Школа для детей с проблемами нервной системы

Под проблемами обучения и поведения мы понимаем доступные коррекции сложности усвоения учебной программы на разных этапах взросления (детский сад, школа, институт), а так же трудности самоорганизации, препятствующие выстраиванию продуктивных социальных взаимоотношений на разных уровнях (семья, школа, друзья).

Социальные причины - это, как правило, особенности воспитания и внутрисемейных отношений (особенности контакта со значимым взрослым, социальная депривация, гипо- и гиперопека, педагогическая запущенность). Поведенческие особенности и трудности в обучении могут явно проявляться как комплексная проблема, либо не обнаруживать очевидных связей. В ряде случаев, эти проблемы могут выступать изолированно. В основе этих проблем могут лежать как биологические, так и социальные причины.

Биологические причины, как правило, связаны с функциональной несформированностью тех, или иных структур головного мозга, отвечающих за обеспечение определённой деятельности. Перенесённые заболевания в раннем возрасте, задержки психического развития (ЗПР), задержки речевого развития (ЗРР), логопедические проблемы, имевшие место в детстве, могут проявиться в более зрелом возрасте в виде трудностей овладения навыком письма (дисграфия), трудностей овладения чтением (дислексия), трудностей использования правил русского языка (дизорфография), трудностей при изучении математики и трудностей контроля над собственной деятельностью в целом и собственным поведением в частности.

Систематические плохие оценки за поведение могут быть следствием недостаточного функционирования подкорковых структур головного мозга, отвечающих за энергетическое обеспечение функции произвольного контроля из-за чего ребёнку просто "не хватает сил" себя контролировать на уроке и "хорошо себя вести". После 5-10 минут интенсивной нагрузки такой ребёнок непроизвольно возвращается к более ранним - игровым формам поведения, не уместным в ситуации занятия.

Систематическая неуспеваемость по русскому языку может быть связана с функциональной незрелостью височных (отвечающих за переработку слухоречевой информации) и/или задних лобных (отвечающих за программирование и обеспечение сложных моторных координаций) отделов коры головного мозга. Такие дети имеют проблемы с почерком, путают буквы при письме, пропускают слоги и буквы, сливают несколько букв в одну, либо не дописывают элементы букв, части слов и предложений.

В таких случаях не достаточно просто дополнительных занятий по проблемному предмету, либо воспитательных бесед для преодоления "плохого поведения". Для увеличения продуктивности процесса обучения ребёнку часто нужна помощь на уровне оптимизации протекания внутримозговых обменных и информационных процессов.

Это достигается путём направленного на развитие дифицитарной психической функции специализированного педагогического воздействия, которым занимаются нейропсихолог и логопед под наблюдением врача-невролога, который, в свою очередь, может назначить необходимую медикаментозную терапию, курс массажа, остеопатического лечения и Транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС). Лечебные и педагогические мероприятия начинаются, как правило, после комплексной медицинской (невролог), функциональной (ЭЭГ, УЗДГ) нейропсихологической и, при необходимости, логопедической диагностики.

Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова "нарушение", "коррекционный" применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.


По закону. Виды коррекционных школ

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые "условия". И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

  • 1 вида — для глухих
  • 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
  • 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
  • 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
  • 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 7 вида — для детей с задержкой психического развития
  • 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в "обыкновенное" учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. "Это учителя не умеют его учить" (и они зачастую действительно не умеют). "С ним надо больше заниматься" (да — если знать, как именно). "Надо просто построже спрашивать" (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в "отстающие" не хочется. Да и страшно — вдруг "слабый" старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с "проблемными" детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.


Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в "спецшколу" или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение "я хуже всех". То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность ("Продержаться бы сегодня. сейчас. еще один урок. ") переходит в апатию ("А зачем стараться? Все равно не получается!"). Апатия перетекает в депрессию ("У меня никогда ничего не выйдет!") или протест ("Все плохо? Так пусть будет еще хуже!"). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют "тотальным регрессом". Уверенность "я — неудачник" остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа. Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо "класса для дураков". Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения ("За кем он будет тянуться?" — спрашивают родители). Наконец — "Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития". Для многих — невыносимо.

Доктор, дай лапу!

В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. "Конек" 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из "Святого Георгия" делают ставку на экзотическую пока эвритмию. "Ковчег" обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к "собачьему доктору" в кинологический центр "Ордынцы" на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на "лечение дельфинами".

Все вместе: инклюзивные школы

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.

Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

"Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое".

Статья предоставлена сайтом "Health News"


В основе технологии – ресурсный класс или ресурсная зона. Это специально оборудованное помещение, где специалисты готовят детей с особенностями развития к включению в общеобразовательный процесс. Обычные уроки эти ученики посещают в сопровождении индивидуального тьютора.

Неотъемлемая часть технологии – методы структурированного обучения и прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA).


В ресурсном классе закладываются основы навыков – академических, коммуникативных, социальных. На обычные уроки ребенка приводят оттуда сначала минут на 10-15, постепенно увеличивая этот интервал. Первоклассники с РАС (расстройство аутистического спектра) практически 90% времени проводят в ресурсной зоне и объединяются с остальными ребятами только на каких-то мероприятиях.

«Эта технология позволяет не срывать уроки в общеобразовательной школе, – добавила Екатерина Мень.

– Ведь ребенок с аутизмом – это перманентный кризис. У него могут быть поведенческие срывы, истерики, он может сползти под парту и не отзываться на свое имя.

«Важно понимать, что ресурсный класс – это транзит, то есть место, которое нужно покинуть. Его можно сравнить с аэропортом, – продолжила Екатерина Мень. – Мы можем многое сделать в аэропорту: поесть, почитать, купить какие-то вещи. Но мы приезжаем туда не за этим. Мы приезжаем в аэропорт для того, чтобы добраться до определенной точки. В нашей модели обучения пункт назначения – это общее образование.


В школе № 2009 обучаются 19 детей с аутизмом, она работает с такими учащимися уже третий год, используя технологию ресурсной зоны и методы структурированного обучения.

Как именно дети с аутизмом участвуют в школьной жизни? В первую очередь они посещают общеобразовательные классы. У каждого ребенка есть свое индивидуальное расписание, в котором указано, когда он находится на общем уроке, когда он на уроке в ресурсном классе, а когда на индивидуальных коррекционных занятиях.

«Если поведение позволяет ребенку хотя бы 15 минут находиться на уроке, например, на объяснении учителя, или, наоборот, на закреплении в виде какой-то практической деятельности, он обязательно будет там присутствовать, – сказала Светлана Смирнова. – Если его поведение уже достаточно скорректировано, встает вопрос о том, как он осваивает общеобразовательную программу.

Дети с аутизмом нередко имеют сопутствующие интеллектуальные нарушения, и им требуется адаптация этой программы. Если отличия адаптированной программы от общей очень велики, тогда выход возможен лишь на те уроки, где различия минимальны: физкультура, музыка, трудовое обучение, художественное обучение.

Дети с РАС чувствительны к различным раздражителям, таким как свет или шум, поэтому для них оборудована комната сенсорной разгрузки. Там есть сухой бассейн, качели, балансиры, мягкие кресла и подушки, а также укромные уголки, в которых ребенок может посидеть один, за шторкой.

В школе практикуется и так называемая обратная инклюзия. На игровые перемены, которые организуют специалисты ресурсной зоны, приходят дети из общеобразовательных классов. Для них участие в мероприятиях вместе с особыми детьми является поощрением, которое надо заслужить успехами в учебе и хорошим поведением.


В чем особенности структурированного обучения? Во-первых, инициатива при этом исходит только от взрослого. Навык, которому планируется обучить ребенка, делится на отдельные блоки, которые выстраиваются в цепочку.

В-третьих, при структурированном обучении очень часто используется визуализация, различные наглядные пособия, органайзеры. Каждый шаг становится для детей предсказуемым, и это помогает им ориентироваться в учебном пространстве.

«Для наших аутичных детей, тревожных и боящихся всего нового, школа превратилась в родное и комфортное пространство, – отметила Екатерина Мень. – Они идут в школу с радостью. Даже охранники, буфетчицы и уборщицы понимают, как себя вести с этими детьми, не только педагогический персонал. Старшеклассницы, которые собираются учиться на психологов, приходят в ресурсную зону, чтобы практиковаться.


«В нашей школе всегда был высокий уровень преподавания информатики, информационных технологий, есть инженерный класс. При этом у нас абсолютно все классы, с первого по одиннадцатый, являются инклюзивными. В каждом есть два-три ребенка с ОВЗ. При этом мы не работаем по классической модели ресурсного класса.

«В начальной школе используется комплексный командный подход: с детьми работают нейропсихологи, сертифицированный специалист ABA-терапии, дефектологи, логопеды, психологи, – продолжила она. – Все учителя начальной школы постоянно проходят дополнительное внутреннее обучение и применяют все эти подходы на практике.

Сентябрь – диагностический месяц. Специалисты посещают уроки, а потом проходят внутришкольные психолого-педагогические консилиумы, на которых вырабатывается индивидуальная траектория для каждого ребенка.

Она включает в себя, при необходимости, индивидуальные занятия, занятия в малой группе (пять-семь человек), а по каким-то предметам – занятия в большом классе. Составляется очень сложное расписание специалистов и детей, которое накладывается на общешкольное учебное расписание.

Малые группы по разным предметам могут иметь разный состав детей: по одному предмету – одни дети, по другому предмету – другие дети, в зависимости от конкретных особенностей каждого ученика.


«В средней школе, с пятого по седьмой класс, применяется технология разноуровневого обучения. Вся параллель одновременно изучает какой-то предмет, например, русский язык или математику, в трех или четырех кабинетах. То есть с параллелью одновременно работают три или четыре учителя математики.

Дети делятся по уровням, а если мы говорим об особых детях, то и по их возможности конструктивно взаимодействовать с конкретным учителем. Часть детей из разных классов одной и той же параллели при этом обучается в малой группе. Получается довольно сложная схема.

Официально школа работает по такой системе с 2006 года, но опыт был накоплен еще раньше. Конечно, модель помощи менялась в соответствии с изменениями в системе образования.

Проект изначально создавался для детей с РАС, однако родители детей с другими особенностями развития тоже стали приводить их в эту инклюзивную среду. Сейчас в школе есть ученики с тяжелым нарушением речи, с ДЦП, двое слабослышащих, одна слабовидящая девочка, несколько детей с инвалидностью по соматическим заболеваниям.

«Наши выпускники поступают не только в колледжи, но и в высшие учебные заведения, причем довольно престижные: Московский физико-технический институт, Московский авиационный институт, – добавила она. – Это истории успеха, безусловно, но в вузе трудности не заканчиваются, человек все равно остается аутистом.

Инклюзивные проекты Москвы. Справка

Обучение детей с РАС – это одна из самых сложных задач, поскольку еще 5-7 лет назад представления о расстройствах аутистического спектра и эффективных способах помощи человеку с аутизмом были весьма размытые.

[источник указать нельзя, домен под запретом]

Невралгия – это недуг, который связан с поражением вегетативной нервной системы. Чем опасно данное состояние? Тем, что у него нет однозначной симптоматики, такой, как высокая температура и кашель при ОРВИ. Любое из них должно стать причиной самого серьезного исследования и лечения квалифицированным специалистом. Сегодня мы хотим поговорить про неврологический центр в Москве, который имеет прекрасные результаты при решении подобных проблем.


Где расположен

Полное название звучит, как Научный центр неврологии. Это единственное заведение такого масштаба, которое занимается лечением поражений мозга. Создан неврологический центр в Москве сразу после войны, в 1945 году, и с тех пор только набирает популярность среди жителей столицы. С тех пор он ежегодно развивается и совершенствуется. Открываются новые отделения, закупается оборудование, проходят обучение и повышение квалификации специалисты.

Качественные отличия

Неврологический центр (Москва, Волоколамское шоссе) является крупнейшим медицинским центром, где каждый из вас может получить качественную медицинскую помощь. Это диагностика, реабилитация и лечение, а также профилактические мероприятия. И, конечно, в основе лежит великолепный кадровый состав и первоклассное оборудование. Это старейший неврологический центр в Москве, который гарантирует своим пациентам качественную медицинскую помощь.


Медицинский персонал

Нет ничего важнее, чем уровень специалистов, которые будут работать с вашей проблемой. Именно от этого напрямую зависит, насколько качественным и успешным будет лечение. Неврологический центр в Москве, на Волоколамском – это настоящее сосредоточие светлых умов. Судя по отзывам пациентов, здесь в первую очередь будет поставлен диагноз, а уже затем назначено лечение. Среди первоклассных неврологов, которые ведут здесь прием, пациенты особенно выделяют:

  • Громову Д. Н. – врача-невролога, прекрасного специалиста и просто доброго и отзывчивого человека, который уделяет каждому пациенту максимум внимания и заботы.
  • Струневского А.В. На его счету не одна сотня пациентов, которые снова обрели радость каждого дня.
  • Середкина Е.А. – заведующего неврологическим отделением. Это живая энциклопедия для начинающих врачей и надежда для пациентов в самых сложных случаях. Практический опыт более 15 лет.


Специализация

На чем вы остановите свой выбор, если будете рассматривать неврологические центры в Москве? Государственные институты вызывают гораздо больше доверия, и это не удивительно. Это современное, лечебное и диагностическое заведение, которое оборудовано лучшими достижениями современной техники. Сотрудники имеют огромный опыт диагностики, лечения и профилактики болезней ЦНС. Их существует немалое количество, поэтому у специалистов всегда достаточно работы.

Здесь есть следующие подразделения:

  • Неврология.
  • Нейрохирургия.
  • Сердечно-сосудистая хирургия.

Морозовская больница

Это детский неврологический центр в Москве, который работает специально для малышей, страдающих поражениями структур ЦНС и нарушениями психики. Прием маленьких пациентов осуществляется по направлениям из районных поликлиник. Заведует данным отделением Инна Олеговна Щедеркина. Под ее руководством трудятся высококвалифицированные врачи, которые могут помочь в любой ситуации.

Это лучший детский неврологический центр в Москве. Здесь ведут прием кандидаты и доктора наук, настоящие светила современной науки, профессора и доценты кафедры неврологии лечебного факультета им. Н.И.Пирогова. Немало здесь знаменитых врачей с кафедры неврологии и нейрохирургии, а также научного центра профессора Сербского.

Судя по отзывам родителей маленьких пациентов, здесь можно рассчитывать на бережное отношение врачей, их высочайший профессионализм, и также скорое улучшение состояния.


Европейский медицинский центр

Это еще один прекрасный неврологический центр в Москве для детей. Для вас работает 600 ведущих врачей из Западой Европы и Израиля, США и России. Каждый день, 24 часа в сутки, вам готовы оказать необходимую медицинскую помощь. Обращайтесь, если вы заметили у своего ребенка такие симптомы, как головная боль и быстрая утомляемость, задержка темпов развития по сравнению со сверстниками, судороги и нарушение сознания, головокружения, непроизвольные движения и проблемы со сном.

Ведут прием детей квалифицированные специалисты:

  • Ноговицын Василий – детский невролог, эпилептолог. Прекрасный специалист, добрый и отзывчивый человек, сильный диагност, который последовательно разбирается с симптомами и назначает адекватное лечение.
  • Печатникова Анастасия – много лет эффективно работает с проблемами когнитивных и моторных нарушений, дегенеративных заболеваний нервной системы.
  • Носко Анастасия – специализируется на диагностике и реабилитации детей с такими сложными диагнозами, как ДЦП, последствия травм ЦНС, нейроинфекции и синдром Дауна.


Невралгия и задержка развития

Например, комплексная программа на 15 дней, включающая ЛФК и лечебный массаж, мозжечковая стимуляция и логопедические занятия. Общая стоимость 68 000 рублей. Судя по отзывам родителей, работа специалистов этого центра является очень результативной. Буквально после нескольких занятий вы наглядно увидите разницу.


Вместо заключения

В Москве есть и другие неврологические центры, которые предлагают вам свои услуги. Однако мы выбрали только те, которые имеют лучшие отзывы, а значит, результаты работы. Детская и взрослая неврология - это сложнейшее направление в работе медиков. Специалисты перечисленных центров блестяще справляются со сложными задачами, которые ставит перед ними медицинская практика каждый день.


Мы поговорили на эту тему с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой детской неврологии КГМА Владимиром Федоровичем Прусаковым.

— Какие неврологические проблемы сегодня чаще всего мешают ребенку хорошо учиться?

— Сегодня дети плохо учатся в силу самых разных обстоятельств. Но ситуация складывается так, что неврологическая патология выходит на первый план среди прочих заболеваний. Вы только обратите внимание — по сколько человек в день бывает на приеме у детского невролога? Вопрос риторический. И корнями он уходит в период внутриутробного развития малыша.

Но если говорить о школьном возрасте, то одна из самых больших проблем детской неврологии — головные боли. И причин у них может быть множество.

Сегодня ребенок часто попадает к неврологу, когда заболевание переходит в стадию хронического или после того, как родители, наслушавшись различных рекомендаций, занимались самолечением. Это все очень усугубляет ситуацию.

Любой хронический недуг снижает школьную успеваемость. Ясно одно — если у ребенка часто болит голова, учиться нормально он не сможет. Сейчас стали много говорить об инсультах у детей. Раньше этой катастрофы у детей не случалось в принципе. Но предстадией инсульта в числе прочих могут быть головные боли.

Дети, страдающие различными нарушениями вегетативной нервной системы, подчас даже вынуждены переводиться на домашний тип обучения, и, согласитесь, полноценной такую форму образования не назовешь. Ребенок получает только необходимый минимум.

Вегетативные дисфункции у детей выражаются головными болями, головокружением, слабостью, которая не покидает ребенка на протяжении суток, высокой степенью потливости, состоянием, близким к обморочному, температурными дисфункциями.

Еще одной проблемой, которая сильно влияет на школьную успеваемость, сегодня является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Такой ребенок готов и может мыслить, но его поведенческие реакции и отсутствие внимания просто выматывают педагогов.

При томографическом исследовании головного мозга у таких детишек выявляются патологические изменения коры лобной доли. СДВГ курирует психиатр, но где та грань, которая разделяет психологию, психиатрию и неврологию. Она очень тонкая.


Далее следует сказать об эпилепсии. Конечно, сама эпилепсия сказывается и на всем спектре когнитивных функций, и на психологическом состоянии ребенка. Только представьте, подросток утром идет в школу и все мысли его направлены на то, случится у него сегодня приступ или нет.

Такие дети стараются держаться обособленно от каких-либо развлекательных, внеклассных мероприятий, чтобы избежать публичного проявления болезни.

Ребенок чувствует, что любая стрессовая ситуация может его спровоцировать. Были случаи, когда у ребенка, больного эпилепсией, который стоит у доски, развивался судорожный припадок. Кроме того, эпилепсия лечится препаратами, которые могут вызывать сонливость, заторможенность, затруднение мыслительной функции, сводятся к минимуму абстракция и логическое мышление.

— О чем говорят детские тики?

— Они имеют под собой природу невротического свойства. В большинстве своем это ситуационно обусловленные гиперкенезы (избыточные движения). Это один из индикаторов неврозов. Сегодня каждая пятая молодая мама может сказать, что ее ребенок ведет себя беспокойно и день и ночь. Это вызвано тем, что сама кормящая мама находится в обстановке с высокой степенью невротизации.

Если говорить о школьниках, то в настоящее время и сама школа колоссально увеличивает нервную нагрузку и уровень тревожности ребенка.

И к тому моменту, когда ребенок становится абитуриентом, его психический и эмоциональный ресурс практически исчерпан, сил не остается.

Обстановка безусловно накаляется, причем в самой психологически уязвимой среде — подростки.

У спортсменов при неправильном распределении нагрузки возможен синдром хронической усталости, когда от него требуется бежать марафонскую дистанцию, а он встает и не может сделать даже шага. Кончился запас прочности. А сегодня мы видим, как в четвертом классе родители описывают данное состояние у своих детей. После школы, репетиторства он приходит домой и, зная уже пройденный материал, не может сообразить элементарных вещей.

Безусловно, сейчас время требует получения образования. Но его важно построить так, чтобы дети не срывались, ни физически, ни психологически.


Рубрика: 8. Педагогическая психология

Дата публикации: 05.11.2013

Статья просмотрена: 6405 раз

В своей повседневной практике учителю приходиться сталкиваться с врождёнными, генетически закреплёнными свойствами нервной системы, которые были выделены И. М. Сеченовым:

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой;

2) подвижность нервной системы — нервная система может быть подвижной или инертной;

3) уравновешенность нервной системы — нервная система может быть уравновешенной или неуравновешенной [4, с. 249].

Различные сочетания свойств нервной системы составляют темперамент. «чистые№ темпераменты (холерики, сангвиники, флегматики и холерики0 встречаются относительно редко. Как правило, мы имеем дело со смешанными темпераментами. В попытках изменить врождённый темперамент нет никакого смысла: ведь любой из них позволяет добиться успеха. Ребёнок любого темперамента может хорошо учиться, быть прилежным учеником и воспитанным человеком. Следовательно, задачей педагога, как и родителя, должно стать развитие положительных качеств темперамента и сдерживание проявления нежелательных особенностей. Такой подход со стороны взрослых способствует развитию характера.

И. П. Павлов указывал, что свойства нервной системы в основном проявляются в трёх сферах деятельности:

1) общая активность;

2) особенности моторики;

3) свойства эмоциональности [4, с. 257].

На основе темперамента, под влияние воспитания и самовоспитания формируется характер — ядро личности человека. Наиболее активно этот процесс происходит в школьные годы, в подростковом возрасте. Если темперамент заложен в человеке генетически, то характер формируется под влиянием социальных условий и требований, предъявляемых обществом к человеку. Чем больше характер будет соответствовать темпераменту, тем гармоничнее будет личность.

Таким образом, темперамент определяет внешний рисунок поведения, в отличие от формируемого в течение жизни характера, в котором проявляется отношение человека к окружающему миру.

Задача родителей и педагогов — помочь маленькому человеку найти свой собственный стиль деятельности и поведения, соответствующий его физиологическим особенностям.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой.

Мы уже отмечали, что изменить особенности человека, связанные с силой нервной системы нельзя, однако педагог может организовать учебный процесс таким образом, чтобы на уроке чувствовали себя комфортно дети и с сильной, и со слабой нервной системой.

Мы рекомендуем следующие приёмы при работе с детьми со слабой нервной системой:

1. При опросе отдавать предпочтение не устным, а письменным ответам,

2. Не торопить ученика при ответах, давая ему время сосредоточиться,

3. Не спрашивать по новому материалу на том же уроке, когда он был изучен,

4. Избегать моментов неожиданности, предупреждая заранее о предстоящих работах и заданиях,

5. С осторожностью выставлять неудовлетворительные оценки,

6. Избегать резких замечаний,

7. Чаще хвалить таких детей за любой успех в работе, повышая таким образом его самооценку,

8. Создавать на уроках ситуации, в которых ребёнок будет наиболее успешен.

Когда же ребёнок с такой нервной системой может проявить свои лучшие качества≤ Оказывается, таких ситуаций совсем не мало. Как известно, чтобы научиться решать задачи нового типа или усвоить новое правило, нужно решить ни одну типовую задачу или пример. Такая монотонная и рутинная работа приводит к формированию навыка, но она очень нелюбима детьми с подвижной и сильной нервной системой. В противоположность им, дети со слабой и инертной нервной системой с удовольствием отрабатывают новые приёмы и способы решения, доводя их автоматизма, получая, в конечном итоге, более высокий результат. Именно из них получаются вдумчивые и кропотливые исследователи, которые, к тому же, ещё смогут потом прекрасно оформить письменный отчёт о своей работе.

Работая над проектами, такие дети стараются как можно больше найти материалов по своей теме, хорошо его систематизируют и обобщают. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто знают гораздо больше, чем предусмотрено программой. Выполняя собственные исследовательские работы и проекты, они умеют не только красиво оформить свой отчёт, но и грамотно и уместно использовать наглядный материал, представляя свои маленькие открытия в виде, схем, графиков или рисунков.

Особенности работы с детьми с инертной нервной системой.

Дети с инертной нервной системой редко нарушают дисциплину, поэтому обычно не вызывают серьёзных нареканий у учителей. Однако учебная деятельность у инертного ребёнка вызывает ряд серьёзных трудностей: из-за замедленного реагирования на все раздражители они с трудом переходят от одного вида деятельности к другому, медленнее усваивают новый материал и вырабатывают новые навыки, часто не успевают следить за ходом урока и вести конспект. Особенно неуспешными такие дети бывают в ситуациях ограниченного времени и тогда, когда невыполнение задания в срок может угрожать получением плохой оценки.

Чтобы ребёнок с такими особенностями чувствовал себя на уроке спокойно и мог добиться хороших результатов, от учителя требуется знание правил и приёмов работы с такими детьми:

1. Не следует спрашивать ребёнка в самом начале урока, так как он входит в рабочий ритм постепенно,

2. Нельзя торопить такого ребёнка, так как это вызывает у него повышенную тревожность и резко снижает результативность,

3. Нельзя отвлекать такого ребёнка, когда он занят выполнением какого-либо задания,

4. Постоянно подчёркивать успехи ребёнка, повышая его уверенность в своих силах.

Очень важно понимать, что в некоторых случаях такие дети имеют преимущества, которые надо использовать и обязательно акцентировать на них внимание самого ребёнка.

Не только учителю или родителю важно знать сильные и слабые стороны инертной нервной системы, но и самому ребёнку, который способен самостоятельно использовать свот преимущества и добиваться успеха.

Таким образом, хочется ещё раз подчеркнуть следующее: не существует плохих и хороших особенностей нервной системы, сильные и слабые, лабильные и инертные имеют равные возможности для достижения высоких результатов, но путь достижения этих результатов различен. Найти этот путь и помочь ребёнку пройти его — задача и педагогов, и родителей.

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. -- М.: Знание, 1992. -- 80 с.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. -- 1988. No. 6. -- С. 71 -- 77.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -- 320 с.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. -- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. -- 560 с.

5. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. -- М.: Генезис, 2000. -- 288 с.

Похожие статьи

нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Лукьянова С. Е., Земцова Е. В., Панина Т. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими

Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой. 1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой. Все эти врождённые характеристики нервной системы остаются с человеком на всю жизнь.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной. 2) особенности моторики; 3) свойства эмоциональности [4, с. 257]. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто.

К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности.

нервная сила, ребенок, нервная система, свежий воздух, уровень работоспособности, течение дня, индивидуальная особенность работоспособности, инертный тип, высшая нервная деятельность, сон.

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной.

Меланхолики — дети со слабым типом нервной системы, вследствие чего быстро утомляются. Поэтому при выполнении заданий таким детям необходимо делать довольно частые перерывы для отдыха.

Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

нервная система, ребенок, слабая нервная система, инертная нервная система, работа, особенность работы, вид деятельности, сильная нервная система, самый ребенок, особенность.

Лукьянова С. Е., Земцова Е. В., Панина Т. Е. Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими

Поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы.

Особенности работы с детьми со слабой нервной системой. 1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой. Все эти врождённые характеристики нервной системы остаются с человеком на всю жизнь.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной. 2) особенности моторики; 3) свойства эмоциональности [4, с. 257]. Именно такие дети хорошо справляются с подготовкой докладов и сообщений, часто.

К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности.

нервная сила, ребенок, нервная система, свежий воздух, уровень работоспособности, течение дня, индивидуальная особенность работоспособности, инертный тип, высшая нервная деятельность, сон.

1) сила нервной системы — нервная система человека (как и высших животных) может быть сильной или слабой.

Особенности работы педагога с детьми со слабой и инертной.

Меланхолики — дети со слабым типом нервной системы, вследствие чего быстро утомляются. Поэтому при выполнении заданий таким детям необходимо делать довольно частые перерывы для отдыха.

Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.