Ребенок с нарушениями нервной системы и детский сад

готовлюсь к экзамену.и вот статья интересная попалась.там и про энурез, недержание мочи… и про анонизм ранний.как бороться.почитайте интересно.хоть и много… Но для мальчиков особенно полезно… и девочек тоже))))я на воспитателя учусь и вот дети возраста дет.садовского особенно близки к этим проблемам.

кстати и написано про битье ногами о пол)))чего я боюсь)

Заболевания нервной системы у детей, их предупреждение

При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изменениями.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

3) заболевания острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее заметно.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других — несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка.

Остановимся на особенностях поведения нервных детей. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом.Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, Но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.

Существует три основных типа неврозов у детей: истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия— заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлениям, и ранее здоровых под влиянием тяжелых психотравмирующих условий. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода сознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

Неврастения— одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении. Причиной истерии может стать излишняя мягкотелость в воспитании, а неврастения встречается в семьях с излишне строгим воспитанием.

Различают две формы неврастении: гиперстеническую и астеническую. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй — плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна — одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении. Больной неврастенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болезнях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т.д. Никакие уговоры, ласки и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливают его. По-видимому, если какое-либо явление, заключающее в себе угрозу, сочетается одновременно с другим, вполне безобидным, то последнее приобретает характер условного раздражителя, появление которого и вызывает страх у ребенка.

Навязчивые состояния в виде движений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состояний носят название тиков, которые проявляются в молниеносном сокращении мышц. Эти сокращения напоминают целесообразные движения. Всегда при внимательном наблюдении за ребенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникновении тиков ребенка необходимо направить к врачу, который назначит соответствующее лечение.

Онанизм, или мастурбация, — искусственное раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у детей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои половые органы. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем.

В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом. У девочек первых семи лет вследствие более высоких темпов физического развит это явление встречается чаще, чем у мальчиков. Согласно существующему мнению, которое поддерживается большинством психологов и психоневрологов, онанизм не вреден, если он не становится навязчивой идеей и не мешает физическому и психическому развитию ребенка. Некоторая часть психологов рассматривает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обусловленной физиологическими причинами, которая не требует медицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку достаточно подвижный образ жизни, общение с коллективом, приучать его к закаливанию и занятиям спортом.

Психиатры обычно рекомендуют меры воспитательной коррекции: наладить режим дня, больше бывать на свежем воздухе, правильно одевать ребенка (следить, чтобы он не перегревался).

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2 — 3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в предупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Из пищевого рациона следует исключить блюда с острыми пряными приправами, крепкий чай, кофе, не перегружать желудок перед сном.

Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, включающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у многих детей какой-то из компонентов сбора, например валериана, способен вызвать аллергию.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы избавить ребенка от этой дурной привычки. Если все перечисленное не помогает и ребенок продолжает с упорством заниматься онанизмом, необходимо проконсультироваться с детским психоневрологом.

Расстройство речи у детей, посещающих детское учреждение, требует особого внимания. Таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; ребенку с расстройством речи могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чаще всего заикание возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги либо делают внезапную остановку в начале, середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только ребенка с крайне тяжелым заиканием переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из Родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45%, а если оба родителя — 75%.Заболевание чаще возникает у детей с отягощенным анамнезом (токсикоз у матери во время беременности, угроза выкидыша, слабость родовой деятельности, асфиксия, низкая оценка по шкал Апгар и др.). Энурез может быть также следствием психологической травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаем навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Есть сведения о наличии двух хромосом, которые могут вызвать генетическую предрасположенность к развитию энуреза.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развиваются робость, неуверенность в себе.

Низкая самооценка может отрицательно повлиять на развитие ребенка и вызвать психологические нарушения в последующей жизни.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить. В настоящее время специалистами осуществляется комплексное лечение энуреза современными фармацевтическими препаратами с большим терапевтическим эффектом (адиуретин, минирин).

Детей с энурезом нельзя наказывать за ночное недержание мочи. Необходимо заботиться, чтобы эта проблема не подавляла ребенка психически. Огромное значение имеет эмоциональный настрой в семье. Надо понимать, как важно для ребенка чувствовать заботу, нежность, ласку и доброту со стороны обоих родителей. Нетрудно представить, как ребенок переживает и стыдиться этого. Родители в такой ситуации должны проявить терпение, уделять больше внимания ребенку, помочь ему почувствовать, что он, Несмотря ни на что, любим и всегда найдет у них поддержку.

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без медикаментозного лечения к 16—18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства у дошкольников встречаются гораздо чаще, чем их диагностируют. Признаки таких расстройств обнаруживают у каждого третьего ребенка, количество таких детей постоянно растет.

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия исходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном, моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются: многими неприятными ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется их внешний вид: они отличаются бледностью кожных покровов, вялостью, шаркающей походкой, производят впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее время. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страхах (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повышенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки; в их речи появляются младенческие интонации. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в односложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требующих даже минимального умственного напряжения и внимания, нежелании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обучения: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание заниматься, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вредные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрессируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся изгоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стремление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (черный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свойственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны слабый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на другое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сделать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного задания, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчаянии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавленности, чувстве обособленности, непонятности и одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эгоцентризм. Депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также психологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошкольных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет, так как пограничное психическое состояние, к которым относятся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании. Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую психотерапевтическую — роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.


Рубрика: Воспитание и развитие

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 1237 раз

С каждым годом растёт количество детей с проблемами развития,имеющими отставание (искажение) психического развития вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, речевого, слухового, двигательного) или обусловленного органическим поражением центральной нервной системы. Среди них отмечается большое число детей с последствиями органического поражения ЦНС, которые рано выявляются врачами-неврологами и нуждаются в комплексном психолого-медико-педагогическом воздействии. Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и т. д.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностическое обследование в начале учебного года дает возможность выявить уровень и особенности развития познавательной деятельности, эмоционально-личностной зрелости, уровень общего развития, потенциальных возможностей ребёнка, а также характер и причины отклонений в развитии. Результаты диагностики позволяют определить “зону ближайшего развития” ребенка, и на основе рекомендаций психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк), разработать индивидуальную программу реабилитации и сопровождения для каждого воспитанника, определить для него ведущего специалиста. ПМПк два раза в год осуществляет мониторинг развития детей и собирается по мере необходимости или запросу родителей и воспитателей.

В течение года каждый ребенок получает 3–4 курса массажа. Применение массажа создает благоприятный фон для занятий физическими упражнениями. Регулярно проводятся занятия ЛФК, которые улучшают общее физическое и психическое состояние детей, общую моторику, совершенствуют жизненно необходимые двигательные навыки. Занятия ЛФК проводятся малыми группами, а с особо тяжелыми детьми индивидуально. Важную роль в лечении последствий перинатальной патологии ЦНС играютфизиотерапевтические процедуры.

В ДОУ создана такаякоррекционная предметно-развивающая среда, которая соответствует “зоне актуального развития” самого слабого и “зоне ближайшего развития” самого сильного ребенка. Предметно-развивающая среда групп и кабинетов узких специалистов богата по содержанию, обеспечивает вариативность коррекционной помощи и систему разнообразных видов деятельности. Также администрация детского сада создает все условия для комплексной коррекции последствий перинатального поражения ЦНС; создает условия для творческой деятельности работников, повышения их профессионального мастерства; организует руководство и контроль по выполнению коррекционных программ развития ребёнка.

Все участники коррекционно-образовательного процесса для полноценного взаимодействия ставят перед собой ряд общих и частных задач. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с речевыми нарушениями: диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи. Частные задачи наиболее специфичны для каждого из участников.

Бесспорно, что ключевые позиции в организации коррекционной работы в группах для детей с речевыми нарушениями принадлежит логопеду.

Логопедическая коррекция ведётся по разным направлениям, в соответствии с индивидуальной программой, составленной на каждого ребенка по итогам диагностики и в соответствии с рекомендациями врачей. Работа строится на полном взаимодействии и преемственности действий всех специалистов и родителей дошкольников. Все усилия педагогов направлены на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их гармоничного развития.

Каждое утро в группах начинается с артикуляционной и пальчиковой гимнастики в игровой или сказочной форме, с использованием игрушек или забавных картинок. До четырёх раз в неделю, в зависимости от возраста детей, учителями-логопедами проводятся занятия по развитию речи с использованием различных коррекционных методик и творческих находок педагогов.

Физическое воспитание в нашем детском саду своеобразно тем, что специфические особенности моторики детей с патологией ЦНС требуют разработки особых методов и приемов физического воспитания. Двигательные нарушения, в большинстве случаев имеющиеся у наших детей, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности. Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания детей с патологией ЦНС, сочетающее в себе коррекцию их психического развития, лечение и обучение, способствует адаптации их в обществе и предупреждению тяжелой инвалидности.

В комплексную систему физического воспитания в ДОУ входит;

‒ гимнастика после сна

‒ спортивные упражнения на прогулках,

‒ малые формы физического воспитания,

‒ физкультурные праздники и вечера развлечений.

Музыкальный руководитель не просто сопровождает физкультурное занятие, а благодаря творческому подходу создает в начале занятия соответствующий ассоциативный фон, дети организуются, повышается их внимание, сосредоточенность, стимулируется их двигательная и эмоциональная активность.

На занятиях используются элементы логоритмики, психогимнастика, релаксационные паузы, артикуляционная гимнастика, слушание музыки с опорой на образно-игровое погружение, разнохарактерное звукоизвлечение в пении и передача образа в движении. Разработанные совместно с узкими специалистами коррекционные занятия, способствуют развитию мышечного тонуса, пальцевой моторики, вокально-слуховой координации, развитию психомоторных функций.

Широко используются средства русского народного фольклора, в детском саду создан мини-музей “Русская изба”, который стал центром изучения традиций, культуры русского народа.Дети активно участвуют в театрализованных фольклорных праздниках, театральных постановках и театрализованных представлениях.

Для осуществления театрально-игровой деятельности в каждой группе имеются разнообразные виды театров: пальчиковый, теневой, кукольный, настольный, необходимые костюмы и атрибуты для игр и драматизаций.

В учреждении постоянно работает психологическая служба.

Вся работа с детьми строится педагогом-психологм на основе диагностики, выводов МПК, запросов родителей и воспитателей. Регулярно проводятся индивидуальные занятия с детьми по развитию психических процессов, консультации с родителями (по их запросу), заседания “Школы молодого родителя”, заочные консультации, индивидуальные собеседования с родителями.

Коллектив нашего учреждения продолжает творчески, на высоком профессиональном уровне осуществлять и совершенствовать свою работу, направленную на всестороннее развитие личности ребенка и сохранение его физического и психического здоровья, что в конечном итоге имеет значение для здоровья населения России.

Похожие статьи

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного.

Нервно-психическое развитие детей с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степени тяжести. /

У 18 детей морфологическим субстратом поражения центральной нервной системы были.

Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие.

ребенок, детский сад, родовая травма, самый ребенок, самое дело, последнее время, поздний токсикоз, перинатальная энцефалопатия, мозговое кровообращение, задержка развития речи.

К патологии второго периода — эмбриогенеза, относят врожденные пороки развития, которые охватывают систему или системы органов.

Нервно-психические заболевания у 80 % детей обусловлены или связаны с перинатальной гипоксией.

изобразительная деятельность, ребенок, работа, занятие, окружающий мир, Программа воспитания, психомоторное развитие детей, психическое развитие, Высокая эффективность, детский сад. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее.

В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, дошкольное

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.

Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного.

Нервно-психическое развитие детей с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степени тяжести. /

У 18 детей морфологическим субстратом поражения центральной нервной системы были.

Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие.

ребенок, детский сад, родовая травма, самый ребенок, самое дело, последнее время, поздний токсикоз, перинатальная энцефалопатия, мозговое кровообращение, задержка развития речи.

К патологии второго периода — эмбриогенеза, относят врожденные пороки развития, которые охватывают систему или системы органов.

Нервно-психические заболевания у 80 % детей обусловлены или связаны с перинатальной гипоксией.

изобразительная деятельность, ребенок, работа, занятие, окружающий мир, Программа воспитания, психомоторное развитие детей, психическое развитие, Высокая эффективность, детский сад. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее.

В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, детский сад, дошкольное

Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.