Ребусы по нервной системе

Разделы: Биология

Тип – обобщающий

Форма – интеллектуальная игра.

Цель игры: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по разделам курса биологии 8 класса: “Общий обзор строения организма человека”, “Опора и движение”, “Кровь. Кровообращение”, “Дыхание” и “Пищеварение”.

Развивать интерес учащихся к биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения отстаивать свои убеждения, выделять главное, делать выводы, формировать умения работать коллективно.

Обучающие задачи: учащиеся

  • умеют восстанавливать в памяти когда - то изученный материал;
  • используют свои знания в конкретной практической ситуации;
  • расширяют кругозор.

Развивающие задачи: учащиеся

  • анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;
  • делают выводы о значении анатомических знаний;
  • формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

Воспитывающие задачи: учащиеся

  • повышают биологическую культуру,
  • проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно-гигиенических норм и здоровому образу жизни,
  • учатся отстаивать своё мнение;
  • умеют брать на себя ответственность за судьбу команды;
  • желают и умеют работать в группах;
  • учатся слушать и говорить в необычной обстановке.

Материалы и оборудование:

  • Тонометр и фонендоскоп;
  • Микроскопы и микропрепараты тканей;
  • Скелет верхней и нижней конечности человека;
  • Анатомические таблицы;
  • Муляж человеческого тела;
  • Модель “Строение сердца человека”
  • Калькулятор;
  • Дидактические карточки – задания к этапам игры: “Мышцы”, “Вдох и выдох”, “Ребусы”, “Нервная клетка”, “Соматическая клетка”, “Ткани человека”, “Верно – неверно”, “Спасатель”, “Разгадай кроссворд” и “Допиши пропущенный термин”, “Умеете ли вы мыслить образно”, Логические цепочки”, “Формулы измерения артериального давления до 20 лет”, “Разбей на группы” и “Вставь пропущенный термин”.
  • Список участников команд школ;
  • Листы и канцелярские принадлежности;
  • Маршрутный лист для команд школ.

Правила игры: в игру вступают сформированные команды школ района, достойные представить школу на районной биологической интеллектуальной игре. Команда в составе 6 человек выбирает командира и придумывает название команды, девиз и эмблему. Проходит этапы игры. За каждый правильный ответ на этапе команда получает балл (бион). Бионы вписываются в маршрутный лист на каждом этапе игры. За нарушение дисциплины с команды снимаются баллы. Учет баллов ведет жюри, выбранное накануне игры. Команда проходит этапы в том порядке, в котором они заранее распределены для каждой команды в маршрутном листе. По итогам игры проводится награждение команд.

Оформление: запись темы игры, этапы игры, список команд школ района.

Первый этап: “Клетка (рисунок 1, 2).


1) Назовите все органоиды и структуры клетки по карточке. На листке запишите названия частей соответственно номерам, поставленным на рисунке.

Ответ: 1 митохондрия,2 комплекс Гольджи,3 ЭПС,4 мембрана,5 фагоцитозный пузырек,6 клеточный центр,7 лизосома,8 ядро,9 ядрышко,10 рибосомы.

2) Особенностью клеток живых организмов является наличие органических веществ. Назовите их.

Ответ: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.

3) Рассмотри рисунок “строение нейрона”, на листке запишите названия частей соответственно номерам, поставленным на рисунке.

Ответ: 1 дендриты, 2 тело нейрона, 3 ядро и 4 аксон.

Второй этап: “Ткани” (рисунок 3).


1) Рассмотрите в микроскоп и на карточке виды тканей, на листке запишите названия частей соответственно номерам, поставленным на рисунке. Определите рассматриваемые в микроскоп микропрепараты тканей.

Ответ: 1 нервная ткань,2 эпителиальная ткань – плоский эпителий,3 соединительная – хрящевая,4 мышечная – гладкая,5 соединительная - костная,6 соединительная – жировая,7 мышечная – поперечно – полосатая сердечная,8 мышечная – поперечно – полосатая скелетная,9 эпителиальная – железистый эпителий; в микроскопе: кровь, берцовая кость, поперечно – полосатая и эпителиальная.

2) Какая ткань имеет такую характеристику: в этих тканях сильно развито межклеточное вещество, в котором разбросаны отдельные клетки.

Ответ: соединительная ткань.

Третий этап: “Разгадай ребус” (рисунок 4).

Разгадайте ребусы и дайте определение разгаданных терминов (ребусы смотри в приложении).

Например: Д 0 Р. Ответ: донор – человек, добровольно сдающий кровь - для использования ее в лечебных целях - или ткань, орган для пересадки.

Четвертый этап: “Вдох и выдох”.

Пятый этап: “Верно – неверно?”.

Выберите из предложенных суждений правильные:

Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца.

Эритроциты – белые кровяные клетки.

У мыши и жирафа, человека и коровы, у всех млекопитающих – по 7 шейных позвонков.

Пульс – это ритмические колебания стенок вен.

Стенки артерий состоят из однослойного эпителия.

У взрослого человека во рту 23 зуба.

Под действием фермента желудочного сока – пепсина – молекулы белков распадаются.

Череп человека неподвижно соединен с позвоночником.

Работа гладких мышц регулируется вегетативной нервной системой.

Миндалины заполнены лейкоцитами.

Клетки человека обладают оболочкой, состоящей из хитина.

Мышцы противоположного действия называются антагонистами.

Гиподинамия вредно влияет на здоровье человека.

Ответы: 1, 3, 7, 9, 10, 12 и 13.

Шестой этап: “Спасатель”.

Как следует поступать в случаях сильного кровотечения из ран плеча, предплечья и ладони.

Усадить пострадавшего и положить его раненую руку себе на плечо. Прижать плечевую артерию к плечевой кости выше раны.

Наложить жгут на поднятой вверх руке и убедиться в отсутствии пульса на лучевой артерии.

Наложить на рану стерильную повязку. Дать обезболивающее. Вложить записку о времени наложения жгута и еще раз проконтролировать пульс.

Зафиксировать руку косынкой.

Седьмой этап: “Скелет человека” (рисунок 5, 6).



1) “Логическая цепочка”: перед вами логические цепочки. Ваше задание указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

  • Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.
  • Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.
  • Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.
  • Затылочная, теменная, лопатка, ребра.

1) фаланги пальцев (скелет туловища);

2) тазовая (кости конечностей);

3) плечевая (плоские кости).

2) “Разбейте на группы”: найдите соответствие.

Ответ: 1 – б, в; 2 – а, д; 3 – г, е.

Ответ: 1 – е, а; 2 – в, д; 3 – г, б.

3) Перечислите и покажите на скелете человека отделы и кости скелета верхней и нижней конечности.

Восьмой этап: “Вставь пропущенный термин”.

  1. Самое распространенное заболевание зубов ……. (кариес).
  2. Биологические катализаторы ……. (ферменты).
  3. Самая крупная железа организма ….. (печень).
  4. Фермент расщепляющий белок в желудке …… (пепсин).
  5. Наиболее широкая часть пищеварительного канала, имеющая вид вогнутого мешка….. (желудок).
  6. Червеобразный отросток …… (аппендикс).
  7. Воспаление слизистой оболочки желудка …… (гастрит).
  8. Коронка зуба состоит из вещества дентина и покрыта зубной ……. (эмалью).
  9. ЖЕЛ измеряется специальным прибором ….. (спирометром).
  10. ………. (иммунитетом) называют способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них.
  11. На …… (рибосомах) синтезируются белки.
  12. Место контакта аксона с другими клетками называют ….. (синапсами).

Девятый этап: “Мышцы” (рисунок 7).


Рассмотрите карточку и таблицу “Мышцы человека”, найдите и запишите номера представленных мышц.

  1. Портняжная мышца.
  2. Дельтовидная.
  3. Трапециевидная.
  4. Икроножная.
  5. Трехглавая плеча.
  6. Двуглавая бедра.
  7. Разгибатели кисти пальцев.

Ответ: 1 (6), 2 (1, 2), 3 (3), 4 (6), 5 (1, 4), 6 (7) и 7 (9).

Десятый этап: “Умеете ли вы мыслить образно”.

Перед вами ряд терминов. Как человек сумел расположить все это в собственном организме? Придумайте загадки, в которых есть эти слова. Можно взять четыре любых.

  1. Чашечка (. …………….)
  2. Сумка (……………….. …………..)
  3. Молоток (……………….. ……….. …………..)
  4. Щит (……………….. …………)
  5. Пузырек (……………. …………….)
  6. Лопатки (……… ………. ………….)
  7. Таз (………… …………)

Ответ: 1 – коленная чашечка, 2 – суставная сумка, 3 – косточки среднего уха, 4 – щитовидный хрящ, 5 – легочный пузырек, 6 – кость плечевого пояса, 7 – тазовая кость.

Одиннадцатый этап: “Сердце человека. Артериальное давление” (рисунок 8).


“По модели строения сердца человека расскажите о строении сердца, его особенностях.

Следует измерить артериальное давление одному из участников команды игры и сравнить его с артериальным давлением, рассчитанным по формулам для данного возраста (возраст берется в целых годах).

  • АД верхнее = 1,7 * возраст +83
  • АД нижнее = 1,6 * возраст + 42

Двенадцатый этап: “Кроссворд”.

Разгадайте представленный кроссворд по разделу “Пищеварение”.

Кроссворд на тему: “Пищеварение”.

1. Пищеварительная железа, расположенная позади желудка.

2.Одна из сторон обмена веществ, потребление и превращение поступающих в организм веществ.

3.Соли, имеющие большое значение для организма как регуляторы физиологических процессов.

4. Одна из сторон обмена веществ, совокупность процессов распада органических веществ.

5. Фермент поджелудочной железы.

6. Для нормальной работы пищеварительной системы важно питаться в одни и те же часы.

7. В этом отделе пищеварительной системы происходит всасывание воды, а также расщепление клетчатки находящимися бактериями и формирование каловых масс.

8. Группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости.

9. Самая большая железа нашего тела. Расположена под диафрагмой в правой части брюшной полости.

10. Ощущение, связанное с потребностью в пище.

11. Последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни, позволяющие им самосохраняться, расти, развиваться и самовоспроизводиться.

Кроссворд на тему: “Пищеварение”.

1. Пищеварительная железа, расположенная позади желудка.

2.Одна из сторон обмена веществ, потребление и превращение поступающих в организм веществ.

3. Соли, имеющие большое значение для организма как регуляторы физиологических процессов.

4. Одна из сторон обмена веществ, совокупность процессов распада органических веществ.

5. Фермент поджелудочной железы.

6. Для нормальной работы пищеварительной системы важно питаться в одни и те же часы.

7. В этом отделе пищеварительной системы происходит всасывание воды, а также расщепление клетчатки находящимися бактериями и формирование каловых масс.

8. Группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости.

9. Самая большая железа нашего тела. Расположена под диафрагмой в правой части брюшной полости.

10. Ощущение, связанное с потребностью в пище.

11. Последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни, позволяющие им самосохраняться, расти, развиваться и самовоспроизводиться.

Тринадцатый этап: “Каждому органу свое место”.

Расположите карточки со значением органов на муляже человека (их местоположение).

  1. Глаз
  2. Сердце
  3. Печень
  4. Желудок
  5. Почки
  6. Легкие
  7. Поджелудочная железа
  8. Мочевой пузырь
  9. Пищевод
  10. Гортань
  11. Селезенка

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Маклаков Игорь АлександровичНаписать 6563 31.07.2016

Номер материала: ДБ-149176

  • Биология
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    31.07.2016 1013
    31.07.2016 1220
    31.07.2016 452
    31.07.2016 3390
    31.07.2016 358
    31.07.2016 657
    31.07.2016 847

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ лУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Занимательные задания по ОБЖ

Для учащихся 1-2 курса

Разработала преподаватель ОБЖ

Пронь Виктория Дмитриевна

Луганск 2017 год


1. Ритмическое биение стенок артерий.

2. Длительная судорога определенной мышцы или группы мышц.

3. Мельчайший животный или растительный организм.

4. Органическое соединение, вещество, входящее в со­став животных и растительных клеток.

5. Резервный уг­левод растений, состоящий из двух полисахаридов: ами­лозы и амилопектина.

6. Устройство, которое излучает сильное тепло и энергию за счет преобразования рассе­янного света в узкий и несущий большую мощность луч.

7. Группа заболеваний, характеризуемая неконтролиру­емым ростом и распространением аномальных клеток.

8. Единица количества теплоты.

9. Открытая рана.

10. Утолщение внутренней стенки артерии, обуслов­ленное отложением жиров, холестерола и других ве­ществ.

11. Оплодотворенная яйцеклетка.

12. Вещество, наличие которого в живой ткани стимулирует произ­водство антител.

13. Ядовитый алкалоид, содержащий­ся в листьях табака.

14. Омертвение участка ткани, ок­руженного здоровой тканью.

15. Редкое и затрудненное опорожнение кишечника.

16. Единица, используемая для измерения уровня радиации в воздухе.

17. Человек, страдающий заболеванием нервной системы, развив­шимся вследствие длительного умственного или эмоци­онального перенапряжения.

18. Микроскопический кро­веносный сосуд между артерией и веной.

19. Радиоак­тивный атом.

Перестановкой букв образуйте четыре новых слова – названий стихийных бедствий.


    


1. Пульс. 2. Спазм. 3. Микроб. 4. Белок. 5. Крахмал. 6. Лазер. 7. Рак. 8. Калория. 9. Язва. 10. Атеросклероз. 11. Зи­гота. 12. Антиген. 13. Никотин. 14. Некроз. 15. Запор. 16. Рент­ген. 17. Неврастеник. 18. Капилляр. 19. Радиоизотоп.

2. Занос, Ураган, Цунами, Гроза

3. Вулкан, гололед, сель, молния, наледь, половодье.

4. Автомобильная авария

Квартирная кража Карманная кража

Очередь Захват самолета

Безответная любовь Взрыв на улице

Гамзан О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

Игуменова Д.Б., Иванникова И.Г. Чтобы не было беды. М.: Стройиздат, 1992.

Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2000.

Цвилюк Г.Е. Азы личной безопасности. М.: Просвещение, 1997.


Рассказываем по порядку правила составления и решения ребусов. Перед вами 15+ заданий с пояснениями и подсказками, чтобы отработать алгоритм поиска ответа. С ЛогикЛайк вы научитесь решать любые ребусы и другие задания на логику.

Что такое ребус?

Ребус – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.

Польза ребусов для детей и взрослых


Как научиться разгадывать ребусы?

Шаг за шагом мы познакомим вас с примерами занимательных головоломок разного уровня сложности. Часть заданий мы приводим с ответами и описанием решения.

  • Ребусы читаются слева направо, в отдельных случаях – сверху вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или стрелками.
  • Знаки препинания и пробелы не учитываются. Это правило актуально для больших и сложных ребусов, в которых зашифровано длинное слово или целая фраза.
  • Любая картинка или символ в шифровке имеют значение. Ни одна запятая или изображение не даётся в ребусе просто так. Картинка и символ могут обозначать слово целиком либо часть слова в зависимости от других условий ребуса.
  • Все слова в ребусе читаются в именительном падеже, а вот с единственным и множественным числом нужно быть внимательным. Если на картинке изображена пара ног, глаз или несколько фруктов, автор ребуса наверняка хочет, чтобы вы прочитали слово во множественном числе.


Среди самых простых ребусов, которые можно предложить дошкольникам или младшим школьникам – ребусы, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву. Иногда запятые рисуют перевернутыми, но это значения не имеет.

Рассмотрим суть правила на примере двух ребусов ниже. Количество запятых равно количеству букв, которые нужно убрать.


Запятые слева – убираем 3 буквы в начале слова.


2 запятые до картинки - убираем 2 буквы в начале слова, 1 запятая после картинки – убираем последнюю букву в слове.

Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или в конце.


Видим на рисунке РОТ, прибавляем к началу слова букву К и получаем слово КРОТ.

Буквы в ребусах могут сочетаться с другими символами и знаками.


В этом ребусе сочетается рисунок, запятые и буквы. Читать его нужно так: от слова ЗОНТ отнимаем две буквы в конце (две запятые справа) и получаем слог ЗО.



Третья по счёту буква в слове УХО – О.

Если буква рядом с картинкой зачеркнута, её нужно убрать из слова.


Зашифровать слово для ребуса можно без рисунков и символов, а только с помощью букв. В этом случае обращаем внимание на то, как буквы или слоги расположены относительно друг друга, и выбираем подходящий предлог.

Нервная система человека.

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью:

  1. электрических импульсов,
  2. механических раздражений,
  3. гормонов,
  4. ферментов.

А2. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:

  1. нейрон,
  2. нервную ткань,
  3. нервные узлы,
  4. нервы.

А3. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:

  1. мышление,
  2. рассудочная деятельность,
  3. возбуждение,
  4. рефлекс.

А4. Рецепторы – это чувствительные образования, которые:

  1. передают импульсы в центральную нервную систему,
  2. передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные,
  3. воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения,
  4. воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.

А5. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

  1. спинного мозга,
  2. головного мозга,
  3. печени и почек,
  4. желудка и кишечника.

А6. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют:

  1. нервы,
  2. мозжечок,
  3. спинной мозг,
  4. кору больших полушарий.

А7. Произвольные движения человека обеспечивают:

  1. мозжечок и промежуточный мозг,
  2. средний и спинной мозг,
  3. продолговатый мозг и мост,
  4. большие полушария переднего мозга.

А8. Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих во внутренних органах, обеспечивает:

  1. промежуточный мозг,
  2. средний мозг,
  3. спинной мозг,
  4. мозжечок.

А9. Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой:

  1. скелетных мышц,
  2. сердца и сосудов,
  3. кишечника,
  4. почек.

А10. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам:

  1. двигательным,
  2. вставочным,
  3. чувствительным,
  4. исполнительным.

А11. Центры глотательных, дыхательных, сердечно-сосудистых и других жизненно важных рефлексов располагаются в:

  1. мозжечке,
  2. среднем мозге,
  3. продолговатом мозге,
  4. промежуточном мозге.

А12. Вегетативная нервная система участвует в:

  1. осуществлении произвольных движений,
  2. восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений,
  3. регуляции обмена веществ и работы внутренних органов,
  4. формировании звуков речи.

А13. Нервным импульсом называют:

  1. электрическую волну, бегущую по нервному волокну,
  2. передачу информации с одного нейрона на следующий,
  3. передачу информации от клетки к клетке,
  4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

А14. По чувствительному нейрону возбуждение направляется:

  1. в центральную нервную систему,
  2. к исполнительному органу,
  3. к рецепторам,
  4. к мышцам.

А15. Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

  1. двигательным нейронам,
  2. вставочным нейронам,
  3. чувствительным нейронам,
  4. коротким отросткам двигательных нейронов.

А16. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

  1. нервных волокнах,
  2. телах нейронов центральной нервной системы,
  3. рецепторах,
  4. телах вставочных нейронов.

А17. У человека за расширение зрачка отвечает:

  1. симпатический отдел нервной системы,
  2. парасимпатический отдел нервной системы,
  3. соматическая нервная система,
  4. центральная нервная система.

А18. Короткий отросток нервной клетки называется:

  1. аксон,
  2. нейрон,
  3. дендрит,
  4. синапс.

А19. Длинный отросток нервной клетки называется:

  1. аксон,
  2. нейрон,
  3. дендрит,
  4. синапс.

А20. Место контактов двух нервных клеток друг с другом называется:

  1. аксон,
  2. нейрон,
  3. дендрит,
  4. синапс.

А21. Нервы – это:

  1. нейронная цепь,
  2. скопление тел нейронов,
  3. пучки аксонов, выходящие за пределы мозга,
  4. рецепторы.

А22. Полушария головного мозга соединяются друг с другом:

  1. мостом,
  2. мозолистым телом,
  3. средним мозгом,
  4. промежуточным мозгом.

А23. Влияние парасимпатической нервной системы на сердечную деятельность выражается в:

  1. замедлении сердцебиения,
  2. учащении сердцебиения,
  3. остановке сердца,
  4. аритмии.

А24. Нервная система – это:

  1. орган,
  2. ткань,
  3. система органов,
  4. органоид.

А25. Нервная система человека, в отличие от эндокринной:

  1. реагирует на внешние, а не на внутренние воздействия,
  2. полностью подчинена сознанию,
  3. действует быстрее,
  4. не работает во время сна.

А26. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему:

  1. центральную,
  2. вегетативную,
  3. соматическую,
  4. периферическую.

А27. Аксоны – отростки нервных клеток, которые выходят за пределы центральной нервной системы, собираются в пучки и образуют:

  1. подкорковые ядра,
  2. нервные узлы,
  3. кору мозжечка,
  4. нервы.

А28. Нейрон – это:

  1. многоядерная клетка с отростками,
  2. одноядерная клетка с отростками,
  3. безъядерная клетка с отростками,
  4. многоядерная клетка с ресничками.

А29. В приспособительных реакциях организма на изменения условий среды ведущую роль играет:

  1. головной мозг,
  2. вегетативная нервная система,
  3. соматическая нервная система,
  4. органы чувств.

А30. Нервные клетки отличаются от остальных наличием:

  1. ядра с хромосомами,
  2. отростков разной длины,
  3. многоядерностью,
  4. сократимостью.

А31. Передача возбуждения по нерву или мышце объясняется:

  1. разностью концентраций ионов натрия и калия внутри и вне клетки,
  2. разрывом водородных связей между молекулами воды,
  3. изменением концентрации водородных ионов,
  4. теплопроводностью воды.

А32. Рефлекс, нервный центр которого лежит за пределами продолговатого мозга:

  1. кашель,
  2. глотание,
  3. слюноотделение,
  4. коленный.

А33. Промежуточный мозг регулирует:

  1. обмен веществ,
  2. потребление пищи и воды,
  3. поддержание постоянной температуры тела,
  4. верны все ответы.

А34. В продолговатом мозге расположен центр рефлекса:

  1. чихания,
  2. мочеиспускания,
  3. дефекации,
  4. коленного.

А35. Центры кашля и чихания находятся в:

  1. спинном мозге,
  2. продолговатом мозге,
  3. среднем мозге,
  4. переднем мозге.

А36. Парасимпатическая нервная система снижает:

  1. частоту сердечных сокращений,
  2. силу сердечных сокращений,
  3. уровень глюкозы в плазме,
  4. все перечисленные параметры.

Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Белое вещество переднего отдела головного мозга:

А) образует его кору,

Б) расположено под корой,

В) состоит из нервных волокон,

Г) образует подкорковые ядра,

Д) соединяет кору головного мозга с другими отделами головного мозга и со спинным мозгом,

Е) выполняет функцию высшего анализатора сигналов от всех рецепторов тела.

В2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?

А) мышц верхних и нижних конечностей,

Б) сердца и кровеносных сосудов,

В) органов пищеварения,

Г) мимических мышц,

Д) почек и мочевого пузыря,

Е) диафрагмы и межрёберных мышц.

В3. К периферической нервной системе относят:

Д) чувствительные нервы,

Е) двигательные нервы.

В4. В мозжечке лежат центры регуляции:

А) мышечного тонуса,

Б) сосудистого тонуса,

В) позы и равновесия тела,

Г) координации движений,

Е) вдоха и выдоха.

Задания на установление соответствия.

В5. Установите соответствие между отдельной функцией нейрона и типом нейрона, который эту функцию выполняет.

ФУНКЦИИ НЕЙРОНОВ ТИПЫ НЕЙРОНОВ

1) осуществляют передачу с одного нейрона А) чувствительные,

на другой в головном мозге, Б) вставочные,

2) передают нервные импульсы от органов В) двигательные.

3) передают нервные импульсы мышцам,

4) передают нервные импульсы от внутренних органов в мозг,

5) передают нервные импульсы к железам.

В6. Установите соответствие между отделами нервной системы и их функциями.

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1) сужает сосуды, А) симпатическая,

2) урежает ритм работы сердца, Б) парасимпатическая.

3) сужает бронхи,

4) расширяет зрачок.

В7. Установите соответствие между строением и функциями нейрона и его отростками.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТОК НЕЙРОНА

1) проводит сигнал к телу нейрона, А) аксон,

2) снаружи покрыт миелиновой оболочкой, Б) дендрит.

3) короткий и сильно ветвится,

4) участвует в образовании нервных волокон,

5) проводит сигнал от тела нейрона.

В8. Установите соответствие между свойствами нервной системы и её типами, которые этими свойствами обладают.

СВОЙСТВА ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1) иннервирует кожу и скелетные мышцы, А) соматическая,

2) иннервирует все внутренние органы, Б) вегетативная.

3) способствует поддержанию связи организма

с внешней средой,

4) регулирует обменные процессы, рост организма,

5) действия подконтрольны сознанию (произвольны),

6) действия неподвластны сознанию (автономны).

В9. Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.

ПРИМЕРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИИ СПИННОГО

1) коленный рефлекс, А) рефлекторная,

2) передача нервного импульса из спинного Б) проводниковая.

мозга в головной,

3) разгибание конечностей,

4) отдёргивание руки от горячего предмета,

5) передача нервного импульса из мозга

к мышцам конечностей.

В10. Установите соответствие между особенностью строения и функцией головного мозга и его отделом.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО
И ФУНКЦИЙ МОЗГА

1) содержит дыхательный центр, А) продолговатый мозг,

2) поверхность поделена на доли, Б) передний мозг.

3) воспринимает и обрабатывает информацию от

4) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы,

5) содержит центры защитных реакций организма – кашля

Задания на определение последовательности.

В11. Установите правильную последовательность расположения отделов ствола головного мозга, по направлению от спинного мозга.

А) промежуточный мозг,

Б) продолговатый мозг,

Задания со свободным ответом

С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Кора больших полушарий образована серым веществом.

2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.

3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.

4. Зрительная зона находится в лобной доле.

5. Слуховая зона находится в теменной доле.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.

1. Нервная система делится на центральную и соматическую.

2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную.

3. Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга.

4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.