Сборник разъяснений требований стандартов спдс цнс

материалы для расчета и оформления проектов

  • Главная
  • Методика РЗА
  • Типовые
  • СТО ФСК
  • Поиск
  • FAQ

7 нояб. 2011 г. | 7.11.11

Давно я что-то не изучал сборник разъяснений требований стандартов. Продолжим.

Вопрос 19: По какой форме выполняется состав рабочей документации?

ГОСТ Р 21.1101-2009 не предусматривает выполнение ведомости “Состав рабочей документации” в том виде, как это выполняется для проектной документации.
Информация о составе рабочей документации, выполняемой для объекта строительства, приводится в ведомостях, выполняемых на листах общих данных по рабочим чертежам:
- в ведомости рабочих чертежей основного комплекта - полистный состав основного комплекта;
- в ведомости ссылочных и прилагаемых документов - перечень прилагаемых и ссылочных документов к данному основному комплекту;
- в ведомости основных комплектов рабочих чертежей - перечень основных комплектов, входящих в состав полного комплекта рабочих чертежей по конкретному зданию или сооружению.
Информация о составе рабочей документации, передаваемой заказчику по договору, содержится в накладных.
Следует отметить, что в стандарте приводятся минимальные требования к документации. Не запрещено проектной организации выполнять другие документы, необходимые для учета выпускаемой ими проектной продукции,- согласно своих (или заказчика) стандартам организации.

Вопрос 20. При предоставлении рабочей документации на экспертизу следует ли её брошюрировать, сопровождая ведомостью “Состав рабочей документации”, согласно ГОСТ Р 21.1101-2009?

Экспертизе (как государственной, так и негосударственной) подлежит только проектная документация, выполняемая в соответствии с постановлением Правительства №87
По отношению к проверке рабочей документации, которую осуществляет заказчик или какая-либо организация по его просьбе, слово “экспертиза” применять не следует.
В ГОСТ Р 21.1101-2009 не предусматривается выполнение ведомости “Состав рабочей документации” в том виде, как это выполняется для проектной документации.
В каком виде нужно передавать заказчику рабочую документацию - сброшюрированной в тома или альбомы, или в сложенном виде в папках, должно быть оговорено в договоре или задании на проектирование.

А продолжение, сколько всего вопросов в Сборнике?

Всего в сборнике свыше 100 вопросов + появился ещё второй сборник разъяснений

Разъяснения ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" к ПП 87-2008:

Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 2 2008
Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 3 2010
Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 4 2011

Выпуски 3 и 4 датированы январем, по логике должен готовится выпуск 5 2012.

Разъяснения ОАО "ЦНС" к ГОСТ Р 21.1101-2009:

Сборник разъяснений требований стандартов системы проектной документации для строительства (вопросы и ответы). Выпуск 1
Сборник разъяснений требований стандартов системы проектной документации для строительства (вопросы и ответы) Выпуск 2

21. В состав каждого основного комплекта рабочих чертежей, сброшюрованного в отдельный альбом, включены: обложка, титульный лист, общие данные по рабочим чертежам, рабочие чертежи и прилагаемые документы.
Все сброшюрованные документы альбома (кроме обложки и титульного листа) перечислены в общих данных по рабочим чертежам. Нужно ли в этом случае выполнять "Содержание"?

Причиной многих ошибок проектировщиков в оформлении ПД и РД является неправильное понимание понятия "документ". В Системе проектной документации для строительства под документом понимается составная часть проектной или рабочей документации, имеющая самостоятельное обозначение.
Отдельный чертеж, входящий в основной комплект рабочих чертежей любой марки, документом не является.
Документом является весь комплект рабочих чертежей, и потому на всех листах основного комплекта приводят в основной надписи одно буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое каждому основному комплекту рабочих чертежей.
Согласно пункту 8.6 стандарта лист "Содержание" выполняют в том случае, когда в том включают несколько документов, имеющих самостоятельные обозначения. Ибо "Содержание" определяет последовательность комплектования документов в томе.
Из текста п. 8.6 следует, что когда брошюруется один документ (например, основной комплект без прилагаемых документов), то "Содержание" приводить не нужно.
Общие данные (в общем случае) не являются самостоятельным документом (исключение - см. п. 4.2.5 стандарта), помещаются на первых листах основного комплекта рабочих чертежей и имеют общее обозначение и общую нумерацию листов с остальными листами рабочих чертежей.
В данном случае в альбом комплектуется несколько документов, поэтому "Содержание альбома" выполнять нужно.
В Приложениях В и Г данного Сборника приведены примеры оформления "Содержания тома" и ведомости "Состав проектной документации", подготовленные специалистами Центра с учетом требований Постановления N 87 и ГОСТ Р 21.1101-2009.

22. Что теперь нужно включать в "ссылочные документы" в соответствующей ведомости общих данных?

В "ссылочные документы" сейчас, как и раньше, нужно включать только документы, содержащие рабочие чертежи строительных конструкций, изделий и узлов (стандарты, типовые серии и др.).
Нормативные документы (стандарты, СНиПы, своды правил и т.п.), в соответствии с требованиями которых разработана рабочая документация, а также стандарты и ТУ на изделия и материалы включают в перечень в составе общих указаний.

23. Каким образом включают в "Содержание тома" графические документы проектной документации?

В Содержании тома проектной документации следует перечислять все входящие в том листы графической части (указывая номер листа и наименование изображений, помещенных на нем), независимо от того, является графическая часть одним документом или состоит из нескольких документов.
Это обусловлено необходимостью приведения сведений об изменениях в каждом отдельном листе графической части.

24. Есть ли необходимость в буквенном обозначении подпунктов текстовой части проектной документации в строгом соответствии с "Постановлением Правительства РФ N 87". Как поступить, если какой-либо подпункт не реализуется в проекте?
Допускается ли формирование текстовой части раздела проектной документации в произвольном порядке, но с полным отражением информации, которая требуется согласно Постановлению Правительства РФ N 87?

Не следует путать требования "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства N 87, с правилами выполнения текстовых документов.
Положение выполнено в соответствии с требованиями к нормативно-правовым актам, утверждаемым Правительством РФ. В Положении буквами обозначены подпункты самого Положения.
Текстовые документы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 к структуре текстового документа (разделению его на разделы, подразделы, пункты, подпункты, перечисления, приложения) и обозначению этих структурных элементов цифрами и буквами.
При формировании структуры текстовой части раздела или подраздела, как правило, следует придерживаться порядка, установленного в Положении, а в наименованиях структурных элементов учитывать текст пунктов Положения.
Вопрос "Как поступить, если какой-либо подпункт не реализуется в проекте?" не относится к стандартам СПДС.

25. Как согласно ГОСТ Р 21.1101-2009 правильно производить деление и нумерацию листов графических документов, если их объем превышает установленные 300 листов в переводе на формат А4?

Если чертежей много и их нельзя скомплектовать в один том, то их разделяют на два или более тома. В содержании тома перечисляются листы графической части, входящие в конкретный том.
Например, объем раздела КР составляет: текстовая часть 150 листов и 50 листов чертежей формата А1, т.е. в совокупности 550 экв. листов формата А4. Следовательно, раздел должен быть разделен на две части со следующими обозначениями наименований:
2345-КР1 Часть 1. Текстовая часть. Графическая часть (листы 1 - 15)
2345-КР2 Часть 2. Графическая часть (листы 16 - 50).
Графическая часть раздела или подраздела проектной документации, если она оформляется как один графический документ с одним и тем же обозначением в графе 1 основной надписи, должна иметь общую нумерацию листов в графе 7 основной надписи, начиная с номера 1.
Каждый том должен иметь свою сквозную нумерацию листов в соответствии с п. 8.5 стандарта, начиная с 1, независимо от нумерации листов в основной надписи.

Данные вопросы возникли при прохождении Главгосэкспертизы:

1. Какой нумерации разделов, подразделов проектной документации следует придерживаться: нумерации представленной в пункте 12 статьи 48 Градостроительного кодекса и, совпадающей с ней, нумерации в ГОСТ Р 21.1101-2013 или нумерации которая представлена в Постановлении № 87?

Главгосэкспертиза говорит, что необходимо делать по Постановлению № 87,а раздел "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства" необходимо оформлять как Часть к 12 разделу, правильно ли это?

2. Как правильно оформить раздел "мероприятия по ГОЧС"?

Экспертиза говорит, что его как и другие разделы которые не указаны в постановлении необходимо оформлять Частями к разделу 12. Но в Сборнике разъяснений требований стандартов системы проектной документации для строительства (вопросы и ответы),Выпуск 2 (ответ на вопрос № 24) написано, что необходимо оформлять не Частями, а Подразделами, что же все таки правильнее?

3. В соответствии с приложением Н ГОСТ Р 21.1101-2013 в поле 5 приводится наименование объекта которое должно соответствовать сведениям, приводимым в графах 2 и 3 основной надписи, получается, что в графах 2 и 3 основной надписи должно быть только то, что написано в поле 5 титульного листа и обложки или можно приводить дополнительные сведения?

4. Возвращаясь к Главгосэкспертизе, мы давали ответы на их замечания и ссылались на сборники разъяснений ЦНС, Центринвестпроект, в которых разъясняются положения Постановления № 87, Градостроительного кодекса, ГОСТ Р 21.1101 и т.п. Главгосэкспертиза на это говорит, что эти сборники составляли люди которые неправильно толкуют эти документы и проектировщику читать их вредно, единственно правильное толкование всех документов касающихся проектирования дают они и в суде по любым вопросам их мнение будет весомее чем мнение людей которые составляли сборники разъяснений, так ли это?

1. Используйте ту нумерацию, которая представлена в Постановлении № 87, т.к. ПП РФ разработано в соответствии со статьей 48 ГрК РФ, даёт толкование о составе проектной документации. Приоритет по статусу применения нормативных актов ПП РФ перед ГОСТом.

2. Оформляйте мероприятия по ГОЧС частями, как требует экспертиза, в соответствии с ПП РФ №87. Не ссылайтесь на разъяснения перед судебными экспертами. Т.к. это всего лишь справочная информация для них. Они руководствуются ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

3. В поле 5 приводится наименование объекта капитального строительства и, при необходимости, вид строительства. Наименование объекта строительства на обложке должно соответствовать сведениям, приводимым в графах 2 и 3 основной надписи (см. приложение Ж). Хотя и являются эти данные рекомендованными, но могут послужить формальным признаком по отказу в гос. регистрации или очередным замечаниям эксперта. Поэтому, не стоит отклоняться от данного требования.

Здесь, судебные эксперты ставят под сомнение профессионализм и всесторонность исследования вопросов, которые разъяснены в сборнике.

Размер шрифта для записей в ячейках основной надписи определяется размерами этих ячеек: высота 5 мм и ширина от 10 до 20 мм. В ГОСТ 2.304-81 установлен минимальный размер шрифта - 1,8 мм, но рекомендуется применять не менее 2,5 мм.

Рабочие чертежи основного комплекта, применяются при производстве строительно-монтажных работ, как правило, россыпью. Именно это обстоятельство требует наличия информации, приводимой в графах 3 и 4 основной надписи, которой нет в форме 6.

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ
СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА (СПДС)
(вопросы и ответы)

- высших и средних учебных заведений строительного профиля.

Если таблицы на чертежах, то их выполняют по ГОСТ 2.316-2008 и ГОСТ 2.105-95.

Не должны. В перечнях использованной нормативной документации приводить сведения об изменениях не нужно. Этот перечень должен включать только действующие актуализированные документы самой последней версии.

Сборник предназначен для работников:

Ответы на вопросы, не имеющие установленного в нормативной документации порядка, даются в виде рекомендаций на основе практического опыта.

Приведенные в Сборнике разъясняющие ответы подготовлены на основе и во исполнение положений, правил и требований, установленных межгосударственными и национальными стандартами СПДС.

4. Должны ли разработчики проектов указывать в прилагаемых перечнях нормативной документации номера изменений, внесенные в нормативные документы, которые были использованы ими при разработке ПОС, ПОР и ПНР?

На чертежах, схемах и текстовых документах применяют основные надписи по ГОСТ Р 21.1101 -2009 , формы которых отличны от основных надписей по ГОСТ 2.104-2006, что объясняется особенностями их содержания и применения по многим причинам.

- проектно-изыскательских организаций, занимающихся разработкой проектной и рабочей документации для строительства; а также специалистов, осуществляющих проверку и проведение нормоконтроля, ответственных за выполнение, оформление и комплектование выпускаемой документации с учетом требований национальных стандартов СПДС.

В связи с этим, настоящий Сборник, является пособием, которое следует отнести к документам, содержащим справочные материалы рекомендательного характера.

Кроме того, на всех листах основного комплекта должны быть подписи разработчиков.

- лица, ответственного за подготовку проектной документации, например, главного инженера (архитектора) проекта.

1. Как оформлять ведомости? как таблицы в текстовых документах с приведением надписи "(продолжение) (окончание)"? или над каждой таблицей писать наименование, независимо от того - имеет ли она продолжение на этом листе или - на следующем?

Это не опечатка.

Титульный лист технического отчета по результатам инженерных изыскании оформляют подписью руководителя организации или его заместителя и, при необходимости, других должностных лиц.

Вот что написано в самом ГОСТ 2.105-95 по этому поводу:

Номер стандарта должен быть написан в том виде, как он приведен на самом стандарте, т.е. без звездочек.

2. Титульный лист к разделам ПД, а так же к Пояснительной записке раздела 1 делать по ГОСТ 21.1101 или по ГОСТ 2.105 ?

Это относится и к ведомостям в табличной форме.

В ГОСТ Р 21.1101 -2009 имеется аналогичное положение - см. п. 5.1.3.

Настоящий Сборник подготовлен Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве на основе вопросов, заданных специалистами проектных и проектно-изыскательских организаций по разъяснению требований национальных стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС) и применению их в проектировании.

TOC \o "1-3" \n \p " " \h \z ВВЕДЕНИЕ

О действующих нормативных документах для ПОС, ПОР и ППР рекомендуем обращаться в ОАО "ЦИТП им. Г.К. Орджоникидзе", который издает ежегодный официальный Перечень документов по строительству (СК-1). Установленные нормативными документами правила составления перечней нормативных документов нам неизвестны.

3. При указании ссылок на ГОСТ в ведомостях, спецификациях и др. документах нужно ли указывать звездочки?

Система проектной документации для строительства, несмотря на наличие во многих стандартах СПДС ссылок на стандарты ЕСКД, является самостоятельной системой, объектом стандартизации которой является не конструкторская документация а проектная и рабочая документация для строительства, имеющая другое назначение, применение и правила оформления.

7. В ГОСТ 21.201-2011, в таблице 6 новое правило: "Стрелкой на плане указывают направление подъёма пандуса" В действующих ранее нормах пандусы, уклоны указывались по направлению вниз. Это опечатка или изменение?

При выборе типа шрифта для графических документов должно соблюдаться условие, прописанное в последнем абзаце п.2.1 ГОСТ 2.304-81:

В задании на разработку стандарта было требование о гармонизации стандарта с международными стандартами.

Необходимость выполнения и оформления проектной и рабочей документации в соответствии с установленными требованиями, определена в следующих нормативных и правовых актах:

Обращаем ваше внимание на то, что приложение Н является «рекомендуемым. Это означает, что далеко не все его поля являются обязательными и, наоборот, не запрещается приводить другие сведения, не указанные в форме титульного листа.

Для других документов (не стандартов) в качества образца можно рекомендовать использовать раздел "Библиография", который имеется почти в каждом новом СП (актуализированном СНиПе).

По условному обозначению пандуса в ИСО 7519 следующее требование:

8.7 Титульные листы томов проектной документации оформляют подписями:

8. По ГОСТ 21.1101 при оформлении основных комплектов рабочих чертежей отдельными документами на последующих листах схем требуется делать основную надпись по форме 3. Это требование расходится со стандартами ЕСКД, в которых на последующих листах можно делать маленький штамп по форме 6. Это удобно и очень многие проектные организации так и делают. Большой штамп занимает много места на листе, соответственно для схемы места остается меньше, получается больше листов. К тому же вся необходимая информация по документу отражена в штампе на первом листе. Разъясните, по какой причине последующие листы рабочих чертежей требуется выполнять со штампом по форме 3?

- руководителя или главного инженера организации и, при необходимости, других должностных лиц;

E-mail gpcns_spds@mail.ru, тел . 8 (499) 157 32 19

Ответом на этот вопрос может быть новые уточненные правила, приведенные в ГОСТ Р 21.1101-2013 :

Пандус - это элемент, заменяющий лестницу, и обозначаться должен как лестница - только без ступеней. На условном обозначении лестницы стрелкой указывается направление подъема.

Следует отметить, что не дает конкретного ответа на этот вопрос и аналогичный стандарт ЕСКД - ГОСТ 2.104-2006.

В качестве образца рекомендуем использовать перечни стандартов и сводов правил, которые составляют Росстандарт и министерства к Техническим регламентам (в том числе, к Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности и Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений).

- экспертных организаций, проводящих проверку проектной документации на соответствие установленным требованиям;

- проектно-строительных объединений и организаций, занимающихся вопросами приема, контроля и применения проектной и рабочей документации для производства строительных и монтажных работ, а также изготовления строительных изделий;

Конкретные типы и размеры шрифтов, применяемых на чертежах и текстовых документах, в том числе для заполнения граф основной надписи, в графах 1-4, устанавливаются проектной организацией в стандарте организации или другом распорядительном документе, в зависимости от количества знаков в обозначении документа и количества слов в наименовании объекта капитального строительства, или - изображения.

- В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов власти их регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009, документы, имеющие статус пособия, не относятся к нормативным правовым актам, издаваемым федеральными органами исполнительной власти.

Форма 6 применяется для последующих листов текстовых документов и строительных изделий, а также для последующих листов общих данных, кабельных и кабельно-трубных журналов при их оформлении отдельными документами.

Титульные листы рабочих документов оформляют подписью лица, ответственного за подготовку рабочей документации - главного инженера (архитектора) проекта.

Пользователь проектной документации и перечня обязан проверить действие ссылочных стандартов и др. нормативных документов по соответствующим Указателям, составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт изменен, то при пользовании стандартом следует руководствоваться измененным стандартом, а при замене на другой стандарт - стандартом, действующим вместо замененного стандарта. Если ссылочный нормативный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Все разъяснения изложены как ответы на задаваемые ЦНС вопросы.

ГОСТ 2.104-2006 на основные надписи не входит в число стандартов ЕСКД, подлежащих учету при выполнении проектной и рабочей документации для строительства.

харакири Мураками

Со сменой места работы увлёкся темой нормоконтроля с прицелом на разработку СТО. Сначала все было неплохо - внедрил у себя единые унифицированные шрифты, размерные стили, рамки, таблицы и "фасонку" (вроде обозначения высотных отметок или сечений, с контролем толщины линий и местным использованием блоков для удобства). Но только дело дошло до основной надписи - встретил ожесточённое сопротивление закостенелости и страха.

Задавшись вопросом соответствия нормам существующей формы заполнения основной надписи сам решил пошерстить интернет. Форум DWG, как один из наиболее конструктивных, на этот раз выявил ответ отрасли - заполняем "кто во что горазд", причём каждый в защиту своего мнения готов аппелировать своим набором нормативной документации - от документов времён Царя Гороха до приплетаемой сюда же чёрной магии последних лет - 87-го постановления Правительства.

В таком случае и это мнение не претендует на стопроцентную объективность, однако разгоревшийся в коллективе спор всё же привычно мотивировал меня к поиску однозначно читаемого решения. Итак, внемлите как правильно заполняется основная надпись проекта документации строительства по состоянию НТД на июль 2013 г.

Начнём сначала. ГОСТ Р 21.1001-2009 "СПДС. Общие положения." определяет:

Система СПДС - комплекс взаимосвязанных национальных стандартов, содержащих общие требования и правила по разработке, оформлению и обращению проектной и рабочей документации на здания и сооружения всех видов. [1, п.4.1]

Назначение стандартов СПДС и область распространения на конкретные виды документации указаны там же в п.4.2 и 4.3 соответственно; применение стандартов СПДС - в п.6.1-6.4.

Таким образом за основу изысканий принят внимательно перечитанный ГОСТ Р 21.1101-2009 "СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.", который гласит:

Основная надпись - совокупность сведений о проектном документе, содержащихся в графах таблицы установленной формы, помещаемой на листах проектной и рабочей документации. [2, п.3.1]

Требованиям в части Основной надписи посвящён раздел 5.2, который, в частности, устанавливает формы основных надписей для определенных типов электронных документов и допуски по дополнительным графам. Сами формы основных надписей с указаниями по их заполнению представлены в обязательном Приложении Ж.

Вопрос шаблона правильного заполнения основной надписи рассмотрим на примере Формы 3, используемой на листах основных комплектов рабочих чертежей и листах графической части проектной документации.

Сам по себе шаблон основной надписи по Форме 3, как и шаблоны остальных форм, уже снимает первый вопрос возникшего спора и предписывает устранение одной из наиболее часто встречаемых ошибок - первым в графе 10 указывается непосредственный разработчик документа, а не ГИП, ГАП, директор и иже с ними административный ресурс. Также обязательным является наличие графы "Нормоконтроль", располагаемой на второй строке снизу. Исключением являются графические документы по инженерным изысканиям, где запись "Н. контр." допускается не приводить. [2]

В графах основной надписи и дополнительных графах к ней (номера граф указаны в скобках) приводят:
- в графе 1 - Обозначение документа, в том числе раздела, подраздела проектной документации, основного комплекта рабочих чертежей, чертежа изделия, текстового документа и др.

Требования к обозначению документа см. [2, п. 4.2.4]. В общем, обозначение проекта как таковое устанавливается по действующей в проектной организации системе. Но это - "базовое обозначение", в которое включают, например, номер договора (контракта) или/и цифровой код объекта строительства, а вот указываемая через дефис от него марка основного комплекта сочетание символов имеет стандартное (АР, АС, КМ, КЖ и т.п.). Допустимые марки основных комплектов рабочих чертежей представлены в [2, Приложение Б, табл. Б.1]. Для проектной документации вместо марки через дефис указывают шифр, принимаемый по [2, Приложение А].

- в графе 2 - Наименование предприятия, жилищно-гражданского комплекса или другого объекта строительства, в состав которого входит здание (сооружение) или наименование микрорайона;
- в графе 3 - Наименование здания (сооружения) и, при необходимости, вид строительства (реконструкция, расширение, техническое перевооружение, капитальный ремонт);

По поводу принципов заполнения граф 2 и 3 без всякой дискуссии руководством был поднят вопрос №2 - по мнению ГИП''а графу 3 по одному из объектов надлежало оставить пустой. Пояснил он это тем, что в данной графе необходимо указывать наименование сооружения в составе комплекса, наименование которого в этом случае указывается в графе 2. А если речь идет об одном здании, т.е. по договору предусмотрена разработка не комплексной застройки с проектированием нескольких сооружений в ее составе, а конкретная конструкция (здание, сооружение), то необходимо ограничиться указанием общего наименования в графе 2, оставив графу 3 пустой. Насколько я понимаю предложенную выше цитату из ГОСТ - комплекс-комплексом, а вот поскольку в графе 2 допускается указывать наименование предприятия или микрорайона, то графу 3 должно заполнять, и заполнять по "номиналу" - наименование здания с указанием вида строительства (при необходимости) и баста.

- в графе 4 - Наименование изображений, помещенных на данном листе, в точном соответствии с их наименованием на чертеже. Наименования спецификаций и других таблиц, а также текстовых указаний, относящихся к изображениям, в графе не указывают;
- в графе 6 - Условное обозначение вида документации: П - для проектной документации, Р - для рабочей документации. Для других видов документации графу не заполняют;

Бюджетные объекты подлежат обязательной экспертизе, экспертиза производится только в части проектной документации (стадия "П"), рабочая (стадия "Р") - только для стройки. Ничего другого в графе 6 "Стадия" указываться не может, кроме как одна буква П или одна буква Р. Любые другие формы - или устарели, или от лукавого.

- в графе 7 - Порядковый номер листа текстового документа. На документах, состоящих из одного листа, графу не заполняют;
- в графе 8 - Общее количество листов документа. Графу заполняют только на первом листе;
- в графе 9 - Наименование или различительный индекс организации, разработавшей документ;

Форма заполнения графы 9 достаточно свободна и выполняется по принятому в организации шаблону.

- в графе 10 - Характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ, в соответствии с формами 3-5. В свободных строках по усмотрению проектной организации приводят должности специалистов и руководителей, ответственных за разработку и проверку документа, и запись "Проверил". Подписи лица, разработавшего данный документ, и нормоконтролера являются обязательными. Подписи главного инженера (архитектора) проекта являются обязательными на листах общих данных по рабочим чертежам, наиболее значимых листах рабочих чертежей, графической части проектной и отчетной изыскательской документации;

Итак, комментарий подтверждает обязательность и однозначность расположения записей "Разраб." и "Н. контр.", а также регламентирует следующее: 1) прочие от указанных записи располагаются по усмотрению организации (ГИП, ГАП, Гл. спец, Рук. гр. и т.п.); 2) записи ГИП (ГАП) обязательны лишь на листах общих данных и наиболее значимых листах рабочих чертежей; 3) запись "Проверил". Вот тут пришлось столкнуться со страхом. По резкой реакции руководителя группы на предмет моей увлеченности этим вопросом стало понятно, но подписываться за проверку руководитель не хочет. "Рук. гр.", видимо, несет в себе меньше ответственности, чем однозначное "проверил, ошибок нет". В сложном предложении также не очень понятно - обязательна ли запись "Проверил" или она относится к "по усмотрению организации"? Я читаю как "обязательна", ведь это как минимум логично - проверка нужна каждому (помимо самопроверки, конечно).

- в графах 11-13 - Фамилии и подписи лиц, указанных в графе 10, и дату подписания. Подписи других должностных лиц и согласующие подписи размещают на поле для подшивки листа;
- в графах 14-19 - Сведения об изменениях, которые заполняют в соответствии с 7.1.3.21. При указании календарной даты на бумажном носителе год указывают двумя последними цифрами;
- в графе 26 - Обозначение формата листа по ГОСТ 2.301. Для электронного документа указывают формат листа, на котором изображение будет соответствовать установленному масштабу.

Таким образом, примером правильного заполнения основной надписи по форме 3 является следующее:

Вышесказанным становятся неясны причины дискуссий о порядке заполнения основной надписи - все достаточно четко излагается в самом "ГОСТ'е на оформление". Дабы не быть голословным в оценке формулировок, предлагаю продолжить.

Правоприемником ФГУП "ЦНС" - ОАО "Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ЦНС)" в помощь проектантам разработаны "Сборники разъяснений требований стандартов СПДС" вып. 1 (изд. 2, 2012), вып. 2 (изд. 3, 2012), вып. 3 (готовится к изданию). Отбросив осмысление парадокса о разъяснении разъяснений, противоречащих принципу "четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований" ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в РФ. Основные положения.", приведу выдержки из соответствующих сборников:

И т.д. и т.п. Рекомендую найти и прочитать все сборники. Такое откровение!

Postscriptum> С 1 июля 2013 года введен в действие ГОСТ Р 1.0-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.", заменивший ГОСТ Р 1.0-2004. В сравнительном анализе нового к старому - это депрессивно-криминальное чтиво, несущее дух времени в самих формулировках: вместо " Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в . " теперь значится сухое "Национальная стандартизация осуществляется в соответствии с принципами, установленными в Федеральном законе . ", а большинство из этих принципов (тех, что обладали удобочитаемой логикой) - упразднено, как то " четкость и ясность изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований " или " доступность представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев ". Упразднением последнего Федеральное Агенство по техническому регулированию и метрологии видимо снимает вопрос по претензиям прокуратуры последних лет - разработка стандартов за бюджетные деньги, но предоставление их официальных изданий только за плату. Россия.

[1] ГОСТ Р 21.1001-2009 СПДС. Общие положения.
С 1 января 2014 года вступила в действие обновленная редакция - ГОСТ Р 21.1001-2013 , в ближайшее время статья будет проверена на соответствие последним изменениям.
[2] ГОСТ Р 21.1101-2009 СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.