Рекомендации по работе с нервными детьми

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы

Если понаблюдать за играющими детьми одного возраста, можно заметить, что в одной и той же ситуации все они ведут себя совершенно по-разному. Один весел, другой безо всякой причины хнычет, один стремиться играть с другими детьми, другой предпочитает одиночество и так далее. Малыш появляется на свет с определенными биологическими свойствами, которые передаются по наследству от родителей или других родственников. К врожденным свойствам личности, прежде всего, относят тип высшей нервной деятельности – темперамент.

Темперамент - сочетание таких особенностей нервной системы, как сила (или слабость), подвижность (или малая подвижность), уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов. От того, как сочетаются эти характеристики, зависят некоторые особенности поведения детей (поведения, а не характера!).

Существует 4 основных типа высшей нервной деятельности, хотя большинство людей относится не к основным, а к промежуточным типам - всего их 24. Поэтому советуем внимательно изучить все типы - возможно в каждом описании Вы увидите знакомые черты своего малыша и найдете полезный совет.

Психологические особенности детей с разным типом нервной системы

  1. Дети холерического темперамента:

Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Он не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.

Ребенок стремится воздействовать на то, что видит. Он хочет переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются даже руководить взрослыми.

Рекомендации по воспитанию:

- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).

- Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.

- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

- С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.

- Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.

- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.

- Необходимо строго соблюдать режим дня.

Холерика важно воспитывать добрым, заботливым.

  1. Дети сангвинического темперамента:

Ребенок спокойного типа - сангвиник - имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне дети сангвиники похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но есть одно отличие - у ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.

Малыш быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Рекомендации по воспитанию:

- Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

- Учить быть ответственным за свои обещания.

- Научить дорожить дружбой.

- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).

- Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).

- Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.

- Оказывать помощь в форме дружеских советов.

Целесообразно использовать его лидерские качества.

  1. Дети флегматического темперамента:

Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Малая подвижность нервных процессов накладывает отпечаток на все поведение ребенка. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза (иногда значительная), прежде чем начать деятельность - период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.

Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации по воспитанию:

- Помочь преодолеть их некоторую леность.

- Развивать большую подвижность и общительность.

- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

- Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.

- Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.

- Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.

- Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.

  1. Дети меланхолического темперамента

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.

Рекомендации по воспитанию:

- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.

- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.

- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.

- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.

- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.


Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель- дефектолог (тифлопедагог)

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

(для педагогов и родителей)

Очень часто нам встречаются дети, страдающие нервно-психическими расстройствами. Незнание педагогами и родителями правил общения, характеристики синдромов и их своеобразия проявлений у детей может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка: усиление симптомов болезни, возникновению психотравм у ребенка, обострению негативных черт характера, увеличению конфликтных ситуаций, которые могут иметь затяжной характер. Для достижения положительных результатов педагогической коррекции и компенсации дефектов развития детей, а также подготовки к обучению в школе необходима правильная организация всей системы воспитания и обучения.

Создание определенных условий

  • создать обстановку, приближенную к домашней;
  • рекомендуется частая смена видов деятельности, не допуская переутомления;
  • четко определить образовательную и лечебную нагрузку на ребенка;
  • продумать для занятий индивидуальные задания с частой их сменой;
  • ограждать от стрессовых ситуаций в детском саду и дома;
  • не оставлять одного в незнакомой ему обстановке;
  • исключить психотравмирующую ситуацию, оградить ребенка от этого (предупредить родителей).

  • постоянная поддержка в виде поощрения со стороны педагогов;
  • необходимы закаливающие процедуры;
  • рекомендуются занятия лечебной физкультурой и ритмикой;
  • предложить заниматься в театральном кружке;
  • необходимы отвлекающие мероприятия по преодолению плаксивости и капризности;
  • рекомендуется работа с психологом;
  • рекомендуется проведение психогимнастики.

  • не разговаривать с ребенком громко, все вопросы решать в спокойной доброжелательной форме;
  • полноценно отвечать на вопросы ребенка, ориентируя его в неизвестном.

  • воспитывать уверенность в себе;
  • воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Необходимо отметить, что при каждом синдроме существуют индивидуальные рекомендации по работе с ребенком:

  • обратить особое внимание на сервировку стола и подачу пищи, привлекать ребенка к сервировке: предложить разложить хлеб в хлебницу, предварительно понюхав и потрогав его;
  • вызвать чувство голода перед приемом пищи с помощью сохранных анализаторов, рекомендовано провести экскурсию на кухню, обговорить с ребятами меню, попросить угадать по запаху, что приготовил повар;
  • во время дневного засыпания побыть рядом с ребенком, успокаивая его, спеть колыбельную или включить спокойную музыку.

  • создать условия в период адаптации после длительной болезни, продумывая пребывание близких людей в группе;
  • отвлекающие и переключающие занятия по сглаживанию патологических проявлений (слез, обид, тоски и т.д.);

  • в моменты возбуждения и двигательных бурь создавать обстановку эмоционального покоя;
  • в период апатии и безразличия к окружающим стимулировать ребенка к участию в играх и занятиях;
  • следить за соответствием нагрузки, чередованием отдыха и труда для профилактики судорожных параксизмов.

  • сочетать задачи по интеллектуальному развитию с упражнениями двигательного характера, не допуская перегрузок;
  • предупреждать утомление, давая отдых во время занятий;
  • упражнять память, используя предметно-практические формы организации жизнедеятельности ребенка;
  • упражнения для развития мелкой моторики сочетать с развитием целенаправленных умственных усилий на достижение результата.

  • избегать длительного пребывания на солнце, организуя игры в тени;
  • исключить упражнения с перегрузками на качелях, каруселях с кружением.

  • мягкое и ненавязчивое вовлечение ребенка в деятельность и в контакт с окружающими;
  • осуществлять подготовительную работу при перемене задания, обстановки или обстоятельств, напоминая об этапах работы, если ребенок забыл.

Необходима соответствующая работа с родителями в форме:

  • консультаций и бесед для снятия напряжения у родителей, связанного с неуверенностью в результатах лечения детей; бесед о снятии патологических нервно-психических проявлений у ребенка;
  • убеждение в важности благоприятного микроклимата в семье как первого требования и необходимости для стабилизации здоровья ребенка;
  • знакомство родителей с индивидуальными планами коррекционной работы с ребенком, о необходимости продолжения ее в домашних условиях;
  • убеждение родителей в необходимости системного лечения и важности исполнения рекомендаций врача психоневролога; встречи родителей с психоневрологом и педагогами.


Рекомендации по работе с детьми с разными типами нервной системы

По отношению к учащимся со слабой нервной системой реко­мендуется соблюдать такие правила:

1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письмен­ной форме;

4) не заставлять отвечать новый, только что изученный мате­риал, лучше отложить опрос на следующий урок;

6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;

7) во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9) по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

Особо нужно обратить внимание на детей со слабой нервной системой, посещающих группу продленного дня. Из-за своих при­родных особенностей они не могут готовить уроки, особенно уст­ные, в группе вместе со всем классом: им мешают другие ребята, они быстрее утомляются и т. д. Поэтому кроме классных комнат можно использовать библиотеку, игровые комнаты, рекреации и другие свободные помещения. Во время самоподготовки нужно раз­решить детям самостоятельно устраивать перерывы, кратковремен­ный отдых, причем в удобное для них время, когда заканчивается какой-то этап их работы.

Какой должна быть тактика учителя по отношению к учащимся с сильной нервной системой?

Что может сделать учитель, чтобы помочь ученикам с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрали­зовать психологические особенности, которые мешают усвоению?

При работе с инертными учениками учителю необходимо:

1) не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий воз­растает постепенно;

2) постепенно предлагать разные задания, не торопить с их выполнением, поскольку они не могут активно работать с разно­образными заданиями, а некоторые вообще отказываются выпол­нять их;

3) не торопить с изменением неудачных формулировок при устных ответах; инертным ученикам необходимо время на обду­мывание, поскольку они чаще следуют принятым стандартам в ответах, домашним заготовкам, избегают импровизаций;

4) не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене);

5) избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быст­рый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоста­вить ему время на обдумывание и подготовку;

6) в момент выполнения заданий не надо отвлекать такого уче­ника, переключать его внимание на что-либо другое;

7) не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал, лучше отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Поскольку определенные трудности в учебной деятельности у подвижных обусловлены быстрым угасанием активности, утратой интереса к выполняемой деятельности (особенно если она одно­образна), частым отвлечением от работы, они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научиться произвольно регу­лировать свою деятельность, должным образом ее организовывать. Полезно специально тренировать учащихся с подвижной нервной системой быть сдержанными, приучать перед началом работы вы­слушивать до конца указания учителя. Внимательность на уроках нельзя просто потребовать, но вполне можно выработать, воспи­тать терпеливым напоминанием, многократным повторением тре­бований без упреков и раздражения. Для таких учеников необходи­мы постоянное внимание и контроль со стороны учителя.

Нередко подвижные дети, особенно младшего возраста, буду­чи предоставленными сами себе, никак не могут собраться и при­няться за работу (как дома, так и в классе). Вертятся, занимаются посторонними делами, перекладывают книги, точат карандаши.

Как помочь таким детям включиться в работу? Одним из дей­ственных способов может быть такой: на первых порах ребенку сокращают объем работы. Например, как рекомендует психолог , учитель предлагает первокласснику написать вме­сто 3 — 4 строчек только полстрочки или прочесть не весь матери­ал, а только незначительную его часть. Ребенок, не желавший при­ниматься за работу, когда надо было выполнить все задание, охот­но начинал писать или читать. После того как намеченная часть выполнялась и учитель оценивал работу, он либо предлагал ребенку следующую часть задания, либо ограничивался сделанным. Это зависело от отношения ребенка к работе. Иногда дети сами предлагали продолжить работу, но если ребенок не хотел этого, то учитель не настаивал. Постепенно увеличивая объем предлагае­мой работы, он через некоторое время (через несколько дней, неделю) приучал ребенка выполнять все задание. Как уже говорилось, самую большую трудность учащиеся с подвижной нервной системой испытывают при однообразной, монотонной работе. У них быстро утрачивается интерес к таким заданиям, появляется чувство пресыщения. Если учитель не пред­примет каких-либо специальных мер, то такие учащиеся начина­ют отвлекаться или перестают работать. Отвлечение — это способ разнообразить свою деятельность, которая стала скучной. Дети начинают разговаривать с соседями, задавать вопросы им и учи­телю, заглядывать в чужие тетради и т. д. Естественно, это не спо­собствует повышению эффективности учебной деятельности, однако улучшает их психическое состояние, настроение. Учитель должен направлять учащихся на поиск иных форм оживления деятельности, например на анализ других путей выполнения за­дания, иных способов решения задачи, отличных от обычно используемых. Этому помогают и такие особенности умственной деятельности подвижных, как стремление к новым, неиспробованным ходам мысли, умение с разных точек зрения оценить ситуа­цию, отсутствие шаблонности в мышлении. Разнообразное содер­жание заданий, частые переходы от одного вида к другому — вот те ситуации, которые наиболее благоприятны для учащихся с под­вижной нервной системой. По возможности их нужно стараться использовать в работе с такими школьниками.

Итак, мы познакомились с тем, как проявляются некоторые природные динамические особенности в учебной деятельности, с какими трудностями сталкиваются представители противополож­ных полюсов основных свойств нервной системы и как данные трудности учитель может сгладить, используя эти знания при орга­низации индивидуального подхода. Однако многочисленную груп­пу составляют школьники, чьи природные динамические особен­ности не вступают в резкие противоречия с требованиями учеб­ной деятельности. Приспособление к учебным ситуациям у них происходит относительно гладко. Как уже говорилось, это связа­но с тем, что при промежуточной выраженности свойств нерв­ной системы возможны их разнообразные психологические про­явления, определяемые внешними условиями.

Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Индивиду­альный подход может быть успешно применен только с учетом воз­растных закономерностей психического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения конкретного ребенка, нужно знать о ее типичности для данного возрастного этапа.


Рубрика: 8. Педагогическая психология

Дата публикации: 05.11.2013

Статья просмотрена: 6393 раза

В своей повседневной практике учителю приходиться сталкиваться с врождёнными, генетически закреплёнными свойствами нервной системы, которые были выделены И. М. Сеченовым:

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой;

2) подвижность нервной системы — нервная система может быть подвижной или инертной;

3) уравновешенность нервной системы — нервная система может быть уравновешенной или неуравновешенной [4, с. 249].

Различные сочетания свойств нервной системы составляют темперамент. «чистые№ темпераменты (холерики, сангвиники, флегматики и холерики0 встречаются относительно редко. Как правило, мы имеем дело со смешанными темпераментами. В попытках изменить врождённый темперамент нет никакого смысла: ведь любой из них позволяет добиться успеха. Ребёнок любого темперамента может хорошо учиться, быть прилежным учеником и воспитанным человеком. Следовательно, задачей педагога, как и родителя, должно стать развитие положительных качеств темперамента и сдерживание проявления нежелательных особенностей. Такой подход со стороны взрослых способствует развитию характера.

И. П. Павлов указывал, что свойства нервной системы в основном проявляются в трёх сферах деятельности:

1) общая активность;

2) особенности моторики;

3) свойства эмоциональности [4, с. 257].

На основе темперамента, под влияние воспитания и самовоспитания формируется характер — ядро личности человека. Наиболее активно этот процесс происходит в школьные годы, в подростковом возрасте. Если темперамент заложен в человеке генетически, то характер формируется под влиянием социальных условий и требований, предъявляемых обществом к человеку. Чем больше характер будет соответствовать темпераменту, тем гармоничнее будет личность.

Таким образом, темперамент определяет внешний рисунок поведения, в отличие от формируемого в течение жизни характера, в котором проявляется отношение человека к окружающему миру.

Задача родителей и педагогов — помочь маленькому человеку найти свой собственный стиль деятельности и поведения, соответствующий его физиологическим особенностям.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой.

Мы уже отмечали, что изменить особенности человека, связанные с силой нервной системы нельзя, однако педагог может организовать учебный процесс таким образом, чтобы на уроке чувствовали себя комфортно дети и с сильной, и со слабой нервной системой.

Мы рекомендуем следующие приёмы при работе с детьми со слабой нервной системой:

1. При опросе отдавать предпочтение не устным, а письменным ответам,

2. Не торопить ученика при ответах, давая ему время сосредоточиться,

3. Не спрашивать по новому материалу на том же уроке, когда он был изучен,

4. Избегать моментов неожиданности, предупреждая заранее о предстоящих работах и заданиях,

5. С осторожностью выставлять неудовлетворительные оценки,

6. Избегать резких замечаний,

7. Чаще хвалить таких детей за любой успех в работе, повышая таким образом его самооценку,

8. Создавать на уроках ситуации, в которых ребёнок будет наиболее успешен.

Когда же ребёнок с такой нервной системой может проявить свои лучшие качества≤ Оказывается, таких ситуаций совсем не мало. Как известно, чтобы научиться решать задачи нового типа или усвоить новое правило, нужно решить ни одну типовую задачу или пример. Такая монотонная и рутинная работа приводит к формированию навыка, но она очень нелюбима детьми с подвижной и сильной нервной системой. В противоположность им, дети со слабой и инертной нервной системой с удовольствием отрабатывают новые приёмы и способы решения, доводя их автоматизма, получая, в конечном итоге, более высокий результат. Именно из них получаются вдумчивые и кропотливые исследователи, которые, к тому же, ещё смогут потом прекрасно оформить письменный отчёт о своей работе.

Работая над проектами, такие дети стараются как можно больше найти материалов по своей теме, хорошо его систематизируют и обобщают. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто знают гораздо больше, чем предусмотрено программой. Выполняя собственные исследовательские работы и проекты, они умеют не только красиво оформить свой отчёт, но и грамотно и уместно использовать наглядный материал, представляя свои маленькие открытия в виде, схем, графиков или рисунков.

Особенности работы с детьми с инертной нервной системой.

Дети с инертной нервной системой редко нарушают дисциплину, поэтому обычно не вызывают серьёзных нареканий у учителей. Однако учебная деятельность у инертного ребёнка вызывает ряд серьёзных трудностей: из-за замедленного реагирования на все раздражители они с трудом переходят от одного вида деятельности к другому, медленнее усваивают новый материал и вырабатывают новые навыки, часто не успевают следить за ходом урока и вести конспект. Особенно неуспешными такие дети бывают в ситуациях ограниченного времени и тогда, когда невыполнение задания в срок может угрожать получением плохой оценки.

Чтобы ребёнок с такими особенностями чувствовал себя на уроке спокойно и мог добиться хороших результатов, от учителя требуется знание правил и приёмов работы с такими детьми:

1. Не следует спрашивать ребёнка в самом начале урока, так как он входит в рабочий ритм постепенно,

2. Нельзя торопить такого ребёнка, так как это вызывает у него повышенную тревожность и резко снижает результативность,

3. Нельзя отвлекать такого ребёнка, когда он занят выполнением какого-либо задания,

4. Постоянно подчёркивать успехи ребёнка, повышая его уверенность в своих силах.

Очень важно понимать, что в некоторых случаях такие дети имеют преимущества, которые надо использовать и обязательно акцентировать на них внимание самого ребёнка.

Не только учителю или родителю важно знать сильные и слабые стороны инертной нервной системы, но и самому ребёнку, который способен самостоятельно использовать свот преимущества и добиваться успеха.

Таким образом, хочется ещё раз подчеркнуть следующее: не существует плохих и хороших особенностей нервной системы, сильные и слабые, лабильные и инертные имеют равные возможности для достижения высоких результатов, но путь достижения этих результатов различен. Найти этот путь и помочь ребёнку пройти его — задача и педагогов, и родителей.

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. -- М.: Знание, 1992. -- 80 с.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. -- 1988. No. 6. -- С. 71 -- 77.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -- 320 с.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. -- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. -- 560 с.

5. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. -- М.: Генезис, 2000. -- 288 с.

Похожие статьи

нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Лукьянова С. Е., Земцова Е. В., Панина Т. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими

Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой. 1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой. Все эти врождённые характеристики нервной системы остаются с человеком на всю жизнь.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной. 2) особенности моторики; 3) свойства эмоциональности [4, с. 257]. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто.

К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности.

нервная сила, ребенок, нервная система, свежий воздух, уровень работоспособности, течение дня, индивидуальная особенность работоспособности, инертный тип, высшая нервная деятельность, сон.

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной.

Меланхолики — дети со слабым типом нервной системы, вследствие чего быстро утомляются. Поэтому при выполнении заданий таким детям необходимо делать довольно частые перерывы для отдыха.

Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Лукьянова С. Е., Земцова Е. В., Панина Т. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими

Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой. 1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой. Все эти врождённые характеристики нервной системы остаются с человеком на всю жизнь.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной. 2) особенности моторики; 3) свойства эмоциональности [4, с. 257]. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто.

К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности.

нервная сила, ребенок, нервная система, свежий воздух, уровень работоспособности, течение дня, индивидуальная особенность работоспособности, инертный тип, высшая нервная деятельность, сон.

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной.

Меланхолики — дети со слабым типом нервной системы, вследствие чего быстро утомляются. Поэтому при выполнении заданий таким детям необходимо делать довольно частые перерывы для отдыха.

Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.