Психоаналитическое понимание невротических симптомов

Возникновение, образование симптома связано с та­кими отношениями, когда наблюдается замещение того, что по каким-то причинам не смогло проявиться. Норма­льное протекание психических процессов предполагает их переход в сознание. Однако нередко случается так, что в силу определенного рода нарушений психические про­цессы не становятся достоянием сознания, не осознают­ся. Нарушение связи между психическими процессами сопровождается тем, что на этой основе осуществляется некое замещение, возникает симптом, смысл которого бессознателен. Но если предпосылки возникновения этого симптома сделать сознательными, то тем самым

может исчезнуть сам симптом. Таким образом, цель тера-J пии ясна. Для того, чтобы устранить невротический сим*Л птом, необходимо выявить смысл его, определить, откуда | он возник и куда направляется, то есть восстановить рушенную связь и сделать бессознательные npouecci осознанными.

При таком понимании механизма возникновения!
симптома невроз оказывается следствием незнания отщд
психических процессах, о которых человеку следовало бщ
иметь полное представление.Поэтому, казалось бы, нет ни-1
чего проще, как, раскрыв смысл симптома и приобр
определенное знание об истоках образования этого ^

тома, довести все это до сознания больного и тем самым] облегчить его страдания. С одной стороны, основываясь! на клиническом опыте, аналитик может предположить,, какие именно психические процессы не осознаются боль- J ным. С другой — если есть такая благоприятная возмож-/ ность, то можно было бы воспользоваться информацией,,] полученной от родственников больного, которые могут поведать о травмирующих ситуациях в раннем детстве и ,>ш тем самым прояснить для аналитика картину возможных душевных переживаний пациента. В результате проделан­ной работы аналитик мог бы поделиться своим знанием о | смысле симптома и общей картине заболевания с пациен- | том, с тем, чтобы, устранив его патологическое незнание, привести его к выздоровлению.

Для более наглядной демонстрации приведу пример.

Пациентка, Ольга, страдает от неразделенной любви. Около двух лет она встречается с женатым мужчиной, что доставляло ей огромную радость. Но в последнее время он перестал проявлять к ней пылкую страсть, начались ссоры, и женщина стала глубоко нес-

Проработка материала, связанного с имевшими место отношениями между Ольгой и ее возлюбленным, способ­ствовала осознанию ее бессознательных мыслей и дейст­вий, приведших к тому, что женатый мужчина охладел к ней. Казалось бы, обладая новым знанием, Ольга должна пересмотреть свои взаимоотношения с этим мужчиной, чтобы вновь завоевать его любовь или как-то по-иному разрешить назревший конфликт. Но она ничего не может поделать с собой. Чем больше она привязывается к этому мужчине, тем мучительнее становится боль от того, что он полностью не принадлежит ей. Чем сильнее она начинает давить на него, требуя развода с женой, тем меньше он от­вечает на ее любовь. Чем чаще происходят между ними размолвки, тем в большей степени она становится раздра­женной, усматривающей в существовании его жены глав­ную причину всех своих несчастий. Как заявила Ольга, она находится подчас в таком состоянии, что «готова убить эту

Мне еще придется вернуться к рассмотрению вопроса| о соотношении между знаниями аналитика и пациента щ о реализации терапевтических функций психоанализа. Пока же остановлюсь на психоаналитическом понима­нии возникновения симптомов. Как уже отмечалось, симптомы возникают в результате замещения того, что в силу различных причин не могло получить своей реали-, зации. Они являются заместителями того, чему помеша­ло вытеснение. Можно было бы сказать, что вытеснение становится предпосылкой возникновения симптомов.Та­ким образом, Фрейд усматривал тесную связь между об­разованием симптомов и теми бессознательными про­цессами, которые соотносились им с вытесненным бес­сознательным, о природе и механизмах работы которого говорилось в разделе о бессознательном психическом. Это составляет один из аспектов психоаналитического понимания симптомов.

Другим аспектом данного понимания является то, что образование симптомов, как и раскрытие их смысла, имеет непосредственное отношение к области сексуаль­ной жизни больных. Для Фрейда невротические симп­томы так или иначе обусловлены сексуальными желани­ями и соответствующими переживаниями больных. Это означает, что невротические симптомы служат таким целям, которые связаны с разнообразными попытками больных к удовлетворению своих сексуальных влечений и желаний. Фактически, они как бы являются замести­телями сексуального удовлетворения, которого по ка­ким-либо причинам человек не может достичь в реаль­ной жизни.

Стало быть, с психоаналитической точки зрения, не­вротическое заболевание является следствием вынужден­ного отказа от того, к чему стремится человек, поскольку реальность не только не способствует удовлетворению его

сексуальных желаний, но, напротив, препятствует этому удовлетворению. В этом отношении невротические симп­томы следует понимать как заместители недостающего в жизни сексуального удовлетворения.

Но как это согласуется с тем положением Фрейда, со­гласно которому симптомы служат цели сексуального удовлетворения? Нет ли здесь явного противоречия, по­скольку нередко можно встретиться с такими случаями за­болеваний, когда симптомы содержат противоположную цель, а именно, олицетворяют собой стремление человека исключить сексуальное удовлетворение?

В том-то и дело, что в рамках классического психоа­нализа возникающие в психике человека противополож­ности не расцениваются в качестве непременных проти­воречий. Как таковые противоречия имеют значение для сознания. Для бессознательного психического нет ника­ких противоречий. Поэтому психоаналитическое понима­ние симптомов исходит из того, что невротические симпто­мы имеют целью как сексуальное удовлетворение, так и за­щиту от него. Приэтом имеется в виду то расширенное понятие сексуальности, которое включает в себя удовлет­ворение инфантильных влечений и желаний независимо от того, воспринимаются ли они в качестве чего-то жес­токого, неприемлемого, противоестественного, непри­личного.

4. Этиология неврозов

В разделе о сексуальной жизни человека рассматрива­лось психоаналитическое толкование фаз и периодов пси­хосексуального развития ребенка. Как было показано, это развитие совершает долгий путь от прегенитальной до ге-нитальной сексуальности, прежде чем взрослая сексуаль­ная жизнь станет некой нормой. Но психосексуальное развитие не всегда может дойти до своего полного прояв­ления, так как на его пути могут встречаться различного рода преграды, в результате чего происходят задержки, со­провождающиеся тем, что Фрейд назвал фиксациями,и регрессией.

Фиксация связана с остановкой частного влечения на какой-то ступени психосексуального развития или закреп­лением сексуальной энергии, либидо на каком-то отдель-

ном объекте. Фиксация может быть связана и с закреплен* ем переживаний и жизненных установок человека на onj деленной травмирующей ситуации. В свою очередь, per сия представляет собой возвращение продвинутых в ев движении вперед компонентов психосексуального разв тия на предшествующие, более ранние ступени. Если пути психосексуального развития человека встречаются i кие-либо преграды, если стремление к удовлетворению 1 удовлетворения, Фрейд обращал внимание на то обстояте­льство, что сами по себе сексуальные влечения обладают некой пластичностью, свободной подвижностью. Они мо­гут быть более или менее интенсивными, меняться места- | ми, выступать одно вместо другого. Отвергаемое жизнью удовлетворение одного влечения может компенсировать­ся удовлетворением другого влечения. Поэтому может возникнуть представление, согласно которому в силу пла­стичности сексуальных влечений и их способности к суб­лимации вынужденный отказ от их удовлетворения не столь патологичен, как это может показаться на первый взгляд. Однако, полагал Фрейд, пластичность либидо име­ет свои ограничения, а сублимация сексуальных влечений касается переключения на социально и культурно прием­лемые цели только части их. Если при этом учесть, что фиксация либидо на ранних стадиях психосексуального развития довольно частое явление в жизни многих людей, то становится понятным, отчего и почему возникают пси­хические заболевания. По выражению Фрейда, «в этиоло­гии неврозов фиксация либидо представляет собой пред-

Рассматривая соотношение между вынужденным от­казом от удовлетворения сексуальных влечений и фикса­цией либидо, внешними и внутренними факторами, Фрейд поставил, по сути дела, важную проблему, до сих пор вызывающую дискуссии среди различных специали­стов в области медицины. Речь идет об этиологии невро­зов, причинах возникновения психических заболеваний. По сути дела, поставленная Фрейдом проблема наиболее остро выступает в форме различных вопросов.

Являются ли неврозы следствием конституционного предрасположения или травматического переживания? Возникают ли они под воздействием фиксаций либидо или вынужденного отказа? Считать ли неврозы экзоген­ными или эндогенными заболеваниями? Одним словом, обусловлены ли неврозы внешними или внутренними факторами?

Наличие конфликта — это лишь предпосылка к образо­ванию невротического заболевания, а не само заболевание.В жизни каждого человека имеются различного рода кон­фликты, но сами по себе они не свидетельствуют о том, что он невротик. Более того, развитие человека осуществляет­ся именно в силу того, что ему приходится разрешать те

В чем, с точки зрения Фрейда, заключаются эти услс вия? Каковы они? Что собой представляют? Как и как* образом они оказывают воздействие на человека, превр щая нормальный конфликт в патогенный?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Глава 10. Смысл и этиология неврозов

Возникновение невротического симптома связано с такими отношениями, когда наблюдается замещение того, что по каким-то причинам не смогло проявиться. Нормальное протекание психических процессов предполагает их переход в сознание. Однако нередко случается так, что в силу определенного рода нарушений психические процессы не становятся достоянием сознания, то есть не осознаются. Нарушение связи между психическими процессами сопровождается тем, что на этой основе осуществляется некое замещение, возникает симптом, смысл которого бессознателен. Но если предпосылки возникновения этого симптома сделать сознательными, то тем самым может исчезнуть сам симптом. Таким образом, цель терапии ясна. Для того чтобы устранить невротический симптом, необходимо выявить смысл его, определить, откуда он возник и куда направляется, то есть восстановить нарушенную связь и сделать бессознательные процессы осознанными.

При таком понимании механизма возникновения симптома невроз оказывается следствием незнания о тех психических процессах, о которых человеку следовало бы иметь полное представление. Поэтому, казалось бы, нет ничего проще, как, раскрыв смысл симптома и приобретя определенное знание об истоках образования этого симптома, довести все это до сознания больного и тем самым облегчить его страдания. С одной стороны, основываясь на клиническом опыте, аналитик может предположить, какие именно психические процессы не осознаются больным. С другой – если есть такая благоприятная возможность, то можно было бы воспользоваться информацией, полученной от родственников больного, которые могут поведать о травмирующих ситуациях в раннем детстве и тем самым прояснить для аналитика картину возможных душевных переживаний пациента. В результате проделанной работы аналитик мог бы поделиться своим знанием о смысле симптома и общей картине заболевания с пациентом с тем, чтобы, устранив его патологическое незнание, привести его к выздоровлению.

Невротические симптомы возникают в результате замещения того, что в силу различных причин не могло получить своей реализации. Они являются заместителями того, чему помешало вытеснение. Можно было бы сказать, что вытеснение становится предпосылкой возникновения симптомов. Фрейд усматривал тесную связь между образованием симптомов и теми бессознательными процессами, которые соотносились им с вытесненным бессознательным. Это составляет один из аспектов психоаналитического понимания невротических симптомов.

Другим аспектом данного понимания является то, что образование невротических симптомов, как и раскрытие их смысла, имеет непосредственное отношение к области сексуальной жизни больных. Для Фрейда невротические симптомы так или иначе обусловлены сексуальными желаниями и соответствующими переживаниями больных. Это означает, что невротические симптомы служат целям, связанным с разнообразными попытками больных к удовлетворению своих сексуальных влечений и желаний. Фактически они как бы являются заместителями сексуального удовлетворения, которого по каким-либо причинам человек не может достичь в реальной жизни.

Стало быть, с психоаналитической точки зрения невротическое заболевание является следствием вынужденного отказа от того, к чему стремится человек, поскольку реальность не только не способствует удовлетворению его сексуальных желаний, но, напротив, препятствует этому удовлетворению. В этом отношении невротические симптомы следует понимать как заместители недостающего в жизни сексуального удовлетворения.

Но как это согласуется с тем положением Фрейда, согласно которому невротические симптомы служат цели сексуального удовлетворения? Нет ли здесь явного противоречия, поскольку нередко можно встретиться с такими случаями заболеваний, когда симптомы содержат противоположную цель, а именно олицетворяют собой стремление человека исключить сексуальное удовлетворение?

В рамках психоанализа возникающие в психике человека противоположности не расцениваются в качестве непременных противоречий. Как таковые противоречия имеют значение для сознания. Для бессознательного психического нет никаких противоречий. Поэтому психоаналитическое понимание симптомов исходит из того, что невротические симптомы имеют целью как сексуальное удовлетворение, так и защиту от него. При этом имеется в виду то расширенное понятие сексуальности, которое включает в себя удовлетворение инфантильных влечений и желаний независимо от того, воспринимаются ли они в качестве чего-то жестокого, неприемлемого, противоестественного, неприличного.

Из клинической практики

В процессе анализа стало ясно, что роль любовницы не может удовлетворить женщину, а ее возлюбленный не собирается бросать свою семью. К сожалению, она не осознает ни того, ни другого. Хотя, казалось бы, невооруженным взглядом видна та тупиковая ситуация, в которой она оказалась и в которой находятся многие женщины, попадающие в аналогичное положение.

Знание аналитика трансформировалось в сознании пациентки в такое знание, обладание которым вызвало у нее обостренную реакцию не на свое собственное поведение, а на жену любимого мужчины, мешающую ее счастью. Понадобилась долгая и тщательная проработка соответствующего материала, прежде чем пациентка обрела знание того, что в ухудшении ее отношений с любимым человеком повинна прежде всего она сама, а не другая женщина.

Пояснительная записка

Целью учебного курса является углубленное изучение основополагающих классических и современных работ и подходов по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе и в рамках различных психоаналитических школ и направлений.

Курс предназначен для студентов 2-го курса Факультета клинического психоанализа как теоретическая и практическая подготовка к квалификации

В задачи учебного курса входит:

  • системное и обстоятельное изучение предлагаемого материала по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе, в контексте развития теории и практики психоанализа
  • формирование у студентов положительной мотивации к исследовательской активности в рамках самостоятельного чтения текстов (сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать причины)
  • пробуждение интереса к началам практической работы. Тренировка применения теоретических знаний, полученных в курсе, на практике проведения тренировочного клинического интервью с другим человеком.
  • пробуждение интереса к исследованию и познанию скрытых сторон собственной личности
  • пробуждение интереса к применению психоаналитического метода исследования в междисциплинарных областях (литература и искусство, философия, социология, медицина, этика и др.)
  • развитие навыков распознавания развитийных аспектов и ограничений психоаналитической науки

Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят студентам:

  • применять полученные знания с целью диагностики и дифференицальной диагностики различных невротических, психотических и пограничных уровней организации личности.
  • сопоставлять и ориентироваться в корпусе различных теорий, направлений и школ психоаналитической теории неврозов.

  • навыками распознавания в представленных текстах и на индивидуальном пробном клиническом материале: тревог и фрустраций, симптомов, конфликтов, фантазматической активности, влечений и защит
  • навыками установления связей текущей психопатологии с этиологическими аспектами.
  • навыками определения места симптома на психическом уровне, на уровне поведения и соматическом уровне.
  • практическими навыками изучения психоаналитической литературы
  • навыками распознавания транферно-контртрансферного взаимодействия

Отличительной особенностью данного курса является понимание фундаментальной роли выделения класса неврозов в формирование психоаналитического метода исследования и терапии и формирования на этой основе психоаналитической мысли.

Системное и аналитическое чтение оригинальных авторских текстов по психоаналитической теории неврозов, практическое использование клинического материала, включая использование неизданной в России психоаналитической литературы, обеспечивает наиболее полное овладение материалом курса. Программа курса сформирована в контексте международной практики преподавания и обучения.

Авторская концепция основывается на многолетнем клиническом опыте, опыте обучения в рамках Международной Психоаналитической Ассоциации, а также опыте преподавания. Сформированная методика предполагает подробное и регулярное изучение в рамках курса работ Фрейда и современных психоаналитиков, принадлежащих к различным направлениям и психоаналитическим школам. Концепция основана на систематической проработке литературного и клинического материала и сочетает принципы исследования и обобщения как теоретического, так и практического опыта.

Содержание курса

Загадка истерии с древних времен. Понимание истерии как феномена на пересечении медицины, социальной проблематики и культуры

  • Выделение Фрейдом истерии в сферу медицины
  • Текущий профессиональный контекст, являющийся отправной точкой для этого открытия
  • Влияние Ж.М. Шарко, П. Жане, И. Бернгейма, Э. Крепелина на понимание природы и сущности истерии.

Совместная работа с Й. Брейером

  • Фрейд как ученый, способный переработать и использовать труды, материалы, данные предшественников и создать собственное новаторское знание
  • Истерия как первый невроз, изучаемый Фрейдом, и ключ к его дальнейшим исследованиям и развитию психоаналитического понимания неврозов

Психиатрическое понимание неврозов:

  • Феноменология. Симптомы и синдромы
  • Основные формы неврозов
  • Этиология и патогенез
  • Диагностика и дифференциальная диагностика
  • Лечение и профилактика

Медицинское понимание неврозов во времена Фрейда и в современной психиатрии.

Выделение понятия истерии из психиатрической нозографии своего времени

Второй этап формирования психоаналитической концепции неврозов. 1897-1909

Третий этап формирования психоаналитической концепции неврозов. Истерия на службе метапсихологии. 1909 – 1918

Четвертый этап формирования психоаналитической концепции неврозов.

Топологический (структурный) подход

  • Проблемы загрузки, противозагрузки
  • Соотношение принципов удовольствия и реальности и первичного и вторичного процессов

  • Понятие конфликта
  • Теория влечений. Первая и вторая
  • Проблемы защит
  • Первая и вторая теория страха/тревоги
  • Теория аффекта
  • Проблемы агрессивности, садизма, мазохизма

  • Генетический подход с точки зрения теории влечений-структуры и с точки зрения объектных отношений
  • Психосексуальное развитие и развитие объектных отношений.
  • Источники, цели и объект влечения

Понятие оральности. К.Абрахам. Влияние М. Кляйн и ее школы (У.Бийон)

  • Оральность и инкорпорация
  • Первичные идентификации
  • Специфические оральные страхи и фантазии
  • Оральный конфликт – первый конфликт амбивалентности
  • Шизопараноидные и депрессивные позиции
  • Ранний Эдипов комплекс

Понятие анальности. Влияние К.Абрахама, Д.Винникота

  • Источники, цели, объект влечения
  • Второй конфликт амбивалентности
  • Типичные страхи и защиты анальной фазы
  • Формирование оппозиционных пар – активность/пассивность
  • Встреча нарциссического и объектного либидо
  • Нарциссическое усиление чувства всемогущества

Понятие фалличности. Вклад Ш.Ференци, О.Фенихеля.

  • Проблема дифференциации полов
  • Психосексуальное развитие и объектные отношения в фаллической стадии
  • Объединение порциальных влечений под приматом генитальности
  • Основные страхи и фантазии фаллической стадии у мальчиков и девочек. Детская мастурбация.
  • Детские сексуальные теории
  • Первичная сцена. Идентификации.
  • Сексуальный или нарциссический смысл в процессе развития символизации
  • Две функции развития идеала я и себя 1) как замена утраченного нарциссического всемогущества и 2) продукт идентификации с родительскими фигурами
  • Латентность. Период подавления и амнезии
  • Пубертат. Кризис идентификации у девочек и мальчиков.
  • Объектное отношение и объектный выбор

  • Понятие невроза. Классификации. Невротический уровень развития личности
  • Индивидуальный невроз по первой и второй топикам З. Фрейда
  • Бессознательное невроза
  • Символические и инцестуальные образования
  • Современная концепция невроза -- семейный невроз
  • Типичные символические инцестуальные связи
  • Взаимная зависимость и всемогущий контроль
  • Имплицитные запреты. Компрометация языка
  • Значение символической роли отца
  • Типологическое эдиповское ядро
  • эдиповские идентификации
  • эдиповская кастрация
  • эдиповский выбор объекта
  • Псевдоневротические формы психопатологии: невроз страха, невротическая депрессия, фобические неврозы, невроз характера
  • Клиника
  • Проявления
  • личность и невроз характера (гиперактивность, жесткость, тотальная стерилизация)
  • типы декомпенсации
  • Связь с угрозой потери объекта
  • Аутентичные неврозы: конверсионная истерия, истерия страха, невроз навязчивых состояний, психоневрозы защиты
  • Экономическая структура
  • Основные конфликты
  • Концепции либидо, страха
  • Истерические отношения
  • Истерия и вытеснение
  • Истерия и дифференциация полов
  • Истерия и женственность
  • Желание неудовлетворенного желания
  • Мазохизм истерика
  • Истерические идентификации, психическое заражение
  • Бисексуальность и гомосексуальность
  • Истерия и трансфер

Клиника обсессивного невроза:

  • симптом изоляции аффекта
  • дистанцирование от любой аффективной близости
  • навязчивый всемогущий контроль
  • обсессивный характер
  • обсессивные ритуалы

Мышление как экран

Регрессия на анальный уровень

Садомазохистический контекст. Идентификация с агрессором

Страх кастрации, страх потери контроля

Эдипов конфликт, выраженный прегенитальным языком

Сексуальное и нарциссическое. Нарциссическая депрессия.

Дифференциальный диагноз с пограничными состояниями

Основной способ невротической декомпенсации -- результат обесценивания нарциссического образа себя.

Проявления: руминация, маскированные формы, неврозы судьбы, неудачи, заброшенности, расстройства функциональной природы.

Связь с неврозами. Различия в механизмах и проявлениях невротической депрессии при истерическом и обсессивном неврозе

Возможность и способность психической проработки депрессивной боли как знак невротической природы депрессии (в отличие от меланхолической депрессии).

Парадокс невротической депрессии. Возможность негативного и позитивного прогнозов.

  • Миф об Эдипе как метафора в метапсихологической концепции. Семейно-нарциссический невроз.
  • Влияние обмана и семейных секретов на трагическую судьбу Эдипа
  • Превращение невысказанного в негативное послание. И предопреденность/неизбежность отреагирования в реальности как результат.
  • Лай как метафора нарциссического отца
  • Запрет на знание
  • Ранние стадии Эдипова конфликта по М.Кляйн.
  • Фантазм первосцены как принципиальный компонент Эдипова комплекса
  • Ненависть к познанию, торможение эпистимофилического импульса из-за угрозы безопасности субъекта
  • Тема утраты как фундаментальная для развития депрессивной позиции и принятия/неприятия реальности эдиповой пары
  • Интеграция депрессивной позиции и развитие способности символизации

Гипотеза о двух травматических ядрах при истерии

  • Связанные энергии и симптомы
  • Свободные энергии, повторяющиеся действия

- Различия между принципом удовольствия и принципом навязчивого повторения

  • Принцип удовольствия как символическое удовлетворение в симптомах
  • Принцип навязчивого повторения как воспроизведение травматического сценария

Взаимосвязь между сексуальным травматизмом и травмой потери объекта

Структурирующая роль фантазматического сценария

Тенденция воссоздания в трансфере инфантильных болезненных событий, независимо от принципа удовольствия






  • Об институте
  • Студентам
  • Оплата обучения
  • Новости
  • Отзывы
  • Психологическая помощь
121170, Россия, г.Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14; тел.: +7 495 933 26 83, +7 495 782 34 43

Для получения подробной информации о наличии и стоимости указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь в приемную комиссию Московского института психоанализа по телефону: +7 495 933 26 83, +7 499 249 20 00, +7 985 275 15 55

Информация на данном сайте не является публичной офертой. При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна.

121170, Россия, г.Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14;
тел.: +7 495 933 26 83, +7 495 782 34 43

Для получения подробной информации о наличии и стоимости
указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь в приемную
комиссию Московского института психоанализа по телефону:
+7 495 933 26 83, +7 499 249 20 00, +7 985 275 15 55

Информация на данном сайте не является публичной офертой.
При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка
на сайт обязательна.

Пояснительная записка

Целью учебного курса является углубленное изучение основополагающих классических и современных работ и подходов по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе и в рамках различных психоаналитических школ и направлений.

Курс предназначен для студентов 2-го курса Факультета клинического психоанализа как теоретическая и практическая подготовка к квалификации

В задачи учебного курса входит:

  • системное и обстоятельное изучение предлагаемого материала по психоаналитической теории неврозов в исторической перспективе, в контексте развития теории и практики психоанализа
  • формирование у студентов положительной мотивации к исследовательской активности в рамках самостоятельного чтения текстов (сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать причины)
  • пробуждение интереса к началам практической работы. Тренировка применения теоретических знаний, полученных в курсе, на практике проведения тренировочного клинического интервью с другим человеком.
  • пробуждение интереса к исследованию и познанию скрытых сторон собственной личности
  • пробуждение интереса к применению психоаналитического метода исследования в междисциплинарных областях (литература и искусство, философия, социология, медицина, этика и др.)
  • развитие навыков распознавания развитийных аспектов и ограничений психоаналитической науки

Знания, полученные в результате освоения данного курса, позволят студентам:

  • применять полученные знания с целью диагностики и дифференицальной диагностики различных невротических, психотических и пограничных уровней организации личности.
  • сопоставлять и ориентироваться в корпусе различных теорий, направлений и школ психоаналитической теории неврозов.

  • навыками распознавания в представленных текстах и на индивидуальном пробном клиническом материале: тревог и фрустраций, симптомов, конфликтов, фантазматической активности, влечений и защит
  • навыками установления связей текущей психопатологии с этиологическими аспектами.
  • навыками определения места симптома на психическом уровне, на уровне поведения и соматическом уровне.
  • практическими навыками изучения психоаналитической литературы
  • навыками распознавания транферно-контртрансферного взаимодействия

Отличительной особенностью данного курса является понимание фундаментальной роли выделения класса неврозов в формирование психоаналитического метода исследования и терапии и формирования на этой основе психоаналитической мысли.

Системное и аналитическое чтение оригинальных авторских текстов по психоаналитической теории неврозов, практическое использование клинического материала, включая использование неизданной в России психоаналитической литературы, обеспечивает наиболее полное овладение материалом курса. Программа курса сформирована в контексте международной практики преподавания и обучения.

Авторская концепция основывается на многолетнем клиническом опыте, опыте обучения в рамках Международной Психоаналитической Ассоциации, а также опыте преподавания. Сформированная методика предполагает подробное и регулярное изучение в рамках курса работ Фрейда и современных психоаналитиков, принадлежащих к различным направлениям и психоаналитическим школам. Концепция основана на систематической проработке литературного и клинического материала и сочетает принципы исследования и обобщения как теоретического, так и практического опыта.

Содержание курса

Загадка истерии с древних времен. Понимание истерии как феномена на пересечении медицины, социальной проблематики и культуры

  • Выделение Фрейдом истерии в сферу медицины
  • Текущий профессиональный контекст, являющийся отправной точкой для этого открытия
  • Влияние Ж.М. Шарко, П. Жане, И. Бернгейма, Э. Крепелина на понимание природы и сущности истерии.

Совместная работа с Й. Брейером

  • Фрейд как ученый, способный переработать и использовать труды, материалы, данные предшественников и создать собственное новаторское знание
  • Истерия как первый невроз, изучаемый Фрейдом, и ключ к его дальнейшим исследованиям и развитию психоаналитического понимания неврозов

Психиатрическое понимание неврозов:

  • Феноменология. Симптомы и синдромы
  • Основные формы неврозов
  • Этиология и патогенез
  • Диагностика и дифференциальная диагностика
  • Лечение и профилактика

Медицинское понимание неврозов во времена Фрейда и в современной психиатрии.

Выделение понятия истерии из психиатрической нозографии своего времени

Второй этап формирования психоаналитической концепции неврозов. 1897-1909

Третий этап формирования психоаналитической концепции неврозов. Истерия на службе метапсихологии. 1909 – 1918

Четвертый этап формирования психоаналитической концепции неврозов.

Топологический (структурный) подход

  • Проблемы загрузки, противозагрузки
  • Соотношение принципов удовольствия и реальности и первичного и вторичного процессов

  • Понятие конфликта
  • Теория влечений. Первая и вторая
  • Проблемы защит
  • Первая и вторая теория страха/тревоги
  • Теория аффекта
  • Проблемы агрессивности, садизма, мазохизма

  • Генетический подход с точки зрения теории влечений-структуры и с точки зрения объектных отношений
  • Психосексуальное развитие и развитие объектных отношений.
  • Источники, цели и объект влечения

Понятие оральности. К.Абрахам. Влияние М. Кляйн и ее школы (У.Бийон)

  • Оральность и инкорпорация
  • Первичные идентификации
  • Специфические оральные страхи и фантазии
  • Оральный конфликт – первый конфликт амбивалентности
  • Шизопараноидные и депрессивные позиции
  • Ранний Эдипов комплекс

Понятие анальности. Влияние К.Абрахама, Д.Винникота

  • Источники, цели, объект влечения
  • Второй конфликт амбивалентности
  • Типичные страхи и защиты анальной фазы
  • Формирование оппозиционных пар – активность/пассивность
  • Встреча нарциссического и объектного либидо
  • Нарциссическое усиление чувства всемогущества

Понятие фалличности. Вклад Ш.Ференци, О.Фенихеля.

  • Проблема дифференциации полов
  • Психосексуальное развитие и объектные отношения в фаллической стадии
  • Объединение порциальных влечений под приматом генитальности
  • Основные страхи и фантазии фаллической стадии у мальчиков и девочек. Детская мастурбация.
  • Детские сексуальные теории
  • Первичная сцена. Идентификации.
  • Сексуальный или нарциссический смысл в процессе развития символизации
  • Две функции развития идеала я и себя 1) как замена утраченного нарциссического всемогущества и 2) продукт идентификации с родительскими фигурами
  • Латентность. Период подавления и амнезии
  • Пубертат. Кризис идентификации у девочек и мальчиков.
  • Объектное отношение и объектный выбор

  • Понятие невроза. Классификации. Невротический уровень развития личности
  • Индивидуальный невроз по первой и второй топикам З. Фрейда
  • Бессознательное невроза
  • Символические и инцестуальные образования
  • Современная концепция невроза -- семейный невроз
  • Типичные символические инцестуальные связи
  • Взаимная зависимость и всемогущий контроль
  • Имплицитные запреты. Компрометация языка
  • Значение символической роли отца
  • Типологическое эдиповское ядро
  • эдиповские идентификации
  • эдиповская кастрация
  • эдиповский выбор объекта
  • Псевдоневротические формы психопатологии: невроз страха, невротическая депрессия, фобические неврозы, невроз характера
  • Клиника
  • Проявления
  • личность и невроз характера (гиперактивность, жесткость, тотальная стерилизация)
  • типы декомпенсации
  • Связь с угрозой потери объекта
  • Аутентичные неврозы: конверсионная истерия, истерия страха, невроз навязчивых состояний, психоневрозы защиты
  • Экономическая структура
  • Основные конфликты
  • Концепции либидо, страха
  • Истерические отношения
  • Истерия и вытеснение
  • Истерия и дифференциация полов
  • Истерия и женственность
  • Желание неудовлетворенного желания
  • Мазохизм истерика
  • Истерические идентификации, психическое заражение
  • Бисексуальность и гомосексуальность
  • Истерия и трансфер

Клиника обсессивного невроза:

  • симптом изоляции аффекта
  • дистанцирование от любой аффективной близости
  • навязчивый всемогущий контроль
  • обсессивный характер
  • обсессивные ритуалы

Мышление как экран

Регрессия на анальный уровень

Садомазохистический контекст. Идентификация с агрессором

Страх кастрации, страх потери контроля

Эдипов конфликт, выраженный прегенитальным языком

Сексуальное и нарциссическое. Нарциссическая депрессия.

Дифференциальный диагноз с пограничными состояниями

Основной способ невротической декомпенсации -- результат обесценивания нарциссического образа себя.

Проявления: руминация, маскированные формы, неврозы судьбы, неудачи, заброшенности, расстройства функциональной природы.

Связь с неврозами. Различия в механизмах и проявлениях невротической депрессии при истерическом и обсессивном неврозе

Возможность и способность психической проработки депрессивной боли как знак невротической природы депрессии (в отличие от меланхолической депрессии).

Парадокс невротической депрессии. Возможность негативного и позитивного прогнозов.

  • Миф об Эдипе как метафора в метапсихологической концепции. Семейно-нарциссический невроз.
  • Влияние обмана и семейных секретов на трагическую судьбу Эдипа
  • Превращение невысказанного в негативное послание. И предопреденность/неизбежность отреагирования в реальности как результат.
  • Лай как метафора нарциссического отца
  • Запрет на знание
  • Ранние стадии Эдипова конфликта по М.Кляйн.
  • Фантазм первосцены как принципиальный компонент Эдипова комплекса
  • Ненависть к познанию, торможение эпистимофилического импульса из-за угрозы безопасности субъекта
  • Тема утраты как фундаментальная для развития депрессивной позиции и принятия/неприятия реальности эдиповой пары
  • Интеграция депрессивной позиции и развитие способности символизации

Гипотеза о двух травматических ядрах при истерии

  • Связанные энергии и симптомы
  • Свободные энергии, повторяющиеся действия

- Различия между принципом удовольствия и принципом навязчивого повторения

  • Принцип удовольствия как символическое удовлетворение в симптомах
  • Принцип навязчивого повторения как воспроизведение травматического сценария

Взаимосвязь между сексуальным травматизмом и травмой потери объекта

Структурирующая роль фантазматического сценария

Тенденция воссоздания в трансфере инфантильных болезненных событий, независимо от принципа удовольствия






  • Об институте
  • Студентам
  • Оплата обучения
  • Новости
  • Отзывы
  • Психологическая помощь
121170, Россия, г.Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14; тел.: +7 495 933 26 83, +7 495 782 34 43

Для получения подробной информации о наличии и стоимости указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь в приемную комиссию Московского института психоанализа по телефону: +7 495 933 26 83, +7 499 249 20 00, +7 985 275 15 55

Информация на данном сайте не является публичной офертой. При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна.

121170, Россия, г.Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14;
тел.: +7 495 933 26 83, +7 495 782 34 43

Для получения подробной информации о наличии и стоимости
указанных услуг, пожалуйста, обращайтесь в приемную
комиссию Московского института психоанализа по телефону:
+7 495 933 26 83, +7 499 249 20 00, +7 985 275 15 55

Информация на данном сайте не является публичной офертой.
При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка
на сайт обязательна.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.