С болезнью альцгеймера за руль

Болезнь Альцгеймера и безопасность на дорогах

Болезнь Альцгеймера - наиболее распространенная форма деменции, она описывается как неизлечимая болезнь головного мозга, часто связанная с прогрессирующей амнезией, которая случается у пожилых людей в возрасте после 70 лет. Однако случаются и более редкие формы этого заболевания, которые получают свое развитие и у более молодых членов общества. По собственной статистике автошколы Москвы, от данного вида деменции страдают миллионы людей во всем мире, многие из них, при этом, являются активными водителями.

У каждого больного форма течения заболевания уникальная, но общие черты, несомненно, проявляются у большинства, и к ним относятся потеря памяти и ориентации в пространстве. По мере развития болезни, ее признаки включают в себя спутанность сознания, неравномерное настроение в течение дня, резкие проявления агрессивного поведения, ухудшение речи, и, наконец, амнезию.

По статистике курсов вождения в Москве, люди с болезнью Альцгеймера начинают испытывать полную симптоматику, в среднем, через 2,5 года после постановки диагноза. Это не означает, что так будет у каждого, у кого есть данное заболевание, так как признаки проявляются у людей по-разному – у одних быстрее, чем у других. Люди с начальной стадией, которая проявляется в очень мягком течении и минимальных изменениях, могут безопасно управлять транспортным средством, однако, когда болезнь прогрессирует до умеренной или тяжелой стадии, тогда вождение автомобиля нужно прекратить.

Данный фактор, по сути, является наиболее проблематичным для большинства больных этой деменцией. Ведь именно управление транспортным средством, в большинстве случаев, связывает пожилого человека с общественной жизнью. Это дает возможность общаться с друзьями, выезжать в магазины и посещать социальные объекты. В тех случаях, когда в стране отсутствует эффективный общественный транспорт, довольно сложно ограничивать независимость данной категории больных людей. Когда диагноз болезни Альцгеймера уже поставлен, это является довольно серьезной проблемой, которую необходимо решать с прицелом на недалекое будущее.

Вождение автомобиля, по мнению автошколы на Водном стадионе - это те умения и навыки, которые связаны с быстрой и правильной работой головного мозга, особенно необходимой в опасных и непредвиденных ситуациях дорожного движения. Кроме того, для безопасного управления транспортным средством необходимо осуществлять адекватную оценку собственных действий и поступков других участников дорожного движения, а именно это и является проблемой для больных деменцией Альцгеймера. Они не могут адекватно оценивать свои поступки и принимать к сведению собственные ошибки. Что, в свою очередь, приводит к опасному вождению без каких-либо на то причин. Люди с болезнью Альцгеймера не признают проблемы в своей манере вождения.

В настоящее время во всем цивилизованном мире проводятся активные исследования, способные пролить свет на возможности водителя с данным видом деменции. Например, автошколы на Речном вокзале путем сбора статистических данных, показали, что среди водителей старше 70 лет, тяжело пострадавших в результате ДТП, более чем у 80 процентов были обнаружены признаки болезни Альцгеймера.

Опасный уровень вождения увеличивается с прогрессом деменции. Однако, не все люди с болезнью Альцгеймера являются небезопасными водителями, и болезнь Альцгеймера не должна быть единственным основанием для отказа от управления транспортным средством. В некоторых странах с целью оценки влияния данного заболевания на управление транспортом, вводятся специальные тесты, помогающие определить снижение определенных навыков, которые помогают водителям судить о расстоянии, скорости и прогнозировать предстоящие проблемы с автомобилем. При этом, большая роль в данных проверках уделяется воздействию отвлекающих факторов на дороге, таких как, например, собака, прыгающая за оградой, которая может уводить внимание в сторону, поэтому люди, страдающие деменцией, не замечают важных сигналов от других участников дорожного движения, дорожных знаков и пр.

Следует различать болезненные проявления деменции Альцгеймера с прочими нарушениями в привычной жизни, вызванными престарелым возрастом, когда у водителя снижается зрение и слух. Однако следует отметить, что многие пожилые люди, по мнению автошколы на Войковской, у которых нет деменции, адекватно оценивают свое вождение без помощи членов семьи и друзей и способны внести изменения в собственную манеру вождения исходя из этого.

Обычно, болезнь Альцгеймера протекает незаметно и довольно вяло в начальных стадиях, но вот в какой момент произойдет резкий прогресс, характеризующийся снижением всех важных признаков здоровой мозговой деятельности – неизвестно. Важно отметить, что данная болезнь в конечном итоге приведет к возникновению острых проблем, делающих невозможным нормальное, безопасное вождение:

  • водитель не может сконцентрироваться;
  • нет возможности выполнить одновременно несколько действий;
  • практические навыки затруднены, а некоторые утрачены;
  • реакция замедленна.

В принципе, большинство, страдающих данной деменцией и вовсе перестают садиться за руль вследствие страха многозадачности выполняемых действий. В начальной стадии болезни, когда человек еще отдает отчет своим действиям, он начинает снижать свою водительскую активность следующими способами:

  • не ездит на большие расстояния;
  • старается двигаться по знакомому маршруту и в сопровождении друзей и родственников;
  • не выезжает на дорогу в плохую погоду и темное время суток;
  • не садится за руль, когда на дорогах пробки;
  • старается облегчить управление, например, пересаживаются на автомобиль с АКПП.

В настоящее время научный мир озабочен созданием эффективных тестов, имеющих целью показать людям, страдающим данным видом деменции, когда настанет время прекратить вождение. В недавних исследованиях ученые набрали 40 человек с ранней стадией болезни Альцгеймера, которые продолжали активно выезжать на дороги, чтобы пройти проверку на опасное вождение, и сравнили их с таковыми же реципиентами без данного диагноза.

Результаты были поистине поразительны. В среднем, водители с болезнью Альцгеймера совершили 42 ошибки по безопасности, по сравнению с 33 здоровыми водителями того же возраста. Смещения из полосы в полосу, повороты, развороты, выезды на встречную проезжую часть по мере приближения другого автомобиля, были самыми большими проблемами для водителей с Альцгеймером.

Многие медики утверждают, что именно после постановки диагноза болезни Альцгеймера больному сразу же необходимо перестать садиться за руль. Однако для людей, страдающих этим заболеванием вождение может быть основной ниточкой, связывающей их с окружающим миром. В таком случае последнее слово остается за семьей, которая должна убедить такого опасного водителя при помощи жестких фактов, что управлять транспортом в его состоянии – это риск и безрассудство.

Водитель с болезнью Альцгеймера оправдывается перед своими родственниками при помощи фактов, взятых из прошлого. Ведь в прошлом он, конечно, никогда не попадал в ДТП, хорошо реагировал на сложные дорожные ситуации и всегда с легкостью мог отыскать необходимый путь.

Для членов семьи и друзей очень важной миссией становится донести до больного тот факт, что проблемы его прогрессируют и садиться за руль уже крайне опасно. Для этого следует привести ряд доказательств, зафиксированных во времени, которые имеют, к сожалению, очень похожие проявления для всех людей, страдающих этой болезнью:

  • Водитель не может самостоятельно найти дорогу в пункт назначения, не помнит, как добраться домой и не ориентируется в пространстве даже при помощи навигатора.
  • Игнорирует важные сигналы правил дорожного движения – не замечает красного сигнала светофора и пр.
  • Неправильно оценивает ситуации и принимает сложные решения неадекватно.
  • Часто злится во время вождения и проявляет необоснованную агрессию к другим участникам дорожного движения.
  • Едет слишком медленно или довольно быстро, при этом не соблюдая скорости потока.
  • Не обращает внимания на разметку, даже на запрещающую.
  • Может легко перепутать педали.
  • Засматривается на различные отвлекающие факторы и полностью перестает следить за дорогой.
  • При парковке использует неправильные направления и ошибается.

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Несколько слов о проблеме

В сфере лечения неврологических и психиатрических больных существует очень распространённый и волнующий многих вопрос о том, в какой именно момент можно установить стойкую потерю работоспособности и контроля над собой у человека, страдающего болезнью Альцгеймера или деменцией (слабоумием).

С каждым годом эта болезнь становится всё более распространённой и серьёзной проблемой современного общества. И что серьёзно озадачило учёных, обнаружена тенденция к поражению деменцией всё более молодых слоёв населения. По оценкам данных исследования, проведённого в 2006 году, количество пациентов, диагностированных с болезнью Альцгеймера, составляло 26,6 миллиона людей во всем мире. Предположительно к 2050 году число таких больных увеличится в 4 раза.

Хотя клинические симптомы у каждого больного Альцгеймером проявляются по-разному, среди всего спектра признаков можно выделить общую для этого заболевания характеристику – это потеря памяти. По мере развития этого заболевания появляются другие симптомы: спутанность сознания, раздражительность, иногда даже агрессия, неустойчивость настроения, долгосрочная потеря памяти, нарушение речи и, в конечном счёте, общее снижение чувствительности организма.

Считается, что постановка диагноза болезнь Альцгеймера становится возможной только по истечении 2,5 лет после начала патологического процесса. Но это не значит, что сроки клинического проявления одинаковы для всех пациентов: на разных людей это заболевание влияет по-разному (на некоторых быстрее, на других медленнее). На ранних стадиях болезни (очень легкое течение) пациенты могут безопасно продолжать самостоятельное вождение автомобиля, тогда как в более поздних стадиях, когда болезнь быстро прогрессирует, это становится невозможным.

Для большинства людей это создает социальную дилемму, так как вождение транспорта рассматривается как фундаментальное право человека как члена общества. Оно представляет собой проявление свободы, независимости, самоуважения, социальной интеграции и доступа к благам человечества. К тому же, если в стране отсутствует хорошо слаженная система общественного транспорта, получается, что слишком рано ограничивается самостоятельность той категории больных, которая еще несколько лет могла бы быть независимой от чужой помощи. Поэтому при постановке диагноза болезни Альцгеймера эта часть жизни пациента должна быть в обязательном порядке оценена и рассмотрена в перспективе ближайшего будущего.

Риск безопасного вождения для больных Альцгеймером

Вождение представляет собой сложную деятельность, которая требует наличия здравого смысла, быстрого мышления и мгновенной реакции, а также хорошо развитые когнитивные функции. Для человека, страдающим этим недугом, вождение транспорта существенно затрудняется. Такой больной за рулем становится социально опасным.

При развитии слабоумия, способность человека оценивать свои водительские способности может также уменьшаться. Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, вероятнее всего, мысленно сводят к минимуму сложность вождения и переоценивают свои способности.

Существует ряд достоверных исследований, которые иллюстрируют опасность этого вида деятельности при поражении человека деменцией. Например, шведские ученые Йохансон и его коллеги вычислили 47 – 53% водителей старше 65-летного возраста, которые умерли в результате несчастных случаев. Посмертное обследование выявило в мозговой ткани этих погибших первые признаки болезни Альцгеймера.

С увеличением степени тяжести деменции также ухудшаются водительские способности человека. Тем не менее, не все пациенты, у которых было выявлено это заболевание, на определённый момент являются небезопасными для общества. Поэтому постановка диагноза болезни Альцгеймера не должна быть единственным обоснованием для лишения водительских прав.

Болезнь Альцгеймера отличается от других болезней, поражающих водителей

Проведение экзамена на вождение или других функциональных тестов – это лучший способ для оценки водительских навыков у слабоумных людей. Снижение визуального пространственного восприятия (оно помогает водителю судить на расстоянии и даже прогнозировать о предстоящих проблемах на дороге) существенно влияет на водительские способности пациента, страдающего болезнью Альцгеймера. Внимание таких больных может быть отвлечено движениями мелких объектов, таких как собаки, которые выпрыгивают из-за заборов. По этой причине они не замечают важные объекты, например, стоп-сигналы и дорожные знаки.

Первичные признаки болезни Альцгеймера не следует сравнивать с дальнейшими изменениями в повседневной жизни больного, которые влияют на вождение, такие как ухудшение зрения и замедленная реакция. Многие пожилые люди, которые не страдают деменцией, могут долгое время ездить самостоятельно без помощи семьи и сами решают, когда им понадобится забота близких.

Развитие болезни Альцгеймера


Прогрессирование этой болезни, как правило, постепенное и непредсказуемое. Все пациенты, болеющие патологией Альцгеймера или другими необратимыми видами деменции, в конечном итоге теряют способность безопасно управлять автомобилем из-за следующих проблем:

  • Многозадачность;
  • Потеря способности находить выход из сложной ситуации;
  • Замедление времени реакции;
  • Нарушение пространственной ориентации;
  • Другие когнитивные нарушения.

Ученые и исследователи обнаружили, что такие пациенты постепенно сами начинают ограничивать вождение автомобилем. Было выявлено, что при легкой степени болезни они обычно:
  • Ездят на короткие расстояния;
  • Придерживаются знакомых маршрутов;
  • Не садятся за руль ночью;
  • Не выезжают из дому в непогоду;
  • Не ездят на дорогах с интенсивным движением;
  • Избегают езды по будням или в час пик;
  • Всегда стараются садиться за руль одного и того же автомобиля.

В настоящее время эти ученые создали ряд тестов, которые определяют время наступления критического момента, когда больной должен отказаться от водительской практики. В ходе последнего исследования в этой сфере было набрано 40 человек, страдающих болезнью Альцгеймера легкой степени тяжести, которые до сих пор имели разрешение на вождение. Параллельно с ними проходили испытания и пожилые люди, не пораженные деменцией (115 человек). Их водительские навыки были сравнены.
Результаты, опубликованные в ежегодном издании по неврологии, были поразительными. В целом водители, страдающие слабоумием, совершили 42 нарушения техники безопасности. Для сравнения, здоровые водители совершили 33 нарушения.
Самой большой проблемой для больных деменцией было выполнение элементов, связанных с нарушением линейного движения, например, поворот или движение по кругу, встречное движение.

Как справится с этой проблемой?

Семья больного всеми силами пытается бороться с решением, ограничить или запретить вождение. Это создает другую проблему – у больного деменцией появляется чувство зависимости. Поэтому он может сопротивляться – отказывается отдавать ключи от автомобиля.

К сожалению, не существует определенного функционального теста или единого показателя, который точно мог бы установить критический момент, когда такому пациенту необходимо воздержаться от вождения транспортом. Здесь велика роль членов семьи. Они должны наблюдать за больным родственником и регистрировать любые ухудшения его внимания, способности различать объекты на расстоянии и способности обрабатывать информацию. Эти обстоятельства существенно затрудняют своевременное и адекватное реагирование человека, страдающего слабоумием, на различные ситуации на дороге и, соответственно, угрожает безопасности дорожного движения.

Симптомы приближающейся болезни

Как было сказано выше, всем людям, страдающим болезнью Альцгеймера, со временем надо отказаться от водительской практики. Это необходимо по причине развития дегенеративных изменений в головном мозге, которые имеют прогрессирующий характер. Но главный вопрос состоит в том, когда именно наступает этот момент.
Большинство специалистов считают, что очень важно помочь человеку перейти к другому образу жизни, так как для него это всегда болезненно. Одно из правил решения этой проблемы – это спросить себя, других членов семьи, включая детей, чувствуете ли Вы себя в безопасности во время езды с пожилым родственником.
Это очень не простой вопрос для близких людей пациента, страдающего болезнью Альцгеймера. Надо учитывать тот факт, что крайне трудно диагностировать это заболевание на самых ранних стадиях и тем более определить, когда любимый человек становится опасным для общественного движения.
Человек, болеющий деменцией, часто пытается оправдаться перед членами семьи.

Как убедить больного отказаться от вождения?

Наиболее эффективный метод подхода к решению этого щепетильного вопроса включает в себя применение целого ряда различных стратегий, которые подбираются в соответствии с обстоятельствами семейного положения и особенностей определённого больного. Лучше всего начать подготовку к отказу от вождения на ранних стадиях заболевания и делать это медленно, чтобы внезапный запрет не усугубил состояние пациента.

Также Вы в любой момент можете обратиться за помощью к врачу или просто посоветоваться с ним. Возможно, вовлечение доктора в семейные обсуждения вопроса насчет управления транспортными средствами окажется более эффективным, нежели попытка самостоятельно убедить родного человека не садиться за руль. Попросите врача написать человеку, страдающему болезнью Альцгеймера, письмо, объясняющее, почему дальнейшая езда опасна. В некоторых случаях даже можно выписать больному рецепт с рекомендацией прекратить вождение.
Попытайтесь объяснить родственнику вашу озабоченность по поводу его небезопасного управления автомобилем, приводя в пример конкретные случаи, и попросите его добровольно отказаться от этой деятельности.

Вот последовательные шаги, которые помогут Вам решить все мирным путем:
1. Убедите человека, что если ему или ей необходимо будет куда-нибудь поехать, Вы обязательно это устроите.
2. Плавный переход подразумевает обеспечение альтернативного вида транспорта или Вы можете заранее оплатить услуги определенной службой такси, чтобы больной не имел дело с наличными деньгами. Этот способ больше подходит для категории пациентов, которые живут в городской местности и уже привыкли пользоваться этими способами передвижения.
3. Уменьшить количество выездов из дома. Например, вызов на дом парикмахера, заказ продуктов, некоторых товаров и лекарств, с доставкой на дом.
4. При необходимости друзья, соседи, родственники или опекуны больного могут сами отвести человека, страдающего деменцией, на светский прием или другое общественное мероприятие.
5. Устройте все так, чтобы Вы и другие члены семьи, а также друзья больного регулярно посещали его и, чтобы рядом с ним постоянно был хотя бы один человек, который заботился бы о нем.
6. Когда Вы проводите время вместе, попытайтесь сосредоточить внимание на деятельности вашего любимого человека и сделать все возможное, что бы он получил максимум удовольствия.
7. С некоторой долей предвидения, люди, окружающие пациента, могут воспользоваться некоторыми непривычными способами убеждения. Например, некоторые доводы могут поменять отношение самого больного к вождению, сделать эту часть жизни менее привлекательной или необходимой. Это может быть рассказ о страшной недавней аварии, что может побудить пожилого человека воздержаться от управления автомобилем.
8. Родственники страдальца в процессе убеждения также могут затронуть финансовые вопросы, привести веские причины необходимости продажи автомобиля с указанием всех неоправданных расходов при эксплуатации машины.
9. Важно также поставить акцент на том факте, что, если водителю был выставлен диагноз болезни Альцгеймера, то есть риск, что в случае дорожно-транспортного происшествия страховая компания может отказать в возмещении финансовых потерь.

Роль опекунов и семьи

Уход за человеком, страдающим болезнью Альцгеймера, со временем приобретает огромное значение, учитывая тот факт, что этот недуг или любое другое дегенеративное заболевание не лечится. В сложившейся ситуации на опекунов больного, его родственников и друзей ложится большая ответственность за его здоровье. Это существенно влияет на социальные, психологические, физиологические и экономические стороны жизни опекуна.

Как показывает практика, нет двух одинаковых семей, которые решили бы одинаково эту проблему с транспортом. Этому причиной могут стать различные отношения между родными и разные роли больного человека в семейной иерархии.
Люди, заботящиеся о пациенте, могут уменьшить риск развития стресса, и увеличить свои шансы на успех, применяя эмоциональную поддержку, финансовую помощь и обеспечение передвижения подопечного или удовлетворение других его потребностей. Опекуны должны помнить, что при принятии каких-либо решений члены семьи следуют старым привычкам. Было бы неправильно думать, что ход мыслей родственников при решении этой проблемы с транспортом поменяется.

Разногласия в семье часто являются результатом того, что люди не могут в одинаковой степени оценивать водительские навыки больного. И даже наличие достоверных данных о состоянии здоровья пациента не гарантирует, что члены семьи смогут достигнуть консенсуса по поводу этого вопроса. Тем не менее, уменьшить разногласия может помочь частое открытое общение с пожилым человеком и обсуждение изменений, наблюдаемых в его поведении.

Каждое лицо, принимающее участие в уходе за человеком с деменцией может помочь ему, сосредоточив своё внимание на ключевых вопросах – сохранение его чувства собственного достоинства и обеспечение безопасности на дороге.

Что делать, если больной не прекращает ездить?


Если человек упрямо настаивает на том, что он будет продолжать управлять автомобилем, то могут потребоваться более радикальные меры:

  • Более отчаянные меры включают строгий контроль над доступом к автотранспорту и к ключам. В крайнем случае, может потребоваться полное отключение машины.
  • Назначение одного человека, который будет всегда отвозить и привозить пациенты и очень редко разрешать ему садиться за руль, если это позволяет его здоровье.
  • Рассмотрение вопроса о продаже транспортного средства. Сделав это, Вы сможете сэкономить на страховых взносах, топливе и масле, а также на услугах автосервиса и потратить эти деньги на общественный транспорт или такси.
  • Отличным вариантом решения этого вопроса может быть предупреждение местной службы дорожного движения. Вы можете написать письмо с непосредственным обращением к властям и выразить озабоченность насчет безопасности на дорогах с просьбой отнять лицензию у человека, страдающего болезнью Альцгеймера. В письме должно быть обязательно указано полное имя лица, представляющего опасность на дорогах, и обязательно причину вашего беспокойства (болезнь Альцгеймера).
  • Для членов семьи на ранней стадии заболевания такие действия могут показаться крайне неуважительными и жесткими. Пациент с незначительными симптомами часто игнорирует, увиливает от разговоров или очень умело маневрирует своими водительскими правами, позволяющими ему купить новый автомобиль, заменив им старый, который был продан ранее близкими людьми.

Хотя эти меры могут показаться крайними и неуместными, они необходимы, так как последствия от пренебрежения правами предосторожности могут оказаться разрушительными.

Заключение

Истекшая неделя принесла сразу две научные новости, дающие надежду на победу над болезнью, от которой в мире страдают десятки миллионов человек

29 января 2019 11:10

Эту заметку можно было бы начать с рассуждения о том, как ужасна болезнь Альцгеймера, как обидно к концу жизни потерять разум и как это омрачит жизнь ваших близких. Но такие вещи полагается произносить с серьезным и скорбным лицом, и потому эту часть мы по возможности сократим: скажем лишь, что в США затраты на лечение и уход за пациентами с Альцгеймером достигают четверти триллиона долларов в год. На соответствующие исследования выделяются огромные суммы — куда большие, чем, к примеру, на выяснение тайны происхождения жизни или эволюции Вселенной. В общем, если бы проблему удалось решить радикально, высвободилось бы много ресурсов, которые можно пристроить к полезному делу.

Новости о том, что в такой-то лаборатории распутали еще один затейливый механизм, лежащий в основе болезни, поступают не реже раза в месяц. Между тем практические успехи очень скромны: последнее лекарство от Альцгеймера одобрено FDA еще в 2003 году. С тех пор обнадеживающих новостей практически не было.

И вот представьте, какой сюрприз: на протяжении одной недели — вдруг сразу две научных работы. Да еще и не просто рассуждающие, что там и как, а предлагающие конкретный путь действий. Вот они.

Наш просвещенный читатель наверняка знает, что в этой передаче участвуют вещества-нейромедиаторы. Самый знаменитый из них — дофамин, под действием которого нам хочется чего-то несказанного типа любви. Известен и ацетилхолин, как-то связанный с памятью и концентрацией внимания (кстати, ацетилхолиновая система у больных Альцгеймером находится в полном расстройстве). А самый загадочный и непопулярный из нейромедиаторов — аминокислота глутамат, та самая, которую для вкуса добавляют в порошковые супы. Если съесть за один раз нечеловечески много сухих супов, можно ощутить легкий психотропный эффект глутамата: небольшое приятное возбуждение. К счастью, глутамат из пищи до мозга обычно не доходит. Зато тот глутамат, что там уже есть, выполняет важнейшую функцию: передает сигналы между большинством мозговых нейронов. Около 40% всех наших нейронов — глутаминэргические. И вот функция этих нейронов при болезни Альцгеймера заметно ослаблена, и ее кое-как можно поправить с помощью мемантина.

С этой исходной точки и стартовала группа исследователей, в основном китайского происхождения, работающая в университете штата Нью-Йорк, что в Баффало. Знали они и еще кое-что: в клетках префронтальной коры пациентов с болезнью Альцгеймера замечено повышенное метилирование гистонов.

Ингибиторы метилтрансфераз вводили пока не людям, а подопытным мышам, моделирующим развитие человеческой болезни. Результат был ошеломляющим: у мышей почти полностью восстановились когнитивные функции. Эффект был недолгим — около недели — однако спросите у родственников больных старческой деменцией, хотят ли они видеть у своих подопечных хотя бы такое кратковременное просветление сознания. Возможно, на основе ингибиторов метилтрансфераз можно будет разработать человеческие препараты, предназначенные для регулярного приема.

Исследователи подчеркивают, что использованные соединения никоим образом не действовали на главного персонажа болезни Альцгеймера — амилоидные бляшки в мозгу. Очевидно, они действуют не на причину, а на следствие. С другой стороны, повлиять на метилирование гистонов в клетках мозга — значит вторгнуться в самые интимные механизмы эпигенетики. От этих механизмов наверняка зависит не только работа генов глутаматных рецепторов, но и многое другое. Сам экспериментальный результат — полное восстановление когнитивной функции — позволяет предположить, что нащупан хоть и не ключевой, но важный элемент цепочки. Когда ваш родственник уже совсем перестал что-либо соображать и вдруг начал снова — это такой праздник, который невозможно испортить никакими научными оговорками об ограниченности возможностей метода.

А нам, бессердечным популяризаторам, эта история нравится тем, что в ней участвуют фундаментальные генетические механизмы — метилирование гистонов, то есть эпигенетика. Об этом писать гораздо интереснее, чем про какие-то специальные медицинские штуки. Ведь могло же оказаться и так, что причина болезни Альцгеймера — какие-нибудь унылые бактерии, живущие во рту, и где нам тогда развернуться, блеснуть широкой биологической эрудицией?

Кстати, кажется, именно так оно и оказалось.

Есть такая бактерия — порфиромонада (P. gingivalis). Живет она во рту, а именно на деснах, примерно у трети человечества. А еще порфиромонаду иногда находили после вскрытия в мозгу пациентов, страдавших от болезни Альцгеймера. До поры до времени казалось, что эти факты лежат далеко в стороне от магистральной линии исследования. Главная история с болезнью Альцгеймера вращалась вокруг амилоида и тау-белка, накапливающихся в мозгу. Однако все попытки контролировать накопление этих белков и таким образом остановить Альцгеймера неизменно проваливались. Тут-то и забрезжила идея: может быть, тау-белок и амилоидные бляшки — не причина болезни, а всего лишь реакция организма, его защита от патологического процесса, движимого совершенно другой причиной?

Но самая прекрасная часть истории в том, что с порфиромонадой и ее гингипаинами оказалось не так уж сложно справиться. Саму бактерию можно убивать антибиотиками (хотя она довольно быстро развивает устойчивость к ним). А против гингипаинов вполне эффективны вещества-ингибиторы: исследователи говорят, что с их помощью можно не только остановить поражение нейронов, но даже восстановить их функцию.

Фармацевтическая компания Cortexyme еще в октябре прошлого года объявила, что препараты на основе блокаторов гингипаина прошли первоначальные испытания на людях. Согласно предварительным результатам, состояние пациентов улучшилось. Позже в этом году обещают более масштабные испытания, а там недалеко и до одобрения FDA.

Будем надеяться, ученые успеют выпустить на рынок препарат еще до того, как наш собственный Альцгеймер расцветет в полную силу. После 85 лет, говорят, этот недуг настигает каждого третьего. В России сегодня проживает миллион пациентов. Многие из них до лекарства не доживут. Это печальное свойство прогресса: он не имеет обратной силы. Расскажите Пушкину об антибиотиках, или умершим от дифтерии младенцам о волшебной силе прививок, и они вас не услышат.

Зато можно утешаться тем, что будущие поколения людей — сколько их будет, зависит в том числе и от нашего поведения, — проживут свои земные жизни без такой назойливой неприятности, как старческая деменция. Приятно думать, что такой подарок им сделало именно наше поколение. Если конечно, из тех научных работ, о которых мы сегодня рассказали, действительно выйдет что-то путное.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.