Психофизиологические характеристики нервной деятельности

В настоящее время под темпераментом понимается динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Для типов высшей нервной деятельности характерны отдельные психологические и физиологические характеристики.

В настоящее время для определения психологических характеристик темперамента принимаются во внимание следующие основные свойства:

1. Сензитивность (чувствительность). Характеризуется степенью внешних воздействий, необходимых для возникновения какой-либо психической реакции человека. Определяет тонкость и глубину восприятия окружающего мира.

2. Реактивность - характеризуется силой эмоциональной реакции на внешнее или внутреннее воздействие. Наиболее яркие проявления реактивности - эмоциональность и впечатлительность.

3. Активность - степень воздействия человека на внешний мир, способность преодолевать препятствия при достижении цели.

4. Темп реакции. Определяется скоростью протекания различных психических процессов.

5. Пластичность - ригидность. Определяет степень приспособления человека к внешним условиям. Пластичность характеризуется быстрой адаптацией человека к изменениям предметной и социальной среды, быстротой привыкания, легкостью вхождения в новые ситуации. Ригидность проявляется в негибкости, стереотипности поведения, затрудненности адаптации к меняющимся условиям внешней среды.

6. Тревожность - степень беспокойства и страха в ответ на реальный или воображаемый раздражитель, угрожающий здоровью или жизни человека.

7. Экстраверсия - интроверсия. Определяют направленность психической деятельности человека. Экстраверты обращены во внешний мир, отличаются жаждой внешних впечатлений, коммуникабельностью, стремлением доминировать в общении, быть в центре внимания людей, желанием действовать, а не размышлять. Психическая деятельность интровертов направлена во внутренний субъективный мир, преобладает стремление к автономии и обособленности в поведении, склонность к самоанализу, самооценка своего поведения, высокая сензитивность.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных и эндокринных факторов. Для темперамента существенное значение, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию.

В основе классификации типов нервной системы лежит три основных критерия:

1. Сила нервных процессов. В зависимости от работоспособности корковых клеток нервные процессы могут быть сильными или слабыми.

2. Уравновешенность нервных процессов. В зависимости от соотношения сил возбудительного и тормозного процессов они могут быть уравновешенными или неуравновешенными.

3. Подвижность нервных процессов, то есть быстрота их возникновения, прекращения, легкость перехода от одного процесса к другому.

Исходя из этих основных признаков, выделяют четыре основных типа нервной системы (темперамента):

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник;

2. Сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик;

3. Сильный, неуравновешенный, подвижный - холерик;

4. Слабый тип - меланхолик.

Теперь давайте рассмотрим психологические отличия каждого из типов темперамента.

Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Такие люди отличаются высокой возбудимостью, действия их порывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощается больше чем следует. При наличии у холерика общественных интересов темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. Представители данного типа подвержены быстрому воспитанию, быстро приобретают навыки.

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Такие люди быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения, усидчивости, внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. Этот тип отличается большой подвижность нервных процессов, что обуславливает возможность легкого перехода корковых клеток от возбуждения к торможению и обратно при быстром чередовании раздражителей. Легко осуществляется переделка динамического стереотипа.

Однако было бы ошибочно думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми другого.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Таким образом, под темпераментом следует понимать устойчивые, индивидуально-своеобразные свойства психики человека, определяющие динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей и мотивов.

Индивидуальные черты нервной деятельности имеют очень большое значение для его жизни. Очень важно это и для протекания спортивной деятельности. Ими в большей степени определяется скорость формирования, а также устойчивость двигательных качеств, умений, навыков. Индивидуальные особенности также могут предопределять состояние спортсмена в различные периоды его спортивной деятельности, его общее поведение на тренировках и соревнованиях.

ПЛАН.

ЛЕКЦИЯ 8. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

1. Выделение свойств нервной системы в структуре психофизиоло­гических характеристик.

2. Свойства нервной системы и динамические параметры деятельности. Функциональные состояния. Задатки способностей. Темперамент.

3. Психофизиологические характеристики и успешность деятельности.

4. Роль активации в связях психофизиологических характеристик с психологическими.

Психофизиология или физиологическая психология представляет собой самостоятельную область знания, изучающую закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека. Если психо­логия (и, в частности, психология индивидуальных различий) исследу­ет собственно психические явления, то психофизиология занимается выяснением биологических механизмов, лежащих в основе этих явле­ний, т.е. ее задачей является поиск естественнонаучных основ психики человека.

Попытки исследовать те принципы организации индивидуальнос­ти, которые являются общими и для психических и для физиологичес­ких характеристик, предпринимаются столько времени, сколько чело­века интересуют психологические особенности, поэтому материал, ко­торым сегодня обладает психофизиология, поистине необъятен. Это и представления о мозговых механизмах, являющихся материальным суб­стратом психической деятельности человека, и модели функциональ­ных систем, лежащих в основе поведенческих актов, и данные о физио­логических коррелятах психических явлений, относящихся к самым разным психологическим особенностям человека, соответственно ко­торым выделяются разные области психофизиологии (когнитивная психофизиология, социальная психофизиология и т.д.).

В лекции будет рассмотрено лишь одно направление психо­физиологических исследований, которое с момента своего возникно­вения было непосредственно связано с изучением индивидуальных различий. Название этого направления - дифференциальная пси­хофизиология.

Основные теоретические принципы построения психофизиологичес­кой теории индивидуальности были сформулированы в трудах Б.М. Теплова, и в его же лаборатории в начале 50-х годов проводятся первые экспериментальные работы, целью которых является исследование индивидуальных различий в психофизиологической организации че­ловека. Позднее ученик и последователь Теплова, В.Д. Небылицын, назвал эту область исследования дифференциальной психофизиологией, и это название в настоящее время используют как общее для разных отечественных направлений, изучающих индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках.

Теплов Борис Михайлович (1896-1965) - советский психолог, действи­тельный член АПН РСФСР, руководитель лаборатории московского Института психологии, основоположник дифференциальной психофизиологии. Он внес большой вклад в развитие самых разных разделов отечественной психологии - от общей психологии и психофизиологии до истории психологии, задал стандарты экспериментальных исследований, был талантливым педагогом. Но самым главным делом его жизни стала теоретическая, методическая и экспе­риментальная разработка проблем психологии индивидуальных различий.

Исследования, проводящиеся в школе Теплова-Небылицына, явля­ются не единственным направлением отечественной психологии, пытающемся проанализировать индивидуальные различия в психофизи­ологических функциях и их роль в формировании психологических различий между людьми. Практически одновременно с этим под руко­водством Б.Г. Ананьева начинаются исследования разноуровневой организации свойств индивидуальности. В работах этого направления индивидуальные различия в свойствах индивидного уровня, в частнос­ти, в психофизиологических функциях, подробно изучаются как ком­поненты в структуре целостной индивидуальности.

Третье направление исследований, проводимое в контексте диффе­ренциальной психофизиологии, связано с именем B.C. Мерлина, кото­рый анализировал индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках в той мере, в какой они были связаны с динамически­ми особенностями поведения (со свойствами темперамента).

Эти три направления, обладая определенной спецификой, развива­лись в тесной взаимосвязи друг с другом, которая проявлялась и в со­гласии с общими теоретическими представлениями о роли психофизи­ологических особенностей в формировании психологических индиви­дуальных различий, и в выборе методических принципов и способов исследования.

Близкими по идеологии к отечественным исследованиям, проводя­щимся в рамках дифференциальной психофизиологии, являются и не­которые зарубежные направления изучения индивидуальных различий. Так, английские психологи Г. Айзенк, Д. Грей, А. Гэйл, анализируя источники индивидуальных различий в свойствах темперамента и лич­ности, обращаются к поиску физиологических механизмових форми­рования и рассматривают индивидуальные различия в психофизиоло­гических функциях как основу различий в психологических характе­ристиках.

Основываясь на результатах работ, которые были проведены в пе­речисленных направлениях, можно понять, какую роль играют психо­физиологические особенности в целостной структуре индивидуальнос­ти - в возникновении индивидуальных различий, в сохранении их ус­тойчивого статуса и в механизмах их регуляции. Анализ этих данных и является предметом обсуждения.

1. Выделение свойств нервной системы в структуре психофизиологических характеристик.

Начиная изучение индивидуальных различий в психофизиологичес­ких особенностях человека, Б.М. Теплов разработал программу исследования свойств нервной системы, в которой исходил из представле­ний И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Цель программы состояла в том, чтобы „подойти к пониманию и возможно более точному изучению некоторых индивидуально-пси­хологических различий людей, отправляясь от изучения типологичес­ких свойств нервной системы". Сформу­лирована эта цель была в статье Б.М. Теплова, краткий вариант кото­рой был опубликован в 1957 году и которая так и называлась „Ис­следование свойств нервной системы как путь к изучению индивиду­ально-психологических различий". Этапы этого пути, как показали ис­следования, проведенные в этом направлении, представляют собой пос­ледовательный переход от изучения собственно физиологических ос­нов индивидуальности к анализу их соотношения с психологическими характеристиками - вначале с индивидными (формально-динамичес­кими), а позднее и с теми, которые занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств.

Принципы исследования психофизиологических основ индивидуаль­ности, сформулированные в школе Теплова-Небылицына, в значитель­ной степени отличаются от тех, которые реализовывались И.П. Павло­вым при изучении типов высшей нервной деятельности. Поскольку, практически, все исследования, проводящиеся в контексте дифферен­циальной психофизиологии, основываются на этих принципах, рассмот­рим их подробно (Небылицын В.Д., 1966).

1. Возможны два пути исследования индивидуальных различий. Один из них - синтетический - представляет собой сравнение друг с другом разных типов людей. Именно такой, типологический, путь исследования индивидуальных различий, состоящий в классификации людей на основании типов высшей нервной деятельности, был выбран Павловым.

И.П. Павлов предположил, что индивидуальные особенности пове­дения в значительной степени связаны со скоростью образования ус­ловных рефлексов и проявляются в быстроте и интенсивности реакций на внешние раздражители и в легкости перехода от одного действия к другому. Интенсивность реакций свидетельствует о силе процессов возбуждения и торможения, соотношение этих процессов образу уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов, а способ­ность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию свидетельству­ет о подвижности.

На основании этих трех характеристик И.П. Павлов выделил четы­ре типа нервной деятельности, которые, по его предположению, в сво­их поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовским типам темперамента.

Типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову.

(Слабый тип - меланхолик) Уравновешенность

(сильный, неуравновешенный тип - холерик)

Подвижность

(сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник)

(сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик)

Как и во всякой типологии, четыре основных типа описывают дале­ко не всех людей. Хорошо понимая это, И.П. Павлов признавал существование переходных типов, но их введение не на много изменяет ситу­ацию, поскольку большинство испытуемых оказываются в этих „пере­ходных" группах.

Кроме этого, в работах И.П. Павлова ни уравновешенность нерв­ных процессов, ни их подвижность не рассматривалась у слабых ти­пов, что ограничивало представление о вариациях в типах нервной системы.

Второй путь исследования индивидуальных различий, который Б.М. Теплов назвал аналитическим, является, по его мнению, более про­дуктивным. Этот путь предполагает выявление отдельных свойств не­рвной системы и выяснение возможных соотношений между ними. Толь­ко после этого, как считал Б.М. Теплов, можно попытаться создать типологии, которые будут базироваться на экспериментально верифи­цированных параметрах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основными признаками каждой сенсорной системы, отличающими ее от других, выступают специфическая (избирательная, повышенная) чувствительность ее рецепторов и особая модальность информации о внешнем или внутреннем мире, которая нужна для жизни человека и функционирования его организма.

Возникновение возбуждения в сенсорных системах подчиняется следующим законам раздражения.

  • 1. Закон модальности^. Раздражение по своей физиологической специфике адекватно природе раздражителя: оно возникает в той сенсорной системе, которая специализирована для чувственного отражения природной специфики раздражителя (свет — в зрительной системе, слух — в слуховой и т.д.). Качественное своеобразие раздражения кодируется физиологически в особенностях частот, величин, количеств, длительностей, распределений всего этого в пачках импульсов возбуждений, самих пачек, числе потоков, направляющихся в центральное представительство соответствующего анализатора.
  • 2. Закон латентности. Между началом действия раздражителя и возникновением ощущения проходит определенное время. Оно включает не только время, затрачиваемое на процессы возникновения раздражения в рецепторе, но и время приведения в действие системы анализатора на всех его уровнях. У разных анализаторов оно измеряется разными долями секунды (табл. 3.1).
  • 3. Закон силы. Прежде всего, как отмечалось в главе 2, слабые (подпороговые) раздражения вызывают в клетках рецепторов местный потенциал, но лишь при силе, превышающей нижний абсолютный порог, и, становясь надпороговыми, они вызывают потенциал действия, распространяющийся по афферентным путям и достигающий мозговых центров анализатора. Интенсивность сенсорного возбуждения в анализаторе зависит от силы наносимых раз- [1]

дражений. Усиление силы связано главным образом с увеличением возбуждения все большего числа нейронов (площади раздражения). Максимально возможная интенсивность возникает, когда все нейроны рецепторного и других отделов возбуждены. Существует верхний абсолютный порог возбуждения, переход которого при очень сильных специфических воздействиях, приводит в действие болевые рецепторы (например, при непрерывном превышении силы звука наступает момент, когда вместо звука ощущается боль; то же бывает при надавливании на кожу, при ослеплении глаз и т.д.). Бывает это и при неспецифических воздействиях. При ударе, например, по глазу может возникнуть ощущение вспышки света.

Таблица 3.1. Латентный период простой сенсомоторной реакции

Анализатор и качество сигнала

Латентный период, мс

Температурный (тепло и холод)

Вестибулярный аппарат (при вращении)

4. Закон градиента. Градиент — крутизна нарастания силы действия раздражителя в единицу времени. При очень медленном нарастании силы раздражителя возбуждение может и не возникнуть, так как при этом параллельно повышается порог возбуждения.

Математические зависимости проявлений физиологических и психологических закономерностей и механизмов находят отражение в особом направлении исследований — психофизике. Начала их заложили немецкие физиологи Г. Фехнер (1801 — 1887) и Э. Вебер (1795—1878). Они вычислили и зависимости между физиологическими стимулами и психологическим явлениями в сфере сенсорики. Их исследования выходили за пределы развивавшейся в то время физиологии чувств, но они все же считали психику эпифеноменом — не имеющим собственной сущности остаточным продуктом мозговой деятельности, который тем не менее может быть точно вычислен. Такое мнение в прямом или косвенном виде до сих пор сохранилось частично у некоторых современных физиологов.

Фехнер и Вебер вывели ряд математических формул о зависимости как между отдельными физиологическими сенсорными феноменами, так и между ними и внешними психическими проявлениями, которые почти в неизменном виде сохранились до сих пор. Труд Фехнера, вышедший в 1860 г., оказал сильное влияние на все последующие исследования, особенно на способы измерения и вычисления в психофизике.

  • 5. Закон исходного уровня возбужденности анализатора. Например, днем, при засвеченном зрении, мы не видим на небе звезд, но отчетливо видим их в ночное время; водитель автомобиля, ослепленный ночью светом фар встречной машины, перестает видеть дорогу так, как видел до этого, но бывает и временное ослепление.
  • 6. Закон длительности. Интервал времени в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Оно пропадает спустя некоторое время после прекращения раздражения. Длительное раздражение, даже если оно нормальной силы, приводит к снижению чувствительности [2] , а порой к пропаже ощущения (например, одежда касается нашего тела во многих местах, но мы все время этого не чувствуем).

Особое внимание психофизиологи уделяли исследованиям порогов. По исследованиям Фехнера-Вебера абсолютная чувствительность (Е) численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному минимальному порогу ощущений (Р), т.е.


Чем ниже порог, тем чувствительность клетки выше, и наоборот.

Когда афферентное возбуждение того или иного анализатора поступает в его корковое представительство, а затем, распространяясь по большим полушариям и их коре, попадает в область, связанную с речевой деятельностью, оно может быть обозначено словом, стать достоянием сознания, осмысленного использования, быть переданным другому лицу. В противном случае раздражитель, вызвавший возбуждение, даже дошедшее до высших отделов мозга, не осознается. Однако и в этом случае, как показывают некоторые экспериментальные исследования, он способен вызвать вегетативную реакцию, например расширение зрачков, сужение сосудов, выделение пота, покраснение кожи и т.п.

Этот психофизический закон, действительный для всех анализаторов, не действует в болевом. Существует почти прямая зависимость между интенсивностями ощущений и силой раздражения в диапазоне до порога выносливости.

Через сто лет после работ Г. Фехнера Дж.К. Стивенс и С. С. Стивенс предложили новую формулу психофизического закона, согласно которой


Эта формула позволяет учитывать значение абсолютного порога чувствительности в данных условиях. Поскольку известно, что значение его изменяется в зависимости от многих факторов (адаптации, маскировки и др.), формула позволяет учитывать не только величину раздражителя, но и функциональное состояние анализатора.


где К — порог различения; Р — исходный уровень раздражителя; Р — величина его прироста.

Если поменять местами то, что в знаменателе и числителе, мы получим формулу разностной чувствительности Ер она обратно пропорциональна величине минимального прироста раздражителя, необходимого для его обнаружения человеком. Г. Фехнер, на основе этих данных предположил (и вывел в не совсем точной формуле), что минимальный прирост раздражителя, впервые подмечаемый человеком, является единицей измерения ощущения, что отношения между ними не прямо пропорциональны, а логарифмичны: ощущение растет медленнее, чем растет раздражитель; чтобы повысить ощущение на единицу, раздражитель надо увеличить больше.

Сенсорные системы и процессы в них обладают свойством адаптации (от лат. adaptation — приспособление), т.е. приспособления своего функционирования к силе раздражителя, действующего на рецепторные нервные клетки и их образования. Наиболее выражена адаптация чувствительности и порогов в зависимости от силы и длительности действующего раздражителя, а также мозговых процессов и состояний. Пороги возбуждения поэтому не константная величина; они меняются, повышаясь или снижаясь в зависимости от условий. Скорость адаптационных процессов в разных сенсорных системах не одинакова.

В функционировании сенсорных систем обнаруживается взаимодействие как в пределах отдельной сенсорной системы, так и разных. Оно может приводить как к повышению чувствительности — сенсибилизации, так и к снижению — десенсибилизации. Например, световая чувствительность глаза повышается при определенном сочетании адекватных раздражителей, действующих на него одновременно или последовательно: после предварительной темновой адаптации — темновая чувствительность; засвет одного глаза повышает чувствительность другого и т.п.

Изменения обнаруживаются особенно отчетливо и практически повседневно у каждого человека. Воздействие раздражителя на любой анализатор не только приводит его в действие, но и благодаря активности коркового отдела вызывает определенные изменения в таких же отделах всех других анализаторов и в их функционировании в целом. Известно, например, что цветочувствительность изменяется при одновременном воздействии на человека звука: к красно-оранжевым цветам понижается, а к зелено-синим повышается. Слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой лица, шеи, рук, или разжевывание лимона) повышает чувствительность ночного зрения, а слабые болевые ощущения повышают чувствительность практически всех анализаторов.

На практике, воздействуя на одни анализаторы, можно целенаправленно изменять уровень чувствительности других. Общее правило таково: сильные воздействия на какой-то анализатор понижают уровень чувствительности других, а слабые — повышают. Органические ощущения при изменении внутреннего состояния организма сказываются особенно сильно на вкусовой и обонятельной чувствительности: при голодании резко повышается чувствительность к сладкому, в меньшей степени к соленому, а к горькому и кислому, напротив, снижается. Общеизвестно изменение вкусовой и обонятельной чувствительности у беременных женщин, значительно повышается органическая внутренностная чувствительность и изменяется отношение к своему телу как источнику жизни будущего ребенка, а тело становится предметом познания, что, в свою очередь, повышает органическую чувствительность.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Природа индивидуальных особенностей человека двояка.Такие ин

дивидуальные особенности как интересы,склонности характеризуются

непостоянством,колебаниями, изменчивостью.Поэтому и учитывать их

нужно с вполне определенной целью стимулировать их развитие.

Есть и другой тип индивидуальных особенностей.Они довольно

устойчивы. Изменить их практически нельзя,но невозможно и не об

ращать на них внимания,ибо их влияние ощутимо в деятельности,в

поведении,во взаимоотношениях с окружающими.

К таким особенностям относятся черты,связанные с индиви

дуальными проявлениями основных свойств нервной системы.Постоян

ство индивидуального поведения в определенных ситуациях первый

признак того,что в основе его лежат природные свойства нервной

Среди природных индивидуальнотипологических свойств наибо

лее изучены в настоящее время силаслабость ( то есть степень вы

носливости,работоспособности нервной системы,ее устойчивость к

различного рода помехам) и подвижностьинертность (то есть ско

рость смены и скорость протекания процессов возбуждения и тормо

При наличии сильной (или слабой) нервной системы,подвижной

(или инертной) могут в ходе развития,при разных условиях жиз

ни,воспитания,обучения возникнуть разные психологические черты

личности.Сильную нервную систему характеризует высокая работоспо

собность. Другими словами,нервные клетки длительное время могут

воспринимать и передавать нервные импульсы,не переходя в тормоз

ное состояние, "не уставая ".Для слабой нервной системы характерна

низкая работоспособность нервных клеток,они быстрее истощают

ся.Эти свойства нервной системы имеют соответствующие проявления

в деятельности,поведении человека.

Человек со слабой нервной системой чаще всего спокойноти

хий,осторожный,послушный. Он не может долго участвовать в шум

ных,подвижных делах,что связано с его небольшим запасом сил,повы

шенной утомляемостью.Часто склонен к аккуратность,отличается по

вышенной впечатлительностью.Непривычная среда,внимание незнако

мых людей,оказываемое на него психическое давление все это мо

жет стать для такого человека сверхсильным раздражителем. В та

ких случаях он теряется,не находит нужных слов,не отвечает на

вопросы,не выполняет простейших просьб.

Вследствие своей повышенной чувствительности такие люди отли

чаются особой уязвимостью,болезненно реагируют на критику,недо

вольство окружающих. Нередко таким людям не хватает уверенности в

себе,им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть,вслед

ствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.

Совсем иным видится окружающим человек с сильной нервной сис

темой чаще всего бодрый,уверенный в себе,не испытывающий напря

жения в учении,поражающий легкостью,с которой он осваивает значи

тельный по объему материал.Он полон энергии,неутомим,постоянно

готов к деятельности. Он почти не бывает усталым,вялым,расслаб

ленным.Включаясь в работу,он почти не испытывает трудностей;ему

нипочем дополнительные нагрузки,переход к незнакомой новой дея

тельности.Человека с сильной нервной системой отличает большая

эффективность использования времени,способность выполнить за тот

же отрезок времени больше,чем другие,благодаря своей выносливос

ти,отсутствию остановок и сбоев в работе.

Еще одним преимуществом сильной нервной системы является спо

собность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители,даже

имеющие устрашающий характер.У лиц со слабой нервной системой

нормальное функционирование нервных клеток в таких условиях нару

шается, а, следовательно, страдает и деятельность.

Таким образом,сила нервной системы обеспечивает эмоцио

нальную, психологическую устойчивость человека к воздействию

сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в эк

стремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с

сильной нервной системой легче сохранить самообладание,они спо

собны принять правильное решение в условиях дефицита времени,не

растеряться.В ряде профессий это необходимо для обеспечения беза

варийной работы всей системы "человек машина ".

Профессий,в которых возможно возникновение сложных,опасных

для жизни ситуаций,не так уж много (летчикииспытатели,космонав

цена ошибки в них зачастую может обернуться слишком дорого.

Как показывают специальные исследования психологов,пра

вильность действий профессионала в экстремальной ситуации зави

сит не столько от стажа и опыта работы,сколько от силы нервной

системы.Только лица с сильной нервной системой в нестандар

тной,сложной ситуации (аварии,взрывы,пожары,стихийные бедствия(

способны правильно оценить обстановку,сохранить выдержку,самооб

ладание,найти оптимальное решение для нормализации чрезвычайного

положения.Так,изучая деятельность "сильных " и "слабых " операто

ров энергосистем в аварийной ситуации,психологи обнаружили гро

мадные различия в их поведении.Если "сильные " не терялись и при

нимали все необходимые меры для того,чтобы предотвратить распрос

транение аварии,ликвидировать ее последствия, то "слабые " вели

себя совершенно иначе. Они либо покидали свое рабочее место,либо

совершали хаотические действия, которые в перспективе могли лишь

ухудшить развитие ситуации, либо полностью теряли возможность

совершать какие либо действия.В любом случае их профессиональная

деятельность разрушалась.Это не было связано ни с величиной ста

жа,ни с возрастом,ни с опытом работы.

Таким образом,при выборе профессии обязательно должно учиты

ваться свойство силы слабости нервной системы. "Слабым " не ре

комендуется выбирать профессии,в которых реально возможно возник

новение аварийных,экстремальных,опасных для жизни ситуаций.Поэто

му при проведении профконсультации могут быть внесены ограниче

ния на выбор определенного круга профессий для лиц со слабой нер

Однако не всегда требуется коренная перестройка планов на бу

дущее. Самому школьнику можно порекомендовать в этой же профес

сии другую специальность,или,как принято говорить у профкон

сультантов,другой рабочий пост.Даже в профессии летчика есть ра

бочие посты,не предъявляющие слишком жестких требований к челове

ку, это летчик сельхозавиации,вертолетчик.

В профессии врача лицам со слабой нервной системой противопо

казаны такие специализации,как реаниматолог,хирург.Но им могут

быть рекомендованы специальности терапевта,санитарного врача,фар

Надо сказать,что лица со слабой нервной системой имеют и опре

деленные преимущества.Так,многие "слабые " обладают гораздо более

высокой чувствительностью по сравнению с "сильными ",ориентирова

ны на высокую точность,тщательность выполнения деятельности,на

более строгий контроль за качеством выполнения, гораздо луч

ше,продуктивнее и с меньшими затратами справляются с однообраз

ной монотонной работой.Им могут быть рекомендованы работы,требую

щие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного

алгоритма (ювелир,огранщик, зубной техник, сборщик микросхем,

программист).С высокой чувствительностью слабой нервной системы,

видимо, связано то, что в музыкальных, художественных профессиях

обнаруживается много людей с нервной системой этого типа. Это

свидетельствует о преимуществах "слабых " в овладении профессиями,

в которых главным являются взаимоотношения с другими людьми, об

щение (то есть типа "человек человек ").

Для многих занятий учет свойств силы слабости чрезвычайно

важен. Для одних профессий наличие сильной нервной системы яв

ляется обязательным условием формирования профпригодности;в этом

случае необходим отбор.Для других более подходящими могли бы ока

заться лица со слабой нервной системой, именно они могут рабо

тать тут наиболее эффективно и качественно.Тем не менее в подав

ляющем большинстве профессий учет природных особенностей необхо

дим не для отбора, а для нахождения наиболее подходящего рабоче

го поста или выработки оптимального индивидуального стиля дея

тельности,который позволяет максимально эксплуатировать природ

ные данные и компенсировать недостатки.

Например,наблюдения за водителями автотранспорта показали,что

стиль работы "сильных " и "слабых " существенно различается. Так,

"слабые " практически не попадают в аварийные ситуации за счет то

го,что более тщательно готовят машину к рейсу, пытаясь предуга

дать любую неисправность и поломку, прогнозируя возможности воз

никновения неблагоприятных ситуаций в пути. Они гораздо осторож

нее ведут машину. Психологи, изучая водителей пассажирских авто

бусов, обнаружили такой факт: в группе водителей с высоким уров

нем нарушений безопасности (наличие аварий) представители слабо

го типа полностью отсутствовали. Однако общее число водителей со

слабым типом нервной системы было в выборке невелико.Видимо, эту

сложную профессию чаще выбирают люди с сильным типом, т.е. с бо

лее высокой работоспособностью и сопротивляемостью стрессовым си

Высокие скоростные показатели выполнения разных видов дея

тельности обеспечиваются такой особенностью нервной системы, как

подвижность и лабильность (высокий темп, быстрая переключаемость

с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение

внимания между разными видами деятельности). Противоположными ка

чествами обладают люди с инертными нервными процессами. Для них

характерны медлительность, неторопливость, обстоятельность как

при выполнении любой деятельности, так и в движениях, речи, выра

жении чувств. Они тщательно обдумывают любое действие, слово,

реплику, медленно реагируют на просьбы, не сразу понимают ин

струкцию. Ясно,что им гораздо труднее выполнять работу, требую

щую расторопности, быстроты, частой переключаемости, принятия от

ветственных решений в условиях дефицита времени. Однако их инди

видуальность имеет ряд преимуществ. Они работают более вдумчиво,

им свойственны основательность, кропотливость, четкое планирова

ние действий, стремление к порядку. В то же время "подвижные "

имеют наряду с положительными чертами ряд отрицательных. Им бы

вают свойственны торопливость, небрежность, стремление быстрее

перейти к другому виду работы, не доведя дело до конца, они ме

нее глубоко вникают в суть проблем, часто схватывают лишь повер

хностный слой знаний.

Все эти черты не являются обязательно присущими "подвижным " и

"инертным ",поскольку очень большое значение имеют обучение и вос

питание,саморегуляция,самодисциплина и самокоррекция поведения и

Психологи,специально изучавшие особенности выполнения разных

видов деятельности "подвижными " и "инертными ", обнаружили, что

для последних существует определенный предел в возможностях ско

ростного выполнения двигательных задач. Но ведь и круг профессий,

предъявляющих жесткие требования к скоростным характеристикам,

невелик. В подавляющем большинстве профессий нахождение подходя

щего рабочего поста, выбор наиболее соответствующих своим особен

ностям занятий, выработка индивидуального стиля помогают успешно

справляться с разными видами деятельности как "подвижным ",так и

"инертным "людям. Например,среди токарей существует такое деле

ние,как токарьскоростник и токарьточностник. Первый предпочи

тает задания, которые требуют очень высоких скоростей работы. Бу

дучи "подвижными ", такие работники любят высокий темп, быстрые

переходы от одних заданий к другим. "Инертные " же не справляются

с необходимостью работать в высоком темпе и выбирают себе зада

ния,которые надо выполнять неторопливо, тщательно, с высокой точ

ностью и хорошей отделкой. Им гораздо удобнее, легче работать

медленно и кропотливо. Опытные мастера при распределении заданий

рабочим учитывают их индивидуальные особенности, поскольку это в

конечном итоге обеспечивает высокое качество и эффективность всей

То же самое относится к выработке индивидуального стиля дея

тельности. Очень наглядно это проявилось при изучении представи

телей ткацких профессий. Действительно, эти профессии требуют

очень высокого темпа, ибо эффективность труда зависит от то

го,сколько времени без остановки работает станок. Остановки чаще

всего бывают вызваны обрывом нити и необходимостью смены челнока.

Чем быстрее выполняются эти операции, тем эффективнее работа. Ка

залось бы, подвижные ткачихи тут обладают преимуществом. Спе

циальные наблюдения за работой тех и других показали тем не ме

нее, что "инертные " ткачихи тоже успешно справляются со своими

обязанностями и по производительности труда, качеству работы не

уступают "подвижным ", а иногда и превосходят их.Но высокая эффек

тивность их труда обеспечивается особой его организацией, когда

большая часть рабочего времени отводится на подготовительные,

предупредительные операции, снижающие вероятность обрыва нити.

зная свои индивидуальные особенности, они не допускают возникно

вения экстремальных ситуаций, поскольку им труднее с ними спра

Круг профессий, которые требуют очень высоких скоростей вы

полнения работы (например, музыкант, жонглер цирка),достаточно

узок. В большинстве профессий добиться успеха можно людям с раз

ными показателями скорости протекания психических процессов.

Однако для того, чтобы выбираемая работа не была в тягость, надо

учитывать особенности нервной системы.Ясно, например, что профес

сия диспетчера или продавца легче и быстрее будет освоена подвиж

ными людьми, поскольку требует постоянных переключений. "Инертным "

лучше выбирать себе такие профессии, которые выполняются по ред

ко меняющимся алгоритмам, не требуют спешки и принятия решений в

условиях дефицита времени.

Еще одним свойством нервной системы является уравновешен

ность, которая зависит от степени соответствия силы возбуждения

силе торможения, от их баланса.Чрезмерная возбудимость при сла

бых процессах торможения нежелательна в тех профессиях, где час

то нервное напряжение.Такой человек предрасположен к самым неожи

данным срывам, поэтому ему нужна более спокойная работа.И, наобо

рот,чрезмерная тормозимость плоха там, где нужны быстрый темп,

частые перестройки и т.д.

У детей уже рано проявляются врожденные особенности строения и

деятельности нервной системы,какими являются такие свойства нер

вных процессов, как возбуждение и торможение, а именно: их сила,

подвижность и уравновешенность.На этих качествах основывается

темперамент.Российские психологи считают, что особенности темпе

рамента нельзя рассматривать оторвано от профессии.Не каждый тип

темперамента годен для любой работы.В.Мерлин утверждает, что

имеются профессии, для которых не подходят люди с определенными

качествами темперамента.Так,например,для профессии оператора

пульта управления электростанции противопоказана слабость нер

вных процессов, свойственная меланхолику.

В зависимости от особенностей нервных процессов можно теорети

чески вывести 24 типа темперамента, но практически чаще всего

наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классическо

го учения о темпераментах.

Сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и

большой работоспособностью ему подходит работа, в которой много

разнообразия, которая постоянно ставит перед ним новые задачи, он

готов все время действовать и что-то организовывать, поэтому ему

подходят руководящие должности.Работая, он может легко сосредето

читься и так же легко переключиться с одной работы на другую, но

не способен вникать в детали и не переносит однообразия.

Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью,работу вы

полняет с большим внутренним напряжением, очень энергично, пол

ностью отдаваясь своей деятельности, однако свою огромную энер

гию распределяет неравномерно, поэтому ему подходит цикличная

деятельность, периодически требующая большой, но периодической

затраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередую

щаяся с более спокойной работой.

Флегматик спокоен и уравновешен, он упорный и старательный ра

ботник, однако только в той области,к которой он привык.Ему не

подходит работа, отличающаяся разнообразием, зато монотонная дея

тельность (например, работа на конвейере) трудности для него не

представляет.Он работает неторопливо, но может достичь хороших

результатов благодаря своей твердости, настойчивости и продуман

ной организацией своего труда.

Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная

чувствительность к внешним раздражителям.У него низкая работоспо

собность, он не хочет брать на себя обязательства, боится, что не

сумеет их выполнить. Предпочитает работать в одиночку.Благодаря

своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает

тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в ис

кусстве, литературе, музыке.Меланхолику подходит работа, требую

щая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали.

Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напря

жения значительного напряжения, связанная с неожиданностями и ос

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.