Психомоторный уровень невротических нарушений у детей с нарушениями речи


  1. В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения
  2. Почему возникает речевое нарушение
  3. Какие бывают виды нарушений
  4. Какие бывают группы нарушений
  5. Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка
  6. Профилактика нарушений

В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения

По мнению педиатров и детских психологов, нарушение речи у детей внимательные родители могут обнаружить с первого месяца жизни младенца. На возможность развития данной проблемы в дальнейшем указывает неэмоциональный, монотонный плач новорожденного. В раннем детстве задержка речевого развития определяется по следующим признакам:

Перечисленные проблемы являются признаком общего нарушения речевой функции. Чтобы помочь ребенку, необходимо обратиться к следующим специалистам для определения причины патологии и постановки точного диагноза:

  • отоларингологу для проверки слуха малыша;
  • невропатологу для диагностирования наличия органического поражения ЦНС;
  • детскому психологу, чтобы определить уровень интеллекта;
  • окулисту для проверки зрения;
  • логопеду, чтобы выставить окончательный диагноз и подобрать способы коррекции.

Нельзя выставить диагноз после посещения одного специалиста. Только комплексное обследование позволяет определить причины, вызвавшие проблему.

Почему возникает речевое нарушение

Встречаются разные факторы, приводящие к сбою речевого развития у детей. Они могут проявляться по отдельности и сочетаться между собой. К основным причинам относятся следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Возможно, у родителей речь формировалась позже, чем у их ровесников, или родственники страдали заиканием, а также нарушениями в области головного мозга, отвечающей за языковые конструкции. К наследственному фактору относятся структурные аномалии ротовой полости, нарушения прикуса, патологии нёба, короткая уздечка.
  • Причиной нарушения языковых конструкций являются болезни, перенесенные на первом году жизни. Наибольшую опасность представляют инфекции, менингит, воспаление уха, приводящее к снижению качества слуха, а порой и полной его потере, что негативно сказывается на восприятии речи. Также опасны травмы нёба, головы.
  • Врожденные патологии. Формирование нервной системы, центра развития речи плода происходит до 12 недель беременности. К наиболее негативным факторам относится перинатальное кислородное голодание, инфекции, которые перенесла женщина в первом триместре беременности, травмы. Патология развивается в результате несовместимости крови матери и плода, на фоне чего токсины, образующиеся в детском организме, нарушают функционирование центра речи в головном мозге. Частые стрессы, употребление алкогольных напитков, курение будущей матери, занятость на вредном производстве негативно сказывается на последующем становлении речи у ребенка.
  • Патологии во время родов. К наиболее опасным для дальнейшего развития речи малыша относится асфиксия, приводящая к гипоксии клеток головного мозга, использование щипцов в процессе родовспоможения.
  • Общее нарушение речи проявляется у детей, растущих в социально неблагоприятных условиях, причем не обязательно у пьющих родителей с аморальным поведением. Проблемы с речью у ребенка могут развиться и в благополучной семье, где малыш страдает от дефицита общения. Наиболее важен для ребенка дошкольного возраста эмоциональный контакт с матерью.

Речь – сложный психический процесс. Ребенок начнет говорить в том случае, если слух, головной мозг, артикуляция достигли необходимой степени развития, что зависит от состояния здоровья и окружения малыша. Недостаток ярких впечатлений, отсутствие условий для полноценного общения проявляется задержкой не только психического, но и физического развития.

Какие бывают виды нарушений

К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии:

  • брадилалия – характеризуется замедленным произношением с сохранением грамотности и четкости;
  • дислалия – замена в словах некоторых звуков при сохранении восприятия речи;
  • тахилалия – для нее характерно увеличение темпа разговора;
  • дизартрия – проявляется проблемами с голосовыми связками, мышцами щек, языка, губ, гортани;
  • заикание – возникает на фоне судорог, спазмов разных мышц артикуляционного аппарата; часто встречается в дошкольном возрасте, проявляется многократным повторением звуков или слогов;
  • ринолалия – данное фонематическое нарушение в народе называют гнусавостью, оно возникает из-за хронического синусита, аномального строения носовой полости.

Кроме фонематического нарушения встречаются внутренние факторы, вызывающие проблемы с речью:

  • алалия – является врожденной патологией из-за структурного повреждения головного мозга на фоне кислородного голодания, травмы, внутриутробной инфекции;
  • афазия – является приобретенной патологией; диагноз устанавливается в том случае, если ребенок дошкольного возраста ранее говорил, но перестал общаться языковыми конструкциями на фоне травмы, опухоли головного мозга.

Тяжелое нарушение диагностируется при комбинации разных видов отклонений. Имеющие их дети начинают разговаривать позже ровесников, у них наличествуют дефекты произношения, словарный запас беден.

Какие бывают группы нарушений

Выделяют следующие группы детей с нарушенным развитием речи:

  • В первую группу относят детей, которые хорошо различают звуки, но у них отмечаются проблемы с произношением некоторых из них. Это отклонение встречается чаще всего и легко поддается коррекции.
  • Во вторую группу входят дети, не произносящие звуки, путающие их между собой, переставляющие слоги. Они также не договаривают окончания слов.
  • В третью группу включаются дети с тяжелыми нарушениями. Они не способны различать звуки, не сливают их в слоги, не составляют предложения, у них бедный запас слов.

Чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями адаптироваться в обществе, необходима специальная и срочная коррекция.

Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка

Если родители заметили, что у ребенка имеются проблемы с речью, то им необходимо:

  • понаблюдать, как малыш общается с другими детьми, не страдает ли у него коммуникация; нарушение общения с людьми часто вызывается аутизмом;
  • проверить, нет ли у ребенка проблем со слухом;
  • проконсультироваться с неврологом, детским психологом, логопедом;
  • начать коррекцию.

Успех коррекционных занятий зависит не только от работы специалистов, но и от грамотных действий родителей.

Профилактика нарушений

У детей развитие речи нарушается по-разному, но профилактика будет общая для всех:

  • с рождения разговаривайте с младенцем, в ходе общения проявляйте различные эмоции;
  • не сюсюкайте с младенцем, четко произносите слова;
  • ежедневно занимайтесь пальчиковой гимнастикой;
  • в дошкольном возрасте занимайтесь развитием мелкой моторики, лепите, рисуйте; отлично развивает речь игра в конструктор, мозаику;
  • каждый день выполняйте упражнения для развития мышц языка – они являются подготовительным моментом в становлении звуков;
  • занимайтесь дыхательной гимнастикой, она развивает речевое дыхание, помогает бороться с заиканием;
  • читайте книги, учите стихи, расширяйте словарный запас.

Совместная деятельность детей и родителей позволит предотвратить речевые дисфункции.

Если у ребенка после четырех лет наблюдаются стойкие нарушения в произношении звуков, слов, обратитесь к логопеду для консультации. Своевременная коррекция поможет избежать развития дальнейших отклонений в развитии и нарушений в коммуникации у ребенка.

Варвара Карымова
Опыт работы. Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня посредством кинезиологии

«Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы определяется тем, что общее недоразвитие 3 уровня являются наиболее распространенными нарушениями речи у детей, особенно дошкольного возраста. Во многих исследованиях лингвистов, психологов, физиологов, педагогов отмечается тесная связь психического, в том числе и речевого, развития ребенка с состоянием психомоторики. Так недостатки двигательной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на общее и речевое развитие ребенка, его работоспособность, овладение учебной программой, на умственную деятельность и успеваемость. Своевременная коррекция нарушений речевого развития, а также психомоторных функций является необходимым условием готовности детей к обучению в школе, к усвоению школьных знаний. Для детей с нарушениями речи требуется ранняя коррекция в целях решения их ранней социальной адаптации, так как дефект речи ограничивает коммуникативные возможности детей. В связи с этим актуальность данной работы может также определяться необходимостью разработки направлений коррекции психомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием 3 уровня.

Цель: психомоторное развитие детей с нарушениями речи посредством кинезиологии.

1. Изучение и анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по данной теме.

2. Создание оптимальных педагогических условий по организации работы по психомоторному развитию.

3. Разработка системы по коррекции психомоторики у дошкольников с ОНР

1. Теоретические основы изучения особенностей психомоторного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.1 Понятие психомоторика.

Психомоторика – это мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются главными и определяющими успешность развития и обучения ребёнка.

Как отмечает О. К. Сечкина, наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой моторики. Данные психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики взрослого человека. Однако в раннем возрасте не все эти качества являются доступными для изучения и формирования. Как отмечают исследователи в области дошкольного воспитания и развития (Л. А. Венгер, A.В. Запорожец, М. И. Звонарева, С. Я. Лайзене, М. Ф. Литвинова, М. Монтессори, Т. И. Осокина, Е. Б. Сологуб, К. В. Тарасова, Е. В. Уханева, период раннего детства является наиболее сензитивным для формирования таких психомоторных качеств, как координация движений, мелкая моторика и чувство ритма.

Под координацией движений мы понимаем психомоторное качество, основывающееся на психофизиологических и морфологических особенностях организма, являющееся базой для других физических качеств и содействующее оптимальному регулированию и согласованию двигательных действий.

Под мелкой моторикой мы понимаем психомоторное качество, развивающееся на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.

Чувство ритма - это психомоторное качество, выступающее средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения человека и выражающихся в активном двигательном отклике на музыкальные настроения с закономерным распределением ритмических единиц по времени.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято считать такую форму речевого расстройства,при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Также следует отметить нарушение, как произносительной стороны речи, так и смысловой. Нарушение речи у детей дошкольного возраста может выражаться на разном уровне: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с ярко выраженными лексико-грамматическими и фонетикофонетическими недоразвитиями. В данной работе меня интересует психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 3 уровня.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с ярко выраженными лексико-грамматическими и фонетико-фонетическими недоразвитиями. Дети этого уровня свободно общаются с окружающими, но нуждаются в помощи близких (родителей, воспитателей, которые вносят в их речь соответствующие пояснения, потому что самостоятельное общение для них затруднительно.

Если дети правильно произносят изолированные звуки, то в самостоятельной речи они звучат недостаточно четко.Также для них характерным является ряд моментов:

- недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы;

- замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции;

- нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится по-разному;

- смещение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимно заменяет их.

Фонематическое недоразвитие у детей данной категории проявляется в недостаточно сформированных процессах дифференциации звуков. Чаще всего это те звуки, которые отличаются между собой тонкими акустическими или артикуляционными признаками, но иногда дети не могут различить и более контрастные звуки. Это влияет на овладение детьми звуковым анализом и синтезом.

Характерным для детей данного уровня является нарушение слоговой структуры.Наблюдается множество ошибок взвуконаполняемости слов: перестановка и замена звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

Дети, описываемого уровня недостаточно коммуникативны. В повседневной жизни они малоактивны, очень редко являются инициаторами общения, практически не общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка негативно влияют на процесс развития связной речи, прежде всего на своевременный переход от диалогической речи к контекстной.

Так как речевые нарушения тесно связаны с другими сторонами психического развития, необходимо рассмотреть и особенности сформированности сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития внимания. У многих детей наблюдается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения.

Недоразвитие речи также оказывает влияние и на развитие памяти. У таких детей достаточно сохранна смысловая и логическая память, однако довольно снижена вербальная память.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

Детям данного уровня характерно не только общая соматическая ослаб леность, но и замедленное развитие локомоторных функций. Также им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических данных. У многих детей двигательная недостаточность проявляется в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией.

Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения.

У таких детей более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в конечном итоге, позволяет при ранней помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

1.3. Особенности психомоторного развития детей с ОНР 3 уровня.

По данным ряда авторов (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова- Фомина) детям с ОНР, с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Характерным является развитие мимической моторики: страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка.

Таким образом, в результате анализа исследований Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова можно утверждать, что детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-развивающей работе по развитию всех компонентов двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика рук). Эта работа, по моему мнению, должна стать системой коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.

Учет представленных особенностей необходим при разработке коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Кроме этого, при работе с детьми большое значение имеет также соблюдение принципов коррекционно-развивающей работы,основными из которых являются:

- принцип принятия ребенка,

-индивидуального подхода к определению цели воспитания,

В результате анализа психолого-педагогической и логопедической литературы, мною было выяснено, что детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии психомотрной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики, и развитием речи. Большая часть детей с ОНР имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом.

Работая с детьми данной категории, передо мной возникла задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи, позволяла бы в игровой форме формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. В этой связи весьма актуальным становится и вопрос о внедрении в практику работы здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению. Одним из таких методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология.

Данный опыт работы направлен на использование элементов кинезиологии в коррекционной и развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В нем раскрываются вопросы использования кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.


Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.


В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста,рассмотрен анализ показателей личностного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
nauchnaya_statya_no1.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра: коррекционная педагогика и специальная психология

Научный руководитель: к.п.н., профессор ДавидовичЛ.Р.

Современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи

В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста, рассмотрен анализ показателей личностного развития детей.

общее недоразвитие речи, мелкая моторика, координационные способности, двигательная память.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е Левиной и коллективом ученых НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И. Жаренкова и др.), которые, основываясь на методе системного анализа нарушений, разработали периодизацию общего недоразвития речи.

Реализация принципа системности и развития привели ученых к обнаружению сложных и неоднородных связей в изучаемых речевых отклонениях. Понимание сложности рассматриваемых явлений потребовали разностороннего и целостного анализа патологии речи. М.М.Манассеин, В.Ф.Олтушевский,И.А.Сикорский,И.К.Хмелевский стали разрабатывать этиопатогенетический и системный метод изучения речевых нарушений .

Общее недоразвитие речи является распространенной патологией у современных детей.

Речевые расстройства напрямую связаны с психо-моторным развитием. Проблема взаимообусловленности нарушений психо-моторной сферы и речевой взаимосвязаны. Многие авторы в своих работах раскрывают как своевременное и целенаправленное устранение нарушений психо-моторной сферы влияет на коррекцию речевого развития (в первую очередь, экспрессивной речи), а также способствует развитию пространственных представлений, активизации мыслительной деятельности, лучшему усвоению программы обучения.

Методологическую основу исследования психо-моторного недоразвития речи составили фундаментальные положения о сложной структуре речевой деятельности, о взаимосвязи процессов развития речи и других психических функций (Л.С.Выготский [2] , А.Р.Лурия [7] ,, А.А.Леонтьев) [6] учение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормльном и нарушенном онтогенезе (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский и др.), учение о функциональных системах (П.К.Анохин), учение о динамической локализации высших психических функций (И.М.Сеченов, А.Р.Лурия и др.), концепция о единстве биологического и социального в процессе психического развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.)

Многочисленными исследованиями доказано, что психика ребенка формируется прижизненно под влиянием условий окружающей среды, целенаправленного воспитания и обучения. Одновременно с этим процесс психического развития определяется состоянием биологических предпосылок, являющихся материальным субстратом высших психических функций. Биологической основой рассматриваемых речевых и неречевых психических процессов являются постепенно усложняющиеся в онтогенезе системы высших психических функций ( А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия) [6, 7].

Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы. Подробное исследование моторики у детей с речевой патологией позволяет строить дифференцированную работу по коррекции двигательной сферы дошкольников с учетом клинической формы речевой патологии и конкретного уровня нарушения управления движениями.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно замедление формирования двигательной сферы (В.П.Дудьев, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, и др.).

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются различные расстройства регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости. Наиболее выражены данные проявления у дошкольников с дизартрией. Исследователи выявили у дошкольников с общим недоразвитием речи неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. В результате у детей возникают затруднения при согласовании двигательного акта с пространственно-временными параметрами.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются особенности двигательной памяти: пропуск, замены, перестановки частей двигательных программ. Также необходимо отметить недостаточную координацию ручной моторики. У испытуемых обнаруживается застревание на позах, длительный поиск нужного положения пальцев рук. Особенно выражены нарушения речевой моторики, что объясняется сложностью организации и дифференцированностью речевых движений, а также недостаточностью глубокой проприоцептивной чувствительности, сигнализирующей о состоянии костно-мышечно-суставного аппарата (Белова-Давид Р.А., 1969)

Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень двигательного воображения, от которого во многом зависит успешность реализации еще никогда не выполнявшихся действий.

Трудности в наглядно-действенном мышлении в структуре психо-моторных действий приводят к тому, что дети не могут предвосхищать двигательные действия.

Обследование общей моторики детей с общим недоразвитием речи определило некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У большинства детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и точности их выполнения. Наибольшие трудности составляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи было выявлено, что они отстают в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Для этих детей наибольшую трудность составляют следующие задания: перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге. Типичным для этих детей при выполнении заданий является недостаточный самоконтроль.

Анализ показателей личностного развития (уровень притязаний, самоанализ, самообслуживание, самооценка и т.д.) детей с общим недоразвитием речи показал следующее: у большинства детей наблюдался низкий уровень притязаний, стремление к более трудным целям. Отсутствие умения анализировать, планировать свою деятельность, недостаточный уровень инициативности и творческого подхода к решению задач, преодолению трудностей во время выполнения деятельности. Также у детей с общим недоразвитием речи отсутствует привычка к трудовому усилию, наблюдается невысокий уровень самостоятельности, целеустремленности и организованности. У некоторых детей отсутствует чувство долга и ответственности, частное игнорирование самообслуживания, а также отсутствует навык самоконтроля и адекватной оценки своей работы.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание от нормы в развитии координационных способностей, формирования мелкой моторики рук проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.).

Дети с общим недоразвитием речи имеют слабую двигательную память, что сказывается на переключаемости движений и самоконтроля.

От уровня двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб показателя психо-моторного развития зависит быстрота и прочность запоминания значительного числа последовательных действий (как простых, так и сложнокоординированных), длительность сохранения их, оперативность использования в необходимых случаях (при реализации двигательных программ, хранящихся в памяти).

Дети с общим недоразвитием речи с трудом удерживают равновесие тела. Наибольшие сложности вызывают следующие упражнения: ходьба и бег спиной вперед, стойки на одной ноге с различным положением рук, приседание на одной ноге. Также может наблюдаться низкий уровень развития произвольного управления своими движениями. Особенно слабое умение подчинять свои движения основной двигательной задаче, т.е. выполнять осмысленные движения. Дети недостаточно тонко регулируют изменения своих движений по усилию, пространственной характеристике, времени, а также не умеют координировать сложные одновременные движения.

При определении сторон тела большую сложность для детей с общим недоразвитием речи составляет выделение лево-право, дети путаются, не могут запомнить задание, не уверенно выполняют движения. Ориентировка в пространстве помещения также вызывает ряд сложностей: дети не могут организовать круг, полукруг, построиться в шеренгу, не могут запомнить свое место.

Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия. Тому в значительной степени способствуют сопутствующие речевым дефектам невротические проявления. У многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, который колеблется в зависимости от изменений условий, ощущение неуверенности в себе, которое приводит к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для многих характерна крайняя зависимость от мнения других. В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, вертится, не может длительное время сидеть спокойно. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. В целом их эмоционально-волевая сфера имеет те же особенности, что и у детей с нормально развитой речью, но фиксация на речевом дефекте порождает у ребенка чувство ущемленности, а это в свою очередь делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива.

В старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи могут наблюдаться такие особенности высшей нервной деятельности, как инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов. Быстрая утомляемость коры головного мозга приводит к низкой работоспособности детей. Неадекватность ответных реакций характеру раздражений, приводит к генеразации возбуждений, которая, в свою очередь, выражается массой дополнительных движений ног, рук, туловища.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить огромную роль своевременной коррекции имеющихся и профилактики возможных нарушений развития двигательной сферы дошкольника.

Эффективность целенаправленной педагогической работы по психо-моторному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы фронтального специального обучения для групп с однородными отклонениями в речевом развитии.

Проанализировав психо-моторное развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно сделать вывод о специфических проявлениях нарушений общей и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи на всех уровнях организации движений, об уровне двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроле при выполнении проб показателя психомоторного развития.

1. Буторин Г.Г. Основы детской патопсихологии с элементами дефектологии (Таблицы и схемы): Учеб. Пособие/ Буторин Г.Г., Агавелян М.Г. – Челябинск, 2001.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

3. Гордон Е.Б. К вопросу о коррекции письма у детей // Особый ребенок: Исслед. и опыт помощи: Науч.-практ. сб. – 1998. №1 с. 117-119.

5. Зорина С.В. Нарушения в овладении предложно-падежными конструкциями у дошкольников с задержкой психического развития // Речевая деятельность в норме и патологии: Матер. Межотрасл. Науч.-метод. Конф., СПб, 11-13 нояб., 1998. –Спб, 1999 с.116-119.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.,1969.

7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. – СПб.: Питер, 2002.

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

10 Терентьева В.И. Дефектология с основами социальной психологии: Курс лекций.- Красноярск: Изд-во Красноярского гос.ун-та, 2000.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.