Развитие торможения в цнс у детей

Возбуждение в ЦНС.Основное свойство нервной системы имеет ряд особенностей в ЦНС по сравнению с возбуждением в нервном волокне . В связи с особенностями строения синапсов в ЦНС возможно только одностороннее проведения возбуждения- от окончания аксона, где освобождается медиатор, к постсинаптической мембране. В синапсах ЦНС отмечается замедленное проведение возбуждения. Известно, что возбуждение по нервным волокнам проводится быстро.

Торможение. В ЦНС имеет место не только процесс возбуждения. В деятельности всех отделов нервной системы играет важную роль и процесс торможения, результатом которого является ослабление или подавление возбуждения. Явление торможения в ЦНС было открыто И. М. Сеченовым. У лягушки перерезали головной мозг на уровне зрительных бугров и удаляли полушария выше места перерезки. Заднюю лапку опускали в слабый раствор кислоты и определяли время рефлекса отдергивания лапки, опущенной в раствор кислоты, заметно удлиняется. И. М. Сеченов объяснил это явление наличием в области зрительных бугров нервных центров, оказывающих тормозящее влияние на рефлекс отдергивания лапки. Позже было показано, что торможение имеет место в деятельности всех отделов ЦНС. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта. Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью- способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемых раздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона, вызывающим его деятельность, является нервный импульс, поступающий или из других нейронов, или из рецепторов- клеток, специализированных для восприятия физических, физико- химических и химических сигналов внешней и внутренней среды.

Доминанта. Одна из наиболее существенных сторон координации функций организма заключается в создании условий, наиболее благоприятных для осуществления той или иной деятельности. Дыхание и глотание — два физиологических акта, которые не могут протекать одновременно. А следовательно, невозможно одновременное возбуждение соответствующих нервных центров. При глотании на короткое время господствующим становится глотательный центр, тогда как дыхательный — заторможен.

Временное преобладание одного нервного центра над другими получило название -доминанты. Доминантное состояние поддерживается импульсами, не только приходящими от соответствующих рецепторов, но и возникающими под влиянием раздражителей, не имеющих непосредственного отношения к доминирующему центру. Принцип доминанты. Принцип был открыт А. А. Ухтомским и состоит в том, что деятельность нервной системы как целого связана с образованием в отдельных участках нервной системы господствующих очагов возбуждения. При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Примером доминанты может быть случай, часто встречающийся в школьной практике. Ученик получил плохую оценку, он расстроен и плачет. Друзья успокаивают его, но это вызывает еще более безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика функционирует доминанта и все раздражения только усиливают господствующий очаг возбуждения. Доминантный очаг вызывает сильная зубная боль, даже легкое прикосновение к руке больного во время приступов зубной боли усиливает его мучения.

26.Динамический стериотип.

Динамический стереотип – это цепочки условных рефлексов , которые формируются у школьников, где предыдущий условный рефлекс является последующим для выработки, он лежит в основе. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем — сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей. Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо — все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий .Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке.

Процесс развития поведения в онтогенезе связан со становлением тормозных реакций. Различают несколько форм торможения. Безусловное (внешнее) торможение может быть вызвано действием внешних раздражителей достаточной силы. Оно может развиваться также при утомлении и истощении нервных клеток, при сильном эмоциональном возбуждении (охранительное торможение). Другой вид торможения — условное, или внутреннее, приобретенное торможение. С его помощью кора головного мозга осуществляет тончайшие приспособительные реакции человека. На основе его развития происходят угасание условных рефлексов, их дифференцирование, условные запаздывающие и следовые рефлексы. Формирование ВНД и торможения у детей изучал Н. И. Красногорский.

У новорожденных детей безусловное торможение проявляется в виде длительного физиологического сна. У недоношенных детей возбудимость головного мозга настолько мала, что даже голод не прерывает сонного торможения и не пробуждает ребенка для приема пищи. В раннем детском возрасте быстро распространяющееся в ЦНС торможение обусловливается отсутствием или недостаточностью приобретенных и дифференцированных нейронных связей. С началом образования условных рефлексов развиваются и тормозные рефлексы, а на втором году жизни появляются и системные тормозные рефлексы. В этот период у детей приспособительные тормозные рефлексы достигают значительного развития и создают основу ВНД ребенка. Условные рефлексы опосредуются речью, слова с задерживающей функцией являются основными тормозными регуляторами поведения детей. К концу первого года слово становится сигналом для выработки условного рефлекса. Начинает формироваться внутреннее торможение.

У детей внутреннее торможение не возникает в условиях повышенной возбудимости; тормозные рефлексы всегда образуются в условиях пониженной возбудимости в рефлекторных системах, осуществляющих тормозную реакцию. Структурнофункциональное созревание коры мозга ребенка является основой для формирования процессов внимания и сосредоточенности, контролируемости и осмысленности его поведения.

От трех до пяти лет все большее значение приобретает внутреннее торможение, у детей вырабатывается большое количество динамических стереотипов. К семи годам ребенок в состоянии удерживать программы действий из ряда движений. В младшем школьном возрасте нервные процессы обладают значительной силой и уравновешенностью, все виды внутреннего торможения хорошо выражены. Дифференци- ровка стимулов происходит легко, быстро устанавливаются условно-рефлекторные связи. Однако внутреннее торможение по-прежнему требует упражнения, тренировки в целях усиления. Как и в дошкольном периоде, в младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что приводит к сравнительно быстрому развитию утомления.

Двигательная активность ребенка также связана с развитием торможения в ЦНС. У детей грудного возраста быстро распространяется возбуждение, рефлекторные движения обычно захватывают значительную часть мышц. Так, движения рук сопровождаются заметной подвижностью ног, а любая стимуляция вызывает общую двигательную активность; крик ребенка сопровождается движениями всего тела. Рефлекторное смыкание век, например, при включении света сопровождается сжатием губ и сгибанием конечностей. Ребенок второго года жизни при удивлении или внимательном разглядывании нового предмета широко открывает не только глаза, но и рот, растопыривая при этом пальцы. В последующие годы устойчивость нервных процессов повышается, координируются процессы возбуждения и торможения: появление очага возбуждения сопровождается понижением возбудимости или торможением других участков мозга. Таким образом создается препятствие для чрезмерного распространения возбуждения. Этому способствует обучение ходьбе и другим более сложным двигательным актам.

Дальнейшая концентрация процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для усиления целенаправленного поведения. Этому способствуют воспитание и обучение как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. К старшему школьному возрасту развиваются выдержка и умение сдерживать свои желания.

Непрочные навыки и рефлексы быстро угасают и восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах, непрочность знаний учебного материала, если они не закреплялись повторениями. Угасание лежит в основе забывания. В то же время, благодаря угасанию организм ребенка перестает реагировать на сигналы, утратившие для него свое значение. Исчезают лишние движения при письме, спортивных упражнениях. Угасание рефлексов у детей происходит медленнее, чем у взрослых. Поэтому ребенка трудно отучить от вредных привычек и неправильных навыков.

Благодаря дифференцировочному торможению ребенок учится различать звуки, цвет, форму предметов, узнавать похожие дома и людей, выбирать нужный предмет из многих.


Пройдет много лет, прежде чем ребенок станет взрослым человеком, овладеет могучим оружием творческого мышления, научится создавать материальные ценности, передавать свой опыт другим людям. Сейчас ребенок в возрасте до года способен совершать только самые простые, самые примитивные действия. Это реакции, унаследованные от родителей, неосознанные и выполняемые как бы автоматически.

Если мы, например, направим струю воздуха на глаза ребенка, веко начнет мигать, и это будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится раздражение. Так проявляется оборонительная реакция, которая защищает глазной аппарат от неприятных, а тем более вредных воздействий.

Если же теперь дотронуться каким угодно предметом, хотя бы пальцем, до губ ребенка, то они тотчас же начнут совершать сосательные движения. Здесь проявляется пищевая реакция младенца. Обе эти реакции, наряду с другими, врожденные и происходят при наличии раздражителя автоматически и непроизвольно. Такого рода реакции были названы великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым безусловными рефлексами. Но что означает это понятие?

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного)

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Конечно, безусловными рефлексами обладают не только новорожденные. Многие из них сохраняются у человека в течение всей его жизни. Имеются они, конечно, и у животных.

Некоторые безусловные рефлексы детей прямо свидетельствуют о том, что человек является продуктом длительного развития живой материи. Так называемый робинсоновский рефлекс явно говорит о том, что ближайший предок человека — обезьяна: если положить новорожденному на ладонь какой-либо стержень, то ребенок ухватится за него с такой силой, что его можно поднять на воздух; младенец может висеть в таком положении минуту и более. Совершенно ясно, что этот рефлекс унаследован еще с той поры, когда предки человека обитали на деревьях, а детеныши их должны были уметь крепко держаться за ветви.

Итак, безусловный рефлекс есть врожденная и закономерная реакция организма на внешнее воздействие. Запас таких рефлексов абсолютно необходим животному и человеку. Если бы у животных и людей с самого рождения, с первых минут и часов жизни, не было некоторых безусловных рефлексов, они не смогли бы выжить.

Условные рефлексы — основа обучения детей

Что же такое условный рефлекс? Чем он отличается от безусловного, какую играет роль в жизни животных и человека? Каковы условия его формирования? Посмотрим на примере поведения ребенка в первые дни и месяцы его жизни.

У ребенка образовался условный рефлекс на положение его тела; выработался он потому, что каждый раз перед кормлением его клали определенным образом. В конце концов это положение тела под грудью стало как бы сигналом последующего кормления, и пищевой рефлекс возникает теперь у ребенка не только при безусловном раздражении его губ, но и при том условном, которое ему предшествует.

В данном случае условным раздражителем служит комплекс кожных, мышечных и других ощущений, возникающих у новорожденного, если положить его так, как нужно для кормления. Но, конечно, условным сигналом может стать и любой другой раздражитель, например слуховой или зрительный. Так оно и происходит в дальнейшем: через 2—3 месяца ребенок начинает открывать рот и делать сосательные движения уже при одном только виде груди, то есть к этому моменту выработался условный рефлекс на зрительный раздражитель. При этом прежний условный рефлекс на положение тела постепенно угасает.

Условные рефлексы обладают некоторыми интересными особенностями. Вот одна из них.

Ребенка поцарапала кошка. Естественно, ее внешний вид стал для него условным сигналом возможной опасности и вызывает теперь защитную реакцию: ребенок избегает прикосновения к кошке. Но этим дело не ограничилось. Все, даже отдаленно похожие предметы, стали вызывать ту же оборонительную реакцию.

Каким же образом происходит это различение, или, как говорят ученые, дифференцирование раздражителей, важных для организма, от таких раздражителей, которые для организма безразличны, по крайней мере в данный момент? Оно достигается благодаря процессу торможения.

Особенности торможения условных рефлексов у детей

Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения. Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.

Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,— здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия— при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.

Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения — внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.

Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные. Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения.

Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.

Сон — это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?

Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон. По Павлову, сон — это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.

Наш обычный каждодневный сон — результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.

Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью — процессом возбуждения.

Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,— хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования — ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо

Знание особенностей нервной деятельности детей помогает воспитанию

Во всех приведенных примерах речь идет только о самых маленьких детях. Но эти закономерности высшей нервной деятельности продолжают работать, когда дети вырастают и становятся взрослыми.

Анализируя так называемую психическую жизнь человека любого возраста, то есть его мышление, чувства, навыки и т. д., мы всегда можем обнаружить физиологическую основу ее в виде процессов высшей нервной деятельности. Иногда эта физиологическая основа изучена больше, иногда — меньше, но никогда не бывает, чтобы психические процессы протекали без участия механизмов высшей нервной деятельности.

Другой пример. Дети часто бывают невнимательны при выполнении уроков — отвлекаются, переключаются на другие занятия. В некоторых случаях неустойчивость внимания школьника определяется особенностями его нервной системы. Специальные исследования, проведенные психологами, показали, что люди с так называемой слабой (то есть маловыносливой, легко утомляющейся) нервной системой часто не могут по-настоящему сосредоточиться на работе при посторонних шумах, разговорах и т. д. Это происходит потому, что нервная система их более чувствительна и уязвима для всяких воздействий. Люди такого типа нуждаются в более благоприятных условиях для работы, чем люди с сильной, выносливой нервной системой. Это особенно относится к детям. Школьникам со слабой нервной системой следует создавать для работы дома хорошие условия; тишина, частый отдых, правильный режим могут значительно повысить их работоспособность.

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного): речевые сигналы

Высшая нервная деятельность и самых маленьких детей, и школьников, и взрослых подчинена одним и тем же законам. Но есть у старших детей и взрослых одна особенность, которая коренным образом отличает их психику от психики малыша. Это — речь.

Могучим орудием мышления ребенок начинает по-настоящему овладевать лишь на 3—4-м году жизни, когда он учится связной речи. С этого момента начинается бурное развитие детской психики. Усложняются выполняемые функции: развивается отвлеченное мышление, ребенок учится владеть чувствами и контролировать свое поведение.

По В. Небылицыну (кандидат педагогических наук)

Метки: особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного), безусловные рефлексы новорожденных детей, особенностей нервной деятельности детей, формирование условных рефлексов у детей, особенности торможения условных рефлексов у детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:


Развитие ребенка Способность прекратить какое-либо действие, приостановить реакцию реализуется через состояние торможения в нервных клетках. При задержке реакции прекращается распространение нервного возбуждения, так как клетки приходят в недеятельное, так называемое тормозное состояние. Ученые утверждают, что возбуждение и торможение являются лишь двумя фазами одного и того же возбудительного нервного процесса. Однако при состоянии торможения меняется состояние клеточных мембран.

Различают две основные группы тормозных состояний:

- внешнее, или безусловное, торможение. Это биологически обусловленное торможение, заложенное в самой природе функционирования нервных клеток, их способность находиться либо в возбужденном (деятельном), либо тормозном (бездеятельном) состоянии. Оно не поддается контролю сознания и является врожденным качеством. Видами внешнего торможения являются: охранительное торможение, встреча двух возбуждений и доминанта;

- внутреннее, или условное, торможение формируется в основном после рождения ребенка под влиянием условий внешней среды. Это состояние требует активного участия сознания, так как в основе его лежит целесообразность задержки реакции.

У человека внутреннее торможение является обязательным компонентом сложных социальных поведенческих актов.

Внутреннее торможение делится на следующие виды: угасание, дифференцировка, запаздывание, условный тормоз, высшее торможение.

Виды внешнего торможения

В педагогической практике при осуществлении воспитательных воздействий не следует использовать состояние запредельного торможения. Наоборот, надо стараться, чтобы такое состояние возникало возможно реже, поскольку при частом его возникновении отмечается некоторое истощение нервной энергии и нарушение возбудимости коры.

Во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы. В этом охранительное значение сна. У человека сон очень зависим от социальных условий (привычка засыпать в определенной позе, читать перед сном и т. д.). У ребенка социальные условия очень рано начинают влиять на характер и качество сна (укачивание, сон на руках у взрослого и т. д.). Задача взрослого — возможно более полно обеспечить охранительную функцию сна. Ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума. Очень важно обеспечить достаточное время дневного сна (в соответствии с возрастом). Вредно с точки зрения охраны здоровья ребенка преждевременно переводить его с двух дневных снов на один или вообще лишать его дневного сна.

Доминанта — это особое состояние центральной нервной системы, при котором возникает очень стойкий очаг возбуждения, а близлежащие отделы мозга находятся в состоянии торможения. Всякое дополнительное раздражение еще больше усиливает возбуждение в доминантном очаге, при этом еще более широкие корковые зоны приходят в состояние торможения. Это выражается в поведении человека: например, человек, с увлечением читающий книгу, может не обратить внимания на то, что кто-то вошел в комнату. Ребенок, сосредоточенно играющий, не слышит обращенные к нему слова взрослого.

В воспитании детей очень важно уметь распознать, что ребенок находится в состоянии доминанты, так как на этой основе формируется концентрация внимания, сосредоточенность, способность длительно заниматься одним делом. Если нужно все же прекратить данную деятельность ребенка (например, он сосредоточенно играет, а надо идти обедать), то необходимо приглашать его есть последним, а до этого спокойно несколько раз повторить, что пора обедать, т. е. должна постепенно возникнуть установка на новую деятельность. Можно, конечно, резко прекратить игру, но в этом случае возникает разлитое возбуждение коры на фоне отрицательного эмоционального состояния. Ребенок будет плакать, резко протестовать, а это не принесет ему никакой пользы.

Виды внутреннего торможения

При воспитании ребенка иногда сознательно следует использовать фактор неподкрепления для того, чтобы угасли вредные привычки или нежелательные действия малыша. Так, если он употребляет бранные слова (еще не понимая их смысла), надо на это не реагировать. Отсутствие всякой реакции, т. е. подкрепления, приведет к тому, что ребенку скоро будет неинтересно произносить эти слова, и нежелательная реакция постепенно угаснет.

Дифференцировка, или способность к различению, проявляется на третьем месяце жизни ребенка. Ученые доказали, что в этом возрасте возможно получить зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые дифференцировки. Специалисты провели эксперимент, в ходе которого они выработали у детей на четвертом месяце жизни зрительную дифференцировку на цвет. Были взяты два цветных картонных цилиндра (синий и красный). В красный цилиндр опускалась бутылка с молоком, а в синий — пустая бутылка. Через определенное время при виде красного цилиндра у малыша появлялись условнорефлекторные сосательные движения, а при виде синей их не было.

Первой дифференцировкой в жизни ребенка является узнавание матери.

По мере развития малыш дифференцирует предметы, резко контрастные по своим признакам, а затем у него вырабатываются все более тонкие дифференцировки. На основе дифференцировки осуществляется сенсорное воспитание (формируются умения различать цвет, форму, величину). Способность к дифференцированию важна на протяжении всей жизни человека. Ранние физиологические сроки развития дифференцировок свидетельствуют о необходимости их своевременного формирования, так как это стимулирует всю познавательную деятельность ребенка.

Запаздывающее торможение — вид внутреннего торможения. Оно возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием. В естественных условиях жизни животных такое торможение можно наблюдать, например, у кошки, которая подстерегает мышь или птицу. Кошка в засаде может сидеть неподвижно многие минуты, не проявлять двигательного условного рефлекса, вернее, затормозив его. Этот рефлекс возникает сразу же, как только появляется добыча.

У детей такой вид торможения может быть выработан с 7—8 месяцев жизни. Это очень отчетливо проявляется при одновременном кормлении детей. Например, если за столиком сидят двое детей в возрасте 8 месяцев, вначале при виде ложки с пищей одновременно оба открывают рот (это ранее выработанная реакция), но затем открывает рот тот ребенок, к которому непосредственно направлена ложка с пищей, а второй ждет своей очереди, т. е. задерживает реакцию до более целесообразного для ее осуществления момента. Однако в первые три года жизни возможность задержать реакцию без отрицательного эмоционального состояния еще очень ограничена в силу малой выносливости клеток центральной нервной системы. Нарастает она постепенно. Нельзя кормить одновременно троих детей в возрасте 7—10 месяцев, третий ребенок будет вести себя беспокойно: вертеться, стучать по столу, плакать. В 11 —12 месяцев уже можно кормить одновременно троих.

Как и все другие реакции, способность активно задержать действие нуждается в определенной тренировке. На втором году жизни не следует использовать для этого процесс кормления, так как после года, опираясь на систему пищеварения, надо вырабатывать навык самостоятельной еды. Правильнее использовать ориентировочную реакцию — предложить ребенку подождать смотреть картинку, если ее смотрит другой ребенок.

На третьем году жизни можно тренировать эту способность, продолжая использовать ориентировочную реакцию, но в этом возрасте опять можно вернуться и к некоторым органическим потребностям. Ребенок может подождать, пока другие дети за столиком съедят суп, а потом всем дадут второе и т. д. На основе запаздывающего торможения формируются многие волевые качества личности, поэтому задача воспитателя — развивать эти свойства у ребенка, но при этом надо следить за тем, чтобы не проявлялись отрицательные эмоции, ибо в этом случае желаемого эффекта не будет.

Более сложная форма торможения — так называемый условный тормоз, требующий определенного уровня зрелости и функциональной активности коры головного мозга. В раннем детстве этот вид торможения можно выработать начиная с конца первого года жизни.

У человека высшее торможение в своем крайнем выражении проявляется тогда, когда человек жертвует своей жизнью во имя других людей или высоких моральных идеалов. В обыденной жизни элементы высшего торможения имеют все те поступки человека, при которых он отказывает себе в чем-то ради интересов другого. У ребенка можно стимулировать такой вид реакций начиная с конца второго — начала третьего года жизни, т. е. с того времени, когда ребенок уже способен понять, что другие дети тоже нуждаются в ласке и внимании, что нужно помочь плачущему малышу, не обижать его, дать свою игрушку и т. д. Для того чтобы высшее торможение выполняло свою роль в формировании наиболее адекватного социального поведения, являлось регулятором во взаимоотношениях человека с другими людьми, надо постоянно обращать внимание на поощрение всех связанных с ним форм поведения.

Глубокая неврологическая основа высоких побуждений человека, руководящих его поведением, состоит в том, что социальные мотивы оказываются более сильными и потому могут затормозить все другие, нежелательные или несовместимые с моралью человека поведенческие акты. Черствость, эгоизм, пренебрежение к интересам других людей могут быть результатом недостаточных воспитательных воздействий в этом направлении.

Все виды внутреннего торможения надо целенаправленно формировать соответственно возрастным возможностям ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.