Символическое выражение невротического психологического конфликта

Адрес: г. Челябинск, ул. Доватора, 48

1. Характеристика психосоматики. Группы психосоматозов.

Психосоматика — направление исследований, изучающее влияние психических факторов на возникновение (этиологию, т.е. причину) и течение соматических болезней (патогенез).В широком значении это — изучение всего ком­плекса проблем, связанных с взаимным влиянием психики и физиологи­ческих механизмов жизнедеятельности организма человека.

Ряд концепций психосоматики основывается на психоанализе, подчеркивая роль специфических черт личности больного, типа эмоционального конфликта, межличностных и внутриличностных конфликтов, формирующихся в раннем детстве и впоследствии проявляющихся в виде различных соматических расстройств. Например, считают, что гипертоническая болезнь возникает у лиц с постоянным внутренним напряжением, вызванным подавлением агрессивных реакций; экзема в детском возрасте — это выражение нарушенных связей между ребенком и матерью; язвенный колит встречается у лиц, страдающих комплексом неполноценности.

Современный научный подход к проблемам психосоматики бази­руется на принципе материалистического монизма, рассматриваю­щем психику как продукт развития самой материи, как свойство высокоорганизованной материи — мозга. Взаимосвязь и интеграция всех функциональных проявлений ЦНС, включая и психические, обеспечивают реагирование и деятельность организма как единого целого. Это определяет возможность влияния психики на физиоло­гические процессы как всего организма, так и его отдельных систем.

Главными факторами, влияющими на возникновение и преодо­ление соматических расстройств организма, являются личность боль­ного и его эмоциональные состояния. Особо отрицательное влия­ние оказывает эмоциональный дистресс с такими аффектами, как страх, тревога, подавленность, сопровождающиеся безынициатив­ностью и чувством безнадежности. Показано, что патогенное дей­ствие эмоционального фактора на организм осуществляется не не­посредственно, а опосредовано возникающими при отрицательных эмоциях вегетативными и эндокринными расстройствами.

Психосоматические болезни - это мультифакториальные заболевания, в этиологии и развитии которых существенную роль играют психические факторы.

Выделяются еще несколько больших групп психосоматозов (П.И. Сидоров, А.В. Парняков, 2000).

1. Конверсионные симптомы – символическое выражение невротического (психологического) конфликта. Их примерами являются истерические параличи, психогенная слепота или глухота, рвота, болевые ощущения. Все они – первичные психические феномены без тканевого участия организма. Тело здесь служит как бы сценой символического выра­жения противоречивых чувств больного, которые подавлены и вытеснены в бессознательное.

3. Органические психосоматические болезни (психосоматозы) — в их основе заложена первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми па­тологическими изменениями в органах. Соответствующая наследственная предрасположенность может влиять при этом на выбор органа. Первые проявления психосоматозов возникают в любом возрасте, но чаще они начинают фиксироваться уже в ранней юности у лиц с отчетливыми и постоян­ными определенными личностными характеристи­ками. После манифестации заболевание обычно приобретает хроническое или рецидивирующее те­чение, и решающим, провоцирующим фактором возникновения очередных обострений является для больного психический стресс. Исторически к этой группе относятся семь классических психосомати­ческих заболеваний:

язвенная болезнь двенадцати­перстной кишки и желудка,

неспецифический яз­венный колит,

В настоящее время к психосоматической патологии относят так­же и такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, нейроциркуляторная дистония, сахарный диабет, ожирение.

4.2. Основные концепции психосоматических нарушений

Единой концепции психосоматических нарушений не суще­ствует, однако для объяснения этих феноменов используется ряд психологических моделей и гипотез (см. таблицу).

Концепции психосоматических расстройств

Вариантыразвития психо­соматических заболеваний. Психосоматическая структура личности

Выделяют ряд вариантов развития психо­соматических заболеваний (Ю. М. Губачев, Е. М. Стабровский, 1981).

1. Ситуационный (первично-психогенный) ва­риант, при котором на первом плане среди разнооб­разных этиологических факторов находятся длитель­но воздействующие психологически неблагоприятные жизненные условия, столь длительные и интен­сивные, что даже развитые защитные и компенсатор­ные возможности как на биологическом, так и на пси­хологическом уровне не ограждают от формирования соматических расстройств.

2. Личностный вариант, когда главным усло­вием формирования соматической патологии вы­ступает психологически деформированная лич­ность (акцентуированная, невротизированная или психопатизированная), которая обусловливает затяжной, гипертрофированный и извращенный тип психологического реагирования, становление хронизированного эмоционального напряжения. К данному варианту, по мнению П. И. Сидорова и А. В. Парнякова (2000), можно отнести также и формирование болезни через определенные пато­логические привычки, такие, например, как пере­едание, алкоголизм, — привычки, имеющие лич­ностную обусловленность.

3. Церебральный вариант, при котором отме­чаются органические нарушения центральной нервной системы, связан с нарушениями регуляторных механизмов эмоциональных переживаний.

4. Соматический (биологический) вариант, о ко­тором говорят при наличии генетических соматических предпосылок, влияющих на развитие грубой органической патологии при наличии психологи­чески благоприятной, комфортной ситуации и гар­моничной личностной структуры. Как правило, в этих условиях заболевание формируется по меха­низмам, которые нельзя объяснить с одной лишь психологической точки зрения.

Существуют неспецифические психологические особенности, характерные в целом для всех больных с самыми разнообразными видами психосоматической патологии: эгоцентризм, инфантилизм, эмоциональная незрелость, эмоциональный контроль, алекситимия, агрессивность, амбивалентность, перфекционизм, поисковая активность, выученная беспомощность (см. табл.).

Особенности структуры личности при психосоматозах

Основным методом воздействия в психосоматике является психотерапия, направленная на устранение эмоциональных конфликтов больно­го и тем самым на излечение соматического заболевания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Психогенно-невротический патопсихологический синдром

В клинике психогенно-невротическому синдрому соответствуют неврозы и невротические реакции.

Невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психи-ческое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Б.Д.Карвасарский, 1990).

Основой приведенного выше определения является патогенетическая концепция неврозов, разработанная видным русским психиатром и психологом В.Н. Мясищевым (1893-1973).

Основные особенности невроза:

  • 1. психогенная природа заболевания (психогенный фактор как причина);
  • 2. доминирование в клинической картине невроза эмоциональных и соматовегетативных расстройств;
  • 3. обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности.

Психогения связана с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией, трудностью этой ситуации, с неспособностью личности в данных конкретных условиях самостоятельно разрешить ее. Именно в этом случае возникают патогенные переживания личности, порождающие невротическое заболевание.

Иначе говоря, приводящая к неврозу патогенная ситуация характеризуется ее индивидуальной и относительной неразрешимостью, то есть неразрешимостью для данного субъекта в данной обстановке, его неспособностью или неумением найти продуктивный, рациональный выход в данных условиях (А.А.Александров, 1997).

Присущие невротическому конфликту переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они занимают центральное место в системе отношений личности к действительности.

В отечественной литературе обычно выделяют три клинические формы неврозов: неврастению, истерический невроз, невроз навязчивых состояний. Им соответствуют три типа невротических конфликтов.

Типы невротических конфликтов

Анализ различных взаимоотношений, существующих между картиной отдельных невротических синдромов и характером патогенных условий, позволил В.Н. Мясищеву описать три основных типа невротических конфликта.

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между актуальными возможностями личности с одной стороны, и ее стремлениями и завышенным требованиями к себе, с другой.

Особенности конфликта этого типа формируются при определенном воспитании, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида.

У больных неврастенией в преморбиде (до заболевания) наблюдаются повышенная ответственность и добросовестность, хорошая работоспособность и активность в сочетании с достаточно выраженной тревожностью и чувствительностью к критике. Особенно характерно для них стремление к чрезмерным, превышающим реальные возможности усилиям в основных видах деятельности .

Истерический тип конфликта: чрезмерно завышенные претензии личности, всегда сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Требовательность к окружающим превышает требовательность и критическое отношение к себе.

В генезе этого типа конфликта существенное значение приобретают история развития личности, процесс формирования системы ее жизненных отношений. В силу неправильного воспитания (обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания, когда "все позволено"; с другой стороны, при безразличном отношении по типу "отвержения", а также грубо-деспотическом подавляющем воспитании) у таких лиц ослабляются способности тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

У больных истерией в преморбиде наблюдаются завышенная самооценка, эгоистичность и эгоцентричность, относительно высокая активность, сочетающиеся с низкой степенью решительности и целенаправленности, значительной степенью внушаемости и самовнушаемости.

Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта обусловлен прежде всего собственными противоречивыми внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями, между влечениями и этическими надстройками.

Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

В преморбиде у больных неврозом навязчивых состояний наблюдаются низкая степень активности, уверенности в себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной тревожностью и мнительностью (черты, свойственные психастеническому типу). У части больных - сочетание повышенной впечатлительности и чрезмерной чувствительности при склонности к задержке внешних проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим наличие постоянной фиксацией на значимых сложных жизненных обстоятельствах. Чему способствовали также склонность к самовнушению.

Посттравматические стрессовые расстройства

В настоящее время резко возросло количество антропогенных катастроф и "горячих точек" в различных регионах планеты. Эти ситуации характеризуются прежде всего сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). Современные представления о ПТСР сложились окончательно к 80-м гг. XX в., однако информация о воздействии травматических переживаний фиксировалась на протяжении столетий.

Посттравматические стрессовые расстройства - непсихотические затяжные реакции на тяжелый стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека (природные и техногенные катастрофы, социальные катаклизмы): навязчивые воспоминания, кошмарные сновидения, эмоциональная притупленность, отчуждение от других, безразличие ко всему, ангедония, тревога, бессонница.

В клинике психогенно-психотическому синдрому соответствуют реактивные психозы.

Реактивные психозы представляют собой разнообразные в клиническом отношении расстройства психотического уровня, возникающие в результате действия психических травм, превышающих адаптационно-компенсаторные возможности индивидуума. Одним из характерных качеств этой группы психических расстройств является их временный и обратимый характер. Вместе с неврозами они составляют группу реактивных состояний. Однако патогенез, закономерности развития и особенности психопатологических расстройств при реактивных психозах отличаются от таковых при неврозах. Основным клиническим признаком реактивных психозов является продуктивная психотическая симптоматика, которая отсутствует при неврозах. Наряду с этим для них характерны острота, большая глубина и лабильность нарушений психических функций, что сопровождается утратой способности критически оценивать свое состояние, ситуацию и адаптироваться к ней. Вместе с тем очевидна нозологическая общность неврозов и реактивных психозов. Об этом свидетельствует возможность перерастания неврозов в психозы, и наоборот. К реактивным психозам относятся: аффективно-психогенные шоковые реакции, истерические психозы (истерическое, сумеречное помрачение сознания, псевдоде-менция, пуэрилизм, истерический синдром бредоподоб-ных фантазий, синдром регресса психики, истерический ступор), реактивная психогенная депрессия, реактивные психогенные параноиды.

Реактивные психозы развиваются чаще всего после шоковых, сверхсильных психических травм. К реактивным психозам приводят психические травмы большой силы, интенсивности и внезапного действия (стихийные бедствия, внезапные нападения с угрозой для жизни). Ввиду непосредственного воздействия на инстинктивную сферу человека сами эти воздействия не осознаются человеком в полной мере, а в силу быстроты действия не вызывают сознательной интрапсихической переработки их содержания и значения. Поэтому такие психические травмы обычно приводят к реактивным психозам типа аффективно-шоковых реакций (с психомоторным возбуждением либо, напротив, с обездвиженностью), а также другим реактивным психозам с более сложными психопатологическими картинами -- истерическим, бредовым и депрессивным психозами.

(Триада критериев реактивных состояний (Jaspers K., 1913). Выделена при реактивныхсостояниях, для которых характерны следующие признаки: 1) реактивное состояние вызывается психическойтравмой; 2) психогенно-травмирующая ситуация отражается в клинической картине заболевания, всодержании его симптомов; 3) реактивное состояние прекращается с исчезновением вызвавшей егопричины. Эти критерии не утратили своего значения и в настоящее время, однако дальнейшие наблюденияпоказали некоторую их относительность и условность. Так, установлена возможность отставленноговозникновения реактивных состояний (Ганнушкин П.Б., 1933; Шевалев Е.А., 1935). Психологически понятныесвязи между содержанием психопатологической симптоматики и предшествующей психогенией возможны ипри других, в частности при процессуальных, психических заболеваниях (Ганнушкин П.Б., 1933; Бунеев А.Н.,1940; Гиляровский В.А., 1914). Реактивные состояния не всегда полностью обратимы, а в ряде случаевреактивный психоз отрывается от породившей его травмы, и ликвидация травмы не всегда влияет на исходзаболевания )

Олигофрения (от греч. oligophrenia -- малоумие, врожденное слабоумие, умственная отсталость) -- группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности (Ковалев В. В., Маринчева Г. С., 1988). В первую очередь психическое недоразвитие проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, непрогрессирующего слабоумия. Однако интеллектуальной недостаточностью не исчерпывается вся картина олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств -- эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.

Наиболее распространенным является подразделение учеными олигофрении по степени интеллектуального дефекта, что имеет важное практическое значение для решения вопросов социальной адаптации и, особенно, для определения возможности и типа обучения умственно отсталых. Обычно выделяют три степени глубины умственной отсталости -- дебильность, имебе-цильность и идиотию.

Дебильность -- легкая степень умственной отсталости (интеллектуальный коэффициент IQ = 50+70), характеризующаяся достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большими дифференцированностью и индивидуальностью. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях олигофрении, темпу психического развития у больных с дебильностыо во многих случаях отмечается удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. В связи с широким диапазоном интеллектуальной недостаточности при дебилыюсти нередко в практических целях выделяют ее выраженную, среднюю и легкую степени.

Имбецильность -- средняя степень умственной отсталости (IQ = 20-5-49), отличается выраженной конкретностью и ситуационным характером мышления, неспособностью к образованию отвлеченных понятий, недостаточным развитием речи с аграмматизмами и косноязычием, общей моторной недостаточностью. Им-бецилы не могут обучаться по программам вспомогательных школ для умственно отсталых. Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные трудовые навыки. Темп психического развития при имбецильности резко замедлен. В Международной классификации болезней имбецильность подразделяется на умственную отсталость средней степени и резкую умственную отсталость. При последней отмечаются крайне слабое развитие речи и возможность приобретения только навыков самообслуживания.

И давайте попробуем понять отличие здоровой лисы, от лисы в преневротическом состоянии и лисы с неврозом.

Лиса здоровая напрыгается, осознает, что достать не может. И самое важное – она признаётся себе в том, что сама виноград она не добудет. И она актуализирует копинги.

Если в её сознании появится мысль, что она не так уж хорошо прыгает, то она пойдёт запишется на секцию прыжков в высоту, будет тренироваться и когда научится прыгать с шестом, вернётся к винограду и достанет его.

То есть, у неё в голове будет держаться та самая цель, для чего ей понадобилось учиться прыгать.

Либо, она начнёт искать помощников. Жирафа позовёт, или там толпу зайцев, которые сделают живую пирамиду. Лиса вступает в договорные отношения с кем-то. Согласовывает место и время. Все вместе достают виноград, она делится долей (то есть готова отказаться от какой-то части винограда). Но это не главное. Главное − добыча винограда. Добывает, и все счастливы.

И чтобы с этим как-то справиться, лиса начинает как-то объяснять происходящее, но так, чтоб не пострадала её самооценка. И при этом можно было бы объяснить себе и другим, почему это дело выполнить невозможно.

А сделать это можно только ссылкой на несовершенство внешнего мира: виноград зелёный, и ест его всякий сброд.

В общем, объяснительная схема, направленная куда угодно, только не на себя.

И к винограду она больше не придёт. Потому что крайне смутно будет осознавать, что дело там не в винограде, а что-то не так с собой.

Так как лиса уже в ситуации с виноградом выбрала копинг обвинения окружающих ради спасения своей самооценки, то она будет теперь это делать по всей жизни в ситуациях беспомощности и при угрозе самооценки. Она станет контролировать других, потому что они не должны причинять ей боль, такую как причинил виноград. Она будет требовать идеальное исполнение всех её требований. Она станет обесценивать достижения других, искать изъяны в работе с нею у лисьего психолога (а к нему лиса попадёт не по своей воле, а потому что достала уже кого-то и её привели родственники), и самое главное, она будет радоваться когда у других хуже, чем у неё. И точно так же как зелёный виноград и ешьте его всякий сброд, она в психотерапии сформирует защитное поведение, что психолог зелёный, то есть не профессиональный, и только сброд к нему ходит. И больше к психологу не придёт, потому что у неё-то проблем нет, она не псих. Это другие психи.

Вот мы имеем пограничное расстройство.

Одновременно, во время прыжков, в зависимости от типа внутреннего конфликта, у неё формируется особое отношение к окружающим, которые якобы будут над ней смеяться (истерический тип конфликта), которые перестанут её любить и уважать (неврастенический тип конфликта) и она сформирует симптом страха окружающих.

Эта лиса придёт к лисьему психологу сама.

Можно быстро снять ей все её страхи? Можно. Даже без вытаскивания той ситуации с виноградом. Однако, она перестанет бояться леса, зверей, но к винограду больше не подойдёт никогда, и будет обходить его за километр, у неё может разовьётся стойкое отвращение к запаху винограда или вьющимся высоким растениям. и в другой раз она придёт к психологу с жалобой, что на запах винограда у неё тошнота, рвота, но с работой желудка у неё всё в порядке.

Коллеги, понятно, как происходит смещение симптома?

Если у лисы психастенический тип конфликта – то лисе придётся принимать решение доставать ей виноград или нет. С этого дерева или вон с того? Она начнёт поддакивать тем, кто за сбор винограда с дерева справа. Если подойдёт более авторитетный лис и скажет, что слева на дереве виноград лучше – лиса станет ругать виноград на правом дереве и превозносить уже левое дерево.

Лиса угодить готова всем. Она прыгает, прыгает, изматывается до истощения и очень тяжело заболевает. Потому что когда она болеет, ей не надо прыгать.

Болезнь станет сезонной. Как виноград собирать – так болеет. И это будет сезонная аллергия, кашель, насморк, обострение радикулита, боли в суставах (чтоб не прыгать). Про виноград уже все забудут и она тоже. А болезни останутся. Так возникнет психосоматика, сезонная депрессия.

Лиса станет обвинять весь мир в том, что довёл её до такого состояния. Что всем делает, делает, а благодарности ни от кого не дождёшься, что все на ней ездят и она делает не то, что хотела бы и т.д.

Она станет так болеть, чтоб всем стало стыдно. "Вот, смотрите, до чего вы меня довели!" И, кстати, лечиться она не будет. Умирать будет, а от вызова скорой откажется. В общем, станет отличным манипулятором на чувствах вины, стыда всех окружающих. Болезнь станет приносить бонусы.

В преневрозе такая лиса с психастеническим типом конфликта начинает откладывать сбор винограда: «Не горит же! Успею! Завтра точно собирать пойду". Станет заниматься чем угодно, только не сбором винограда, и забивать голову себе другим лисам разной информацией, чтобы они забыли, что ей поручено. Зачем ей это? Чтобы не делать выбор!

А вот если лиса прыгала, прыгала, поняла, что достать виноград не может и начала обвинять себя, что она никчёмная попрыгунья, что родилась она не такая как все нормальные лисы, что жизнь обделила её нормальным ростом, ногами, что она неудачница, что мама лучше б её не рожала, потому что недодала любви и ласки - пошла и изрезала себе лапы об зубья капканов, или наелась мухоморов − то это, скорее всего, личностное расстройство, или акцентуация, или аддикт, или кризисное состояние. Но это не невроз. Во многом зависит, что будет происходить дальше у этой лисы. Пойдет ли она снова за виноградом или нет.

Прямо серию статей можно выпустить: нарциссизм мартышки без очков, нигилизм кота Васьки, аутизм участников квартета, синдром Аспергера возителей воза, ну и наконец обсессивно-компульсивное расстройство премудрого пескаря.

А мне импонирует версия, что он солипсист, и отрицает вещественную природу Повара. Ведь сказано, что Васька не смотрит на Повара, а только слушает. Значит умышленно сужая спектр чувств, отвечающих за осознание Повара как объекта вещественного мира, Васька надеется аннигилировать объект раздражения.

Глубоко вы копнули)))

А у колобка что? Как он мог до такой жизни докатиться?

Что-то вроде шизофрении, заставляющей его воспринимать зверей как разумных существ и пытаться вести с ними диалог.

Кроме этого - мания величия, заставляющая рассказывать каждому встреченному зверю о всех своих достижениях, на взгляд стороннего человека - весьма сомнительных, и отягчающая все это деворафобия, впрочем, как выяснилось - не очень-то и беспочвенная.

А колобок не прост.

Спасибо, интеренет, я нашёл у себя новые симптомы

А почему бы вместо слова "копинг" не использовать слово "совладание"?

Бекоз оф ризонс

Шоу-у ми э ризон, э ризон ту тэйк оф э грэйп, ту ту, ту-ру ту-ту.

Была. Теперь боязно искать кого-то еще.


Просто и доходчиво, наглядно и поучительно. Басня нашего времени

В достаточной степени актуальна. Подписалась, на всякий)

А если у лисы все вперемешку? Как тогда ей быть-кому сдаваться и есть ли шанс прожить нормальную лисью жизнь,а не пропадать из-за винограда,который лисы-то и не едят

Уточнение: прыжки в высоту - это одна дисциплина, прыжки с шестом - другая.

Про психосоматику

В частности, он пишет о том, что все эмоции в своей структуре имеют определённый физиологический компонент — и это подтверждается многочисленными исследованиями психологов и психофизиологов — но если мы постоянно переживаем какую-то эмоцию, и не имеем возможности реализовать этот физиологический компонент, то происходит отделение эмоции от этих организмических реакций (вегетативных, по преимуществу).

Но! В динамике любого психосоматического заболевания выделяют две стадии: функциональная — это когда нарушается функция организма (то же самое повышение артериального давления), но каких-либо сопутствующих изменений нет; и структурная — когда нарушается не только работа органа, но и, в силу продолжительности функциональной стадии, происходит нарушение структуры органа или системы органов, продиктованное последствиями нарушения функции. И, в ситуации, когда заболевание уже структурно (например, не просто повышенное давление, но и имеются уже и изменения сердечно-сосудистой системы и других систем организма) обязательно наблюдаться у врача-специалиста (невролога, кардиолога, терапевта - в зависимости от заболевания). Это связано с тем, что, если психолог (или психотерапевт) поможет изменить эмоциональную реакцию, лучше адаптироваться к стрессовой ситуации и разрешить её, то со структурными изменениями уже не поможет справиться.


1) Неофрейдисты рассматривали психосоматическое заболевание как результат нарушения биологических и социальных механизмов адаптации к общеприродной и социальной среде.

Основываясь на психоаналитических теориях, делались попытки определить специфические психологические переменные, которые являются основой специфических психосоматических болезней.

Это:
* специфические неосознанные конфликты (AlexanderF., 1950),
* специфические личностные профили (DunbarF., 1943), и
* специфические отношения к конфликтам (GraceW.J., GrahamD. T., 1952).
2. Теория психосоматических профилей (концепция констелляции личностных черт)

Данбар ввела понятие личностного профиля, то есть определенной констелляции личностных характеристик, свойственных человеку.

1. Психологические факторы, ведущие к соматической болезни, имеют специфическую природу;

2. Сознательные психические процессы играют подчиненную роль в возникновении соматических симптомов, так как они могут быть свободно выражены и реализованы через произвольную систему;

3. Актуальная жизненная ситуация имеет только ускоряющее влияние на болезнь. Понимание причинных факторов должно быть основано на знании развития личности больного.

Каждое эмоциональное состояние имеет свой физиологический синдром. Специфичными для болезни Александер считал не отдельные психологические факторы, а их психодинамические констелляции.

4. Гипотеза специфического отношения к конфликтам

GraceW.J., GrahamD. T. (1952) рассматривают влияние сознательных установок на стресс и начало болезни.

Происходящие жизненные события по-разному воспринимаются и оцениваются психосоматическими больными и здоровыми людьми. Стрессовые психосоциальные события, взаимодействуя с другими факторами – наследственность, особенности поведения, создают предпосылки к болезни.

НЕспецефический подход :

Неспецифический подход. В основе неспецифического подхода лежит теория стресса, основоположниками которой являются У.Кеннон и Г.Селье. Мир вокруг живых существ непрерывно меняется. Необходима адаптация к внешним воздействиям. Существует два типа адаптации: на плавные, долговременные изменения – развитие новых функциональных систем; на внезапные, резкие изменения - мобилизация систем организма. Стресс – общий адаптационный синдром, который возникает в условиях резких изменений для адаптации к ним и заключается в мобилизации всех систем организма. Мобилизация – универсальна по отношению к стрессовым факторам. Развитие стресса зависит от двух факторов. Внешний фактор – продолжительность и сила воздействия. Внутренний – сопротивляемость (резистентность) организма

Конверсионные симптомы — символическое выражение невротического (психологического) конфликта. Их примерами являются истерические параличи, психогенная слепота или глухота, рвота, болевые ощущения. Все они — первичные психические феномены без тканевого участия организма. Тело здесь служит как бы сценой символического выражения противоречивых чувств больного, которые подавлены и вытеснены в бессознательное

Органические психосоматические болезни (психосоматозы)— в их основе лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми патологическими изменениями в органах. Соответствующая наследственная предрасположенность может влиять на выбор органа. Первые проявления психосоматозов возникают в любом возрасте, но чаще они начинают фиксироваться уже в ранней юности у лиц с отчетливыми и постоянными определенными личностными характеристиками. После манифестации заболевание обычно приобретает хроническое или рецидивирующее течение, и решающим провоцирующим фактором возникновения очередных обострений является для больного психический стресс.

Другими словами, этиопатогенез собственно психосоматических расстройств в значительной мере, особенно на ранних стадиях заболевания, связан с психологически значимыми для личности раздражителями из окружающей среды. Однако параллельно возникающие функциональные сдвиги со стороны внутренних органов на более поздних этапах болезни приводят к их деструкции, т.е. органическим изменениям, и заболевание приобретает все черты типично соматического, физического страдания.

Исторически к этой группе относятся семь классических психосоматических заболеваний: эссенциальная гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит и гипертиреоидный синдром ("чикагская семерка", по Alexander, 1968).

Влияние психики на возникновение физиологических реакций в сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др. системах организма.

Эмоции оказывают влияние на: 1) иммунную систему; 2) гормональное состояние; 3) периферическую физиологическую активацию (например, частоту сердцебиений и артериальное давление). Большую роль играют, прежде всего, следующие эмоции.

А. Важными для возникновения язвы желудка (K25) или двенадцатиперстной кишки (K26) помимо инфекций, очевидно, являются эмоции, возникающие в недостаточно контролируемых ситуациях: тревога и чувство беспомощности и перегрузки.

В. Для других расстройств (таких, как астма (F54), кожные заболевания и т. п.), напротив, менее ясно, какие эмоции являются причинами их возникновения (Перре, Бауманн).

Основные психосоматические заболевания и индивидуальность человека.

Основные психосоматические расстройства (заболевания), выделяемые на современном этапе развития медицины:

Психологическая помощь больному в формировании адекватной ВКБ на различных этапах ее становления. Диагностика и коррекция психогенных причин и механизмов формирования психосоматозов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.