Работа с детьми с неврологическим диагнозом

Симптомы, на которые стоит обратить внимание

Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка. Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.

Причины появления неврологических отклонений

Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение. Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.

Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.

Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска - это от 5-7 лет и от 11-14 лет.

Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.

И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ - родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!

Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.

Однако основная масса детей попадает на консультацию к детскому доктору неврологу в связи с наличием различных заболеваний центральной или периферической нервной системы, а также функциональных нарушений, возникающих в процессе роста и развития ребенка.

Детский невролог чаще всего осматривает детей с жалобами на беспокойство и повышенную возбудимость, головные боли и нарушения сна, ухудшение памяти и нарушение концентрации внимания, при задержке двигательного и психоречевого развития, заикании и тиках, ночном энурезе, повторных обмороках и судорожных припадках, последствиях травм и нейроинфекций и т.д. и т.п.

Чем отличается детский невролог от невропатолога?

Очень часто многие родители задаются распространенным вопросом – есть ли разница между детским неврологом и детским невропатологом? На самом деле, эти два определения абсолютно идентичны, и их определения равносильны друг другу. Почему все-таки используются оба термина?

Дело в том, что термин детский невропатолог – это довольно устаревшее название врача специалиста, использующееся в медицине до 1980 года, которое в настоящий момент приняло другое название – детский невролог.

Что касается, медицинских работников за рубежом, то отличие в терминах все же есть:

Невролог – специалист, занимающийся заболеваниями нервной системы.

Невропатолог – специалист, занимающийся тщательным изучением патоморфологии.

Немного о головной боли

Хроническое недомогание, как принято называть головную боль, по распространенности среди детей занимает одно из лидирующих мест. Во многих случаях ее считают симптомом, указывающим на ряд заболеваний ̶ от банальных офтальмологических до опухоли мозга. Наличие головной боли постоянного характера ̶ тревожный сигнал, который может свидетельствовать о больших проблемах и развивающихся у ребенка неврологических отклонениях . Если боли свойственно постепенное усиление, локализация с обеих сторон головы и тупой характер, при этом у ребенка нарушаются аппетит и сон, не стоит откладывать осмотр!

Фото: У ребенка головная боль

Чтобы лечение неврологических заболеваний происходило более эффективно, родителям следует вовремя обращаться за помощью. Но прежде нужно помнить о постоянном контроле за поведением и самочувствием ребенка, которые являются главным показателем его состояния.

Неврологические симптомы у детей имеют различный характер. В каждом возрастном периоде они могут отличаться, но всегда свидетельствуют о нарушениях в работе нервной системы.

В этой статье рассмотрим симптомы неврологических заболеваний и признаки нарушений в области неврологии у новорожденных и детей постарше.

Неврологические заболевания не всегда проявляются яркой симптоматической картиной

. Нередко заметить отклонение способен только врач.

Мозговые структуры созревают в определенные сроки. Если этого не происходит, появляются маркирующие признаки, по которым невролог может предположить наличие патологии.

Игнорирование неврологических симптомов у детей приводит к неутешительным последствиям

. Как правило, заболевание прогрессирует и вызывает еще более серьезные патологии. Это чревато нарушением в работе психомоторного аппарата.

Ряд проявлений неврологической патологии требует немедленного вмешательства, так как несет угрозу для жизни.

Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Ее становление продолжается вплоть до подросткового периода. Однако наиболее активные процессы происходят в первый год жизни.

Особенно важно не пропустить признаки патологии сразу после рождения и до годовалого возраста, так как в это время нервная система ребенка имеет большие компенсаторные способности.

Среди неврологических заболеваний, которые можно диагностировать по симптоматике, отмечают такие:

  • энцефалопатия;
  • эпилепсия;
  • невралгия;
  • расстройства вегетативной нервной системы;
  • гидроцефалия;
  • нарушения психического и речевого развития;
  • энурез;
  • патологии зрения и слуха;
  • аутизм.

Что проверяет детский невролог и какова специфика его работы?

Вне зависимости от того, какой происходит прием у детского невролога, первичный или профилактический, врач обязан провести строгую процедуру осмотра и дать определенную консультацию. Что делает и что смотрит детский невролог в кабинете медицинского учреждения?

  • Проверяет стабильную работу зрительных рефлексов ребенка;
  • Проверяет мышечный тонус и уровень силы;
  • идентифицирует наличие координации движений малыша;
  • развитие речи, памяти.
  • Определение уровня чувствительности.

После того, как врач невролог осмотрит ребенка, выслушает жалобы от родителей, ему станет более менее понятна общая картина болезни ребенка. При необходимости доктор может назначить дополнительные исследования в виде:

  • УЗИ головного мозга, сосудов. Допплерография.
  • МРТ головного мозга.

КодНаименование услугиЦена
6.1Прием врача невролога Черняевой Г.М. (осмотр, консультация, назначение лечения)2500.00
6.2Консультация невролога Мирошник Е.Е. (1-1,5 часа)3900.00
6.3Проведение дополнительного неврологического обследования (пробы на головокружение, оценка когнитивных функций, исследование вегетативной нервной системы)600.00
6.4Лечение пароксизмального позиционного доброкачественного головокружения (маневр Эпли)800.00
6.5Прием врача невролога в рамках диспансерного осмотра800.00
6.7Лечебная медикаментозная блокада (без учета стоимости лекарственных препаратов)1900
6.8Лечебная медикаментозная блокада (с учетом стоимости лекарственных препаратов)2700
6.10Вызов врача невролога на дом (Свиблово)4000
6.11Вызов врача невролога на дом (СВАО)5000

Диагностические и терапевтические меры

Чтобы поставить точный диагноз и выявить причины развития патологического состояния, назначается медицинский осмотр, который включает следующие анализы и инструментальные методики:

  • общий и развернутый анализ крови;
  • анализ мочи;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов;
  • рентген;
  • тесты на проверку слуха, зрения;
  • магнитно-резонансная томография (назначается крайне редко, только при особых показаниях);
  • диагностика глазного дна;
  • УЗИ всех отделов позвоночника.

Терапия подбирается индивидуально, в зависимости от диагноза ребенка. Лечение комплексное, врач выписывает медикаментозные препараты, направленные на купирование симптоматической картины и облегчение состояния пациента.

Лекарственные средства назначаются не всегда, только в тех случаях, если признаки имеют сильную интенсивность. Основными методами лечения являются массажи, использование физиотерапевтических процедур, проведение поддерживающей терапии.

При своевременном обращении к детскому неврологу любое заболевание можно вылечить или скорректировать, а также предупредить развитие серьезных осложнений. Главное, не затягивать с визитом к специалисту и выполнять все его предписания относительно лечения и профилактики.

Когда стоит показать ребенка неврологу?

При рождении ребенка посещение кабинета детского невролога ц профилактических целях просто обязательно. Записи ведутся в детскую карточку историй болезни. Прием проводится:

  • Когда ребеночку исполняется месяц жизни.
  • Далее в 3 месяца.
  • По истечению полугода.
  • После годовалого возраста.
  • в 4-5 лет (дошкольный период)
  • в 7 лет (перед школой);
  • в 13-14. (подростковый период взросления)

Помимо этого, при возникновении хоть малейших жалоб и предположений нарушения нервной системы маленького чада срочно рекомендуется обратиться к врачу, а именно:

  • нарушение сна, резкие пробуждения во время ночного и дневного сна с характерным плачем и истериками. Беспокойный короткий сон, капризность действий, повышенная возбудимость.
  • Дрожание подбородка, конечностей при плаче.
  • Срыгивания при кормлении, резкая рвота при капризности.
  • Вялость, усталость, непроявление интереса к подвижным играм, еде.
  • Периодические судороги.
  • Закидывание головы во время сна.
  • Головные боли.
  • Состояние обмороков.
  • Подергивания мышц, не контролируемые малышом.
  • Отклонения в развитии — ребенок не ходит, не сидит самостоятельно, не ползает, не держит головку, не смотрит в стороны.
  • Дефекты речи, запоздалое развитие речи или ее отсутствие.

При обнаружении данных симптомов Вам обязательно необходимо отвести ребенка в детское неврологическое отделение!

Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:

Группа риска

Медики выделяют группу детей, которые более остальных подвержены неврологическим расстройствам. В первую очередь это дети со слишком низкой

или, напротив,
завышенной самооценкой
. Даже в самом раннем возрасте им сложно нормально развиваться в социуме, отчего проявляется замкнутость. Также в эту группу относят детей
с признаками индивидуализма, тревожных и обидчивых
. Нередко болезни неврологического характера настигают детей
с повышенной степенью внушаемости и слишком робких
.

Нежеланных детей тоже можно отнести к группе риска.

Фото: Недоношенный малыш

Что такое ммд в неврологии у детей

ММД – это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.

Как проявляется ммд в неврологии у детей?

  • Чересчур активное поведение, а именно постоянные движения и рук и ног, отсутствие усидчивости.
  • Быстрое отвлечение на наличие каких-либо раздражителей.
  • Неумение играть одному самостоятельно.
  • Не умолкая, разговаривает, перебивает взрослых, не слышит других, когда ему задают вопросы.
  • Переходит от одного дела к другому, не завершив первое.
  • Потеря вещей в садике, школе, рассеянность.

Симптомы неврологических болезней

Многих интересует, когда требуется врач-невролог. Есть ряд симптомов, при которых необходимо проконсультироваться у специалиста:

  • общая вялость;
  • частые потери сознания;
  • головокружения;
  • тики и судороги;
  • слабость в конечностях;
  • онемение частей тела;
  • ухудшение памяти, зрения, слуха и обоняния;
  • появление шума в ушах;
  • при невротических расстройствах;
  • черепно-мозговая травма (последствия могут проявиться не сразу, а спустя время, и привести к осложнениям).

Что такое неврология у детей?

Неврология у детей – сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:

  • Получение родовой механической травмы;
  • гипоксия плода, а также недостаточное получение кислорода из-за возможного многократного обвития внутриутробно;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что такое неврология у детей восьми лет?

Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?

  1. Чересчур тяжелые нагрузки на детский организм.
  2. Чувство постоянного страха, вызванного поведением родителей, а также их давлением.
  3. Адаптационный период в школе.

Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.

К каким последствиям может привести промедление?

НС сравнима с часовым механизмом: стоит мелкой детали выйти из строя, и полноценная работа окажется нарушена. Если у ребенка наблюдается проблема неврологического характера, да еще и в запущенном виде, вскоре могут проявиться осложнения . Самое оптимистическое из их числа ̶ нарушение в работе психомоторного аппарата. Если продолжать бездействовать, ребенок может стать гиперактивным и примерить на себя синдром дефицита внимания, а то и вовсе стать заложником нервного тика. Поведение ребенка при этом становится действительно сложным, в некоторых случаях даже неадекватным.

Фото: Плачущий ребенок

Методы лечения

В тяжелых случаях при наличии гематомы и диагностированной гидроцефалии ребенку требуется хирургическое вмешательство.

Если ситуация ограничивается проявлением неврологической симптоматики без критической картины по результатам инструментального обследования, назначается медикаментозное лечение.

Оно включает:

Ванны с успокаивающими отварами ромашки, пустырника помогают малышу успокоиться.

Грудничковое плавание практикуется с двухнедельного возраста

. Упражнения, выполняемые в водной среде, снимают мышечные зажимы.

После первого месяца жизни к медикаментозной терапии и плаванию добавляется массаж. Во время сеанса специалист определяет состояние мышечного тонуса и выполняет соответствующие массажные движения.

При гипертонусе необходимо расслабить напряженные мышцы, поэтому движения должны быть плавными, поглаживающими, спокойными. При гипотонусе стоит противоположная задача, с которой справляются более активные похлопывания.

Во время массажного сеанса проводится грудничковая гимнастика

. Она необходима для укрепления мышечного корсета. Это особенно важно при слабых мышцах спины, патологии в шейном отделе позвоночника.

В дошкольном и школьном возрасте при устранении неврологической симптоматики также применяется медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и водные процедуры.

Также важно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, который часто нарушается после выпуска из детского сада

. Одним из способов профилактики невроза у дошкольников и школьников является смена видов деятельности.

Важное значение имеет ограничение пребывания перед компьютером и телевизором.

В отличие от периода новорожденности и грудничкового возраста, неврологическую симптоматику у дошкольников и школьников можно предупредить профилактическими мероприятиями.

Неврологические отклонения имеют разный характер и причину появления

. Часть из них поддается лечению и проходит совсем, другие можно скомпенсировать при своевременно начатом лечении.

Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования организма в целом. К сожалению, дети зачастую страдают нервными расстройствами не меньше взрослых. И если вовремя не обратить внимание на имеющуюся проблему, то она может перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями. Рассмотрим, какие бывают неврологические болезни у детей, по каким причинам они возникают и какими методами лечатся.

Нарушения работы нервной системы у детей могут быть как слабо выраженные, так и сопровождающиеся такими серьёзными диагнозами, как: эпилепсия, ДЦП, нервный тик, синкопе, задержка речи, проблемы с концентрацией внимания, неврологический энурез, заикание и др.

При сложных формах заболевания лечение очень длительное и не всегда результативное. Детские неврологические болезни имеют в своей основе такие причины:

Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования как взрослого, так и детского организма. Нарушение работы детской нервной системы могут быть слабо выраженными, а также сопровождаться серьёзными диагнозами: ДЦП, эпилепсия, дефект речи, заикание и др. При сложных формах болезни лечение будет достаточно долгим и не всегда будет иметь результат. Существуют неврологические заболевания, которые важно выявить на раннем сроке. Если вовремя не обратить внимание на имеющиеся проблемы с неврологией, то они могут перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями.

Что такое детская неврология?

Неврологические заболевания признаются патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Детские неврологические болезни могут быть вызваны многими причинами: нездоровым образом жизни матери во время беременности, нарушениями позвоночника, переохлаждением, регулярным ношением ребёнка малыша в сумке-кенгуру, из-за неправильного взятия малыша на руки может возникнуть приобретённая межрёберная невралгия.

Неврологические болезни ребёнка могут возникнуть не только в утробе матери, но и во время взросления. Такие болезни проявляются не сразу. Важно отследить тот момент, когда поведение ребёнка начинает так или иначе меняться: малыш постоянно плачет, его что-то беспокоит и тревожит.

Детская неврология имеет ряд симптомов:

  1. Бессонница
  2. Отсутствие аппетита
  3. Сильные переживания ребёнка по разному поводу
  4. Общение с воображаемым другом
  5. Невротическое недержание мочи

Борьба с неврологией и ее лечение

Это ряд основных симптомов, при появлении которых следует обратить внимание на психологическое и психическое состояние детей. Чаще всего детская невропатология встречается у детей с заниженной самооценкой, которые с детства находились под постоянным родительским контролем, или же были предоставлены самим себе. Любые отклонения, нарушения и изменения ребёнка напрямую зависят от родителей, от воспитания и отношения к ребёнку в детстве.

При появлении этих или похожих симптомов не следует сразу бить тревогу. Симптомы неврологии у детей до года не всегда являются поводом для беспокойства. Например, тремор (дрожание рук) проходит уже после третьего месяца жизни, у недоношенных малышей после 4-5 месяца. Вздрагивание во сне также не всегда является патологией. Это является нормой для детей любого возраста, но если они не наблюдаются в течение всего периода сна. Следует присмотреться к ребёнку и его поведению при совпадении многих симптомов. При совпадении уже нескольких симптомов следует обратиться к специалисту – детскому врачу неврологу. Только он сможет выявить точное отклонение и назначить соответствующее лечение.

Основными методами борьбы являются:

  1. Физические упражнения
  2. Медикаментозное лечение
  3. Лечебный массаж
  4. Соблюдение диеты
  5. Физиотерапевтические процедуры
  6. При сложных случаях имеет место быть хирургическое вмешательство

В первый, третий, шестой и двенадцатый месяц обязательно плановое посещение невролога. Во время обследования следует озвучить жалобы, которые беспокоят родителей и задать интересующие вопросы. Невролог осмотрит ребёнка на наличие патологий и даст рекомендации по лечению или профилактике имеющихся расстройств.

Следует определить патологии на ранних этапах, ведь если неврология у детей не будет замечена или не будет лечиться вопреки рекомендациям врача, в более старшем возрасте это может привести к серьёзным последствиям: неспособности концентрировать внимание, задержке речи и пр.

Ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка в семье, которая благоприятно влияет на становление личности ребёнка и его эмоционального и психического здоровья. Родителям следует разговаривать со своими детьми, интересоваться тем, что их беспокоит и тревожит и предпринимать определённые меры по тому, как привести своё чадо в комфортное для жизни состояние.

Дисклеймер: фактически, я буду писать только о своём ребенке. Я знаю ещё пару примеров, в которых у детей совершенно иная ситуация.

Итак, мою старшую дочь зовут Соня, ей через пару дней будет 6,5 лет. Неврологический диагноз: органическое поражение нервной системы с эмоционально-волевыми нарушениями и аутистическими чертами. Попутно- синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Психиатр сомневается между F74.3 (другие дезинтегративные расстройства детского возраста - входит в группу РАС) либо F07.0 (расстройство личности органической этиологии). Скорее как раз второе.

Соня родилась весом 4250 г, по шкале Апгар её состояние было 9/10. Чуть сложнее были роды, были некоторые сложности во время беременности. Но в целом - нормальный, но крупный ребёнок. Много спала, даже на фоне других младенцев. Ходить стала ближе к году. До 1,5-2 лет в целом всё было нормально.

В 2 года ребёнок не откликался на своё имя, не выполнял никакие просьбы, перестал смотреть в глаза. Можно было подумать на проблемы со слухом, но - на звук включающегося мультика она прибегала очень бодро.

Мы не знаем причину. Некоторые осложнения во время беременности, стимулированные роды - или просто так получилось? Какую роль при этом сыграл испуг в 1,5 года? Мы не знаем и не узнаем. Надеюсь, врачи правильно поставили диагноз и Соня получает нужное ей лечение. Остальное уже неважно.

Мама Сони закрыла глаза и ушла в глухую оборону. Косо смотрела на любого, кто осторожно пытался сказать, что Соня "не откликается", " не смотрит в глаза". Поход к врачу - "у нас всё хорошо, жалоб нет!". Отчасти я её понимаю, но нужно было что-то делать. Тогда я забил на семейную демократию и стал единолично записывать Соню к частным врачам: неврологу (лучшему детскому в городе) и психиатру (ну, вы поняли). Сначала были скандалы. Но - мы получили программу лечения.

Мы не знаем, что именно помогает Соне. Потому что одновременно она: пьёт таблетки, каждые 4-6 месяцев проходит курс ТКМП, работает с дефектологом, и проходит социализацию в нормальном коллективе. Но прогресс есть.

Родители нормальных детей не всегда поймут родителей особенных детей. Родители особенных детей не могут даже представить, как проще с обычными детьми. После того, как у нас родилась вторая дочь ("обычная"), я понял, как сложно с Соней давались некоторые этапы.

Я очень уважаю наших врачей и следую их рекомендациям. Но меня не покидает мысль, что "стена" между Соней и внешним миром рухнула именно тогда, когда у Сони появилась младшая сестра. Дома они всё время вместе, и они друг у друга многому учатся. Так что, скорее всего, у нас действительно не РАС - так как обычно при расстройствах аутистического спектра ребёнок не замечает братьев и сестёр.

Но Соне по-прежнему присущи аутистические черты: повторение слов за собеседником, тяга к однотипным занятиям, "залипание" с водой или песком, иногда нетипичное выражение эмоций (вскрики, хлопание в ладоши). Но хотя бы Соня сейчас меньше избегает общения.

Общение с Соней строится на простых фразах. Её просьбы тоже - или просто пара слов, или ранее услышанные фразы.

Соня стала отвечать "да" или "нет" в 6 лет. До этого было либо молчаливое исполнение просьбы (при согласии), или же повторение Соней моей фразы голосом орка из Варкрафта (при несогласии).

У Сони удивительное чувство страха. Такое ощущение, что она легко могла бы войти в клетку со львом, чтобы вытащить из пасти у него вкусняшку. Но при этом пугалась вареной креветки (пожалуйста, не спрашиваете меня, зачем жена пугала ребёнка вареной креветкой!)

Любимые занятия: мыльные пузыри, воздушные шарики, плескание в воде в любой форме, любит сидеть с пластилином или лизунами. Рисует плохо. Учим, но не очень выходит.

За занятиями, написанными абзацем выше, она может сидеть часами. В части всего остального - срабатывает дефицит внимания, и после 5-10 минут начинаются блуждания.

Зато память шикарная. Вдруг вспомнить текст песни, которую слышала 2 года назад - легко! Не удивлюсь, если она вспомнит расположение отеля, в котором мы отдыхали 5 лет назад.

Если она плачет - то она действительно страдает. Это не каприз, она действительно в отчаянии. Даже если это всего лишь лопнувший шарик. Мне кажется, отчаяние, которое она испытывает, сравнимо с физической болью.

Правда, сейчас появилась хитрость. И иногда она может "хныкать" ради спектакля. Чтобы просто пожалели. Я вижу разницу между спектаклем и реальным плачем, мои родители - нет )

Один раз были разборки с соседкой. Пришла с "что вообще происходит, почему она кричит?". Время было 20:30, и мы не удовлетворяли какой-то каприз. Постарался объяснить, что ребёнок капризничает и через 15 минут успокоится. После ещё одного наезда сказал, что я не буду это обсуждать, это вопрос воспитания, а с её стороны (после регулярных прослушиваний Розенбаума до часа ночи и ремонта в неположенное время) замечания вообще неуместны. Обещала пожаловаться. В 21:00 Соня уже спала. Участковый не приходил.

Вообще, на капризы реагируем так же, как и на капризы обычного ребёнка. Ибо Соня точно так же прощупывает границы - если пойти на уступки "только не шуми", то через два дня через тебя будут вить верёвки.

На момент написания этого абзаца Сонька ноет уже полчаса. Мы купили упаковку из 5 воздушных шаров. Младшая взяла 1 поиграть. Соня страдает - у неё некомплект.

Эдакий перфекционизм - нужно, чтобы все было в определённом порядке. Если взять какую-то игрушку из выставленного ряда - Соня потеряет покой.

Если ей что-то нужно, то её ничто не остановит. Попытается пролезть, проползти, пролететь, телепортироваться.

Как-то приходил в гости к своему брату и принёс на всех детей вкусняшки. Пока жена брата заканчивала готовить обед (1,5 часа), Соня предприняла около 40 попыток добраться до сладкого. Да, примерно раз в 2 минуты. И каждый раз мне нужно было сказать хотя бы "Соня, нельзя!", чтобы она поняла, что попытка провалилась, нужно попробовать ещё.

Вообще, Соне уже прекрасно известно, что можно, а что нельзя. Но - волевые нарушения потому так и называются. Она просто не может удержаться. Это выше её сил.

Но при этом она, делая что-то запрещённое, сама себя выдаёт. "Нельзя", "Ай-ай-ай", "И что ты делаешь?" - хоть одна из этих фраз является сигналом проверить, чем занят ребёнок.

Физические наказания - не вариант. Признаю, получала по попе или же по рукам - но только в тех случаях, когда совершаемое действие представляла угрозу здоровью.

В бытовом плане с ней проблем нет. Она сама ест, сама одевается, ходит в ванную и туалет. Сама вытрет пролитую воду из стакана. Главная беда - это именно коммуникации.

В нее словно встроен внутренний таймер. Когда пару дней подряд она ровно в 12:30 начинает говорить "Хочу кушать" - начнёшь удивляться. Нет, на часах время посмотреть не могла, негде.

Как-то она по своему "таймеру" ждала меня с работы в то время, когда я обычно уже приходил. Стояла у двери с куклой совы (из Икеи, надевается на руку) - мы на выходных с ней играли в неё. Я в этот день на работе задержался :-(

Сейчас в плане социализации дела намного лучше. Но малознакомых людей она все равно часто игнорит.

Как и все дети, она верит в мультики. Несколько раз приносила игрушки-Фиксиков, чтобы они починили что-то.

Лет с 4 она не спит днём, если находится дома. В садике когда как - наверное, иногда коллективный сон впечатляет больше. Врачи говорят, раз не спит днём - значит, ей это не надо.

Вполне может сама проснуться в 5 утра. Выспалась.

Ритуалы - наше всё. Отклонения от привычного шаблона вызывают беспокойство. Думаю, если мы как-нибудь в январе из нашей Сибири полетим в какую-нибудь жаркую страну, то при выходе из самолёта она затребует свои шапку и пуховик, в которых она ходила с утра.

В текущий детский садик мы ходим с осени. Это подарок судьбы. Повезло с заведующей, она допустила стороннего человека (тьютора) для сопровождения Сони.

Тьютор! С Соней ходит специальный человек, который сопровождает её, следит за поведением и занимается с ней. Это исключило множество проблем: воспитатели занимаются всей группой, а не трясутся над одной Соней, налажено взаимодействие с детьми, как итог - никаких претензий со стороны родителей других детей. Довольны все.

Бывают на Пикабу и других ресурсах посты про то, что в садик ходит неадекватный ребёнок, который буквально парализует жизнь всей группы. Воспитатели тоже в напряге, так как он забирает всё внимание, и другие дети без присмотра. Большинство подобных проблем можно было бы решить, если бы родители ребёнка просто подсуетились насчет тьютора.

Сама Соня абсолютно неагрессивная. Какие-то хватания за руки и пр. - этому она уже научилась у обычных детей.

Для нас эффект от детского сада колоссальный. Она учится правильному поведению у детей, не доставляя им неудобств. Наоборот, некоторые девчонки берут "шефство" над Соней. В этом большая заслуга и нашего тьютора - это она нашла со всеми общий язык и наладила взаимодействие.

Осторожнее со словами. Пообещаешь ей "по жопе" в случае проступка. Она потом это "по жопе" будет повторять и в садике.

К врачам Соня относится настороженно. Если Соне нужно поставить прививку, то я специально приезжаю в садик, сам с ней иду и держу.

Как-то ходили удалять молочные зубы (уже прорезаются постоянные). Ребёнок сидел, держал меня за руку, а из глаз безмолвно текли горькие слёзы. Но - понимала, что надо.

Кариес мы лечили под общим наркозом. Иначе никак.

Вообще, она все ещё остаётся наивным, непосредственным ребёнком. Где-то хитрит, конечно. Но все равно. Вплоть до её просьб. Когда она о чём-то сейчас просит, то смотрит в глаза, и нет на свете более преданного взгляда.

С психиатром и неврологом видимся каждые 4-6 месяцев, и каждый раз они говорят, что Соня сильно изменилась в лучшую сторону. Оба врача - люди прямолинейные, и раз они так говорят, то так оно и есть. Это радует.

Иногда ей нужно внимание. Просто внимание. И это один из признаков, что у нас все же не аутизм.

Она, скорее всего, никогда не станет полностью нормальной. Но это неважно. Главное - адаптировать её в обществе.

По правилам, в школу нам нужно идти в следующем, 2020 году. Будем стараться перенести на 2021 год (в 8 лет). По современным правилам это очень сложно. Но есть прецеденты.

Мы её любим. На другого, обычного ребёнка не применяли бы даже с доплатой.

Она знает, что любима. По ней видно.

Всё у неё будет хорошо. Мы будем развиваться и дальше.

Мой совет родителям необычных детей: не закрывайте глаза на проблемы, а ищите возможность их минимизировать. Нужно бояться не диагноза в медкарте, а того, что ребёнок окажется не готовым к взаимодействию с обществом. Лучшее, что можно сделать для необычного ребёнка - это адаптировать его. Но с "закрытыми глазами" и неприятием ситуации это невозможно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.