Раджа йога упражнения очищение нервной системы


В современной литературе, посвященной йоге, описывается множество практик. В реальности существуют не меньше школ, каждая из которых предлагает собственный путь достижения физического и психического равновесия. Человек, который бы хотел заняться практикой, становится перед проблемой выбора той, что поможет ему раскрыть способности наиболее полной. Одной из таких систем является раджа-йога.

Раджа-йога, аштанга-йога, восьмиступенчатая или царская йога берет за основу утверждение, что человек является собственным повелителем. Он знает и управляет своими духовными и телесными силами.

Цель данной практики — полная независимость от внешних факторов, влияния среды, достижение очищения и совершенства ума. На промежуточных этапах ставятся тактические цели: развитие позитивных качеств, устранение негатива, накопление и усовершенствование праны, достижение различных состояний сознания, самадхи.


Книга о Раджа-Йоге

Посвященная раджа-йоге книга содержит всю необходимую информацию об одной из шести ортодоксальных школ индуизма. В ней детально описываются все восемь этапов духовной практики, используемые мантры и редкие асаны для медитации.

Внимание уделяется и пранаяме — особой технике дыхания при выполнении упражнений. В книге рассматриваются фундаментальные принципы царской йоги: правильный и праведный образ жизни, включающий отказ от насилия и лжи. Человек любой религии найдет здесь идеи, созвучные его учению: о мире, благодетели, духовной чистоте.

Раджа-йога — упражнения

Решив уделить время изучению упражнений по раджа-йоге которой на первый взгляд просты, не поддайтесь этому обманчивому впечатлению. Как и все остальные индуистские практики, огромное внимание в царской йоге уделяется дыханию. Умение контролировать его приходит с опытом. После занятий вы должны чувствовать усталость, когда выходите из состояния полного расслабления.

Основное упражнение на контроль дыхания заключается в том, чтобы задержка была в 4 раза дольше вдоха и 2 раза дольше выдоха.

Следующее упражнение — замедление течения своих мыслей, вплоть до способности не думать. Это дает полный отдых психике, но при этом держит ее под контролем. В итоге вы подчините бессознательные мысли своей воле.

Третье упражнение — медитация, искусство полного сосредоточения, погружения в вопрос. Медитация помогает практику царской йоги получать новую информацию о событиях, вещах и явлениях, познать их глубину и достичь нового типа сознания.


Прежде чем научиться контролировать свой разум, подчинить себе его глубины, следует научиться контролировать свое тело. Сядьте или лягте в любую удобную для вас позу и проследите за ощущениями. Запоминайте и анализируете любые неудобства, например, когда захочется почесаться или сменить позу. После нарастания дискомфорта, напряжения, появления зуда придет стадия полного расслабления.

Контролируйте мышцы конечностей. Сядьте и вытяните руку в сторону, на уровне плеча, направьте ладонь вниз. Смотрите на средний палец и не допускайте его малейшего движения. Повторяйте в течение 1 минуты.

Научитесь контролировать произвольные движения: медленно, сосредоточено вращайте большие пальцы на руках вокруг друг друга от 50 до 100 раз.

Видео о сущности Раджа-Йоги

По пути самопознания комфортнее идти с чутким и знающим проводником. У вас есть возможность увидеть своими глазами все упражнения, которые включает в себя видео по раджа-йоге включает в себя как практические упражнения пранаямы, так и теоретические основы древних знаний, учение о сознании и контроле над ним.

Вы узнаете, что для практики царской йоги не обязательно иметь богатырское здоровье, а техника доступна в любое время: на работе, отдыхе, днем и ночью, в движении или лежа.



Раджа-йога также называется царской. Основная ее цель – очистить свое сознание. После регулярных тренировок практикующему удается контролировать свою внутреннюю энергию. Именно эта йога помогает осознать истинного себя. Практикующий избавляется от всех негативных эмоций. Такая йога предусматривает активную работу над своим умом. Требуется полное сосредоточение на своих эмоциях.

Философия Раджа-йоги

Раджа-йога – это практика царей. Считается, что именно она помогает достичь абсолютной власти. Помогает достичь внутреннего равновесия и найти подход не только к себе, но и любому человеку.

Зародилось данное направление в Индии. После этого направление распространилось по всему миру. Данный вид йоги руководствуется философией Санскрии. Практикующему требуется пройти через 3 этапа развития. Практика подразумевает развитие тела, духа, разума.

Благодаря развитию своего физического уровня человек укрепляет свой дух. Происходит совершенствование разума. После достижения совершенства на низшей ступени, практикующий переходит на следующую.

Практикующий должен не останавливаться пока не достигнет высшей ступени развития. После этого йог становится подобен божеству.

Человек, достигший последней ступени в Раджа-йоги, становится безмятежным. Сознание практикующего легкое и светлое. У практикующего характер становится более уравновешенным. Он легко переживает любые невзгоды и с легкостью устраняет любые проблемы.

Главная цель Раджа-йоги и медитации – постепенное подчинение разума. Практикующий полностью освобождается от негативных мыслей и установок. Основное внимание уделяется не асанам, а работе со своим разумом.


Данный вид йоги не отдельный. Он является продолжением аштанга-йоги.

Восемь ступеней королевской йоги

Классическая методика подразумевает прохождение восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая из них подразумевает развитие в себе конкретных качеств. Невозможно перескакивать через ступени или отказаться от некоторых из них полностью.

Практикующий должен пройти все ступени для полного очищения разума. Время их прохождения индивидуально. Кому-то может потребоваться несколько месяцев, а у кого-то этот процесс растянется на года.

Данная ступень является начальной. На этом этапе йог должен изучить моральные каноны. Практикующий должен оградить себя от негативного влияния. Именно отрицательные эмоции делают человека несчастным и раздраженным.

При прохождении данной ступени человек учиться справляться с соблазнами. Отказывается от физического насилия. Также человек отказывается от лжи. После прохождения данной ступени практикующий перестает обращать внимание на чужое мнение.


Практикующий чувствует себя легко и непринужденно. Опирается только на свои желания и свое мнение.

Это вторая ступень развития. Человек должен отказаться от негативных установок и привычек. Практикующий осваивает самоочищение и дисциплину. Он изучает священные тексты.

На этой ступени йог может переходит к изучению асан. Особые упражнения помогут соединить в одно свой разум и тело.

В асанах человек учиться освобождать свой разум и полностью отстраняться от мирских проблем на некоторое время.

Это техники дыхания. Это в дальнейшем помогает практикующему управлять своими внутренними потоками энергии. Особое дыхание помогает расслабиться и сконцентрироваться на своем развитии.

На данной ступени человек учится полностью отрекаться от внешнего мира. Практикующий полностью избавляется от всех накопленных за жизнь переживаний и негативных впечатлений.


После данной ступени человек становится как пустой сосуд. Он может теперь накаливать в себе только положительные эмоции. Он полностью управляет своими эмоциями и телом, не взирая на все пережитое.

Эта ступень нужна для улучшения концентрации. Теперь практикующий с легкостью будет достигать всех поставленных целей. Все занятия будут выполняться раньше благодаря повышенной концентрации.

В любой момент человек может переключать свое внимание с внешнего мира на внутренний.

На данном этапе потребуется изучение основ медитации. Практикующий научится соединяться со вселенной.

Данная ступень является последней. Она направлена на объединение всех предыдущих этапов. Для перехода на нее требуется достичь абсолютного просветления. Йог окончательно обретает свое собственное я.

Такие люди целеустремленные и уравновешенные. Легко понимают окружающих и полностью защищены от негативного воздействия.

После этой ступени человек уже не сможет вернуться к своей привычной жизни. Теперь практикующий стал другим. Его в меньшей степени интересуют материальные блага. Наиболее сильно его тревожит духовный мир.


Главные принципы по Брахма Кумарис

Йога для начинающих предлагается к освоению во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современности. Это упрощает древний вариант.

Цель учения – достижение душевной чистоты и блаженства. Для этого нужно сделать следующие принципы основой своей жизни:

  • отказ от продуктов животного происхождения;
  • исключение вредных привычек;
  • исключение физических сексуальных контактов;
  • жизнь во благо.

Также практикующий должен быть скромным и смиренным. В Университете Духовности все занятия проходят индивидуально или совместно. Обучение бесплатное, но при этом финансовые пожертвования также разрешены.

Гимнастика для мозга по методу Рамачарака

Йог Рамчарак был одним из наиболее известных последователей индийской философии в Америке. Он является автором многих книг, в котором доступно рассказал, как достичь последней ступени.

Рамчарак проделал колоссальную работу. Он описал упражнения понятно для современных практикующих. Он адаптировал древние тексты под современный язык. Автор пропагандировал просветление, а также полный отказ от материальных ценностей.

Для очищения разума автор предлагал отдавать предпочтение упражнениям для развития интеллектуальных способностей. Для этого практикующему требуется выбрать спокойное место, где его никто не потревожит.

Практикующий должен занять удобную позу и полностью расслабиться. Нужно постараться очистить свой разум от посторонних мыслей. Мышцы должны быть полностью расслаблены.


После этого практикующий должен призвать собственное Я. При этом нужно соединить внутренние и внешние энергии воедино. Нужно почувствовать себя частью огромной вселенной.

После этого следует сосредоточиться на одном конкретном предмете. Нужно запомнить его. После нужно закрыть глаза и подумать о нем. Постарайтесь представить людей, которые создали этот предмет. Представьте, как работают ваши органы. Поочередно задержите свое внимание на каждом органе. Визуализируйте ток крови по сосудам. Ощутите ее движение. После нужно перемещать свое внимание на окружающие предметы, а затем части тела по очереди.

Рамчарк также рекомендовал использовать мантру для более ускоренного развития ума и сознания в целом. В первую очередь, нужно полностью сосредоточиться на своем внутреннем состоянии. Следует подождать пока внутренняя энергия перейдет в состояние полного покоя.

Нужно почувствовать себя маленькой деталью в огромном механизме этого мира. После этого соединение со вселенной должно стать еще более устойчивым. В этот момент ничего не должно беспокоить или омрачать сознание.

Только после полного расслабления может произносится мантра для развития ума Рамчарка. Требуется сказать:

При этом дыхание должно быть ровным и спокойным. Нельзя напрягаться или думать о чем-то постороннем. Все мысли должны быть направлены на развитие и умиротворение.

Комплекс асан для новичков в домашних условиях

Все асаны, входящие в практику Раджа-йоги, легко выполняются в домашних условиях.


Сначала практикующий должен пройти 3 стадии:

  • изначальное упражнение – задержка дыхания;
  • на второй стадии нужно научиться максимально замедлять свои мыслительные процессы, при которой все лишние мысли должны уйти с головы;
  • на третей ступени нужно постигать медиативные практики, при которых нужно научиться доходить до недр своего сознания.

Все асаны, входящие в Раджа-йогу простые. Доступны даже новичкам. Зачастую не требуется помощь опытных йогов. Все можно изучить самостоятельно. Подходят следующие асаны:

  • поза Тадасана, при которой нужно встать прямо и выпрямить спину, колени подобрать вместе и задержаться в положении на 2 минуты;
  • поза треугольника, при которой следует стать около стены и делать наклоны сначала в одну сторону, а потом в другую при разведенных в стороны руках;
  • позу дерева, при которой следует ступню одной ноги прижимать к внутренней стороне ноги, ближе к промежности, а ладони сложить вместе и тянуть вверх;
  • наклон вперед, при котором следует поставить ноги шире плеч и сделать наклон туловища вперед, а руками при этом обхватывать ноги для опоры.

Во всех асанах нужно задерживаться на 2-3 минуты. Дыхание в это время должно быть ровным и спокойным. Лучше всего выполнять все асаны на природе. Если это невозможно, нужно выбирать для занятий просторную комнату, где ничего не будет отвлекать.

Заниматься нужно в свободной одежде, которая не будет стеснять движения. Перед занятиями помещение нужно проветрить и убрать все предметы, которые могут отвлекать в момент выполнения асан или при медитации.


Что такое раджа-йога? И что такое дисциплина ума? Это одно из направлений йоготерапии, которое связано с сознанием и психологией человека. Главная цель тренировки по этой системе состоит в развитии и укреплении воли, способности контролировать сознанием физиологические процессы, происходящие в организме, воспитывать внимание, сосредоточение, самовнушение.

Раджа-йога, например, требует от человека большой физической выносливости. И заниматься ею нужно обязательно после тренировок по системе хатха-йога.

Пратьяхара.

В удобной позе, наедине, в тихой обстановке расслабьте мышцы и освободитесь от посторонних влияний. Разрешите мысли блуждать некоторое время и потерять свое напряжение. Бросаясь вначале в разные стороны, мысль, наконец, успокоится и начнет выполнять ваши приказы.

Сначала для этого необходимо немало времени. Но с каждой попыткой все это достигается быстрее и быстрее.

Сидя около окна, которое выходит на оживленную улицу, направить на какую-нибудь точку перед собой безразличный взгляд. Чтобы вы не видели людей, необходимо оставаться безразличным, то есть не ощущать никакой реакции в мыслях на зрительные впечатления, которые случайно попали в поле зрения. Сущность упражнения в том, что всякий зрительный образ вызывает в нашем сознании какое-то чувство, неощутимое одобрение или осуждение. Лишь вид голой стены, мебели и т. д. вызывает разнообразные чувства к этим объектам. Если научиться удерживать сознание от приобретения ощущений различных форм, соответственно к различным предметам, мы сможем воспринимать разные зрительные впечатления одинаково безразлично и, поэтому постигнем секрет пратьяхары.

Если эта власть над умом достигнута, чувства действуют согласно с влиянием ума. Человек начинает руководить эмоциями и умом произвольно.

Подобные упражнения нелегки и требуют длительной тренировки. Этому помогает Тратака, т. е. упражнение по фиксации взглядом, на уровне глаз на протяжении 5 минут ежедневно, черной точки диаметром 2 см. , расположенной на расстоянии 30-60 см. от глаз. Сосредоточьте все внимание на точке и не давайте привлечь свое внимании к посторонним звукам, мыслям и т. п. Это развивает внимание, взгляд, волю.

Пратьяхара – фундамент всех упражнений раджа-йоги, умения идти за единой линией мыслей, не позволяя уму беспорядочно изменять направление мыслей.

Дхарана.

Здесь регулярными упражнениями невероятно развивается умение сосредотачивать или концентрировать мысль.

Практика сосредоточения внешне противоположна той свободе мыслей (или пустоте), которая отмечена при пратьяхаре. Однако без предварительных занятий пратьяхарой полноценная дхарана невозможна.

Если в пратьяхаре мы наблюдали за непрерываемой нитью мыслей, то в дхаране необходимо углубиться в ощущение, как бы вступить в него, в наш объект концентрации.

Старайтесь почувствовать кончик своего носа. Не нужно представлять себе его или думать о нем. Следует только чувствовать его, как бы вступать в него сознанием. Вскоре вы в самом деле почувствуете кончик носа отчетливее, нежели другие органы тела. Сосредоточьтесь на этом ощущении и забудьте обо всем. Вслушивайтесь в это ощущение, наблюдая, как в пратьяхаре, за всеми его оттенками, не прерывая его ни на мгновение. При этом дышать равномерно и плавно. Упражнение можно варьировать, сосредотачиваясь на середине языка, на других частях тела, однако не следует выполнять упражнение на нескольких из них одновременно. Объектом сосредоточения можно взять и какое-нибудь чувство (например, любовь) или идею, но это сложнее.

Дхьяна.

Дхьяна (медитация) – очень важное звено в упражнениях раджа-йоги. Дхьяна, как состояние ума, естественно возникает из пратьяхары с помощью дхараны, которая есть лишь усилие, которое поддерживает связь отдельных звеньев дхьяны, подобно тому, как нить связывает нанизанные на нее бусины.

Таким образом дхьяна – высшая стадия дхараны.

Самадхи (сверхсознание, экстаз).

Вот какое сравнение приводит Б. Л. Смирнов: «Я напряженно слушаю музыку, весь обратился в слух, как бы выключил восприятие других чувств (пратьяхара), но я еще четко воспринимаю мелодию, ее ритм, темп, гармонию и др.

Древние индийские ученые разработали много методов формирования господства над телом и над собственным поведением.

Индусские психофизиологии учат, что работа над развитием и формированием высших психологических процессов должна начинаться тогда, когда человек в достаточной мере научился управлять своим телом. Лишь после того, как человеку стали подвластны его чисто материальные процессы, такие, как, например, процессы дыхания, он может переходить к развитию своих психических возможностей.

Такая точка зрения представителей индийской психофизиологии на этапы формирования человека находится в соответствии с довольно сильной материалистической тенденцией в индийской философии. Уже в древних философских памятниках Индии, Упанишадах, содержатся мысли о том, что воздух, как некоторая материальная субстанция, является основой мыслительной деятельности человека.

Известно, что специально разработанные древними индусами упражнения позволяют добиться весьма значительной власти над физическими процессами, происходящими в организме.

Принцип нервизма позволит объяснить многие приводимые индусскими исследователями факты, ранее казавшиеся полностью необъяснимыми и мистическими.

В последнее время у нас появляется все больше и больше различной научной литературы, в которой анализируется древнеиндийская система господства над собой.

Влияние это оказывается, прежде всего в том, что клетки коры больших полушарий в ходе выполнения дыхательных упражнений получают повышенное питание, в связи с чем повышается их регуляторная деятельность. Во всяком случае, опыт древнеиндийских психофизиологов позволяет сделать вывод о путях развития психических возможностей человека. Вывод этот состоит в том, что психологическое развитие должно осуществляться при одновременной опоре на развитие управления телесными системами организма.

С точки зрения проблемы развития психологических возможностей человека большой интерес представляют разработанные древними индусами специальные приемы, направленные на непосредственную тренировку мозга.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что методы эти просты. Основным методом, в данном случае, является тренировка способности человека длительно удерживать в поле своего внимания один какой-нибудь предмет. Например, можно прикрепить на стене лист белой бумаги с нанесенной на нем точкой, сесть перед этим листом в удобной позе и попытаться сосредоточить овсе свое внимание на этой точке. Причем тока должна быть все время в центре внимания. Если проделать этот простейший опыт, то очень скоро вы убедитесь, насколько нелегка задача непрерывного удерживания внимания на каком-нибудь одном объекте. Сначала, действительно задача кажется несложной. Но это лишь в какие-то первые несколько секунд. Очень скоро точка начинает расплываться, как бы уходить из поля зрения, и требуется довольно значительные усилия воли, чтобы удержать ее в центре. Спустя еще некоторое время в голову начинают лезть совершенно посторонние мысли, которые уводят от рассматриваемого объекта. С этими мыслями бороться становится все труднее и труднее.

Специальные психологические опыты показали, что без тренировки человек не способен непрерывно фиксировать свое внимание на точке более двух десятков секунд. Это свидетельствует прежде всего о том, что мозговые клетки, находящиеся в коре больших полушарий и управляющие произвольными движениями глаз, обладают лишь весьма незначительной регуляторной способностью. Клетки быстро устают, их энергия истощается и взор, который в первые секунды был сосредоточен на объекте, выходит из повиновения, теряет свою регуляцию.

Следует напомнить, что один из таких высших центров, управляющих движениями глаз, находится в лобной доле коры больших полушарий.

Представим себе, что человек изо дня в день будет в течение какого-то времени сосредотачивать свое внимание на точке. Это приведет к тому, что определенные группы нервных клеток вынуждены будут систематически производить статическую работу – удерживать глаз в определенном положении. Такая статическая работа неизбежно привлечет к этим клеткам повышенное количество крови. И это понятно – чем больше приходится работать тем или иным клеткам, тем больше должны потреблять они питательных веществ.

Работа в сочетании с повышенным питанием неизбежно должна привести к усилению этой группы клеток, к их развитию. А дальше все происходит так, как с развитием мускул при ежедневной напряженной физической работе. Путем систематических упражнений нервные клетки развиваются. Человек становится способным все дольше и дольше удерживать свой взгляд на точке.

Что же касается крови, питающей мозг, то она приливает не только к ограниченным участкам лобной коры. Она вообще начинает более интенсивно питать всю лобную долю. А лобная доля, как мы уже говорили, является высшим корковым мозговым регулятором поведения. Она управляет всей нашей психической деятельностью. Кроме того, в нижней части лобной доли находятся такие клетки, которые регулируют различные процессы, происходящие в организме, связанные с работой внутренних органов человека. Поэтому, привлекая к лобной доле повышенное количество крови и развивая ее клетки благодаря повышенному питанию, человек приобретает высокую власть и над своим организмом.

Таким образом, за простым упражнением, предлагаемым древними индийскими психофизиологами, скрываются сложнейшие и интереснейшие процессы, которые развертываются в коре больших полушарий.

Процессы имеют совершенно определенный смысл и не содержат в себе ничего таинственного или мистического. Это попытка прямого воздействия на развитие тех участков мозговой коры, которые обеспечивают высшую регуляцию поведения человека.

У метода сосредоточения, возникшего много веков назад в древней Индии, есть, конечно, известные минусы, особенно если смотреть с точки зрения современного человека. Прежде всего такой метод, связанный с установкой внимания на определенном объекте, представляется для нас слишком созерцательным. Действительно, для нашего беспокойного и в высшей степени подвижного мышления несколько странным может показаться человек, стремящийся развить свою волю и при этом без движения сидящий на одном месте, уставившись в одну точку.

Развитие воли понимается обычно как деятельность по преодолению препятствий, как обуздание своих инстинктивных побуждений, как достижение сложных целей, связанное со значительным напряжением. И в ходе такой активной деятельности, в ходе борьбы со своими инстинктами, в ходе обуздания непосредственных побуждений формируются высшие регуляторные механизмы коры больших полушарий мозга. Среди окружающих нас людей есть много таких, кто прошел нелегкую школу внутренних конфликтов и борьбы с самим собой. Эти люди обычно отличаются большой выдержкой, неторопливостью, сдержанностью в проявлении чувств.

Для таких людей характерен высокий уровень работы высших регуляторных механизмов, управляющих всем их поведением. Каждый возникающий у человека конфликт, каждая неожиданно вставшая перед ним задача вызывала повышенную работу нервных клеток лобной коры. Повышенная деятельность клеток коры вызывает прилив крови к этим клеткам. Кровь несет для этих клеток питательные вещества. В конечном счете лобные клетки испытывают более интенсивное развитие. Развивающиеся нервные клетки лобной доли в свою очередь осуществляют и более высокий уровень волевой регуляции поведения.

Итак, можно надеяться, что психологическая наука в скором времени позволит разработать новые методы быстрого и надежного формирования высших регулирующих механизмов поведения. Не может быть никаких сомнений в том, что и в отношении формирования воли у человека существуют большие, до сих пор не выявленные и совсем еще не использованные психологические резервы. То, что здесь говорилось об индусских психофизиологах и об их исследованиях в области формирования регуляции поведения, можно рассматривать лишь как пример принципиальной возможности прокладывания новых путей в этой сложнейшей области.

В следующей главе будут рассмотрены некоторые вопросы современной психотерапии, будут даны практические упражнения для расслабления и концентрации внимания, предложенные современными психологами.

Один из основных видов йоги, который рекомендуют осваивать тем, кто стремится достичь мастерства — раджа йога. Этот вид практики считается лучшим способом развития контроля над своим разумом. Овладеть упрощенной версией раджа-йоги можно за 10 месяцев — этого времени достаточно, чтобы научиться управлять своим телом. Но для полного освоения и управления своим психоэмоциональным состоянием может потребоваться несколько лет. Только мастера йоги способны дойти до последней ступени и полностью подчинить себе свою сущность.

Особенности королевской йоги


Высшая степень освоения королевской йоги — покорение своего разума. Тот, кто владеет разумом, становится велик и свободен, как раджа. Для достижения высшей ступени человеку необходимо пройти все уровни развития, не пропуская ни одного. Если йог не научиться управлять своим телом, разум ему не подчинится.

Философия раджа-йоги

Раджа-йога зародилась в Индии, и оттуда распространилась по всему миру. Как и другие виды индийской йоги, она руководствуется философией Санскрии. Эта философия подразумевает прохождение через три этапа развития:

  • тело;
  • дух;
  • разум.

Познавший основу раджа-йоги становится безмятежным, а его сознание — открытым и легким. Практики полагают, что быстрее всего достичь высшей ступени получается у людей со спокойным уравновешенным характером.

В чем цель раджа-йоги

Главная цель практики раджа-йоги — постепенное подчинение разума и полное освобождение от негативных мыслей. Поэтому основное внимание здесь уделяется не асанам, а умственной работе. Царская йога не отдельное направление, а естественное продолжение аштанга-йоги, которая учит мастера правильному дыханию и выполнению асан.

Восемь ступеней аштанга-йоги

Путь мастера йоги начинается с прохождения восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая ступень концентрируется на развитии определенных качеств. Невозможно перейти на следующий уровень, не освоив предыдущий, и для каждого человека время прохождения пути свое — от нескольких месяцев до нескольких лет.

После освоения всех ступеней, мастер йоги переходит на профессиональный уровень и уже не может вернуться к обычной жизни. С этого момента начинается путь к истинному мастерству, приближающему к божественной сути.


Духовный Университет Брахма Кумарис

Особую технику йоги раджи предлагают освоить во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современных учений, значительно упрощая древнюю вариацию. В Духовном Университете основной практикой для достижения просветления считают медитацию. Чтобы достичь духовной чистоты и блаженства, участники сообщества должны соблюдать его главные принципы:

  • отказаться от продуктов животного происхождения;
  • исключить вредные привычки;
  • не вступать в физический сексуальный контакт;
  • служить высшему благу;
  • изучать слова Господа;
  • развивать скромность и смиренность.

Ученики Брахма Кумарис проходят совместные и индивидуальные курсы обучения. Занятия в Университете бесплатные, но добровольные пожертвования приветствуются — все учебные материалы и здания выкупаются учениками самостоятельно. Те, кто не может вносить денежные пожертвования, прислуживают в самом Университете и занимаются просветительской деятельностью.

Тренировка ума по методике Рамачарака

Вильям Аткинсон, более известный под псевдонимом Йог Рамачарак, был одним из самых известных последователей индийской философии в Америке. Он написал несколько книг, в которых в доступной форме изложил основные методики просветления. Писатель адаптировал древние тексты, сделав их понятными для современников, пропагандировал просветление и отказ от материальных ценностей.

Чтобы очистить разум, Рамачарака предлагал выполнять упражнения для развития интеллектуальных способностей. Для выполнения базового упражнения, человеку нужно найти тихое уединенное место, где его никто не потревожит. Приняв удобную позу, нужно сфокусироваться на внутренних ощущениях. Расслабить все мышцы и постараться отпустить мысли, не контролировать их, а просто наблюдать. Как будто они существуют отдельно и обладают собственной волей.

Для выполнения второй части упражнения потребуется сосредоточиться на отдельном предмете. Нужно рассмотреть его в мельчайших деталях, запомнить материал, форму и размер. Подумать о его назначении, о людях, которые его создали. Придумать, как можно использовать его в будущем, что в нем можно изменить. После этого переместить внимание на свое тело. По очереди рассмотреть каждую часть тела, представить движение крови по венам и работу клеток внутренних органов. Завершающий этап упражнения — попеременное переключение внимания с окружающих предметов на части тела по очереди. Эта практика позволяет очистить сознание от случайных мыслей и научиться контролировать мыслительный процесс, проводить глубокий анализ. Регулярное выполнение упражнение для тренировки ума раскрывает потенциал мозга, который в повседневной жизни не используется.

Мантра для развития ума Рамачарака

Чтобы ускорить развитие ума, Рамачарак предлагает использовать во время медитации специальную мантру. Нужно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и подождать, пока потоки энергии достигнут покоя, замедлятся и станут почти неподвижны. Осознать себя, как маленькую песчинку в огромной пустыне, как одну из множества звезд в космическом пространстве.

Комплекс для начинающих

Регулярное выполнение комплекса простых асан дисциплинирует разум и тело. Начинать занятие нужно с предварительной разминки, чтобы разогреть мышцы и связки. Для этого, лучше всего, подходят наклоны, махи и круговые движения, подготавливающие суставы к нагрузке.

Комплекс асан для новичков:

  1. Тадасана. Нужно встать прямо, опустить руки, сжать ноги вместе. Голову выпрямить, взгляд опустить. На вдохе напрячь все мышцы и постараться замереть неподвижно. На выдохе расслабиться и несколько секунд отдохнуть. Повторить 5–6 раз.
  2. Дандасана. Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, выпрямить колени. Руки отвести назад и упереться ладонями в пол. Выпрямить спину. Пальцы ног направить вверх, мышцы должны быть максимально расслаблены. Оставаться в асане нужно 2–3 минуты.
  3. Врикшасана. Встать прямо, выровнять спину и раскрыть плечи, слегка развернув их назад. Поднять правую ногу и поставить пятку на бедро левой ноги чуть выше колена. Главное — сохранять равновесие и не искривлять спину. Постояв в асане несколько секунд, поменять ногу. Если вначале сложно подтягивать пятку вверх, можно помогать себе руками
  4. Гарудасана. Встать прямо, руки опустить по швам. Слегка присесть и завести ногу за ногу. Нужно прочно стоять на обоих ступнях, не отрывая их от пола. Руки поднять вверх на уровне груди. Зафиксировать позу на 1 минуту. Сменить положение ног повторить асану.
  5. Гомукхасана. Сесть, согнуть ноги. Опустить правое колено на пол, на него сверху положить левое колено. Левую руку перекинуть через плечо назад. Правую завести за спину и согнуть в локте. Пальцы переплести между собой. Зафиксировать позу на 15 секунд. Спина должна быть прямой, плечи — отведенными назад. Медленно сменить позу, поменяв положение рук и ног. Повторить 6–8 раз.


Выполняя упражнения, нужно дышать медленно и глубоко. Нельзя делать резких движений и игнорировать боль. Если асану не получается выполнить сразу, нужно отложить ее до того момента, когда мышцы станут более эластичными и сосредоточиться на простых асанах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.