Рекомендации по свойствам нервной системы

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы

Если понаблюдать за играющими детьми одного возраста, можно заметить, что в одной и той же ситуации все они ведут себя совершенно по-разному. Один весел, другой безо всякой причины хнычет, один стремиться играть с другими детьми, другой предпочитает одиночество и так далее. Малыш появляется на свет с определенными биологическими свойствами, которые передаются по наследству от родителей или других родственников. К врожденным свойствам личности, прежде всего, относят тип высшей нервной деятельности – темперамент.

Темперамент - сочетание таких особенностей нервной системы, как сила (или слабость), подвижность (или малая подвижность), уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов. От того, как сочетаются эти характеристики, зависят некоторые особенности поведения детей (поведения, а не характера!).

Существует 4 основных типа высшей нервной деятельности, хотя большинство людей относится не к основным, а к промежуточным типам - всего их 24. Поэтому советуем внимательно изучить все типы - возможно в каждом описании Вы увидите знакомые черты своего малыша и найдете полезный совет.

Психологические особенности детей с разным типом нервной системы

  1. Дети холерического темперамента:

Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Он не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.

Ребенок стремится воздействовать на то, что видит. Он хочет переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются даже руководить взрослыми.

Рекомендации по воспитанию:

- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).

- Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.

- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

- С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.

- Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.

- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.

- Необходимо строго соблюдать режим дня.

Холерика важно воспитывать добрым, заботливым.

  1. Дети сангвинического темперамента:

Ребенок спокойного типа - сангвиник - имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне дети сангвиники похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но есть одно отличие - у ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.

Малыш быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Рекомендации по воспитанию:

- Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

- Учить быть ответственным за свои обещания.

- Научить дорожить дружбой.

- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).

- Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).

- Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.

- Оказывать помощь в форме дружеских советов.

Целесообразно использовать его лидерские качества.

  1. Дети флегматического темперамента:

Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Малая подвижность нервных процессов накладывает отпечаток на все поведение ребенка. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза (иногда значительная), прежде чем начать деятельность - период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.

Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации по воспитанию:

- Помочь преодолеть их некоторую леность.

- Развивать большую подвижность и общительность.

- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

- Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.

- Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.

- Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.

- Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.

  1. Дети меланхолического темперамента

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.

Рекомендации по воспитанию:

- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.

- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.

- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.

- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.

- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.


Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.


Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.


Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.


Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.


Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.


Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.


Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента:

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.


Рекомендации по работе с детьми с разными типами нервной системы

По отношению к учащимся со слабой нервной системой реко­мендуется соблюдать такие правила:

1) не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) давать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

3) желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письмен­ной форме;

4) не заставлять отвечать новый, только что изученный мате­риал, лучше отложить опрос на следующий урок;

6) осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далек от желаемого;

7) во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку;

9) по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;

Особо нужно обратить внимание на детей со слабой нервной системой, посещающих группу продленного дня. Из-за своих при­родных особенностей они не могут готовить уроки, особенно уст­ные, в группе вместе со всем классом: им мешают другие ребята, они быстрее утомляются и т. д. Поэтому кроме классных комнат можно использовать библиотеку, игровые комнаты, рекреации и другие свободные помещения. Во время самоподготовки нужно раз­решить детям самостоятельно устраивать перерывы, кратковремен­ный отдых, причем в удобное для них время, когда заканчивается какой-то этап их работы.

Какой должна быть тактика учителя по отношению к учащимся с сильной нервной системой?

Что может сделать учитель, чтобы помочь ученикам с сильной нервной системой найти эффективные способы работы, нейтрали­зовать психологические особенности, которые мешают усвоению?

При работе с инертными учениками учителю необходимо:

1) не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий воз­растает постепенно;

2) постепенно предлагать разные задания, не торопить с их выполнением, поскольку они не могут активно работать с разно­образными заданиями, а некоторые вообще отказываются выпол­нять их;

3) не торопить с изменением неудачных формулировок при устных ответах; инертным ученикам необходимо время на обду­мывание, поскольку они чаще следуют принятым стандартам в ответах, домашним заготовкам, избегают импровизаций;

4) не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене);

5) избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быст­рый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоста­вить ему время на обдумывание и подготовку;

6) в момент выполнения заданий не надо отвлекать такого уче­ника, переключать его внимание на что-либо другое;

7) не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал, лучше отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Поскольку определенные трудности в учебной деятельности у подвижных обусловлены быстрым угасанием активности, утратой интереса к выполняемой деятельности (особенно если она одно­образна), частым отвлечением от работы, они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научиться произвольно регу­лировать свою деятельность, должным образом ее организовывать. Полезно специально тренировать учащихся с подвижной нервной системой быть сдержанными, приучать перед началом работы вы­слушивать до конца указания учителя. Внимательность на уроках нельзя просто потребовать, но вполне можно выработать, воспи­тать терпеливым напоминанием, многократным повторением тре­бований без упреков и раздражения. Для таких учеников необходи­мы постоянное внимание и контроль со стороны учителя.

Нередко подвижные дети, особенно младшего возраста, буду­чи предоставленными сами себе, никак не могут собраться и при­няться за работу (как дома, так и в классе). Вертятся, занимаются посторонними делами, перекладывают книги, точат карандаши.

Как помочь таким детям включиться в работу? Одним из дей­ственных способов может быть такой: на первых порах ребенку сокращают объем работы. Например, как рекомендует психолог , учитель предлагает первокласснику написать вме­сто 3 — 4 строчек только полстрочки или прочесть не весь матери­ал, а только незначительную его часть. Ребенок, не желавший при­ниматься за работу, когда надо было выполнить все задание, охот­но начинал писать или читать. После того как намеченная часть выполнялась и учитель оценивал работу, он либо предлагал ребенку следующую часть задания, либо ограничивался сделанным. Это зависело от отношения ребенка к работе. Иногда дети сами предлагали продолжить работу, но если ребенок не хотел этого, то учитель не настаивал. Постепенно увеличивая объем предлагае­мой работы, он через некоторое время (через несколько дней, неделю) приучал ребенка выполнять все задание. Как уже говорилось, самую большую трудность учащиеся с подвижной нервной системой испытывают при однообразной, монотонной работе. У них быстро утрачивается интерес к таким заданиям, появляется чувство пресыщения. Если учитель не пред­примет каких-либо специальных мер, то такие учащиеся начина­ют отвлекаться или перестают работать. Отвлечение — это способ разнообразить свою деятельность, которая стала скучной. Дети начинают разговаривать с соседями, задавать вопросы им и учи­телю, заглядывать в чужие тетради и т. д. Естественно, это не спо­собствует повышению эффективности учебной деятельности, однако улучшает их психическое состояние, настроение. Учитель должен направлять учащихся на поиск иных форм оживления деятельности, например на анализ других путей выполнения за­дания, иных способов решения задачи, отличных от обычно используемых. Этому помогают и такие особенности умственной деятельности подвижных, как стремление к новым, неиспробованным ходам мысли, умение с разных точек зрения оценить ситуа­цию, отсутствие шаблонности в мышлении. Разнообразное содер­жание заданий, частые переходы от одного вида к другому — вот те ситуации, которые наиболее благоприятны для учащихся с под­вижной нервной системой. По возможности их нужно стараться использовать в работе с такими школьниками.

Итак, мы познакомились с тем, как проявляются некоторые природные динамические особенности в учебной деятельности, с какими трудностями сталкиваются представители противополож­ных полюсов основных свойств нервной системы и как данные трудности учитель может сгладить, используя эти знания при орга­низации индивидуального подхода. Однако многочисленную груп­пу составляют школьники, чьи природные динамические особен­ности не вступают в резкие противоречия с требованиями учеб­ной деятельности. Приспособление к учебным ситуациям у них происходит относительно гладко. Как уже говорилось, это связа­но с тем, что при промежуточной выраженности свойств нерв­ной системы возможны их разнообразные психологические про­явления, определяемые внешними условиями.

Хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Индивиду­альный подход может быть успешно применен только с учетом воз­растных закономерностей психического развития. Другими словами, решая проблему, касающуюся обучения конкретного ребенка, нужно знать о ее типичности для данного возрастного этапа.


  • Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом;
  • Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека;
  • Как определить свой тип нервной системы самостоятельно.

Человек управляет эмоциями, или эмоции управляют человеком? Конкретного ответа на этот вопрос не может дать даже современная наука. Ближе всего к разгадке этой тайны подобрались ученые-нейрофизиологи, которые связали типы нервной системы человека с чертами характера личности. Сегодня рассмотрим разновидности нервных систем, а также то, как они влияют на нашу жизнь и характер в целом.

Тип нервной системы и его взаимосвязь с темпераментом

Как и большинство научных открытий в области нейрофизиологии, учение о типах нервной системы основал И.П. Павлов еще в 1927 году. Сегодня под этим понятием подразумевают совокупность всех врожденных и приобретенных в течение жизни уникальных свойств нервной системы человека, которые являются основной причиной различия в поведенческих реакциях при влиянии одних и тех же раздражителей окружающего мира.

Абсолютно все процессы нашей нервной системы заключаются в двух механизмах: возбуждение и торможение. Они в свою очередь имеют свои свойства, которые и определяют тип нервной системы:

  • Сила.
  • Уравновешенность.
  • Подвижность.

На основе этих показателей и уровня их проявления у конкретного человека, выделили четыре типа нервной системы, каждому с которых соответствует определенный тип темперамента.

Первый из них – неуравновешенный сильный тип, ему соответствует холерический тип темперамента. У людей с данным типом наблюдается быстрое реагирование возбуждающих условных рефлексов, тогда как тормозные механизмы формируются с трудом, нередко со значительным подключением волевого компонента. При нарушении нормального функционирования вегетативных функций, их восстановление происходит довольно долго и часто парциально.


Следующая разновидность – сильный уравновешенный инертный тип, которому соответствует флегматичный тип темперамента. Обычно, положительные тормозные условные рефлексы у таких людей формируются в течение длительного периода, но после завершения этого процесса, они становятся устойчивыми и почти неизменными. Процессы восстановления и приспособления вегетативных функций протекают так же медленно.

Третий тип – сильный подвижный уравновешенный, соответствует сангвиническому типу темперамента. Особыми отличиями нервной системы таких людей является способность быстро подстраивать положительные и отрицательные условные рефлексы к разновидности внешнего раздражителя. Кроме того, им свойственно быстрое полное восстановление вегетативных функций сразу после устранения действия раздражителя.

И наконец последний – слабый тип, которому соответствует меланхолический тип темперамента. У людей с этим видом нервной системы, наблюдаются слабые возбуждающие и тормозные механизмы. С большим трудом образуются условные рефлексы и даже имеющиеся могут тормозиться. Вегетативные процессы после нарушения полностью не восстанавливаются, протекают вяло и легко травмируются.

Почему тип нервной системы влияет на характер и способности человека

В классическом понимании характер, как компонент психики человека, – это совокупность специфичных индивидуальных особенностей нервной системы, соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, а также особенностей окружающей среды, в которой формируется личность. Поэтому тип нервной системы является своеобразным базисом для дальнейшего формирования характерологических черт индивидуума. Иногда человек физиологически запрограммирован медленнее мыслить или быть вспыльчивым. Но важно понимать, что любым характеристикам можно найти применение, или пустить их в более мирное русло.


Как ни странно, тип нервной системы влияет не только на характер, но и на склонность к определенным способностям личности. В основе этого явления лежит взаимодействие и соотношение деятельности первой и второй сигнальной системы, формируя три основных типа:

  • Художественный тип. Благодаря преобладанию деятельности первой сигнальной системы, у людей такого типа хорошо развито эмоционально-образное мышление, что способствует развитию художественных способностей и творческого потенциала.
  • Мыслительный тип, при котором вторая сигнальная система преобладает над первой и характеризуется доминантой абстрактного мышления. Владельцы такого типа обычно имеют развитые математические способности.
  • Смешанный тип – это когда у человека нет яркого доминирования какой-либо из сигнальных систем.

Вот почему важно развивать те способности, которые заложены природой. Не может человек с художественным типом стать математиком, а если и получится это сделать, то вряд ли это принесет ему чувство удовлетворенности жизнью.

Как определить свой тип нервной системы самостоятельно

Для определения типа нервной системы существует множество онлайн-тестов и опросников, но не все они одинаково точны. Я проверила на себе некоторые из них и как результат – вот моя личная тройка лидеров:

1. Опросник Стреляу – точный онлайн-тест, который позволяет определить уровень процессов возбуждения и торможения, а также общий уровень уравновешенности. Единственным его недостатком является довольно большое количество вопросов, поэтому прохождение может занять у вас некоторое время.

2. Теппинг-тест – позволяет определить свойства нервной системы через проверку психомоторных навыков. Обычно, для проведения этого теста нужна помощь еще одного человека, но есть и онлайн-версии.

3. Тест на определение типа темперамента. Так как существует прямая взаимосвязь типа темперамента и типа нервной системы, можно воспользоваться любыми тестами на определение темперамента .

Вы можете найти и другие способы, но определить тип нервной системы абсолютно точно и наиболее развернуто может только квалифицированный специалист.

Важно понимать, что от типа нервной системы зависит большинство наших поведенческих реакций, поэтому постарайтесь принимать себя и окружающих такими, какими их создала природа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.