Роль нервной системы в болезни




Нервная система делится на центральную – ЦНС, и периферическую – ПНС. Центральная нервная система управляет главными процессами в нашем организме и состоит из головного и спинного мозга. Эти части наиболее важны, поэтому и защищены костными и другими тканями достаточно хорошо.

Периферическая нервная система состоит из всех нервов и нервных сплетений, которые отходят от ЦНС. Они расположены по всему телу и слабо защищены от внешних воздействий. Функции нервов – переносить импульсы от головного и спинного мозга до различных участков организма. Заболевания ПНС обычно не так страшны, как, например, травма головного мозга, но тоже весьма ощутимы.

Нервная система также разделяется на две в зависимости от того, как воздействует на организм. Соматическая система отвечает за движения мышц, а вегетативная – контролирует функциональность всего тела в целом.

Какие бывают заболевания нервной системы

Инсульт – резкое нарушение кровообращения участка мозга, из-за чего некоторых нервные клетки отмирают. Часто пациенты не могут полностью восстановиться после инсульта.

Атеросклероз уплотнение стенок сосудов, которые постепенно теряют эластичность. На их поверхности откладываются холестерин и могут образовываться тромбы, мешающие кровотоку.

Аневризма стенка сосуда истончается, и в этом месте образуется уплотнение. В любой момент аневризма может разорваться, и такое обширное кровоизлияние обычно приводит к смерти.

Различные вируса, грибки и бактерии могут поразить головной или спинной мозг. Не смотря на то, что они тщательно защищены, все же иногда центральная неравная система инфицируется, а за ней и периферическая.

Энцефалит воспаление головного мозга, вызываемое инфекцией. Без лечения приводит к повреждению органа и даже смерти.

Сифилис нервной системы при заражении сифилисом в 10% случаев поражаются и все отделы нервной системы. Нейросифилис без лечения приводит к параличам и инвалидности, возможна смерть.

Менингит воспаление, поражающее различные части ЦНС, как оболочки головного мозга, так и спинной. Вызвать менингит могут воспаление среднего уха, травма, вирусы и множество других причин.

Полиомиелит – вирусное заболевание, поражающее всю нервную систему. Чаще всего им болеют дети, часто последствия остаются на всю жизнь.

Многие патологии нервной системы возникают из-за генетических мутаций, травм при рождении или проблем при вынашивании. Часто заболевания проявляются еще в младенчестве: задержка развития, слабые рефлексы, зрение и слух. Некоторые врожденные патологии не дают о себе знать много лет.

Эпилепсия – хроническое наследственное заболевание. Проявляется припадками, судорогами.

Спинальная мышечная атрофия – тяжелое заболевание, при котором поражаются нейроны спинного мозга. Мышцы больных не развиваются и почти не работают, болезнь постепенно приводит к смерти.

Синдром Кэнэвэн поражает головной мозг. При этом умственное развитие задерживается, нарушается способность глотать. Синдром не поддается лечению.

Хорея Хантингтона отличается характерными тиками, постепенным развитием слабоумия. Несмотря на то, что болезнь генетическая, проявляется только в старшем возрасте.

Синдром Туретта расстройство ЦНС, при котором возникают непроизвольные движения и выкрикивание слов. Проявляется в детстве, с возрастом обычно утихает.


Решать проблемы, связанные с заболеваниями нервной системы, достаточно сложно. В любом случае, прежде всего, необходим союз врача и пациента, понимание пациентом причин развития болезни, серьёзный настрой на борьбу с недугом и достижение цели выздоровления.

Нет процессов в организме человека не связанных с состоянием нервной системы, не обусловленных её избыточным напряжением, либо недостаточной активностью. И только поддержание нормальной деятельности этой сложно организованной системы, даже в тех случаях, когда уже имеет место то или иное повреждение, дает шанс победить болезнь. Направить в нужное русло работу нервной системы, а значит и организма в целом, – задача врача, дать возможность процессам выздоровления активно развиваться - непростая работа пациента. И, тем не менее, цель достижима.

Прежде всего, необходим комплексный подход к решению проблем.
Речь идет,

  • во-первых, о своевременном проведении консилиумов и коллегиальном принятии правильных решений в сложных клинических случаях,
  • во-вторых – о сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов лечения. В этом случае рационально организованные процессы диагностики и лечения дают возможность добиться первых положительных результатов за короткое время.

Особую роль в лечении пациентов с неврологическим заболеваниями играет реабилитация и реадаптация, которым сегодня в мире придается огромное значение.

По международной статистике более 30% процентов больных к концу третьего года жизни после перенесенных тяжелых повреждений головного мозга (инсульт, травма) не удовлетворены качеством жизни. Снижение двигательной активности, нарушение координации движений и речи, изменение походки, снижение памяти, а нередко и просто неуверенность в себе и отчаяние избавиться от болезни – да, проблемы, но решаемые.

“Ни дня без строчки”, ни шага назад – основное правило реабилитации для каждого больного. Используя специально разработанные для каждого больного, с учетом его индивидуальных особенностей, программы реабилитации, врачи - реабилитологи научат ходить, сделают все возможное для восстановления движений конечностей, пальцев рук, научат говорить и даже петь, помогут обрести уверенность в себе. При этом очень важно помнить, что чем раньше после травмы или инсульта начата программная реабилитация, тем больше залог успеха, тем лучше результат.

Еще одна, часто встречающаяся проблема – это головная боль! Кто-то с юности страдает мигренью, кому-то достаточно перенесенного стресса на работе или перемены погоды, для кого-то ощущение головной боли стало привычным, а разобраться в причинах этой боли нет ни времени, ни сил. Современные системы исследования головного мозга намного ускоряют процесс выяснения причин головной боли, позволяя, прежде всего, исключить высокое внутричерепное давление, хронический воспалительный процесс или опухоль.

Но значительно чаще головная боль связана с избыточным напряжением мыщц головы и шеи и носит название “головная боль напряжения”. В этом случае медикаментозные методы лечения, к которым так часто прибегают пациенты, оказывают временный эффект, так как не только не устраняют причин боли, но и не воздействуют на те множественные механизмы, которые лежат в основе хронической головной боли. И хотя механизмы головной боли (сосудистые, невралгические, мышечные и др.) необходимо в каждом случае уточнять, многолетний опыт показывает, что наибольший эффект в лечении хронической головной боли оказывают так называемые рефлекторные методы воздействия на все выше перечисленные механизмы.

Релаксационные методы массажа, комплексное воздествие на мышечную систему, массаж стоп, иглорефлексотерапия - надежный арсенал современных методов терапии, обеспечивающий стойкий эффект лечения. Поддерживающие профилактические курсы лечения гарантировано позволяют избежать обострений.

Напряжением мышечных волокон очень часто вызвана боль в тех мышцах, которые расположены близко к позвоночнику. Многие пациенты в этом случае говорят об обострении такого заболевания как остеохондроз. Однако, результаты магнитно - резонансной томографии часто убедительно доказывают, что не изменения в позвоночнике (грыжи диска, смещение позвонков, изменение костной структуры и др.) являются причиной боли. При этом достаточно правильно организованного воздействия руками на различные мышечные группы, сочетания расслабляющих и тонизирующих методов, комплекса лечебной физкультуры, что позволяет избежать использования сильных обезболивающих средств и других медикаментов, общее действие которых не безразлично для организма.

Ещё одна категория пациентов, которые в настоящее время нередко обращаются к неврологу – это дети. И здесь также необходим комплексный подход, команда опытных специалистов: неврологов, массажистов, логопедов, психологов, которые, работая по единой программе лечения и реабилитации, смогут сделать все возможное для развития и коррекции движений и речи, развития логического мышления и памяти, поддержания стабильного эмоционального состояния и хорошего настроения у каждого ребенка. А каждый ребенок требует к себе особого внимания.

Разработанная сегодня психологами эмоционально щадящая диагностика состояния ребенка (“Диагностические сказки”) снимает трудности контакта, проявления негативизма и повышенную тревожность у детей, решает проблему психологического комфорта ребенка и его родителей. Много внимания сегодня уделяется использованию в комплексе лечения детей различных видов массажа: классического, сегментарного, точечного, “тайского” и других. Огромные резервные возможности детского организма при комплексном воздействии на системы физического и психического развития ребенка позволяют за короткие сроки получить значимый результат лечения.

Напряженный ритм жизни, обилие информации, плотный график работы, когда совсем нет времени для отдыха и, кажется, работаешь на пределе возможного – все это нередко приводит к эмоциональным срывам, депрессии, и даже ощущению физического нездоровья. Так у здоровых людей развивается синдром хронической усталости.

Разорвать этот замкнутый круг лучше всего вовремя. С этой целью необходимо, прежде всего, использовать программы профилактического лечения, которые снимут напряжение, накопившуюся усталость, вернут бодрость и хорошее настроение. Консультации психолога помогут разобраться в проблемах, найти правильные решения, важные для нормализации атмосферы дома и в коллективе сотрудников.

Для изучения данного вопроса необходимо провести опыт № 2. Методика опыта №2: провести такое же наблюдение, как в опыте № 1, но для выключения нервной системы мышку предварительно наркотизировать путём подкожного введения 0,2 мл гексенала. Полученные результаты занести в таблицу №1 и сделать вывод.

Примерный план вывода по опыту № 2: У наркотизированной мышки в первый период асфиксии учащения частоты дыхания ……… . Значит – выключение нервной системы приводит к …….. приспособительных реакций и поэтому наркотизированная мышка посинела ………. У неё стала короче фаза ………. патологического процесса. Значит, на первом этапе действия патогенного агента, нервная система включает …… реакции и …….. сохранению гомеостаза.

Резкое урежение частоты дыхания ( ……… реакция при гипоксии) у наркотизированной мышки возникло позже и она позже погибла. Значит, на высоте болезни, нервная система способствует появлению …….. реакций и ………. гибели организма.

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Письменно дать ответы на тестовые задания.

1. Патогенез изучает:

3.механизмы развития, течения и исхода болезни

5.изменения обмена веществ

2. Компенсаторные реакции направлены:

1.на восстановление нарушенного гомеостаза

2.на устранение раздражителя

3.на понижение чувствительности к раздражителю

4.на отклонение гомеостаза

5.на сохранение гомеостаза

3. Теория патогенеза болезни:

4.Основоположник теории болезней адаптации:

1.сумма патологических процессов

2.совокупность приспособительных реакций

3.комплекс повреждения и изменения обмена веществ

5.комплекс защитных реакций

6. Саногенез – это:

1.совокупность повреждения и патологических реакций

2.совокупность приспособительных реакций

3.совокупность компенсаторных реакций

4.совокупность защитных реакций

7. Гормоны, имеющие основное значение для развития ОАС:

8.Вторая стадия ОАС:

9.Механизм защитного действия кортикоидных гормонов:

1.снижение проницаемости сосудов и клеток

3.снижение активности гистаминазы

4.снижение содержания глюкозы в крови

5.снижение чувствительности сосудов к действию катехоламинов

10.Неспецифическая устойчивость организма в стадию резистентности ОАС:

2.находится на высоком уровне

Патологическая физиология [Текст]: учебник / Зайко Н.Н. – М.:МЕДпрессинформ, 2007. - 635.

Патофизиология [Текст]: учебник в 2 Т/ П.Ф.Литвицкий. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т 1. – 731.

Патофизиология [Текст]: учебник в 2 Т/ П.Ф.Литвицкий. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т 2. - 784.

Учебное пособие по патологии (Часть 1). Для самостоятельной внеаудиторной работы студентов фармацевтического факультета очной и заочной формы обучения. Хабаровск, 2009. – 203.

1. ТЕМА 3: ПОВРЕЖДЕНИЕ, КАК НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Причины, вызывающие нарушение внутриклеточного гомеостаза, многообразны. Их воздействия, как правило, приводят к нарушению как структурной целостности клетки, так и её функциональных возможностей. При действии большинства патогенных агентов повреждение клеток является одним из первых этапов развития заболевания, что обусловливает актуальность изучения данной темы.

3.1.Общая цель: изучить механизмы развития и последствия повреждения клеток.

ЗНАТЬ УМЕТЬ
1. Виды повреждения клеток. 2. Механизм развития повреждения клеток. 3. Степени повреждения клеток. Предупреждать развитие и уметь ликвидировать основные последствия повреждения клеток.

4 .ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1. Строение клеток. Роль наружной клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, лизосом, ядра. 2. Механизм развития СПОЛ. Кафедра физиологии с основами анатомии Кафедра биологической химии

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1. Виды повреждения клеток. Приведите примеры специфического повреждения клеток.

2. Причины вызывающие неспецифическое повреждение клеток, механизм их действия.

3. Что происходит при лёгкой степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

4. Что происходит при средней степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

5. Что происходит при тяжёлой степени повреждения клеток? Механизм развития этих явлений.

6. Принципы профилактики и лечения неспецифического повреждения клеток.

2. Выполнить письменно задание по ориентировочной карте.

Ориентировочная карта для работы

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ И СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Изучить повреждающее влияние физических, химических и биологических факторов. 1. Привести примеры факторов, вызывающих повреждение: а) физических б) химических в) биологических
2. Изучить принципы защиты мембран и ферментов клеток от повреждения. 1. Объяснить механизмы действия при повреждении: а) антиоксидантов б) антагонистов кальция в) мембран стабилизирующих препаратов

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Тестовый входной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Цель работы: Изучить механизмы развития повреждения клеток.

1. Привести примеры причин и механизмов развития специфического повреждения клеток.

В организме животного после радиоактивного облучения происходит повреждение клеток. Ответьте, какие факторы будут способствовать (А), какие тормозить (Б) развитие повреждения? Почему?

1. Оубаин – ингибитор Nа / К – АТФ – азы.

2. Ионол – антиоксидант.

3. Верапамил – блокатор кальциевых каналов.

4. Актиномицин Д – нарушает процессы транскрипции.

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ

При решении ситуационной задачи определите характер описанной патологии и механизм её развития. Ответьте на вопросы, поставленные в задаче.

Больной систематически злоупотребляет приёмом большого количества алкоголя. В последнее время появилось подташнивание, снизился аппетит, не может есть жирную пищу. При обследовании выявлено увеличение печени, в крови снижено содержание белков, вырабатываемых в печени (альбуминов, фибриногена и др.). Снижена способность печени окислять уробилиноген и другие вещества, нарушена её способность депонировать и расщеплять гликоген. Что произошло с клетками печени, механизм этих изменений, какова степень повреждения клеток печени?

2.Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 1 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.1.- 752 с.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.2.- 808 с.

7.Патофизиология. Учебник / Под ред. А.Д.Адо, В.И.Пыцкого, Г.В.Владимирова. – М.: Триада – Х, 2000. – 574 с.

1. Тема 4: ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

3.1.Общая цель: изучение наиболее общих закономерностей развития болезни.

4 .ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

ВОПРОСЫ ГДЕ ПРОХОДИЛИ
1.Научные представления о причинно-следственных связях. 2.Роль социальных и биологических факторов в возникновении болезни человека. 3.Понятие о регулирующих системах организма. Кафедра философии и истории Отечества Кафедра патофизиологии Кафедра физиологии с основами анатомии

5. ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1. Общая нозология, её содержание.

2. Понимание болезни на разных этапах развития медицины.

3. Современные представления о болезни.

5. Патологический процесс. Патологическое состояние.

6. Формы течения заболеваний.

7. Исходы болезни.

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Тестовый входной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Ориентировочная карта для работы

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 1 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.1.- 752 с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 Т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т.2.- 808 с.

5. Общая патофизиология (лекции для студентов и врачей) / Под ред. В.Т.Долгих . 2-е изд.перераб. и доп. – Н.Новгород.: Издательство НГМА, 1997, 108 с.

1.ТЕМА 5: ДЕЙСТВИЕ ТЕРМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

2. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ:

Несмотря на колебания температуры окружающей среды, человек способен поддерживать температуру тела на постоянном уровне, что является необходимым условием для нормального течения обмена веществ, выполнения различных функций и устойчивости клеточных структур, то есть жизнедеятельности.

Поддержание нормальной температуры тела возможно благодаря двум основным процессам терморегуляции: регуляции образования (химическая терморегуляция) и регуляции отдачи (физическая терморегуляция) тепла.

Под влиянием патогенных воздействий работа системы терморегуляции может нарушаться и проявляться в виде перегревания

(гипертермии) и переохлаждения (гипотермии). Местное действие высоких и низких температур может привести к возникновению ожогов и отморожений. Поэтому знание механизмов гипотермии и гипертермии необходимо для профилактики, терапии и оказания первой медицинской помощи при нарушении этих процессов.

3.1.Общая цель: Изучить патогенное действие термических факторов на организм.

З Н А Т Ь У М Е Т Ь
1. Общие закономерности возникновения и развития перегревания, теплового удара, ожоговой болезни, отморожения. 2. Значение перегревания и охлаждения для детей раннего возраста и в период новорожденности. 3. Гигиенические требования к одежде, жилищу, соблюдению питьевого режима при работе в горячих цехах. 4. Профилактику нарушений при местном и общем воздействии на организм холода и тепла. 1. Анализировать механизмы развития патологических процессов при общем и местном воздействии низкой и высокой температуры на организм. 2. Анализировать соотношение теплоотдачи и теплопродукции в разные стадии перегревания, лихорадки и охлаждения организма. 3.Оказать первую помощь при ожоге и отморожении.

4. ВОПРОСЫ, ИЗУЧЕННЫЕ РАНЕЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОГО ЗАНЯТИЯ

В О П Р О С Ы Г Д Е П Р О Х О Д И Л И
1. Основные механизмы терморегуляции. 2. Механизмы теплопродукции: (химическая терморегуляция – сократительный и не сократительный термогенез). 3. Пути теплоотдачи: (физическая терморегуляция – теплопроведение, теплоизлучение, конвекция, испарение жидкости с поверхности кожи, дыхательных путей). Каф. физиологии с основами анатомии

5 . ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ

6. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Подвергнуть анализу все элементы графа логической структуры темы. Ответить на вопросы:

1. Что такое перегревание организма?

2. Чем характеризуется стадия компенсации при перегревании?

3. Чем характеризуется стадия декомпенсации при перегревании?

4. Что такое тепловой и солнечный удар?

5. Клинические проявления теплового удара.

6. Причина смерти при тепловом ударе.

7. Отморожение. Степени отморожения. Их характеристика.

8. Что такое переохлаждение организма?

2. Выполнить письменно задание по ориентировочной карте.

Ориентировочная карта для работы

ЗАДАНИЯ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЮ
1. Письменно проанализировать изменение терморегуляция при общем действии на организм: а) тепла в фазу компенсации и декомпенсации б) холода в фазу компенсации и декомпенсации 2. Проанализировать основные механизмы развития теплового удара. 1. Показать соотношение механизмов теплопродукции и теплоотдачи. 2. Письменно перечислить необходимые мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

7. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1.Тестовый входной и выходной контроль

2.Разбор вопросов, возникающих при подготовке к занятию

3.Ориентировочная основа действия (ООД)

4.Выполнение заданий для контроля результатов усвоения

5.Проверка и подписание протоколов

8.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД)

Ориентировочная карта для работы

ЗАДАНИЯ УКАЗАНИЯ К ЗАДАНИЮ
1.Клинические симптомы лихорадки. 1. У всех студентов группы измерить температуру тела. Выявить студентов с повышенной температурой тела. Сосчитать у них частоту пульса и дыхания. Отметить общее самочувствие. Данные занести в табл. 3. В выводах дать рекомендации по оказанию первой помощи при лихорадке.
2. Перегревание и лихорадоподобное состояние. 3. Общее охлаждение организма. 1.Разобрать причины повышения или понижения температуры тела. Что происходит с функцией терморегуляторного центра при следующих ситуациях: а) тепловой удар б) эмоциональное напряжение в) общее охлаждение организма Данные занести в табл. 4. В выводах дать рекомендации по оказанию первой помощи при тепловом ударе и охлаждении.

Клинические симптомы лихорадки

Температура тела Частота пульса Частота дыхания Аппетит Общее самочувствие

Клинические симптомы теплового удара и общего охлаждения организма

Температура тела Частота дыхания Частота пульса Величина артериального давления Сознание

9. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Решите ситуационные задачи и ответьте на поставленные в них вопросы.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗА

В качестве примера защитно-приспособительной роли нервной системы при болезнях можно указать на такие защитные рефлексы, как кашель, рвота, защитно-охранительное торможение, реакции гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы.

В то же время в ходе развития многих болезней нервная система сама становится объектом поражения. Защитно-приспособительная функция поврежденной нервной системы снижается и она становится аппаратом вредных для организма патологических рефлексов.

Так, у собак после некоторых операций на пищеварительном тракте появляются язвы на слизистой оболочке рта, экзематозные изменения кожи и др. И. П. Павлов объяснял эти явления как патологические трофические рефлексы с поврежденной после операции брюшной полости и считал крайне важным изучение их механизмов.

Повреждение мозга путем подкладывания стеклянного шарика под его основание вызывает различные дистрофические изменения — язвы, кровоизлияния в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта (рис. 123). Дополнительные раздражения (например, введение кротонового масла под ноготь или в ствол нерва) на фоне этой операции усиливают указанные патологические трофические рефлексы и соответственно увеличивают дистрофические изменения внутренних органов (А. Д. Сперанский).

Патологические условные рефлексы в эксперименте можно воспроизвести путем многократного сочетания какого-либо резкого болезнетворного (безусловного) раздражения с условными раздражителями. Например, после многократных сочетаний отравления мышей камфорой со звуком последний сам по себе вызывал симптомы отравления камфорой (судороги, эпилепсия). Следует, однако, заметить, что патологические условные рефлексы в противоположность защитно-физиологическим вырабатываются с большим трудом, так как их развитие не соответствует основным формам деятельности нервной системы как аппарата защиты и приспособления, возникшего в процессе эволюции.

В лаборатории И. П. Павлова было показано, что патологические условные рефлексы возникают, как правило, на фоне функционально ослабленной коры головного мозга.

Нервная система может быть местом размножения и распространения нейровирусов. По стволам двигательных нервов поступает в мозг столбнячный токсин. Особенно важными для патологии являются различные нарушения трофической функции нервной системы. Различные виды нервной дистрофии были подробно изучены А. Д. Сперанским и его учениками, В. В. Ворониным, Н. Н. Зайко и многими другими советскими учеными.

Наглядным примером нервной дистрофии является трофическая язва. Она часто возникает на ногах. Патологические рефлексы, нервные дистрофии, патологическая доминанта и другие формы участия нервной системы в патологии указывают не только на защитно-приспособительную, но и на патогенетическую роль нервной системы в развитии болезней.

В медицине существовали взгляды и теории, согласно которым преувеличивалось значение или защитно-приспособительных, или разрушительных процессов нервной системы в патологии. Обе эти крайние точки зрения не верны. Как важная часть организма и как регулирующая система, нервная система в развитии болезни выполняет прежде всего защитно-приспособительную роль, которая в ходе развития заболевания может перейти в свою противоположность и играет роль существенного, а иногда и важнейшего патогенного фактора.

В основе разнообразных нарушений деятельности нервной системы, начиная с каждого нейрона в любом ее отделе и кончая сложнейшей работой коры головного мозга, лежат изменения основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Эти изменения могут возникать в следующих случаях:

Перечисленные формы патогенных влияний на нервную систему (непосредственное, через нарушение кровоснабжения, рефлекторное) часто сочетаются. Так, бактериальный токсин вызывает торможение в коре головного мозга как вследствие непосредственного воздействия на ее клетки, так и за счет нарушения ее кровоснабжения. Многие факторы (травмы, яды) действуют непосредственно на тот или иной отдел нервной системы и рефлекторно.

Особенности обмена веществ различных нервных клеток, их проницаемости для ядов и других патогенных агентов, а также особенности кровоснабжения различных групп нервных клеток обусловливают избирательную локализацию повреждений различных нервных образований. Так, например, при отравлении окисью углерода избирательно повреждаются клетки бледного шара и черной субстанции головного мозга. При отравлении марганцем повреждения локализуются в области полосатого тела, при ртутном отравлении — в области узлов солнечного сплетения.

Некоторые вирусы (бешенства, полиомиелита) и бактериальные токсины (столбняк) распространяются в организме по нервным волокнам. Например, столбнячный токсин достигает спинного мозга у крысы через 9 часов после введения в подошву задней лапки. Скорость движения токсина по седалищному нерву составляет 6,6 мм/час. Токсин двигается, по-видимому, вдоль аксонов двигательных нервов. Механизм передвижения токсина по нервным стволам пока точно не выяснен. Вирус полиомиелита размножается и передвигается по симпатическим и двигательным нервным путям со скоростью 2,4 мм/час и достигает центральной нервной системы. Вирус бешенства передвигается по аксонам двигательного и чувствительного нервов в спинной и головной мозг и этот процесс имеет важнейшее значение в патогенезе бешенства. Нервные стволы являются также местом распространения многих ядов органического (например, метиловый спирт в зрительном тракте) и неорганического (восходящие мышьяковистые невриты человека, свинцовые невриты у кролика) происхождения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.