Речевые автоматизмы при сенсорной афазии

• Моторная афазия.

Характеризуется тем, что больной либо совсем не говорит, либо у него сохраняются незначительные речевые возможности. При этом он слышит и понимает обращенную речь. Ему трудно правильно повторить подсказанные слова, предложения, но возможно иногда произнести обрывки слов и коротких фраз.

В более легких случаях сохраняются наиболее автоматизированные обыденные слова, простые предложения, может использовать слоги или слова-корни для называния конкретных предметов или предложений.

Такое явление носит название эмболофразии.

Самостоятельная речь не возможна в следствии нарушения центра Брака.

Винарская Е.Н. отмечает, что у школьников частично или полностью распадаются навыки письменной речи, в большей степени нарушается чтение. Но м.б. сохранно самостоятельное воспроизведение цифровых рядов, складывание из разрезной азбуки своего имени и фамилии.

У детей с мотор.афазией наблюдаются особенности личностного плана: осознавая и переживая свой дефект, дети чувствуют свою беспомощность и теряют уверенность в себе, в следствие чего может наступить депрессия.

• Сенсорная афазия.

Ребенок слышит речь, но не понимает, о чем говорят. У ребенка м.б. разная степень нарушения восприятия чужой и своей речи.

На ранних стадиях заболевания, как правило отмечается глубокое расстройство понимания речи; на более поздних – затруднения в понимании отдельных смысловых структур: слова и фразы, отработанные с ним, он понимает.

У детей расстраивается самоконтроль собственных высказываний из-за след.причин:

• Отсутствие слухового контроля за речью;

• Нарушение понимания речи.

Собственная речь детей сильно отстает от нормы, распадаются навыки чтения и письма.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

• Устная речь практически отсутствует,

• Больные широко пользуются жестами и мимикой.

• При менее грубом дефекте речи спонтанная речь больных бедна, состоит из отдельных слов.

• Фразовая речь возможна лишь у отдельных больных.

• Фраза примитивна по логической структуре.

• Активный словарь состоит из, простых по звуковой структуре и относящихся, как правило, к бытовой тематике.

• При грубой степени выраженности афферентной моторной афазии диалогическая речь отсутствует.

• Больным с менее грубой афазией диалогическая речь в большинстве случаев доступна, но ответы носят стереотипный характер.

• При легкой степени нарушений речи диалогическая речь полностью сохранена.

Фраза по сюжетной картинке

• Больным с грубой афазией составление фраз по сюжетной картинке недоступно.

• При меньшей степени грубости речевого дефекта возможно составление простой по синтаксической конструкции фразы по сюжетной картинке, в основном бытового содержания.

• Больные с легким расстройством речи, как правило, достаточно легко составляют фразы по сюжетной картинке.

• При грубой степени выраженности речевого дефекта пересказ текстов невозможен.

• В менее грубых случаях больные способны пересказать текст, но лишь в форме ответов на вопросы или же по подробному плану.

• В легких случаях пересказ текстов возможен, однако имеются трудности формулирования сложных фраз, встречаются отдельные аграмматизмы.

• Больные даже с грубой афферентной моторной афазией в общем понимают обращенную к ним речь,

• Фонематический слух при этом первично не страдает.

• , справляются с показом предметов и частей тела, а также с выполнением устных инструкций.

• Однако развернутую монологическую речь окружающих, а также речь по радио часто не понимают

• . Имеются затруднения в осмыслении слов с переносным значением, пословиц, текстов со сложным сюжетом.

Состояние функции чтения

• При грубой афферентной моторной афазии чтение отсутствует,

• При меньшей грубости дефекта чтение как функция имеется, однако сопровождается произносительными трудностями, характерными для экспрессивной речи больных.

• Буквы прочитываются и узнаются.

• В случаях легкой афазии чтение практически не нарушено.

Состояние функции письма

• Невозможно письмо под диктовку даже тех букв, которые узнаются по названиям.

• Звуко-буквенный анализ состава слова страдает грубейшим образом: больные не в состоянии определить количество букв в слове, а также вставить пропущенную гласную букву даже в простое трехбуквенное слово.

• При средней степени выраженности данной формы афазии письмо также грубо нарушено.

• Больные в состоянии списывать слова и даже простые фразы, однако они не справляются с письмом аналогичного материала под диктовку

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

У большей части больных изолированные звуки больные повторяют относительно свободно, однако задание воспроизвести серию звуков вызывает существенный артикуляционный сбой. Э

. Переключение с с артикулемы на артикулему затруднено, особенно в усложненных условиях.

• Спонтанная речь больных с грубой формой афазии бедна.

• Она состоит в основном из хорошо упроченных слов, преимущественно номинаций.

• Интонация бедная, однообразная.

• Речевая активность средняя.

• Больные с менее грубой афазией в состоянии передать в общих чертах свою мысль.

• фразовая речь практически отсутствует.

• Словарь представлен в основном существительными, частотными глаголами в инфинитиве.

• В сложных по звуковой структуре словах выражены трудности артикуляторных переключений.

• . В целом в высказывании отсутствует плавность, оно носит разорванный характер.

• Возможна монологическая речь на определенные темы.

В большинстве случаев у больных даже с грубой эфферентной моторной афазией имеются те или иные речевые автоматизмы: сопряженный и отраженный прямой счет (обратный счет недоступен), пение со словами.

При средней и легкой степени данной формы афазии речевые автоматизмы обычно сохранны.

• Даже при грубой степени выраженности речевого дефекта большая часть больных способна к повторению отдельных звуков как с опорой на артикуляционный образ, так и по акустическому образцу.

• Повторение слогов затруднено из-за трудностей артикуляционных переключений.

• Воспроизведение слова, как правило, не удается.

• Повторная речь воспроизводится легче спонтанной.

• Страдает и просодический компонент высказывания. Больные с трудом передают интонацию вопроса, восклицания.

• Больным с грубым речевым дефектом недоступно поддержание диалога.

• . Может наблюдаться стереотипность ответов, персеверации (застревание на фрагментах предыдущих ответов).

• Выражены трудности переключения с одного фрагмента слова на другой. Наиболее доступен ситуативный диалог

• . При легкой степени выраженности афазии диалогическая речь в общем сохранена и близка к норме, хотя нередко остается некоторая стереотипность формулировок, недостаточная развернутость вопросно-ответных видов речи. Имеются также специфические произносительные трудности.

• У больных с легкой эфферентной моторной афазией называние в общем сохранено, однако имеется определенный словарный дефицит

• . Больные редко продуцируют малочастотные называния, избегают слов со сложной звуковой структурой.

Фраза по сюжетной картинке

Больным с грубым речевым дефектом составление фраз по сюжетной картинке практически недоступно

• Первичные расстройства функции понимания отсутствуют даже у больных с грубой афазией.

• Однако имеют место и трудности восприятия речи из-за отсутствия полноценных артикуляционных опор, а также инертности в области переключения слухового внимания.

• Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку.

• При средней и легкой степени выраженности эфферентной моторной афазии особенности понимания речи менее выражены и аналогичны особенностям нарушения речи у больных с грубой эфферентной моторной афазией.

Состояние функции чтения

У больных с грубой степенью выраженности эфферентной моторной афазии чтение практически отсутствует.

Прочитывание слогов происходит со значительными артикуляционными затруднениями.

Чтение слов недоступно больному, т.е. имеются трудности артикуляционной деятельности, связанной с необходимостью воспроизведения не единичных, а серий графем.

Состояние функции письма

У больных с грубой степенью выраженности эфференой моторной афазии дефекты письма качественно те же, что и при грубой степени афферентной моторной афазии. При меньшей грубости дефекта в письме под диктовку больные допускают большое число литеральных парафазии, выступающих в виде персевераций, пропусков не только согласных, но и гласных звуков. В основном это обусловлено нарушениями звуко-буквенного анализа состава слова, а именно трудностями организации его сукцессивной звуковой структуры.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

• У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике.

• Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями

• . В основе этих явлений — первичное грубое нарушение фонематического слуха.

• При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику, жест, интонацию собеседника.

• Больные с менее грубым речевым дефектом в общем понимают ситуативную речь, однако понимание более сложных внеситуативных видов речи затруднено. При легкой степени дефекта больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций. Устные инструкции доступны.

• Самоконтроль практически отсутствует.

• . Темп речи несколько убыстрен, однако имеются паузы внутри слов и между словами, обусловленные попытками самоконтроля и самокоррекции

• Мимика и жесты подчеркнуты.

• Произносительных трудностей не выявляется.

• Темп речи убыстренный

• Произносительные трудности отсутствуют.

• При грубой степени выраженности афазии повторная речь крайне ограничена.

• В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений.

• В случае менее грубого дефекта речи при повторении звуков отмечаются замены на основе их акустической близости; при повторении слогов обнаруживается тенденция к их трансформации в осмыслении слова.

• У больных с легкой сенсорной афазией степень нарушения повторной речи приблизительно соответствует уровню восстановления спонтанной. Из искажений, допускаемых при повторении, наиболее значимы литеральные и вербальные парафазии, имеющие место в сложных речевых конструкциях.

• У больных с грубым речевым расстройством диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса.

• В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями.

• Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют.

• Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую направленность.

• При менее грубой афазии диалогическая речь возможна, но ответы не всегда достаточно информативны.

• Кроме того, больной часто не понимает лаконичных по форме вопросов, в связи с чем приходится вводить дополнительные слова, поясняющие их.

• В случае легкой сенсорной афазии диалогическая речь практически не нарушена, однако отдельные трудности понимания сложных по смысловой структуре вопросов сохраняются.

Фраза по сюжетной картинке

• Попытки составить фразу у больных с грубо выраженной афазией сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

• Больные с менее грубым дефектом справляются с речевым изложением сюжета картинки, однако чаще всего они составляют всего несколько фрагментарно построенных фраз, в которых нередко сообщаются сведения, не имеющие прямого отношения к сюжету.

• Пересказ текстов больным с грубой степенью выраженности речевого дефекта недоступен.

• Больные с более легкой сенсорной афазией пересказывают текст, но часто допускают искажения, характерные для экспрессивной речи в целом.

• Общая смысловая направленность сюжета больным передается

• У больных с грубой сенсорной афазией чтение в состоянии распада.

• Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы.

• При средней степени выраженности афазии чтение вслух возможно, но сопровождается теми же искажениями, что и при других видах экспрессивной речи. Отдельные буквы больной узнает и прочитывает вслух.

• Больные с легким речевым дефектом достаточно свободно читают фразы и даже тексты.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 619 ;

Сенсорная дисфазия имеет центральный механизм, в основе которого лежит патология высшей корковой функции височной коры. При этом периферические органы слуха, проводящие пути и нервные волокна целы. Это значит, что человек слышит обращенную к нему речь, фразы и слова, но он не понимает смысла: для больного это набор бессмысленных звуков. Для него родная речь становится иностранной.

Причины

Очаг поражения при сенсорной афазии локализуется в зоне Вернике. Это область височной коры, которая располагается в верхней височной извилине, спереди ограничиваясь лобной. Речевая зона Вернике отвечает за понимание и усвоение слуховой и письменной речи.

Однако дисфазия может быть преходящей, временной, которая проходит самостоятельно. Преходящая дисфазия возникает вследствие эпилепсии, транзиторной ишемической атаки и мигрени. Следует помнить, что наличие дисфазии при транзиторной ишемической атаке говорит о повышении риска развития острого мозгового кровообращения в течение ближайших двух недель.

Сенсорная дисфазия Вернике может быть результатом нейродегенеративных заболеваний. Чаще всего патология речи коррелирует с лобно-височной деменцией и болезнью Альцгеймера. При этом в клинической картине нейродегенеративного заболевания ничего, кроме дисфазии почти не наблюдается.

Симптомы

Клиническая картина речевого расстройства состоит из отдельных групп речевых патологий. Признаки сенсорной афазии:

  1. Слуховая агнозия. Это выражается в том, что больной правильно и адекватно воспринимает невербальные звуки. Шум ветра, гул двигателей, ноты с фортепиано и пение птиц больной узнает и может правильно отождествить звук и источник.
  2. Нарушение экспрессивной речи. Наиболее отчетливо выражается в первую неделю после инсульта. Характеризуется непрерывным потоком мало разборчивых звуков и фраз. Преобладают короткие слоги. Предложения и фразы в основном плавные. Это главное отличие от дисфазии Брока, при которой речь отрывчатая и с большими паузами.
  3. Патология диалога. Больные с трудом подбирают нужные слова в разговоре. Увеличивается речевая продукция, то есть больные много, но не разборчиво говорят. При тяжелой дисфазии речь совершенно не ясна окружающим, так как представляет поток разных звук, не складывающихся в слова или фразы.
  4. Нарушение номинативной функции. Это выражается в том, что больной не может назвать наименование предмета, явления или действия.
  5. Патология артикуляции, мимики и жестикуляции. Симптомы нарушения встречаются редко. Обычно они выражаются в нарушении подбора интонации и неправильной длительности гласных.
  6. Аграфия и алексия. Частично нарушается чтение и письмо под диктовку.

Сенсорная дисфазия часто сопровождается с другими неврологическими расстройствами, особенно после инсульта. Дисфазия сочетается с правосторонним снижением мышечной силы (гемипарез), со слабостью в правой руке, правосторонним нарушением зрения или со снижением чувствительности по гемитипу.


Диагностика

Диагностикой занимается врач-психиатр совместно с логопедом. После того, как больной придет в сознание, с ним начинается диагностическая работа. Сначала врачи беседуют с больным. В ходе беседы специалисты выслушивают речь и исследуют понимание обращенных слов к больному.

Обращается внимание на речевую продукцию, число сказанных за минуту слов, наличие повторов слов и фраз, длительность фраз и их структура. Учитывается нарушение падежей, наличие союзов, предлогов. Оценивая структуру повествования, врачи параллельно смотрят на моторную функцию: проводится оценка

Методы коррекции

Лечение сенсорной афазии начинается с восстановления общего состояния больного. Врачи должны убедиться, что пациент уже может учиться без ущерба для его здоровья и без сильной психофизиологической нагрузки.

Сначала назначается медикаментозная терапия, стабилизирующая состояние пациента и улучшающая трофику головного мозга. Проводится этиотропная терапия, устраняющая причину дисфазии.

Главная задача восстановительного обучения – реабилитировать речевые навыки и восприятие диалога, вернуть больного в социум, научить самостоятельно следить за состоянием своей речи.

Восстановление речи при сенсорной афазии проводится логопедом. Считается, что наибольший шанс полного восстановления имеют молодые люди, наличие высшего образования и геморрагический инсульт (в плане соотношения прогноза ишемический инсульт тяжелее геморрагического).

В реабилитации имеет значение частота и интенсивность занятий. Так, исследования показали, что восстановление речи зависит не так сильно от сложности и специфики заданий, как от напора и частоты выполнения самих упражнений.

Сенсорная афазия − речевое нарушение, имеющее общие признаки с алалией. Только алалию определяют у ребенка, а афазия возникает у взрослых людей после инсульта. При данном речевом нарушении человек не понимает обращенную к нему речь и сам не может общаться с окружающими. Специалисты в области дефектологии и логопедии изучают эту проблему, чтобы предложить наиболее эффективные пути коррекции.

  • Краткая характеристика механизма нарушения
  • Описание симптоматики
  • Особенности диагностических мероприятий
  • Основные принципы коррекционно-восстановительной работы
  • Рекомендации родственникам
  • Особенности работы при сенсорной афазии

Краткая характеристика механизма нарушения

Aphasia − это частичная или полная утрата речевой функции в результате поражения определенных участков головного мозга. Отмечается нарушение всех составляющих речи: фонетическая сторона, грамматический строй и т. д. Есть несколько форм этого дефекта, отличающихся механизмами нарушения и местом локализации.

Сенсорная афазия была исследована в 1874 году Вернике, который выяснил, что очаг поражения − задняя треть височной извилины левого полушария. Характерной особенностью этой формы является сложность понимания речи на слух. Между специалистами возникали споры о механизме нарушения анализа речи. Одни считали, что это только акустический (слуховой) аспект, другие полагали, что значение имеет и артикуляционная составляющая.

Причины возникновения сенсорной афазии:

  • инсульт;
  • опухоли нервной системы;
  • черепно-мозговые травмы.

Данное речевое нарушение связано с неврологией, поэтому только комплексная работа с участием различных специалистов поможет достичь хороших результатов.

Описание симптоматики

Главный симптом сенсорной афазии − полное или частичное непонимание человеком речи. Человеку кажется, что окружающие разговаривают с ним на непонятном языке. При этом он само слово слышит, но не соотносит его с предметом. У людей с сенсорной афазией снижен контроль за речью, поэтому трудности понимания они компенсируют большим количеством слов.

Речь при такой форме афазии характеризуется заменами − фонематическими и артикуляционными. Пациент правильно называет слово, но при его дальнейшем повторении искажается звуковое и темпо-ритмическое оформление, потому что он не запоминает порядок звуков.

При чтении пациент с сенсорной афазией испытывает сложности в постановке ударения, поэтому ему трудно усвоить смысл прочитанного. Но стоит отметить, что во время чтения человек с данным дефектом имеет меньше всего трудностей, потому что оно основано на зрительном и кинестетическом контроле. Сильнее всего нарушается письмо и его состояние зависит от степени сохранности фонематического слуха. Больной испытывает затруднения с письмом под диктовку и со списыванием слов.

Кроме речевых нарушений, у людей с сенсорной афазией отмечаются нарушения и в эмоционально-волевой сфере.

Они возбудимы, пытаются что-то делать, с трудом соблюдают постельный режим, а если что-то не получается, расстраиваются. Люди не осознают, что у них есть нарушения в речи, используют большое количество слов, часто обращаются с вопросами к окружающим и раздражаются, если им не отвечают. Человек с сенсорной афазией расстраивается и потому, что сам не понимает речь окружающих.

Особенности диагностических мероприятий

Обследование необходимо комплексное, его проводят различные специалисты – нейропсихологии, логопеды, врач. Во время поведения диагностики особое внимание уделяют предварительной беседе. Специалист смотрит на следующие аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию во время беседы;
  • как ориентируется в окружающем мире;
  • как он выражает свое мнение и рассказывает о своих размышлениях;
  • присутствуют в речи или нет определенные речевые автоматизмы (выражения), произвольные или нет;
  • насколько активно используются во время общения мимика, жесты, интонации;
  • отношение к своему состоянию.

Затем специалист переходит к оцениванию моторной сферы (общая, кистевая и пальчиковая, артикуляционная), оптического, сомато-сенсорного и слухового гнозиса. Задача на этом этапе − определить как человек различает и узнает предметы по форме, цвету, внешнему виду, ориентируется в пространстве; может ли он определить место прикосновения, узнать предмет на ощупь. При обследовании акустического гнозиса специалист смотрит, как пациент узнает неречевые шумы и знакомые мелодии.

В диагностике особое внимание уделяется обследованию состояния речевой функции, а именно состоянию импрессивной (понимание) и экспрессивной (разговорной) сторон речи. При обследовании импрессивной стороны логопед оценивает следующие пункты:

  • уровень понимания речи;
  • может ли соотносить слово с предметом;
  • уровень понимания сложных грамматических конструкций.

Диагностика экспрессивной составляющей включает:

  • автоматизм порядковой речи – это счет, названия и порядок дней недели, месяцев, может ли продолжить известные пословицы и т. д.;
  • эмоционально окрашенные автоматизмы;
  • сравнение количества произвольной и непроизвольной речи;
  • повторение заданного речевого материала;
  • оценка состояния спонтанной (неподготовленной самостоятельной) речи;
  • сохранность чтения и письма.

Кроме того, у людей с афазией обследуют состояние интеллекта и высших психических функций. Данное речевое нарушение является не только логопедической проблемой, но и нейропсихологической, т. к. механизм нарушения затрагивает работу речевых областей головного мозга. Поэтому в восстановительной работе принимают участие логопеды, нейропсихологии, неврологи, дефектологи и физиотерапевты.

Основные принципы коррекционно-восстановительной работы

Успех лечения человека с афазией (любой формы) зависит от того, будет ли специалист строить работу на основе принципов, выделенных Л. С. Цветковой на основании идей А. Р. Лурии. Нужно учитывать не только состояние речи человека, но и особенности его личности, так как при афазии отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы.

Обязательно на занятиях нужно задействовать сохранные функции – так специалист облегчит процесс восстановления и проще будет создать ситуацию успеха для мотивации на дальнейших занятиях. Конечно, всю работу нужно строить исходя из результатов диагностики и особенностей структуры дефекта. В процессе обучения специалист должен опираться на работу сохранных анализаторов и создавать новые функциональные связи на их основе.

Первостепенная задача коррекционной работы при афазии любой формы – это восстановление речи не в качестве приспособления к дефекту, а как средства взаимодействия с окружающим миром.

Восстановление не просто отдельных составляющих, а полноценной речевой функции и возвращение человека в нормальную речевую среду.

Поэтому при афазии занимаются не только индивидуально, но и проводят групповые занятия. Диалоги между пациентами и специалистами помогают восстановить коммуникативную функцию речи. Групповые занятия могут вызывать больше эмоций, что является стимулом для пациента. Преимуществами этой формы работы являются также подражание, помощь, ощущение поддержки и т. д.

Но и индивидуальные занятия также важны, потому что задания подбирают с учетом индивидуальных особенностей человека. Это позволяет максимально эффективно проработать наиболее пострадавшие составляющие речевой функции. Для успешной коррекционной работы нужно сочетать групповые и индивидуальные занятия с различными специалистами.

Рекомендации родственникам

Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.

Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.

Особенности работы при сенсорной афазии

Главная проблема при данной форме − полное или частичное непонимание речи, и на ее коррекции будет строиться вся работа. Вначале человека учат понимать простые бытовые слова. Для этого проводят работу по растормаживанию речи на основе старых речевых стереотипов. Во время занятий не нужно говорить на повышенных тонах. Речевой материал подбирают не в зависимости от его легкости, а насколько по смысловой и эмоциональной нагрузке он близок пациенту. Чтобы на этом этапе не закрепить аграмматизмы, во время первых занятий упор делают на лексическую составляющую, а звукопроизношение корректируют позже.

Человеку с сенсорной афазией важно давать возможность прослушивать слова, поэтому в коррекционной работе используют магнитофон. Он должен не только слышать слово, но и видеть соответствующую картинку и как оно пишется. Ведь задача − восстановить умение соотносить слово с предметом.

Также нужно включить упражнения на распознавание звуков в речи.

Для этого называют слова с одним и тем же звуком, который находится в одной позиции (например, в начале слова). Показывают, как эти слова пишутся, где находится буква, обозначающая нужный звук. Затем пациенту предлагают вставить пропущенную букву в слово.

Обязательно во время выполнения упражнений показывайте человеку картинку − используйте в работе сохранные анализаторы. Просите показать, где животное спит, ест, бегает. Точно так же отрабатывайте и прилагательные: просите показать, где находится синяя шапка, красное платье и т. д. Постепенно увеличивайте количество картинок. На данном материале вы можете отрабатывать различение звонких−глухих фонем, твердых−мягких звуков. Потом речевой материал усложняют и переходят к фразам, предложениям.

На всех этапах работы используйте чтение, письмо, счет. Проговаривайте отрывки из известных детских стихотворений, фразы из популярных фильмов. Все это позволит человеку научиться понимать речь окружающих.

Афазия, особенно сенсорная, остается недостаточно изученной в современной логопедии. Специалисты продолжают проводить исследования, чтобы определить какие медикаменты могут эффективнее способствовать восстановлению речи, какие методы работы будут еще более продуктивными. Современные специалисты в своей работе опираются на принципы и методы, сформулированные Л. С. Цветковой, и на работы А. Р. Лурии.


Сенсорная афазия встречается часто среди пациентов после перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы. По-другому эту патологию называют акустикогностической афазией.

При этом у пациентов нарушается процесс распознавания особенностей звучания родного языка. Проблему можно сравнить с тем, как человек приезжает в какую-то страну, в которой он не понимает речи окружающих. Люди вокруг что-то говорят, но ничего понять не удается.

Особенности расстройства

Данная форма афазии проявляется тем, что пациенты не понимают, что им говорят. Зачастую проблема возникает в бытовой ситуации. Людям показывают на чашку или тарелку с супом, предлагают поесть, присесть, воспользоваться ложкой. Пациенты смотрят на все это и каким-то образом ориентируются. Но в целом при сенсорной афазии страдает понимание речи. При сложных формах патологии возникают ситуации, когда собственное произношение тоже страдает.

Человек гонится за ускользающими звуками, теряется, неправильно выговаривает слова. Речь напоминает смесь из разных звуков и фраз. Все путается, трудно распознать даже здоровому человеку такое произношение.


Быстро и часто эмоционально беспрерывно произносятся какие-то слова. Пациент не может почувствовать произносимые звуки, каким образом употребляются они в словах потому, что они не различаются.

Нарушение локализуется в верхних височных отделах левого доминантного полушария, если человек правша. В такой ситуации нужно добиться правильного поведения родственников. Физический слух при этом абсолютно нормальный, никаких нарушений нет.

Кричать на человека не нужно. Люди часто допускают подобные ошибки, пациенты получают нервное расстройство, поскольку на них повышают голос. Если сказать громче, лучше не будет. Требуется спокойная речь, четкое произношение без спешки. Нужно избегать сложных слов. Абстрактных понятий, стараться общаться на бытовые темы простыми короткими фразами достаточно медленно спокойно и пытаться правильно все артикулировать.

Такие пациенты весьма эмоциональные, всегда возбуждены, пытаются что-то сделать, у них не получается, расстраиваются. В подобных ситуациях недопустима излишняя экзальтация.

Всегда необходимо сдерживать эмоциональное возбуждение, внушать пациенту своим спокойствием, что все будет хорошо, сейчас начнутся занятия, функция произношения восстановится, распознавание речи придет в норму. Таким образом возбуждение будет постепенно снижаться.

Лечение афазии Вернике

Ядром дефекта является невозможность вычленения звуков из речевого потока, различения. Нужно научить пациентов понимать самые простые бытовые слова. Поэтому применяется процедура растормаживания речи.


Важно дать пациенту прослушать слова. Нужно использовать активно магнитофон или компьютер с подключенными наушниками. Пациент слышит название слова, перед собой видит изображение и надпись. Такой метод является достаточно эффективным.

Провокационные вопросы

Можно задавать вопрос таким образом, чтобы человек мог использовать слова из услышанной фразы для ответа. Например:


Можно подключать упражнения, способствующие различению звуков нашей речи. Нужно отработать умение выделять один и тот же звук в нескольких словах:

  • Рак.
  • Рука.
  • Рама.
  • Робот.
  • Рот.

Первый звук произносится, пишется, читается, выделяется во всех этих словах. Потом человеку можно показать несколько слов с местом, где пропущена такая буква. Ее нужно туда вставить. Можно подключать глаголы и прилагательные по аналогичным примерам.

Человек может спать, есть, сидеть, лежать. Все это нужно показывать на нескольких контрастных изображениях.


Кошка что делает? Покажи, где животное спит. А где кошка ест? После этого количество глаголов и картинок можно увеличивать. Такое же упражнение можно проделать с прилагательными:

  • Где красный шарф?
  • Где синие варежки?

Количество существительных прилагательных постепенно увеличивается. Упражнение можно подключать для усвоения твердых и мягких глухих и звонких звуков.

Далее нужно приводить слова с такими панелями, например:

  • Бочка.
  • Точка.

Пациенту нужно посмотреть на картинку, писать правильно буквы, произнести, назвать. После этого нужно подключить возможность говорить фразы, предложения, на данном этапе работа при всех формах афазии идентична. Но всегда нужно помнить о том, что ядром дефекта являются сложности в понимании и распознавании звуков.


Поэтому основной упор нужно делать именно на этот акцент. При всех формах афазии нужно подключать счет, чтение, письмо. При разных формах заболевания можно вспоминать какие-то фрагменты из стихотворений, прозы, литературы из школьной программы. Иногда такие фразы бывают автоматизированными и неплохо помогают.

При любой попытке общения у пациентов возникают такие трудности:

  • Речевой эмбол.
  • Спонтанная речь затрудняется.
  • Название и повторение затруднено.

Примерно на протяжении 10 дней с пациентами проводят восстановительный курс логопедических занятий. За этот период часто удается добиться улучшения речи.

После лечения у пациентов наблюдается средняя, ближе к легкой степени тяжести афферентная моторная афазия. Удается добиться таких результатов:

  • Преодоление речевого эмбола.
  • Пациенту становится доступным сопряженное проговаривание.


После такого облегчения можно рассматривать план дальнейшей реабилитации. На первом этапе восстановления необходимо работать в таких направлениях:

  • Растормаживание ситуативной речи.
  • Выделение одних артикулов или графем в словах.
  • Анализ звуко-буквенного состава слова.
  • Формировать устную развернутую речь.

У некоторых пациентов речевой дефект может носить стойкий характер. Речь нарушается вследствие острого затруднения мозгового кровообращения. Успех лечения зависит от того, как быстро оказывается логопедическая помощь. Могут наблюдаться такие симптомы:

  • Нарушение реально артикулярного праксиса.
  • Автоматизированная речь в состоянии распада.
  • Затрудняется возможность повторения после озвучивания.

После нескольких логопедических занятий, направленных на растормаживание речи, несмотря на стойкость и выраженность речевого дефекта, удается достигнуть положительной динамики в определенных ситуациях. У человека растормаживается автоматизированная речь.

План последующей реабилитации:

  • Сопряженное и отраженное проговаривание устойчивых речевых конструкций.
  • Стимулирование глобального чтения.
  • Растормаживание ситуативной речи.


Симптомы и способы лечения

  • Акустическая агнозия.
  • Ошибки осмысления.
  • Вербальные и литеральные парафазии.
  • Речевая витиеватость.
  • Логорея.

У некоторых пациентов с сенсорной афазией наблюдается угнетение работы вышеуказанных областей коры головного мозга по данным компьютерной томографии. Картина объемного образования в левой височной доле.


У пациентов могут возникать такие трудности:

  • Грубое нарушение понимания обращенной речи.
  • Отчуждение распознавания смысла слова.
  • Обильная непродуктивная речь отсутствует.

Подобные симптомы обуславливаются устойчивой обратимостью речевого нарушения, поскольку на момент обследования у пациентов речевое нарушение может протекать в течение нескольких лет без логопедического вмешательства.

В подобных ситуациях применяется такой план реабилитации:

  • Восстанавливаемое понимание простейших речевых инструкций и ситуативной речи.
  • Восстановление предметной отнесенности слова.
  • Проведение работы по восприятию глобального чтения. Таким образом активизируется только доминантное полушарие.
  • Восстановление возможности понимания смысловых искажений.


У пациента наблюдается средняя степень тяжести речевого нарушения. Отмечаются характерные ошибки осмысления и восприятия речи. Затрудняется поиск слов из ряда всплывающих альтернатив по их акустической близости. Характерно выражены трудности при восприятии акустически близких фонем. Присутствуют нарушения фонематического восприятия.

В подобной ситуации при средней степени выраженности синдрома реабилитация проходит по такому плану:

  • Нужно восстанавливать фонематическое восприятие при помощи дифференциации слов с оппозиционными фонемами.
  • Восстанавливать аналитическое чтение. Проводить работу по восстановлению семантики слова при помощи преобразования одних звуков из других, подбора определения к словам, дифференциации слов омофоны, омографы, омонимов, синонимов и антонимов.

Рассмотрим случай, при котором следствие нарушения мозгового кровообращения развивается в синдром акустико-мнестической афазии.


Патология развивается при повреждении височной затылочной доли левого полушария. При осмотре пациентов можно наблюдать угнетение функционирования данной области. В основе рассматриваемого синдрома заложено снижение объема слухоречевой памяти. Патология проявляется, как трудности выделения нужных лексических компонентов высказывания и отчуждения понимания значения слова при его повторении.

У пациентов возникает заболевание грубой степени тяжести. Диагностируются такие речевые особенности:

  • В спонтанной речи отмечаются многочисленные повторы.
  • Характерен поиск слова.
  • Отсутствие моторных трудностей.
  • Не наблюдается апраксия в органах артикуляции или затруднение реализации моторной генетической программы.
  • Больной способен распознавать письменную речь при отводе на графический образ слова.
  • Присутствует признак отчуждения слова при правильном повторении.

На этом примере врачи разработали такой план лечения:

  • Нужно поработать над предметной отнесенностью слова.
  • Показывать предметные картинки.
  • Раскладывать к ним подписи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.