Ребенок заходится плачем невролог

Аффективно-респираторные приступы, именно так по-научному называется состояние, когда ребенок во время истерики или плача вдруг перестает дышать, замолкает и может даже потерять сознание.


Что происходит во время приступа

В силу недостаточно развитых дыхательной и мышечной систем ребенка, когда он делает слишком сильный выдох, его легкие могут оказаться лишены кислорода, а спазм гортани не позволит своевременно сделать вдох. Вероятность спазма гортани возрастает при дефиците в организме кальция, витамина D, а так же при пониженном гемоглобине в крови у ребенка.


Поскольку потребность в кальции у ребенка достаточно высока – он очень активно расходуется при построении костной и зубной ткани, в той или иной степени дефицит этого минерала случается довольно часто.

  1. Бледный пароксизм случается после падения ребенка, внезапного удара, укола, сильного испуга, при этом ребенок может только начать плакать, но чаще дыхание останавливается еще до крика. Ребенок не может вдохнуть, рот при этом открыт, но плача нет. Задерживается сердцебиение и почти не прощупывается пульс, кожа ребенка при этом бледнеет, а в будущей жизни дети склонные к бледным АРП чаще падают в обморок.
  2. Синий приступ это обычно реакция на эмоциональную бурю, недовольство и гнев, с которыми ребенок не может справиться. Такая реакция может развиться при отказе удовлетворить сиюминутное желание малыша – купить игрушку, дать папин телефон, шоколадку.


Источник: Burda Media

Не смотря на то, что приступ выглядит очень страшно, детские неврологи и педиатры утверждают – здоровью ребенка, а тем более жизни, ничего не угрожает. Спазм проходит самостоятельно спустя несколько секунд и ребенок, как правило, чувствует себя вполне нормально, если не брать во внимание, что причина спровоцировавшая приступ остается.

Как помочь ребенку

Как правило, приступ проходит в течение 20-30 секунд самостоятельно – спазм отпускает и ребенок делает вдох. Однако если ждать нет сил и очень страшно, можно попробовать включить дыхание, брызнув прохладной водой на лицо, слегка дунув в открытый рот или очень легко похлопать по щеке – это поможет сделать рефлекторный вдох. Не нужно ребенка трясти, бить, и вообще делать резкие движения, прежде всего, нужно глубоко вздохнуть самим и взять себя в руки.



Однако не стоит уступать в этот момент требованию, которое стало причиной истерики, таким образом можно лишь закрепить в его сознании связь: просьба-отказ-истерика-получение желаемого.

Необходимо учить ребенка справляться с приступами гнева и ярости, для этого, прежде всего, нужно научиться этому всем членам семьи.

Насколько опасны аффективно-респираторные приступы

Важно убедиться, что приступы являются действительно АРП, а не проявлением более серьезных неврологических проблем, для этого необходима консультация специалиста.



Источник: Fotolia

К неврологу следует обратиться если:

  • Приступы не прекратились после 4-5-летнего возраста либо начались раньше 6 месяцев.
  • Впервые приступ случился у ребенка старше 3-летнего возраста.
  • Остановка дыхания происходит более 1-2 раз в неделю, возможно из-за частых истерик. В этом случае может понадобиться помощь психолога и коррекция поведения родителей.
  • Стоит обратиться к врачу, если во время пароксизма у ребенка начинаются судороги.


МОЙ МАЛЫШ "ЗАХОДИТСЯ" В ПЛАЧЕ!

На приёме у детского невролога об этом мамы часто рассказывают с ужасом.
А порой, я сама спрашиваю об этом. А мамы, оказывается, думают, что так бывает у всех детей и особо не беспокоятся.

Сегодня, я расскажу Вам об приступах "захождения в плаче " у детей. Такие приступы называются АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ.
Эти приступы возникают у детей от 2 месяцев и редко бывают у детей после 3-х лет. Им подвержены дети с возбудимой нервной системой.

Как они протекают?

-Они возникают, когда ребенок испугался, расстроен или ему больно.
- Ребенок резко начинает плакать, делает вдох и . этот вдох длится очень долго, а выдоха всё нет. Это выглядит так, что ребенок как бы беззвучно плачет. Всегда в этот момент хочется подышать за него.
- Такой приступ может длиться от нескольких секунд до минуты.
- Часто малыш во время приступа сначала краснеет, а затем синеет, если приступ затягивается.
- Если малыш не дышит длительно, то он может потерять сознание, "обмякнуть".
- Если ребенок во время приступа сидит или стоит, то он может упасть и стукнуться головой.
- Иногда во время такого приступа могут быть судорожные подергивания.

Как можно помочь ребенку во время аффективно-респираторного приступа?

1. Не впадать в панику, перестать суетиться, взять ребенка на руки. Помните, что кратковременная задержка дыхания не может нанести вреда его здоровью.

2. Попытайтесь рефлекторно восстановить дыхание малыша — похлопайте его по щекам, пощипайте за область шеи и груди, помассируйте ушные раковины, оботрите холодной водой лицо, подуйте ему в лицо.

3. Чем раньше вы приступите к действиям, тем лучше. Не отвлекайтесь на собственные эмоции, действуйте сразу, в начале приступа, когда его легче остановить.

4. Некоторых детей бывает лучше оставить в покое и отойти подальше, так они быстрее успокаиваются и приходят в норму.

5. Если Ваш малыш длительно заходится в плаче, то не оставляйте его одного. Если он сидит или стоит, то лучше его подстраховать: взять на руки или положить на мягкую поверхность во избежании травмирования в случае потери сознания.

6. Если приступ затяжной, с потерей сознания, судорогами, то лучше вызвать "Скорую помощь."

Многие мамы, впервые увидев такой приступ впадают в панику. И начинают оберегать своего малыша от малейших негативных эмоций и потакать всем его прихотям. Лишь бы он не заплакал и не повторился бы приступ! "Возьми всё, только не плачь!" Ну, Вы представляете, чем это может закончиться. Детки очень умны и сразу начнут давить на Ваше слабое место.

Что делать с этими приступами?

Во многих статьях пишут, что ничего с ними делать не нужно, лечить не надо. Сами пройдут к 2-3 годам.
К сожалению, не всё так просто. Выше я писала, что аффективно-респираторные приступы возникают у детей с возбудимой нервной системой. Они часто бывают признаком повышенного внутричерепного давления. Поэтому, пройти то они пройдут к 2-3 годам. А возбудимость не пройдет, останется. И чаще всего мамы так и продолжают жаловаться на деток, только жалобы уже звучат по-другому. А как? У всех по-разному. " Свято место пусто не бывает".

Малыш "заходится в плаче"? Это он Вам знак подает,что с его нервной системой не всё в порядке. Ваша задача ему помочь. Мамы, которые не дают плакать своему ребенку, таким образом ему помочь не смогут.
Обратитесь к детскому неврологу. Это поддается медикаментозному лечению. И возможно вы сможете предупредить последующие неврологические проблемы у Вашего малыша.

Аффективно-респираторный приступ у ребенка: как лечить и как воспитывать


Татьяна Стецкая врач-невролог, кандидат медицинских наук, член Российского общества сомнологов

Есть дети, которые так эмоционально реагируют на запреты родителей, что это вызывает кратковременную остановку дыхания. Напуганные родители описывают происходящее примерно так: "ребенок закатился и перестал дышать". Опасно ли подобное состояние – и как воспитывать ребенка, который от гнева или испуга может потерять сознание?


Представьте, что вы спокойно играете со своим 8-месячным ребенком в комнате, как вдруг он переключает внимание на розетку и пытается до нее дотянуться. Вы немедленно реагируете и строго запрещаете это делать. Тут же малыш вскрикивает, синеет и перестает дышать.

Через несколько секунд дыхание возобновляется, он приходит в сознание. Картина не для слабонервных. Некоторые родители сами чуть не теряют сознание от пережитого, другие испытывают вину за то, что "довели" малыша, ведь в мыслях худшие диагнозы. Что же на самом деле скрывается за этими симптомами?

Аффективно-респираторный приступ – что это такое?

Аффективно-респираторный приступ (АРП) — это состояние, когда на почве сильного эмоционального возбуждения у ребенка случается внезапная остановка дыхания (апноэ). Длительность простого приступа обычно не превышает 10–15 секунд.

Аффективно-респираторным приступам подвержены дети раннего возраста от 6 месяцев до 6 лет. Частота может варьировать от одного приступа в год до нескольких в день. Не стоит пугаться данного состояния, поскольку этот рефлекторный феномен не говорит о том, что ребенок подвержен эпилепсии.

Доподлинно патогенез АРП неизвестен. Некоторые исследователи отмечают вклад железодефицитной анемии в развитие АРП, предполагая, что при анемии снижается насыщение крови кислородом, и соответственно уменьшается поступление кислорода в ткани организма, в том числе и в головной мозг.

Существует две формы аффективно-респираторных приступов: цианотическая и бледная.

Причины цианотической (синей) формы — испуг, боль, злость, обида, ярость, гнев, неполучение желаемого, недовольство. В ответ на эмоциональный раздражитель плачущий ребенок с силой выдыхает воздух из легких. Дыхательный центр на это реагирует остановкой дыхания. Кожа и слизистые оболочки становятся цианотичными (синюшными). Затем накопившийся в крови углекислый газ отправляет сигнал к дыхательному центру, рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы и дыхание восстанавливается. Во время самого приступа может возникать гипертонус или гипотонус. Внешне это проявляется выгибанием дугой или обмяканием.

Бледная форма обычно провоцируется болью, например после травмы, падения, инъекции или внезапного испуга. При бледной форме отмечается потеря сознания, бледность, потливость, мышечная гипотония, брадикардия (замедление пульса).

Если время приступа апноэ длится более 60 секунд, ребенок теряет сознание компенсаторно, поскольку в бессознательном состоянии мозг потребляет намного меньше кислорода, чем во время бодрствования. Могут возникать тонико-клонические судороги. Фаза крика коротка или отсутствует и часто описывается как "тихий крик".

Надо ли лечить ребенка при аффективно-респираторных приступах

В первую очередь необходим очный осмотр педиатра и невролога.

Довольно часто на приеме из-за спешки и капризов ребенка мама отвлекается и не всегда может подробно рассказать о произошедшем. Для того чтобы диалог был конструктивным, родителям стоит заранее подготовить вопросы, описать в подробностях детали приступа (когда он произошел, длительность, чем был вызван, какие изменения заметили в этот момент).

В век цифровых технологий, когда гаджеты всегда под рукой, по возможности стоит произвести видеосъемку данного состояния. Это позволит врачу дифференцировать серьезные неврологические состояния от АРП.

Лабораторная диагностика аффективно-респираторных приступов заключается в исключении латентного дефицита железа. Помимо общего анализа крови (ОАК) важно проверить уровень ферритина.

Многие удивляются, для чего что-то дополнительно проверять, если есть общий анализ крови. Ошибочно думать, что нормальные показатели общего анализа крови полностью исключают железодефицитную анемию (ЖДА). Данный феномен обусловлен именно стадийностью ее развития.

На первом этапе прелатентного дефицита железа происходит истощение депо. Именно ферритин является основной формой депонирования железа. При этом гемоглобин, эритроцитарные индексы и уровень сывороточного железа могут быть в норме.

На второй стадии латентного дефицита железа помимо низкого ферритина снижается сывороточное железо, а гемоглобин по-прежнему бывает в норме. Лишь третья стадия железодефицитной анемии характеризуется низким гемоглобином.

В связи с тем, что аффективно-респираторные приступы могут протекать с тонико-клоническими судорогами, врач может назначить дополнительное инструментальное обследование — ЭЭГ (электроэнцефалография) с целью исключения эпилептической природы приступа.

ЭЭГ — это неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Данное исследование показано лишь при подозрении на эпилептическую природу приступа. В рутинной диагностике аффективно-респираторных приступов ЭЭГ не показано.

При частых эпизодах АРП, сопровождающихся брадикардией (замедлением пульса), бледностью кожных покровов, задержкой дыхания более 60 секунд, показан суточный мониторинг ЭКГ и консультация кардиолога с целью исключения сердечно-сосудистой патологии.

Если во время обследования выяснится, что у ребенка повышенная эмоциональная возбудимость, допустимо назначение седативных препаратов. Если выявлена ЖДА, то лечение должно включать препараты железа. Витамины и ноотропные препараты неэффективны.

Как вести себя, если ребенок потерял сознание?

1. Не паниковать, сохранять самообладание, не суетиться. Взять ребенка на руки.

2. Непосредственно в момент аффективно-респираторного приступа для рефлекторного восстановления дыхания допустимо похлопать ребенка по щекам, дунуть на лицо, помассировать ушные раковины, аккуратно пощекотать. Не следует использовать нашатырный спирт.

3. После окончания приступа ребенка следует обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Родители не должны показывать свой испуг и страх, а также не следует акцентировать внимание на деталях приступа.


Как воспитывать ребенка с АРП?

Их можно отнести к разновидностям истерического приступа, им в большей степени подвержены дети с повышенной нервной возбудимостью. В то же время могут встречаться у малышей с обычным поведением.

Несмотря на то, что аффективно-респираторные приступы возникают непреднамеренно и не могут контролироваться, возможны эпизоды умышленной задержки дыхания у детей старше 1,5 лет при неправильной реакции со стороны родителей. Дети начинают осознавать, что такая модель поведения работает и позволяет достигать цели.

Поэтому крайне важна правильная реакция взрослых не только на завершение данного приступа, но и его предотвращение.

Сложность заключается в том, что родители, испытывая страх повторения, начинают избегать установления рамок в воспитании. Они готовы потакать капризам, оберегать от малейшего расстройства, разрешать делать все подряд, лишь бы подобное не повторялось.

Это напрямую сказывается на ухудшении поведения ребенка. Малыш воспринимает все как должное, при первом же отказе, например, та же ситуация с розеткой будет вызывать "бурную реакцию".

Одна из эффективных техник предотвращения приступов у детей раннего возраста — это отвлечение внимания при столкновении с потенциальным эмоциональным раздражителем. У детей старшего возраста принцип отвлечения работает менее эффективно, поэтому основной акцент необходимо делать на развитии эмоционального интеллекта и корректировке семейной модели воспитания.

Многие дети в силу возраста еще не научились правильно выражать желания, и в момент сверхсильной негативной эмоции чаще всего случается истерический плач. Основная задача родителей — познакомить ребенка с базовыми эмоциями, научить их правильному выражению. Ежедневная практика в озвучивании эмоций и их понимании в скором времени дает плодотворные результаты.

Помимо эмоциональных триггеров дети с АРП могут быть более чувствительны к переутомлению, голоду, спешке. Очень важно нормализовать режим ребенка посредством подсчета времени бодрствования, чтобы не допускать переутомления. В случае длительных прогулок или посещения какого-либо учреждения важно заранее подготовиться и не допускать длительных перерывов в приеме пищи.

Довольно часто раздражителем может выступать спешка, которая обычно возникает при сборах на прогулку или в детский сад, когда родители настойчиво подгоняют малыша. Если ребенок болезненно реагирует, рассчитывайте время с запасом, чтобы не нагнетать ситуацию.

Если родители запутались в вопросах тактики воспитания, не будет лишним обратиться к психологу за консультацией. Специалист проанализирует семейную ситуацию и поможет выбрать адекватную тактику с учетом темперамента ребенка, а также поможет подобрать занятия и игры, способствующие расслаблению.

Врачам и родителям очень бы хотелось иметь волшебную таблетку от всех бед. Но, увы, в отношении аффективно-респираторных приступов такого средства не изобретено.


От первых шагов до выбора спортивной секции

Детские неврологи – одни из самых востребованных родителями специалистов. Ирина Борисовна Салимова отвечает на вопросы родителей о развитии ребенка, энурезе, заикании и других проблемах у детей.

Малейшие особенности поведения и развития малыша, успехи дошкольника, а потом – и школьника в учёбе, спорте, общении со сверстниками и взрослыми, а значит – и вся дальнейшая жизнь – во многом зависят от опыта и квалификации врача-невролога.

Мы вместе с ю-мамами задали волнующие их вопросы врачу-неврологу с 20-летним стажем работы.

Ирина Борисовна Салимова 20 лет проработала врачом-неврологом в ДГКБ № 11.

Сфера профессиональных интересов Ирины Борисовны: ведение детей первого года жизни, а также детей с речевыми нарушениями, имеющих расстройства поведения, отличающихся гиперактивностью, а также детей с неврозами и гиперкинезами.

Мы разделили все вопросы ю-мам на 3 группы – по возрастам, и вместе с ответами Ирины Борисовны, представляем их вашему вниманию.

Детки до 3-х лет

Вопрос: Дочери 4 месяца. Проблема с дневным сном: бодрствует 1-1,5 часа, затем спит только 40 минут. И так по кругу, до ночного сна. Это нормально? Ещё она переворачивается со спины на живот, а голову держит плохо, от того начинает кричать на животе.

Ответ: Вы знаете, детки в этом возрасте так понемножку и спят, с перерывами на бодрствование. Если малышка хорошо растёт и прибывает в весе – Вам не о чем волноваться. Меня смущает другой момент – сейчас голову она держать уже просто обязана хорошо, уверенно.

Вопрос: Моей дочери 4 месяца, родилась путём кесарева сечения. С 1 месяца был поставлен диагноз кривошея, лечились сразу, прошли УЗИ шейного отдела позвоночника, на котором: признаки нестабильности в сегментах С2-С4. После УЗИ назначили воротник Шанса, массаж, электрофорез, лечение у остеопата или мануального терапевта. У меня вопрос, что ещё можно сделать в нашей ситуации, чтобы прошла кривошея и ушли признаки нестабильности и возможно ли избежать лечения у остеопата?

Ответ: Уверяю вас, остеопаты очень нежно диагностируют уровни поражения и мягко корректируют причины кривошеи у детей. И у вашей дочки не обязательно может быть кривошея, а, например, установка со стойкой миофиксацией, подвывихами позвонков, нестабильностью и прочими нюансами. Всё это хорошо лечится, а вместе с тем устраняется причина других неприятных явлений – венозного застоя, расстройств сна, поведения, рефлюксов, срыгиваний.

Вопрос: Ребёнок родился на 31-й неделе, мало говорит (мама, и то больше мямя, ба, баба, нень(нет), де(дед) и слоги отдельные, няня, дай..и на своём что-то), понимает обращённую речь, все делает, если попросить, показывает все предметы дома, если спрашиваю, не ходит, но ходит у опоры и за одну ручку, сейчас ребёнку 1 год и месяц, может какие то препараты проставить или пропить?

Ответ: Вы знаете, по вашему описанию малыш мне очень нравится. Но для более конкретных советов картинку надо видеть полностью. Такое развитие может быть и вариантом нормы. А, может быть, ребёнку будет нужна медикаментозная и остеопатическая коррекция, но это с точкой можно сказать только после очной консультации. Дома больше катайте на его фитболе в положении сидя – так тренируется вестибулярный аппарат, это важно для развития ходьбы!

Ответ: Это аффективный пароксизм, он, конечно, не совсем приятно выглядит, но для ребёнка не опасен. Обычно возникает у деток в ответ на стрессовую ситуацию или падения. Старайтесь избегать падений, резких и неожиданных громких звуков, стрессовых моментов, исключите просмотр телевизора, планшет и телефон. Больше гуляйте, включайте дома приятную музыку. Если приступ повторится – нужно показаться неврологу.

Вопрос: Ребёнку 1 год 8 месяцев, он не разговаривает, давится твёрдой пищей. У него нервный тик, плохой сон. Любит прыгать, бегать, усидчивые игры не любит. Один врач ставит диагноз речевое отставание и прописывает таблетки глиатиллин. Второй невролог сказал, что речь ждём до 2-х лет. В год ребенок говорил 7 слов, потом речь пошла на спад. Он всё понимает, просьбы выполняет. После родов кефалогематома, затем обнаруживались кисты в головном мозге.

Делали дневной мониторинг сна, на котором выявили признаки пароксизмальной активности. Истинной эпиактивности не зарегистрировано. Невролог поставила вот такой диагноз:
Пароксизмальные состояние. Синдром гипервозбудимости. Детские парасомнии.

Стоит ли сделать МРТ мозга? Есть сомнения, так как неизвестно, как скажется наркоз на ребёнке. И УЗДГ сосудов нам не сделать, так как ребенок не будет лежать спокойно. Обследование сосудов глазного дна может прояснить причину такого состояния или нет?


Вопрос: Ребёнку 2 года 1 месяц, он не ест твёрдую пищу, не хочет пробовать яблоки, бананы, ест чуть-чуть только хлеб, сыр и чай, от ложки уворачивается. Что делать, он на грудном вскармливании частично пока?

Вопрос: Ребёнку 2 года 2 месяца, он дёргается при каких-либо успехах, переминает пальцы на руках, дёргает ногами. Это длится буквально пару секунд. Похоже на какую то перевозбужденность?

Ответ: У ребёнка могут быть пароксизмальные состояния, так называемые стереотипии детского возраста. Но врачу лучше увидеть их своими глазами и принять решение, нужно их корректировать медикаментозно или нет. Нам важно, чтобы не сформировалась патологическая привычка и не пропустить начальные явления гиперкинезов. Обязательно покажитесь врачу-неврологу.

Вопрос: Сыну 2,5 года. Беспокоит его поведение. Участились истерики по различным поводам, в основном – в случае отказа. Засыпает всегда долго (час-полтора), такое ощущение, будто перевозбужден и не может расслабиться. В процессе игр с игрушками всё время прыгает и машет руками, как птичка. Невролог назначала в качестве успокоительного гомеопатическое средство, но с ним особых изменений не произошло. Ребёнок очень активный, не сидит на месте, общительный. Подскажите, является ли описанное поведение следствием какого-либо расстройства?

Вопрос: Оцените, пожалуйста, насколько опасен для нервной системы ребёнка, которому 2 года 9 месяцев, такой режим: подъём 11.00 (11.30), дневной сон 17.00 (18.00) -20.00 (21.00), бодрствование до 02.00 (02.30), сон с 02.00 (02.30) до 11.00 (11.30).

Вопрос: Ирина Борисовна, наблюдались у вас в 11-й больнице с рождения и, пользуясь случаем, хочу поблагодарить за грамотное лечение и хорошее отношение. У меня вот какой вопрос: у дочери была пирамидная недостаточность, поздно стала переворачиваться и садиться, пошла в 1 год 2 месяца. Сейчас всё хорошо, у невролога были в 2 года 11 месяцев.

Недавно я стала обращать внимание на то, что дочь не умеет прыгать, отталкиваясь двумя ногами и научить её у меня не получается. И еще она немного неуклюжая, это не сильно бросается в глаза, но я вижу. Ходим в бассейн и недавно начали ходить на танцы, может, стоит ещё чем-то заниматься. И стоит ли специально учить прыгать или сама научится со временем?

Ответ: Спасибо вам за добрые слова в мой адрес! Учитывая несвоевременность формирования моторных навыков у вашей дочери, можно сделать вывод, что и координаторные навыки – а именно прыжки на 2-х ногах, хождение по одной линии, бег с разворотами, ходьба по лестнице немного запоздают.

Очень замечательно, что девочка плавает и танцует. Ничего лишнего не добавляйте, чтобы не было срывов. Скорее всего, эти навыки придут годам к 4-м, но и сейчас учиться можно, только без фанатизма. Просто у девочки идёт скачок роста и развития, и дисбаланс стал для вас более явным. А вот показываться 2 раза в год врачу-неврологу явно стоит, как и остеопату – я думаю, они вам вместе помогут решить проблему.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, ребёнок всегда будет гипервозбудимым? Девочке 3 года. При родах была родовая травма, гипоксия, затем гипертонус. Ребёнок быстро возбуждается и нервничает. Если что-то не получается у неё, то вмиг начинается истерика.

Ответ: Важно, чтобы вашу малышку раз в 3-6 месяцев осматривал врач–невролог и помог скорректировать процесс созревания её нервной системы. Девочка не всегда будет капризной и легко возбудимой, сейчас идёт созревание её нервной системы. Сопровождение невролога поможет устранить излишнюю возбудимость.

Не забывайте соблюдать режим дня, исключите из её развлечений телевизор, игры на компьютере или в телефоне, старайтесь больше гулять, играть, разговаривать. Скорее всего, в вашем случае стоит провести девочке ЭЭГ-видеомониторинг дневного сна, а после получения его результатов – разумную терапию медикаментами, курс физиолечения или лечения у остеопата. Но только сделать это нужно по назначению врача и под его наблюдением.

Вопрос: Ребёнку 3 года, он почти не разговаривает. Часто начинает реветь, кричать, успокоиться не может, стоит на своём, может кричать час, валяться на полу. Неврологи не видят ничего особенного, а мне страшно…

От 3-х лет и до школы

Вопрос: Диагноз в карте ребенка "неврологически здоров". После каких манипуляций врач вправе писать подобное? И второй вопрос: воспитатели в садике заметили, что девочка при равном объеме выпитой жидкости по сравнению с другими детьми, может в течении дня ни разу не сходить в туалет (ЭЭГ, М-ЭХО в пределах возрастной нормы), УЗИ почек – норма.

Ответ: Такой диагноз правомочен, если нет откровенно грубых органических изменений в неврологической сфере. Значит, вам стоит порадоваться. Если что-то смущает или появились вопросы – просто надо ещё раз обратиться за консультацией, всё объяснить и обсудить.

Вариант нарушений мочеиспускания по типу задержки – это нейрогенная дисфункция. Такому ребёнку имеет смысл напоминать о посещении туалета. В норме он должен ходить туда 4-5 раз в сутки. Нет ли у девочки изменений в анализах мочи? Проводили ли УЗИ почек с мочевым пузырём до и после мочеиспускания? Не было ли у ребёнка обмороков, судорог, травм поясницы и головы? Важно посмотреть, много ли времени проводит ребёнок в сидячем положении – потому что может быть венозный застой в органах малого таза. Всё это нужно проанализировать в комплексе.


Вопрос: Сыну 4 года, начал часто бегать в туалет по-маленькому, каждые 5-10 минут. Анализы мочи хорошие, направили в неврологу. Что это может быть?

Вопрос: У сына (сейчас ему 6 лет) с рождения миотонический синдром, он вялый, было расходящееся косоглазие с 2-4 лет, плосковальгус стопы. Ещё у него ГЭРБ 1 степени. И начались навязчивые движения: моргания, шмыганье, покашливание. После курса лечения всё прошло, а в этом году всё повторяется. Что вы можете посоветовать?

Ответ: Мышечный тонус, поддержание осанки, разумных спортивных навыков – для равновесия, координации и обучения в школе – вот то, на чём вы сейчас должны сосредоточиться. Нужно обеспечить ребёнку правильное рабочее место, тренировать мышцы спины – можно выбрать посильные для себя и ребёнка упражнения и менять их, чтобы не надоедали. Это различные подтягивания, отжимания от стены, махи руками.

Два раза в год можно проводить профилактику витаминами группы В – принимать их в течение месяца. Если появляются дополнительные вопросы по отдельным симптомам, то лучше записаться на консультацию к врачу-неврологу.

Проблемы школьников

Вопрос: Ребёнку от энуреза назначают кортексин. Хочется узнать ваше мнение об этом препарате и какие ещё есть способы лечения энуреза у детей. Ребёнку 7 лет, обследован, патологии мочеполовой системы не выявлено.

Ответ: Энурез лечится комплексно, лечение врач подбирает в зависимости от причин энуреза. Энурез может быть первичным из-за несвоевременного созревания нервной системы или вторичным, например – неврозоподобным. Для лечения энуреза используется не только кортексин, но и другие препараты, в том числе седативные, витамины, адаптогены.

Также ребёнку может помочь физиотерапия, рефлексотерапия и остеопатическое лечение. Но, при этом, я хочу обратить ваше внимание на то, что все эти методы должны применяться только после назначения их врачом-специалистом. Возможно, для уточнения причины энуреза ребёнку стоит провести ЭЭГ-видеомониторинг. В том случае, если он выявит зоны эпиактивности в головном мозге или неравномерность его созревания, то терапию можно будет скорректировать более точно.

Вопрос: Ребёнок в этом году пошел в школу. Начал очень сильно скрипеть ночью зубами, были у стоматолога - он никаких проблем не выявил. Бруксизм был и раньше, но не так часто. Подскажите от чего это и как с ним бороться?

Ответ: Думаю, что причина всего – новые эмоции. Школа – это новый круг общения, новая информация, впечатления, другая мера ответственности. Важно проанализировать режим дня, больше времени проводить вместе. Не давите ребёнка учёбой, иначе у него будет "аллергия на школу".

Ограничьте зрительные нагрузки. Вечером просто поиграйте в настольные игры, попросите помощи по дому – пропылесосить, накрыть на стол. В любом деле будьте союзниками. Хвалите его за дела, а не за отметки!

Уважайте выбор и мнение своего растущего чада, подбадривайте его. Ведь он продержался столько, сколько смог, а теперь ему надо немножко помочь. В крайнем случае, можно приобрести в аптеке специальное приспособление для защиты эмали зубов - типа "капы" у боксёров. А если почувствуете, что всё-таки не справляетесь с проблемой - посоветуйтесь с неврологом в индивидуальном порядке. Мягкие седативные препараты должны помочь в этом.

Ответ: Вы обрисовали признаки нейрогенной дисфункции мочевого пузыря у обоих деток. Старайтесь делать с ними упражнения на брюшной пресс, не заигрываться, не засиживаться у экранов планшетов и подобной техники, больше двигаться, посещать спортивные секции, бассейн. Мальчики должны потренировать свои ощущения перед мочеиспусканием - по типу симптома "будильника": ложатся на спину во время желания помочиться и несильно давят себе живот над лоном, так мозг получает информацию о "боевой готовности". А потом они бегут в туалет.

Можно дважды в год проводить курсы витаминов группы В. Конечно, лучше встретиться и обсудить эту проблемы прицельно с неврологом. Советую вам не всю информацию говорить при детях, то есть не смущать их. По моему опыту, остеопатия хорошо помогает при невротических проблемах, связанных с мочеиспусканием.


Вопрос: Дочери 9 лет. С 3 до 5 лет лечили заикание. Сейчас от него и следа нет. Но беспокоит, что в свои 9 лет не знает даже свой день рождения. Вроде всё расскажу, выучит, через пять минут спрошу - не помнит. Причем не помнит даже сезон! Отсюда проблемы с учебой. Новые слова никак ей не даются. До сих пор спрашивает меня, как пишутся некоторые буквы. Читает очень медленно. Очень хочется помочь ей. С чего начать нам?

Ответ: Дисбаланс в развитии нервной системы у девочки сейчас стал причиной нарушений в когнитивной сфере. Надо обратиться к неврологу. Скорее всего, будет предложено провести ЭЭГ-видеомониторинг сна, возможно - МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы и шеи, консультация окулиста с осмотром глазного дна.

Эпиактивность, которая не проявляет себя днём, может быть обнаружена во время сна, а она влияет на развитие интеллекта. Плохое зрение или изменения на глазном дне тоже скажут о многом: а дочь может не признаваться вам, что она просто видит плохо. Одно могу сказать точно, что к последствиям лечения заикания эта проблема никак не относится. Поддерживайте девочку морально, хвалите за маленькие успехи, но при этом обследуйте, не затягивайте с обращением к врачу.

Вопрос: Сыну 11 лет, 5-й класс. До сих пор может написать буквы наоборот, путает N-И, R-Я, почерк ужасный, правила по русскому языку знает, но в процессе письма не применяет, пишет очень безграмотно, читать не любит. Есть повышенная тревожность, страхи. Психолог сказала, что есть задержка развития эмоционально-волевой сферы.

Плоско-вальгусная деформация ног проявилась около года назад, в детстве не было. Занимается боксом год. Один раз на тренировке упал, ударился головой. Сразу ничего не сказал, а сейчас рассказывает, что даже не помнит, как его подняли и посадили на скамейку. Родился в 37 недель, было обвитие и гипоксия в родах, 7-8 баллов по шкале Апгар ставили. Вопрос: надо ли при таких данных наблюдаться у невролога?

Ответ: Согласна, что у вашего сына есть выраженные когнитивные нарушения – к ним относятся память, внимание, сама мотивация к чтению и учёбе. То, что вы обратили внимание на старую травму - это хорошо, но, я думаю, что учёба и до травмы несколько "хромала".

Исключайте ему чрезмерные зрительные нагрузки - телефоны, планшеты, компьютеры, телевизор.

Объясните, что это не наказание, а отдых для его нервной системы. Общайтесь, читайте вместе хотя бы по главе в день. Пусть он вам перескажет прочитанное, сделает собственные выводы, выскажет своё отношение к герою и к ситуации. Хорошо, если он действительно успешен в спорте – тогда он более уверен в себе, меньше подвержен осуждению в коллективе. Мальчика своего ни с кем не сравнивайте, он у вас самый лучший! Обязательно покажите его неврологу, возможно – эндокринологу или психиатру. Конечно, волшебства не произойдёт, потому что возраст уже достаточно "взрослый", но и ничего не делать нельзя.

Вопрос: У сына нестабильность 2-4 шейных позвонков, был подвывих С1. По УЗДГ сосудов головы и шеи - извитые позвоночные артерии, зажим при повороте головы, кровоток снижен, но не критично. Глазное дно - то приток крови затруднен, то отток, каждый раз по-разному. Неврологи, у которых наблюдались, советовали плавание и запрет на секции, где есть нагрузка на шею: кувырки, стойки на лопатках, канат, батут, прыжки в воду. По этой причине ушли с гимнастики.

Сын посещает плавание и танцы. Врачи говорят, что надо укреплять мышцы шеи, а дальше всё будет можно. Нас интересуют занятия боевыми видами искусств и гимнастика. но там везде кувырки. На данный момент ему 8 лет. Очень спортивный и активный. Прокомментируйте, пожалуйста, нестабильность в шейном отделе позвоночника, извитые позвоночные артерии и спорт.

Ответ: Начну с обследований: с УЗДГ можно больше не частить, достаточно провести в 10–11 лет, затем ещё через пару-тройку лет. Контролировать зрение с осмотром глазного дна 1-2 раза в год достаточно.

Учитывая нестабильность в шейном отделе и гиперактивность мальчика, лучше по-прежнему воздержаться от гимнастики и самбо, бокса, карате, при этом можно у-шу и айкидо (как наименее травматичные). Самое оптимальное – это плавание без прыжков в воду, особенно с высоты.

Танцы - просто отлично, но без резких поворотов головы и исключить все акробатические варианты, то есть батут, кувырки, стойки на голове и лопатках, "мостик". Можно кататься на лыжах. Да и на физкультуру в школу лучше принести справку с такими же ограничениями. Излишние нагрузки способны дестабилизировать то, чего вы уже добились за эти годы. А боевые искусства никто вам не мешает изучать и посещать в качестве болельщиков.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.