Как оценить физическое и нервно психическое развитие

Детей первых трех лет жизни

Количественная оценка нервно-психического развития

(К.Л.Печора, Т.Я.Черток, 1980)

I группа II группа III группа IV группа V группа
1. Дети с опережением в развитии: - на 2 эпикризных срока – высокое развитие - на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень - задержка 3-4 линий развития (включая речь активную) III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную) II степень - задержка 3-4 линий развития (включая речь активную) III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития II степень - задержка 3-4 линий развития III степень - задержка 5-7 линий развития 1. Дети с задержкой в развитии на 4 и более эпикризных срока: I степень – задержка 1-2 линий развития II степень - задержка 3-4 линий развития III степень - задержка 5-7 линий развития
2. Дети с негармоничным, верхнегармонич-ным развитием - часть линий выше на 1 срок, часть на 2 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 срока 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 3 срока 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 4 срока
3. Дети с нормальным развитием – полное соответствие показателей НПР возрастуI3

1. Девочка 3-х месяцев сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого или игрушке. Оживляется при общении с ней матери. Лежит на животе, непродолжительно опираясь на предпечья и подняв голову. Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью. Повторно подолгу произносит отдельные звуки.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 3 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз –3 мес., Э –3 мес., До –2 мес., Др –3 мес., Ра –3 мес.

НПР – II группа, задержка I степени.

2. Мальчик 5 месяцев по-разному реагирует на близких и чужих людей. Узнает голос матери, различает ласковую и строгую интонации. Рассматривает и захватывает висящую игрушку. Долго лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Переворачивается со спины на живот. Устойчиво стоит при поддержке подмышки. Певуче гулит. Ест с ложки полугустую пищу.

Задания:1.Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 5 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз – 5 мес., Ас – 5 мес., До – 5 мес., Др – 5 мес., Э – 5 мес., Ра – 5 мес. Н – 5 мес.

НПР – I3 группа развития (I группа 3 подгруппа развития) – нормальное развитие.________

3. Новорожденная девочка в возрасте 5 дней.

Двигательная активность ребенка достаточная, физиологические рефлексы жи­вые, симметричные, физиологический мышечный гипертонус. Крик громкий. Ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), вздрагивает и мор­гает при резком звуке.

Задания:1.Какие показатели НПР оцениваются у новорожденного ребенка?

2. Оцените НПР и дайте заключение

Ответ:Аз, До

НПР – I3 группа развития (нормальное развитие)

4. Мальчик 1 года 3 месяцев хорошо понимает обращенную к нему речь, пользуется лепетом, словарный запас состоит из 2 слов - папа и мама. Ходит с 12 месяцев, самостоятельно ест ложкой густую пищу, в игре воспроизводит ранее заученные действия с предметами (возит машину за веревочку). Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 1г. 3 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение

Ответ:Показатели НПР на 2-м году жизни: развитие речи (понимание речи и речь активная), движения, навыки, игра и действия с предметами, сенсорное развитие.

У данного ребенка имеет место задержка развития активной речи – мал словарный запас (к году дети должны знать 8-10 слов).

НПР – II гр. развития, 1 степень__________________________________________________

5. Мальчик 2 лет понимает рассказ без показа событий, бывших в его личном опыте. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения. Может подобрать 3-4 контрастных цвета, названных взрослым. В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Надевает отдельные предметы (ботинки, шапку)

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 2 года?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Понимание речи, Активная речь. Сенсорное развитие Игра и действия с предметами. Движения.

НПР – I3 гр.развития (нормальное развитие)

6. Мальчик 5 месяцев реагирует одинаково мало эмоционально на мать и других людей. Различает строгую и ласковую интонацию. Игрушками не интересуется. Долго лежит на животе, голову поднимает невысоко, не опираясь на предплечья. Не переворачивается со спины на живот. При поддержке подмышки плохо опирается на ноги. Произносит отдельные звуки. Смесь сосет из бутылочки. С ложки полугустую пищу есть не умеет.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 5 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз – 4 мес., Ас – 5 мес., До – 3 мес., Др – 2-3 мес., Э – 3 мес., Ра – 2 мес.,

Задержка развития по шести показателям (Аз До Др Э Ра Н), часть показателей отстают на 2 эпикризных срока, часть – на 3 срока, в том числе речь активная.

НПР – IV гр., 3 степень, негармоничное развитие

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оценка нервно-психического развития детей младшего возраста с использованием ведущих линий развития. Алгоритм оценки НПР детей. Отклонения в нервно-психическом развитии детей и группы диспансерного наблюдения.

Самостоятельная работа.Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля, в кабинете здорового ребенка - по индивидуальному графику). Оценка уровня НПР детей.

Цель занятия- для управления формированием здоровья и контроля гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень нервно-психического развития ребенка.

В ходе занятия студент должен

Методы и способы оценки уровня НПР детей различного возраста

Эпикризные сроки, для оценки НПР детей различного возраста.

Ведущие линии развития. для оценки НПР детей различного возраста.

Группы НПР детей первых 3-х лет жизни

Показатели НПР детей первых 3-х лет жизни.

Роль НПР, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.

Взаимосвязь уровня здоровья и уровня НПР

Основные закономерности НПР ребенка (по Щелованову).

Основные причины нарушения НПР у современных детей.

Проводить оценку уровня НПР детей первых 3-х лет жизни.

Определять группу НПР первых 3-х лет жизни.

Проводить корректировочные мероприятия при нарушениях НПР ребенка.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

Какие методы и способы оценки уровня НПР детей различного возраста применяются в современной педиатрии?

На основании каких принципов основан метод диагностики НПР по Щелованову?

Каковы эпикризные сроки, для оценки НПР детей различного возраста?

Перечислить ведущие линии развития. для оценки НПР детей различного возраста.

Какие группы НПР детей первых 3-х лет жизни вы знаете?

Перечислить показатели НПР детей первых 3-х лет жизни.

В чем заключается значение оценки НПР, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка?

Физиологический смысл взаимосвязи уровня здоровья и уровня НПР

Каковы основные причины нарушения НПР у современных детей?

Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки.


Соотношение групп здоровья и групп НПР.

Группы здоровья

IV + V

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

Количественная оценка НПР детей осуществляется:

до 1 месяца (оцениваются отдельные анализаторы: СА, ЗА, ДА); Группы развития не определяются у новорожденного ребенка.

от 1 месяца до 3-х лет (по четырем группам развития);

от 4-х до 7 лет и старше (без отклонений;с отклонениями: сомато-вегетативного, эмоционального или психомоторного характера).

Для выделения группы НПР необходимо:

1) определить, есть ли задержка в развитии;

2) если имеется задержка в развитии, найти показатель с самым низким уровнем развития и по нему определить группу развития;

3) посмотреть, равномерна ли задержка (или опережение) в развитии или нет;

4) если задержка (или опережение) равномерна, определить степень задержки (или опережения);

5) если задержка (или опережение) неравномерна, определить степень неравномерности.

Группы развития не определяются у новорожденного ребенка. При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяц за эпикризный срок принимают 10 дней.

Формализованные результаты заносятся в историю развития ребенка (ф.112) при оформлении результатов комплексной оценки состояния здоровья.

Назначения по нервно-психическому развитиюдетям первых 3 лет жизни врач делает, исходя из их уровня по каждому показателю и задач, обозначенных в показателях развитияследующеговозрастного периода.

Показатели НПР детей первого года жизни

Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого (Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение (СА); лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку (ДО).

К 2 месяцам

Быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор (Э); длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие повороты головы при длительном звуке (СА); лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку (ДО); произносит отдельные звуки (АР).

К 3 месяцам

К 4 месяцам

Громко смеется в ответ на общение с ним (Э, СП); поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (СА); узнает мать или другого близкого человека (ЗА); рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее (Н).

К 5 месяцам

Узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи (СА, СП); по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (ЗА, СП); четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее (ДР); долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (ДО); подолгу певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

К 6 месяцам

Начинает реагировать на свое имя (СА, СП); свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею (ДР); переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать (ДО); начинает лепетать (АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу губами (Н).

К 7 месяцам

К 8 месяцам


К 9 месяцам

К 10 месяцам

К 11 месяцам

Радуется приходу детей, избирательно относится к детям (Э, СП); овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др. (ДР); делает первые самостоятельные шаги; стоит без поддержки (ДО); по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия — кормит куклу, водит собачку (ПР); произносит первые слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай (АР).

К 12 месяцам

Показатели НПР детей второго года жизни

К 1 году 3 месяцам

Запас понимаемых слов быстро растет (ПР); легко подражает часто слышимым обычным словам; сопровождает свои действия лепетом, эмоциональными возгласами, пользуется облегченными словами би-би, ав-ав (РА); воспроизводит в игре действия (И), различает два разных по величине предмета (СР); ходит не присаживаясь, длительно; меняет положение (приседает, поворачивается, наклоняется) (ДО); самостоятельно ест густую пищу ложкой (Н).

К 1 году 6 месяцам

Понимает смысл целых предложений о событиях, часто повторяющихся; понимает изображения предметов и действий; обобщает предметы по существенным признакам (находит два однородных предмета, внешне отличных) (ПР); словом пользуется в момент наибольшей заинтересованности (АР); в своей деятельности ориентируется в двух контрастных формах предметов (шар, куб); двух контрастных величинах предметов (матрешки), подбирает к образцу предмет такой же формы — кубик к кубику (СР); отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия (причесывает куклу, моет ее и пр.) (И); перешагивает через препятствие приставным шагом (ДО); самостоятельно ест густую и жидкую пищу ложкой (Н).

К 1 году 9 месяцам

Показатели НПР детей третьего года

К 2 годам 6 месяцам

Предложения становятся многословными из 3 и более слов (АР). Подбирает к образцу разнообразные предметы 4-х цветов (СР). Игра носит сюжетный характер; ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий; самостоятельно делает простые постройки при игре со строительным материалом и называет их (И); полностью одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки (Н); перешагивает через палку или веревку, поднятую над полом на 20–30 см, приставным шагом (ДО).

Начинает употреблять сложные предложения (АР); появляются элементы ролевой игры; в игре со строительным материалом появляются сюжетные постройки (И); называет 4 основных цвета (СР); перешагивает через препятствие в 10–15 см чередующимся шагом; поднимается на скамейку высотой 25 см и спускается с нее (ДО); одевается самостоятельно, начинает застегивать пуговицы с помощью взрослого, завязывает шнурки; пользуется салфеткой по мере надобности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

1.Работа в кабинете участкового педиатра: оценка НПР у детей младшего возраста

Задание к самостоятельной работе:

Нервно психическое развитие показывает насколько зрелая нервная система у маленького человечка. Естественно, что необходимо контролировать этот вид развития не меньше, а порой и даже больше, чем физическое. И это можно сделать самостоятельно.

Причины отставания развития или задержки


Нервно психическое развитие зависит от большого количества факторов. В особенности: гипоксия плода, гестоз или токсикоз в период беременности, энцефалопатия перинатальная, стимуляция, вакуумная экстракция, родовая травма, инфекции в период беременности, стресс во время вынашивания, низкие показатели по шкале Апгар.

Как оценить развитие

Во время оценки нервно психического развития всегда учитывают несколько факторов:

  • есть ли рефлексы или формируются ли они (в первую очередь, это условные рефлексы, зрительные, пищевые или слуховые);
  • безусловные рефлексы;
  • улыбка у ребенка;
  • реакции эмоциональные;
  • попытки привлечь внимание взрослых людей;
  • оживление;
  • узнавание родителей или людей, которые за ребенком ухаживают;
  • появление в речи слов и слогов;
  • гуление;
  • играет ребенок или нет;
  • осуществление действий;
  • негативная реакция на игрушки или внешние раздражители;
  • восприятие речи окружающих;
  • понимание смысла слов "можно" и "нельзя".

Как диагностировать


Диагностируют нервно психическое развитие детей в поликлиниках с помощью невролога или педиатра. Основывается диагностика на течении беременности, на возрасте маленького человечка, предболезненного состояния либо анамнеза.

Врачи не упускают ни один показатель, но нужно не проглядеть момент родителям. Когда ребенок не держит головку, не начал переворачиваться, не произносит никаких звуков, не интересуется игрушками и не провожает их глазами, не говорит, не сидит, не ходит, либо же говорит очень мало слов для своего возраста, во всех этих случаях нужно обращаться к врачам. И не нужно ждать чего-то, потому что промедление бывает чревато.

На что опираться

Чтобы понимать в правильном ли направлении происходит нервно психическое развитие детей, нужно опираться на таблицы развития. Более подробные составлены для деток до года (на каждый месяц свои требования), а для детей до трех лет нормы развития определены уже по годам. Разберем подробнее.

Развитие детей от месяца до полугода


Нервно психическому развитию детей раннего возраста уделяют чуть больше времени, потому как первый год самый важный в жизни человека.

  1. Первый месяц жизни. Ребенок концентрирует свое внимание на короткий промежуток времени на блестящих и ярких предметах. Вздрагивает, когда слышит громкие и резкие звуки. Именно в первый месяц жизни большинство детей начинают улыбаться. Если ребенок лежит на животе, то пытается держать голову.
  2. Второй месяц жизни. Маленький человек, не отрываясь следит за игрушкой, которая находится перед его лицом. Начинает прислушиваться к громким звукам и улыбаться в ответ на речь взрослых. Ребенок может отвечать гулением, когда с ним разговаривают. Уже держит головку в период лежания на животе по несколько минут.
  3. Третий месяц жизни. Физическое и нервно психическое развитие прогрессирует. Теперь дети могут фиксировать взглядом какой-либо предмет и рассматривать его продолжительное время. Ребенок в три месяца уже умеет прислушиваться. Наблюдается оживление в ответ на речь, это может быть улыбка, гуление или активные движения рук и ног. Продолжает удерживать голову на несколько минут во время лежания на животе.
  4. Четвертый месяц жизни. Ребенок вертит головой во все стороны, узнает родителей или людей, ухаживающих за ним. Громко и заливисто смеется. В этом возрасте ребенок часто переворачивается со спины на живот и обратно. Активно гулит и берет в руки заинтересовавшие его игрушки.
  5. Пятый месяц жизни. Оценка нервно психического развития в этом возрасте осуществляется по узнаванию маленьким человеком близких ему людей, неприятию чужаков. С помощью взрослых ребенок может встать на ножки, но периодически будет их поджимать. Все больше желания хватать и разговаривать.
  6. Шестой месяц жизни. В этом возрасте дети переворачиваются с одного бока на другой, сами берут игрушки. Теперь ребенок разговаривает слогами, которые поддаются распознаванию. Он может есть с ложки и не давиться.

Развитие от полугода и до года


  1. Седьмой месяц жизни. Начинается активный двигательный период. Дети начинают или пытаются ползать. Перекладывают игрушки и интересующие их предметы с одного места на другое, а также активно играют. Малыш четко произносит слова и делает это с удовольствием. Ребенок с готовностью пьет с поильника или бутылочки, а также с удовольствием рассматривает предметы, которые ему показывают взрослые.
  2. Восьмой месяц жизни. Показателями нервно психического развития ребенка в этот период являются активные действия малыша. Восьмимесячные дети очень хорошо ползают, могут сами сесть, встать и перемещаться по комнате. Ребенок уже на какое-то время может заняться игрушками. Он произносит слова, слоги или пытается это сделать. Дети в этом возрасте активно учатся всему, поэтому можно научить их любому действию, например, махать "пока-пока".
  3. Девятый месяц жизни. Маленький человек уже может ходить с поддержкой. Сам способен придумывать, как поступит с тем или иным предметом. Лепет ребенка приобретает смысл, можно распознать слова или слоги. Он показывает, где, что находится, если его попросят, или реагирует, когда произносят его имя. Пьет из взрослой кружки и понимает, что от него хотят взрослые.
  4. Десятый месяц жизни. Ребенок может влезать на диван или кровать, открывать двери и коробки. Уже начинают копировать речь взрослых, даже интонацию и тембр. Ребенок понимает, что от него хотят старшие, пьет из кружки, произносит первые слова.
  5. Первый год жизни. Словарный запас ребенка насчитывает десяток слов. Большинство детей самостоятельно ходят. Маленький человек исполняет просьбы взрослых, сам пьет из кружки и берет ее в руки.

После года все еще много важных моментов в развитии, которые нужно контролировать.

Развитие ребенка до полутора лет

Ребенок может подниматься по ступенькам, приседает, наклоняется. В этом возрасте у детей появляется желание есть самому. В игре ухаживает за игрушками (кормит, умывает, расчесывает), может показать животных, которых знает или другие предметы. Выбирает среди множества вещей свою игрушку, выполняет простые просьбы взрослых. Копит пассивный запас слов, может выразить словесно свои эмоции или интерес.

Развитие ребенка от полутора до двух лет


До года и девяти месяцев дети могут частично снимать с себя одежду, понимают короткие рассказы или сказки. Если показать картинку и спросить, кто на ней изображен, они будут отвечать. В этом возрасте ребенок понимает, что в туалет нужно ходить на горшок. Когда играет, начинает строить что-то. Разговаривает уже предложениями из двух слов, постоянно добавляются новые понятия.

От года и десяти месяцев и до двух лет малыш совершает скачок в развитии и теперь умеет очень многое. Например, ребенок учится бегать, попадать по мячу ногами, прыгать на одном месте. Может надеть шапку, носки или ботинки. В игре прослеживаются логичные действия (куклу кормят, а потом умывают). Если ему показать предмет определенного цвета и попросить найти такой же, то он найдет. В этом возрасте дети учатся играть между собой. Может выразить свою мысль предложениями из двух или трех слов.

Развитие от двух до двух с половиной лет


Оценка нервно психического развития детей в этот период происходит по следующим критериям:

  1. Ребенок умеет сам одеться, но не застегнет и не зашнурует вещи.
  2. Имеется последовательность в играх. Например, игрушку сначала кормят, потом купают, а потом только укладывают спать.
  3. Может выполнить сложную просьбу, такую как "открой шкаф, принеси книжку". За весь день может не замараться.
  4. В предложениях увеличивается количество слов до пяти. Ребенок уже использует более полусотни слов. Начинает спрашивать: что это такое? почему? когда? Знает, как его зовут и свою фамилию. Может ответить на некоторые вопросы.

Развитие до трех лет


Степень психологического развития определяют по следующим признакам:

  1. Ребенок может сам одеться и застегнуться, а также завязать шнурки.
  2. В играх проявляет фантазию, у него шкаф — это дом, а стул — машина. Начинает играть в ролевые игры (во время игры делит персонажей на мам, пап и так далее). Называет основные цвета, рисует карандашом и лепит несложные фигуры из пластилина.
  3. Знает, как зовут родителей. О себе говорит с использованием местоимения "я", задает большое количество вопросов. Предложения становятся сложные. С помощью речи ребенок что-то объясняет или высказывает свои мысли.

Таковы критерии нервно психического развития детей.

Каждому родителю необходимо ориентироваться в особенностях физического и нервно-психического развития малыша. Особую важность это приобретает в первые годы жизни. Ребенок должен быть здоровым, эмоциональным, любознательным, уметь приспосабливаться к окружающей действительность. При этом чем младше малыш, тем более интенсивно протекают у него процессы развития и роста.


Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.


Факторы развития

Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:

  • Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
  • Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).

Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.


Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.

Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:

  • в первый год жизни – ежемесячно;
  • 1–2 года – раз в 3 месяца;
  • 2–3 года – каждые полгода;
  • от 3 лет – раз в год.

При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.


Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.

Порядок действий таков:

  1. Настроить измерительный прибор.
  2. Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
  3. Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
  4. Из получившегося результата вычесть вес пеленки.

Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.

Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).

Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.

При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.


Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.

Порядок действий таков:

  1. Снять обувь, головной убор.
  2. Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
  3. Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
  4. Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
  5. Произвести замер расстояния от головы до пяток.

Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:

  • область между лопатками;
  • крестец;
  • пятки.

Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.

Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.


Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.

Нервно-психическое развитие (до 1 года)

Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.

Интересны и числовые данные:

  • Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
  • К году показатель меняется – 1/11.
  • В 5 лет – 1/13.
  • Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.

При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.


Ключевые показатели

Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:

  • физиологические рефлексы;
  • появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
  • эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
  • голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).

Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.

Этапы

Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.


Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.

Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:

  • Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
  • Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
  • Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
  • Отличает человеческий голос от других звуков.
  • Реагирует на громкие звуки.
  • Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.

Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.

Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.

В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.

Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.

Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.

Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.


Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками – теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.

Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.


Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.


Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.

Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.


Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.

Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.


Формирование психики

Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:

  1. Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
  2. Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
  3. Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
  4. Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.

Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.

Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.