Работа с нервными родителями


Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель- дефектолог (тифлопедагог)

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

(для педагогов и родителей)

Очень часто нам встречаются дети, страдающие нервно-психическими расстройствами. Незнание педагогами и родителями правил общения, характеристики синдромов и их своеобразия проявлений у детей может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка: усиление симптомов болезни, возникновению психотравм у ребенка, обострению негативных черт характера, увеличению конфликтных ситуаций, которые могут иметь затяжной характер. Для достижения положительных результатов педагогической коррекции и компенсации дефектов развития детей, а также подготовки к обучению в школе необходима правильная организация всей системы воспитания и обучения.

Создание определенных условий

  • создать обстановку, приближенную к домашней;
  • рекомендуется частая смена видов деятельности, не допуская переутомления;
  • четко определить образовательную и лечебную нагрузку на ребенка;
  • продумать для занятий индивидуальные задания с частой их сменой;
  • ограждать от стрессовых ситуаций в детском саду и дома;
  • не оставлять одного в незнакомой ему обстановке;
  • исключить психотравмирующую ситуацию, оградить ребенка от этого (предупредить родителей).

  • постоянная поддержка в виде поощрения со стороны педагогов;
  • необходимы закаливающие процедуры;
  • рекомендуются занятия лечебной физкультурой и ритмикой;
  • предложить заниматься в театральном кружке;
  • необходимы отвлекающие мероприятия по преодолению плаксивости и капризности;
  • рекомендуется работа с психологом;
  • рекомендуется проведение психогимнастики.

  • не разговаривать с ребенком громко, все вопросы решать в спокойной доброжелательной форме;
  • полноценно отвечать на вопросы ребенка, ориентируя его в неизвестном.

  • воспитывать уверенность в себе;
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Необходимо отметить, что при каждом синдроме существуют индивидуальные рекомендации по работе с ребенком:

  • обратить особое внимание на сервировку стола и подачу пищи, привлекать ребенка к сервировке: предложить разложить хлеб в хлебницу, предварительно понюхав и потрогав его;
  • вызвать чувство голода перед приемом пищи с помощью сохранных анализаторов, рекомендовано провести экскурсию на кухню, обговорить с ребятами меню, попросить угадать по запаху, что приготовил повар;
  • во время дневного засыпания побыть рядом с ребенком, успокаивая его, спеть колыбельную или включить спокойную музыку.

  • создать условия в период адаптации после длительной болезни, продумывая пребывание близких людей в группе;
  • отвлекающие и переключающие занятия по сглаживанию патологических проявлений (слез, обид, тоски и т.д.);

  • в моменты возбуждения и двигательных бурь создавать обстановку эмоционального покоя;
  • в период апатии и безразличия к окружающим стимулировать ребенка к участию в играх и занятиях;
  • следить за соответствием нагрузки, чередованием отдыха и труда для профилактики судорожных параксизмов.

  • сочетать задачи по интеллектуальному развитию с упражнениями двигательного характера, не допуская перегрузок;
  • предупреждать утомление, давая отдых во время занятий;
  • упражнять память, используя предметно-практические формы организации жизнедеятельности ребенка;
  • упражнения для развития мелкой моторики сочетать с развитием целенаправленных умственных усилий на достижение результата.

  • избегать длительного пребывания на солнце, организуя игры в тени;
  • исключить упражнения с перегрузками на качелях, каруселях с кружением.

  • мягкое и ненавязчивое вовлечение ребенка в деятельность и в контакт с окружающими;
  • осуществлять подготовительную работу при перемене задания, обстановки или обстоятельств, напоминая об этапах работы, если ребенок забыл.

Необходима соответствующая работа с родителями в форме:

  • консультаций и бесед для снятия напряжения у родителей, связанного с неуверенностью в результатах лечения детей; бесед о снятии патологических нервно-психических проявлений у ребенка;
  • убеждение в важности благоприятного микроклимата в семье как первого требования и необходимости для стабилизации здоровья ребенка;
  • знакомство родителей с индивидуальными планами коррекционной работы с ребенком, о необходимости продолжения ее в домашних условиях;
  • убеждение родителей в необходимости системного лечения и важности исполнения рекомендаций врача психоневролога; встречи родителей с психоневрологом и педагогами.

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.


Психолог Виктория Шиманская рассказывает, что нужно делать для того, чтобы не сойти с ума (и не свести с ума своих детей) в нашем мире, полном осуждения, чувства вины, карьерной гонки и прочих переживаний.


психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей

Маленькие дети – большие переживания. Да, даже в дошкольном возрасте у ребенка может быть не меньше поводов для стресса, чем у взрослого, а в некоторых случаях даже больше – ведь помимо психологического становления организм ребенка проходит активную фазу роста и постоянной трансформации.

Именно в этот уязвимый период и появляется высокий риск сильнейшего стресса, который – кирпичик за кирпичиком – выстраивает между нами и нашими детьми высоковольтную стену, не позволяя дотронуться до таинственного мира детских переживаний.

Стресс – словно паразит, который пожирает наши силы и ресурсы для дальнейшего развития. Его негативная составляющая настолько велика, что не ограничивается одними психологическими проблемами, а уверенно переходит в физическое недомогание и даже хронические болезни.

Но есть во всем этом еще и неприятная моральная сторона – очень часто именно любящие родители окружают детей атмосферой страха, нестабильности и, как следствие, стресса.

Мы зачастую не готовы себе признаться в неспособности принять своих детей такими, какие они есть. Ведь даже если у ребенка во внешнем социуме возникают причины для стресса, именно семья должна служить для него неким антидепрессантом, но это возможно только при полном принятии своего ребенка, при бесконечной любви к нему, настоящему.

К сожалению, мало кто из нас способен на такой "подвиг". Неосознанно мы бесконечно стараемся переделать маленькую личность для более удобного сосуществования. Мы уравниваем возможности, уравниваем характеры, уравниваем стремления.

Нами часто не воспринимается определенный талант в ребенке, и мы стремимся погасить его за счет возрождения новых увлечений, новых целей. Эта невозможность быть самим собой неизбежно приводит к внутреннему одиночеству, к вынужденному существованию один на один со своими неудачами, к глубокой грусти и разочарованию.

Этот момент непринятия своего ребенка особенно ярко выражен в "идеальных" родителях, которые слишком требовательны к себе и не менее требовательны ко всем окружающим. Какие они, эти безупречные мамы и папы? Конечно, успешные, конечно, уверенные в себе и, конечно, всезнающие. А еще часто недовольные, укоряющие, подавляющие.

Быть ребенком безупречного родителя – невыносимая ноша. Каждая оплошность, неудача, несоответствие вызывают непременную критику, укоризненный взгляд, неприятное удивление. И еще много чего колкого и запоминающегося. Ребенку невероятно сложно соответствовать таким требованиям.

Более того, постоянный страх вновь оказаться неудачником в родительских глазах сводит на нет все усилия и старания еще в самом зачатке. Такие дети никогда не отбросят попытки угодить своим родителям. И такие дети всегда будут чувствовать свою несостоятельность настолько явно, что избавиться от этого ощущения будет очень сложно.

Все это выдавливает позитивные ресурсы для гармоничного роста. Перманентный стресс, в котором ребенок вынужден существовать, на физиологическом уровне не позволяет раскрепостить его умственные, творческие и когнитивные возможности. И тут получается замкнутый круг – мы требуем от ребенка лучшего и большего, но при этом создаем атмосферу, при которой это лучшее и большее просто не может существовать.

Но, несмотря на все негативные стороны, стресс можно назвать и неким двигателем внутреннего прогресса, однако при условии, что это незначительные стрессовые ситуации, не носящие постоянный характер.

Именно стресс, как ничто иное, может закалить организм и активировать внутренние ресурсы самосохранения. Не стоит забывать о том, что мы окружены раздражающими импульсами, и оградить от них детей мы никак не сможем.

Поэтому важно научить ребенка справляться с ними самостоятельно. Например, можно научить его знакомиться и представлять себя незнакомым людям. Так он будет увереннее себя чувствовать в новом обществе. Таким образом можно проработать различные распространенные ситуации, которые вызывают переживания у ребенка, создавая тем самым у него иммунитет и уверенность в своих силах.

Всего несколько вопросов помогут родителю сориентироваться в потоке детских переживаний и определить правильный план действий:

Первое и самое важное – это всегда быть готовым принять ребенка с его неудачей, проговорить с ним пережитые эмоции: как в случае успеха, так и неуспеха.

Постараться вместе с ребенком понять, какой следующий шаг он хочет сделать? Какие действия предпримет, если постигнет неудача? Будет он готов попробовать снова или нет? Если он выберет второй вариант ответа, то что ему мешает быть готовым?

Предложить обыграть с папой, сестрой, братом болезненную ситуацию. Например, на тему знакомства с ребятами из новой школы.

Любая спорная ситуация, которую мы проговорили, обыграли, обсудили с ребенком заранее, создает в его сознании важный опыт преодоления препятствий, позволяет ему ощущать свою готовность и уверенность в себе.

Как и большинство других психологических проблем, возникающих у детей, проблема детского стресса не возникает сама по себе. Она неразрывно связана с родителями, их восприятием своего ребенка, их отношением к нему. Именно поэтому работать над устранением перманентного стресса и его последствиями необходимо и родителям, и детям.

Игры на "заземление"

Техники, направленные на "заземление", помогают ощутить собственные границы, повышают осознанность присутствия здесь и сейчас. Этот навык необходим для понимания своих чувств и эмоций, управления ими.

Рисуем. Обрисовываем на бумаге ладошки и ступни ребенка, вместе вырисовываем из сложившихся фигур забавных животных или интересные картинки.

Почаще обнимаемся. Это помогает ребенку осознать свои границы. Вообще, понимание своих границ начинается с ощущения границ своего тела.

Описываем свое состояние. Рисуем на бумаге облака, под которыми пишем: "Я чувствую себя плохо, когда. " и заполняем облако ситуациями, которые заставляют ребенка испытывать переживания. Даже если ребенок еще не умеет писать, можно заполнить облака самим, главное – научить малыша распознавать и проговаривать свои чувства и ситуации, которые эти чувства вызывают.

Сердце. Упражнение на чередование расслабленности и напряжения во всем теле. Повторяем работу сердца – полностью напрягаемся на несколько секунд, затем стараемся полностью расслабиться.

Дыхание. С самого раннего возраста учим ребенка работать с дыханием. Малышам это упражнение особенно понравится: кладем на животик маленькую игрушку и обращаем его внимание на то, как с каждым вдохом и выдохом игрушка поднимается и опускается. Со временем ребенок сам научится контролировать этот процесс.

Тактильные сказки. Невероятно увлекательная техника сказкотерапии. Рассказываем сказки, используя все возможные подручные средства. Например, передаем ароматы из сказки с помощью аромамасел, героев изображаем реальными игрушками, совершаем действия, описанные в сказке. Это помогает ребенку увлечься сюжетом и полностью осознать все описанные события с эмоциональной точки зрения.

Избавляем себя от самого частого синдрома "соответствия"

Мы всю свою жизнь строим исходя из желания снова и снова переживать один и тот же опыт, словно матрешки в плену соответствия, не желая что-либо менять из поколения в поколение. Нами движет стремление соответствовать своему личному прошлому, опыту нашего детства, нашей юности.

Мы бесконечно требуем от своих детей так же старательно выводить буквы в первом классе, так же увлеченно читать историческую литературу или заниматься спортом, музыкой, рисованием. Только такое отношение к жизни нам кажется понятным и правильным, только такого отношения мы ждем и от своих детей.

Причем опыт, полученный через сильные эмоции – как положительные, так и отрицательные, лучше всего усваивается. При этом очень часто мы даже не осознаем, что именно в этом опыте принесло нам пользу, а что принесло трудности.

Для этого выполняем 3 техники освобождения:

Работа с прошлым. Находим в себе "ресурс счастья"

Найдите в себе свой образ, соответствующий состоянию счастливого родителя. Осознайте его на уровне положения тела, выражения лица, внутреннего состояния. И скажите себе: "Я счастливая мама! Я принимаю своих детей! Я вижу их таланты и помогаю им развиваться!". Произносите эту фразу до тех пор, пока вы не почувствуете ее всем своим существом. Запомните это состояние, попросите сфотографировать себя. И возвращайтесь к этому образу-состоянию каждый день не менее 3-5 раз.

Это упражнение позволит разорвать цепочку нейронной реакции, которая закрепилась годами.

И в следующий раз, когда захочется сказать ребенку или себе "должен", вновь войдите в это состояние, вы увидите, как сама формулировка, а может быть даже суть послания своему ребенку, кардинальным образом поменяется.

Работа с настоящим. Правило ближнего круга

Все мы знаем женщин, которые, как говорится, "мусор выносят накрашенные и на каблуках", а дома ходят в старых халатах. Они милы и обаятельны по телефону с подругами, желая показать идеальную картинку, но при этом готовы сорваться на ребенке, если тот что-то сделает не так. Как избавиться от этого желания всегда казаться идеальной в глазах других, но часто в ущерб своим близким людям?

Практикуем технику "Правило ближнего круга":

рисуем круги: один внутри другого, при этом центральный круг – это вы и ваша семья. Он и есть самый ближний;

следующий круг символизирует родителей;

потом близкие друзья, знакомые с работы;

последний круг – это просто люди вокруг.

Каждый раз, когда мы намереваемся совершить какой-то поступок, хотим что-то потребовать от себя или ребенка, задаем себе вопрос: "Что это даст моему ближнему кругу? А что думает и чувствует по этому поводу мой ребенок? Мой муж? Я сама?" И только если это решение может принести радость нашему ближнему кругу, идем дальше.

Детям часто бывает очень сложно соответствовать ожиданиям своих родителей. Ведь мы всегда себе рисуем картинку будущего, в которой они уже успешные, хорошо окончили вуз, создали семью с идеальным/ой мужем/женой. Мы стараемся запрограммировать своих детей на это счастливое будущее, но при этом только развиваем в них комплекс неполноценности.

Учим детей учиться!

Очень важно просто признать тот факт, что через 15 лет сменятся 50% профессий и что наше представление о будущем совсем не отражает того, что в действительности нас может ожидать.

Самое верное, что мы можем сделать сейчас, – это научить ребенка учиться, осваивать важные навыки чтения, письма, счета, помочь ему самому расширять свои модели познания. Здесь отлично подойдет техника пяти видов контента.

Выбираем новую тему, которая может быть интересна ребенку, и начинаем ее изучать с пяти различных сторон. Например, при изучении подводного мира можно прочитать интересную тематическую литературу, посмотреть документальный фильм, сделать собственный плакат с выдающимися обителями подводного мира, устроить домашнюю сценку на эту тему и, конечно, посетить океанариум для "личного знакомства".

Важно не забывать о том, что мы не сможем везде подстелить соломку, но мы точно можем передать ребенку важные навыки "выживания" в любых условиях – навык поисков и познания, умение переживать неудачи и снова пробовать, способность опираться на успехи и не переставать быть счастливым!

И напоследок хотелось рассказать одну маленькую историю из своей жизни. Когда родился мой первенец, я спросила у своей хорошей подруги, психолога, матери уже довольно взрослых детей: "Сейчас с твоим 25-летним опытом материнства, что бы ты сделала по-другому в воспитании своих детей?". Ее ответ стал для меня откровением, она сказала: "Я растила их так, чтобы в первую очередь с ними было комфортно миру, потом мне и только в последнюю очередь им самим. А сейчас я бы сделала в точности наоборот – чтобы в первую очередь им было хорошо и комфортно с самими собой, затем со мной и только потом миру".

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы

Если понаблюдать за играющими детьми одного возраста, можно заметить, что в одной и той же ситуации все они ведут себя совершенно по-разному. Один весел, другой безо всякой причины хнычет, один стремиться играть с другими детьми, другой предпочитает одиночество и так далее. Малыш появляется на свет с определенными биологическими свойствами, которые передаются по наследству от родителей или других родственников. К врожденным свойствам личности, прежде всего, относят тип высшей нервной деятельности – темперамент.

Темперамент - сочетание таких особенностей нервной системы, как сила (или слабость), подвижность (или малая подвижность), уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов. От того, как сочетаются эти характеристики, зависят некоторые особенности поведения детей (поведения, а не характера!).

Существует 4 основных типа высшей нервной деятельности, хотя большинство людей относится не к основным, а к промежуточным типам - всего их 24. Поэтому советуем внимательно изучить все типы - возможно в каждом описании Вы увидите знакомые черты своего малыша и найдете полезный совет.

Психологические особенности детей с разным типом нервной системы

  1. Дети холерического темперамента:

Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Он не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.

Ребенок стремится воздействовать на то, что видит. Он хочет переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются даже руководить взрослыми.

Рекомендации по воспитанию:

- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).

- Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.

- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

- С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.

- Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.

- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.

- Необходимо строго соблюдать режим дня.

Холерика важно воспитывать добрым, заботливым.

  1. Дети сангвинического темперамента:

Ребенок спокойного типа - сангвиник - имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне дети сангвиники похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но есть одно отличие - у ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.

Малыш быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Рекомендации по воспитанию:

- Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

- Учить быть ответственным за свои обещания.

- Научить дорожить дружбой.

- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).

- Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).

- Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.

- Оказывать помощь в форме дружеских советов.

Целесообразно использовать его лидерские качества.

  1. Дети флегматического темперамента:

Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Малая подвижность нервных процессов накладывает отпечаток на все поведение ребенка. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза (иногда значительная), прежде чем начать деятельность - период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.

Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации по воспитанию:

- Помочь преодолеть их некоторую леность.

- Развивать большую подвижность и общительность.

- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

- Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.

- Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.

- Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.

- Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.

  1. Дети меланхолического темперамента

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.

Рекомендации по воспитанию:

- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.

- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.

- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.

- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.

- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.