Нервный срыв перед егэ


«В апреле мы писали пробный тест, и, когда я увидела, что допустила две ошибки, у меня случился нервный срыв. Я разрыдалась, стала кричать, что не сдам химию, что ничего не знаю и никуда не поступлю! Я с детства мечтала стать врачом, готовилась в медицинский институт и понимала, что должна сдать ЕГЭ на самые высокие баллы. Занималась на курсах, с репетиторами. Но я жутко нервничала, и у меня на фоне стресса даже развился гастрит, пришлось в больницу ложиться.

Пережить нервный срыв

«Перед экзаменами ко мне на прием приходит особенно много детей из выпускных классов, которые переживают из-за того, что не смогут сдать ЕГЭ, — рассказывает клинический психолог Елена Морозова. — Мало того, что они сами не верят в себя, но часто и их родители и педагоги в них не верят. И начинают подгонять, убеждая заниматься еще больше. Не каждый ребенок способен выдержать этот стресс. У многих случаются срывы. В прошлом году мне пришлось работать с ученицей 11-го класса Настей. Она всегда была старательной и благополучной девочкой, но перед экзаменами вдруг перестала справляться со школьными нагрузками.

Она не могла заниматься, не хотела ничего делать, перестала общаться с друзьями, ее успеваемость резко снизилась. Но учителя и родители, вместо того чтобы разобраться, что происходит, стали нагнетать ситуацию: соберись, иначе ты никуда не поступишь, ты не думаешь о своем будущем…

Ребенку, который находится в состоянии депрессии, вместо занятий нужен отдых

Психологическая помощь была оказана вовремя: взрослые перестали нагнетать ситуацию, Настя выдохнула, смогла собраться с силами и поверить в себя. В итоге она благополучно закончила школу и поступила в институт.


Не нагнетать ситуацию

Выпускникам не позавидуешь: с одной стороны, перед ними стоят глобальные вопросы, чем заниматься в жизни, куда поступать, как не ошибиться с выбором. А для этого необходимо прислушаться к себе, искать, размышлять. Но времени на это нет, поскольку, с другой стороны, нужно во что бы то ни стало хорошо сдать экзамены и выдать лучший результат из возможных. В этой ситуации непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике.

Помогите ребенку составить план занятий

Нагнетание ситуации усугубляет положение. Действительно ли результат, которого вы добиваетесь, стоит здоровья вашего ребенка? Взвесьте все риски. Работайте на ребенка, а не против него. Вот несколько рекомендаций родителям от Елены Морозовой и Галии Нигметжановой.

Что делать накануне экзаменов?

Предлагайте свою помощь, но не навязывайте ее. И не читайте нотаций. Помощь должна быть реальной, действенной — разобрать, проверить. Если вы заметили, что ребенок не может рассчитать силы — занимается сутки напролет или не занимается совсем, помогите составить план, подскажите оптимальный режим и разные варианты работы — восприятие на слух или конспектирование, дробный ритм или глубокое погружение в какую-то тему…

Подскажите эффективную технику запоминания. Если ребенок к весне уже выжат как лимон, помогите ему сделать паузу: вывезите на природу, дайте возможность не ходить в школу и полноценно отдохнуть.

Ребенка, который привык, что взрослые всегда его стимулируют и контролируют, в этот период нельзя оставлять одного


А потом вместе разберите эту пугающую ситуацию. Очень часто в трудные моменты жизни нам кажется, что возможны только два решения, два выхода — один хороший, а другой плохой. У нас всегда есть несколько выборов. Поступить в колледж и лучше подготовиться к экзаменам на следующий год. Поступить в менее престижный (желанный) вуз и попробовать перевестись… Пойти работать по выбранному направлению и поступать уже осознанно, имея опыт работы.

Скажите ребенку, что ему предстоит важное, но не единственное решение. И он может совершать ошибки

Поищите возможные решения и поживите с ними. Это поможет расширить границы горизонта, уйти от бинарности выбора. Спросите ребенка, кем он видит себя в 28 лет. Что с ним может случиться за эти годы? Поговорите о том, что путь его не сразу будет определен, и он не обязан выбирать сейчас профессию сразу на всю жизнь, что ему предстоит важное решение, но не единственное. Он может совершать ошибки. И у него всегда будет шанс их исправить.

Поговорите с ребенком: как он сам относится к этой идее, комфортно ли ему будет учиться среди ребят, успевающих намного лучше его, по силам ли ему будет эта нагрузка, интересно ли ему это направление настолько, чтобы преодолеть все барьеры?

Чья вообще это проблема — сдача экзаменов? Ребенок — инструмент, который должен поддержать ваш статус, или он дорог и интересен вам сам по себе, как человек? Дайте ему понять, что у него есть качества, которые вам ценны и которые будут с ним всегда, независимо от его реальных достижений.


Техники, которые в день экзамена помогут погасить тревогу и сконцентрироваться. Расскажите о них вашим детям

  1. Дышите. Сделайте 10 глубоких вдохов, с выдохом, который глубже, чем вдох, чтобы следующий вдох получился еще глубже. Делайте небольшую паузу после длинного выдоха. Можно дышать со звуком. Это помогает лучше сконцентрироваться на дыхании.
  2. Разомните кисти рук — правой левую, левой правую. Во-первых, там много биологически активных точек, их массаж помогает восстановить гормональный баланс. А кроме того, когда мы волнуемся, у нас сужаются мелкие венозные сосуды. Выброс адреналина увеличивает нагрузку на сердце, оно пытается разогнать кровь и начинает страшно колотиться. Когда мы разминаем кисти, происходит расширение мелких венозных окончаний, кровоток восстанавливается.
  3. Массируйте внешнюю сторону ушных раковин обеими руками, снизу вверх, начиная с мочек ушей, потом возьмитесь за верхние кончики ушей и потяните их наверх.




Месяц, чтобы… улучшить свою память

Как и другие части нашего тела, мозг нуждается в систематических тренировках. Если время от времени предлагать ему непривычные задания, то память и внимание улучшатся, как и способность концентрироваться, мыслить логически и даже выражать свои мысли красиво.


Подготовка к экзамену: перечитывать бесполезно?

Наука многое знает о том, как эффективно готовиться к экзаменам, но вот учащиеся об этих проверенных методах даже не подозревают. Даже те, кто учится в элитарных учебных заведениях. Психолог Дэниэл Уиллингэм готов раскрыть глаза школьникам и студентам.

Выпускники, учитель и психолог — о страхах, срывах, приступах из-за ЕГЭ и способах их преодолеть

Когда в 16-18 лет ты сдаешь выпускной экзамен, то кажется, что он определяет всю твою будущую жизнь. Груз ответственности может привести к нервным срывам и депрессии, при этом итоговый результат экзамена способна испортить случайность. IMC поговорил с выпускниками разных лет, о том, какие эмоции они переживали перед ЕГЭ, чего больше всего боялись и как советуют справляться со стрессом нынешним старшеклассникам, которые еще продолжают сдавать экзамен до конца июня или уже смотрят с опаской в будущее, которое случится одно лето спустя. Также мы попросили педагога и психолога рассказать, почему ЕГЭ вызывает страх, как с ним справиться и что делать родителям, чтобы помочь ребенку.


5 историй выпускников: от идеального экзамена до тяжелой депрессии

Я думаю, что ЕГЭ пугает своей формой проведения. Самая крутая форма экзаменов — творческие испытания в университетах. В школе должно быть что-то простое как зачет — все должны его получить и спокойно гулять. А получается, что экзамены в школе — это запредельный уровень строгости и серьезности. К ним начинают готовить с 7 или 8 класса. Это нагнетание — к тому же в возрасте, когда люди еще толком не знают, чем хотят в жизни заниматься — ни к чему хорошему не приводит.

Тем, кому еще предстоит сдать ЕГЭ, я бы пожелал сделать кучу подсказок, но не нести их на экзамен, чтобы не создавать себе новых стрессовых ситуаций.

Чем ближе становился ЕГЭ, тем чаще у меня начинались истерики. Я могла зареветь во время выполнения домашки, во время обеда, во время чистки зубов. Нервы вообще не выдерживали. Думаю, это связано с большим объемом заданий и с паникой перед поступлением — я долго ругалась с мамой по поводу направления.

Перед ЕГЭ по английскому я дала себе установку, что если получу меньше 80 баллов, то забуду про лингвистику и даже документы туда подавать не буду. В итоге английский сдала неплохо, а вот результаты по истории заставили меня рыдать целый день, потому что они были отвратительными — попался ужасный вариант.

Думаю, что проблема ЕГЭ заключается как раз в форме проведения экзамена и отношении преподавателей к нему, превращая проверку знаний в кошмар и лотерею. Если бы нас не пугали этим всю жизнь, то мы бы спокойнее все восприняли. Плюс у меня каждый раз тряслись руки при заполнении бланков, потому что я боялась поставить какую-нибудь точку за пределами рамки бланка.

По-моему, этот экзамен заставляет учеников мыслить шаблонно, в университете нас до сих пор переучивают и говорят, что можно креативить.

Я бы пожелала выпускникам спокойнее относиться к экзаменам, не слушать людей, которые говорят им не сдавать какие-то предметы и давать себе отдыхать.

В школе нам постоянно говорили про все это. Я уже не помню, что именно, но сама атмосфера была душная и тягостная. Даже во взрослом возрасте мне несколько раз снилось, как я сдаю ЕГЭ.


К ЕГЭ я начал готовиться аж за четыре года до экзамена! Особенно основательно года за два. Буквально никуда не ходил, не гулял, расстался с девушкой. Занимался с репетиторами чуть ли не каждый день. Родители на это кучу денег потратили: тысяч восемьдесят за год. Я даже на последний звонок не пошел, потому что заучивал какие-то строчки из стихотворений. Благодаря таким жертвам я чувствовал себя очень уверенно: не волновался, не переживал, перед экзаменом даже фильм посмотрел.

Первым был ЕГЭ по литературе. Он прошел гладко: я решил все за час до конца, перепроверил и ушел. Когда через две недели пришли результаты, я чуть не умер. 63 балла из 100. Я узнал об этом на свадьбе родственников, и всем пришлось вместо того, чтобы поздравлять новобрачных, успокаивать меня. Я чувствовал себя тупее всех на свете. Мама, кажется, думала про меня то же самое. Но при этом настаивала на апелляции.

Сейчас я понимаю, что никогда не пропущу вечеринку из-за подготовки к экзамену и что всегда буду спорить с кем бы то ни было из-за сомнительных для меня результатов. По крайней мере, пока сам не буду в них на сто процентов уверен.


Стресс у меня был и при подготовке, и при сдаче ЕГЭ, но это нормальное состояние. Любая сдача экзаменов — всегда нервы. Однако было две ситуации, которые сильно подкосили мое психическое состояние. За день до сдачи обществознания меня бросил молодой человек. Полвечера я провела в слезах и плохо спала, в итоге своей глупостью угробила экзамен. На ЕГЭ долго не могла сосредоточиться, потеряла час времени, плохо написала эссе и получила низкие баллы.

Вторая ситуация произошла в день, когда я получила результаты по английскому. Нужно сказать, что все учителя относились к нам с пониманием и старались помочь. Единственный преподаватель, от которого не было никакой поддержки — мой учитель по английскому. Мы не прорешали ни одного теста, ни одного пробного по английскому, преподаватель даже забыл день сдачи экзамена. Все ученики, естественно, готовились с репетиторами.

Я не рассчитала на сверхвысокие баллы, но и настолько отвратительные не ожидала получить. Тогда я поняла, что бюджетное место в университете не получу. Я не знала, что делать, весь день провела в панических атаках, хотела что-то сделать с собой. Никогда-никогда даже не думайте о таком! Экзамены — это всего лишь этап, от которого не зависит дальнейшая ваша жизнь. Ваша жизнь зависит именно от вас, все есть и будет возможность получить высшее образование, всегда можно пересдать экзамены!

Преподаватель о том, почему бояться экзамена — это естественно


О естественном страхе

Идея о том, что школьники боятся ЕГЭ — такая же естественная, как то, что студенты боятся сессии, выпускники — ГОСов, а жених с невестой — свадьбы. Это просто какая-то точка невозврата, ответственное дело, результат которого сложно исправить. А испытывать страх или по крайней мере волнение перед ответственным делом — это вроде как нормальная человеческая реакция. Если ребенок готовился, то это не боязнь того, что ты не знаешь, это вот как раз естественная, чисто психологическая реакция.

В любом случае неотъемлемая часть процесса — девочки в слезах, мальчики в панических атаках, ссоры с родителями, друзьями и учителями. Но это нормально для любого ответственного события — показать свою слабость и свое волнение. Потому что сил не всегда хватает. И времени. Я бы вообще в курс, например, ОБЖ включила тайм-менеджмент и целеполагание и обучение полезному отдыху, потому что это, черт возьми, экономит детям жизненные силы!


О собственном опыте

Когда я училась в школе, то уже попала и в экспериментальную группу ОГЭ (тогда еще ГИА), и ЕГЭ сдавала. Первую половину года я толком ничего не делала, во второй половине читала книжки по предметам, прорешивала тесты из книжек несколько раз в неделю (не очень часто, скажу честно), было какое-то (тогда сравнительно небольшое) количество тестов в интернете и задания в формате ЕГЭ, которые давали школьные учителя. Нельзя сказать, что весь год я переживала. Ближе к экзаменам появился мандраж: я сидела за книгами, пила глицин (по рецепту врача, если что; дети, не занимайтесь самолечением), и только об экзаменах и думала. Очень сильно влияло давление со стороны школы (все должны сдать хорошо) и со стороны одноклассников, которых тоже охватила предэкзаменационная паника, а дальше это все просто собиралось, как снежный ком.

Сейчас этот опыт очень помогает. Я знаю, на что стоит обращать внимание, накопила кучу лайфхаков. Потом, думаю, как-то интуитивно проще перенимать опыт человека, который успешно прошел испытание, а не того, кто никогда этого не делал.

Как вести себя на экзамене

Внимательно читать формулировки;

грамотно распределять время;

не оставлять неотвеченных заданий;

аккуратно заполнять бланки.

Ничего сверхъественного. А бояться или не бояться — тут я посоветовать не могу. У всех индивидуально организм работает: кто-то в стрессе, например, лучше справляется с задачами.

Советы психолога выпускникам и родителям


О причинах стресса

Тему ЕГЭ поднимают и дети, и родители. Старшеклассники, ходящие к нам на программы развития личности, в течение учебного года обсуждают эту тему не один и не два раза. Дети остро переживают бессмысленность части заданий и проверку дисциплин тестовым способом. Они испытывают серьезное давление со стороны школы, а многие и со стороны родителей. Все это накладывается на и так непростой возрастной период — кризис подросткового возраста.

Родители, обращающиеся за помощью к психологу по поводу ЕГЭ, задаются вопросом, как помочь ребенку справиться с эмоциональной и умственной нагрузкой и как замотивировать заниматься лучше. Часто родители поддаются тревожным настроениям учителей в школе и начинают преувеличивать значимость экзамена.

Напомню, что смысл подросткового возраста заключается в отделении от родителей, в этот период контакт между детьми и родителями без того напряженный. Высокие ожидания и давление порой приводят к увеличению дистанции и взаимным обидам. Поэтому к нам часто обращаются, когда доверие уже утеряно и нужно каким-то образом восстанавливать отношения, тем самым, кстати, значительно повышая шансы на успешную сдачу экзаменов. Подросток, у которого за спиной крепкий родительский тыл, теплые отношения, не тратит энергию на решение конфликтов и может больше сил уделить подготовке.

Стресс от экзаменов у каждого свой и у каждого основные факторы разные. Для кого-то самое серьезное испытание — оправдать родительские надежды. И тогда не важно — ЕГЭ это или письменный\устный экзамен в университете. Кого- то страх провала сковывает настолько, что сложно сосредоточиться и просто прочитать задание. Кому-то невыносимы досмотры, видеокамеры. Экзамены в любой форме становятся стрессом задолго до самого события. И к моменту сдачи дети обычно имеют уже огромный груз настолько разного стресса, что порой сложно разобраться, что же самое главное.

Разумеется, атмосфера ЕГЭ не может не добавлять трудности. Это сложно: знать, что на тебя всегда смотрят, испытывать ограничения, бояться пошевелиться. Но ребята справлялись бы с этим легко, если бы не было всего остального. И наоборот.

Советы родителям

Поддерживать и еще раз поддерживать. Быть опорой и той средой, где встретят с пониманием и теплом. Сохранять и развивать отношения. Это более выигрышная стратегия, чем бросить все силы на получение заветных ста баллов и потом потерять любимого ребенка на долгие годы.

Помогать сориентироваться в планах на будущее, спланировать график занятий, найти нужных учителей, учебники, курсы. Все остальное ребенок сделает сам. Это его жизнь, его ответственность и его первое взрослое испытание. Как надо, что будет если и какие ошибки совершают подростки — об этом им каждый день говорят в школе. Нет смысла добавлять еще и дома. Ребенок просто закроется и не будет слушать.

Советы старшеклассникам

Конечно, готовиться. Составить план занятий и сделать качественную работу. Не важно, что предмет может быть неинтересным. Ведь выбора сдавать или не сдавать — нет. Поэтому из этой ситуации важно взять пользу для себя: научиться запоминать и систематизировать информацию, планировать свой день, находить и исправлять ошибки, искать недостающих объяснений. Отвечать за свою жизнь. И в будущем это пригодится.

Обращаться к взрослым за помощью и поддержкой. Если становится очень трудно, просить родителей найти вам психолога. Обратиться хотя бы к школьному, если такой специалист есть в вашей школе. Не забывать, что вы больше, чем механизм подготовки к ЕГЭ. И даже если случится самое страшное — это никак не показывает, кто вы на самом деле. Результат ЕГЭ никак не определяет личность человека и даже его будущее.

Фото: школьные фотографии - Марина Молдавская / IMC; фотографии героев в школьном возрасте, преподавателя и психолога предоставлены из личных архивов.

Психологическая подготовка к ЕГЭ для 11-классников и их родителей


Когда мы смотрим, какие ошибки ученики совершили на ЕГЭ, мы видим, что среди прочих есть ошибки несуразные, глупые. Не по незнанию или неумению, а ошибки, которых можно было бы избежать. За эти ошибки отвечает как раз психологическая готовность к экзамену.

Тех школьных учителей, что привыкли к отрицательной мотивации, увы, не переделаешь. Но родителям, которые излишне давят на ребенка и из-за своих тревог и переживаний становятся в устрашающую позу, стоит осознать, что так они оказываются невольными врагами ребенка.

Какие рекомендации можно дать родителям 11-классников на финишной прямой подготовки к ЕГЭ?

Спокойная атмосфера дома и деловое сотрудничество с ребенком

Психологическая противоположность тревожности — реализм, здравый смысл. И задача родителя в период подготовки к экзаменам — быть носителем здравого смысла.

Что с нами делает тревога? Она заставляет чувствовать вместо того, чтобы действовать. А общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно быть направлено на то, чтобы вызвать у него какие-то эмоции: страха, тревоги, вины, стыда. Оно должно быть направлено на дело. Какие действия могут совершить родители, чтобы помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ и одновременно уменьшить тревожность?

Здесь полезно помнить, что любой навык формируется благодаря частоте повторений, а не длительности занятий. То есть лучше 15 минут в день ежедневно, чем 3 часа время от времени.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка

Все, что родитель говорит сыну или дочери, ребенок принесет на ЕГЭ. И все сказанное сядет вместе с ним за парту и будет участвовать в экзамене. Каким тоном мы говорим, какой прогноз озвучиваем, чем нагружаем ребенка — все это может повысить или понизить самооценку, улучшить или ухудшить эмоциональное состояние. Как способствовать психологическому благополучию ребенка и себя самого держать в руках? Вот несколько правил.

Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.

Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.

Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.

Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)

Рассказываем, что больше всего пугает старшеклассников перед ЕГЭ и как с этим справляться



Мы изучили форумы и паблики старшеклассников и узнали о самых популярных страхах, которые одолевают школьников в связи с выпускными экзаменами. Рассказываем, что это за страхи и как их преодолеть.

Давление окружающих

Большинство старшеклассников ощущает это давление. Учителя в школе только и говорят, что о подготовке к ЕГЭ, о том, как важно сдать экзамены на высокие баллы. С учителями солидарны и родители. Баллы ЕГЭ становятся своеобразным мерилом успешности и будущих перспектив, отчего перед экзаменом на подростков возлагаются соответствующие ожидания. У ребят буквально нет права расслабиться, отвлечься и тем более недостаточно хорошо сдать экзамен. Немалую часть этого давления составляют запугивания: экзамен очень сложный, занимайтесь как можно больше, не расслабляйтесь, иначе не сдадите. В итоге вокруг ЕГЭ создаётся нервная атмосфера, которая мешает эффективно подготовиться к экзамену и часто становится причиной ошибок и низких баллов.

  • Учиться противостоять давлению

Каждый раз, когда сталкиваетесь с запугиваниями или агрессивными напоминаниями о важности экзамена, говорите себе, что эти слова отражают тревоги самого говорящего, но не имеют отношения к вам! По большей части это так и есть: учителя беспокоятся о том, чтобы ученики как можно больше знаний вынесли из школы, родители переживают за детей и стремятся такими образом помочь им, настроить на преодоление трудностей. С родителями, кстати, можно поговорить откровенно и попросить не давить на вас в это напряжённое время.

  • Тренировать стрессоустойчивость

Любой экзамен – неизбежный стресс, да и с давлением окружающих вам ещё предстоит столкнуться в будущем. Чтобы преодолеть стресс, попробуйте специальные упражнения на расслабление, например, глубокое ритмичное дыхание. Также со стрессом помогают справляться медитация, йога, любые физические упражнения или приятное времяпровождение – поход в кино с друзьями, прогулка на природе, просмотр любимого сериала.

Страх не сдать

Или сдать, но получить недостаточно высокий балл. Этот страх преследует большинство школьников, которые уже определились с вузом, факультетом и направлением. Они уже знают, что для поступления понадобятся высокие баллы, и заранее нервничают из-за возможного провала. Неудача на ЕГЭ воспринимается как жизненный провал, а будущее кажется неопределённым и пугающим.

  • Не делать ставку только на ЕГЭ

  • Работать со страхами

  • Придумать план Б

Нехватка времени

Страх, что не хватит времени на подготовку, особенно обостряется в 11 классе, когда нужно одновременно осваивать школьную программу, заниматься дополнительно и готовиться. Под воздействием этого страха трудно оценить промежуточные результаты проделанной работы, собственный уровень знаний и количество материала, которое осталось освоить.

  • Пройти тесты

Есть интернет-сайты и приложения для смартфонов, которые помогают подготовиться к ЕГЭ, в том числе дают возможность пройти тесты формата ЕГЭ и оценить свой уровень подготовки.

  • Составить план

Лучший рецепт от паники – распределить весь материал экзамена по разделам и составить подробный пошаговый план их освоения. При составлении плана учитывайте результаты промежуточных тестов. Оставьте больше времени на предметы, в которых вы не уверены, но обязательно выделите достаточно часов на повторение знакомого и понятного материала – на экзамене излишняя самоуверенность может выйти вам боком.

  • Использовать приёмы тайм-менеджмента

Интенсивность подготовки

  • Рассчитывать силы

Выбросьте из головы идею, что теперь вы должны учиться 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Больше того – подобные идеи и тем более попытки их реализовать часто приводят к нервному перенапряжению и даже нервному срыву. Может пострадать и здоровье, ведь умственное перенапряжение отрицательно влияет на иммунитет. Грамотно рассчитывайте свои силы и не перенапрягайтесь во время занятий.

  • Запланировать отдых

Время на отдых необходимо включить отдельным пунктом в план подготовки. Это поможет вам не чувствовать вину, когда вместо экзаменационной подготовки вы будете смотреть кино, читать любимые книги или встречаться с друзьями.

Непредсказуемость результата

Большинство школьников нервничают перед ЕГЭ из-за непредсказуемости результата. Это относится к любому экзамену, но именно формат ЕГЭ часто становится причиной неожиданностей: можно неправильно оформить работу, ошибиться при заполнении бланка, неверно сформулировать фразу на вопрос с развёрнутым ответом. Трудно предсказать, какие именно задания будут включены в тесты в текущем году и какие вопросы попадутся именно вам.

  • Избавиться от гиперконтроля

В нашей жизни всегда есть элемент непредсказуемости. Учитесь не переживать по поводу вещей, которые от вас не зависят. Сосредоточьтесь на том, что вы действительно можете контролировать, а именно на изучении теории и отработке экзаменационных заданий, а возможные проблемы постарайтесь выбросить из головы.

  • Управлять эмоциями

Страх экзамена

Пугает школьников и сам процесс сдачи ЕГЭ: необходимость проходить строгий контроль на входе, сдавать в незнакомой школе или классе, запрет на гаджеты, строгое наблюдение за школьниками, ограниченное время на написание работы.

Что делать

  • Тренироваться

Решайте пробные ЕГЭ на время, это поможет привыкнуть к формату заданий. Старайтесь максимально воспроизвести обстановку во время экзамена. Обращайте внимание на вопросы и задачи, которые вызывают у вас сложности, и отрабатывайте их отдельно.

  • Узнать, как проходит экзамен

Поговорите с выпускниками прошлых лет и подробно расспросить их, как всё прошло, с какими трудностями или проблемами они столкнулись. Постарайтесь как можно ярче представить себе всё происходящее, мысленно прокручивайте в голове весь процесс: как вы входите в аудиторию, получаете бланки, читаете вопросы. Это поможет вам чувствовать себя увереннее, когда вы действительно придёте на экзамен.

Помните, что самое главное для преодоления любых страхов — настрой на позитив и уверенность, что вы обязательно преодолеете этот этап.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.