Родители говорят что я нервный


Дети в соцсетях делятся тем, как их унижают взрослые: какие формулировки и с какими интонациями. Ребятам больно. Но за каждым грубым словом ребёнку не всегда скрывается ненависть — порой причина в детских потрясениях самих родителей. Лайф — о том, что скрывает домашняя ругань и почему стоит работать не с ребёнком, а со своей головой.

"Вот мои, чуть им что не скажешь, так сразу говорят: "Да в кого ты такая?! Мы тебя так любим, так любим! Неблагодарная дрянь! Как ты посмела?! Отвечай! Всё говори! Ничего не утаивай! А после будешь уроки делать! И не встанешь из-за стола, пока всё не сделаешь! Пошла вон, тварь!" И достают ремень" — так школьница Кристина поделилась с другими своей болью в паблике в соцсети "ВКонтакте".

В социальных сетях существует множество групп, где дети делятся с другими своими переживаниями. Они рассказывают "друзьям" из Сети, как родители на них ругаются. Ребята не боятся, что их может кто-нибудь выдать, ведь они находятся в кругу своих. Каждый из них пытается найти толику понимания и понять, почему порой родители с ними столь жестоки.

Взрослые почему-то редко обращают внимание на те способы, которыми они пытаются воздействовать на поведение своих чад. И получается, что довольно часто родители позволяют себе нецензурные ругательства и угрозы в сторону своих малышей, забывая о том, что детям неоткуда ждать помощи. В конце концов самые близкие становятся врагами.

Лайф выделил несколько типов самых ужасных ругательств, которые позволяют себе родители.

Рабские ругательства. Без права на жизнь

"Закрой рот, отродье! Ты никто! Ты должна нам подчиняться! У тебя нет права голоса!"

"Я заработал немного денег, мама забрала с криками, что я её раб… Она серьёзно сказала, что до 18 лет я её раб!"

По словам главы Центра правовой и психологической помощи в экстремальной ситуации Михаила Виноградова, который согласился оценить "методы воспитания", такое обращение c детьми говорит о том, что у самих родителей было тяжёлое детство — скорее всего, в школьном возрасте они были беззащитны, а их родители вели себя агрессивно и говорили похожие фразы.

Нецензурно и взахлёб. Схлопотать можно не только по попе

"Я тебя рожала в мучениях, а ты, неблагодарная *****, деньги матери не отдаёшь! Я всё отцу расскажу, уж он-то тебя выпорет!"

"Сейчас по ***** схлопочешь! Какая же ты тупая! Пошла вон! Ничтожество!"

Психиатр утверждает, что мат может встречаться в любых семьях и привязывать такую агрессию к комплексам или детским травмам не стоит, однако это, как несложно догадаться, может привести к тому, что и ребёнок будет воспринимать брань как норму, а значит, так же отвечать родителям.

Повод умереть за плинтусом. Самые плохие дети

"Если ты не сделаешь уроки, отец запрёт тебя на месяц в комнате! Жри, что тебе дают! Всем без тебя жилось бы легче!"

"Ты самый худший ребёнок на свете, мало мы тебя били!"

По мнению эксперта, такие фразы являются также зеркальным отражением прошлого взрослых. Нерастраченная обида переносится на подрастающих детей, которые будут (если запомнят) так же относиться уже к своим чадам.

Семейные проклятия. Удача не придёт

"Не смей мне возражать, ты никогда и ничего не добьёшься!"

"Я не училась, и ты будешь дворником, потом будешь говорить: "Эх, зачем я свою маму не послушал. ".

По словам Виноградова, такая "программа" — следствие того, что родители сами не смогли оправдать своих надежд и теперь не знают, как поделиться своим несчастьем.

— Он сам не смог добиться чего-то в жизни (например, должности или социального статуса), и поэтому он оказывает давление на ребёнка, дабы оправдать свои амбиции.

Что будет с детьми?

— Очень страшно, когда родители позволяют себе так ругаться. Допустим, на улице кто-то скажет вам гадость — это может пройти мимо ушей, в любом случае забудется. Но вот если так поступают родители — это остаётся в душе навсегда, — добавил психиатр.

Выходит, что за каждым грубым словом скрываются прежде всего комплексы и пороки родителей.

Психоаналитик Дмитрий Ольшанский считает, что отношение родителей к своему ребёнку зависит от двух факторов: первый — цель его рождения и второй — наличие комплексов у взрослого.

— Если пара решила завести ребёнка из-за того, что уже "пришло время", то крайне велика вероятность, что он станет лишним. Но это ещё не всё, что будет влиять на методы воспитания ребёнка: нужно смотреть, как взрослый относится к самому себе. Например, если он сам себя чувствует брошенным, никчёмным, ненужным и не реализовавшимся, то он будет говорить ребёнку то же самое.

Если родитель воспринимает своё чадо как собственность или ассоциирует с рабом, это значит лишь одно: родитель не наигрался в игрушки. Взрослым нужно воспринимать ребёнка как личность и только установить его степень свободы (какие действия малыш может делать и при этом не отчитываться).

Важно понимать, как именно взрослые ругаются на детей. Например, у родителя может быть внутренняя обида, и тогда он будет изображать из себя жертву: "У меня тут практически инфаркт, а ты всё гуляешь!"

Если же взрослые заставляют подчиняться, то тут кроме слов очень важен подтекст: с какой интонацией это говорится, в каких условиях, какая причина? Возможно, взрослый не уверен в том, что он хорош как родитель. Поэтому он пытается сделать из ребёнка "идеального", чтобы в своих и чужих глазах выглядеть хорошим.

Особый метод манипуляции — "Делай что хочешь", а это лживый карт-бланш. Если бы мне сказали такую фразу, то я бы пошёл и сделал, что хочу. Но предполагается, что после этого ребёнок должен начать подчиняться каким-то требованиям родителей.

Как отметил психоаналитик, в России есть одно ругательство, которого больше нет нигде в мире: "ты весь в отца".

— Это, как правило, оскорбление, то есть ребёнка упрекают в том, что он похож на папу. Считается, что это минус, и рисуется заведомо негативный образ. Детей настраивают на то, что походить на родителей — это плохо. Получается, что в ребёнке воспитывают неуважение к своим близким.

Психиатр Михаил Виноградов убеждён в том, что родителю в первую очередь нужно работать над своим поведением.

— Можно воспользоваться услугами психолога. Есть взрослые, которые обращаются к специалистам — они помогают правильно построить отношения с детьми.

Но самое правильное — это просто любить своего ребёнка. Его нужно пустить в самостоятельную жизнь, наблюдая и подсказывая, но ни в коем случае не заставляя его что-либо делать. А для этого человеку нужно иметь очень тонкую душевную родительскую организацию, никаких силовых приёмов, — посоветовал Виноградов.

Почему родители шлепают детей, хотя знают, что этого делать нельзя


Виктория Дмитриева социолог, основатель Школы адекватных родителей, мама троих детей

Около 60% россиян, согласно опросу, считают возможным физически наказывать детей за непослушание. Но все больше становится таких мам и пап, которые приходят в ужас от собственного крика и шлепков — и хотят перестать так обращаться со своими малышами. Что им делать — идти к психологу? Мама троих детей, которая смогла отучить себя и мужа орать на детей, предлагает другой вариант.


Я была идеальной матерью. Пока у меня не было детей. Я думала, что никогда не повышу голос и уж тем более не подниму на ребенка руку. Ведь я так много изучала детскую психологию и точно знаю все возможные последствия. Ни за что! Никогда!

Но уже через пару лет мои мечты рухнули. Я день за днем терпела педагогическое фиаско. Сыновья не слушались. Ни с первого раза, ни с десятого. Сначала их мог привести в чувство мой крик. Потом уже и он перестал срабатывать. Я стала срываться на шлепки.

Но, ударив ребенка пару раз, я поняла, что это вообще не помогает. Скоро стало казаться, что мальчишки специально нарываются, с трепетом ожидая, когда же мама превратится в истеричку.

С мужем происходило то же самое. В какой-то момент я заметила, что он в принципе спокойным голосом с детьми не разговаривает. Только на повышенных тонах и в приказном тоне. И руку поднимал.

Если бы это помогало в воспитании — не вопрос! Но ситуация становилась все более неуправляемой. Неуправляемые родители и неуправляемые дети.

"Я себя чувствую не просто монстром, а чудовищем, становлюсь самой себе противна, но вот, честное слово, стараюсь бороться с этим, понемногу получается, и очень надеюсь, что я смогу справиться! Кстати, усиленно бороться с собой заставили испуганные глаза ребенка, в которых я узнала себя в детстве, когда мама меня наказывала. И ведь поводы моих срывов абсолютно мелочные, и не нужно на них так реагировать! В общем, не хочется испортить малышу психику и чувствовать себя чудовищем! Хочется жить в абсолютной любви и гармонии".

"Я, честно, и наорать могу, и налупить. Потом так стыдно, и сердце сжимается, что хочется плакать (и плачу)".

"Ору, да. Потом стыдно и прошу у дочки прощения — не знаю, это правильно или нет, но хочется и прошу, она обнимает и говорит, что прощает. Так и живем".

Зато в следующий раз будешь знать!

Представьте, что вы с мужем и друзьями пошли в ресторан, вам весело, вы танцуете. Муж говорит: "Тебе хватит, пойдем домой". Вы не хотите, отказываетесь, веселье в самом разгаре. Подруги все еще остаются, никто не уходит.

И тогда, получая ваш отказ, муж как зарядит вам по жопе или по лицу — за непослушание. Прилюдно. С криками "Зато в следующий раз будешь знать!".

Это научит вас слушаться мужа? Сблизит вас? Вы станете его больше уважать? Любить?

Когда родители бьют детей, они думают, что учат их дисциплине и послушанию. Но на самом деле учат:

  • унижать более слабых;
  • ни во что не ставить желания других;
  • бояться.


И еще создают огромную пропасть между ребенком и родителем, в которую проваливаются все родительские слова и нравоучения, поэтому кажется, что "ребенок меня не слышит, до него не достучаться, ему только порка поможет, дать бы один раз по жопе, чтобы знал". Но ведь это почти никогда не заканчивается одним разом, ведь правда?

Когда вы кричите и распускаете руки, то дети:

  1. Привыкают не искать способы решения проблемы, а просто переждать скандал.
  2. Слушают вас только тогда, когда вы говорите на повышенных тонах.
  3. Не чувствуют себя с вами в безопасности и из-за этого становятся нервными, непослушными, капризными.
  4. А вы все больше срываетесь на капризных и непослушных детей.

Откуда берутся злые родители

Когда мы с мужем поняли, что ор и рукоприкладство не работают, мы стали искать другие способы восстановления мирной обстановки в семье.

Скажу сразу: все наладилось очень быстро, когда мы поняли главную причину—счастливые, отдохнувшие, реализованные родители не срываются на ор и тем более на шлепки. Поэтому начать надо с главного.

Никакая психология не поможет, если ваше физическое состояние близко к критическому. Вы можете сколько угодно работать с лучшими психологами страны, но если вы сильно устаете и мало спите — вы так или иначе будете срываться на крик и рукоприкладство.

Если мы регулярно не досыпаем — в кровь вбрасывается много гормона стресса кортизола. Этот гормон делает нас агрессивными и раздражительными. И он сильнее любых психологических примочек.

"Это так правильно, жаль я не понимала это¬го несколько месяцев назад. Истощение было сильное, каждодневная рвота. Даже не знала, что так можно уставать! Дети с мужем, конечно, первые под удар попадали, и я честно старалась себя контролировать, а потом начинала реветь целыми днями! Любимый муж увез отдыхать без детей! По детям скучаю, но привезу им лучшую мать".

"Меня иногда уже дочь спрашивает: „Мама, а ты выспалась?“. Ну потому что я часто говорю, что не выспалась, поэтому злая".

Не хочу кричать на ребенка и бить его. С чего начать?

Поэтому шаг 1-й — для начала устраните усталость и недосып. Бросьте все силы, деньги и время именно на эту часть жизни. Вместо трат на успокоительные и психологов возьмите няню на два часа в день и доспите. Если спать не дает ребенок — наймите консультанта по сну. Сделайте что угодно, но спасите себя!

Меняйте парадигму! Не "сначала сделаю все дела, а если время останется, то посплю", а "сначала высплюсь, а потом сделаю все дела".

Малыш не вспомнит, насколько грязные полы были у вас дома. Зато он вспомнит вечно уставшую, орущую мать, которая замахивается на него из-за разлитого компота, а потом плачет и просит прощения. Дайте своему организму отдых. Иначе все это бесполезно.

Работать с последствиями, не устранив причину, не имеет никакого смысла. Если вы забьете на усталость и недосып, то именно вы потом будете говорить: "Все эти психологи — фигня, мне не помогли".

Что важно наладить:

  • Качественный сон не меньше 8 часов подряд.
  • Сон должен начинаться до полуночи.
  • Смена картинки и отдых от ребенка хотя бы пару часов в неделю.

Вот если все это есть, а срывы все равно случаются часто, то тогда идем в сторону психологии. Тогда мы начинаем говорить про психологические проблемы.

А до того момента это не психика, а гормоны. Это не голова больная, а тело. И ему нужно помочь.

О следующих шагах, которые помогут нам разучиться бить детей — в следующий раз.

Если кто-то разрушает вашу жизнь, нельзя сидеть сложа руки. Даже если эти люди — ваши родители.

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.


Токсичные родители травмируют своих детей, обращаются с ними жестоко, унижают, причиняют вред. Причём не только физический, но и эмоциональный. Они продолжают это делать, даже когда ребёнок становится взрослым.

1. Непогрешимые родители

Обычно дети непогрешимых родителей считают их совершенством. У них включается психологическая защита.

Осознать, что вашей вины в том, что родители постоянно переходят на оскорбления и унижения, нет. Поэтому стараться что-то доказать токсичным родителям смысла нет.

Хороший способ разобраться в ситуации — посмотреть на случившееся глазами стороннего наблюдателя. Это позволит осознать, что родители не такие уж и непогрешимые, и переосмыслить их поступки.

2. Неадекватные родители

Определить токсичность и неадекватность родителей, которые не бьют и не третируют ребёнка, сложнее. Ведь в этом случае вред наносится не действием, а бездействием. Зачастую такие родители сами ведут себя как бессильные и безответственные дети. Они заставляют ребёнка быстрее взрослеть и удовлетворять их потребности.

3. Контролирующие родители

Чрезмерный контроль может выглядеть как осторожность, осмотрительность, забота. Но токсичные родители в этом случае заботятся только о себе. Они боятся стать ненужными, а потому делают так, чтобы ребёнок максимально от них зависел, чувствовал себя беспомощным.

Любимые фразы токсичных контролирующих родителей:

Выйти из-под контроля, не опасаясь последствий. Как правило, это обычный шантаж. Когда вы поймёте, что не являетесь частью ваших родителей, то перестанете от них зависеть.

4. Пьющие родители

Родители-алкоголики обычно отрицают, что проблема существует в принципе. Мама, страдающая от пьянства супруга, выгораживает его, оправдывает частое употребление спиртного необходимостью снять стресс или проблемами с начальником.

Ребёнку обычно внушают, что сор из избы выносить не стоит. Из-за этого он постоянно напряжён, живёт в страхе нечаянно предать семью, раскрыть секрет.

По статистике, каждый четвертый ребёнок из семьи алкоголиков сам становится алкоголиком.

Не брать на себя ответственность за то, что родители пьют. Если получится убедить их, что проблема существует, есть шанс, что они задумаются о кодировании. Общайтесь с благополучными семьями, не давайте убедить себя, что все взрослые одинаковые.

5. Унижающие родители

У выросших в таких семьях детей часто бывают суицидальные наклонности.

Найдите способ блокировать оскорбления и унижения, чтобы они не ранили вас. Не давайте перехватить инициативу в разговоре. Если отвечать односложно, не поддаваться на манипуляции, оскорбления и унижения, токсичные родители не достигнут своей цели. Помните: вы не обязаны им ничего доказывать.

Заканчивайте общение тогда, когда этого хотите вы. И желательно до того, как вы начали ощущать неприятные эмоции.

6. Насильники

Родителей, считающих насилие нормой, с большой долей вероятности воспитывали точно так же. Для них это единственная возможность выплеснуть гнев, справиться с проблемами и негативными эмоциями.

Сторонники телесных наказаний обычно вымещают на детях свои страхи и комплексы или искренне считают, что порка пойдёт на пользу воспитанию, сделает ребёнка мужественным и сильным. В реальности всё наоборот: физические наказания наносят сильнейший ментальный, эмоциональный и телесный вред.

90% детей, переживших сексуальное насилие, никому об этом не говорят.

Единственный способ спастись от насильника — дистанцироваться, бежать. Не замыкаться в себе, а искать помощи у родных и близких, которым можно доверять, обратиться за помощью к психологам и в полицию.

Как вести себя с токсичными родителями

1. Примите этот факт. И поймите, что изменить родителей вы вряд ли сможете. А вот себя и своё отношение к жизни — да.

2. Помните, что их токсичность не ваша вина. Вы не в ответе за то, как они себя ведут.

3. Общение с ними вряд ли станет иным, поэтому сократите его до минимума. Начинайте разговор, заранее понимая, что он может закончиться для вас неприятно.

4. Если вы вынуждены жить вместе с ними, найдите возможность выпускать пар. Ходите на тренировки в спортзал. Ведите дневник, описывайте в нём не только плохие события, но и положительные моменты, чтобы поддержать себя. Читайте больше литературы о токсичных людях.

5. Не ищите оправдания поступкам родителей. Ваше благополучие должно быть в приоритете.

Как предотвратить нервный срыв у ребенка? Какие симптомы? Какие ошибки воспитания приводят к нервному срыву у ребенка? Об этом и многом другом в этой статье.

Жизнь постоянно ставит над нами свои “естественные эксперименты”. От того, насколько крепка наша нервная система, насколько она натренирована к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психическое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям раннего возраста. Высшие отделы их нервной системы еще незрелы, находятся в стадии формирования, защитные механизмы мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невротическое расстройство. Неправильные приемы воспитания, игнорирование родителями возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении раздражительного или тормозного процесса или их подвижности часто приводят к печальным результатам.

Поясним на конкретных примерах.

  • Ребенка испугала бросившаяся на него собака, он стал заикаться. (Налицо перенапряжение раздражительного процесса).
  • Мать заставляла трехлетнюю дочку есть, угрожая ремнем. Девочка не выносила манную кашу, но “сдерживала” себя, ела через силу, боясь наказания. В результате перенапряжения тормозного процесса у нее развивалась анорексия – отвращение к пище и нервная рвота.
  • Распалась семья. Муж начал судебную тяжбу за право воспитывать сына. Мальчик любил и отца, и мать и ни с одним из родителей не хотел расставаться. А отец и мать попеременно наговаривали ему друг на друга, унижали друг друга. В результате перенапряжения подвижности нервных процессов, их сшибки у ребенка возникли ночные страхи.

Ошибки воспитания – одна из основных причин детских нервных заболеваний. Однако они не обязательно результат безнадзорности или какого-либо злого умысла. Отнюдь нет. В ряде случаев, если не сказать в большинстве, они совершаются потому, что родители не знают психических, физиологических, возрастных особенностей, свойственных ребенку, а также потому, то не всегда пытаются разобраться в причинах того или иного поступка малыша.

ПРИМЕР:

Вова рос очень любознательным мальчиком. Он cтолько задавал за день вопросов, что однажды бабушка пригрозила ему: “Если сейчас же не замолчишь позову бабу-ягу, она тебя в лес утащит”. – “А я убегу! ” – “Не убежишь, она тебя заколдует, ноги отнимутся”. В это время позвонили. “Вот видишь”, – сказала бабушка и пошла открывать дверь. В комнату вошла почтальон, старая женщина, седая, вся в морщинах. Вова сразу понял; баба-яга! Он с ужасом заметил, что баба-яга смотрит прямо на него. “Не хочу в лес! ” -хотел закричать мальчик, но голос у него пропал. Он решил убежать в другую комнату, но ноги не действовали, “отнялись”. Вова упал на пол. Вызвали скорую помощь. Мальчика положили в больницу. Он не мог ни ходить, ни говорить, лежал все время с крепко зажмуренными глазами.

Мы рассказали вам только об одном достаточно личном случае неправильного поведения взрослых, которое привело к нервному срыву. Запугивания бывают и такого порядка; “Будешь себя плохо вести, тетя врач сделает тебе укол”, или “Отдам дяде-милиционеру”, или “Не будешь слушаться, утащит собака”… И вот безобидный, виляющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас. “Бука”, которым пугали родители, является к малышу ночью во сне, и тот в стране просыпается, кричит, долгое время не может успокоиться. Испуг в результате запугиваний нередко вызывает стрессовую ситуацию, становится причиной невротической реакции. У неподготовленных впечатлительных детей (с ослабленными нервными процессами) испуг может вызвать даже появление “ряженых” на детском утреннике, агрессивность дикого зверя в зоопарке, острое переживание при выступлении воздушных гимнастов в цирке.

ПРИМЕР:

На новогодний утренник Юра попал впервые в жизни. Все ему нравилось на празднике. С изумлением смотрел он на огромную елку среди зала, всю в блестках, игрушках, гирляндах, в разноцветных огнях. Около елки Дед Мороз водил с детьми хоровод. Юра, поначалу оробевший, осмелел, подошел поближе к хороводу. Около него прыгали веселые лопоухие зайцы, пробежала мимо рыжая лиса. Вдруг Юра заметил, как из-за елки, переваливаясь с ноги на ногу, растопырив лапы, вышел большой коричневый медведь – “совсем взаправдашний”. Медведь направился к Юре. Вот он уже совсем близко, вот уже поднял над Юрой лапы. Мальчик заметил страшные когти. И пронзительно закричал, бросился к первой попавшейся двери. Дверь оказалась запертой. Тогда он повис на ручке, упал, начал биться головой и руками об пол.

Безусловно, испуг могут вызвать и совершенно непредвиденные обстоятельства, например, стихийное бедствие – землетрясение, пожар, гроза, автомобильная авария. Однако чаще всего причиной испугав причиной возникновения непреодолимой для ребенка стрессовой ситуации являются, помимо запугиваний, неправильные или недостаточные объяснения тех или иных явлений и ситуаций. К примеру, ребенка ведут в зоопарк. Почему бы не объяснить ему, что звери есть и хорошие, добрые, и дикие, страшные. Тогда вряд ли агрессивная реакция, допустим, тигра вызовет у ребенка неожиданный испуг. И, конечно, совершенно не подготовлены дети к скандалам родителей, особенно доходящим до грубых оскорблений и даже драки. Сверхсильным раздражителем является также и безобразное поведение пьяного отца.

  • Острый неожиданный испуг.
  • Длительно действующая психотравмирующая ситуация, которая исподволь вызывает стресс, приводит к сшибке и нервному срыву.

Таким психотравмирующим фактором может быть как неблагополучная обстановка в семье, так и различные взгляды родителей на воспитание. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать же, наоборот, во всем уступает ребенку. К тому же родители в присутствии малыша спорят о методах воспитания. Отец отменяет решение матери, а мать втайне от отца разрешает ребенку не выполнять его указаний и распоряжений. В результате у ребенка происходит сшибка нервных процессов, а также пропадает чувство защищенности, уверенности.

При неправильных приемах воспитания у детей могут сформироваться нежелательные черты характера, плохие привычки.

Перед воспитателями малышей стоит задача – привить детям стремление к хорошему и сформировать качества, необходимые для жизни в коллективе. Но следует также, а об этом очень часто забывают, позаботиться о том, чтобы вырастить психически уравновешенного человека, с сильной нервной системой, способного к преодолению трудностей.

Забота о нервной системе ребенка начинается с первых дней его жизни. Мы не будем говорить о значении режима, рационального питания, выполнения гигиенических требований. Все это более или менее известно родителям. Менее известны им правильные приемы воспитания, которые помогают формированию здоровой нервной системы у ребенка.

Примеры жизненых ситуаций

Мальчик, видимо, привык к такому обращению, он не плакал, но казался совершенно диким, был возбужден, суетлив. То и дело срывался и начинал носиться по коридору, расталкивая пассажиров, хватал и трогал то, что не дозволено, один раз чуть не открыл стоп-кран. За все это он получил соответствующую мзду. Но его одергивали и тогда, когда он не делал ничего недозволенного.

Как выяснилось, мальчик вовсе не был глупым: он проявлял естественную в его возрасте любознательность. И все же передо это явно больной ребенок.

А вот другой пример: трехлетний Миша, видя, как это делают иные дети, упал на пол и стал колотить ногами, когда мама отказалась выполнить его желание. Мать стояла и спокойно смотрела на сына. Но Миша не прекращал рева, а это для нервной системы очень вредно.

Тогда мама сказала:

— Миша, ты испачкаешь свой новый костюм. Возьми газету, подстели и потом можешь лечь на нее.

Миша перестал плакать, поднялся, взял газету, расстелил и, пока он это делал, уже позабыл, зачем ему надо было бить ногами и кричать; полежав спокойно, он встал. С тех пор Мише каждый раз, когда он начинал капризничать, напоминали о том, что, прежде чем лечь на пол, надо подстелить газету. И пока он это делал, он уже успокаивался, и ложиться было незачем.

Беспорядочность распоряжений вызывала такое же хаотическое состояние в его нервной системе. Беспрерывные болевые раздражения также, несомненно, оказывали вредное влияние на его нервную систему.

Прибавим к этим убедительным словам и то, что страх, боль расстраивают нервную систему.

Известный психиатр С. С. Корсаков писал, что возраст обусловливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость нервной системы, вследствие чего болезненные явления вызываются причинами, особенно сильно действующими именно в данном возрасте.

Дошкольный возраст имеет своеобразные черты, накладывающие отпечаток на невротические проявления ребенка.

Характерной чертой является преобладание чувств над разумом. Это делает ребенка особенно ранимым и восприимчивым к нервным потрясениям. С точки зрения взрослых причины этих потрясений иной раз кажутся незначительными, но совсем другими представляются они ребенку. Дети еще не способны полностью осмыслить полученные впечатления и оценить их разумно. Отсюда столь часто встречающиеся у детей так называемые детские страхи, переходящие порой в состояние невроза. Дети пугаются всего неизвестного и непонятного.

Дети страдают в тех случаях, когда они не могут осмыслить ситуации, в которой им приходится жить. Например, они не могут разрешить семейных конфликтов и судить о том, кто прав и кто виноват в семейных ссорах. Дети оказываются в клубке противоречивых переживаний, а сила этих переживаний у них бывает острее, чем у взрослых.

Особенность дошкольного возраста -тесная связь психики с физическим состоянием. Мы могли бы то же самое сказать и о взрослых людях, но у детей эта связь еще непосредственнее.

Появления нервности чаще всего встречаются у детей физически ослабленных. А на период детства падает большое количество инфекционных заболеваний, представляющих благоприятную почву для возникновения нервных состояний.

В историях болезни нервных детей мы находим упоминания и о различных факторах, неблагоприятно действующих на нервную систему. Неблагоприятные факторы могут быть дородовыми – неблагополучная беременность матери, травма во время родов, послеродовыми – инфекции, ушибы головы и т. д. Каждая из этих вредностей может стать причиной самостоятельного, иногда серьезного заболевания, но чаще всего она ослабляет нервную систему ребенка. Дети со слабой нервной системой плохо приспосабливаются к окружающей среде, не способны преодолевать трудности, которые легко преодолеваются здоровыми. Именно дети с ослабленной нервной системой чаще всего заболевают неврозами.

Обычно у детей преддошкольного и школьного возраста при неврозах расстраивается функция тех или иных внутренних органов, и чаще всего та из них, которая была ослаблена ранее. Так, нервная рвота, расстройство пищеварительных органов, снижение аппетита наступают после перенесенной дизентерии или диспепсии. Расстраиваются также те функции, которые еще не окрепли: появляется энурез (недержание мочи) или расстройство речи; обычно заикание или же потеря речи (что бывает при сильных потрясениях) возникает у детей с задержкой в развитии речи или же с какими-либо иными ее дефектами.

У старших дошкольников и младших школьников появляются и другие симптомы нервности, например: часты двигательные расстройства – тики, навязчивые движения.

Различные симптомы нервности никогда не бывают единичными. При невротических состояниях меняется весь облик ребенка. Он становится вялым и безынициативным или же, наоборот, слишком подвижным и суетливым, теряет контроль над своим поведением.

У таких детей понижается работоспособность, ухудшается внимание. Если причина нервного состояния не устранена, то меняется характер ребенка. Он может остаться в дальнейшем таким же вялым и безынициативным или же возбудимым и недисциплинированным.

Нервные дети легче поддаются дурным влияниям, так как не способны к нервному напряжению, не могут противостоять собственным влечениям. Однако из сказанного не надо делать слишком мрачных заключений. Обследование взрослых, лечившихся в детстве от тех или иных проявлений нервности, показывает нам, что большинство из них здоровы, успешно учатся и работают.

Детская психика гибка и жизнеспособна. При благоприятных условиях дети поправляются.

Лечить нервнобольного ребенка благодарная задача. Даже тогда, когда детским психиатрам приходится встречаться с тяжелыми неврозами, вылечить ребенка иногда удается в основном обычными педагогическими приемами, применимыми и в домашних условиях.

Основной метод лечения нервнобольных детей — психотерапия. Этим методом пользуются и врачи и педагоги, хотя последние его так не называют. Один из методов психотерапии — перемена обстановки, устранение причины, вызвавшей заболевание, приток новых радостных впечатлений.

Один из эффективных психотерапевтических приемов – так называемый метод стимуляции. При этом методе ставится цель — пробудить в ребенке желание выздороветь. Наша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок сам приложил собственные силы к выздоровлению и тем самым научился преодолевать и впоследствии жизненные препятствия. При применении этого метода особенно значимо слово воспитателя.

Победа над болезнью переживается даже самыми маленькими детьми именно как победа — они становятся увереннее в себе, жизнерадостнее.

Истерики у ребенка. Краткие приступы истерик иногда полезны. Истерики снимают внутреннее напряжение, дают выход скопившимся отрицательным эмоциям. Поэтому воспринимайте истерики у ребенка как возрастную неизбежность.

  • Привлечение внимания к себе. Истерика – верное средство добиться этого. Поэтому уделяйте малышу как можно больше времени. Перед приходом гостей постарайтесь занять ребенка какой-нибудь интересной для него игрой;
  • нервный срыв. Нервный срыв может произойти, если ребенок очень хочет что-то сделать или получить, но его лишают этого. Или если ребенка принуждают к тому, чему он противится всей душой. Поэтому, взрослым надо отстаивать свою позицию по очень важным вопросам, по мелочам можно уступать ребенку. Пусть малыш наденет маечку, которая ему нравится, возьмет на прогулку игрушку, которую сам выбрал;
  • чувство голода. Дети могут раздражаться, если голодны;
  • усталость, перевозбуждение. Не требуйте от малыша слишком многого. Пусть он отдыхает почаще, в течение дня – это поможет снять эмоциональное напряжение.
  • растерянность. Не разрешают что-то сделать, но не объясняют почему. Или мама разрешает, а папа запрещает;
  1. Отвлеките малыша. Подведите к окну, посмотрите вместе на улицу. Предложите погулять.
  2. Если малыш громко плачет, попробуйте “пореветь” вместе с ним. Постепенно снижайте громкость своего плача и переходите на шмыгание носом. Малыш, скорее всего, начнет копировать вас. Насопится вдоволь и успокоится. Приласкайте малыша.
  3. Если малыш устроил рев в многолюдном месте, иногда не стоит торопиться с “эвакуацией”. Пусть малыш выпустит пар, отведет душу, потом пойдет за вами.
  4. Используйте игрушки-отвлекушки. Ребенок нахмурился и приготовился к истерике? Можно дать ему в руки барабан или другой крепкий музыкальный инструмент, пусть сорвет зло. А можно показать какую-нибудь интересную вещицу – отвлечь внимание.

Двумя основными состояниями клеток коры головного мозга (органа психической деятельности) являются возбуждение и торможение. За счет процессов возбуждения выполняются те действия, которые удовлетворяют наши потребности и желания, возникшие под влиянием окружающей среды или запасов, имеющихся у нас, предыдущих впечатлений – так называемых психологических установок.

За счет процессов торможения подавляется излишняя активность наших поступков, выполнение которых привело бы к нежелательному конфликту с окружающей, в первую очередь социальной, средой.

Если раньше считалось, что вся психическая деятельность сосредоточена только в коре головного мозга, то современная наука, свидетельствует о роли и подкорковых (расположенных в глубинах мозга) образованиях. Их состояние в значительной мере обусловливает возбуждение и торможение клеток коры.

И.П.Павловым и его школой было установлено, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов:

Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузке процессов возбуждения. Когда на приеме к психоневрологу родители приводят ребенка с каким-либо нервным влиянием (страхи, бессонница, раздражительность, капризы, заикание, подергивание, ночные страхи и т.д.), то в подавляющем большинстве случаев они уверенно заявляют, что причиной являются психические поражения ребенка, в первую очередь испуг. На первый взгляд, все ясно. У ребенка еще слабая нервная система, и резкое пугающее впечатление оказалось для нее слишком сильным. Отсюда вытекают рекомендации: создать такому ребенку охранительный, щадящий, лишенный всяких резких впечатлений.

Ребенок не имеет достаточного собственного жизненного опыта и судит об опасности или безопасности происходящего по реакции взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей.

Примеры:

Мальчик шести лет, будучи в цирке на представлении с дрессированными медведями, увидев направляющего в его сторону на мотоцикле медведя, дико закричал от страха и сначала вовсе потерял дар речи, а затем длительно заикался. В чем же дело? Почему тысячи детей с наслаждением смотрят на дрессированных медведей, а он стал невротиком? Оказалось, что, когда ему было 2-3 года, бабушка, если он не слушался, пугала его, что придет медведь, и тем самым образ направляющегося к нему медведя стал символом самой страшной опасности.

Таких примеров можно привести много.

Даже в тех случаях, когда у ребенка настоящее горе, вызванное действительно трагическими событиями (например смертью матери), лаской и спокойным объяснением можно постепенно утешить ребенка и не дать перерасти этому горю в стойкий невроз.

Ребенок имеет право на радостную активную жизнь; он должен и поиграть, и побегать, и даже пошалить. Дайте ему больше свободы и самостоятельности. Запрещать, как уже говорилось, можно и нужно лишь, то, что абсолютно недопустимо, но в этом случае необходимо запрещать твердо и безоговорочно.

По какому бы из этих трех механизмов ни возник нервный срыв у ребенка, закрепляется он и переходит в стойкий невроз, если начинает приносить какие-либо реальные или моральные выгоды, о чем мы выше говорили.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.