Рецептор усиливает нервные импульсы преобразует сигналы от

тест по теме "анализаторы"

Скачать:

ВложениеРазмер
testanalizatory_8klass.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Анализатор состоит из

2. Анализатор состоит

А) только из проводникового отдела

В) только из коркового отдела

Г) из рецептора, проводникового отдела, коркового отдела

А) преобразует сигналы в нервные импульсы

Б) превращает нервные импульсы в ощущения

В) только проводит возбуждение

Г) усиливает нервные импульсы

4. Проводниковый отдел анализатора

А) усиливает нервные импульсы

Б) превращает нервные импульсы в ощущения

В) преобразует сигналы в нервные импульсы

Г) передает возбуждение от рецептора в кору головного мозга

5. Корковый отдел анализатора

А) передает возбуждение от рецептора в головной мозг

Б) превращает нервные импульсы в ощущения

В) преобразует сигналы в нервные импульсы

Г) воспринимает раздражение

6. Рецептор – это

А) только нервные волокна

Б) клетки коры головного мозга

В) специальные нервные клетки и нервные волокна

Г) клетки спинного мозга

7. Проводниковый отдел анализатора – это

А) нервные волокна

Б) специальные клетки, воспринимающие раздражение

В) участки коры головного мозга

8. Белочная оболочка (склера)

А) снабжает глаз кровью

Б) воспринимает свет

В) защищает глаз от повреждений

Г) пропускает световые лучи

9. Защитную функцию выполняет

Б) радужная оболочка

Г) белочная оболочка (склера)

А) снабжает глаз кровью

Б) пропускает световые лучи

В) увеличивает изображение предметов

Г) воспринимает свет

11. Белочная оболочка в передней части глаза переходит в прозрачную

Б) сосудистую оболочку

В) радужную оболочку

12. Сосудистая оболочка

А) защищает глаз

Б) пропускает световые лучи

В) преломляет световые лучи

Г) снабжает глаз кровью

1. Важная роль в питании глаза принадлежит

В) сосудистой оболочке

Г) радужной оболочке

2. Спереди сосудистая оболочка глаза переходит в

Б) радужную оболочку

Г) белочную оболочку

3. Цвет глаз зависит от пигмента, содержащегося в

А) радужной оболочке

Б) белочной оболочке

4. Зрачок – это отверстие в центре

А) белочной оболочки

В) радужной оболочки

5. Светочувствительные клетки содержит

А) белочная оболочка

Б) сосудистая оболочка

В) радужная оболочка

А) воспринимает свет

В) защищает глаз

Г) пропускает световые лучи

А) участвует в питании глаза

Б) воспринимает свет

В) преломляет световые лучи

Г) защищает глаз

8. К оптической системе глаза относится

А) белочная оболочка

Б) ресничная мышца

В) сосудистая оболочка

9. Причиной близорукости может стать

А) разрушение хрусталика

Б) укороченное глазное яблоко

В) уменьшение выпуклости хрусталика

Г) увеличение выпуклости хрусталика

10. Причиной дальнозоркости может стать

А) уменьшенное глазное яблоко

Б) уменьшение выпуклости хрусталика

В) разрушение хрусталика

Г) увеличение выпуклости хрусталика

11.Палочки сетчатки раздражаются

А) ярким светом, воспринимают цвет

Б) ярким светом, не воспринимают цвет

В) слабым светом, не воспринимают цвет

Г) слабым светом, воспринимают свет

12. Колбочки сетчатки раздражаются

А) ярким светом, не воспринимают цвет

Б) слабым светом, не воспринимают свет

В) слабым светом, воспринимают свет

Г) ярким светом, воспринимают цвет

13. Слуховые рецепторы находятся в

А) наружном слуховом проходе

Б) барабанной перепонке

В) улитке внутреннего уха

14. Распознавание звуков происходит в

В) барабанной перепонке

Г) коре головного мозга

15. Вестибулярный аппарат находится

А) во внутреннем ухе

В) в наружном слуховом проходе

Г) в среднем ухе

16. Вестибулярный аппарат –

А) орган мышечного чувства

Б) орган равновесия

В) орган осязания

Г) орган кожного чувства

17. Вкусовые рецепторы раздражаются

А) твердыми веществами

Б) газообразными веществами

В) любыми веществами

Г) химическими веществами, растворенными в воде

18. Обонятельные рецепторы раздражаются

А) газообразными веществами

Б) твердыми веществами

В) любыми веществами

Г) химическими веществами, растворенными в воде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .

Тест взят из материалов тематического контроля по ФГОС под редакцией И.П.Цыбулько.

тест для учеников 4 класса( как итоговый) или входной тест для 5 класса - к УМК Spotlight. Расчитан на 25- 30 минут.

Тестовые задания предназначенны для учеников 8 класса.

Результаты данного тестирования в начале учебного года помогают учителю организовать систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков учащихся 7 класса по орфографии глагола, по преду.

Данная контрольная работа состоит из трех частей:1 часть - чтение2 часть - лексико-грамматический тест3 часть - письмо.


Нервная система

Раздражимость или чувствительность – характерная черта всех живых организмов, означающая их способность реагировать на сигналы или раздражители.

Сигнал воспринимается рецептором и передается с помощью нервов и (или) гормонов к эффектору, который осуществляет специфическую реакцию или ответ.

Животные имеют две взаимосвязанные системы координации функций – нервную и гуморальную (см. таблицу).

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Электрическое и химическое проведение (нервные импульсы и нейромедиаторы в синапсах)

Химическое проведение (гормоны) по КС

Быстрое проведение и ответ

Более медленное проведение и отстроченный ответ (исключение - адреналин)

В основном кратковременные изменения

В основном долговременные изменения

Специфический путь распространения сигнала

Неспецифический путь сигнала (с кровью по всему телу)к специфической мишени

Ответ часто узко локализован (например, один мускул)

Ответ может быть крайне генерализованным (например, рост)

Нервная система состоит из высокоспециализированных клеток со следующими функциями:

- восприятие сигналов – рецепторы;

- преобразование сигналов в электрические импульсы (трансдукция);

- проведение импульсов к другим специализированным клеткам – эффекторам, которые получив сигнал, дают ответ;

Связь между рецепторами и эффекторами осуществляют нейроны .

Нейрон – это структурно – функциональная единица НС.


Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Нейрон имеет сложное строение и узкую специализацию. Нервная клетка содержит ядро, тело клетки и отростки (аксоны и дендриты).

В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться друг с другом, образуя биологические нейронные сети.

Нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.

Тело нейрона: ядро (с большим количеством ядерных пор) и органеллы (ЭПС, рибосомы, аппарат Гольджи, микротрубочки), а также из отростков (дендриты и аксоны).

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток НС; составляет 40% общего объема ЦНС.

  • Аксон – длинный отросток нейрона; проводит импульс от тела клетки; покрыт миелиновой оболочкой (образует белое вещество мозга)
  • Дендриты - короткие и сильно разветвлённые отростки нейрона; проводит импульс к телу клетки; не имеют оболочки


Важно! Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон.

Важно! Один нейрон может иметь связи со многими (до 20 тысяч) другими нейронами.

  • чувствительные – передают возбуждение от органов чувств в спинной и головной мозг
  • двигательные – передают возбуждение от головного и спинного мозга к мышцам и внутренним органам
  • вставочные – осуществляют связь между чувствительными и двигательным нейронами, в спинном и головном мозге

Нервные отростки образуют нервные волокна.

Пучки нервных волокон образуют нервы.

Нервы – чувствительные (образованы дендритами), двигательные (образованы аксонами), смешанные (большинство нервов).

Синапс – это специализированный функциональный контакт между двумя возбудимыми клетками, служащий для передачи возбуждения


У нейронов синапс находится между аксоном одной клетки и дендритом другой; при этом физического контакта не происходит – они разделены пространством - синаптической щель.

Нервная система:

  • периферическая (нервы и нервные узлы) – соматическая и автономная
  • центральная (головной и спинной мозг)

В зависимости от характера иннервации НС:

  • Соматическая – управляет деятельностью скелетной мускулатуры, подчиняется воле человека
  • Вегетативная (автономная) – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека

Соматическая нервная система часть нервной системы человека, представляющая собой совокупность чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы.

Она представляет часть периферической нервной системы, которая занимается доставкой моторной (двигательной) и сенсорной (чувственной) информации до центральной нервной системы и обратно. Эта система состоит из нервов, прикрепленных к коже, органам чувств и всем мышцам скелета.

  • спинномозговые нервы – 31 пара; связаны со спинным мозгом; содержат как двигательные, так и сенсорные нейроны, поэтому смешанные;
  • черепномозговые нервы – 12 пар; отходят от головного мозга, иннервируют рецепторы головы (за исключением блуждающего нерва – иннервирует сердце, дыхание, пищеварительный тракт); бывают сенсорными, моторными (двигательными) и смешанными

Рефлекс – это быстрый автоматический ответ на раздражитель, осуществляемый без осознанного контроля головного мозга.

Рефлекторная дуга – путь, проходимый нервными импульсами от рецептора до рабочего органа.

  • в ЦНС – по чувствительному пути;
  • от ЦНС – к рабочему органу – по двигательному пути

- рецептор (окончание дендрита чувствительного нейрона) – воспринимает раздражение

- чувствительное (центростремительное) нервное волокно – передает возбуждение от рецептора к ЦНС

- нервный центр – группа вставочных нейронов, расположены на разных уровнях ЦНС; передает нервные импульсы с чувствительных нейронов на двигательные

- двигательное (центробежное) нервное волокно – передает возбуждение от ЦНС к исполнительному органу


Простая рефлекторная дуга: два нейрона – чувствительный и двигательный (пример – коленный рефлекс)

Сложная рефлекторная дуга: три нейрона – чувствительный, вставочный, двигательный (благодаря вставочным нейронам происходит обратная связь между рабочим органом и ЦНС, что позволяет вносить изменения в работу исполнительных органов)

Вегетативная (автономная) нервная система – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека.

Делится на симпатическую и парасимпатическую.


Обе состоят из вегетативных ядер (скопления нейронов, лежащих в спинном и головном мозге), вегетативных узлов (скопления нейронов, нейронов, за пределами НС), нервных окончаний (в стенках рабочих органов)

Путь от центра до иннервируемого органа состоит из двух нейронов (в соматической - один).

Место выхода из ЦНС

От спинного мозга – в шейный, поясничный, грудной отделы

От ствола головного мозга и ствола крестцового отдела спинного мозга

Местоположение нервного узла (ганглия)

По обе стороны спинного мозга, за исключением нервных сплетений (непосредственно в этих сплетениях)

В иннервируемых органах или вблизи них

Медиаторы рефлекторной дуги

В предузловом волокне –

в послеузловом - норадреналин

В обоих волокнах - ацетилхолин

Названия основных узлов или нервов

Солнечное, легочное, сердечное сплетения, брыжеечный узел

Общие эффекты симпатической и парасимпатической НС на органы:

  • Симпатическая НС – расширяет зрачки, угнетает слюноотделение, повышает частоту сокращений, расширяет сосуды сердца, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию легких, угнетает перистальтику кишечника, угнетает секрецию пищеварительных соков усиливает потоотделение, удаляет с мочой лишний сахар; общий эффект – возбуждающий, повышает интенсивность обмена, снижает порог чувствительности; активизирует во время опасности, стресса, контролирует реакции на стресс
  • Парасимпатическая НС – сужает зрачки, стимулирует слезотечение, уменьшает частоту сердечных сокращений, поддерживает тонус артериол кишечника, скелетных мышц, снижает кровяное давление, уменьшает вентиляцию легких, усиливает перистальтику кишечника, расширяет артериолы в коже лица, увеличивает выделение с мочой хлоридов; общий эффект – тормозящий, снижает или не влияет на интенсивность обмена, восстанавливает порог чувствительности; доминирует в состоянии покоя, контролирует функции в повседневных условиях

Центральная нервная система (ЦНС) – обеспечивает взаимосвязь всех частей НС и их координированную работу

У позвоночных ЦНС развивается из эктодермы (наружного зародышевого листка)

ЦНС – 3 оболочки:

- твердая мозговая (dura mater) - снаружи;

- мягкая мозговая оболочка (pia mater) – прилегает непосредственно к мозгу.

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа; содержит

- белое вещество - проводящие пути между головным мозгом и спинным, между отделами головного мозга

- серое вещество - в виде ядер внутри белого вещества; кора покрывающая большие полушария и мозжечок

Масса головного мозга – 1400-1600 грамм.


5 отделов:

  • продолговатый мозг– продолжение спинного мозга; центры пищеварения, дыхания, сердечной деятельности, рвота, кашель, чихание, глотание, слюноотделение, проводящая функция
  • задний мозг – состоит из варолиевого моста и мозжечка; варолиев мост связывает мозжечок и продолговатый мозг с большими полушариями; мозжечок регулирует двигательные акты (равновесие, координация движений, поддержание позы)
  • промежуточный мозг– регуляция сложных двигательных рефлексов; координация работы внутренних органов; осуществление гуморальной регуляции;
  • средний мозг – поддержание тонуса мыщц, ориентировочные, сторожевые, оборонительные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители;
  • передний мозг (большие полушария) – осуществление психической деятельности (память, речь, мышление).

Промежуточный мозг включает таламус, гипоталамус, эпиталамус

Таламус – подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обонятельного), регулирует внешнее проявление эмоций (мимика, жесты, изменение пульса, дыхания)

Гипоталамус – центры вегетативной НС, обеспечивают постоянство внутренней среды, регулируют обмен веществ, температуру тела, чувство жажды, голода, насыщения, сна, бодрствования; гипоталамус контролирует работу гипофиза

Эпиталамус – участие в работе обонятельного анализатора

Передний мозг имеет два больших полушария: левое и правое

  • Серое вещество (кора) находится сверху полушарий, белое – внутри
  • Белое вещество – это проводящие пути полушарий; среди него – ядра серого вещества (подкорковые структуры)

Кора больших полушарий – слой серого вещества, 2-4 мм в толщину; имеет многочисленные складки, извилины

Каждое полушарие разделено бороздами на доли:

- лобная – вкусовая, обонятельная, двигательная, кожно- мускульная зоны;

- теменная – двигательная, кожно- мускульная зоны;

- височная – слуховая зона;

- затылочная – зрительная зона.

Важно! Каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела.

  • Левое полушарие – аналитическое; отвечает за абстрактное мышление, письменную и устную речь;
  • Правое полушарие – синтетическое; отвечает за образное мышление.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале; имеет вид белого шнура, длина 1м; на передней и задней сторонах есть глубокие продольные борозды

В самом центре спинного мозга – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Канал окружен серым веществом (имеет вид бабочки), который окружен белым веществом.

  • В белом веществе – восходящие (аксоны нейронов спинного мозга) и нисходящие пути (аксоны нейронов головного мозга)
  • Серое вещество напоминает контур бабочки, имеет три вида рогов.

- передние рога – в них расположены двигательные нейроны (мотонейроны) – их аксоны иннервируют скелетные мышцы

- задние рога – содержат вставочные нейроны – связывают чувствительные и двигательные нейроны

- боковые рога – содержат вегетативные нейроны – их аксоны идут на периферию к вегетативным узлам

Спинной мозг – 31 сегмент; от каждого сегмента отходит 1 пара смешанных спинномозговых нервов, имеющих по паре корешков:

- передний (аксоны двигательных нейронов);

- задний (аксоны чувствительных нейронов.

Функции спинного мозга:

- рефлекторная – осуществление простых рефлексов (сосудодвигательных, дыхательных, дефекации, мочеиспускания, половых);

- проводниковая – проводит нервные импульсы от и к головному мозгу.


Повреждение спинного мозга приводит к нарушению проводниковых функций, вследствие чего – паралич.








































Описание презентации по отдельным слайдам:

Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Определите, какой ответ является правильным. 1. Органы чувств обеспечивают: а) восприятие различных раздражений б) источник представления об окружающем в) взаимосвязь с окружающей средой г) познание мира

2.Анализатор состоит из: а) 2 отделов б) 3 отделов в) 1 отдела г) 4 отделов

3.Анализатор состоит: а) только из проводникового отдела б) из рецепторов в) только из коркового отдела г) из рецептора, проводникового отдела, коркового отдела

4.Рецептор: а) преобразует сигнал в нервные импульсы б) только проводит возбуждение в) преобразует нервный импульс в ощущения г) усиливает первые импульсы

5.Проводниковый отдел анализатора: а) усиливает нервные импульсы б) превращает нервный импульс в ощущения в) передаёт возбуждение от рецептора в кору головного мозга г) преобразует сигнал в нервные импульсы

6.Корковый отдел анализатора: а) передаёт возбуждение от рецептора в головной мозг б) преобразует первые импульсы в ощущения в) преобразует сигналы в нервные импульсы г) воспринимает раздражение

Проверяем ответы 1- а, б, в, г; 2- б; 3- г; 4- а; 5- в; 6- б.

Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. О каком органе идёт речь?

Строение органа зрения Орган зрения — важнейший из органов чувств, обеспечивающий человеку до 90% информации.

Строение органа зрения

Строение органа зрения

Сетчатка Световоспринимающая часть — сетчатка. В ней расположены светочувствительные клетки — зрительные рецепторы, около 125 млн. палочек, обеспечивающих черно-белое видение и около 7 млн. колбочек, дающих информацию о цвете.

Строение сетчатки Сетчатка состоит из нескольких слоев клеток: наружный, прилегающий к сосудистой оболочке — слой пигментных клеток черного цвета. Этот слой поглощает свет, препятствуя его рассеиванию и отражению; три слоя клеток: биполярные, ганглиозные, затем их аксоны, объединяющихся в зрительный нерв; Затем идет слой, содержащий палочки и колбочки.

Строение сетчатки Максимальное количество колбочек находится в сетчатке на оптической оси глаза, против зрачка, этот участок называется желтым пятном. В том месте, где от глазного яблока отходит зрительный нерв, в сетчатке нет рецепторов — слепое пятно. Максимальное количество палочек находится на периферии глаза. Палочки содержат зрительный пигмент родопсин, для его разложение достаточно небольшого количества света. В колбочках под действие света происходит разложение йодопсина, но для возбуждения колбочек нужно большее количество света.

Что происходит на сетчатке Световой поток проходит: Роговица Радужка Зрачок Хрусталик Стекловидное тело Сетчатка На сетчатке уменьшенное и перевернутое изображение

Принцип действия глаза напоминает фотоаппарат Оптическая система роговица радужка зрачок хрусталик Стекловидное тело Световоспринимающая часть сетчатка Оптическая система фокусирует изображение и создает его на сетчатке в уменьшенном и перевернутом виде

Что происходит на сетчатке

Что происходит на сетчатке Свет попадает на светочувствительные клетки; Происходит фотохимическая реакция(распад родопсина); Изменяется потенциал фоторецепторов; Возникает возбуждение; По зрительному нерву возбуждение идет к зрительному центру коры больших полушарий; В коре происходит окончательный анализ возбуждения, различение изображения и формирование ощущения.

В результате: Видит мозг, а не глаз. Зрение – это корковый процесс, он зависит от качества информации, поступившей от глаза. Вот почему глаз смотрит, а мозг видит.

Тест на дальтонизм

Домашнее задание Изучить текст учебника на стр.76-81 Зарисовать в тетради схему –рисунок зрительного анализатора стр.79.

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Пырин Александр БорисовичНаписать 1115 09.11.2015

Номер материала: ДВ-140071

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    09.11.2015 5004
    09.11.2015 550
    09.11.2015 1337
    09.11.2015 1369
    09.11.2015 343
    09.11.2015 342
    09.11.2015 777

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.