Рекомендации для нервной системы средней силы

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА
(ТЕППИНГ-ТЕСТ)


Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Протокол исследования


Обработка включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате.
Коэффициент силы нервной системы (КСНС) рассчитывают по следующей формуле:

КСНС= ( (х2-х1)+(х3-х1)+(х4-х1)+ (х5-х1)+ (х6-х1) ) : х1 и умножаем на 100%

Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке,

Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке

Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.

Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:

KFa = ( (Σ R- Σ L ) : (Σ R+ Σ L ) ) умножаем на 100% , где

Σ R — общая сумма точек, поставленных правой рукой
Σ L — общая сумма точек, поставленных правой левой


АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Типы динамики максимального темпа движений


Графики: ·
А — выпуклого типа;·

Б — ровного типа,

В — промежуточного и вогнутого типов,

Г — нисходящего типа.

·Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет
Для детей 9-12 лет
20 точек и меньше — медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек — средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше — высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет
24 точек и меньше — медленный темп.
25-30 точек — нормальный средний темп работы
30 точек и больше — ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Чем выше КСНС ( коэффициент силы нервной системы ), тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы с учетом знака по следующей таблице





Зависимость максимальной частоты движений от возраста, пола и уровня тренированности [Кирой, 2003]
Знание возрастных изменений частоты движений позволяет судить о развитии одной из важнейших характеристик индивидуальности. Исследования показали (И.М.Янкаускас), что с возрастом максимальная частота элементарных движений прогрессивно увеличивается у лиц обоего пола , однако эти изменения неравномерны и носят индивидуальный характер.
Основные черты моторного стереотипа складываются к 12-13 годам (К.В.Шагинян, 1978), после чего наступает период стабильности.
Сравнительный анализ показал, что темпы развития различных скоростных способностей в различные возрастные периоды неодинаковы (В.П.Озеров, 1989). Максимальное увеличение быстроты движений наблюдается в возрасте до 12-13 лет, после чего изменения несущественны. В среднем, частота постукивания кистью возрастает в возрастном диапазоне от 8-9 до 12-13лет с 6,5 до 7,7 уд/с. Вместе с тем, отдельные дети уже к 8-9 годам развивают стремительный темп до 9,5 уд/с. Такие показатели объясняются их особой двигательной одаренностью. Среди подростков 12 лет максимальная частота движений выше у девочек , однако, впоследствии они это превосходство теряют (И.М.Янкаускас, 1972). В целом, таким образом, сроки достижения максимума развития скоростных качеств у женщин меньше, чем у мужчин, на 1-2 года (Е.П.Ильин, 1983).


Как сохранить свое здоровье? Кому следует в первую очередь обратить внимание на укрепление нервной системы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.


Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.


Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.


При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.


Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.


При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • бег;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом – регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека – главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.


А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.




Нервная система делится на центральную – ЦНС, и периферическую – ПНС. Центральная нервная система управляет главными процессами в нашем организме и состоит из головного и спинного мозга. Эти части наиболее важны, поэтому и защищены костными и другими тканями достаточно хорошо.

Периферическая нервная система состоит из всех нервов и нервных сплетений, которые отходят от ЦНС. Они расположены по всему телу и слабо защищены от внешних воздействий. Функции нервов – переносить импульсы от головного и спинного мозга до различных участков организма. Заболевания ПНС обычно не так страшны, как, например, травма головного мозга, но тоже весьма ощутимы.

Нервная система также разделяется на две в зависимости от того, как воздействует на организм. Соматическая система отвечает за движения мышц, а вегетативная – контролирует функциональность всего тела в целом.

Какие бывают заболевания нервной системы

Инсульт – резкое нарушение кровообращения участка мозга, из-за чего некоторых нервные клетки отмирают. Часто пациенты не могут полностью восстановиться после инсульта.

Атеросклероз уплотнение стенок сосудов, которые постепенно теряют эластичность. На их поверхности откладываются холестерин и могут образовываться тромбы, мешающие кровотоку.

Аневризма стенка сосуда истончается, и в этом месте образуется уплотнение. В любой момент аневризма может разорваться, и такое обширное кровоизлияние обычно приводит к смерти.

Различные вируса, грибки и бактерии могут поразить головной или спинной мозг. Не смотря на то, что они тщательно защищены, все же иногда центральная неравная система инфицируется, а за ней и периферическая.

Энцефалит воспаление головного мозга, вызываемое инфекцией. Без лечения приводит к повреждению органа и даже смерти.

Сифилис нервной системы при заражении сифилисом в 10% случаев поражаются и все отделы нервной системы. Нейросифилис без лечения приводит к параличам и инвалидности, возможна смерть.

Менингит воспаление, поражающее различные части ЦНС, как оболочки головного мозга, так и спинной. Вызвать менингит могут воспаление среднего уха, травма, вирусы и множество других причин.

Полиомиелит – вирусное заболевание, поражающее всю нервную систему. Чаще всего им болеют дети, часто последствия остаются на всю жизнь.

Многие патологии нервной системы возникают из-за генетических мутаций, травм при рождении или проблем при вынашивании. Часто заболевания проявляются еще в младенчестве: задержка развития, слабые рефлексы, зрение и слух. Некоторые врожденные патологии не дают о себе знать много лет.

Эпилепсия – хроническое наследственное заболевание. Проявляется припадками, судорогами.

Спинальная мышечная атрофия – тяжелое заболевание, при котором поражаются нейроны спинного мозга. Мышцы больных не развиваются и почти не работают, болезнь постепенно приводит к смерти.

Синдром Кэнэвэн поражает головной мозг. При этом умственное развитие задерживается, нарушается способность глотать. Синдром не поддается лечению.

Хорея Хантингтона отличается характерными тиками, постепенным развитием слабоумия. Несмотря на то, что болезнь генетическая, проявляется только в старшем возрасте.

Синдром Туретта расстройство ЦНС, при котором возникают непроизвольные движения и выкрикивание слов. Проявляется в детстве, с возрастом обычно утихает.

2 испытуемых из класса: имеют средне – слабую нервную систему, который характеризуется как промежуточный между средней и слабой нервной системой.

Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.

Для детей с данной нервной системой недопустимы продолжительные максимальные нагрузки (нагрузка должна быть строго дозированной), так как может наступить истощаемость нервной системы, релаксационные периоды должны быть продолжительными (5 - 7 мин.), необходима частая смена видов деятельности, так как однотипная деятельность является наиболее утомляемой для детей со средне - слабой нервной системой.(9)

Большинство детей (11 из 15) в группе успевающих младших школьников обладают сильной и средней силы нервной системой.

Результаты исследования второй группы свойств нервной системы по методике Ильина Е.П предоставлена в таблице 2.

Таблица 2 Результаты исследования свойств нервной системы в группе неуспешных учеников.

№ испытуемого Кол-во точек в квадрате за каждые 5 секунд Результат Сумма отклонений
16 28 31 30 26 20 19 Средне –слабая н.с -14
17 26 28 28 25 23 20 Средне- слабая н.с -6
18 25 29 26 20 18 16 Средне- слабая н.с -16
19 35 24 24 23 22 22 Слабая н.с -20
20 26 23 23 21 20 20 Слабая н.с -23
21 25 23 22 22 18 16 Слабая н.с -24
22 23 25 29 27 23 30 Средней силы н.с 19
23 21 29 24 26 21 29 Средней силы н.с 24
24 19 39 20 29 19 25 Средней силы н.с 17
25 25 28 26 26 28 30 Средней силы н.с 13
26 22 27 27 29 18 19 Средней силы.н.с 9
27 31 33 30 28 26 20 Средне –слабая н.с -18
28 25 27 25 23 20 20 Средне- слабая н.с -10
29 28 28 29 25 23 19 Средне- слабая н.с -16
30 30 32 29 25 20 20 Средне- слабая н.с -15

Какие доминируют свойства нервной системы для наглядности, полученных в таблице 2,данные приведены на рис.2


Рис.2 результаты исследования свойств нервной системы в группе неуспешных школьников

По результатам второй группы, в ней отсутствуют школьники с сильной нервной системой, на рис2 мы видим, что у большинства испытуемых 7 из 15 преобладают средне -слабая нервная система, которая характеризуется как промежуточная между средней и слабой нервной системой.

Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.

Для детей с данным типом нервной системы недопустимы продолжительные максимальные нагрузки (нагрузка должна быть строго дозированной), так как может наступить истощаемость нервной системы, релаксационные периоды должны быть продолжительными (5-7мин.), необходима частая смена видов деятельности, так как однотипная деятельность является наиболее утомляемой для детей со средне - слабой нервной системой.(9)

5 учеников из 15 нервную систему средней силы Данный тип характеризуется стабильностью показателей, умеренной работоспособностью нервных клеток, максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы.

Для учащихся с данным типом нервной системы допустимы продолжительные периоды работы с небольшими паузами для отдыха (при максимизации нагрузки, релаксационные паузы пропорционально увеличиваются)

3 испытуемых имеют слабую нервную систему. Слабая нервная система, не способна переносить сверхсильные раздражители (тормозной процесс преобладает над возбуждением) Включается в учебный процесс сразу, но при длительной напряженной работе ученик делает ошибки, выпадает из процесса, быстро утомляется, работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.

Для детей с данным типом нервной системы недопустимы продолжительные максимальные нагрузки (нагрузка должна быть строго дозированной), так как может наступить истощаемость нервной системы, релаксационные периоды должны быть продолжительными (5-7мин.), необходима частая смена видов деятельности, так как однотипная деятельность является наиболее утомляемой для детей со слабой нервной системой.(9)

Большинство детей(7 из 15) из неуспешной группы младших школьников обладают средне -слабой и средней нервной системой

Для наглядности преобладания той или иной нервной системы у младших школьников можно увидеть на рис.3


Рис3. Результаты исследования нервной системы в группе успешных и не успешных школьников

1-сильная нервная система в группе успешных школьников(4),в группе не успешных не выявились школьники с данной нервной системой.

2-нервная система средней силы в группе успешных школьников(7),в группе не успешных(5)

3-средне-слабая нервная система в группе успешных школьников(2), в группе не успешных(7)

4-слабая нервная система в группе успешных школьников(2),в группе не успешных(3)школьника

На рис3 мы видим, что в группе успешных младших школьников доминирует(7 из15,нервная система средней силы) Данный тип нервной системы характеризуется стабильностью показателей, умеренной работоспособностью нервных клеток, максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы.

Для учащихся с данным типом нервной системы допустимы продолжительные периоды работы с небольшими паузами для отдыха (при максимизации нагрузки, паузы для отдыха пропорционально увеличиваются)

На рис.3 мы видим, что в группе не успешных младших школьников доминирует средне -слабая нервная система (7 из15) который характеризуется как промежуточный между средней и слабой нервной системой.

Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.

Для детей с данным типом нервной системы недопустимы продолжительные максимальные нагрузки (нагрузка должна быть строго дозированной), так как может наступить истощаемость нервной системы, релаксационные периоды должны быть продолжительными (5-7мин.), необходима частая смена видов деятельности, так как однотипная деятельность является наиболее утомляемой для детей со средне - слабой нервной системой.(9)

Для сравнения результатов исследования свойств нервной системы по методике Ильина Е.П ( теппинг-тест) в двух группах успешных и не успешных младших школьников представлены в таблице 3.

Таблица3 Результаты исследования свойств нервной системы в двух группах успешных и неуспешных школьников

Успешные младшие школьники Не успешные младшие школьники
№исп.. результат Сумма отклонении №исп. результат Сумма отклонений
1 Средней силы н. с 37 1 Средне-слабая н.с -14
2 Сильная н.с 69 2 Средне-слабая н.с -6
3 Средней силы н.с 29 3 Средне-слабая н.с -16
4 Средне-слабая н.с -17 4 Слабая н.с -20
5 Сильная н.с 69 5 Слабая н.с -23
6 Средней силы н.с 14 6 Слабая н.с -24
7 Сильная н.с 42 7 Средней силы н.с 19
8 Сильная.н.с 30 8 Средней силы н.с 24
9 Слабая н.с -17 9 Средней силы н.с 17
10 Средней силы.н.с 3 10 Средней силы н.с 13
11 Средней силы н.с 13 11 Средней силы н.с 9
12 Средне-слабая н.с -17 12 Средне-слабая н.с -18
13 Средней силы н.с 8 13 Средне-слабая н.с -10
14 Средней силы н.с 1 14 Средне-слабая н.с -16
15 Слабая н.с 4 15 Средне-слабая н.с -15

Из таблицы3 мы видим, что в группе успешных младших школьников доминирует нервная система средней силы(7из15) Данный нервная система характеризуется стабильностью показателей, умеренной работоспособностью нервных клеток, максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы.

Для учащихся с данной нервной системой допустимы продолжительные периоды работы с небольшими паузами для отдыха (при максимизации нагрузки, паузы для отдыха увеличивается

В группе неуспешных младших школьников доминирует средне -слабая нервная система(7из15) который характеризуется как промежуточный между средней и слабой нервной системой.

Данный тип нервной системы характеризуется нестабильностью, спадами и кратковременным возрастанием темпа работы до исходного уровня (мобилизационные периоды носят кратковременный характер), к концу выполняемой деятельности всегда наблюдается существенное снижение ее уровня и качества. Работоспособность нервных клеток не выдерживает длительную нагрузку и высокий темп.

Для детей с данным типом нервной системы недопустимы продолжительные максимальные нагрузки (нагрузка должна быть строго дозированной), так как может наступить истощаемость нервной системы, релаксационные периоды должны быть продолжительными (5-7мин.), необходима частая смена видов деятельности, так как однотипная деятельность является наиболее утомляемой для детей со средне - слабой нервной системой.(9)

Сравнение двух групп школьников по суммарной величине, показателя их типа нервной системы. Воспользуемся критерием U-Вилкоксона- Манна Уитни [10].(см приложение№2)

Сопоставляя результаты Теппинг - тестирования двух групп младших школьников можно сказать, что успеваемость младшего школьника зависит от свойства его нервной системы Анализ результатов исследования выявил следующее: в группе что успешных учащихся преобладает средней силы н. с.7- учеников, сильная н.с. -4 ученика, средне - слабая н.с-2, слабая н.с.-2. Обладающих сильной нервной системой отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок времени больше, чем другие, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в учёбе. Кроме того, преимуществом сильной нервной системы является способность адекватно реагировать на сверхсильные раздражители, даже имеющие устрашающий характер. У лиц со слабой нервной системой нормальное функционирование нервных клеток в таких условиях нарушается, следовательно, страдает и деятельность. Таким образом, сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость учеников к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает продуктивность Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. Лица обладающие сильной н.с выносливы и стрессоустойчивы.

Далее анализ результатов исследования свойств нервной системы с помощью теппинг-теста в группе не успешных учеников выявил следующее:

Исходя из полученных данных можно говорить о том, что успешные младшие школьники преимущественно обладают нервной системы средней силы неуспешные младшие школьники преимущественно обладают средне-слабой нервной системой

Для того чтобы проверить есть ли зависимость между свойством нервной системы и успешностью учения у младших школьников рассчитаем по критерию U Вилкоксона-Манна-Уитни результаты исследования:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.