Рвота у ребенка при нервном тике

Рвота является частым состоянием в педиатрической практике, принося немало неприятностей родителям и ребенку. Она возникает при различных заболеваниях пищеварительной или нервной системы. Существует и особая разновидность симптома – психогенная. Мало кто слышал о такой, а значит, необходимо детальнее рассмотреть этот вопрос. Особое внимание стоит уделить аспектам ее возникновения, проявлениям и методикам коррекции.

Причины и механизмы

Ощущение тошноты и рвота знакомы практически каждому. Они малоприятны и могут становиться результатом широкого спектра патологии. Рвота представляет собой изгнание содержимого желудка, при котором сокращаются мышцы брюшного пресса, а кардиальный сфинктер и фундальный отдел расслаблены. На самом деле это защитный механизм, призванный очистить верхний отдел пищеварительного тракта от потенциально опасных веществ. Но в определенных ситуациях он носит иной характер.

Психогенная рвота имеет функциональный характер и зачастую вызывается сознательно (в большей или меньшей мере). Известно, что она широко распространена у детей. Предпосылками служат различные психотравмирующие ситуации, отношение к ним и поиск способов разрешения. Частыми причинами у ребенка можно назвать следующие:

Рвота может выступать для детей способом привлечь к себе внимание родителей, избежать какого-то события или получить желаемое. Возникнув однажды, она станет частым симптомом, который появляется именно в однотипных ситуациях. И если таким образом ребенку удалось получить ожидаемый эффект со стороны окружающих, рвота закрепляется в сознании по типу условного рефлекса.

Большое значение в механизме появления психогенной рвоты отводят личностным особенностям. Чаще всего ей подвержены дети с лабильной эмоциональной системой, повышенной тревожностью, другими невротическими или истероидными чертами характера. Иногда функциональная тошнота и рвота возникают в ответ на мысли о чем-то запрещенном и недопустимом (конверсионный механизм). С позиций психоанализа указанные симптомы считаются проявлением скрытого гнева, чувства вины, стыда или сексуальной незрелости.

Таким образом, предпосылки для психогенной рвоты следует прежде всего искать во внутриличностных аспектах. Их появлению способствуют неблагоприятные внешние факторы – стрессовые ситуации и конфликты (семейные, в садике и школе), дефекты воспитания, жилищные условия. У развивающейся личности они выводят внутренние проблемы наружу, соматизируют их и придают приоритет в определенных ситуациях. Поэтому для установления причины рвоты требуется провести детальное исследование различных сфер жизни пациента, оценить его личностные особенности и окружение.

Причины психогенной рвоты у детей зачастую скрыты от внимания родителей, но их все же придется поднимать на поверхность для устранения проблемы.

Симптомы


Большое значение для коррекции патологии принадлежит ее правильной диагностике. Сначала анализируются жалобы родителей и самого ребенка, а затем врач осматривает пациента. Особое внимание уделяется детализации субъективных симптомов, прежде всего самой рвоты:

  • Время появления (после еды или в психотравмирующей ситуации, натощак).
  • Периодичность (частая или редкая).
  • Характер рвотных масс (количество, цвет, запах, примеси).
  • Общее состояние ребенка (не изменено или нарушено).

Чаще всего такой невротической реакции подвержены дети в 5–7 лет, что может сохраняться и в дальнейшем. Приобретая форму невротического срыва, она возникает в ответ на определенную ситуацию, исход которой обладает тревожной стимуляцией для ребенка (экзамен, нарушение запрета, кормление и пр.). Как правило, рвота происходит без мучительных усилий и напряжения, легко и безболезненно. К сопутствующим психологическим проблемам у ребенка можно отнести:

  • Приступы страха и паники.
  • Плаксивость и раздражительность.
  • Подавленность настроения.
  • Снижение внимания и концентрации.
  • Постоянная усталость.
  • Расстройства сна.
  • Заикание, нервные тики, энурез.
  • Булимия и анорексия.

Нередко возникают истерические припадки, во время которых ребенок может кричать, падать на пол в судорогах и биться головой. Но эти приступы возникают лишь в присутствии стороннего наблюдателя, а в одиночестве проходят. При падениях и судорожных сокращениях мышц дети не причиняют себе повреждений. Эти признаки являются важными в плане дифференциальной диагностики.

Функциональный характер рвоты подтверждается отсутствием объективных признаков поражения пищеварительной системы, нарушений обмена веществ, хирургической патологии брюшной полости и прочих заболеваний, которые в иных ситуациях могли бы стать причиной рвоты. Нет болей в животе, патологических примесей в рвотных массах и стуле. Но при длительной невротизации вероятны функциональные расстройства со стороны вегетативной и сердечно-сосудистой систем:

  • Учащение сердцебиения.
  • Повышенная потливость.
  • Головные боли.
  • Нестабильность давления.

Все это относится к соматизированным проявлениям психологических проблем. И если их не решать, то с возрастом они лишь усугубляются. А длительные функциональные расстройства зачастую становятся базисом для появления различной органической патологии. Однако у старших детей усиливается психическая стабильность, что иногда приводит к прекращению рвоты.

Симптоматика психогенной рвоты четко вписывается в клиническую картину функциональных невротических реакций, принявших соматизированную форму.

Лечение


Чтобы избавить ребенка от рвоты на нервной почве, важно воздействовать не только на причину и провоцирующие факторы, но и на механизмы развития психогенных нарушений. Для этого необходим тандем психотерапевта и невролога. Если родители понимают, что у ребенка начинается приступ рвоты, следует попробовать общие мероприятия:

  • Глубокое дыхание.
  • Глоток холодной воды.
  • Отвлечение от ситуации (визуальное, игровое).
  • Положение лежа с приподнятой головой.

Важно обеспечить ребенку комфортные условия существования, минимизировать стрессовые воздействия, но в то же время не поддаваться на провокации с его стороны. Необходимо разорвать связи между негативными факторами и психикой ребенка. Для этого может потребоваться применение лекарственных средств:

  1. Седативных (валериана, пустырник).
  2. Витаминов и минералов (Магне B6).
  3. Солевых растворов (Регидрон).

Но определяющее значение, конечно же, отводится психотерапии (индивидуальной и семейной). С ребенком занимаются опытные специалисты, которые в игровой или другой доступной для понимания форме осуществляют диагностику состояния и коррекцию нарушений. Создается новый позитивный стереотип, который замещает патологический. Проводится работа с родителями и их обучение необходимым навыкам.

Проблема психогенной рвоты нередка среди детей. Она рассматривается как невротическая реакция на различные стрессовые воздействия. И чтобы ее устранить, важна комплексная коррекция. При грамотном лечении такая рвота легко преодолима и проходит бесследно, избавляя ребенка и родителей от надоевшей проблемы.

Тошнота на нервной способна наблюдаться длительное время. Выделяют несколько основных причин возникновения этого симптома. Отличить тошноту, вызванную неврозом, от той, что провоцируется заболеваниями ЖКТ, можно по характерным клиническим признакам. При чрезмерной возбудимости пациенту требуется консультация у психотерапевта, а для быстрого устранения неприятной симптоматики могут быть использованы специальные упражнения и иные способы.

  • 1. Тошнота при неврозе
  • 2. Типы тошноты
  • 3. Симптомы
  • 4. Причины
  • 5. Как избавиться от тошноты?
    • 5.1. Физические упражнения
    • 5.2. Дыхательная гимнастика
    • 5.3. Иные способы
    • 5.4. Медикаменты

Тошнота на нервной почве более характерна для детей, особенно тревожных, мнительных. С возрастом эта симптоматика проявляется все реже, но она может наблюдаться и у взрослых.

Невротические состояния формируются на фоне многочисленных стрессов, детских страхов, затяжных фобий. Невроз способен возникнуть из-за пережитых катастроф, несчастных случаев, потери близких.

При сильной тошноте, которая не вызвана заболеваниями желудочно-кишечного тракта, говорят, что невроз затрагивает вегетативную нервную систему и воздействует на функцию центров головного мозга, ответственных за рвотный рефлекс.

Процесс появления тошноты проходит поэтапно:

  1. 1. Стимулируются нервные центры. Нейроны принимают сигнал о борьбе с агрессивным провоцирующим фактором. Пищеварительная система начинает попытку избавления от пищевых остатков.
  2. 2. Органы ЖКТ прекращают процесс переваривания еды, увеличивают перистальтику кишечника для выведения возможного агрессора.
  3. 3. Нейрогуморальные центры блокируются.
  4. 4. Аппетит снижается или пропадает полностью.

Невротическая тошнота способна длиться несколько суток подряд, периодически вызывая рвоту. В таких случаях люди ошибочно полагают, что причиной является некачественное питание, обращаются за помощью к гастроэнтерологу, который не может выявить какую-либо проблему. Нередко из-за этого откладывается соответствующее лечение, заболевание усугубляется.

При неврозах самым эффективным способом лечения является курс психотерапевтических сеансов. Медикаменты в этом случае не так действенны. Психотерапия помогает пациенту выйти из невротического состояния. Суть ее заключается в избавлении больного от навязчивых состояний, пересмотре событий его жизни и устранении других провоцирующих факторов тошноты.


Тошноту на нервной почве подразделяют на 3 типа:

  1. 1. Постоянная. Отмечается довольно редко. Причиной служит общее подавленное состояние пациента, которое связано с утратой близкого человека, неудачами в жизни, на работе и иными подобными факторами. Обычно тошнота одновременно протекает с сильной депрессией и апатией.
  2. 2. Периодическая. Она появляется самопроизвольно.
  3. 3. Спонтанная. Она может возникать в моменты резкого ухудшения психоэмоционального состояния человека, когда тот подвержен страхам, стрессу и иным провоцирующим факторам.

Для устранения симптома пациенту необходимо нормализовать психоэмоциональное состояние. Хроническую тошноту лечат медикаментозными средствами, прописанными специалистом.


Необходимо отличать приступы тошноты, вызванные неврозом, от симптоматики заболеваний желудочно-кишечного тракта. Неврозы имеют обширный спектр клинических признаков:

  • сонливость в течение дня;
  • быстрая утомляемость;
  • чрезмерный аппетит или его отсутствие;
  • головокружения;
  • нарушение сна;
  • нетерпимость к окружающим;
  • легкая возбуждаемость;
  • нервные тики;
  • депрессивные состояния;
  • рвота после сильных эмоциональных потрясений;
  • ослабление памяти;
  • отсутствие концентрации;
  • скачки артериального давления;
  • постоянно плохое настроение.

Проявляются одновременно не все симптомы, а один или несколько. Потому при обнаружении даже небольшого перечня клинических признаков необходимо проконсультироваться со специалистом. Отсутствие лечения способно привести к усугублению заболевания, на фоне депрессивного состояния могут возникнуть иные нарушения.

Отличия от патологий ЖКТ состоят в том, что при заболеваниях пищеварительной системы тошнота возникает обычно после употребления еды, к которой имеется плохая восприимчивость, или в периоды обострения недугов. Кроме того, рвота не всегда является самым ярким признаком. Могут проявляться болезненные ощущения в эпигастральной области и в животе, запоры и диарея.


Выделяют несколько основных причин, которые провоцируют тошноту при нервных напряжениях:

  1. 1. Аэрофагия. При учащении сердечного ритма и дыхания наибольшая часть вдыхаемого кислорода попадает в желудок. При движении воздуха обратно через пищевод возникает тошнота. Одновременно может наблюдаться частая отрыжка воздухом.
  2. 2. Гипертонус скелетных мышц. Сильное невротическое состояние сопровождается напряжением всего тела. Избыточное содержание адреналина в крови способно привести к затвердеванию мышц. Это провоцирует тонус желудка, возникает неприятное ощущение.
  3. 3. Физиологический стресс. При эмоциональных перегрузках у человека способно участиться мочевыделение, увеличиться перистальтика кишечника, появиться тошнота и рвотный рефлекс.

Исследователи отмечают, что если были случаи с тошнотой при повышенной психической нагрузке, то в последующих похожих обстоятельствах мозг будет предпринимать попытку воссоздания подобного состояния. У человека формируется определенный рефлекс.

Нервные напряжения могут быть проявлением вегетососудистой дистонии. Это многосимптомное расстройство охватывает практически весь организм. В большей мере при ВСД страдает сердечно-сосудистая система, потому как нарушается кровоток. Если тошнота возникает из-за ВСД, то необходимо обязательное лечение. Для этого используют седативные средства.

Одна из разновидностей психического расстройства - паническая атака. Она возникает как реакция на определенный раздражитель. В этом случае человека может тошнить спонтанно. Паническая атака бывает вызвана фобиями (боязнь тех или иных насекомых, замкнутых пространств, темноты, высоты и т. д.) или мыслями о смерти, утрате кого-либо и т. д. Примечательно, что фобии во многом не связаны с реальной угрозой, нередко являются следствием перенесенных в детстве потрясений.

Все эти состояния лечат у психотерапевта. Срочная помощь больному требуется, если тошнота длится более суток, из-за чего состояние человека постепенно ухудшается. Появляются следующие симптомы:

  • пациент становится отрешенным, замкнутым, апатичным;
  • в животе возникают спастические боли;
  • наблюдается рвота, которая ведет к обезвоживанию;
  • больной практически не ест и не пьет;
  • чувство тревоги сохраняется более трех суток;
  • седативные средства (валериана, пустырник) не дают результата.

Помощь психотерапевта очень важна, поскольку нередко человеку некому рассказать о своем состоянии, из-за чего он постоянно думает о проблеме. Суть терапии у специалиста заключается в пересмотре пациентом ситуации со стороны, в избавлении от страхов и переживаний по тому или иному поводу. Обычно подобное лечение проходит длительное время и требует комплексного подхода.

Для избавления от тошноты, возникающей периодически или спонтанно, можно использовать специальные физические упражнения и дыхательную гимнастику. Выделяют медикаментозные средства, которые помогают подавить рвотный рефлекс.

Тошнота на нервной почве связана с выбрасыванием в кровь огромного количества адреналина, который можно расходовать по назначению и снизить его концентрацию. В этом помогут простые физические упражнения:

  1. 1. Быстро подняться и спуститься по лестнице.
  2. 2. Несколько раз присесть.
  3. 3. Пройтись в быстром темпе по коридору.

Этих мер вполне достаточно, чтобы предотвратить повышенного тонуса мышц. Не рекомендуется применять силовые упражнения с подъемом тяжестей во время стрессовых ситуаций.

Чтобы расслабить брюшные мышцы, которые удерживают желудок, необходимо максимально напрячь их, глубоко вдохнув, задержать дыхание на 5-7 секунд, после чего медленно выдыхать и ослабить напряжение. Так мышцы придут в нормальное состояние, желудок не будет испытывать повышенное внешнее давление.

В стрессовых ситуациях у человека наблюдается учащение сердцебиения и дыхания. Для нормализации ритмов сердца и легких рекомендуют дыхательную гимнастику:

  1. 1. Сделать медленный вдох носом на полную грудь.
  2. 2. Задержать дыхание на 5-7 секунд.
  3. 3. Медленно выдыхать через рот.

При проведении этого упражнения советуют закрыть глаза, сконцентрировать свое внимание на самых приятных моментах жизни. Гимнастика позволит нормализовать деятельность легочной и сердечно-сосудистой систем, снизит риск развития гипертонического криза.

Для снижения чувства тревоги и нормализации невротического баланса советуют "переключить" организм. Чтобы перевести концентрацию нервной системы, можно использовать холодные умывания. Нужно смочить руки в холодной воде, после чего умыть лицо несколько раз. Под воздействием холода сосуды сужаются, из-за чего головной мозг переключается на другую задачу - восстановление температурного баланса.

Не рекомендуется принимать холодный душ, который способен спровоцировать переохлаждение. Достаточно смочить лицо, а в жаркое время и голову.

Для устранения тошноты можно проводить массирование точки, расположенной на внутренней стороне запястья. Воздействие на нее вызывает приток крови.


Точка для массажа при тошноте

Для устранения тошноты, которая способна спровоцировать рвоту, рекомендуют использовать следующие препараты:

  1. 1. Хофитол. Медикамент на растительной основе. Подавляет неприятное чувство, нормализует пищеварительную систему.
  2. 2. Церукал. Блокирует нервные центры, ответственные за тошноту. Вводится обычно внутримышечно, предназначен для разового применения, пока не выявлена причина.
  3. 3. Драмина. Воздействует на деятельность блуждающего нерва, блокирует ее, особенно если у человека есть нарушения функции вестибулярного аппарата. Разрешен детям.

Из седативных медикаментов, которые снижают возбудимость психики, выделяют пустырник, валериану и зверобой. Более эффективны:

  • глицин;
  • тенотен;
  • ново-пассит;
  • успокой;
  • персен;
  • афобазол.

Снижение активности нервных центров головного мозга приводит к снижению концентрации. Потому при приеме седативных препаратов рекомендуется воздержаться от вождения транспортных средств.

Причины нервного тика у детей. Диагностика и лечение тиков.


Мария Бобылова детский невролог

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту.


Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, "неспокойно на душе", стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему "самокопанию". Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально - для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте ("прорепетировать" его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) - фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений - тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.