и исход.

Восстановительный период включает несколько неврологических синдромов.

Синдром представляет собой сочетание и повторяемость взаимосвязанных между собой симптомов. Он является как бы связующим звеном между симптомами и нозологическим диагнозом и отражает основные патогенетические механизмы заболевания, а часто также уровень поражения центральной нервной системы. Возрастная незрелость нервной системы ребенка определяет фрагментарность и недифференцированность наблюдаемых у него синдромов. Организм, особенно новорожденного и грудного ребенка, реагирует на различные вредности ограниченным числом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ В НОРМЕ

(По данным Пантюхиной Г.В., Печоры К.Л., Фрухт Э.Л., 1979)

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) - из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.

Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) - производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет - фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.

Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

Следит - плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.

Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)

Первая улыбка в ответ на обращенную речь.

В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).

Поворот головы в сторону звукового раздражителя, "поисковые" движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).

Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).

Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении - ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.

Появляется комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)

Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.

Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню. На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

Узнает мать, радуется - смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила - радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.

Во время бодрствования часто и легко возникает "комплекс оживления", громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.

Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.

Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) - при виде лица близкого человека возникает "комплекс оживления", при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.

Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи. Дифференцированно реагирует на нее.

Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит,
берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.

Подолгу певуче гулит

Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами.

6 месяцев жизни ребенка.

Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.

Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.

Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.

Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.

Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

Активно манипулирует игрушками.

Хорошо и много ползает в различных направлениях

На вопрос "Где?" находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.

Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)

Сам садится, сидит, ложиться.

Выполняет изученные ранее действия - без показа выполняет "ладушки", "дай ручку".

Громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.

Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).

Знает свое имя, оборачивается на зов. На вопрос "Где?" находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.

Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.

Пьет из чашки, придерживая ее руками.

Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом

По команде "дай" находит и дает знакомые предметы.

Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.

Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).

Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.

Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия - мяч, машина, кукла)

Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- "кис-кис", "ав-ав", "дай".

12 месяцев жизни ребенка

Различает предметы по форме (кубики, кирпичики и т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).

Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.

Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.

Понимает слово "нельзя", прекращает запрещаемое действие.

Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.

Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.

Активно пользуется лепетом и облегченными словами.

Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).

Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.

Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)

Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина - вместо "би-би" и пр.).

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.

Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.

Пользуется словами и двухсловными предложениями.

Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.

Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.

Частично раздевается при помощи взрослого.

Воспроизводит несложные сюжетные постройки - "ворота", "дом" из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.

Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.

Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.

Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.

Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению.

Частично надевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы "Где?" и "Куда?".

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.

Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Самостоятельно одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы ""Почему?", "Когда?", "Что?"

Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).

Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.

Рисует, лепит простые предметы и называет их.

Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

Особенности психического состояния детей, возникающие в условиях родительской депривации, в целом следует определить как "синдром сиротства". Он характеризуется не только задержкой психомоторного развития. У таких детей наблюдаются пара-аутистические проявления, недостаточное развитие аффективной стороны личности и нарушения личностной структуры. Фактор сиротства тем более значим для психического развития, чем в более раннем возрасте он начинает действовать.

Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, составляют особую категорию. Чрезвычайно важно оказывать им раннюю коррекционно-педагогическую помощь. Эта проблема будет рассмотрена нами в следующей работе.

Список литературы:

Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. – 2002. - №5.

Бениаминова М.В. Воспитание детей: Учебник. – М.: Медицина, 1991. – 288 с.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.

Воспитание детей раннего возраста. / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

Дети – сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

Дунайкин М.Л., Брин И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) // Дефектология. – 2002. - № 3.

Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. –272с.

Ильина Н.А. Играем в памперсах. – М.: Айрис-пресс, 2003.–160с.

Камышанова К.И. Ребенок от рождения до двух лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.– 240 с.

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.- М., 1973.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.