Развитие нервной системы у человека презентация


Презентация "Нервная система человека" создана ученицей 8 "Б" класса Токаревой Елизаветой к уроку "Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы." В презентации раскрыто строение нервной системы,ее функции,отдельно рассмотрена структурная единица-нейрон и рефлекс.

Скачать:

ВложениеРазмер
nervnaya_sistema_cheloveka.pptx 908.18 КБ

Подписи к слайдам:

Цель презентации Узнать для чего человеку нужна нервная система, её значение и функции.

План презентации Нейроны Значение нервной системы Что входит в нервную систему Функции нервной системы Соматическая нервная система Вегетативная нервная система Симпатическая нервная система Парасимпатическая нервная система Рефлексы Ссылки на доп. информацию

Нейроны Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка- нейрон . Нейрон состоит из тела и отростков. Короткие, сильно ветвящиеся отростки — дендриты, по ним нервные импульсы поступают к телу нервной клетки.

Значение нервной системы Нервная система-целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.

Что входит в нервную систему Нервную систему по месту расположения в организме делят на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания. Нервами называются пучки длинных отростков нервных клеток, выходящие за пределы головного и спинного мозга. Покрыты пучки соединительной тканью, образующей оболочки нервов. Нервные узлы – это скопления тел нейронов вне центральной нервной системы. По другой классификации нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система управляет работой скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путём сокращения скелетных мышц выполняются все движения человека. Функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию. Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий.

Функции нервной системы

Соматическая нервная система Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, осуществляя связь организма с внешней средой (посредством соматической нервной системы мозг человека получает информацию о внешней среде и её влиянии на организм (например, температурные изменения, боль, прикосновение и др.). С её помощью человек может произвольно (т. е. по собственному желанию) управлять деятельностью скелетной мускулатуры.

Вегетативная нервная система Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС) регулирует работу внутренних органов, управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, работой желез, реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может управлять работой этой системы (нельзя, например, по желанию остановить сердце, ускорить процесс пищеварения, задержать потоотделение), то есть, она работает непроизвольно . В автономной (вегетативной) нервной системе различают два отдела: парасимпатический и симпатический. Как правило, нервы этих двух отделов оказывают противоположные влияния на внутренние органы.

Вегетативная нервная система

Симпатическая нервная система Симпатическая нервная система ускоряет и усиливает работу сердца, повышает кровяное давление, суживает сосуды кожи, тормозит работу пищеварительной системы.

Парасимпатическая нервная система Парасимпатические нервные импульсы ослабляют сердечную деятельность, расширяют кровеносные сосуды кожи, снижают давление, снижают уровень глюкозы в крови.

Выбранный для просмотра документ Развитие нервной системы.docx

РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Для организма человека имеет огромное значение нервная система. Движения, рефлексы, работа сердца, эмоции, речь стимулируются и контролируются сложной системой, не перестающей работать даже во сне.

Основные этапы развития нервной системы

В процессе эволюции нервной системы можно выделить несколько основных этапов развития:

1. Диффузная, или асинаптическая, нервная система. Имеет форму сетки, которая образуется соединением отростчатых клеток и равномерно распределяется по всему телу, сгущаясь вокруг ротовых придатков.

2. Ганглиозная нервная система (в червеобразных) синаптическая, проводит возбуждение в одном направлении и обеспечивает дифференцированные приспособительные реакции.

3. Трубчатая нервная система (в позвоночных) отличается от нервной системы червеобразных тем, что в позвоночных возникли скелетные моторные аппараты с поперечно-полосатыми мышцами. Это обусловило развитие центральной нервной системы, отдельные части и структуры которой формируются в процессе эволюции постепенно и в определенной последовательности.

Развитие головного мозга

Головной мозг человека является органом центральной нервной системы , состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.

Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа , кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа.

Пренатальное развитие

Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.

Натальное состояние

Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.

При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути.

Период от 2 до 5 лет

В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке.

Период от 5 до 7 лет

Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область. Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации.

Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным.

Развитие спиного мозга

Внешняя форма, топография, размеры и строение спинного мозга в процессе его внутриутробного развития изменяются довольно сильно. Спинной мозг новорожденного представляет вполне дифференцированную структуру, обеспечивающую на необходимом уровне рефлекторную деятельность ребенка этого этапа развития. Его масса составляет 3-4 г; масса спинного мозга взрослого человека равна приблизительно 30 г. Общий рост спинного мозга отстает от роста позвоночника уже с 4-го месяца внутриутробного развития, вследствие чего его нижний конец как бы перемещается кверху.

В процессе развития происходит изменение формы просвета и размеров центрального канала спинного мозга. Диаметр канала у новорожденного больше, чем у детей последующих возрастных групп. В течение первого года жизни заканчивается редукция просвета центрального канала.

Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет. Масса его увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с периодом новорожденное. Однако к 5-6 годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых.

Основные стадии развития нейрона

Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приема извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.

Типичный нейрон состоит из тела клетки , дендритов и одного аксона . В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя биологические нейронные сети . По отношению к границе нервной системы и направлению передачи информации нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.

На ранних стадиях развития нейрон имеет большое ядро, окруженное небольшим количеством нейроплазмы, затем оно постепенно уменьшается. На 3-м месяце начинается рост аксона по направлению к периферии и когда он достигает органа, тот начинает функционировать еще во внутриутробном периоде. Дендриты вырастают позднее, начинают функционировать после рождения. По мере роста и развития ребенка увеличивается количество разветвлений
на дендритах, на них появляются шипики, что увеличивает количество связей между нейронами. Количество образующихся шипиков прямо пропорционально интенсивности обучения ребенка.

У новорожденных количество нейронов больше, чем клеток нейроглии. С возрастом количество глиальных клеток увеличивается
и к 20–30 годам соотношение нейронов и нейроглии составляет 50:50. В пожилом и старческом возрасте количество глиальных клеток преобладает в связи с постепенным разрушением нейронов).

С возрастом нейроны уменьшаются в размерах, в них уменьшается количество РНК, необходимой для синтеза белков и ферментов.

Очень важным условием для нормальной жизнедеятельности человека является согласованная работа всех систем органов. Как только начинается усиленная деятельность мышц, сразу же учащается дыхание и ритм сокращений сердца. В то же время сужаются кровеносные сосуды внутренних органов, а в мышцах и коже они расширяются: усиливается приток крови к мышцам и коже. Потовые железы увеличивают отделение пота. Деятельность пищеварительной системы угнетается.

Так нервная система обеспечивает единство организма, его целостность. Изменяя работу одних органов, она, соответственно, изменяет работу всех остальных систем организма, согласовывая их функционирование.

Презентация была опубликована 8 месяцев назад пользователемВиталина Ендальцева

Презентация на тему: " Развитие органов нервной системы. Особенности у детей. " — Транскрипт:

1 Медицинский университет Караганды Кафедра гистологии СРС. Развитие органов нервной системы. Особенности у детей. Выполнила: Ендальцева Виталина группа: 3040,ОМ Проверила: Жанайдарова Г.О. Караганда, 2018

2 Содержание Введение Развитие нервной системы Спинной мозг Продолговатый мозг. Мост Мозжечок Средний мозг. Промежуточный мозг Кора больших полушарий Возрастные изменения ЦНС Заключение Список литературы

3 Введение Нервная ткань это система взаимосвязанных нервных клеток и нейроглии, обеспечивающих специфические функции восприятия раздражений, возбуждения, выработки импульса и его передачи. Она является основой строения органов нервной системы, обеспечивающих регуляцию всех тканей и органов, их интеграцию в организме и связь с окружающей средой.

4 Развитие нервной системы Нервная ткань развивается из дорсальной эктодермы. У 18-дневного эмбриона человека эктодерма по средней линии спины дифференцируется и утолщается, формируя нервную пластинку, латеральные края которой приподнимаются, образуя нервные валики, а между валиками формируется нервный желобок. Рис. 1. нервная пластинка (А) и нервный желобок (1)

5 Передний конец нервной пластинки расширяется, образуя позднее головной мозг. Латеральные края продолжают подниматься и растут медиально, пока не встретятся и не сольются по средней линии в нервную трубку. Из нее в дальнейшем формируются нейроны и макроглия центральной нервной системы. Рис.2. Нервная трубка (7)

6 В нервной трубке дифференцируется 4 концентрических зоны: Вентрикулярная (эпендимная) зона является предшественницей нейронов и клеток макроглии. Субвентрикулярная зона состоит из клеток являющихся потомками матричных клеток. Промежуточная (плащевая, мантийная зона). Из клеток этого слоя образуются серое вещество спинного и часть серого вещества головного мозга. Краевая (маргинальная) зона дает начало белому веществу

7 Часть клеток нервной пластинки образует скопления по бокам от нервной трубки, которые сливаются в рыхлый тяж, располагающийся между нервной трубкой и кожной эктодермой, это нервный гребень (или ганглиозная пластинка). Он дает начало нейронам чувствительных и автономных ганглиев, клеткам мягкой мозговой и паутинной оболочек мозга и некоторым видам глии. Рис.3. Нервный гребень (6)

8 Спинной мозг В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека – на уровне II поясничного позвонка. Рис.4. Спинной мозг ребенка

9 Продолговатый мозг. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано. Рис. 5. Мозг новорожденного

10 Мост У новорожденного расположен выше, чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

11 Мозжечок У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты Рис. 5. Большой мозг и мозжечок новорожденного

12 Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

13 Рис.7. Средний мозг

14 Промежуточный мозг Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2- 3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к годам.

15 кора больших полушарий К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток ( млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию.

16 Рис. 8. Кора больших полушарий ребенка

17 Возрастные изменения ЦНС Несмотря на то, что формирование нервной системы завершается только в первые годы после рождения, известная пластичность центральной нервной системы сохраняется до старости. Эта пластичность может выражаться в появлении новых терминалей и новых синаптических связей. Пластичность проявляется в наибольшей степени в первые годы после рождения, но частично сохраняется и у взрослых. Хотя нейроны постоянны, их синаптические связи могут модифицироваться в течение всей жизни, что может выражаться, в частности, в увеличении или уменьшении их числа. Пластичность при малых повреждениях мозга проявляется в частичном восстановлении функций.

18 Заключение Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до лет.




























Описание презентации по отдельным слайдам:

Строение нервной системы. Нервная регуляция организма

1. Осуществляет связь между организмом и внешней средой (ориентация и приспособление). 2. Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма. 3. Осуществляет психическую деятельность человека (мышление, речь, память, эмоции, социальное поведение).

Центральная нервная система: Головной и спинной мозг Периферическая нервная система: Нервы и нервные узлы

Соматическая нервная система. Руководит работой скелетных мышц, Иннервирует кожу Вегетативная (автономная) нервная система. Управляет работой внутренних органов Симпатический отдел. Усиливает работу сердца, сужает сосуды, замедляет работу желудка Парасимпати-ческий отдел. Замедляет сердцебиение. Расширяет сосуды, стимулирует работу желудка Соматическая НС подчиняется сигналам коры головного мозга, Вегетативная работает самостоятельно и коре головного мозга не подчиняется

Строение нейрона дендриты тело нейрона аксон

Синапс - Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками Пузырьки с медиатором Синаптическая щель

Вся деятельность нервной системы основана на рефлексах. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы. Виды рефлексов Безусловные (врожденные) рефлексы Сосательный, ориентировочный, зрительный, слуховой. Для их появления не требуется никаких дополнительных условий Условные (приобретенные) рефлексы. Все они основаны на врожденных рефлексах, но для их появления необходимо действие условного раздражителя

Все рефлексы нервной системы осуществляются по нервному пути – рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга – это путь прохождения рефлекса. Рефлекторная дуга включает в себя пять элементов: 1. Рецептор (нервное окончание чувствительного нейрона) 2. Чувствительный нейрон 3. Участок ЦНС (спинной мозг), где находится вставочный нейрон 4. Двигательный нейрон 5. Рабочий орган (мышца или железа) Самая короткая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов: чувствительного и двигательного.

Центральная нервная система

Строение спинного мозга

Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой вытянутый цилиндрической формы тяж длиной в среднем 40-45 см, толщиной около 1 см.

От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов Спинному мозгу присущи две функции: 1. Рефлекторная (все двигательные рефлексы, мочеиспускание; движение диафрагмы, дыхательных мышц; работа внутренних органов) 2. Проводниковая (спинной мозг выполняет проводниковую функцию за счет восходящих и нисходящих путей, проходящих в белом веществе спинного мозга. Эти пути связывают отдельные сегменты спинного мозга друг с другом, а также с головным мозгом).

Ствол Мозжечок Полушария большого мозга У человека его масса составляет в среднем 1375 г. Именно здесь громадные скопления вставочных нейронов хранят полученный на протяжении жизни опыт действий. Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. Мозг содержит три четверти нервных клеток всего человеческого организма. Он содержит на своей поверхности (коре головного мозга) тела 15-16 миллиардов нейронов . МОЗГ Продолговатый мозг Мост Средний мозг Промежуточный мозг

Этот орган контролирует: 1. Наши ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия. 2. Движения – произвольные, которыми мы управляем по своему желанию, и непроизвольные. 3. Работа внутренних органов; продолжение рода. 4. Приспособление (адаптация) к новым условиям существования, что является основополагающей задачей высшей нервной деятельности.

Белое вещество Серое вещество Белое вещество составляет проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга Серое вещество в виде отдельных скоплений (ядер) располагается внутри белого, а также образует кору головного мозга

Продолговатый мозг и мост Регуляция: Дыхания Пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание) Сердечно-сосудистой системы Защитные рефлексы: Чихание, моргание, кашель, рвота

Мозжечок Координация произвольных движений Сохранение положения тела в пространстве Регуляция мышечного тонуса и равновесия

Средний мозг Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей) Регуляция мышечного тонуса и позы тела Средний мозг

Промежуточный мозг Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание Промежуточный мозг

Большие полушария Лобная доля Центральная борозда Боковая борозда Теменная доля Височная доля Затылочная доля

Затылочные доли – зрительная чувствительность Височные доли – слуховая, вкусовая, обонятельная чувствительность Лобные доли – произвольные внимание, произвольные движения Теменные доли – кожно-мышечная чувствительность

1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Привалова Алёна ГеннадьевнаНаписать 3147 17.02.2018

Номер материала: ДБ-1204145

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    17.02.2018 256
    17.02.2018 1538
    17.02.2018 354
    17.02.2018 142
    17.02.2018 237
    17.02.2018 224
    17.02.2018 368
    17.02.2018 131

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.