Развитие из трех зародышевых листков б нервная система диффузного типа

Самые простые многоклеточные животные, тело состоит из двух слоев клеток – эктодермы и энтодермы, пространство между ними заполнено мезоглеей (у всех остальных многоклеточных есть третий слой – мезодерма).

Симметрия тела лучевая (радиальная).

Хорошо развита регенерация, могут размножаться почкованием.

У них впервые появилась нервная система (сетчатая, диффузная) и простейшие рефлексы.

Хищники, убивают добычу с помощью стрекательных клеток, которые при касании чувствительного волоска выбрасывают стрекательную нить, парализующую добычу.

В жизненном цикле чередуются полип (прикрепленная форма, специализация – питание, производит медуз) и медуза (плавающая форма, специализация – размножение, производит половые клетки).

Гидроидные (преобладает полип, медузы небольшие). Представитель – гидра пресноводная (не имеет медузы; зиму переживает в виде толстостенной зиготы на дне водоема; Гермафродит, но оплодотворение перекрестное).

Сцифоидные (преобладает медуза, полипы небольшие).

Коралловые (медуза отсутствует). Представители – актинии, кораллы. Кораллы – колониальные полипы, которые вырабатывают общий для всей колонии органический или известковый скелет. В результате жизнедеятельности морских кораллов возникают рифы и атоллы.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Коралловые рифы образуются в результате жизнедеятельности
1) кишечнополостных
2) простейших
3) бурых водорослей
4) моллюсков

Выберите один, наиболее правильный вариант. По способу питания большинство кишечнополостных являются
1) сапротрофами
2) хищниками
3) паразитами
4) фототрофами

Выберите один, наиболее правильный вариант. Двухслойных многоклеточных животных с лучевой симметрией тела относят к типу
1) Моллюски
2) Членистоногие
3) Плоские черви
4) Кишечнополостные

Выберите один, наиболее правильный вариант. У какой группы животных впервые появились защитный и пищевой рефлексы?
1) простейших
2) моллюсков
3) круглых червей
4) кишечнополостных

КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки характерные для типа Кишечнополостные.
1) Трехслойные животные
2) Двухслойные животные
3) Характерна регенерация
4) Питательные вещества доставляет кровеносная система
5) Билатерально симметричные животные
6) Радиальная симметрия тела

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками кишечнополостных животных являются
1) двухслойность
2) способность к почкованию
3) трехслойность
4) наличие кровеносной системы
5) дыхание жабрами
6) наличие стрекательных клеток

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к кишечнополостным животным?
1) трёхслойное строение тела
2) двусторонняя симметрия
3) двуслойное строение тела
4) в цикле развития присутствует стадия полипа
5) паразитирующие организмы
6) тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи

КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - ПЛОСКИЕ
1. Установите соответствие между признаками и типами животных, для которых они характерны: 1) Кишечнополостные, 2) Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование тела только из эктодермы и энтодермы
Б) наличие пищеварительной и выделительной систем органов
В) симметрия тела лучевая
Г) нервная система диффузного типа
Д) развитие систем органов из трёх зародышевых листков
Е) заполнение мезоглеей пространства между двумя слоями клеток

2. Установите соответствие между признаками животных и их типами: 1) Кишечнополостные, 2) Плоские черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) имеется гастральная полость
2) имеются пищеварительная и выделительная системы органов
3) нервная система состоит из головных узлов, нервных стволов и нервов
4) пространство между органами заполнено паренхимой
5) характерна лучевая симметрия тела
6) тело состоит из двух слоев дифференцированных клеток

КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - КОЛЬЧАТЫЕ
1. Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна: 1) Кишечнополостные, 2) Кольчатые черви
А) развитие из трех зародышевых листков
Б) нервная система диффузного типа
В) размножение путем почкования
Г) развитие организма из двуслойного зародыша
Д) наличие систем органов

2. Установите соответствие между особенностями и типами животных, для которых они характерны: 1) Кишечнополостные, 2) Кольчатые черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют кожно-мускульный мешок
Б) поражают жертву стрекательными клетками
В) имеют радиальную симметрию тела
Г) имеют покров тела, пронизанный капиллярами
Д) имеют нервную систему диффузного типа
Е) имеют вторичную полость тела

3. Установите соответствие между признаком и типом живых организмов: 1) Кишечнополостные, 2) Кольчатые черви. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) двухслойные животные
Б) наличие вторичной полости тела
В) наличие кровеносной системы
Г) диффузная нервная система
Д) радиальная симметрия
Е) тело сегментировано

СЦИФОИДНЫЕ - КОРАЛЛОВЫЕ
Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и кишечнополостными, для которых эти особенности характерны: 1) Медузы, 2) Коралловые полипы. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) Обитание в толще морской воды
Б) Обитание в полосе прибоя
В) Образуют колонии
Г) Не образуют колонии
Д) Имеют известковый скелет
Е) Не имеют известкового скелета



1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) наличие эктодермы и энтодермы
2) дыхание через дыхальца
3) паразитический образ жизни
4) трубчатая нервная система
5) способность к регенерации
6) гермафродит



2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для животного, изображённого на рисунке?
1) пищеварение внутриклеточное и внутриполостное
2) наличие трёх зародышевых листков
3) нервная система диффузного типа
4) наличие продольных мышц
5) выделительная система в виде канальцев
6) наличие стрекательных клеток



3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) трехслойное строение
2) стрекательные клетки
3) нервная сеть
4) эктодерма, энтодерма
5) анальное отверстие
6) кутикула



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке организмов характерны следующие признаки:
1) многоклеточные, двухслойные колониальные животные
2) размножаются с помощью спор
3) радиальная симметрия тела
4) имеют наружный известковый или роговой скелет
5) поглощают из почвы воду и минеральные вещества
6) передвигаются реактивным способом



Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) способность к регенерации
Б) наличие эктодермы и энтодермы
В) фототрофное питание
Г) наличие хроматофора
Д) запасное питательное вещество - углевод



Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображёнными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножаются путем митоза
Б) генетическое разнообразие достигается путем конъюгации
В) имеют стрекательные клетки
Г) пищеварение полостное и внутриклеточное
Д) не образуют гамет

Определите две группы организмов, имеющих двухслойный зародыш, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) насекомые
2) коралловые полипы
3) плоские черви
4) брюхоногие моллюски
5) гидроидные полипы

Установите, в какой последовательности происходит половое размножение и развитие пресноводной гидры, начиная с образования половых клеток.
1) появление в водоемах молодых гидр нового полового поколения
2) образование зиготы и развитие защитной оболочки
3) образование осенью половых клеток у взрослой гидры
4) зимовка зародыша и его развитие весной
5) оплодотворение сперматозоидами яйцеклеток других особей

1.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­ном, тка­нью по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го и за­ро­ды­ше­вым лист­ком, из ко­то­ро­го они об­ра­зу­ют­ся.

ОРГАН, ТКАНЬ ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК
A) ки­шеч­ник Б) кровь B) почки Г) лёгкие Д) хря­ще­вая ткань Е) сер­деч­ная мышца 1) эн­то­дер­ма 2) ме­зо­дер­ма

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е

2.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­рой ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка и за­ро­ды­ше­вым лист­ком, из ко­то­ро­го она сфор­ми­ро­ва­лась.

СТРУК­ТУ­РА ОР­ГА­НИЗ­МА ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК
A) бо­ле­вые ре­цеп­то­ры Б) во­ло­ся­ной по­кров B) лимфа и кровь Г) жи­ро­вая ткань Д) ног­те­вые пла­стин­ки 1) эк­то­дер­ма 2) ме­зо­дер­ма

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е

3.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стью он­то­ге­не­за и груп­пой ор­га­низ­мов, для ко­то­рой она ха­рак­тер­на.

ОСО­БЕН­НОСТЬ ГРУП­ПА ОР­ГА­НИЗ­МОВ
A) раз­ви­тие из трёх за­ро­ды­ше­вых лист­ков Б) нерв­ная си­сте­ма диф­фуз­но­го типа B) раз­мно­же­ние путём поч­ко­ва­ния Г) раз­ви­тие ор­га­низ­ма из дву­слой­но­го за­ро­ды­ша Д) на­ли­чие си­стем ор­га­нов 1) Ки­шеч­но­по­лост­ные 2) Коль­ча­тые черви

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д

4.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, из ко­то­рых они раз­ви­ва­ют­ся.

ОР­ГА­НЫ ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЕ ЛИСТ­КИ
А) го­лов­ной мозг Б) пе­чень В) кровь Г) кости Д) под­же­лу­доч­ная же­ле­за Е) кожа 1) эк­то­дер­ма 2) эн­то­дер­ма 3) ме­зо­дер­ма

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, из ко­то­рых они раз­ви­ва­ют­ся.

ОР­ГА­НЫ ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЕ ЛИСТ­КИ
А) го­лов­ной мозг Б) тон­кая кишка В) хрящи Г) мышцы Д) под­же­лу­доч­ная же­ле­за Е) во­ло­сы 1) эк­то­дер­ма 2) эн­то­дер­ма 3) ме­зо­дер­ма

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е

6.
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­ра­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, из ко­то­рых эти струк­ту­ры фор­ми­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СТРУК­ТУ­РЫ ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЕ ЛИСТ­КИ
А) нерв­ная ткань Б) кровь В) ске­лет Г) глад­кая мы­шеч­ная ткань Д) кож­ный эпи­дер­мис 1) 1 2) 2

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д

7.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­ра­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.


ОРГАН, ТКАНЬ ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК
A) внут­рен­ние сли­зи­стые по­кро­вы Б) над­по­чеч­ни­ки B) тка­не­вая жид­кость Г) лимфа Д) эпи­те­лий аль­ве­ол 1) эн­то­дер­ма 2) ме­зо­дер­ма

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д

8.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­ра­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке 1, 2: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.


СТРУК­ТУ­РЫ ЗА­РО­ДЫ­ША ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЕ ЛИСТ­КИ
А) ногти Б) ор­га­ны чувств В) кровь Г) лимфа Д) мы­шеч­ная ткань 1) эк­то­дер­ма 2) ме­зо­дер­ма

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д

Общая биология

1.На­зо­ви­те за­ро­ды­ше­вый ли­сток за­ро­ды­ша по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке циф­рой 1. Какие типы тка­ней, ор­га­ны или части ор­га­нов фор­ми­ру­ют­ся из него?


5.На­зо­ви­те тип и фазу де­ле­ния кле­ток, изоб­ражённых на ри­сун­ках. Какие про­цес­сы они ил­лю­стри­ру­ют? К чему при­во­дят эти про­цес­сы?


7.
Опре­де­ли­те тип и фазу де­ле­ния клет­ки, изоб­ражённой на ри­сун­ке. Ответ обос­нуй­те. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этой фазе?

11.
Какое де­ле­ние и какая его фаза изоб­ра­же­ны на ри­сун­ке? Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n), число мо­ле­кул ДНК (с) в этот пе­ри­од. Ответ обос­нуй­те.

14.
На­зо­ви­те за­ро­ды­ше­вый ли­сток по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке во­про­си­тель­ным зна­ком. Какие типы тка­ней и си­сте­мы ор­га­нов фор­ми­ру­ют­ся из него?

Деление клеток

1.Общая масса всех мо­ле­кул ДНК в 46 со­ма­ти­че­ских хро­мо­со­мах одной со­ма­ти­че­ской клет­ки че­ло­ве­ка со­став­ля­ет 6х10-9 мг. Опре­де­ли­те, чему равна масса всех мо­ле­кул ДНК в спер­ма­то­зо­и­де и в со­ма­ти­че­ской клет­ке перед на­ча­лом де­ле­ния и после его окон­ча­ния. Ответ по­яс­ни­те.

2.Какое де­ле­ние мей­о­за сход­но с ми­то­зом? Объ­яс­ни­те, в чем оно вы­ра­жа­ет­ся и к ка­ко­му на­бо­ру хро­мо­сом в клет­ке при­во­дит.

3.Объ­яс­ни­те, в чем за­клю­ча­ет­ся сход­ство и раз­ли­чие му­та­ци­он­ной и ком­би­на­тив­ной из­мен­чи­во­сти.

4.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для кле­ток за­ро­ды­ша и эн­до­спер­ма се­ме­ни, ли­стьев цвет­ко­во­го рас­те­ния. Объ­яс­ни­те ре­зуль­тат в каж­дом слу­чае.

5.Хро­мо­сом­ный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток пше­ни­цы равен 28. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в одной из кле­ток се­мя­за­чат­ка перед на­ча­лом мей­о­за, в ана­фа­зе мей­о­за 1 и в ана­фа­зе мей­о­за 2. Объ­яс­ни­те, какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в эти пе­ри­о­ды и как они вли­я­ют на из­ме­не­ние числа ДНК и хро­мо­сом.

6.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ядер кле­ток эпи­дер­ми­са листа и вось­ми­ядер­но­го за­ро­ды­ше­во­го мешка се­мя­за­чат­ка цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

7.Син­дром Дауна у че­ло­ве­ка про­яв­ля­ет­ся при три­со­мии по 21 паре хро­мо­сом. Объ­яс­ни­те при­чи­ны по­яв­ле­ния та­ко­го хро­мо­сом­но­го на­бо­ра у че­ло­ве­ка.

8.Ука­жи­те число хро­мо­сом и ко­ли­че­ство мо­ле­кул ДНК в про­фа­зе пер­во­го и вто­ро­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния клет­ки. Какое со­бы­тие про­ис­хо­дит с хро­мо­со­ма­ми в про­фа­зе пер­во­го де­ле­ния?

9.Для со­ма­ти­че­ской клет­ки жи­вот­но­го ха­рак­те­рен ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор (n) и число мо­ле­кул ДНК (с) в клет­ке в про­фа­зе мей­о­за I и ме­та­фа­зе мей­о­за II. Объ­яс­ни­те ре­зуль­та­ты в каж­дом слу­чае.

10.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для гамет и спор рас­те­ния мха ку­куш­ки­на льна? Объ­яс­ни­те, из каких кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния они об­ра­зу­ют­ся.

11.Со­ма­ти­че­ские клет­ки дро­зо­фи­лы со­дер­жат 8 хро­мо­сом. Как из­ме­нит­ся число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в ядре при га­ме­то­ге­не­зе перед на­ча­лом де­ле­ния и в конце те­ло­фа­зы мей­о­за I? Объ­яс­ни­те ре­зуль­та­ты в каж­дом слу­чае.

12.Для со­ма­ти­че­ской клет­ки жи­вот­но­го ха­рак­те­рен ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор (n) и число мо­ле­кул ДНК(с) в клет­ке в конце те­ло­фа­зы мей­о­за I и ана­фа­зе мей­о­за II. Объ­яс­ни­те ре­зуль­та­ты в каж­дом слу­чае.

13.Ка­ко­вы осо­бен­но­сти мей­о­за, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют раз­но­об­ра­зие гамет?

Ука­жи­те не менее трёх осо­бен­но­стей.

14.Для со­ма­ти­че­ской клет­ки жи­вот­но­го ха­рак­те­рен ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор (n) и число мо­ле­кул ДНК (с) в клет­ке перед мей­о­зом I и про­фа­зе мей­о­за II. Объ­яс­ни­те ре­зуль­та­ты в каж­дом слу­чае.

15.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для га­ме­то­фи­та и гамет мха сфаг­ну­ма? Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки?

16.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для га­ме­то­фи­та и гамет мха сфаг­ну­ма? Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки?

17.Ука­жи­те число хро­мо­сом и ко­ли­че­ство мо­ле­кул ДНК в про­фа­зе пер­во­го и вто­ро­го мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния клет­ки. Какое со­бы­тие про­ис­хо­дит с хро­мо­со­ма­ми в про­фа­зе пер­во­го де­ле­ния?

18.У круп­но­го ро­га­то­го скота в со­ма­ти­че­ских клет­ках 60 хро­мо­сом. Опре­де­ли­те число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в клет­ках яич­ни­ков при ово­ге­не­зе в ин­тер­фа­зе перед на­ча­лом де­ле­ния и после де­ле­ния мей­о­за I. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты на каж­дом этапе.

19.В со­ма­ти­че­ских клет­ках дро­зо­фи­лы со­дер­жит­ся 8 хро­мо­сом. Какое число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК со­дер­жит­ся в ядре при га­ме­то­ге­не­зе перед на­ча­лом мей­о­за I и мей­о­за II? Объ­яс­ни­те, как об­ра­зу­ет­ся такое число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК.

20.Рас­смот­ри­те ка­ри­о­тип че­ло­ве­ка и от­веть­те на во­про­сы.


1. Ка­ко­го пола этот че­ло­век?

2. Какие от­кло­не­ния имеет ка­ри­о­тип этого че­ло­ве­ка?

3. В ре­зуль­та­те каких со­бы­тий могут воз­ни­кать такие от­кло­не­ния?

21.Рас­смот­ри­те ка­ри­о­тип че­ло­ве­ка и от­веть­те на во­про­сы.


1. Ка­ко­го пола этот че­ло­век?

2. Какие от­кло­не­ния имеет ка­ри­о­тип этого че­ло­ве­ка?

3. В ре­зуль­та­те каких со­бы­тий могут воз­ни­кать такие от­кло­не­ния?

22.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ве­ге­та­тив­ной, ге­не­ра­тив­ной кле­ток и спер­ми­ев пыль­це­во­го зерна цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

23.Со­ма­ти­че­ские клет­ки кро­ли­ка со­дер­жат 44 хро­мо­со­мы. Как из­ме­нит­ся число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в ядре при га­ме­то­ге­не­зе перед на­ча­лом де­ле­ния и в конце те­ло­фа­зы мей­о­за I? Объ­яс­ни­те ре­зуль­та­ты в каж­дом слу­чае.

24.В со­ма­ти­че­ских клет­ках мухи дро­зо­фи­лы со­дер­жит­ся 8 хро­мо­сом. Опре­де­ли­те число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в клет­ках при спер­ма­то­ге­не­зе в зоне раз­мно­же­ния и в конце зоны со­зре­ва­ния гамет. Ответ обос­нуй­те. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этих зонах?

25.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для споры, га­ме­то­фи­та и спо­ро­фи­та мха ку­куш­кин лён? Из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти ста­дии раз­ви­тия мха?

26.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для кле­ток мя­ко­ти иго­лок и спер­ми­ев сосны? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки

27.Общая масса всех мо­ле­кул ДНК в 46 хро­мо­со­мах одной со­ма­ти­че­ской клет­ки че­ло­ве­ка со­став­ля­ет около 6·10 −9 мг. Опре­де­ли­те массу всех мо­ле­кул ДНК в ядре клет­ки при спер­ма­то­ге­не­зе перед на­ча­лом мей­о­за и после окон­ча­ния мей­о­за. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

28.При­зна­ки, опре­де­ля­ю­щие груп­пу крови и резус-фак­тор, не сцеп­ле­ны. Груп­па крови кон­тро­ли­ру­ет­ся тремя ал­ле­ля­ми од­но­го гена – i0, IA, IB. Ал­ле­ли IA и IB до­ми­нант­ны по от­но­ше­нию к ал­ле­ли i0. Первую груп­пу (0) опре­де­ля­ют ре­цес­сив­ные гены i0, вто­рую груп­пу (А) опре­де­ля­ет до­ми­нант­ная ал­лель IA, тре­тью груп­пу (В) опре­де­ля­ет до­ми­нант­ная ал­лель IB, а чет­вер­тую (АВ) – две до­ми­нант­ные ал­ле­ли IAIB. По­ло­жи­тель­ный резус-фак­тор (R) до­ми­ни­ру­ет над от­ри­ца­тель­ным резус – фак­то­ром (r)

У отца вто­рая груп­па крови и от­ри­ца­тель­ный резус, у ма­те­ри – пер­вая груп­па и по­ло­жи­тель­ный резус (го­мо­зи­го­та). Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те воз­мож­ные ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, воз­мож­ные груп­пы крови, резус-фак­тор и ге­но­ти­пы детей. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­явит­ся в этом слу­чае?

29.Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ве­ге­та­тив­ной, ге­не­ра­тив­ной кле­ток и спер­ми­ев пыль­це­во­го зерна цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

30.Общая масса всех мо­ле­кул ДНК в 46 хро­мо­со­мах одной со­ма­ти­че­ской клет­ки че­ло­ве­ка со­став­ля­ет около 6 · 10 −9 мг. Опре­де­ли­те, чему равна масса всех мо­ле­кул ДНК в ядре при спер­ма­то­ге­не­зе перед на­ча­лом мей­о­за, после мей­о­за I и мей­о­за II. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

31.Ка­ри­о­тип со­ба­ки вклю­ча­ет 78 хро­мо­сом. Опре­де­ли­те число хро­мо­сом и число мо­ле­кул ДНК в клет­ках при ово­ге­не­зе в зоне раз­мно­же­ния и в конце зоны со­зре­ва­ния гамет. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этих зонах? Ответ обос­нуй­те (в от­ве­те долж­но со­дер­жать­ся че­ты­ре кри­те­рия).

32.У по­ле­вой мыши 40 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом у самца мыши в спер­ма­то­го­ни­ях, с ко­то­рых на­чи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние спер­ма­то­зо­и­дов, в зре­лых спер­ма­то­зо­и­дах и в клет­ках за­ро­ды­ша? Какое де­ле­ние при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию этих кле­ток? Из каких кле­ток они об­ра­зу­ют­ся?

33.В ка­ри­о­ти­пе яб­ло­ни 34 хро­мо­со­мы. Сколь­ко хро­мо­сом и ДНК будет со­дер­жать­ся в яй­це­клет­ке яб­ло­ни, клет­ках эн­до­спер­ма её се­ме­ни и клет­ках листа? Из каких кле­ток об­ра­зу­ют­ся ука­зан­ные клет­ки?

34.Хро­мо­сом­ный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток кар­то­фе­ля равен 48. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в клет­ках при мей­о­зе в про­фа­зе мей­о­за I и ме­та­фа­зе мей­о­за II. Объ­яс­ни­те все по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

35.Масса мо­ле­кул ДНК в со­ма­ти­че­ских клет­ках равна 6*10 -9 . Чему равна масса мо­ле­кул ДНК перед на­ча­лом мей­о­за и в ана­фа­зе мей­о­за 1, ответ по­яс­ни­те.

36.В со­ма­ти­че­ских клет­ках овса 42 хро­мо­со­мы. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и ко­ли­че­ство мо­ле­кул ДНК перед на­ча­лом мей­о­за I и в ме­та­фа­зе мей­о­за II. Ответ по­яс­ни­те.

37.У хла­ми­до­мо­на­ды пре­об­ла­да­ю­щим по­ко­ле­ни­ем яв­ля­ет­ся га­ме­то­фит. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор взрос­ло­го ор­га­низ­ма и его гамет. Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток об­ра­зу­ют­ся взрос­лые особи и их га­ме­ты, в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния фор­ми­ру­ют­ся по­ло­вые клет­ки.

38.Ко­ли­че­ство хро­мо­сом в со­ма­ти­че­ской клет­ке дро­зо­фи­лы - 8. Опре­де­ли­те число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК у дро­зо­фи­лы в пе­ри­од ово­ге­не­за в ана­фа­зе мей­о­за 1 и про­фа­зе мей­о­за 2. Объ­яс­ни­те ре­зуль­та­ты.

39.Из­вест­но, что все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК-мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов: ГЦТТЦ­ЦАЦТГ­Т­ТА­ЦА. Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК, ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те, и ами­но­кис­ло­ту, ко­то­рую будет пе­ре­но­сить эта тРНК в про­цес­се био­син­те­за белка, если тре­тий три­плет со­от­вет­ству­ет ан­ти­ко­до­ну тРНК. Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода.

Можно использовать для подготовки к ЕГЭ.

1.Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

A) болевые рецепторы

Б) волосяной покров

B) лимфа и кровь

Г) жировая ткань

Д) ногтевые пластинки

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Важнейшими эктодермальными производными являются нервная трубка, нервный гребень и образующиеся из них все нервные клетки. Органы чувств, передающие нервной системе информацию о зрительных, звуковых, обонятельных и иных стимулах, также развиваются из эктодермальных закладок. Например, сетчатка глаза образуется как вырост мозга и, следовательно, является производным нервной трубки, тогда как обонятельные клетки дифференцируются прямо из эктодермального эпителия носовой полости. Болевые рецепторы имеют эктодермальное происхождение.


Эктодерма: болевые рецепторы, волосяной покров, ногтевые пластинки. Мезодерма: лимфа и кровь, жировая ткань.

2.Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

A) болевые рецепторы

Б) волосяной покров

B) лимфа и кровь

Г) жировая ткань

Д) ногтевые пластинки

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Из эктодермы образуется только верхний слой кожи — эпидермис. Дерма и гиподерма (подкожная жировая клетчатка), а также все разновидности соединительной ткани имеют мезодермальное происхождение.

Эктодерма: болевые рецепторы, волосяной покров, ногтевые пластинки. Мезодерма: лимфа и кровь, жировая ткань.

3.Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью.

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

1) гаплоидная стадия

2) диплоидная стадия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Гаплоидная стадия: спора, заросток, гамета. Диплоидная стадия: зрелый спорофит, молодой спорофит, зигота.

4.Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.

А) головной мозг

Д) поджелудочная железа

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Эктодерма: головной мозг, волосы. Энтодерма: тонкая кишка, поджелудочная железа. Мезодерма: мышцы, хрящи.

5 . Рассмотрите рисунок. Определите стадию эмбриогенеза хордового животного, зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и органы, которые из него развиваются. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.


1) бластула 2) эктодерма 3) нейрула 4) мезодерма
5) гаструла 6) энтодерма 7) почки, мышцы, сердце
8) печень, поджелудочная железа

Верный ответ: 347

6Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме. (2)Гаметы участвуют в оплодотворении. (3)Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом. (4)После многократного деления зиготы формируется однослойный зародыш. (5)Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы. (6)Онтогенез - есть краткое и быстрое повторение филогенеза вида. (7)Постэмбриогенез сопровождается развитием личинки или ее отсутствием.

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5:

1) С образования зиготы начинается онтогенез - индивидуальное развитие организма
3) Зигота подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз
5) С выходом позвоночных животных из эмбриональных оболочек (яйца) или рождения завершается эмбриональный этап развития

7. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца

А) Внедрение личинок в организм моллюска.

Б) Выход из яйца личинок с ресничками.

В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.

Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.

Е) инцистирование личинок. Ответ: дбагев .

Онтогенез вариант 2

1.Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.

Д) хрящевая ткань

Е) сердечная мышца

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Энтодерма: кишечник, лёгкие. Мезодерма: кровь, почки, хрящевая ткань, сердечная мышца.

2.Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна.

A) развитие из трёх зародышевых листков

Б) нервная система диффузного типа

B) размножение путём почкования

Г) развитие организма из двуслойного зародыша

Д) наличие систем органов

2) Малощетинковые Кольчатые черви

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Кишечнополостные: нервная система диффузного типа, размножение путём почкования, развитие организма из двуслойного зародыша. Малощетинковые Кольчатые черви: развитие из трёх зародышевых листков, наличие систем органов.

3.Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.

А) головной мозг

Д) поджелудочная железа

Е) эпидермис кожи

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Эктодерма: головной мозг, кожа. Энтодерма: печень, поджелудочная железа. Мезодерма: кровь, кости.

4. Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. с неполным превращением

2. с полным превращением

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Развитие насекомых может происходит с полным превращением (яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое) или с неполным превращением (яйцо → личинка → взрослое насекомое).

Насекомые с неполным превращением:

отряд Прямокрылые (саранча, кузнечики, сверчки, медведки);

отряд Равнокрылые (тли, медяницы);

отряд Полужесткокрылые (клопы, водомерки, гладыши);

отряд Тараканы (тараканы);

отряд Стрекозы (коромысла, красотки, лютки).

Насекомые с полным превращением:

отряд Жесткокрылые (жуки);

отряд Чешуекрылые (бабочки);

отряд Двукрылые (мухи, комары);

отряд Перепончатокрылые (пчелы, осы, шмели, наездники, муравьи).

(А) чешуекрылые — с полным превращением;

(Б) двукрылые — с полным превращением;

(В) жесткокрылые — с полным превращением;

(Г) прямокрылые — с неполным превращением;

(Д) перепончатокрылые — с полным превращением;

(Е) стрекозы — с неполным превращением.

5. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) сетчатка глаза

Б) мимическая мышца

В) хрящевая поверхность кости

Г) серое вещество спинного мозга

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

1 - это эктодерма: А) сетчатка глаза; Г) серое вещество спинного мозга; Е) эмаль зубов

2 - это мезодерма: Б) мимическая мышца; В) хрящевая поверхность кости; Д) лимфа

6. 1)Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента деления яйцеклетки и заканчивается рождением организма или выходом его из яйца. (2)Первый этап – дробление характеризуется быстрым делением без увеличения массы клеток эмбриона. (3)Дробление заканчивается образованием бластулы с бластоцелью внутри. (4)На стадии гаструлы у хордовых животных образуется гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются энтодерма, мезодерма и эктодерма. (5)На стадии нейрулы образуется нервная пластинка, которая преобразуется в нервную трубку, из которой в дальнейшем у позвоночных развивается головной и спинной мозг. (6)В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, под которой расположены нервная и кишечная трубки. (7)Закладка органов начинается на стадии нейрулы и продолжается в процессе органогенеза.

Пояснение.1 – Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента оплодотворения и образования зиготы ; заканчивается рождением организма или выходом его из яйца.

2) 4 – На стадии гаструлы у хордовых животных образуется гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются энтодерма и эктодерма. ( убрали мезодерму , т.к. мезодерма закладывается на стадии нейрулы).

3) 6 – В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, над которой расположена нервная трубка, под хордой – кишечная трубка с жаберными карманами в глотке

7. Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.

А) развитие двух организмов из нейрулы

Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша

В) образование оплодотворённой яйцеклетки

Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул

Д) дробление зиготы и формирование двух бластул

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.