Развитие статики и моторики в связи с развитием цнс у детей

Оценка НПР: В педиатрии используются 2 определения – синонима:

нервно-психическое развитие (НПР)

психомоторное развитие (ПМР)

Критериями НПР являются: моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность (I сигнальная система), речь (II сигнальная система), высшая нервная деятельность.

Моторика – (движение) – это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.

Для здорового новорожденного в спокойном состоянии характерен – физиологический мышечный гипертонус и на фоне этого сгибательная поза.

Мышечный гипертонус симметрично выражен во всех положениях: на животе, спине, в положении бокового и вертикального подвешивания. Руки согнуты во всех суставах, приведены и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты в кулак, большой палец приведен к ладони. Ноги согнуты во всех суставах и слегка отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Во время сна мышцы не расслабляются.

Статика - это фиксация и удержание определенных частей туловища в необходимом положении. первый признак статики – удерживание головы на 2-3 месяце, в 3 месяца ребенок должен хорошо держать голову в вертикальном положении

второй признак – малыш сидит с 6-7 месяцев, на 7 месяце развивается ползание

третий признак – ребенок стоит в 9-10 месяцев

четвертый признак – малыш ходит – к концу 1-го года жизни

Условно- рефлекторная деятельность – это адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности.

Условные рефлексы на внешние раздражители

Главным рефлексом у ребенка является пищевая доминанта.

На 1-ом месяце – ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь.

На 2-ом месяце – формируется улыбка.

На 3-ем месяце – радостные движения конечностями при виде матери.

При оценке ПМР нужно помнить, что признаки динамичны по времени, т.е. в каждом возрасте каждый критерий проявляется по-разному.

Пр.: 5 месяцев – оральное внимание – при показе яркой игрушки широко открывает глаза, рот, прекращает движения.

8 месяцев – тянется за игрушкой рукой. При наличии орального внимания у ребенка к концу 1-го года жизни – задержка НПР.

4-5 месяцев – комплекс оживления – на незнакомого человека, матери, отца.

8-9- месяцев – к матери тянется руками, на чужого человека возникает реакция страха и негативизма.

Слуховое и зрительное сосредоточение (на 2 месяце – это проверяет невропатолог).

для оценки слуха – врач хлопает руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ушей ребенка – ребенок должен моргнуть веками.

зрение – врач проводит ярким предметом на высоте 30 см над глазами ребенка – глаза ребенка следят за движениями предмета.

к концу года – сенсорная речь – понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны (поворот головы, потягивание ручек).

Речь появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда он начинает аукать.

Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э).

6 месяцев – отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма), лепет – произносит слоги, не понимая смысл их.

К концу 1-го года жизни – в лексиконе малыша 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, папа, мама). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собака, тик-так - часы).

2 года – запас слов до 300, появляются краткие предложения.

Высшая нервная деятельность – является признаком созревания умственной способности и интеллекта человека.

окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать в 5-6 лет.

для оценки состояния нервной системы необходимо еще выяснить у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов.

3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.

Стойкие рефлексы – существуют на протяжении всей жизни.

· сухожильные рефлексы конечностей (Пр.: удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе)

· роговичный (корнеальный рефлекс) – прикосновение к роговице глаза – смыкание век

· надбровный (внутренний край надбровной дуги – постукивание → смыкание век)

Транзиторные рефлексы -существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте

оральные (стволовые рефлексы)-сосательный, хоботковый и др.

спинальные рефлексы-хватательный, защитный, рефлекс опоры

миелоэнцефальные позотонические рефлексы-симметричный и ассим. шейные тонические рефлексы

Установочные рефлексы-их нет сразу после рождения, а формируются они в определенном возрасте.(верхний ,нижний рефлекс Ландау)

При оценке результатов исследования безусловных рефлексов нужно учесть: их наличие или отсутствие; при наличии – симметричность

время появления и исчезновения; соответствие выраженности рефлекса возрасту ребенка.

При нормальном нервно-психическом развитии ребенка безусловные рефлексы должны своевременно исчезнуть.

Отсутствие рефлексов в необходимом возрасте являются признаком задержки нервно-психического развития. Рефлексы считаются патологическими, если они имеют место у ребенка в том возрасте, в котором должны отсутствовать

Общие правила определения НПР:

· в теплом помещении

· через 1 час после кормления и не на голодный желудок

· вначале выясняется состояние всех 5 признаков (моторика, статика, условно-рефлекторная деятельность – 1 сигнальная система), речь (2 сигнальная система), высшая нервная деятельность

· после этого оценка безусловных рефлексов начинается с позы ребенка на спине, затем на животе, в последнюю очередь – в вертикальном положении, а также те, которые вызывают боль.

Для оценки НПР в зависимости от возраста выделяют 6 этапов:

5 этап – 9-12 мес.

6 этап – 1-3 года

n в норме показатели НПР должны соответствовать указанному возрастному этапу его становления

n длительное заболевание и недостаточное воспитание могут привести к допустимому отставанию всех показателей только на 1 этапе, но не далее

n такая задержка (на 1 этапе) называется функциональной

n отставание на 2 этапе и далее – патологическая задержка развития и ставится диагноз – энцефалопатия

n при нормальном развитии ребенка к 2 годам все критерии должны прийти к финишу, если этого не наступает, то после 2 лет ставится конкретный диагноз: олигофрения, гидроцефалия, эпилепсия.

Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

В детском организме происходит анатомическое и функциональное созревание тех систем, которые ответственны за жизнедеятельность. Предполагают, что до 4 лет умственное развитие ребенка происходит наиболее интенсивно. Потом интенсивность снижается, и к 17 годам основные показатели нервно-психического развития сформированы окончательно.

К моменту рождения головной мозг ребенка недостаточно развит. Например, у новорожденного имеется около 25% нервных клеток взрослого человека, к 6 месяцам жизни их количество увеличивается до 66%, а к году — до 90-95%.

Различные отделы головного мозга имеют собственные темпы развития. Так, внутренние слои растут медленнее, чем корковый, за счет чего в последнем образуются складки и борозды. К моменту рождения лучше других развита затылочная доля, в меньшей степени — лобная. Мозжечок имеет небольшие размеры полушарий и поверхностных борозд. Боковые желудочки относительно велики.

Чем меньше возраст ребенка, тем хуже дифференцировано серое и белое вещество головного мозга, нервные клетки в белом веществе располагаются довольно близко друг к другу. С ростом ребенка происходят изменения топики, формы, количества и размеров борозд. Основные структуры мозга формируются к 5 году жизни. Но и позднее продолжается рост извилин и борозд, правда, значительно меньшими темпами. Окончательное созревание центральной нервной системы (ЦНС) происходит к 30-40 годам.

К моменту рождения головной мозг ребенка в сравнении с массой тела имеет относительно большие размеры — 1/8 — 1/9, в 1 год это соотношение составляет 1/11 — 1/12 к 5 годам — 1/13-1/14 и у взрослого человека — приблизительно 1/40. При этом с возрастом масса головного мозга увеличивается.

Процесс развития нервных клеток заключается в росте аксонов, увеличении дендритов, образовании непосредственных контактов между отростками нервных клеток. К 3 годам происходит постепенная дифференциация белого и серого вещества головного мозга, и к 8 годам его кора по строению приближается к взрослому состоянию.

Одновременно с развитием нервных клеток идет процесс миелинизации нервных проводников. Ребенок начинает приобретать эффективный контроль за двигательной активностью. Процесс миелинизации в целом заканчивается к 3-5 годам жизни ребенка. Но развитие миелиновых оболочек проводников, ответственных за тонкие координированные движения и умственную деятельность, продолжается до 30 — 40 лет.

Кровоснабжение мозга у детей более обильное, чем у взрослых. Капиллярная сеть значительно шире. Отток крови от головного мозга имеет свои особенности. Еще плохо развиты диплоэтические пены, поэтому у детей при энцефалите и отеке мозга чаще, чем у взрослых, отмечается затруднение оттока крови, способствующее развитию токсического поражения мозга. С другой стороны, у детей большая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что ведет к накоплению в мозге токсических веществ. Ткань мозга у детей очень чувствительна к повышению внутричерепного давления, поэтому факторы, способствующие этому, могут вызывать атрофию и гибель нервных клеток.

Имеют особенности строения и оболочки головного мозга ребенка. Чем младше ребенок, тем тоньше твердая мозговая оболочка. Она сращена с костями основания черепа. Мягкая и паутинная оболочки также тонкие. Субдуральное и субарахноидальное пространства у детей уменьшены. Цистерны, наоборот, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) у детей шире, чем у взрослых.

С возрастом происходит изменение состава мозга: уменьшается количество воды, увеличивается сухой остаток, мозговые ткани наполняются белковым компонентом.

Спинной мозг у детей развит относительно лучше, чем головной, и растет значительно медленнее, удвоение его массы происходит к 10 — 12 месяцам, утроение — к 3 — 5 годам. У взрослого длина спинного мозга равна 45 см, что в 3,5 раза больше, чем у новорожденного.

У новорожденного имеются особенности ликворообразования и состава ликвора, общее количество которого с возрастом увеличивается, в результате повышается давление в спинномозговом канале. При спинномозговой пункции ликвор у детей вытекает редкими каплями со скоростью 20 — 40 капель в минуту.

Особое значение придают исследованию ликвора при заболеваниях ЦНС.

Нормальный ликвор у ребенка прозрачный. Мутность свидетельствует о повышении в нем числа лейкоцитов — плеоцитоза. Например, мутный ликвор наблюдается при менингите. При кровоизлиянии в мозг ликвор будет кровавым, расслоения не происходит, он будет сохранять равномерную бурую окраску.

В лабораторных условиях проводят развернутое микроскопирование ликвора, а также биохимическое, вирусологическое и иммунологическое его исследование.

Закономерности развития статомоторной активности детей

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Во-первых, это транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие эволюционный путь развития от животного к человеку. Они обычно исчезают в первые месяцы после рождения. Во-вторых, это безусловные рефлексы, которые появляются с рождения ребенка и сохраняются пожизненно. К третьей группе относятся мезенцефальные установленные рефлексы, или автоматизмы, например лабиринтные, шейные и туловищные, которые приобретаются постепенно.

Обычно безусловно-рефлекторную деятельность ребенка проверяет врач-педиатр или невролог. Оценивают наличие или отсутствие рефлексов, время их появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс не соответствует возрасту ребенка, это считается патологией.

Медицинский работник должен уметь оценивать двигательные и статические умения ребенка.

В силу преобладающего влияния экстрапирамидной системы движения новорожденного хаотичны, генерализованы, нецелесообразны. Статические функции отсутствуют. Наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Но вскоре после рождения начинают формироваться первые статические координированные движения. На 2—3-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на яркой игрушке, а с 1—1,5 месяцев пытается следить за движущимися предметами. К тому же времени дети начинают держать голову, а в 2 месяца и поворачивать ее. Затем появляются координированные движения рук. Вначале это приближение рук к глазам, рассматривание их, а с 3—3,5 месяцев — удержание игрушки обеими руками, манипулирование ею. С 5-го месяца постепенно развивается одноручное хватание и манипулирование игрушкой. С этого возраста протягивание руки и хватание предметов напоминают движения взрослого человека. Однако вследствие незрелости центров, ответственных за эти движения, у детей этого возраста возникают одновременно движения второй руки и ног. К 7—8 месяцам появляется большая целесообразность двигательной активности рук. С 9—10 месяцев возникает пальцевое удержание предметов, которое к 12—13 месяцам совершенствуется.

Приобретение двигательных умений конечностями происходит параллельно с развитием координации туловища. Поэтому к 4—5 месяцам ребенок сначала переворачивается со спины на живот, а с 5—6 месяцев с живота на спину. Параллельно он осваивает функцию сидения. На 6-м месяце ребенок самостоятельно садится. Это свидетельствует о развитии координации мышц ног.

Затем ребенок начинает ползать, и к 7—8 месяцам формируется уже зрелое ползание с перекрестом движения рук и ног. К 8—9 месяцам дети пытаются стоять и переступать в кровати, придерживаясь за ее край. В 10—11 месяцев они уже хорошо стоят, а к 10—12 месяцам начинают самостоятельно ходить сначала с вытянутыми вперед руками, затем ноги выпрямляются и ребенок ходит почти не сгибая их (к 2—3,5 годам). К 4—5 годам формируется зрелая походка с синхронными шарнирными движениями рук.

Формирование статомоторных функций у детей процесс продолжительный. Важное значение в развитии статики и моторики имеет эмоциональный тонус ребенка. В приобретении этих навыков особую роль отводят самостоятельной деятельности ребенка.

У новорожденного двигательная активность небольшая, в основном он спит, а просыпается, когда хочет есть. Но и здесь существуют принципы прямого воздействия на нервно-психическое развитие. С первых дней над кроваткой подвешивают игрушки, сначала на расстоянии 40—50 см от глаз ребенка для развития зрительного анализатора. В период бодрствования с ребенком необходимо разговаривать.

В 2—3 месяца сон становится менее продолжительным, ребенок уже большее время бодрствует. Игрушки прикрепляют на уровне груди, так что, сделав тысячу и одно неверное движение, он, наконец, захватывает игрушку и тянет ее в рот. Начинается осознанное манипулирование игрушками. Мать или ухаживающий за ребенком человек во время гигиенических процедур начинает играть с ним, делать массаж, особенно живота, гимнастику для развития двигательных движений.

В 4—6 месяцев общение ребенка со взрослым становится более разнообразным. В это время имеет большое значение и самостоятельная деятельность ребенка. Развивается так называемая реакция отторжения. Ребенок манипулирует игрушками, интересуется окружающей обстановкой. Игрушек может быть немного, но они должны отличаться разнообразием как в цветовом, так и в функциональном отношении.

В 7—9 месяцев движения ребенка становятся более целесообразными. Массаж и гимнастика должны быть направлены на развитие моторики и статики. Развивается сенсорная речь, ребенок начинает понимать простые команды, произносить простые слова. Стимулом развития речи является разговор окружающих людей, песни и стихи, которые ребенок слышит во время бодрствования.

В 10—12 месяцев ребенок становится на ноги, начинает ходить, и в это время большое значение приобретает его безопасность. Во время бодрствования ребенка необходимо надежно закрывать все ящики, убирать посторонние предметы. Игрушки становятся более сложными (пирамидки, шары, кубики). Ребенок пытается самостоятельно манипулировать ложкой и чашкой. Уже хорошо развито любопытство.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2—3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2—3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2—3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4—5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций — плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 —7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап. Развитие гуления и лепета начинается в 2—4 месяца.

Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта — импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые элементы полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один — два раза. К 1—1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

Зрение

От рождения до 3 — 5 лет происходит интенсивное развитие тканей глаза. Затем их рост замедляется и, как правило, оканчивается в пубертатном периоде. У новорожденного масса хрусталика равна 66 мг, у годовалого ребенка — 124 мг и у взрослого — 170 мг.

В первые месяцы после рождения у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия) и только к 9—12 годам развивается эмметропия. Глаза новорожденного почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Хорошо выражен корнеальный рефлекс, способность к конвергенции неопределенная. Имеется нистагм.

Слезные железы не функционируют. Приблизительно в 2 недели развивается фиксация взора на предмете, обычно монокулярная. С этого времени начинают функционировать слезные железы. Обычно к 3 неделям ребенок устойчиво фиксирует свой взор на предмете, зрение уже бинокулярное.

В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 —9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние. Поперечный размер роговицы почти такой же, как у взрослого — 12 мм. К году формируется восприятие различных геометрических форм. После 3 лет все дети обладают уже цветовым восприятием окружающего.

Зрительную функцию новорожденного проверяют при поднесении к его глазам источника света. При ярком и внезапном освещении он жмурится, отворачивается от света.

У детей после 2 лет остроту зрения, объем полей зрения, цветоощущение проверяют с помощью специальных таблиц.

Уши новорожденных достаточно морфологически развиты. Наружный слуховой проход очень короткий. Размеры барабанной перепонки такие же, как у взрослого, но расположена она в горизонтальной плоскости. Слуховые (евстахиевы) трубы короткие и широкие. В среднем ухе имеется эмбриональная ткань, которая резорбируется (рассасывается) к концу 1-го месяца. Полость барабанной перепонки до рождения безвоздушная. С первым вдохом и глотательными движениями она заполняется воздухом. С этого момента новорожденный слышит, что выражается в общей двигательной реакции, изменении частоты и ритма сердцебиения, дыхания. С первых часов жизни ребенок способен к восприятию звука, его дифференцировке по частоте, громкости, тембру.

Функцию слуха у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок, шум погремушки. Если ребенок слышит, появляется общая реакция на звук, он смыкает веки, стремится повернуться в сторону звука. С 7-8 недель жизни ребенок поворачивает голову в сторону звука. Слуховую реакцию у детей старшего возраста при необходимости проверяют с помощью аудиометра.

Обоняние

У ребенка с рождения сформированы воспринимающие и анализирующие участки обонятельного центра. Нервные механизмы обоняния начинают функционировать со 2-го по 4-й месяц жизни. В это время ребенок начинает дифференцировать запахи: приятные, неприятные. Дифференцирование сложных запахов до 6-9 лет происходит за счет развития кортикальных центров обоняния.

Методика исследования обоняния у детей заключается в поднесении к носу различных пахучих веществ. При этом следят за мимикой ребенка в ответ на данное вещество. Это может быть удовольствие, неудовольствие, крик, чихание. У ребенка старшего возраста обоняние проверяют так же. По его ответу судят о сохранности обоняния.

Осязание

Осязание обеспечивается функцией кожных рецепторов. У новорожденного болевая, тактильная чувствительность и терморецепция не сформированы. Порог восприятия особенно низкий у недоношенных и незрелых детей.

Реакция на болевое раздражение у новорожденных общая, локальная реакция появляется с возрастом. На тактильное раздражение новорожденный реагирует двигательной и эмоциональной реакцией. Терморецепция у новорожденных сильнее развита к охлаждению, чем к перегреванию.

С рождения у ребенка сформировано вкусовое восприятие. Вкусовые рецепторы у новорожденного занимают относительно большую площадь, чем у взрослого. Порог вкусовой чувствительности у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Вкус у детей исследуют при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. По реакции ребенка судят о наличии и отсутствии вкусовой чувствительности.

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия 2 часа

Цель занятия: Изучить особенности и методику оценки нервно-психического развития детей различного возраста. Освоить навыки определения безусловных рефлексов, выявления стигм дисэмбриогенеза и основных симптомов и синдромов поражения нервной системы.

Студент должен знать:

Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие детей

Закладка и развитие нервной системы плода

Анатомические, морфологические и функциональные особенности головного и спинного мозга у детей

Рост и дифференцировка структур центральной и периферической нервной системы после рождения ребенка

Особенности кровоснабжения мозга и гематоэнцефалического барьера у детей, биохимический состав нервной ткани

Исследование ликвора. Возрастные особенности состава спинномозговой жидкости

Методика оценки нервно-психического развития

Развитие моторики и статики у детей

Безусловные рефлексы новорожденных

11 Оценка безусловных рефлексов

12. Закономерности формирования двигательной активности

13. Условнорефлекторная деятельность, развитие эмоций и форм общения

14. Развитие речи (подготовительный этап, этап возникновения моторной

15. Зрение и слух у детей в различные возрастные периоды

17. Обоняние и вкус у детей в различные возрастные периоды

18. Чувствительность кожи у детей

19. Семиотика нарушений:

б) болезнь Дауна

в) детский церебральный паралич

г) мененгиальный синдром, менингизм, судороги.

Студент должен уметь:

Уметь правильно оценить факторы влияющие на нервно-психическое развитие

Овладеть методами оценки нервно-психического развития

Уметь определять и оценивать безусловные рефлексы

Оценить этап развития речи у ребенка

Определять стигмы дисэмбриогенеза

Правильно оценить симптомы и синдромы поражения нервной системы

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

самостоятельная курация больных

этапы становления НПР

К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с дру­гими органами и системами наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявлены самые большие требования. Нервная система обеспечивает приспособление организма к условиям ок­ружающей среды, она регулирует жизненно важные функции внутренних органов и обеспечивает их согласованную деятельность. Нервная система, с одной стороны, осуществляет координацию физиоло­гических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, ор­ганах и системах, а с другой — при ее посредстве устанавливается связь орга­низма в целом с окружающей средой. В онтогенезе различные отделы нервной системы интегрируют в единую функциональную систему, деятель­ность которой с возрастом совершенствуется и усложняется. В развитии нервной системы выделяют критические периоды развития, среди которых выделяют ряд отягощающих факторов. Если при вынашивании на плод повлияли патологические факторы, то поврежденный мозг хуже переносит даже нормальные роды (антенаталь­ное повреждение). Кроме того, возможно травмирование мозговой ткани при осложненных родах (интранатальное повреждение). Тяжелые воспали­тельные заболевания (сепсис, менингит, энцефалит и т.п.), травма черепа, неполноценное питание могут привести к постнатальным повреждениям.

Основные антенатальные факторы риска:

разнообразные хронические заболевания матери (анемия, гиперто-­ ническая болезнь, хронический гломерулонефрит, пороки сердца, са­- харный диабет, токсоплазмоз, ревматизм и др.); острые инфекцион­- ные заболевания матери во время беременности, а также прием на фоне этого медицинских препаратов:

внутриутробное инфицирование плода:

генетические дефекты (у умственно отсталых родителей вероятность рождения аналогично неполноценных детей в 2 раза выше, чем среди здоровой популяции);

- алкоголь, курение родителей:

профессиональные вредности (тяжелый физический труд, вибрация);

экзогенные тератогенные факторы (повышенный радиационный фон, химические вещества и др.);

признаки отягощенного акушерского анамнеза (рождение первого ребенка до 16-18 или после 30 лет, интервал между родами меньше 2 лет, угроза прерывания беременности, стрессовые состояния);

- несовместимость по Rh-Фактору и системе АВО:

переношенная беременность, многоплодие, гипотрофия новорож­- денного.

При отсутствии повреждаю­щего фактора во время беременности и нормальных родах ребенок рожда­ется со здоровой нервной системой. И. П. Павлов подчеркивал, что характер высшей нервной деятель­ности является синтезом факторов наследственности и условий воспитания. Полагают, что общее развитие умственных способностей человека на 50% происходит в течение первых 4 лет жизни, на ] /з — между 4 и 8 годами, а на остальные 20% —между 8 и 17 годами. Поскольку, по приблизительным оценкам, за всю жизнь мозг среднего человека усваивает 10 15 (десять квадрил­лионов) бит информации, то становится понятным, что именно на ранний возраст падает наибольшая нагрузка и именно в этот период неблаго­приятные факторы могут вызывать более тяжелые повреждения центральной нервной системы.

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития в виде медуллярной пластинки, из которой в дальнейшем форми­руется медуллярная трубка. Передний конец ее на 2-й неделе внутриутробного развития утолщается. В результате роста передней части медуллярной трубки на 5 —6-й неделе образуются мозговые пузыри, из которых в последующем формируются известные 5 частей головного мозга:

два полушария, свя­занные мозолистым телом (telencephalon);

промежуточный мозг (diencephalon);

средний мозг (mesencephalon);

продолговатый мозг (myencephalon), непосредственно переходящий в спин­ной мозг.

Задняя часть медуллярной трубки остается более тонкой, из нее образуется спинной мозг. В дальнейшем происходит сложная эволюция как формы отдельных, составляющих мозг частей, так и тонкой внутренней структуры нервной ткани и образований.

Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования центральной нервной системы. Позднее начинается ускоренное деление глиальных клеток, которое будет продолжаться до 2-летнего возраста ребенка. Если число нервных кле­ток мозга взрослого человека принять за 100%, то к моменту рождения ре­бенка сформировано только 25% клеток, к 6-месячному возрасту их будет уже 66%, а к годовалому — 90-95%. Различные отделы головного мозга имеют собственные закономерности сроков и темпа развития. Так как внутренний слой мозговых пузырей растет значительно медленнее, чем корковый, то из­быток роста последнего ведет к образованию складок и борозд. Развитие мозжечка начинается сравнительно поздно. Рост и дифференцировка, ядер ги­поталамуса, а также мозжечка наиболее интенсивны на IV —V месяце вну­триутробного периода. Развитие коры головного мозга особенно активно лишь в последние месяцы внутриутробного развития. Однако уже на VI меся­це внутриутробного развития начинает отчетливо выявляться функциональное превалирование высших отделов над бульбоспинальными.

Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к мо­менту рождения. Головной мозг у новорожденных отличается относительно большой величиной, крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую высоту и глубину. Мелких борозд относительно мало, и они появляются после рождения. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной, наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами. Боковые желудочки относительно велики, растянуты. У новорожденных серое вещество плохо дифференцировано от белого. Это объясняется тем, что нервные клетки лежат не только близко друг от друга по поверхности, но и располагаются в значительном количестве в преде­лах белого вещества. Кроме того, практически отсутствует миелиновая оболочка.

С возрастом изменяются топографическое положение, форма, количество и размеры борозд и извилин головного мозга. Особенно интенсивно этот про­цесс идет на первом году жизни ребенка. После 5 лет развитие борозд и изви­лин продолжается, но гораздо медленнее (табл. 1).

Сравнительные данные окружности, длины борозд полушарий и площади коры головного мозга у детей

Во сколько раз увеличивается

К рождению головной мозг по своим размерам является наиболее развитым органом. Однако, хотя имеются все структуры и извилины, функциональные возможности его снижены. К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой. Интересны показатели массы мозга на 1 кг массы тела: у новорожденно­го 1 /8 – 1 /9, у ребенка 1 года 1 /11 – 1 /12 , у ребенка 5 лет — 1 /13 – 1 /14, У взрос­лого 1 /40. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится мозго­вого вещества 109 г, у взрослого — всего 20 — 25 г.

С возрастом масса головного мозга быстро увеличивается, к 9 мес. масса мозга удваивается, к 3 годам - утраивается, а затем с 6 — 7 лет скорость нарастания замедляется. Развитие нервных путей и окончаний во внутриутробном периоде и после рождения идет центростремительно в цефало-каудалыюм направлении.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межневральных синапсов). Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 мес. жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению по­хожа на кору взрослого человека. Развитие миелиновой оболочки происходит от тела нервных клеток к периферии.

Миелинизация различных путей в центральной нервной системе обычно происходит в таком же порядке, в каком они развиваются в филогенезе, при­чем их функциональная активность проявляется аналогичным способом и в онтогенезе. Так, например, вестибуло-спинальный путь, являющийся наибо­лее примитивным, начинает обнаруживать миелинизацию с VI мес. внутриу­тробного развития, руброспинальный — с VII—VIII мес., а кортико-спинальный — лишь после рождения. Наиболее интенсивно миелинизация происходит в конце 1-го — начале 2-го года после рождения, когда ребенок начинает хо­дить. В целом миелинизация завершается только к 3 — 5 годам постнатального развития. Однако и в старшем детском возрасте отдельные волокна в головном мозге (особенно в коре) все еще остаются не покрытыми миелиновой оболоч­кой. Окончательно миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте (например, миелинизация тангенциальных путей коры больших по­лушарий—к 30 — 40 годам). Незавершенность процесса миелинизации нерв­ных волокон определяет и относительно низкую скорость проведения возбу­ждения по ним. Некоторые авторы даже рекомендуют определение внутриу­тробного возраста у преждевременно рожденных детей по регистрации скорости проведения нервного импульса.

О количественном развитии нервных окончаний судят по содержанию ацетилнейраминовой кислоты, накапливающейся в области сформированного нервного окончания. Биохимические данные говорят о преимущественно постнатальном формировании большинства нервных окончаний.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рож­дения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстро ра­стущей нервной ткани в кислороде. Ее потребность в кислороде в 20 с лиш­ним раз выше, чем мышц, причем 3 /4 - 4 /5 всего кровоснабжения приходится на серое вещество. Однако отток крови от головного мозга у детей первого года жизни несколько отличается от такового у взрослых, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метабо­литов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникно­вение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний. Этому также способствует большая проницаемость гематоэнцефалического барьера. В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Экспериментально показано, что возрастание да­вления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сра­щена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарохноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга (табл. 2). Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов (при постепенном уменьшении уровня нуклеопротеидов). Последнее касается только белого вещества головного мозга и отражает происходящие в нем процессы миелинизации. Липиды составляют 50% сухой массы мозга. Общее количество липидов в белом веществе мозга увеличивается на 1-м году жизни в 3 раза, а количество цереброзидов — в 10 раз; при этом количество лецитина почти не меняется. С возрастом идет дальнейшее накопление в мозговой ткани бел­ковых веществ.

Химический состав головного мозга в зависимости от возраста (в % от массы)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.