Развитие невротической личности в семье

Формирование личности — изменение качественных, количественных свойств, такие как накопление опыта, образование собственного мировоззрения, самосознания, характера, восприятия жизни. Существует множество факторов, влияющих на правильное формирование личностных характеристик.

Патологическое формирование личности

Человек рождается индивидом, которой должен создать, сформировать личностные характеристики. Некоторые условия, факторы влияют на то, что формирование происходит неправильно, с патологическими отклонениями.

Начальное условие образования личностных характеристик – нормальная биологическая природа человека. Если с детства есть отклонения, процесс существенно затрудняется.

Индивидные особенности – факторы, способные облегчить, затруднить формирование самооценки, характера, способностей, личных интересов. Эти факторы нужно рассматривать при создании воспитательных методов. Психогенетика изучает перечисленные вопросы.

Важным условием считается наличие социальной среды. Это родители, родственники, члены семьи, воспитатели, ровесники, герои книг, фильмов. Если общественная среда отсутствует, личностные характеристики не развиваются. Подробней об этом в рубрике: отношения.


Воспитание в неблагополучной семье ведет к негативным последствиям

Например, когда дети воспитывались среди животных. Детей с синдромом Маугли (одичавших детей) после 12-13 лет можно минимально адаптировать. Воспитанники неблагополучных семей, колоний, детдомов – у этой категории часто идет патологическое развитие личности.

Передача общественных норм – это воспитание. Разделяется на следующие виды:

  • Целенаправленный вид – упорядоченный, организованный процесс. Изучение общественных норм, демонстрация лучших поведенческих методов, способы контроля, наказания, похвалы.
  • Стихийное воспитание образовано из педагогических действий, не несет конкретных воспитательных целей. Цель достигается как побочный эффект.


Воспитание – двусторонний процесс. Окружение только способствует в создании условий. Ученику первого класса можно объяснять, показывать примеры, наказывать, поощрять, правильно организовывать учебный процесс. От него зависит, как делать уроки, складывать в портфель учебники.

Перечисленные действия требуют от детей способностей, особенно умения преодолевать индивидную сущность, отказывающуюся выполнять действия. Важное условие – активная деятельность детей, которая направлена на усвоение общественных норм, поведенческих методов.

Самопознание — постижение своей сущности. Таким образом, человек осознает физические, психологические способности. Самопознание и развитие личности происходит на трех уровнях:

Биологический Осознание себя как обособленный организм.
Социальный Познание общественных поведенческих норм, способность к изучению и применению навыков
Личностный Способность выбирать, решать, организовывать время, согласовывать поведение

От самопознания и развития личности зависит успех и результаты человеческой самореализации. Совершенствование личностных характеристик – возможность раскрывать способности самостоятельно с целью достижения наиболее высокого уровня.

Самопознание и развитие личности начинается с раннего детства – малыши познают личные способности, отличают себя от остальных людей. Ребенок впитывает в себя все происходящее, всю информацию независимо от необходимости. После трех лет малыш начинает разделять ее.

В дальнейшем у человека появляются убеждения о себе, обнаруживается личностный мотив, являющийся главным побуждением к самопознанию и развитию личности. Мотив определяет мысли, чувства, поведение, отношение к обществу и мировоззрение. Каждый способен выработать свой сценарий, совершенствуя его всю жизнь через улучшение сознания и мышления.

Гармоничность появляется, когда стремления полностью соответствуют даже бессознательным желаниям. Мотивирующая сила бессознательных желаний на таком высоком уровне, что противоречие им в жизни приводит к аффективным конфликтам.

Аффективные переживания – источник образования патологического развития личности. Это можно пронаблюдать у детей, чья самооценка завышена – они доказывают всем, что они способны добиться всего, даже высочайшей оценки окружения.

С этого начинается дисгармоничное развитие личности. Выглядит, будто самооценка на высоком уровне, присутствует желание оставаться на уровне высоких возможностей. В реальности у него неосознаваемая низкая самооценка, чрезмерная зависимость от мнения других людей.

По мере взросления некоторые начинают ценить особенности, воспринимая их как полезные. Складывается впечатление, что граница между поведением и сознанием исчезает, в реальности это не так. Патологическое развитие личности выражается в повышенной склонности к конфликтам, тревожности, если их недостаточно высоко оценивают. Другая группа принимает ценности, находящиеся в конфликте с особенностями, получая постоянный разлад.

Страх представляет собой эмоцию, которая отражает защитную реакцию, появляющуюся при воображаемой или реальной угрозе здоровье или благополучию. Тревога – вариант страха. Она вызвана прогнозом неуспеха, опасности, ожидания важного события в неопределенных условиях.

Если она находится в умеренном уровне, есть возможность предугадывать препятствия на пути к цели. Тревога помогает планировать способы преодоления трудностей. Тревожность на среднем уровне – главное условие активной жизни.

Преодолеть повышенную тревожность и страх можно с помощью совершения действий их вызывающих. Страх бессонницы можно преодолеть длительным бодрствованием.

Способность отстраниться от ситуации, с юмором воспринимать страхи и тревогу может помочь преодолеть повышенную тревожность. Осознание и принятие страха отражает готовность к жизненным изменениям. Понимание причин страха освобождает от иллюзий, приближает к достижению идентичности.

Роль невроза


Счастливая семья – залог успешного воспитания

Дисгармоничное развитие личности происходит из-за множества факторов – врожденные особенности, воспитательные факторы, отношения внутри семьи и коллектива. Источники невротического развития личности – аффективные переживания, которые появляются в результате конфликта с собой.




Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

5. Психологические механизмы формирования ребенка-невротика

Существование ребенка в пространстве проблемной, дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероятности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность – это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психологами экзистенциально-гуманистического направления: А. Маслоу, Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.

? Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застенчивости.

? Способность делать ответственный выбор между движением вперед и отступлением. У такого человека отсутствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.

? Развитая ответственность перед своей совестью.

? Выбор вариантов в процессе принятия решения осуществляется на основании собственных принципов и убеждений.

Базисные черты невротической личности выделены известным психоаналитиком К. Хорни.

? Сензитивность. Сензитивность проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.

? Тревожность. Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т. п.).

К. Хорни выделила и описала основные характерные невротические потребности следующим образом.

? Потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия на себя ответственности за бремя власти.

? Потребность в публичном восхищении, признании. Знаки признания и социального восхищения становятся для невротика мерилами самоценности личности.

К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки – ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характеристику невротической личности, автор отмечает, что у невротиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностями питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверхзаботливым, но в этом случае он будет действовать под влиянием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.

Ребенок рождается с огромными способностями к адаптации. Если воспитание идет без учета природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесе и А. Томас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонгитюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во время еды, игры, одевания; опрашивали родителей, учителей. В результате С. Чесе и А. Томас выявили определенные различия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.

Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.

1. Степень моторной активности. Ребенок может родиться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пассивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизирующий фактор.

2. Ритмичность. ( Темп выделений. ) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассимилятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-дизритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребностных состояний.

3. Приближение – удаление. Эта характеристика определяет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.

4. Интенсивность. Под интенсивностью понимается количество энергии, которое используется ребенком для выражения эмоций.

5. Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно наступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.

6. Порог чувствительности. Порог определяется величиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ребенка.

9. Интервал времени, в котором поддерживается активность. Эта характеристика определяет то, как долго ребенок может находиться в состоянии активности.

В том случае, когда родители игнорируют перечисленные выше характеристики темперамента ребенка, навязывая ему чуждый ритм и интенсивность контактов со средой при удовлетворении потребностей, они создают условия для формирования невротической личности. Наибольшие трудности в воспитании обычно связываются со следующими типами детей.

Таблица 4 Влияние типа материнства и типа темперамента на развитие ребенка

Таким образом, для нормального развития ребенка в семье важен не тип темперамента ребенка, а тип материнства. В настоящее время существует нетрадиционная точка зрения, что даже в молоке матери есть ферменты, которые могут успокаивать ребенка и развивать его природные способности.

Обобщая сказанное, можно заключить, что детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.И. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание воспитательного процесса.

1. Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям. В зависимости от интенсивности эмоционального контакта выделяются такие типы отношений, как гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие.

2. Параметр контроля. Выделяются следующие типы контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.

3. Последовательность – непоследовательность в предъявлении требований.

4. Степень эмоциональной устойчивости родителя в переживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций.

5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком.

Сочетание этих параметров может определять разные типы неврозов. Например, ограничительная, аффективная неустойчивость может вызвать у ребенка невроз страха; сверхпринятие, разрешительство и непоследовательность вызывают истерический невроз; выраженное одиночество – невроз навязчивых состояний.

Наиболее характерные черты патогенной системы воспитания по А. Захарову:

? низкая сплоченность и разногласия членов семьи в воспитании;

? высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;

? ярко выраженная степень опеки, ограничительство в каких-либо сферах жизнедеятельности;

? повышенная стимуляция возможностей детей и в связи с этим частое применение угроз и осуждений.

Процесс формирования невротической личности оказывает влияние на целый ряд параметров системы семейных взаимоотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

Неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического варианта аномалии личности ребенка. Нарушение этих отношений может рассматриваться в качестве механизма развития аномалии невротического варианта. Оба типа аномалий, несмотря на ряд феноменологических различий, могут вызывать искажение самооценки и нарушения межличностных отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Невротическое развитие личности - это огромный раздел в медицине, который изучает аномальные развитие личности, а также неврозы и депрессии. В данной статье мы разберем какие именно существуют психические нормы, патологии, а также причины аномального развития личности и возникновение неврозов и депрессий. Поскольку на сегодняшний день данные заболевания, являются широко распространенными и не каждый пациент вправе разобраться в этом самостоятельно без помощи квалифицированных специалистов.

Что такое аномальное развитие личности?

Аномальное развитие личности - это хроническое изменение, которое не имеет отношения к повреждениям или недугам головного мозга. Данное развитие включает в себя разнообразные расстройства личности или поведения, которые развивались вследствие неблагоприятных факторов и воздействий. Также ученые отмечают, что аномальное развитие личности возникает как следствие чрезмерного продолжительных стрессов. Личностные изменения могут возникнуть вследствие длительных неврозов или тяжелых и длительных психогении, а рассматривают их в рамках невротического и психогенного развития.

Причины, которые способствуют возникновению аномального развития личности:

  1. Генетическая или психологическая, биологическая предрасположенность;
  2. Отношения между родителями и ребенком, а также психодинамика;
  3. Приобретённое поведение;
  4. Индивидуальное искаженное мышление;
  5. Безопасность или привязанность в определённой мере.

Поскольку аномальное развитие личности — это достаточно сложный процесс, поэтому объяснить причины его наступления не может ни один высококвалифицированный ученый в медицинской области.


Классификация аномального развития, была построена учеными на основе области психики, в которых возникли аномальные явления:

  1. Регрессия - на сегодняшний день выделяют временную регрессию и стойкую.
    Выражается она во временной потери навыков ходьбы и проявлении соматических недугов в начальном этапе жизни. Также регрессия может возникать вследствие патологических воздействий таких как шоковая психическая травма или начальный этап шизофренического процесса.
  2. Ретардация — это остановка психического развития, разделяющаяся на тотальную и социальную психическую ретардацию. Если проявляется парциальная, то есть частичная психическая ретардация, следовательно, происходит приостановка развития психических функций и свойств личности.
  3. Асинхрония психического развития - это искаженное, анальное и дисгармоничное развитие, которое выражается опережением психических функций, свойств, формирующих личность. Однако при этом существуют видимое отставание сроков, темпов созревания функций и свойств, которые приводят к дисгармонии психики.

Невроз и депрессия - в чем отличия?

Как известно от психологического состояния человека зависит вся его жизнь, следовательно, успех в карьере, здоровье и отношения с людьми. Поэтому если у вас или у ваших близких проявляется симптоматика депрессии или невроза, необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам, поскольку игнорировать данные недуги нельзя для того, чтобы не навредить собственному будущему. Невроз - это обширное понятие, которое представляет собой группу психических расстройств сопровождающихся разнообразной симптоматикой и причинами возникновения. Однако ученые выявили, что невроз характеризуется подавленным и тревожным состоянием, которое может быть вызвано истощением нервной системы.

Депрессия - это распространенное психическое расстройство признаком, которого является отсутствие радости и появление негативных суждений. Иногда человек может потерять интерес к жизни. Однако большинство людей считают, что депрессия - это не заболевание, которое необходимо лечить, а обычное плохое настроение человека. Однако ученые утверждают, что данное суждение ошибочно поскольку многие люди, страдающие депрессией в некоторых случаях могут привести к пагубным последствиям. Поэтому лечить данное заболевание необходимо у грамотных специалистов. Известно, что невроз и депрессия зачастую сопровождают друг друга вызывая при этом депрессивный невроз. Важно помнить о том, что невроз - это нервное и тревожное состояние, которое вызвано внешними факторами, а депрессия - это состояние, которое вызывается внутренними психическими причинами. Признаками данных недугов могут быть сложные внутренние недуги, физиологические и психологические проблемы или процессы. Зачастую в женском организме данные заболевания проявляются в связи с гормональным дисбалансом А первой симптоматикой может быть наличие паранойи или шизофрении.


  1. Нарушение со сном, которые могут выражаться в виде бессонницы или кратковременного сна после которого у человека наблюдается ощущение усталости;
  2. Без причины болевые ощущения и тяжесть в области живота, которые сопровождаются отклонениями деятельности желудка;
  3. Головные боли сопровождающиеся мигренью, а также повышенное потоотделение, нервный тик;
  4. Приступы панических атак;
  5. Болевые ощущения в области сердца во время которых может развиться тахикардия;
  6. Тревожное, угнетенное или плаксивое настроение;
  7. Постоянное чувство вины;
  8. Появление или обострение фобий;
  9. Пониженное внимание или заторможенное мышление;
  10. Глубокие пессимистические рассуждения и резкие перемены настроения, зачастую проявляется сильная реакция на стрессовые ситуации.

Причины возникновения депрессивных неврозов:

  1. Травмирующие события такие как переезд или потеря близкого человека;
  2. Напряженная ситуация на работе или в семье;
  3. Трудоголизм;
  4. Неустроенность, которая может быть бытовой или личной.
  5. Сбой биоритмов;
  6. Психические расстройства на начальных стадиях.

Если у вас или у ваших близких имеется такие причины и или выше представленной симптоматика тогда необходимо обратиться к грамотным и опытным специалистам поскольку данный недуг может привести к пагубным последствиям.

Невротическое развитие личности

В 1769 году врач Уильям Каллен наименовал невротическое развитие личности как, неврозы. Однако на сегодняшний день невротическое развитие личности, является одним из основополагающих невроза.


  1. Фобическое расстройство. При таком виде не долго у человека появляется чрезмерная тревожность, которая в последствии переходит в фобию. На различном этапе развития данного недуга могут проявляться панические атаки, которые сопровождаются болями в области груди повышенным потоотделением дрожью в руках, а иногда и тошнотой.
  2. Депрессивные невротические развития личности. Симптоматика, является ярко выраженной в виде глубокой скорби или печали, а также отсутствует интерес к определенным вещам и действием, которые до наступления заболевания воспринимались позитивно;
  3. Обессиленно импульсивное расстройство. Во время данного недуга появляются навязчивые образы и мысли;
  4. Соматоформные расстройства, которые сопровождаются различной симптоматикой похожи на проявление соматических недугов. Следовательно, у пациента появляются боли. Однако причину их возникновения он объяснить не может, а специалисты найти не в состоянии;
  5. Посттравматические расстройства, вызванные сильнейшими стрессовыми ситуациями, перистыми психологическими травмами. Зачастую данный недуг возникает при наличии экстремальных ситуаций;

6. Диссоциативное расстройство, изначально специалисты называли его истерическим синдромом. Причины возникновения невротического развития личности Данным вопросом задаются многие ученые различных стран и на сегодняшний день причины возникновения невротических расстройств до конца не изучены.

  1. Предрасположенность к неврозам;
  2. Психологические травмы;
  3. Интенсивные нагрузки, то есть физические и психологические, которые одновременно сочетаются со стрессовыми состояниями или проблематикой личной жизни;
  4. Истощение нервной системы, которое может быть вызвано попытками решения насущных проблем;
  5. Врожденный или приобретенный склонность к быстрой утомляемости;
  6. Злоупотребление пагубными привычками такими как, алкоголь, наркотики, которые ведут к отклонениям невротического развития личности.

При постановке различных диагнозов, связанных с невротическим развитием личности высококвалифицированному специалисту необходимо прислушиваться к жалобам больного, но при этом он должен учитывать адекватное состояние как физическое, так и психическое. В ходе диагностирования будут исключены органические причины, которые способствовали невротические симптомы. Также не стоит забывать о том, что в редких случаях если у пациента диагностировано физическое заболевание тогда можно расценивать невротическое развитие личности как сопутствующий недуг, который способен тяготить невроз. Следовательно, в данной ситуации специалистам в области медицины необходимо тщательно производить подбор медикаментов для того, чтобы не усугубить состояние пациента, а стабилизировать его.


Ученые отмечают, что на сегодняшний день наиболее популярными невротическими развитиями личности являются:

  1. Тревожные или фобические расстройства;
  2. Астено-невротический синдром или неврастения;
  3. Депрессивное невротическое расстройство под названием дистимия;
  4. Соматоформные или невротические расстройства;
  5. Неврозы, которые были вызваны стрессовыми ситуациями.

Невротическое развитие личности может развиваться и в детском возрасте, поэтому диагностировать его необходимо на ранних стадиях. На сегодняшний день, как известно существуют множество невротических развитие личности, а их проявления являются широко распространенными и разнообразными. Однако некоторые последствия могут быть печальны. Медицинские работники отмечают, что не замечать невротические расстройства очень опасно, поэтому их необходимо лечить для того, чтобы остановить развитие недуга и спасти человека – пациента.

Проблемы невротического развития

Проблемы невротического развития заключаются в этиологии неврозов, которые были выявлены в виде психических травм, перенесенных в младенчестве, то есть в детском возрасте и являются предпосылками развития данного недуга. Следовательно, ими могут быть потеря близких людей, разнообразные конфликтные ситуации или неспокойная, то есть не гармоничное обстановка в семье. Ученые утверждают, что проблемы могут быть связаны также с школьными психологическими травмами. А в основном все люди, которые страдают невротическими расстройствами личности не подозревают об истинной причине их тревожного состояния. Важно помнить о том, что проблемы невротического развития могут начинаться как в детстве, так и в зрелом возрасте в зависимости от фактора воздействия и проблематики, которая способствовала развитию такого заболевания.

Аномалия развития личности такая как неврозы и депрессии, то есть невротическое развитие личности может развиваться благодаря способствующим факторам и генетической предрасположенности. Поэтому квалифицированные медицинские работники советуют пациентам при возникновении малейшее симптоматики того или иного невротического недуга обращаться к квалифицированным и грамотным специалистом для постановки точного диагноза или его опровержение. Поскольку своевременное диагностирование невротического развития личности может способствовать дальнейшему хорошему самочувствию пациента, а также не повредит его будущему. В связи с этим необходимо напомнить о том, что для того чтобы не заболеть данным недугом необходимо избегать большого количество стрессовых ситуаций, также не стоит переусердствовать на работе для того, чтобы не возник трудоголизм. Поскольку эти факторы, являются основополагающими для развития невротических заболеваний. Не стоит забывать, что данный недуги нельзя пускать на самотек, а необходимо обращаться к квалифицированным врачам, которые способны помочь вам в излечении данного недуга, а также предотвратить его последствия.

Екатерина Щукина
Особенности семейных отношений порождающие невротизацию ребенка

Особенности семейных отношений порождающие невротизацию ребенка

Рассматривается следующие особенности семейных отношений, порождающие невротизацию ребенка:

1. Инверсия супружеских и родительских ролей, например, роль матери выполняет бабушка, а роль отца – мать.

2. Образование в семье эмоционально обособленных диад (например: отец-сын, бабушка-внук, а также существование изгоев.

3. Неблагоприятная семейная атмосфера: высокий уровень тревоги и эмоциональной напряженности.

4. Тенденция ухода от решения семейных проблем и возникающих конфликтов.

5. Депривация потребности ребенка в общении с родителями, в принятии и сопереживании.

Следующей большой группой факторов являются личностные особенности родителей: матерей и отцов.

К неблагоприятным чертам личности матерей, обусловливающих патогенный тип родительского отношения и воспитания, исследователи относят следующие:

а) сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, восприимчивость к сигналам окружающего мира, склонность легко волноваться;

б) аффективность как эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения;

в) тревожность – склонность к беспокойству по любому поводу, недостаточная согласованность чувств и желаний;

г) доминантность как стремление играть ведущую роль в отношениях с окружающими;

д) эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;

е) гиперсоциальность как повышенная принципиальность, утрированное чувство долженствования.

выделяются следующие психологические типы или точнее образы матерей детей с неврозами.

Выделенные психологические образы матерей не следует рассматривать как застывшие личностные типы. Это, скорее, определенные тенденции в отношении матерей к детям.

Неблагоприятные черты личности отцов, обусловливающие патогенный тип воспитания,

1. Психомоторная нестабильность и импульсивность (в отличие от аффективной неустойчивости у матерей). Дети, как правило, при этом страдают заиканием и тиками.

2. Мнительность (в отличие от тревожности у матерей).

3. Настороженность, недоверчивость в контактах, зависимость (в отличие от доминирования в отношениях у матерей).

4. Гиперсоциальность, которая оттенена настойчивостью и упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.

Общие у матерей и отцов черты личности, провоцирующие нарушения эмоционально-личностного развития детей,выделяют следующие:

– недостаточная уверенность в себе;

– неадекватный уровень самооценки;

– недостаточная пластичность (ригидность) в аффективной и когнитивной сферах;

– выраженный эгоцентризм. Выделенные личностные особенности родителей определяют неэффективную родительскую позицию, обеспечивают проблемы в области межличностных отношений в семье, влияют на личностное развитие детей.

Таким образом, на процесс формирования невротической личности оказывает влияние целый ряд параметров системы семейных взаимоотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

Особенности детско-родительских отношений В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется.

Культура семейных отношений Культура семейных отношений – совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание.

Особенности обучения слепого ребенка Особенности обучения слепого ребенка. Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением.

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей Влияние семейных отношений на психическое развитие детей. Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности,.

Возрастные особенности ребенка 2–3 лет Нам говорит странная пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не.

Возможности активизации познавательного интереса ребенка во взаимодействии с педагогом в разработке семейных проектов Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.