Савельев с в эмбриональная патология нервной системы pdf


Савельев Сергей Вячеславович (род. 1959) - российский ученый, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН. Член Союза художников РФ.

Считает, что поведение человека полностью определяется тремя устремлениями к: удовлетворению естественных потребностей (например, в пище), воспроизводству (размножению), доминированию.

В частности свой выбор жизненного пути ученого объясняет стремлением к доминированию:

Я не хочу спасать человечество. Я постараюсь проявить доминантность как-нибудь по-своему. Мне интересно заниматься реальными механизмами и изучать их дальше. У меня есть еще масса всяких затей: показать, например, как мозг участвовал в процессе социализации и как в результате деятельности мозга возникла сегодняшняя инфраструктура человечества, эта система надувательства и самообмана, на котором все держится. У меня есть масса научных занятий, которыми я продолжаю заниматься, а любой дешевый выпендреж, связанный с созданием чего-либо. это реклама и пиар.

Считает, что в дальнейшем человек будет развиваться по пути примитивизации (уменьшения уровня интеллекта, улучшения физических характеристик).

Книги (4)

Монография посвящена природе человеческого мозга и морфофункциональным основам одаренности и гениальности.

Описаны основные принципы индивидуального строения мозга, лежащие в основе неповторимости каждого человека. Показаны фундаментальные причины скрытых противоречий сознания и биологических мотиваций в принятии решений.

Раздел книги, посвященный одарённости, раскрывает фундаментальные особенности строения мозга гениев и природу нестандартности их мышления и поведения.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Обсуждены парадоксальные принципы морфофункциональной организации мозга, происхождение мышления, двойственность сознания, структурные основы половых и индивидуальных различий.

В специальных разделах проанализированы механизмы формирования социальных инстинктов и церебральные закономерности развития сообществ.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Описаны принципы строения и физиологии мозга животных. Представлена эволюционная теория переходных сред как основа для разработки нейробиологических моделей происхождения хордовых, первичноводных позвоночных, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Изложены причины возникновения нервных систем различных архетипов и их роль в определении стратегий поведения животных.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

На оригинальном материале описано развитие человека, начиная от имплантации бластоцисты до конца 2-го месяца эмбрионального развития. Проведено сравнение различных способов периодизации онтогенеза человека.

На эмбриональном материале развития человека описан период формирования первичной полоски и нейруляции. Введено более 10 подстадий развития, позволяющих точнее, чем ранее, идентифицировать возраст эмбрионов человека. Описанные стадии развития иллюстрируются графическими реконструкциями, макроскопическими и гистологическими фотоснимками.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Статья отредактирована членами команды EQUALITY: спасибо Анне Курановой, врачу-исследователю из Междисциплинарного Центра Психопатологии и Эмоционального Регулирования в Медицинском Центре Университета Гронингена.

Начнем с абстракта. В нем вкратце должно сообщаться, что нам следует ожидать в статье: какая гипотеза, методы ее тестирования, результаты экспериментов и их интерпретация в соответствии с общепринятой научной методологией.

В кратком содержании Савельев заявляет, что в данной работе он произвел экспериментальные исследования и получил следующие результаты (курсивом выделен текст Савелева, нумерация моя, К. Л.):

1. Исследованы механизмы развития ранней эмбриональной патологии нервной системы у человека и экспериментальных животных.
Таким образом, ожидается, что автор предоставит в статье экспериментальные данные, включая материалы, методы и результаты, полученные на неких животных и человеческих модельных системах.

2. Установлены биомеханические принципы кодирования позиционной информации нейроэпителиальными клетками.

3. Экспериментальное обратимое изменение тангенциальных межклеточных взаимодействий в нейроэпителии животных приводило к прогнозируемым аномалиям развития нервной системы. Изменение проницаемости механозависимых ионных каналов является основным способом считывания позиционной информации и детерминации клеточной дифференцировки. Было проведено сравнение экспериментальных аномалий мозга у животных с уникальными аутопсиями патологического развития мозга человека, начиная от нейруляции и заканчивая 6-м мес внутриутробного развития.

Следует ожидать, что в статье автор предоставит экспериментальные данные по изменению проводимости механозависимых ионных каналов с количественным измерением этой проводимости с помощью соответствующего оборудования. Также следует ожидать, что автор путем контролируемого манипулирования механическими натяжениями в развивающемся эмбрионе продемонстрирует изменение проводимости ионных каналов, изменение дифференцировки клеток и экспериментально воспроизведет аномалии мозга на модельных организмах. Ожидается, что эти аномалии, согласно заявлению Савельева, будут аналогичны известным патологиям развития человеческого мозга.

4. Полученные результаты позволили установить, что при задержке движения постнейропорной волны замыкания нервной трубки формируются аномалии переднего мозга и этмоидной части лица. Обнаружено, что при остановке движения постнейропорной волны нейруляции формируются аномалии промежуточного и среднего мозга, а при нарушении каудальной волны — аномалии заднего и спинного мозга. Показано, что аномалии развития, диагностируемые на поздних сроках онтогенеза и после рождения, являются последствиями компенсаторных реакций нейроэпителия на изменение ранних позиционных сигналов в период формирования нервной трубки.

Подведем итоги по абстракту. Савельев делает очень серьезные заявления о множестве собственных фундаментальных открытий в одной публикации. Такие заявления должны быть подкреплены результатами большого объёма очень хорошо спланированной экспериментальной работы. Посмотрим, что же на самом деле содержится в статье.

Обычно введение содержит постановку проблемы, обзор текущей литературы по данной теме, гипотезу и стратегию ее тестирования.

Таким образом, если Савельев стремится быть последовательным и отталкивается от своей гипотетической модели о роли межклеточных взаимодействий в морфогенезе мозга, нам следует ожидать, что в данной статье Савельев опишет 1) исследование белков, отвечающих за межклеточные взаимодействия, на клиническом материале и 2) экспериментальное изменение этих межклеточных взаимодействий с целью смоделировать некие неуказанные, но известные аномалии развития мозга.

Савельев не считает нужным указать модельную систему для второго подхода. Очевидно, это должно быть какое-то лабораторное животное. Общепринятой практикой считается указание модельного организма если не в заголовке, то хотя бы в абстракте. Савельев пренебрегает этим правилом.

Сразу настораживает крайняя расплывчатость проблемы и гипотезы. Когда речь идет о работе в области любой патологии, название патологии или группы патологий должно четко озвучиваться в виде диагноза в соответствии с международной классификацией заболеваний ( ICD -10), которая используется в Российской Федерации как члене Международной Организации Здравоохранения ( WHO ) . Врожденные аномалии нервной системы, которые, судя по всему, имеет в виду Савельев, включают около сотни диагностируемых патологий и их вариантов, которые по ICD -10 классифицируются статьями Q 00- Q 07 . Отсутствие ссылки на конкретную группу кодифицированных диагнозов указывает на непрофессионализм Савельева.

С. В. Савельев. Нейруляционные формы патологии нервной системы человека. // Архив патологии. — 1998. — №5. — С. 13—18.

Вторая ссылка относит нас в 1957 год:
Hugehes A. Development of the primary sensory system in Xenopus laevis (Daudin). J . Anat . 1957; 91: 323–328.

Как и в первом случае, статья не содержит никаких генетических исследований. Это работа по развитию органов чувств у шпорцевой лягушки. Никаких исследований аномалий развития мозга в статье не проводится. Почему Савельев цитирует ее в связи с генетическими патологиями у человека – абсолютно непонятно.

Следующая цитируемая Савельевым статья – это исследование нарушений ЦНС у куриц после кормления их органофосфатами:
Tanaka D.J., Bursian S.J. Deg е neration patterns in the chicken central nervous system induced by ingestion of the organophosphorus delayed neurotoxin 3-orthototolylphosphate. A silver impregnation study . Brain Res . 1989; 484: 240–256.

По ее прочтении оказывается, что авторы работали не с эмбрионами, а с 8-месячными курицами породы белый леггорн. После кормления их 3-орто-толилфосфатом, куриц забивали в течение 4 недель и исследовали дегенерацию нейронов разных участков мозга. Ни эмбриологических, ни генетических исследований не проводилось.

Четвертая ссылка : Simon E.M., Barkovich A.J. Holoprosencephaly: new concepts. Magn . Reson . Imaging . Clin . N . Am . 2001; 9 (1): 149–164. Эта работа опубликована в издании, ориентированном на использовании ядерного магнитного резонанса в клинических целях. Генетические исследования в статье не приводятся. Работа посвящена исключительно ЯМР. Один из разделов в конце статьи упоминает известные на тот момент работы молекулярных генетиков о роли мутаций SHH ZIC 2 и SIX 3 в развитии голопрозэнцефалии, однако по какой-то причине Савельев цитирует эту вторичную работу, а не оригинальные. Как увидим позднее, начиная с конца 1990-х годов, появляется всплеск экспериментальной литературы по этиологии голопрозэнцефалии, которые Савельев не цитирует вовсе, что указывает на то, что он с ней скорее всего не знаком.

Далее в введении Савельев уделяет много внимания работе Чарльза Стокарда 1921 года. Это одна из ранних работ по тератогенезу. За прошедшие 90+ лет появились более разработанные модели морфогенетических патологий. Исследования в области эмбриональной молекулярной генетики в последние 15 лет до написания Савельевым его статьи привели к тому, что работы Стокарда в настоящее время представляют лишь исторический интерес.

Три приведенные ссылки – снова цитирование Савельевым собственных статей сомнительного содержания и научной ценности, не содержащих его собственных исследований по статистике преклинической мортальности человеческих эмбрионов. По оценкам Optiz , 1987 3 , потери до первых пропущенных месячных, включая неделящиеся яйцеклетки, пре-имплантационные проблемы и отсутствие имплантации составляют около 40-55% от всех зачатий.

Проблема в том, что у человека на 22-23-ий день нейруляция только начинается, и закрывается нервная трубка только к 24-му дню ( ростральный нейропор) и 26-28-му дню (каудальный нейропор) 4–6 . Савельев показывает свою полную безграмотность в эмбриологии нервной системы.

Учитывая неопределенность с возрастом эмбриона (или просто ошибку Савельева с его определением), эмбрион мог быть фиксирован либо в самом начале нейруляции, либо в середине процесса. Делать какие-либо заключения о строении головного и спинного мозга в этот период бессмысленно. Поскольку никто, кроме Савельева, этого эмбриона не видел, сложно сказать, действительно ли имела место какая-либо аномалия, или, что более вероятно, Савельев выдал самую раннюю стадию нормальной нейруляции за придуманный им дефект.

Давайте посмотрим, как Белоусов и Савельев тестируют эту гипотезу. Когда речь идет о таком физическом явлении как механическое напряжение, необходимо четко определить, какая конкретно величина имеется в виду, какова ее размерность? Какими методами ее измеряют и изменяют? Наконец, что очень важно, создается ли в реальном эмбрионе натяжение, соизмеримое с тем, которое авторы искусственно создают в эксперименте?




Рис.3. Типичная иллюстрация из статьи Савельева 9 . С отсутствием статистического анализа.

Фотографии эмбрионов на рис. 4 абсолютно неинформативны и низкого качества. Когда хотят продемонстрировать какую-либо патологию, минимальное требование – хотя бы сделать гистологические срезы аномального участка эмбриона.

  • По популярности
  • По дате
  • По серии
  • По циклам
  • По алфавиту
  • Произведения


Год издания:2014
Издательство: Веди
Язык:Русский

В книге рассмотрены проблемы поведения, которые возникли в результате необычной эволюции, искусственного отбора и особенностей конструкции головного мозга человека.

Обсуждены парадоксальные принципы морфофункциональной организации мозга, происхождение мышления, двойственность сознания, структурные основы половых
и индивидуальных различий.

В специальных разделах проанализированы механизмы формирования социальных инстинктов и церебральные закономерности развития сообществ.

Издание предназначено широкому кругу читателей, иногда посещавших среднюю школу и сохранивших следы сознания.

В книге рассмотрены проблемы поведения, которые возникли в результате необычной эволюции, искусственного отбора и особенностей конструкции головного мозга человека.


ISBN: 978-5-94624-041-3
Год издания:2012
Издательство: Веди
Язык:Русский

Монография посвящена природе человеческого мозга и морфофункциональным основам одарённости и гениальности. Описаны основные принципы индивидуального строения мозга, лежащие в основе неповторимости каждого человека. Показаны фундаментальные причины скрытых противоречий сознания и биологических мотиваций в принятии решений. Раздел книги, посвящённый одарённости, раскрывает фундаментальные особенности строения мозга гениев и природу нестандартности их мышления и поведения.
Издание предназначено профессиональным пользователям и любителям собственного мозга.

Монография посвящена природе человеческого мозга и морфофункциональным основам одарённости и гениальности. Описаны основные принципы индивидуального строения мозга, лежащие в…


ISBN: 978-5-94624-048-2
Год издания:2016
Издательство: Веди
Язык:Русский

В книге рассмотрена роль развития социальных отношений в становлении мозга человека. Описаны причины автономизации эволюции нервной системы и репродуктивных процессов. Показаны основные этапы смены общественно-экономических формаций как следствие изменения целей искусственного отбора мозга. Обсуждены скрытые механизмы социальной эволюции, перспективы развития и деградации человека. Предложена замена продолжающейся биологической эволюции гоминид на осознанный инструментальный отбор при помощи контролируемого церебрального сортинга.
Издание предназначено широкому кругу читателей, обнаруживших у себя мозг и обеспокоенных его судьбой.

В книге рассмотрена роль развития социальных отношений в становлении мозга человека. Описаны причины автономизации эволюции нервной системы и репродуктивных процессов. Показаны…


ISBN: 5-94624-025-0
Год издания:2005
Издательство: Веди
Язык:Русский

Описаны принципы строения и физиологии мозга животных. Представлена эволюционная теория переходных сред как основа для разработки нейробиологических моделей происхождения хордовых, первичноводных позвоночных, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Изложены причины возникновения нервных систем различных архетипов и их роль в определении стратегий поведения животных.

Описаны принципы строения и физиологии мозга животных. Представлена эволюционная теория переходных сред как основа для разработки нейробиологических моделей происхождения…


ISBN: 5-94624-001-3
Год издания:2001
Издательство: Веди
Язык:Русский

Практикум по анатомии мозга Савельева и Негашевой настоящая находка для студентов, интернов и ординаторов, а также врачей абсолютно всех специальностей, которые хотят обновить полученные знания в институте. В доступной форме авторы подают материал который легко запоминается. В книге разбираются все отделы спинного и головного мозга (ЦНС), представлены иллюстрации, морфо-функциональные строения нейронов.

Изучение анатомии ЦНС часто вызывает значительные затруднения. Это связано с несколькими причинами. Самая простая и очевидная причина лежит в объема изучаемого материала. За небольшой период слушателям необходимо выучить 200-300 названий анатомических структур и основных связей головного и спинного мозга, поэтому, как правило, лекционные курсы дополняются практическими занятиями. Контакт с материалом всегда упрощает запоминание, а хорошее знание предмета облегчает формирование обобщенных представлений. Необходимо специализированное руководство для практических занятий, которое могло бы облегчить изучение препаратов.

Руководство для практических занятий должно содержать краткий теоретический экскурс и ясные фотографии, подкрепленные пояснительными схемами. При этом должно соблюдаться соответствие между основными учебниками и практическим руководством. Настоящее руководство к практическим занятиям по анатомии ЦНС создано именно с этими целями. В нем содержатся описание 10 отдельных занятий по анатомии и небольшое приложение, посвященное лимбической системе, подкорковым ядрам и коре больших полушарий переднего мозга.

Текстовая часть содержит описание иерархических отношений анатомических структур, классификацию и основные сведения по функциональной специализации отделов головного и спинного мозга. Описание препаратов и структурной организации ЦНС не подменяет основного учебного руководства под ред. М.Р. Сапина. Пояснительный текст необходим как при подготовке к занятию, так и в процессе его проведения.

Практикум по анатомии мозга Савельева и Негашевой настоящая находка для студентов, интернов и ординаторов, а также врачей абсолютно всех специальностей, которые хотят обновить…

Сегодня мы продолжим передачу связанную с развитием человеческого мозга в эмбриональный период.

В прошлой передаче мы остановились с первым месяцем развития плода. Мы остановились на том, что осью первого развития является неруляция.

Что же происходит в конце неруляции? А происходит, что вот эта трубочка, которая тянется вдоль всего зародыша, передняя ее часть это будущий головной мозг, а задняя часть это спинной мозг. Но замыкание этой трубочки, которая в будущем представляет центральную нервную систему, образуются два ниропора, т. е две дырки. Замкнутая труба, такая полая сосиска с тонкими стенками, а снаружи остается два отверстия: передний и задний неропорт.

Они должны обязательно зарасти и закрыться. Таким образом обособить внутреннюю мозговую полость, будущие мозговые желудочки и центральный канал спинного мозга.

Но происходит это в самом конце процесса называемого неруляция. Но очень часто они не зарастают или задерживаются и тогда начинаются тонкие особенности, которые у плодов на позднем уже сроке развития приводит к катастрофическим последствиям.

Самое простое последствие, это в самой спинной части, где у нас копчик, особенно у потомков Чингисхана. Так вот у него было большое родимое пятно на копчике, монгольское носит название, но это не какой то признак этнический, а нарушение этого самого закрывания неропоров, оказывается пойманный в такой специфический карман, так называемые нейромезенхимы. Это то, что получается из клеток нервного гребня. Это очень важная часть нашей нервной системы.

Откуда же берутся периферические нервы, ганглии и все остальное? Это как раз граница между будущей нервной клеткой и кожей. Т.е эктодерма . Вот на этой границе лежат две полосочки клеток вдоль всего тела, за исключением головы, кончаются в шейном отделе. Из которых в дальнейшем, когда эта нервная клетка замкнется, на границе, где кожа отделяется от нервной трубки и нервной самой трубочки и там несколько сотен клеток выселяется в пространство между нервной трубкой и будущей кожей. И они начинают расползаться, целенаправленно, к органам мишеням, по дороге формируют ганглии, в них располагаются нейроны и именно эти клетки дают ганглии периферические нервы, оболочки нервов и все остальное. Это важнейшая часть нашей нервной системы.

Так вот периферическая нервная система образуется из этой полосочки, а поскольку она похожа на петушиные гребешки, то старые эмбриологи в 19 веке придумали название-нервный гребень.

Ну вроде бы ползут и ползут эти нейроны, расползаются по органам, по мышцам , на самом деле это движение не бессмысленное. Малейшая задержка. Опять таки вещества дополимерезующего скелет могут тормознуть и тогда получается всякие неприятности, все вроде нормально, а ручки и ножки не управляются.

Поэтому масса заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые так распространены из-за проблем с пищей.

Т. е с одной стороны у нас формируется нервная трубка, с другой стороны из нижнего гребня образуются периферические ганглии и нервы. А в каудальном нейрополе, в задней дырке, идет отлов мезенхимы или клеток нервного гребня, она оказывается в таком своеобразном кармане и не может мигрировать куда нужно.

А фокус в том что образуются не только ганглии, нервы и их оболочки, они формируют различные дриваты эндокринной системы и из них образуются пигментные клетки. Как только нервная трубка закрылась, в этот момент начинается ее сегментация. Она делится на сегменты, особенно в головной части, и появляются пузыри .

Как только нервная трубка у нас обособилась, ниропоры передние и задние закрылись, начинается сегментация.

А для чего она нужна глобально? А нужна она для нескольких вещей. Что бы выделить основные отделы головного мозга и сегменты спинного, особенно там, где выходят черепно мозговые нервы, ключевые, которые потом позволят инервировать весь наш организм и для этого возникают такие специфические структуры. Они носят имя иономеров или ромба меры.

Они индуцируют соседние ткани и возникают саммиты, вдоль спинного мозга, параллельно ему образуются сегментарные четкие мышцы, как кубики мышечные.

Все это сегменты, которые идут вдоль спинного мозга, у нас вся мускулатура осевая сегментируются в этом метамерном порядку, т. е. упорядоченном, на самом деле это остатки, тоже самыми мире, которые есть еще у рыб и червяков. Значит у нас существует повторение неких одинаковых сегментов, как у дождевого червяка.

Причем скорость образования этих миамеров известна, снаружи они видны и в этот момент они идут со скоростью примерно полтора миамера в сутки и если их посчитать, то можно где-то дней до 45-50, то можно определить возраст эмбриона до 1 дня.

И в это время в нервной системе происходит масса интересных событий. Вот эта самая нервная трубка формирует такие сегменты- неромеры, а головной мозг начинает формировать так называемые будущие отделы головного мозга-мозговые пузыри.

Причем хитро, если передняя трубка -это головной мозг, то у нее на границе между передним и промежуточным мозгом возникают выпячивания- это будущие глаза. Они выпячиваются в виде парных пузырей и дотрагиваются до кожи, в зоне контакта происходит закладка хрусталика. Хрусталик получается из эктодермы, т.е из кожи будущей, а сама сетчатка формируется как вырост мозга действительно там на стебельке. Сначала он имеет вид пузыря, а потом его серединка втягивается во внутрь и получается как бы бокал. А потом в дне этого бокала, наружная часть становится черной, а внутренняя превращается в сетчатку.

Оттуда ползут оксоны и соединяют глаза и мозг и это будет и зрительным нервом. Это на периферии.

А что происходит внутри мозга? А внутри мозга происходит интересное и очень важное событие-возникает биохимическая связка по центральной нервной трубке, клетки не меняя свою форму остаются индифферентными, а по периферии пролиферирует и образует пузыри, которые очень тонкостенные, они увеличиваются достаточно быстро, клетки профилируют и получаются два зачаточных маленьких пузыря. Сначала он один, но очень быстро разделяется, потому что существует центральная пластинка и она играет колоссальную роль, она удерживает. И если не дай бог эти полушария не разделяются в эмбрионе, то возникает патология галопротенциал, она бывает полная или частичная. С этим иногда выживают и это катастрофа. Они иногда доживают до 14-16 лет, ребенок не жизнеспособен.

А в промежуточном мозге образуются нейроэндокринные центры, наверху закладывается весь комплекс таламуса, внизу гипофиз, дальше пузыри, пузыри среднего мозга. И дальше образуется пузырь заднего и продолговатого мозга, который в последствии делится на две части и образует все двигательные отделы, включая мозжечке заднего продолговатого мозга.

Цель всех этих морфогенетических преобразований запустить специфическую дифференцировку ниробластов в том или ином направлении.

Это первый сигнал, который считывается по месту по месту прибывания нейронов.

А сейчас переходим к вопросам.

Вопрос: Как образуются связи в мозге?

Ответ: Они начинаются образовываться сразу после нируляции, уже на сегментации головного мозга. Некоторые нейроны пытаются уже выскочить из этого пузыря и образовывать, что то похожее на отростки. Ползут эти отростки по максимально гетерогенному субстрату, где торцов образующих стенку много, туда и ползут. Ползут там, потому что там активно изменяется форма нервной системы, там конечно ничего сцепить отростками нельзя, это будет как обруч бочки.

А вопрос связан, как и где образуется человеческая мысль? А образуется просто . Всю жизнь у нас образуются и разрушаются отростки между нервными клетками. Примерно три синапса в день образуются и три разрушается. Поэтому мы все время мы фальсифицируем свое прошлое, поэтому относится к своим воспоминаниям нужно с большой опасностью.

Но эти же связи которые образуются, являются способом мышления, устанавливают новые контакты между группами нейронов и иногда происходит озарение.

Поэтому процесс образования и разрыва связи с одной стороны запоминание, с другой стороны мышление и на этом морфогенетическом принципе все работает. И когда вы о чем то думаете напряженно, вы увеличиваете кровоток, в той области в которой у вас задействовано.

Вопрос: В чем отличие мутации от дефектов внутриутробного развития ?

Ответ: Дело в том, что мутации как правило детальны. Люди которые утверждают, что эволюции идут с помощью мутации как правило не специалисты.

Дело в том когда клетки пролиферируют, геном помалкивает, потому что процесс очень динамический. Информация о форме передается с помощью межклеточного взаимодействия, поэтому форма компенсируется при потерях.

Поэтому мутация от внутриутробного дефекта развития отличается тем, что мутации летальны и зародыш погибает.

Вопрос: Как медитация влияет на мозг?

Ответ: Плохо влияет.

Вопрос: Все детерминировано физическими и химическими процессами, а нет ли внешней управляющей системы, тонких полей?

Ответ: Насчет тонких полей, в свое время был такой известный ученый Александр Гуривич. И к сожалению никаких морфогенетических полей в том смысле, в котором представлялось в начале 20 века нет. Хотя идея была красивая, Гурвич заметил, если взять эмбриональный пласт, где клетки стоят как забор, и посмотреть на форму их ядер. Ядра всегда имеют вытянутую форму и немножко скошены. И если продлить оси этих клеток, то они сойдутся в определенной точке. А клетки еще стоят забором и вот мы видим морфогенетическое поле и пласт изогнется в соответствии с геометрией в виде скошенных ядер. Вот это было откровение.

Много людей потом пыталось найти электромагнитную систему управления этими процессами.

Потом в работах его внука Белоуса выяснилось, что вот эти самые морфогенетические поля на самом деле биомеханические взаимодействия между клетками, которые формируют позиционный сигнал. И если чуть-чуть изменить этот сигнал, чисто биомеханический обмануть, то клетка будет заниматься совершенно другими вещами.

К сожалению таких полей как представлялось в начале 20 века нет.

Вопрос: Ваши рекомендации как восстанавливать силы, как засыпать и полезна ли медитация для мозга?

Ответ: Для того чтобы был суточный ритм, есть простой закон, находитесь на улице не меньше двух часов в день. Сигналы в эпифизарный комплекс должны приходить от глаз, которые регулируются уровнем освещенности. Будет высокая освещенность и у вас в эпифизе ираклациды наделают большое количество серотонина, гармона дня и вы будете активный днем. А дальше будет следующие днем накопят серотонина, а ночью начинают синтезировать из него же в результате всего только двух ферментативных реакций -мелатанин.

Поэтому сколько серотонина накопилось, такой глубины сон и будет. Погуляли два-три часа, ночью будете спать как суслик.

Переходим к Панамской утке.

Нас осчастливил Техасский университет опубликовав статью, в которой говорится об опасности алкоголя. Оказывается алкоголь действует не на весь мозг, а только на стволовые клетки. Это совершенно безумная работа.

Все клетки перестают размножатся под действием алкоголя и при этом они утверждают, что в течение человеческой жизни стволовые клетки непрерывно образуются и встраиваются в структуру мозга.

Некто Ричард Зигмунд провел исследование, перерезая седалищный нерв у мышей и выяснилось, что оказывается смысл иммунной реакции на перерезку нерва состоит в том, что иммунная система расчистила место для врастания поврежденного нерва. Впечатление, что он нигде ни учился, поскольку как известно, любое нарушение целостности нервной системы приводит к развитию аутоиммунной реакции и вырабатываются тут же антитела.

Из материалов авторской программы специалиста по изучению мозга - Сергея Вячеславовича Савельева.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.