Психологические механизмы формирования невротика



Став взрослым, такой человек постоянно собой недоволен и считает это недовольство моральной добродетелью, а также может испытывать зависть по отношению к другим.

Вероятнее всего, когда-то эти директивы имели положительное назначение, являясь концентрированным опытом выживания нескольких поколений семьи в реальных исторических условиях. Историческая ситуация изменилась, но директивы как некое инертное знание все еще передаются следующему поколению.

3. РОЛИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;

4. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает депривация. Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная.

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации. Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка.

Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:

низкая способность к фантазированию;

инфантильная безответственность и др.

Д. Воулби выделил сензитивный период (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться матерью, ничего не хочет о ней слышать.

Как уже было сказано, отдельные аспекты феномена депривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) родительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои основные функции и удовлетворять потребности членов семьи).

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-НЕВРОТИКА

Существование ребенка в пространстве проблемной, дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероятности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность — это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психологами экзистенциально-гуманистического направления: А. Маслоу, Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.

Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застенчивости.

Способность делать ответственный выбор между движением вперед и отступлением. У такого человека отсутствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.

Развитая ответственность перед своей совестью.

Выбор вариантов в процессе принятия решения осуществляется на основании собственных принципов и убеждений.

Базисные черты невротической личности выделены известным психоаналитиком К. Хорни.

Сензитивностъ. Сензитивность проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.

Тревожность. Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т. п.).

К. Хорни выделила и описала основные характерные невротические потребности следующим образом.

Потребность властвования, доминирования,лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия на себя ответственности за бремя власти.

Потребность в публичном восхищении, признании. Знаки признания и социального восхищения становятся для невротика мерилами самоценности личности.

К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки — ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характеристику невротической личности, автор отмечает, что у невротиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностями питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверхзаботливым, но в этом случае он будет действовать под влиянием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.

Ребенок рождается с огромными способностями к адаптации. Если воспитание идет без учета природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесе и А. Томас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонгитюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во время еды, игры, одевания; опрашивали родителей, учителей. В результате С. Чесе и А. Томас выявили определенные различия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.

Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.

1. Степень моторной активности. Ребенок может родиться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пассивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизирующий фактор.

Ритмичность. (Темп выделений.) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассимилятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-дизритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребностных состояний.

Приближениеудаление. Эта характеристика определяет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.

Интенсивность. Под интенсивностью понимается количество энергии, которое используется ребенком для выражения эмоций.

Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно наступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.

Порог чувствительности. Порог определяется величиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ребенка.

Интервал времени, в котором поддерживается активность. Эта характеристика определяет то, как долго ребенок может находиться в состоянии активности.

В том случае, когда родители игнорируют перечисленные выше характеристики темперамента ребенка, навязывая ему чуждый ритм и интенсивность контактов со средой при удовлетворении потребностей, они создают условия для формирования невротической личности. Наибольшие трудности в воспитании обычно связываются со следующими типами детей.

Влияние типа материнства и типа темперамента на развитие ребенка

Тип темперамента

Таким образом, для нормального развития ребенка в семье важен не тип темперамента ребенка, а тип материнства. В настоящее время существует нетрадиционная точка зрения, что даже в молоке матери есть ферменты, которые могут успокаивать ребенка и развивать его природные способности.

Обобщая сказанное, можно заключить, что детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров.

А.И. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание воспитательного процесса.

Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям. В зависимости от интенсивности эмоционального контакта выделяются такие типы отношений, как гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие.

Параметр контроля. Выделяются следующие типы контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.

Последовательностьнепоследовательность в предъявлении требований.

Степень эмоциональной устойчивости родителя в переживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций.

5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком.

Сочетание этих параметров может определять разные типы неврозов. Например, ограничительная, аффективная неустойчивость может вызвать у ребенка невроз страха; сверхпринятие, разрешительство и непоследовательность вызывают истерический невроз; выраженное одиночество — невроз навязчивых состояний.

Наиболее характерные черты патогенной системы воспитания по А. Захарову:

низкая сплоченность и разногласия членов семьи в воспитании;

высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;

ярко выраженная степень опеки, ограничительство в каких-либо сферах жизнедеятельности;

повышенная стимуляция возможностей детей и в связи с этим частое применение угроз и осуждений.

Процесс формирования невротической личности оказывает влияние на целый ряд параметров системы семейных взаимоотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

Неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического варианта аномалии личности ребенка. Нарушение этих отношений может рассматриваться в качестве механизма развития аномалии невротического варианта. Оба типа аномалий, несмотря на ряд феноменологических различий, могут вызывать искажение самооценки и нарушения межличностных отношений.

6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ И МОТИВОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

общий эмоциональный фон текстов (формальный, невыраженный, позитивный или негативный);

наличие позитивных или негативных оценок облика ребенка;

выделение временных планов в общении и взаимодействии с ребенком.

Инструкция для родителей: «Сейчас вы услышите рассказ, в сюжете которого будут представлены конфликты, часто встречающиеся у детей.

Вопросы родителям:

Как бы поступил в этой ситуации ваш ребенок?

Что бы он чувствовал?

Почему вы считаете, что он поступил бы именно так?

А что ответил бы сам ребенок?

Что бы вы посоветовали сделать ребенку?

Как вы отнесетесь к такому выбору ребенка?

Как бы вы сами поступили?

Вопросы детям:

Как бы ты повел себя на месте героя в этой ситуации?

Ты бы стал советоваться с мамой (папой)?

А что бы мама (папа) посоветовал(а)?

А как бы мама (папа) повел(а) себя на месте героя?

При интерпретации сравниваются ответы родителей и ребенка. В результате предметом анализа психолога является следующее: адекватность предсказания родителями ответов ребенка (степень совпадения); отношение к недостаткам ребенка, преобладающий эмоциональный оттенок в отношении к ребенку; форма подачи совета; способы решения конфликта.

Ответы и поведение родителей из гармоничных и дисгармоничных семей существенным образом отличаются друг от друга и могут рассматриваться как диагностические признаки для определения типа семьи.

Гармоничная семья. В такой семье родители чаще всего адекватно и реалистично оценивают своего ребенка. Они не просто хорошо знают его, но и могут поставить себя на место ребенка в значимых для него ситуациях, идентифицировавшись с ребенком. Все их советы основаны на знании особенностях личности ребенка. Родители могут сомневаться в том, что знают о своем ребенке все.

Дисгармоничная семья. В подобной семье родители очень редко правильно предсказывают поведение ребенка. Для них характерно приписывание ребенку несуществующих у него качеств. Детям даются жесткие указания и директивы относительно принятия решения в ситуации выбора.

Родители мало учитывают личные особенности ребенка, при этом они уверены, что очень хорошо знают своего ребенка. Недостатки ребенка воспринимаются.

Одним из значимых факторов, определяющих отношения между детьми иродителями в семье, является родительская позиция. Родительская позиция — это целостное образование, которое характеризует реальную направленность воспитательной деятельности родителей, возникающую под влиянием мотивов воспитания. Содержание позиции зависит от осознаваемых и неосознаваемых мотивов воспитания. Особенности и содержание родительской позиции могут быть выявлены в результате анализа и интерпретаций текстов родительских сочинений.

Основные характеристики родительской позиции, выявляемые при анализе.

Адекватностьнеадекватность. Степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка. Неадекватность проявляется в иллюзиях, приписыванию ребенку несуществующих качеств (дисгармоничная семья).

Прогностичностъ. Характеристика способности родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка. Способность планировать способы взаимодействия с ребенком с учетом его развития.

Родительская позиция определяется доминирующим мотивом воспитания, который может и не осознаваться родителем. Традиционно выделяются следующие мотивы воспитания.

Воспитание как реализация потребности обретения смысла жизни. Для многих родителей воспитание ребенка является смыслом жизни. Для таких родителей характерно стремление удерживать очень близкую личностную дистанцию с ребенком. Однако в процессе взросления ребенок начинает устанавливать эмоционально значимые отношения и с другими (кроме матери и отца) людьми. Такого рода привязанности могут, например, бессознательно восприниматься матерью как угроза неудовлетворения ее собственных потребностей, поэтому все контакты ребенка вне семьи начинают вызывать чувство ревности и настороженности. Такой мотив проявляется в характерных высказываниях следующего типа:

5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика

Существование ребенка в пространстве проблемной, дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероятности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность – это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психологами экзистенциально-гуманистического направления: А. Маслоу, Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.

? Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застенчивости.

? Способность делать ответственный выбор между движением вперед и отступлением. У такого человека отсутствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.

? Развитая ответственность перед своей совестью.

? Выбор вариантов в процессе принятия решения осуществляется на основании собственных принципов и убеждений.

Базисные черты невротической личности выделены известным психоаналитиком К. Хорни.

? Сензитивность. Сензитивность проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.

? Тревожность. Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т. п.).

К. Хорни выделила и описала основные характерные невротические потребности следующим образом.

? Потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия на себя ответственности за бремя власти.

? Потребность в публичном восхищении, признании. Знаки признания и социального восхищения становятся для невротика мерилами самоценности личности.

К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки – ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характеристику невротической личности, автор отмечает, что у невротиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностями питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверхзаботливым, но в этом случае он будет действовать под влиянием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.

Ребенок рождается с огромными способностями к адаптации. Если воспитание идет без учета природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесе и А. Томас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонгитюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во время еды, игры, одевания; опрашивали родителей, учителей. В результате С. Чесе и А. Томас выявили определенные различия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.

Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.

1. Степень моторной активности. Ребенок может родиться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пассивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизирующий фактор.

2. Ритмичность. ( Темп выделений. ) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассимилятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-дизритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребностных состояний.

3. Приближение – удаление. Эта характеристика определяет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.

4. Интенсивность. Под интенсивностью понимается количество энергии, которое используется ребенком для выражения эмоций.

5. Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно наступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.

6. Порог чувствительности. Порог определяется величиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ребенка.

9. Интервал времени, в котором поддерживается активность. Эта характеристика определяет то, как долго ребенок может находиться в состоянии активности.

В том случае, когда родители игнорируют перечисленные выше характеристики темперамента ребенка, навязывая ему чуждый ритм и интенсивность контактов со средой при удовлетворении потребностей, они создают условия для формирования невротической личности. Наибольшие трудности в воспитании обычно связываются со следующими типами детей.

Таблица 4 Влияние типа материнства и типа темперамента на развитие ребенка

Таким образом, для нормального развития ребенка в семье важен не тип темперамента ребенка, а тип материнства. В настоящее время существует нетрадиционная точка зрения, что даже в молоке матери есть ферменты, которые могут успокаивать ребенка и развивать его природные способности.

Обобщая сказанное, можно заключить, что детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.И. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание воспитательного процесса.

1. Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям. В зависимости от интенсивности эмоционального контакта выделяются такие типы отношений, как гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие.

2. Параметр контроля. Выделяются следующие типы контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.

3. Последовательность – непоследовательность в предъявлении требований.

4. Степень эмоциональной устойчивости родителя в переживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций.

5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком.

Сочетание этих параметров может определять разные типы неврозов. Например, ограничительная, аффективная неустойчивость может вызвать у ребенка невроз страха; сверхпринятие, разрешительство и непоследовательность вызывают истерический невроз; выраженное одиночество – невроз навязчивых состояний.

Наиболее характерные черты патогенной системы воспитания по А. Захарову:

? низкая сплоченность и разногласия членов семьи в воспитании;

? высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;

? ярко выраженная степень опеки, ограничительство в каких-либо сферах жизнедеятельности;

? повышенная стимуляция возможностей детей и в связи с этим частое применение угроз и осуждений.

Процесс формирования невротической личности оказывает влияние на целый ряд параметров системы семейных взаимоотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

Неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического варианта аномалии личности ребенка. Нарушение этих отношений может рассматриваться в качестве механизма развития аномалии невротического варианта. Оба типа аномалий, несмотря на ряд феноменологических различий, могут вызывать искажение самооценки и нарушения межличностных отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Такого рода расстройства (неврозы и их производные) в большинстве случаев развиваются у людей, имеющих определенный тип нервной системы, на основе которого часто формируется тревожно-мнительные черты характера, впечатлительность, ранимость (уязвимость). Играет определенную роль также генетическая наследственность, особенности воспитания и травматический жизненный опыт.



Чувствительному типу труднее перерабатывать стрессы – чаще всего вырабатывается неправильное, нерациональное реагирование на стрессовые ситуации, что в конце концов приводит к перенапряжению организма, нервно-психическому истощению, невозможности адаптироваться к сложным ситуациям или жизненным переменам.

Как правило, невротические психические расстройства формируются у тех представителей чувствительного типа, которые воспитывались в неблагоприятных условиях . Это мог быть воспитательный стиль по типу гиперопеки (чрезмерной заботы о здоровье ребенка, постоянное беспокойство матери, бессознательное культивирование страхов). Здесь может иметь место так называемая индукция страхов и тревоги, передающаяся ребенку от родителей (чаще всего матери): если самый близкий человек постоянно предупреждает и ограждает меня от чего-то, значит, действительно, окружающий мир опасен, мне нужна защита, я сам не справлюсь.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности – укоры, критика, сравнение с другими детьми, недовольство ребенком также порождает у него ощущение собственной неадекватности и неспособности справиться с трудностями, а значит – тревоге и невротическим сомнениям.



Для тревожных личностей часто бывает трудно принимать решения, они слишком много сомневаются, не уверенны в себе, чувствуют свою вину, занимаются самоедством. Во многих случаях все эти особенности сформированы благодаря симбиотическим отношениям в семье, или так называемой когнитивно-эмоциональной недифференцированности, которые привели к нарушению или несформированности границ личности, выстраиванию центра и стержня своего Я.

К травматическому жизненному опыту относится также разного рода пережитое насилие (в частности, изнасилование); иногда – переживания ребенка по поводу того, что мать надолго уезжала и оставляла его на нелюбимых родственников или соседей; травматический опыт в детском саду или школе. Так, например, одна моя клиента с логоневрозом (заиканием, возникшим на фоне невротического расстройства) рассказывала, как от волнения в 6 классе она при ответах на вопросы учителя начала немного заикаться. Мальчишки сзади смеялись и передразнивали ее. С тех пор при необходимости говорить перед чужими людьми она заикается.



Исследования показывают, что у людей, часто переживавших страх, активируется работа одной из структур мозга, где вырабатываются вещества, ответственные за ощущения страха, - амигдалы (миндалины). Страх и тревога являются важными и полезными состояниями живого существа – могут спасти его от опасности. Однако, склонность преувеличивать опасность приводит к ненужному в данной ситуации, но ставшему рефлекторным выбросу гормонов и других нейротрансмиттеров (одни и наиболее известных является адреналин) и неприятным ощущениям, в частности, тревоге.


С рождения и до достижения самостоятельности между миром и маленьким человеком стоят его родители, близкие родственники и семья в целом. Это означает огромную ответственность родителей не только за своего ребёнка, но и перед своим ребёнком. Ответственность за то, как родители демонстрируют перед ним жизненные порядки, как они показывают своему отпрыску взаимоотношения человека и окружающей реальности, как они учат ребёнка строить отношения с другими людьми.

Крайне редко родители целенаправленно учат ребёнка жизни, чаще всего обучение протекает скрыто, ребёнок усваивает эту науку через то как родители сами реагируют на окружающую реальность, на других людей и на своего ребёнка. Обучение жизни встраивается в саму жизнь, и в этом плане оно всецело основывается на созданном родителями психологическом климате в семье.

Нельзя недооценивать абсолютную зависимость ребёнка с рождения и до достижения самостоятельности. Наше общество искусственно завышает порог достижения самостоятельности, что негативно сказывается на обществе в целом. Сегодня как никогда становится очевидной тенденция к инфантилизации общества, всё больше молодых людей отказываются быть взрослыми, даже когда наступает юридическая и биологическая зрелость, они стремятся продолжать зависимое существование. И у этого есть свои причины.

Будучи зависимым, ребёнок учится двум важным вещам: он не имеет власти изменять себя и окружающее пространство, он свободен от ответственности за свои поступки. Достижение самостоятельности предполагает освоение двух противоположных вещей: человек получает власть над собой и над окружающей реальностью и принимает ответственность за себя и свои поступки.

Взрослые инфанты, как сейчас представляется, выбирают снятие с себя ответственности за свою жизнь и отказываются от власти над собой. Надо сказать, что это явление не было бы возможным, если бы некоторые родители явно или неявно не поощряли бы зависимое поведение своих детей.

Сейчас юридическая зрелость в России наступает в 18 лет, всё это время человек считается ребёнком, лишённым власти даже распоряжаться собой, в то время как его личность претерпевает многократные преобразования. Гораздо раньше 18-ти лет ребёнок осознаёт, что способен руководить собой, но родители требуют беспрекословного подчинения.

Вернёмся в раннее детство. Родители в это время подобны богам, всё, что исходит от родителей принимается ребёнком как правильное, истинное и не подлежащее сомнению. Ребёнок ощущает, что родители — это те люди, которые определяют будет ли ребёнок здравствовать или же ребёнку будет плохо. Именно поэтому формируется сверхзначимость для ребёнка благорасположения своих родителей. Фактически, любое проявление отвержения со стороны родителей воспринимается ребёнком как угроза его жизни.

Он ещё не способен улавливать социальной подоплёки в том, что, что бы ребёнок ни сотворил, родители никогда его не бросят, так как бросать детей на произвол судьбы сейчас считается социально неприемлемым, если даже не принимать во внимание глубинные родительские чувства, которые также не позволят им расстаться с ребёнком. Он не знает всего этого и всерьёз верит, что если родители не будут им довольны, ему конец.

Взросление не обходится без того, чтобы ребёнок не начал проявлять свою индивидуальность. С самого раннего проблеска сознания и далее по нарастающей ребёнок начинает понимать, что он всё-таки способен влиять на ход событий. И он хочет пользоваться своими новыми возможностями всё чаще и чаще. В это время родители стараются установить для ребёнка множество правил, границ и запретов, которые он, в силу своей тотальной зависимости, обязан соблюдать беспрекословно. Запретить проще и быстрее, чем научить.

Конечно, ребёнок всё ещё имеет желание действовать, но теперь он идёт против воли своих родителей, которые, несомненно из лучших воспитательных побуждений, постараются пресечь любые попытки выхода ребёнка за установленные рамки.

Здесь родители часто подливают масла в огонь, критикуя ребёнка и разнося в пух и прах те его личностные качества, которые привели к преступлению ребёнком заветов родителей. Под прицел попадает инициативность, самостоятельность, наличие собственного мнения, спонтанность, искренность (если ребёнок сам рассказал о каком-то случившемся с ним негативном эпизоде), ощущение уверенности и всё остальное, что позволило ребёнку проявить свою волю. Все эти лучшие качества, так необходимые человеку во взрослой жизни, омрачаются в глазах ребёнка. Он понимает, что если он будет и дальше обладать такими качествами, то он не выживет.

Стоит отметить, что всё это происходит не из-за одного эпизода (не из-за одного конфликта с родителями), а из-за серии однотипных воспитательных приёмов, используемых родителями против своего ребёнка. То есть виной всему воспитательная тенденция, порядок применения наказаний и поощрений, принятый в семье, а не единственный конфликт.

Начинается формирование первичной защиты в зависимости от того какие качества были названы родителями как нежелательные. Чаще всего, ребёнок бросает любые попытки проявить инициативу, так как понимает, что она более чем наказуема, отказывается от общения со сверстниками, так как больше не может постоять за себя, ведь его защита была сломлена, замыкается в себе, чтобы более не вызывать пристального внимания к своей персоне.

Но это совсем не значит, что уходя от столкновений и получая насмешки за свою трусость, ребёнок совсем не переживает по этому поводу. Он не подозревает о том, какие силы заставили его уйти и подчиниться в очередной раз. Всё, что он видит, так это то, что он неудачник, изгой и слабак. К прежним негативным мыслям о себе ребёнок добавляет ещё и эти. Каждый такой эпизод укрепляет его в мысли, что он сам ничтожнейшее из ничтожеств, недостойный жить на одной планете с людьми гораздо выше его по ценности.

Опять же, масла в огонь подливают родители, которые теперь винят ребёнка в несамостоятельности, потере социального статуса и чести семьи, им неприятно осознавать, что именно они вырастили рохлю и тогда в ход идут угрозы и требования во что бы то ни стало измениться, приобрести недостающие лидерские качества и научиться оказывать отпор, когда это требуется. В худшем случае, родители сами начинают издеваться над ребёнком, подтрунивая над его слабостями, в тайне надеясь, что ребёнку надоест это терпеть и он изменит своё поведение на желательное.

Ни в том, ни в другом случае ребёнок не сможет справиться с натиском с двух сторон. Единственное, в чём он теперь нуждается, это защита от внешнего мира, от всего, что потенциально может принести ему боль.

И то, как он справится с этим, и будет составлять ядро его невротического расстройства. Потому что невроз – это всегда попытка защитить себя, сущность невроза составляют невротические защиты, сформированные ещё во времена первых конфликтов с родителями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.