Реабилитация детей с неврологическими патологиями

Детская неврологическая реабилитация в Германии основывается на самых современных методиках и является отличным шансом для детей с неврологическими отклонениями на полноценную жизнь. Вообще реабилитация детей с неврологическими заболеваниями занимает особенное место в медицинской сфере, поскольку постоянно внедряются и создаются все новые высокоэффективные методологии, направленные на достижение стабильной положительной динамики восстановления. Причем методики всегда индивидуализируют конкретно к каждому отдельному ребенку по многим параметрам, включая возраст, пол, диагноз, показания в текущий момент и пр.

Немецкие неврологические реабилитационные центры для детей и подростков применяют, как правило, достаточно широкий спектр диагностических и лечебных программ входящих в профиль нейропедиатрии. Невропатологи и специалисты из смежных медицинских областей, которые занимаются маленькими пациентами, имеют самую высокую квалификацию и в зависимости от вида патологии или тяжести общего состояния, степени утраченных или неразвитых функций и проведенных операций создают уникальные программы, ведущие к достижению максимально возможного положительного эффекта. Реабилитационные центры для детей в Германии рассчитаны на восстановление после лечения как ранних стадий неврологических заболеваний позволяющих ребенку вернутся к полноценной жизни, так и на серьезные заболевания, лечение которых позволяет интегрировать ребенка в общественную жизнь с максимально достижимым успехом социализации.

Преимущества реабилитации после лечения детских неврологических в Германии

Бесспорными преимуществами детской неврологической реабилитации для маленьких пациентов в Германии являются:

- Достижение максимально успешных показателей даже для самых тяжелых детей и подростков. Многопрофильные коллективы докторов работают как одна команда, в которую входят невропатологи, психологи, педагоги, инструкторы, диетологи и другие специалисты, благодаря чему дети поучают самую разноплановую, но такую необходимую им помощь.

- Индивидуальная программа, составленная на точных диагностических показаниях и методологических рекомендациях специалистов.

- Постановка реабилитационной цели, подразумевающей полное восстановление интеллектуальных, физиологических и эмоциональных способностей пациента в соответствии с его возрастом и диагнозом.

- Разработка стратегии, которую должны соблюдать родители и ребенок по окончании реабилитационного периода в медицинском центре.

- Предельно комфортные условия нахождения в клинике для ребенка и его родителей.

Организация детской неврологической реабилитации в Германии

Мы можем гарантировать Вам соблюдение этического кодекса, где Ваши интересы всегда стоят на первом месте.

Мы выполним для Вас оптимизацию процесса поездки, поможем оформить все необходимые документы, и организуем все что необходимо, чтобы Ваше пребывание в клинике было максимально комфортным.

Пятнадцатилетний опыт работы позволяет нам сделать Вашу поездку экономнее и приятнее, а главное эффективнее, чем, если бы Вы занимались организацией самостоятельно.

Клиники в Германии специализирующиеся по направлению детской неврологической реабилитации

Детские неврологические медицинские центры Германии могут гарантировать максимально возможный положительный эффект после окончания индивидуальной программы лечения и реабилитации.

Мы рекомендуем нижеперечисленные клинки, специализирующиеся в направлении детской и подростковой неврологической реабилитации как лучшие в своей области медицинские учреждения в Европе. Здесь все процедуры проводятся специалистами, которые умеют ладить с детьми и подростками с неврологическими заболеваниями, понимают их психологию и могут оказать им настоящую заметную помощь в восстановлении и развитии.

Неврологическая реабилитация детей

Движение – жизнь. Это простое изречение уже сотни раз доказано медициной. Ведь человек, лишенный способности к самостоятельному передвижению, подвержен инфекциям и пневмониям, застойным явлениям и нарушениям работы внутренних органов. А с течением времени развиваются контрактуры и деформации суставов, которые еще больше усугубляют ситуацию. Поэтому начинать реабилитацию детей с неврологическими патологиями нужно, как можно раньше.

Ортезно-реабилитационный центр WalkAide готов принять даже самых юных пациентов – с 3 лет. Ведь в юном возрасте физическое воздействие медицинской техники на организм помогает добиться наивысших результатов.

Современные тренажеры оснащены программным обеспечением, превращающим медицинскую процедуру в увлекательную игру. А нахождение рядом родителей позволяет ребенку и вовсе забыть о переживаниях и погрузиться в полезный процесс тренировки. Целью аппаратной реабилитации маленьких детей является замена патологических стереотипов движения новыми, приближенными к физиологическим:

· Тренажеры способствуют укреплению мускулатуры рук и ног;

· Обучают малышей поддержанию тела в вертикальном положении, формируют навыки опоры на ноги;

· Восстанавливают координацию движений;

· Помогают сформировать верную походку и улучшить ее рисунок;

· Обучают ребенка поддержанию положения тела в пространстве.

Неврологическая реабилитация детей с тяжелыми нарушениями работы спинного и головного мозга, выраженным спастическим синдромом и контрактурами суставов требует индивидуального подбора нагрузки, при котором механотерапевтические тренажеры не вызовут перенапряжения, а поспособствуют:

· Нормализации мышечного тонуса и восстановлению силы;

· Ускорению кровотока и улучшению обмена веществ;

· Развитию когнитивных функций и заинтересованности в выполнении заданий;

· Улучшению координации движений;

· Увеличению объема движений в скованных контрактурой суставах.

Персональный подбор нагрузки и выполнение упражнений под контролем врачей – это лишь первый шаг к реабилитации детей с неврологическими патологиями. Не менее важным условием становится и дисциплинированная работа родителей в домашних условиях. Чтобы достичь высоких результатов, тренироваться нужно каждый день.

Мы уделяем значительное внимание обучению родителей тренировкам ходьбы детей с аппаратами WalkAide – специальным комплектом для домашней реабилитации. Они помогут вашему ребенку:

· Закрепить полученные в клинике результаты;

· Гармонично развиваться, наверстать упущенное за время болезни и догнать сверстников по уровню интеллекта и навыков;

· Избежать вторичных осложнений и частых заболеваний;

· Обрести активность и способность к самообслуживанию;

· Исключить развитие контрактур и патологий опорно-двигательного аппарата;

· Избавиться от асимметричности позы и патологических изменений в походке;

· Обрести уверенность в себе и укрепить самооценку.

Нейро ортезы WalkAide существенно повышают качество жизни детей с такими неврологическими симптомами как свисающая стопа. В ряде случаев лети даже обретают самостоятельность и уже не нуждаются в помощи родителей в выполнении повседневных задач. Аппарат помогает ребенку познавать окружающий мир, создает условия для общения со сверстниками и налаживанию общения со здоровыми одноклассниками.

Корректоры движения для нейрореабилитации детей с неврологическими патологиями можно использовать с самого раннего возраста – мы настраиваем их даже для малышей 3 лет, подбираем персональные решения для каждого юного пациента. Ваша дисциплина и инновационная техника способны подарить вашему ребенку настоящий прорыв в реабилитационном процессе!

На лечение в стационар принимаются дети в возрасте от рождения до 18 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации, по направлению из органов здравоохранения.

Перед госпитализацией необходимо проконсультироваться у одного из специалистов Центра.

Основными направлениями клинической и научной работы врачей отделения являются диагностика, лечение и комплексная реабилитация детей:

  • с детским церебральным параличом
  • с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса
  • с диффузной мышечной гипотонией
  • с гидроцефальным и гипертензионным синдромом
  • с атонически-астатическим синдромом
  • с синдромом гипервозбудимости и нарушениями сна
  • эпилепсией
  • с задержкой психо-речевого развития
  • расстройствами поведения и эмоций
  • нервно-мышечной патологией
  • рассеянным склерозом и нейродегенеративными заболеваниями
  • патологией периферической нервной системы

  • медикаментозная терапия (нейропротективная, противоэпилептическая, применение препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза (ПИТРС)
  • иммуномодулирующая терапия
  • метаболическая терапия митохондриальных болезней
  • терапия глюкокортикостероидами по показаниям
  • ботулинотерапия
  • реабилитационное лечение

Режим дня в отделении строится в соответствии с внутренним распорядком деятельности клиник НМИЦ здоровья детей Минздрава России.

Одним из приоритетных направлений реабилитации в НЦЗД является создание преемственной помощи детям инвалидам с неврологическими двигательными нарушениями, и, в первую очередь, с ДЦП и последствиями перинатального поражения ЦНС. В детской неврологической нозологии более 60% занимают церебральные параличи (большей частью спастические формы), различной этиологии.

Детский церебральный паралич (ДЦП) является основной неврологической причиной детской инвалидности во всех развитых странах мира. Частота ДЦП остаётся постоянной, несмотря на все достижения современной медицины, и в России не превышает средних мировых показателей. Каждый год в нашей стране рождается около 7000 детей с ДЦП. Это связано как с ухудшением репродуктивного здоровья населения и увеличением числа патологически протекающих беременностей, так и с совершенствованием выхаживания глубоко недоношенных детей, новорожденных с тяжёлым перинатальным повреждением центральной нервной системы. Полноценное выхаживание и ранняя реабилитация этих детей – залог уменьшения формирования инвалидности, социальной и материальной нагрузки на государство и общество.

Отделение восстановительного лечения стало координирующим центром в созданной многопрофильной структуре реабилитации детей с ДЦП на базе НЦЗД. В сотрудничестве с отделениями перинатальной патологии, ЛФК, физиотерапии, психолого-педагогической коррекции, а также хирургического нейроортопедического отделения была создана комплексная система наблюдения и этапной консервативной и оперативной помощи детям-инвалидам с неврологическими заболеваниями.

Основными достижениями отделения стали:

— создание новой модели реабилитации пациентов с ДЦП на основании международных стандартов и консенсусов помощи данным детям с высоким уровнем доказательности, в том числе ботулинотерапии и международных методик физической реабилитации.

— разработанная уникальная концепция многоуровневой ботулинотерапии (БТА) при спастичности у детей, позволяющая одномоментно корректировать патологический тонус во всех заинтересованных сегментах конечностей, обеспечивая максимальный функциональный результат. Применение предложенного алгоритма у более чем 200 пациентов впервые позволило существенно замедлить и даже предотвратить появление новых суставных контрактур и вывихов, сократить число оперативных вмешательств у детей с ДЦП, облегчить проведение реабилитационных мероприятий и ухода за больными, отказаться от ряда неэффективных физиопроцедур и приёма антиспастических препаратов без ущерба для итогов лечения.

За разработку данного метода сотрудники НЦЗД в 2015 г. были удостоены Премии Правительства Российской Федерации. На базе отделения регулярные повторные многоуровневые инъекции БТА на сегодняшний день получают более 500 пациентов с ДЦП.

— координация НЦЗД исследований по ботулинотерапии при ДЦП в России. Проведено и опубликовано первое в РФ многоцентровое исследование по применению многоуровневой ботулинотерапии в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП. В исследовании приняли участие 11 российских центров, специализирующихся на реабилитации детей с ДЦП. На основании полученных данных создан и опубликован первый российский консенсус по ботулинотерапии при ДЦП. Данный документ стал руководством к применению этого метода лечения и профилактики вторичных ортопедических осложнений при ДЦП.

— впервые в России в педиатрической практике разработан и запатентован метод УЗИ контроля точности инъекций БТА при ДЦП в сочетании с общей анестезией, обеспечивший безопасность и эффективность проводимых инъекций.

— ориентация на обучение родителей пациентов с ДЦП методикам ежедневной физической реабилитации своих детей (включение родителей в стандартную реабилитацию и обеспечение консультативной амбулаторной поддержки врачей и инструкторов ЛФК в промежутках между госпитализацией – что позволяет повысить эффективность реабилитации за счёт увеличения её интенсивности и частоты, а также снизить потребность в госпитализации детей)

— проведение регулярных учебных мероприятий, посвящённых современным методам реабилитации пациентов с ДЦП и применению методики многоуровневой ботулинотерапии на базе НЦЗД и других медицинских учреждений. Всего обучено и сертифицировано к применению ботулинотерапии в педиатрии более 250 врачей в различных регионах России. Методика многоуровневой ботулинотерапии включена в клинические рекомендации лечения и реабилитации детей с ДЦП.

— разработка критериев оценки реабилитационного прогноза и потенциала пациентов с ДЦП на основании международных шкал, что обеспечило персонифицированный подход к выбору приоритетов и целей реабилитации для каждого ребёнка-инвалида.

В отделении совместно с отделом лечебной физкультуры проводится изучение кинематики движений и математическое моделирование моторной активности детей с двигательными нарушениями посредством оптикоэлектронной системы до и после начала лечения, что позволяет объективно оценить эффективность комплексной нейрореабилитации.

Медицина на сегодняшний день не позволяет полностью вылечить пациентов с ДЦП и устранить их инвалидность, однако предложенные методы лечения и созданная структура этапной помощи детям-инвалидам с неврологической патологией могут служить моделью, повсеместное внедрение которой в нашей стране позволит снизить выраженность инвалидизации и улучшить качество жизни пациентов и их семей.

Ультразвуковые аппараты, используемые для контроля проведения ботулинотерапии:

  • General Electric Vivid 7
  • General Electric Vivid q

Отделение создано в 2007 г. для оказания неврологической лечебной и реабилитационной помощи детям. С момента создания клиника занималась вопросами лечения и реабилитацией детей с тяжелыми двигательными нарушениями различного происхождения; гидроцефалией, судорожными состояниями, в последние годы к ним добавились такие формы патологии, как рассеянный склероз и когнитивные нарушения.

Созданное отделение стало важным связующим звеном между амбулаторной и стационарной помощью детям с неврологической патологией и явилось основой для развития такого актуального направления, как нейрореабилитация в педиатрии. При активном участии врачей отделения на базе Консультативно-диагностического центра был создан первый в стране кабинет ботулинотерапии, оснащённый ультразвуковым аппаратом для контроля точности инъекций и оборудованием для проведения общей анестезии во время инъекций.

Сотрудниками отделения разработаны и внедрены новые показания для ботулинотерапии (инъекции в верхние конечности у детей, многоуровневые инъекции, коррекция слюнотечения), регулярно проводятся учебно-практические семинары по вопросам ботулинотерапии у детей, разработка учебно-методических рекомендаций для врачей. За научно-практическую работу в данном направлении врачу отделения (к.м.н. О.А.Клочковой) присуждена стипендия Президента РФ.

В 2017 г. отделение было переименовано в отделение диагностики и восстановительного лечения детей с психоневрологической патологией и переведено на стационарный режим работы.

Совместно разрабатываются индивидуальные планы реабилитационного и оперативного лечения с учётом положений Европейской концепции нейроортопедии, являющейся одним из приоритетных направлений научного и клинического развития отделения. Подобные совместные междисциплинарные консультации позволяют быстро и всесторонне анализировать комплексные проблемы детей с нейроортопедическими проблемами, своевременно находить пути их решения с применением современных средств.

- Ботулинотерапия ДЦП у детей раннего возраста.
- Изучение кинематики движений и математическое моделирование моторной активности при ДЦП.


Чаще всего в реабилитационных мероприятиях нуждаются дети с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС), детским церебральным параличом, парезами, пороками развития ЦНС, состояниями после черепно-мозговой и спинальной травмы, нарушениями речевого и психосоциального развития, последствиями инсультов, с демиелинизирующими заболеваниями (характеризующиеся разрушением оболочек нейронов).

Чтобы восстановить физическое и психическое здоровье ребенка, вернуть его в социум, требуется комплексная реабилитация. Для детей, которые изначально не владели определенными навыками, речь идет об абилитации – то есть о полном формировании и развитии навыков.

В этот комплекс входят двигательная, логопедическая и психолого-педагогическая реабилитация. Отлично зарекомендовали себя методы физической реабилитации: массаж, физиотерапия, ЛФК, грязевые и водные процедуры. Сегодня они активно обогащаются за счет традиционных методик: иглорефлексотерапии, гирудотерапии, остеопатии, мануальной терапии.

Над восстановлением или формированием речевых и психоэмоциональных навыков работают в тесной связи с другими специалистами логопеды и дефектологи, психологи и воспитатели-педагоги, эрготерапевты.

В этом процессе важную роль играют адаптивная физическая культура, параспорт и арт-терапия: рисование, занятия в театральной студии, пение, лепка. Ребенок и его семья получают и психологическую поддержку. Это является неотъемлемой частью реабилитации и залогом ее успешности.

Как правило, реабилитационную программу разрабатывают несколько специалистов: невролог, хирург-ортопед, врач лечебной физкультуры и физиотерапевт. При необходимости в работу включаются эпилептолог, нейрохирург, педиатр, эндокринолог, гастроэнтеролог и врачи других специальностей. Выбор специалистов зависит от многих факторов: самой патологии, типа основных нарушений и даже возраста пациента.

Именно такой комплексный подход с привлечением мультидисциплинарной команды специалистов, в которую входят и родители маленьких пациентов, практикуется в Научно-практическом центре детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы.

Проходить реабилитацию ребенок может уже с рождения. Частоту и количество реабилитационных курсов определяет лечащий врач в Научно-практическом центре детской психоневрологии при наличии направления (форма 057/у) из детской поликлиники, к которой прикреплен ребенок по полису обязательного медицинского страхования.

Во время и после реабилитации проводится диагностика состояния ребенка. Это нужно и для динамического контроля, и для назначения конкретных процедур.

Однако при прохождении курса реабилитации внимание родителей тоже очень важно. Им стоит обращать внимание на состояние малыша после каждой процедуры, особенно если она проводилась впервые. Обязательно нужно обсудить с лечащим врачом рекомендации по проведению занятий с ребенком дома вне стационара – реабилитационная программа должна быть непрерывной.

В Научно-практическом центре детской психоневрологии реабилитация проводится как детям без инвалидности, так и детям-инвалидам. Если говорить об инвалидности как о показателе, отражающем тяжесть состояния ребенка, то, безусловно, мы не боимся сложных случаев и пытаемся помочь в максимально возможном объеме.

На базе нашего Центра работает амбулаторно-поликлиническое отделение, где принимают врачи-неврологи, эпилептологи, ортопеды, психиатры, врачи ЛФК, физиотерапевты, а также логопеды и психологи, функционирует несколько профильных кабинетов: для детей с эпилепсией, для детей с рассеянным склерозом, кабинет ботулинотерапии. Реабилитационные мероприятия всегда проводятся курсами. В нашем Центре проведение реабилитации возможно в условиях круглосуточного или дневного стационаров, а также амбулаторно.

(925) 50 254 50

Подходы к реабилитации детей с неврологическими нарушениями

Реабилитацию детей с неврологическими проблемами следует начинать как можно раньше. Совмещая различные методики восстановления, такие как, физиотерапевтические процедуры, мануальную терапию, кинезитерапию, эрготерапию, занятия с логопедом и психологическую реабилитацию можно достичь значительного прогресса. После курса занятий ребенку становится проще воспринимать новую информацию, развивается мышление, улучшается речь и легче проходит социальная адаптация.

В отличие от других медицинских учреждений, Междисциплинарный реабилитационный центр ставит своему пациенту конкретные задачи, которые достигаются при помощи команды высококвалифицированных специалистов в течение реабилитационного курса. Усилия врачей направлены на восстановление у ребенка моторных, языковых, сенсорных функций, а также на развитие когнитивных способностей пациента.

С каждым ребенком работает врач-реабилитолог, невролог, психолог, кинезитерапевт, логопед, инструктор по лечебной физкультуре и другие специалисты, которые проводят ряд тестов, направленных на функциональную оценку органов и систем организма, на основании чего разрабатывают реабилитационную программу.

Нарушение процесса обработки информации, связанного с неврологическими проблемами, характеризуется чрезмерной реакцией на одни стимулы и недостаточной на другие, что влечет за собой нарушения моторного и психического развития малыша. Движения ребенка скованные, он не принимает участия в социальном взаимодействии, нечувствителен к некоторым ощущениям, неспособен выполнять определенные манипуляции. Вследствие избыточной реакции на некоторые раздражители, происходит перегрузка нервной системы ребенка и затрудняется обработка поступившей в мозг информации. Понимание этих процессов позволяет реабилитологам мягко стимулировать нервную систему пациента, гармонизируя восприятие внешних стимуляций ребенком.

Для восстановления и развития двигательных навыков применяется эрготерапия. В процессе реабилитации ребенок учится воспроизводить базовые движения и по мере достижения прогресса, движения усложняются. Эрготерапия способствует самостоятельности ребенка в повседневной жизни, помогая ему научится принимать пищу, одеваться, проводить гигиенические процедуры и т.д. Игровая форма занятий позволяет минимизировать стресс для ребенка и повысить эффективность реабилитации.

Специализированная методика бобат-терапии помогает корректировать неврологические отклонения за счет действий, направленных на облегчение правильных движений конечностей и тела. При этом применяются разнообразные звуковые и зрительные сигналы, практикуются специальные позы и определенные движения. В сложных случаях врач учит ребенка заново выполнять простейшие навыки повторяя этапы развития младенца – правильно лежать, сидеть, ползать, стоять и ходить. Такой поэтапный подход дает возможность подготовить пациента к освоению более сложных навыков.

Войта-терапия, применяемая для детей в центре направлена на стимуляцию определенных зон на теле пациента, которая в свою очередь стимулирует конкретные области головного мозга. Данная методика позволяет активировать опорно-двигательную систему и помочь нормализовать двигательные процессы.

Многофункциональные тренажеры способствуют обучению и восстановлению навыков ходьбы у детей с тяжелыми расстройствами двигательной функции. Ходунки оснащены системой приспособлений, которые фиксируют части тела ребенка. Малыш чувствует себя в безопасности, что делает тренировки комфортными и мотивирует маленького пациента продолжать тренировки.

Использование специализированного оборудования направлено на восстановление двигательной активности, сенсорных и моторных функций, улучшение ментального развития. Инновационные интерактивные программы позволяют проводить диагностику состояния органов и систем, разрабатывать методики восстановления, отслеживать прогресс и корректировать процесс тренировок, что гарантирует хорошие результаты реабилитации.

Реабилитация детей с патологиями должна начинаться с первых дней жизни. Ведь до года нервная система ребенка претерпевает колоссальные изменения, она пластична и лучше всего поддается коррекции.

Поэтому ни в коем случае нельзя дать закрепиться в мозге неправильным, измененным движениям. Необходимо обучить ребенка физиологическим двигательным паттернам. Лечение должно быть направлено непосредственно на формирование основных двигательных навыков: удержание головы , переворот, ползание, сидение и ходьба. Всем известна истина – подобное лечится подобным. Следовательно, патология движения лечится движением.

Для каждого этапа развития своя методика.

Первой методикой для занятий с ребенком будет Войта-терапия. Благодаря ей малыш научится удерживать голову, активизирует верхний плечевой пояс, научится самостоятельно переворачиваться и ползать. Войта-терапия требует ежедневных занятий по 3-4 раза в день. Во время реабилитации родитель становится Войта-терапевтом для своего ребенка. Но, конечно, чтобы правильно подобрать нагрузку, выбрать зоны стимуляции, необходимо участие специалиста, который знает данную методику.

Параллельно с Войта-терапией проходят занятия на фитболе. Малыш выполняет простые упражнения на удержание головы, нормализацию мышечного тонуса, тренировку вестибулярного аппарата, развитие зрительного восприятия окружающего мира.

Затем к Войта-терапии, заменяя упражнения на фитболе, добавляется Бобат-терапия. Это методика, которая путем многократных повторений обучает малыша правильным физиологичным движениям (ползать, садиться, сидеть, вставать и т.д.), формирует опору, укрепляет мышечный корсет.


Фото: МЦ "Здоровое детство"

Практически всегда патология движения сопряжена с задержкой речевого развития, нарушениями речи (афазия, алалия, дизартрия). На первом этапе используется логопедический массаж, благодаря которому нормализуется мышечный тонус лица и мышцы артикуляционного аппарата. Второй этап – аппарат Вокастим -мастер. Он стимулирует глубокую мускулатуру, недоступную для обычного массажа.

Также важно воздействовать на речевые центры головного мозга при помощи транскраниальной микрополяризации.

После этого ребенок готов к регулярным и длительным занятиям с логопедом-дефектологом. В конечном итоге ребенок должен научиться навыкам самообслуживания, быть социально адаптированным.


Фото: МЦ "Здоровое детство"

Наряду с кинезиотерапией для комплексного развития ребенка нужны занятия с нейропсихологом - работа над формированием базовых структур восприятия пространства на уровне тела, общей координации, крупной и мелкой моторики, развития речи, мышления, памяти и логики. В качестве эмоциональной разгрузки, сенсомоторного восприятия помогают занятия иппотерапией и канистерапией. В дополнение к этому проводится тренировка памяти, внимания, речи, усидчивости на аппаратах с биологической обратной связью (специальные игры на экране компьютера или телевизора).

Основной залог успеха – раннее начало реабилитации, комплексный и индивидуальный подход к каждому ребенку!

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Наш канал с информативными сюжетами для родителей на Youtube

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни де

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3]. Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2]. Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.

Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же. Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3]. С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.

На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи. Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г. прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.

Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса. По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки). Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5]. Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.

Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.

Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).

Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.

Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий. На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1]. Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются. Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].

Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.

Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4]. Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р. Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].

В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).

Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.


Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Степанов, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.