Ребенок не улыбается невролог

Нарушения социального взаимодействия

Обратите внимание, если ребенок

1. Не замечает, что родители ушли

2. Расстраивается и сопротивляется, если взрослый присоединяется к игре и поддерживает ее

3. Сидя в одиночестве, громко, монотонно кричит, вместо того, чтобы позвать маму

4. Невозможно привлечь его внимание к игрушкам или книгам

5. Не улыбается в ответ на улыбку

6. Не реагирует на свое имя

7. Не дает обнимать себя, брать на руки даже родителям

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят, чтобы взрослые что-то делали.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Обратите внимание, если ребенок

9. Автоматически повторяет слова, не обращенные к другим

Нарушения в поведении

Третья группа симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу.

Обратите внимание, если ребенок

12. Часто кружится вокруг своей оси

13. Вращает предметы, поднося их очень близко к лицу

14. Не играет с игрушкой обычным способом, но очень интересуется какой-то частью игрушки, например, крутит колесо машинки

15. Часто и многократно взмахивает руками

16. Совсем не интересуется игрушками, но восхищается обычными предметами

17. Выставляет игрушки в специфический ряд, причем сюжета у игры нет, создание ряда самоценно

18. Пытается есть несъедобные предметы (простыню, подушку)

19. Щелкает, перебирает, трясет пальцами перед глазами

20. До бесконечности готов щелкать выключателем

21. Часто и подолгу раскачивается, сидя на месте и ничем больше не занимаясь

Нарушения моторики

Обратите внимание, если ребенок

22. Плохо оценивает расстояние до предмета

23. Ходит на цыпочках

24. Плохо координирует движения в повседневных задачах

25. Не захватывает и не удерживает мелкие предметы

26. Не может кататься на машинке-каталке, на велосипеде

27. Имеет поразительные способности к удержанию равновесия, но крайне неуклюж в другом

28. У него наблюдается повышенное слюнотечение

Особенности восприятия, обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи, которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов.

По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

Обратите внимание, если ребенок

29. Не принимает все новое или редкое, например, элементы праздника: воздушные шары, свечи на торте

30. Не переносит прикосновений к коже, голове, волосам, сопротивляется раздеванию или мытью, стрижке

31. Не переносит обычные домашние запахи (например, бытовой химии)

32. Не переносит музыку

33. Не вздрагивает и не оборачивается на громкие звуки, но в другое время реагирует на слабые звуковые раздражители

34. Отказывается переодеваться или пристегиваться ремнем безопасности в машине

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

Обратите внимание, если ребенок

35. Вырывает у себя волосы клочьями

36. Сильно стучит головой о твердую поверхность

37. Царапает, обдирает кожу, срывает корочки с ранок

38. Кусает себя

39. Болевая чувствительность отсутствует либо, наоборот, чрезмерно высокая

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Обратите внимание, если ребенок

40. Как бы стремится к опасности, нарушая одни и те же правила снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт

Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Перечисленные симптомы подойдут для ознакомления и первичной оценки риска. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. При отсутствии аутизма у ребенка тоже могут быть проблемы развития, и он может нуждаться в помощи. Помните, что аутизм – биологическое расстройство, а не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка.

Если вы отмeчаете указанные симптомы у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.


  • Любовь Максимова

ведущий врач-невролог, врач высшей врачебной квалификационной категории

У ваше девочки идет задержка в развитии, которая может быть проявлением незрелости , последствием перенесенной гипокси , но может быть началом проявления аутизма .Проведите курс лечения кортексином , глиатилином. пантогамом, дайте успокоительный препарат ( дормикинд или анвифен). , проведите массаж , сдайте анализ крови на ТМС. Через месяц можно уже точнее предположить диагноз .

Здравствуйте! Моей дочери 3,5 месяца. Роды были стимулированы в 38 недель, тк по УЗИ было НФПК и задержка внутриутробного развития. Задержку ставили с 20 недель вплоть до 38. Беременность протекала нормально, но были рецидивы генитального герпеса в 1 и 3 триместрах. Родилась дочь 2770гр 48см по Апгар 9/10. В данный момент нас беспокоит то, что ребёнок не реагирует на людей: на меня, мужа, родственников и тд. Улыбнулась в первый раз в 1,5 месяца мне. И после этого ещё раз буквально на днях, но перед этим пришлось чуть ли не с бубном плясать вокруг неё около 2 часов. Больше дочь никому не улыбается, кроме неодушевленных предметов: погремушки, мобиль, телевизор, ночник, узоры на обоях и тд. Может даже почти смеяться вникуда, но как только встаёшь над ней, она тут же становится серьезной и настороженной. Тоже самое и с гулением: она очень разговорчива сама с собой и игрушками, но не с нами. Как бы долго мы с ней не говорили. Со слухом и зрением все в порядке. Ещё я стала замечать такую странность, что ли: дочь старается не смотреть нам в лица, а тем более в глаза. Она как будто делает это вскользь - случайно глянет в глаза и тут же отводит взгляд или отворачивается. Если и смотрит на меня, то куда-то на волосы или на халат (чаще) и то лишь тогда, когда ей надоело лежать и она хочет на ручки или спать. Сегодня я специально легла к ней лицом к лицу, улыбалась, гладила ее, говорила, а она отворачивалась, чтобы не смотреть на меня. Когда я легонько поворачивала ее голову, чтоб она на меня посмотрела, то она сопротивлялась и начала нервничать. Но как только я встала, то она повернулась и начала улыбаться вникуда. Часто она как-будто нас не слышит, смотрит в стену и не реагирует когда ее зовёшь, но стоит, например, побренчать погремушкой и она тут же поворачивает голову на звук. По поводу консультации невролога: в месяц были на плановом осмотре, нам был прописан курс уколов Мексидола 10 дней и воротник Шанца на 3недели, тк были сильные срыгивания с самого роддома всвязи с подвывихом 1 и 2 шейного позвонков (делали мнимое). На данный момент проблема со срыгиваниями осталась (срыгивает после кормления сразу молочком и позже водичкой и створоженным). Так же ребёнок плохо спит с самого рождения (могла не спать по 10 часов подряд), сейчас немного лучше, но почти все время спит на руках - за исключением первого ночного сна около 3 часов. После Мексидола были улучшения со сном, но все равно засыпает проблемно и спит очень чутко, всегда просыпается при перекладывании в кровать. В семье атмосфера хорошая, не ругаемся, не сморимся. С ребёнком постоянно говорим, целуем, улыбаемся. Полностью на ГВ с рождения.


Детский невролог — один из тех врачей, который регулярно должен осматривать ребёнка первого года жизни. Он оценивает развитие и созревание нервной системы младенца. Конечно, новоиспечённая мама всегда волнуется перед первым визитом к специалисту, однако не нужно этого делать, а лучше заранее продумать вопросы, которые можно задать на приёме, а также во время последующих посещений.

Как подготовиться к первому визиту к неврологу

Первое посещение невролога по стандартной схеме проходит, когда малышу исполняется один месяц (если же участкового педиатра или родителей что-то беспокоит, можно отправляться к специалисту и раньше).

Задача врача — оценить развитие ребёнка, определить, нормально ли проходит адаптация после родов, имеются ли неврологические отклонения. На приёме невролог будет визуально осматривать новорождённого: изучит форму и размер черепа, положение головы, тела, выражение лица малыша, характер движения конечностей (мышечный тонус), состояние кожи. Также специалист обязательно проверит основные рефлексы ребёнка (сосательный, хоботковый, защитный, хватательный и пр.).


Прежде всего невролог визуально осмотрит малыша, оценит форму, размер, положение головы, мышечный тонус

Помимо этого, невролог будет задавать маме целый ряд вопросов, касающихся течения беременности и состояния новорождённого. Они будут примерно следующими:

  1. Как протекала беременность и роды? Здесь важно наличие/отсутствие следующих моментов: гипоксия у плода, инфекции у матери, роды были затяжными, нормальными или стремительными, обвитие пуповиной и пр. Также важно сообщить количество баллов у новорождённого по шкале Апгар.
  2. Как ребёнок набрал в весе за первый месяц жизни?
  3. Какова примерная суточная продолжительность сна и бодрствования малыша?
  4. Легко ли ребёнок засыпает, насколько спокойный его сон?
  5. Как часто малыш потеет, в каких местах больше всего?
  6. Одинаково ли активны правая и левая рука?
  7. Поворачивает ли кроха голову в обе стороны либо предпочитает какое-то одно направление?
  8. Есть ли у малыша выраженная мимика лица?
  9. Какая поза является самой комфортной для ребёнка при кормлении?
  10. Выдерживает ли малыш график кормления?
  11. Как часто ребёнок срыгивает во время еды, насколько обильно?


Помимо осмотра младенца, доктор задаст маме множество вопросов касательно течения беременности, состояния и поведения ребёнка

На приём обязательно нужно взять амбулаторную карту малыша, а также результаты обследования во время беременности, документацию, которую выдали в роддоме при выписке. Кроме того, осмотр лучше всего проводить спустя 1–1,5 часа после кормления, чтобы ребёнок не был вялым. Если же он будет голодным, то проявит излишнее беспокойство. В обоих случаях это затруднит осмотр.

Какие вопросы можно задать детскому неврологу, если малышу 1 месяц

Конечно, квалифицированный невролог на приёме сам задаёт маме новорождённого множество вопросов и объясняет ей состояние ребёнка. Однако многих женщин беспокоят определённые моменты, которые хотелось бы прояснить. Можно обозначить следующие распространённые вопросы:


Многие мамы хотели бы знать, как улучшить сон грудничка


Многие мамы обеспокоены, что их малыш сильно потеет

Если ребёнку 3 месяца

В три месяца мама с малышом совершают ещё один плановый визит к неврологу. В это время врач уже оценивает другие важные параметры, например, умение держать головку, поворачиваться с живота на спинку, комплекс оживления на речь и пр. Кроме того, в три месяца специалист уже решает вопрос о допуске малыша к прививке (против АКДС и полиомиелита): на основании состояния ребёнка даёт разрешение либо медицинский отвод.


Три месяца — время второго планового визита к неврологу, во время которого врач оценивает уже другие важные параметры

Конечно, мама трёхмесячного малыша уже более опытная, знает многие важные моменты. Тем не менее, во время данного планового визита к неврологу можно задать ему следующие уточняющие вопросы:

Вопросы для более старшего возраста


Всегда важно спрашивать, какие игрушки пойдут на пользу ребёнку в каждом конкретном возрасте

Посещение невролога — замечательная возможность для мамы получить ответы на многие интересующие её вопросы. Ведь этот врач специализируется на развитии нервной системы ребёнка, состоянии его психической, моторной, речевой сферы. Не нужно стесняться уточнять у доктора различные моменты: получив больше информации, родители обретут ясность и покой, очень важный для ухода за малышом.

В жизни малыша, только явившегося на свет, все происходит впервые. Недаром именно первый год человеческого существования зовут самым насыщенным. Кроха всему учится с ноля: сидеть, стоять и улыбаться.


Почему не улыбается новорожденный

Новорожденный малыш отличается от взрослых. Среди отличий – отсутствие привычных эмоций. Личико младенца еще не выражает его чувств (кроме дискомфорта), в том числе нет и улыбок. Их родители не увидят в первый месяц жизни своего чада.

Интересно. На самом деле новорожденный кроха уже умеет улыбаться. Но его самую первую улыбку (еще до рождения, в утробе матери) родители, скорее всего, не увидят. Поймать ее на УЗИ почти невозможно. Правда, это и не полноценная улыбка, а просто движения мышц, как и шевеления ручек и ножек, проверка возможностей тела.

Как развивается навык

В среднем малышу потребуется от 4 до 8 недель, чтобы первые признаки довольства появились на его личике. Причем улыбка вне его сна – действие, которое требует больших усилий для младенца. Это первое осознание своего чувства. Кроха ощущает комфорт, его ничего не беспокоит, и данное ощущение транслируется внешнему миру через улыбку. Причем выражается это не только через растянутый рот, но и глазами – их выражение меняется тоже.

Первых улыбок у грудничка может быть несколько, все они различаются:

  1. До рождения, бессознательная;
  2. После рождения, бессознательная.


Бессознательная улыбка во сне

  1. Сознательная.
  2. Первая для родителей (чаще – мамы).

Каждая из таких первых улыбок имеет свое толкование:

Малыш учится улыбаться специально для самого близкого человека позже, отдельно. Суть одна – младенец теперь не просто говорит миру о своем комфорте, он видит источник этого комфорта и узнает его.


Малыш улыбается маме

Чаще всего таким источником является мама. Именно она успокаивает и лечит боль, кормит грудничка. К ее запаху и голосу привыкает кроха еще до своего рождения. Потому для него она, по сути – пока что целый мир. Когда ребенок начинает улыбаться центру своего мира по-особенному, это говорит о развитии его мозга, приобретении навыков запоминать и узнавать.

Во сколько появится первая улыбка новорожденного, зависит от ее вида:

  • Ответная. Малыш замечает что-то, его интересующее, не испытывает дискомфорта. Результат – короткая (до нескольких секунд) улыбка. Это умение появляется примерно в месяц или два.
  • Социальная. Ее ждать нужно в два или три месяца. Это не просто выражение переживания, а попытка взаимодействия с миром.

  • Постоянная. Возникает в 5-6 месяцев. Ребенок улыбается всему: игрушке, отражению в зеркале, игре. Ему все интересно, все вызывает положительные эмоции.
  • Выборочная. Появляется в возрасте 5-9 месяцев, адресована только особым личностям: маме, папе, только самым-самым близким. В то же время общее количество улыбок снижается. Это нормально – кроха учится отделять своих и чужих.
  • Юмор. Ребенок начинает смеяться от исковерканного родительского голоса, гримас и пародий – доказательство того, что он уже умеет отделять откровенную выдумку от серьезного. Шутку чадо, конечно, пока не поймет – не настолько хорошо воспринимается им аудиальная информация. Но смех от постановочных комичных ситуаций – первый шаг на пути возникновения юмора.

  • Развития мозга. Ребенок начинает осознанно улыбаться, потому что уже может сконцентрировать свое внимание на определенном предмете или явлении в течении хотя бы нескольких секунд. Когда появится такая концентрация, зависит от активности мозга, темперамента малыша, внимания к нему со стороны родителей.


Мама играет с малышкой

  • Личностных качеств. Если к полугоду младенец перестал улыбаться всему новому, и улыбки его достойны только родители – это вариант нормы. Кроха не знает, что ждать от неизвестного, опасаться его или нет. Другие детки, напротив, количество улыбок не снижают. Это тоже норма – есть более бесстрашные малыши.

Совет. Родителям не стоит переживать, если их ребенок развивается немного вне стандартных временных рамок. Притом, что чадо здорово, и патологий развития никаких не имеет.

Можно ли ускорить процесс

Можно помочь ребенку начать улыбаться быстрее. Для этого рекомендуется больше времени посвящать ему: разговаривать с ним, демонстрировать свою улыбку, играть. Все это – новая информация для мозга, развивающая его. Чем лучше развит мозг, тем скорее улыбнется грудничок.


Мама разговаривает с ребенком

Если ребенок не улыбается

Сроки появления улыбки строго индивидуальны. Не следует полагать, что, если младенец не улыбается так часто, как хотелось бы, он несчастлив. Кто-то более улыбчив, кто-то – менее, это нормально. Все люди разные.

Одни дети легче идут на контакт. Они совсем не боятся чужих, им нестрашно отрываться от мамы и исследовать этот мир. Как правило, улыбка на лице таких крох появляется скорее и чаще. Тут есть свои подводные камни – такие малыши развиваются быстрее, но при этом чаще травмируются, попадают в неприятные ситуации.

Другие груднички больше привязаны к маме, они поспокойнее. Улыбка на их лице появляется позже, ее кроха дарит только тому, что ему уже известно и понятно. Новые лица, предметы и даже явления пугают его, вызывая не смех, а плач.

Важно! Все из вышеперечисленного – норма. Не нужно загонять кроху под общие рамки и стандарты, лучше дать ему возможность развиваться в комфортном темпе. При этом следить за его состоянием, вовремя планово посещать педиатра и невролога, соблюдать их рекомендации.

Когда обращаются к врачу

Даже у индивидуальности есть свои границы. В том числе в плане сроков появления улыбок. Если малыш не улыбается в месяц, это нормально. Доктор Евгений Комаровский дает на развитие этого навыка первые 6 недель жизни.


Комаровский Евгений Олегович

Другие педиатры называют иные сроки – до 8 недель. Если первая улыбка не озарила личико карапуза до этого срока, нужно посетить невролога.

При осмотре специалистом, если не выявлено никаких проблем, срок ожидания может быть увеличен вплоть до 4 месяцев, то есть примерно до 16 недель жизни. Какой бы ни была индивидуальность, к этому времени отсутствие улыбки – признак патологии. В таком случае врач назначит ряд исследований и анализов. Причиной проблемы могут быть как психические отклонения, так и физические (в развитии мозга). По результатам обследования будут назначены специальные препараты, по необходимости – консультация более узконаправленного специалиста.

Детская улыбка – тот признак взросления новорожденного, который благотворно сказывается на малыше и его родителях. Первый с ее помощью учится общаться, доверять этому миру, вторые получают дозу эндорфинов (такую реакцию выдает взрослый организм при виде младенческой улыбки). Важно дать малышу освоить этот навык в удобном для него темпе, но не забывать следить за состоянием крохи, по необходимости консультируясь с врачом.

Видео


Что такое аутизм, каковы причины этого заболевания?


Если кратко: это нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Оно затрагивает все три сферы социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Обычные дети буквально живут социальной средой: следят за каждым движением и эмоцией взрослого или сверстника, хотят взаимодействовать с окружающими людьми. А дети с аутизмом отстранены от всего этого.

Исследований причин аутизма много, но однозначных ответов пока нет. В последнее время всё больше исследований говорят о связи аутизма с генами и генными мутациями.

Симптомы аутизма: на что стоит обратить внимание родителям?

Симптомов аутизма очень много, но не обязательно они являются проявлением именно этого заболевания. Это могут быть признаки энцефалопатии или нарушения слуха.

Вот какие жалобы я, как детский невролог, слышу на приёме:

Главное, что нужно понять: чем в более раннем возрасте проведена диагностика, тем раньше можно начать специализированно заниматься с малышом, например, поведенческой терапией, а значит — достичь лучших результатов.

Есть положительные результаты лечения детей-аутистов, есть исследования в этой области в США, они показывают: такие дети способны жить самостоятельно и быть успешными и счастливыми взрослыми. У многих детей-аутят — масса талантов, многие из них необыкновенно музыкальны, некоторые прекрасно разбираются в технике, решают сложные математические задачи. Не сравнивайте своего ребёнка ни с кем. Он уникален!

Как ребёнок-аутист видит мир? Каковы особенности восприятия окружающей действительности аутистом?

Для примера я расскажу об одном интересном исследовании, в котором с помощью специальной технологии слежения за глазами наблюдали, как дети с аутизмом смотрят фильмы и мультики.

Оказалось, дети с аутизмом рассматривают не мультяшного героя и его помощников, а полочку на заднем плане, какой–то предмет на полу и так далее, которые никакой социальной и информационной нагрузки не несут. То есть ребёнок в таком случае не может проанализировать ситуацию и, конечно, правильно отреагировать на неё. Нейротипичный ребёнок смотрит в глаза персонажу, обращает внимание на его эмоции, слушает речь и, таким образом, формирует представление о происходящем.

Насколько отличается в интеллектуальном плане ребёнок с аутизмом от здоровых детей?

При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трёх четвертях случаев имеется отчётливая умственная отсталость. Реже наблюдается высокий интеллектуальный уровень, таких детей обычно замечают сразу: у них более благоприятный прогноз развития. Но нужно учитывать, что даже с высоким интеллектом особенности коммуникации, поведения, мышления остаются, и это отличает их от нейротипичных детей.

Однако склонность к систематизации и ослабленная способность к целостному восприятию может привести к более успешным достижениям в науке или другой области, заинтересовавшей конкретного ребёнка с расстройством аутического спектра.

Как правильно выстраивать общение с таким ребёнком? Сможет ли ребёнок с аутизмом ходить в обычную школу и детский сад?

Российский и зарубежный опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что такие ребята должны обучаться в очной форме в коллективе сверстников, поскольку индивидуальное обучение на дому ведёт к дефициту социальных впечатлений, ограничению контактов привычной домашней обстановкой. Это способствует их вторичной аутизации и лишает возможности социальной адаптации.

Полученный на данный момент опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что необходимы разработка и использование разных моделей обучения, учитывающих всё разнообразие психофизических особенностей этих детей. Но важно понимать: нельзя просто посадить детей в класс без грамотного психолого-педагогического сопровождения.

Несколько советов для выстраивания коммуникации с ребёнком с расстройством аутического спектра:

  • Будьте терпеливы. Вспышки ваших эмоций не приведут ни к чему хорошему, вы должны быть позитивно настроены.
  • Проявляйте чуткость. Если ребёнок игнорирует вас, вы не должны воспринимать это за личную обиду: он по-другому мыслит.
  • Уделяйте достаточно внимания ребёнку. Не нужно становиться навязчивым и требовательным.
  • Речевая атмосфера. Говорите чётко, без криков, коротко и ясно. У вас должен быть план или дневник на каждый день: ребёнку так будет легче воспринимать изменения.
  • Мотивируйте похвалой. Развиваете ребёнка в игровой форме. Обучите ребёнка желаемому поведению — прочитайте основы поведенческой терапии.

Возможно ли лечение и выздоровление? Или заболевание считается неизлечимым?

Полностью излечить человека от аутизма вряд ли удастся. Но, повторюсь, есть исследования, доказывающие: при подключении специализированного воздействия на малыша в ранний период можно ослабить признаки аутизма.

Мы часто слышим в СМИ, что некоторая часть людей с аутизмом могут жить более-менее самостоятельно. Есть интересные жизненные истории, как ребёнок становится программистом или художником, пишет прекрасные стихи. Конечно, у них продолжают оставаться сложности в области социального взаимодействия, коммуникации, проявления слишком узких интересов, необычный когнитивный профиль. Но большое количество людей с таким расстройством могут жить достаточно независимой жизнью.

Расскажите о конкретных примерах вашей врачебной практики, когда лечение помогало или хотя бы не давало усугубить заболевание?

В моей практике не было чудесного исцеления от аутизма. Но могу отметить, что у детей эмоционально зрелых родителей, объективно оценивающих ситуацию, эффект от лечения всегда лучше и проявляется быстрее. Коррекция состояния ребёнка должна быть не только у психолога или логопеда, но и дома, усилия должен прилагать каждый член семьи.

Примеры улучшения состояния детей с расстройством аутического спектра в моей практике:

  • улучшился зрительный контакт, стало легче договориться с ребёнком,
  • появились первые целенаправленные слова: зовёт маму, теряет её из виду,
  • стало меньше истерик и раздражений, не кусается после курса лечения,
  • ребенок стал проситься в туалет.

Был мальчик в моей практике, который только к 11-ти годам заговорил. Нельзя передать радость его мамы: она уже потеряла надежду, что услышит когда-либо речь сына. После каждого курса лечения обычно есть заметные результаты — не стоит отчаиваться.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.