Реальные и невротические страхи

Мы, взрослые, можем избегать определенных ситуаций и предсказывать печальные события в мире, в обществе, а иногда дать определение своего эмоционального настроения и умонастроения. Неспособность распознавать собственные чувства делает человека не готовым к развитию ситуации. Часто мы доверяем наиболее спокойным людям - "без страха и упрека", так как в спокойном состоянии человек способен рационально думать и находить выход из неприятной ситуации.
Человек учится распознавать страх в себе и в своем окружении с детства за счет вербальной, визуальной и кинестетической информации поступающей в круге общения. Страхов больше у детей и подростков, следовательно они имеют возрастной характер. Эмоциональная невоздержанность при эмоциях страха - это неспособность ребенка контролировать и владеть своими отрицательными эмоциями. У детей и подростков отрицательные эмоции (страх, гнев, печаль, тревога) могут привести к эмоциональным расстройствам. Мы педагоги-психологи можем определить грань за которой у детей возникает невроз и пограничное состояние психоза (заболевание с выраженными формами психических расстройств). Попытаемся разобраться в теории эмоциональных расстройств, в частности в невротических страхах у детей и подростков.
Распространенной неприятной эмоцией является страх, но он же может служить полезным сигналом, предупреждая нас о конкретной угрозе и опасности.
Страх - одно из ведущих проявлений в неврозах. Невротическим можно определить страх, который или не оправдывается конкретной угрозой, или не соответствует ей по степени значимости, но всегда имеет определённую психологическую подоплёку своего происхождения (мотивацию)[А.И.Захаров,2006].
В большом психологическом словаре записано: "Неврозы (от греч. neuron - жила, нерв) - группа "пограничных" функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Неврозы имеют полифакторную природу. В этиологии неврозов определённую роль играют следующие факторы: биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание). Факторы, имеющие психологическую природу(особенности личности, психические травмы и т.п.) Для клинической картины неврозов характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматических расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией, и др). Среди неврозов выделяют неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.
Неврастения является следствием перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления.Термин "неврастения" ввел М.Бирд в 1869 г.(нервная астения, слабость). Клиническое проявление неврастении - синдром раздражительной слабости (не выносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение и т.п.) Работоспособность нарушается в следствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдается плохой сон, головные боли.
Чувство страха в картине неврозов занимает большое место, если синдром страха - ведущий, можно говорить о неврозе страха. Непосредственной причиной невроза страха могут стать остро и длительно действующие психические травмы (разлука с близкими, болезнь и смерть близких и др.). Страх может выступать как общее неопределённое немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх (фобии), относящийся к определённой части (органу) тела или конкретной ситуации (страх высоты, замкнутых пространств и т.п.).
При истерическом неврозе клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере (судорожные припадки и пр.), в виде сенсорных и речевых нарушений (истерическая глухота, слепота, мутизм (немота)) и вегетативно-висцеральных расстройств (рвота,понос, нарушение сердечно-сосудистой деятельности и др.).
Характерная черта указанных расстройств - это как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия (отказ от пищи).
Невроз навязчивых состояний чаще возникает у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации), неуверенность в себе, мнительность. Нередко возникают навязчивые страхи (фобии). Особенно часто навязчивые страхи (боязнь острых предметов,темноты, закрытых дверей и т.п.) наблюдается у детей [Большой психологический словарь, под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, СПб.: "Прайм-Еврознак", 2006с 328-329].
П.И. Сидоров, А.В. Парняков считают, что в структуре страха выделяют три основных нарушения: аффективное - чувство опасности: интеллектуальное - неуверенность и волевое - нерешительность. Существуют как врожденные, так и приобретённые (культурные) причины или стимулы для страха. К врожденным механизмам страха относят одиночество, незнакомость, высоту, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула, боль. К социокультурным факторам страха относят присутствие чего-то угрожающего или отсутствие того, что обеспечивает безопасность, а так контекст события, опыт и возраст индивида и др. Порог возникновения страха находится под влиянием индивидуальных различий биологического порядка, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Страх переживается человеком как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Человек ощущает угрозу своему существованию, своему телу и своему психическому "Я" [П.И.Сидоров,А.В.Парняков.Клиническая психология, М.:Гэотар-Мед, 2002, c.227-229].

Типичные виды страхов
Материал Единственный страх достойных людей - страх прожить бессмысленную жизнь.
Есть люди, для которых страхи в принципе не характерны. Есть люди, которые повязаны страхами с ног до головы, и эта статья описывает своее их мировосприятие, где страхи многообразны, вездесущи, а также не поддаются никакой серьезной классификации. При этом, как типичные, можно выделить страхи детские и родительские, бытовые и экзистенциальные.

Внимание: панические атаки, паническое расстройство и генерализованное тревожное расстройство выходят за рамки темы "Страхи".
Детские страхи увлекательны, как и сами дети. Дети боятся остаться одни в темноте, дети боятся воды или тараканов, а еще дети просто любят бояться!
Родительские страхи тоскливее и тревожнее. Чего только не боятся родители! Страх поздноты, страх плохого, страх непонятного. Если дети им не звонят и они не могут до них дозвониться, 50% родителей боятся, что с детьми случилось что-то страшное, 48% - опасаются, что с детьми что-то страшное вот-вот может произойти, и только 2% могут предположить, что в мобильнике может сесть аккумулятор.
Чем больше у людей комфорта и досуга, тем шире у них распространены бытовые страхи - переживания тревоги и беспокойства без достаточных оснований на бытовые темы. От - "переговорить вопрос о зарплате" до "облиться холодной водой". Интересно, что большинство своих бытовых страхов люди плохо осознают.
Отдельно можно выделить экзистенциальные страхи: страх прожить бессмысленную жизнь, страх одиночества, страх тяжелой болезни, страх потерять близких людей, страх смерти. По опросу Бориса Акунина на Эхе Москвы, в этой аудитории на первом месте с большим отрывом (36%) страх потерять близких людей (детей, супругов, друзей и так далее), на втором месте страх прожить жизнь впустую, на третьем - страх тяжелой болезни.
Психологи любят составлять обширные списки человеческих страхов, но чаще они представляют из себя обычное перечисление различных жизненных неприятностей и отражают личные взгляды конкретных психологов. Обычные люди неприятнсотей боятся. Умные люди неприятностей не боятся и страхами себя не грузят, заботясь при этом, чтобы неприятностей в жизни было меньше, а радостей больше.

Популярные материалы

  • Игры для влюбленных пар на расстоянии. Топ 7 идей для свидания на расстоянии
  • Можно ли носить кольцо на безымянном пальце правой руки незамужней девушке
  • Когда человек зевает при разговоре. Если при разговоре с вами ваш собеседник зевает - то может быть, ему не так уж и скучно с вами, как вы подумали.
  • Самая маленькая семейная пара в мире: Пауло и катюсия.
  • Семь внутренних законов для обретения гармонии.
  • Если человек долго обижается. Почему мы обижаемся
  • Почему человек обижается. 7 причин, почему обида бывает полезна
  1. Невротический Страх это. Страх реальный и невротический.
  2. Невротический Страх по фрейду. О фобии по Фрейду. Психоанализ.
  3. Невротический Страх способы избавления. Невротически страхи
  4. Невротический Страх времени. Невротические страхи: что за ними стоит

Невротический Страх это. Страх реальный и невротический.

Еще со времен Фрейда, страх принято делить на страх реальный и невротический.

Реальный страх целесообразен, он выполняет сигнальную функцию: опасность близко, приготовься к обороне или бегству. Известно, что страх присущ не только людям, но и животным. Он тесно связан с инстинктом самосохранения. Это одна из древнейших эмоций, помогающая индивидууму выжить в опасных для его жизни и здоровья условиях

Что же касается страха невротического, или фобии, то это психическое расстройство, при котором человек непроизвольно испытывает болезненный страх, вынуждающий его избегать относительно безопасных ситуаций или объектов.

Фобии возникают по-разному. Иногда человек, однажды испытавший сильный испуг и со временем забыв об этом, испытывает иррациональный страх объектов, связанных с той давнишней ситуацией. Например, трехлетняя девочка, впервые попавшая в деревню, была напугана, увидев стаю шипящих гусей. Эпизод забылся, но уже взрослая женщина имеет фобию птиц и даже птичьих перьев. Бывает, что "Выбор" пугающего объекта абсолютно иррационален, т. е. не основан на здравом рассуждении.

В любом случае, как правило, фобии развиваются у людей с богатым воображением и повышенной эмоциональностью, в своем семейном или социальном окружении не научившихся различать страх, вызванный воображаемой угрозой, и страх, связанный с угрозой реальной.

Невротический Страх по фрейду. О фобии по Фрейду. Психоанализ.

С помощью этого механизма, который так четко показан в фобии, осуществляется наиважнейшая цель психического - необходимость связывания тревоги с представлением. Представление возникает благодаря тревоге.

Фрейд исследует вопрос тревожного пробуждения в контексте вопроса желания и запрета, связанного с этим желанием.

При кошмарном сновидении пробуждение наступает в тот момент, когда чувство жути, не понятно к какой реальности относящееся, не вписанное в сновидческие образы, достигает своего пика.

Навязчивое повторение - механизм символизации утраты и работы скорби.

Симптомы невроза навязчивости двухтактные и противоположные (внеположные) друг другу: запреты, меры предосторожности, покаяния, или, наоборот, символическая замена удовлетворения.

Триумф симптомообразования - то положение, при котором запрет и удовлетворение проявляются как единый мотив . Это связано с теми ранними лишениями, отказом в удовлетворении, происходившими в период, когда ребенок пассивно наблюдал уходы матери. Он возмещал себе этот уход тем, что представлял с помощью предметов, как мать приходит и уходит вновь.

Невротический Страх способы избавления. Невротически страхи

Почему невротикам так часто бывает страшно…

В основе любого невроза лежит нагромождение защитных систем.

Вся жизнь невротика – это сизифов труд по созданию этой монументальной системы, которая должна защитить его от базисного невротического конфликта. И не важно в чем суть конфликта. Это может быть, например, высокомерное требование уважения к себе на работе против покорности дома тому, чья благосклонность необходима для счастливой личной жизни. В любом случае, невротик не осознаёт этих взаимоисключающих тенденций своего конфликта.

Сидя в крепости из своих защитных механизмов, построенной пОтом и кровью, невротик готов выдерживать осаду, которую постоянно организует для него Жизнь и Его Величество случай.

А теперь представьте себе человека, который обманом поступил в университет, предоставив поддельные документы. Эйфория от поступления прошла и наступил постоянный страх, что обман будет раскрыт и его с позором вышвырнут. С течением времени он получает университетский диплом, обзаводится семьёй и друзьями, устраивается на хорошую работу. И здесь он сталкивается с новым страхом – потерять всё приобретённое в случае, если давнишний обман все-таки раскроется. Его достаточно изменившаяся под влиянием жизненных событий личность, втягивается во всё новые и новые конфликты. И в итоге построенная на лжи жизнь становится скрытым основанием для серьёзного психологического расстройства.

Аналогично студенту-обманщику невротик трусится от страха. Страха того, что защитная крепость может не выдержать очередной осады и созданное с её помощью хрупкое равновесие будет нарушено. Сам невротик не осознаёт причин этого страха. Он просто не может избавиться от ощущения, что угроза вокруг него существует в самых различных формах.

Его опыт говорит ему, что вывести из равновесия его может любое незначительное обстоятельство, что в любой, обязательно самый неподходящий момент, им может овладеть ярость или восторг, он может почувствовать невероятную усталость или напротив – подъем.

Из-за этих смен настроений, естественно, возникает чувство неопределённости и неуравновешенности. Часто они просматриваются даже в походке и позах тела, в любых физических занятиях, требующих навыка удержиния равновесие.

Конкретное выражение подобный страх может найти, например в страхе безумия (и тогда невротик бежит к психиатру), в глубоком расстройстве от одной мысли о планах сменить место жительства, работу, нанять новую няню ребёнку или просто совершить путешествие. По возможности невротик попытает избежать этих событий.

Невротический Страх времени. Невротические страхи: что за ними стоит

Бросает в жар, давит в груди, а по телу - мурашки. При одной мысли о том, что может случиться - кружится голова. Мне страшно, я понимаю, что очень страшно - выносить эту жизнь, делать следующие шаги, встречаться с новым, пугающим и неизведанным…Страх - это один из регуляторов поведения человека, а также чувство, которое позволяет нам заботиться о своей безопасности. И это хорошее и необходимое чувство, когда оно выполняет свою регуляторную функцию - то есть мы не переходим дорогу на красный свет и не едим то, что несъедобно и принесет вред.

Страх – чувство, присущее каждому человеку, который сталкивается с чем-то неизвестным для него. В этой статье вы сможете прочесть, какие бывают формы страхов, а также какие фобии являются самыми распространенными.

Формы страхов


Человек во время страха подвергается разным эмоциональным состояниям, исходя из того, насколько сильно и объективно он воспринимает происходящее. К данным критериям можно отнести:

  • спокойствие, когда человек пребывает в максимально расслабленном состоянии, его ничего не беспокоит, и он не испытывает никаких негативных эмоций, связанных со страхом;
  • тревогу человек испытывает, когда ожидает чего-то плохого, ее можно отнести к иррациональным страхам;
  • волнение является более усиленным чувством, чем тревога и характеризуется серьезным нервным напряжением;
  • страх вызывает наличие реальной или придуманной угрозы;
  • ужас – психологическое состояние, сопровождающееся сильнейшим страхом;
  • паника – еще одно состояние, которое возникает у человека под воздействием страха. В данном случае человек может не контролировать свои эмоции и действия.

Стоит отметить, что один российский ученый Борис Карвасарский выделил еще одну типологию страхов:

  • страхи пространства, к которым можно отнести страхи глубины, высоты, закрытого помещения и прочее;
  • социальный вид – человеческие страхи перед противоположным полом или же сменой обстановки;
  • страх серьезно заболеть или умереть;
  • боязнь, что можешь навредить окружающим;
  • боязнь перед страхами.

Зигмунд Фрейд описал же наличие страхов более просто и понятно, разделив их на реальные и невротические. По мнению Фрейда реальные страхи необходимы для того, чтоб человек мог спасти свою жизнь или чью-то. Невротические же страхи можно рассматривать, как человеческий недуг.

Не менее интересная концепция фобий и страхов у современного исследователя Юрия Щербатых, который выделил 3 вида страхов:

  • природные, к которым относится страх перед всеми природными катаклизмами и явлениями;
  • социальные, к которым относятся страх бедности, войны, страх перед выступлением на публике;
  • внутренние, которые связаны с бурной человеческой фантазией.

Найти грань между всеми этими страхами достаточно сложно, ведь страхи имеют свойство переплетаться между собой. Несмотря на представленную классификацию страхов, их еще можно распределить по возрасту:

  • детские боязни, когда, например, ребенок переживает, что его высоко подбрасывают или же боязнь сидеть наказанным в запертой кладовке, в связи с чем у ребенка в будущем может развиться клаустрофобия;
  • страх зрелого человека перед пауками, тараканами, выступлением перед большой аудиторией и прочие боязни;
  • состояние страха у людей в возрасте носит специфический характер, например, это может быть боязнь стать ненужным своим детям и внукам.

Популярные фобии

Чем невротический страх отличается от реального?

Различают три формы актуальных неврозов: неврастению, невроз страха и ипохондрию. Нервнобольные испытывают страх в гораздо большей степени, чем другие. Реальный страх представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности. По какому поводу, т.е. перед какими объектами и в каких ситуациях появляется страх, в большой мере, разумеется, зависит от состояния нашего знания и от ощущения собственной силы перед внешним миром.

Теперь перейдем к невротическому страху.

3). Если, например, крепкий взрослый мужчина не может от страха перейти улицу или площадь хорошо ему знакомого родного города, то какую же мы можем здесь установить связь с опасностью, которая, очевидно, все-таки существует для страдающих фобиями? В этом случае фобии не может быть и речи об общечеловеческих антипатиях. Здесь, мужчина, страдающий страхом улиц или площадей, ведет себя, как маленький ребенок. Благодаря воспитанию ребенка непосредственно приучают избегать таких опасных ситуаций, и этот агорафобик действительно освобождается от страха, если его кто-нибудь сопровождает при переходе через площадь.

Описанные здесь форма страха, свободный страх ожидания и страх, связанный с фобиями, независимы друг от друга.

Страхи первого рода похожи на тяжелые болезни; последние кажутся скорее странностями, капризами. У того, кто обнаруживает эти последние, как правило, можно предположить и другие, аналогичные. Все эти фобии относят к истерии страха, т.е. рассматривают их как заболевание.

Третья из форм невротического страха появляется, например, при истерии, сопровождая истерические симптомы. Весь припадок может быть представлен отдельным, интенсивно выраженным симптомом - дрожью, головокружением, сердцебиением, одышкой.

Связь между невротическим страхом, являющимся ненормально использованным либидо, и реальным страхом, который соответствует реакции на опасность, устанавливается, если мы предположим наличие часто утверждавшейся противоположности между Я и либидо. Развитие страха является реакцией Я на опасность и сигналом для обращения в бегство; поэтому естественно предположить, что при невротическом страхе Я предпринимает такую попытку бегства от требований своего либидо, относясь к этой внутренней опасности так, как если бы она была внешней.

Этим оправдывается предположение, что там, где появляется страх, есть также то, чего люди боятся. Но аналогию можно было бы провести дальше. Подобно тому как попытка бегства от внешней опасности сменяется стойкостью и целесообразными мерами защиты, так и развитие невротического страха уступает образованию симптомов, которое сковывает страх.

Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии. Стресс как проблема в разработках на современном этапе
В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустрессом [32; 25 – 28]. Впервые эти термины в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский физиолог Ганс Селье .

Закон Харди-Вайнберга. Предпосылки закона Харди-Вайнберга
Популяция является элементарной единицей эволюции, так как она обладает относительной самостоятельностью и ее генофонд может изменяться. Закономерности наследования различны в популяциях разных типов. В популяциях самоопыляющихся растений отбор происходит между чистыми линиями. В популяциях раздельнополых животных и перекрестноопыляемых .

Теории развития человека
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немец .

Глава 9. Страх

Прежде всего основатель психоанализа заметил, что реальный страх представляется человеку вполне рациональным и понятным, поскольку он является реакцией на восприятие внешней опасности. В этом отношении реальный страх может быть рассмотрен в качестве выражения инстинкта самосохранения. Но если он приобретает чрезмерную силу, выходящую за рамки обычной реакции на опасность, состоящей из аффекта страха и защитного действия, то его нельзя назвать целесообразным. Готовность к опасности – обычное явление. На ее почве возникает состояние страха. Согласно Фрейду, готовность к страху является целесообразной, в то время как развитие страха – нецелесообразно.

В отличие от реального, невротический страх представляет собой субъективное состояние, сопровождаемое аффектом. Он может проявляться в различных формах.

Одно из таких проявлений заключается в том, что у человека может наблюдаться состояние страха ожидания или боязливого ожидания, когда страх готов привязаться к любому подходящему содержанию восприятия. Страдая подобного рода страхом, человек предвидит наихудшую возможность из всех имеющихся, и у него наблюдается склонность к ожиданию несчастья. Такой человек не является больным в строгом смысле этого слова, но он становится боязливым и пессимистичным. Крайняя степень выражения подобного рода страха имеет отношение к нервному заболеванию, названному Фрейдом неврозом страха.

Вторая форма страха психически соотносится с определенными объектами и ситуациями. Это – фобии, связанные с боязнью животных, свободного пространства, темноты, закрытых помещений, поездок на общественном транспорте, полетов на самолете и т. д. Некоторые из внушающих страх объектов и ситуаций имеют отношение к опасности и поэтому вызывают соответствующую негативную реакцию у ряда нормальных людей, как это происходит, например, при встрече со змеей. Но у невротиков подобного рода фобии столь интенсивны, что вызывают парализующий их ужас. Фрейд относил такие фобии к истерии страха.

Третья форма невротического страха характеризуется проявлением спонтанных приступов, когда состояние страха как бы раскалывается на части. У человека появляются отдельные ярко выраженные симптомы в виде головокружения, сердцебиения, одышки, подергивания пальцев рук. При этом человек не может соотнести так называемые эквиваленты страха с какой-либо явной опасностью.

Выделение этих трех форм страха поставило Фрейда перед необходимостью более конкретного ответа на вопрос, что все же представляет собой невротический страх и как следует его понимать. Отвечая на этот вопрос и апеллируя к психоаналитическим представлениям о бессознательной деятельности человека и клиническим наблюдениям, он прежде всего соотнес страх ожидания и боязливость с сексуальными влечениями или, точнее, с неудовлетворенной разрядкой либидо. Если в силу тех или иных причин сексуальное возбуждение прекращается, не получив своего полного удовлетворения, то в этом случае появляется страх, который может быть выражен в форме страха ожидания, различного рода припадков или их эквивалентов. С точки зрения Фрейда, страх связан с сексуальным ограничением, как это имеет место, например, при прерванном половом акте, сексуальном воздержании, менопаузе.

Отмеченная Фрейдом связь между сексуальностью и страхом действительно имеет место. Во всяком случае, в процессе аналитической практики мне неоднократно приходилось сталкиваться с подобного рода обстоятельствами, когда на почве сексуальных отношений у пациентов возникали различного рода страхи, связанные с психической или физической импотенцией у мужчин, боязнью забеременеть у женщин. Однако далеко не всегда прослеживались однозначные связи, о которых говорил Фрейд. Так, единичные и эпизодические случаи прерывания полового акта чаще всего порождают страх, особенно у женщин.

Один из моих пациентов сообщил, что практикуемый им несколько раз прерванный половой акт вызвал у него не беспокойство, а неудовлетворенность, в то время как у его партнерши появился страх, в результате чего они оба исключили из своих интимных отношений подобный способ предохранения. Но постоянные супружеские отношения, основанные именно на этом способе предотвращения беременности, становятся подчас своего рода нормой интимного поведения, когда взаимное доверие и уверенность друг в друге способствуют сексуальному удовлетворению без каких-либо признаков проявления страха.

В моей практике были по меньшей мере два случая, когда, став сексуальным режимом, прерывание полового акта со стороны мужчины с целью недопущения нежелательной беременности не приводило не только к возникновению невроза страха у обоих партнеров, но и не сопровождалось никакими негативными эмоциями с их стороны. В одном случае супружеский опыт постоянного прерывания полового акта составлял пять лет, в другом – семнадцать лет. Так что в этом отношении утверждение Фрейда о том, что прерывание полового акта из осторожности, став сексуальным режимом, часто становится причиной невроза страха у мужчин, но особенно у женщин, не представляется бесспорным. Во всяком случае, необходимо дальнейшее изучение этого вопроса с привлечением дополнительного клинического материала, что могло бы представить интерес для психоаналитиков и сексологов.

На основе рассмотрения невроза страха, истерии и невроза навязчивых состояний Фрейд заключил, что отклонение сексуальности от нормального своего проявления, ведущее к порождению страха, осуществляется на почве как соматических, так и психических процессов. Собственно говоря, этим и ограничилось его обсуждение вопроса о возникновении невротического страха, так как ко времени публикации лекций о введении в психоанализ (1916–1917) многое оставалось для него неясным, требующим концептуальной проработки и клинической проверки.

Не менее сложной оказалась и вторая задача, поставленная Фрейдом и связанная с выявлением связей между реальным и невротическим страхами. Пытаясь решить эту задачу, он обратился к рассмотрению возникновения страха у ребенка. Его исходный постулат заключался в том, что боязливость свойственна всем детям, и трудно проводить различие страхами ребенка, являющимися реальными или невротическими. У ребенка имеется склонность к реальному страху. Он испытывает боязнь при столкновении с незнакомыми лицами, новыми ситуациями точно так же, как первобытный человек боится всего неизвестного ему. Однако не все дети боязливы в равной мере. Те из них, кто проявляет сильную боязнь перед новыми объектами, предметами, ситуациями, в дальнейшем становятся нервными.

Казалось бы, возникновение страха у ребенка связано с его беспомощностью и не имеет никакого отношения к его сексуальности. Именно на этот источник зарождения страха обращали внимание некоторые исследователи и терапевты, считая, подобно А. Адлеру, что в основе страха и невроза лежит неполноценность ребенка, обусловленная его слабостью и беспомощностью. Но Фрейд не разделял подобную точку зрения.

Он полагал, что ребенок боится чужого человека не в силу исходящей от него опасности и собственной беспомощности перед ним, а потому, что настроен увидеть знакомое, любимое лицо, главным образом лицо матери, но вместо него видит чужое лицо. Либидо ребенка не находит своего воплощения в любимом лице и, неспособное удержаться в свободном состоянии, переводится в страх. Не случайно первые фобии у детей проявляются в форме боязни темноты и одиночества, когда они сталкиваются с ситуацией отсутствия матери. Отсюда следует, как считал Фрейд, что невротический страх не является вторичным, то есть особым случаем реального страха. Скорее приходится признать, что проявление у ребенка реального страха имеет нечто общее с его невротическим страхом. Этим общим служит то, что оба страха возникают на почве неиспользованного либидо. Исходя из подобного представления, Фрейд сделал вывод, что страх детей очень близок к невротическому страху взрослых и замещает собой объект любви каким-либо внешним предметом или ситуацией.

В представлении основателя психоанализа, развитие страха тесно связано с системой бессознательного, с судьбами либидо. Превращение либидо в страх осуществляется благодаря процессу вытеснения. Подвергнутые вытеснению сексуальные влечения как бы находят свою разрядку в форме страха, причем невротического страха. Так, рассматривая фобии, Фрейд выделил две фазы невротического процесса. Первая фаза характеризуется осуществлением вытеснения и переводом сексуальных влечений в страх, соотнесенный с внешней опасностью. Во второй фазе наблюдается организация системы защиты, способствующей предотвращению столкновения с этой опасностью, когда вытеснение является не чем иным, как попыткой бегства Я от сексуальных влечений. При других невротических заболеваниях используются иные системы защиты против возможного развития страха. Но в любом случае, согласно Фрейду, проблема страха занимает центральное место в психологии неврозов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.