Системы органов в организме нервная и гуморальная регуляция биология 8 класс


Презентация "Нервная и гуморальная регуляция функций организма" содержит материал, который поможет учителю объяснить данную тему урока, а ученикам - проще усвоить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
nervnaya_i_gumoralnaya_regulyatsiya_funktsiy_v_organizme.ppt 1.03 МБ

Подписи к слайдам:

Автор Мокина Ирина Владимировна учитель биологии высшей категории МБОУ гимназии № 39 г.Екатеринбурга

СЛОВАРЬ РЕГУЛЯЦИЯ – от лат. Regulo – направляю, упорядочиваю) координирующее влияние на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды. Как происходит регуляция в организме?

Физиологические процессы в организме человека протекают согласованно благодаря существованию определенных механизмов их регуляции. Регуляция различных процессов в организме осуществляется с помощью нервного и гуморального механизмов. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гуморальных факторов ( гормонов ), которые разносятся кровью и лимфой по всему организму. Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы.

Нервный и гуморальный способы регуляции функций тесно связаны между собой. На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние приносимые с током крови химические вещества, а образование большинства химических веществ и выделение их в кровь находится под постоянным контролем нервной системы. Регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться с помощью только нервной или только гуморальной регуляции - это единый комплекс нейрогуморальной регуляции функций.

Нервная регуляция — это координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, один из основных механизмов саморегуляции функций целостного организма. Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов. Нервная регуляция является быстрой и локальной, что особенно важно при регуляции движений, и затрагивает все(!) системы организма.

В основе нервной регуляции лежит рефлекторный принцип. Рефлекс является универсальной формой взаимодействия организма с окружающей средой, это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется через центральную нервную систему и контролируется ею.

Структурно-функциональной основой рефлекса является рефлекторная дуга — последовательно соединенная цепочка нервных клеток, обеспечивающая осуществление ответа на раздражение. Все рефлексы осуществляются благодаря деятельности центральной нервной системы — головного и спинного мозга.

Гуморальная регуляция Гуморальная регуляция — это координация физиологических и биохимических процессов, осуществляемая через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ (гормонов), выделяемых клетками, органами и тканями в процессе их жизнедеятельности.

Гуморальная регуляция возникла в процессе эволюции раньше, чем нервная. Она усложнялась в процессе эволюции, в результате чего возникла эндокринная система (железы внутренней секреции). Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции функций организма, которая играет важную роль в поддержании относительного постоянства состава и свойств внутренней среды организма (гомеостаза) и его приспособлении к меняющимся условиям существования.

Иммунная регуляция Иммунитет — это физиологическая функция, которая обеспечивает устойчивость организма к действию чужеродных антигенов. Иммунитет человека делает его невосприимчивым ко многим бактериям, вирусам, грибкам, глистам, простейшим, различным ядам животных, обеспечивает защиту организма от раковых клеток. Задачей иммунной системы является распознавать и разрушать все чужеродные структуры. Иммунная система является регулятором гомеостаза. Эта функция осуществляется за счет выработки аутоантител , которые, например, могут связывать избыток гормонов.

Иммунологическая реакция, с одной стороны, является неотъемлемой частью гуморальной, так как большинство физиологических и биохимических процессов осуществляется при непосредственном участии гуморальных посредников. Однако нередко иммунологическая реакция носит прицельный характер и тем самым напоминает нервную регуляцию. Интенсивность иммунного ответа, в свою очередь, регулируется нейрофильным способом . Работа иммунной системы корректируется мозгом и через эндокринную систему. Такая нервная и гуморальная регуляция осуществляется с помощью нейромедиаторов, нейропептидов и гормонов. Промедиаторы и нейропептиды достигают органов иммунной системы по аксонам нервов, а гормоны выделяются эндокринными железами неродственно в кровь и таким образом доставляются к органам иммунной системы. Фагоцит (клетка иммунитета), уничтожает бактериальные клетки

Сравнение нервной и гуморальной регуляции Способ регуляции, характерные особенности Нервная регуляция Гуморальная регуляция 1. Механизм регуляции 2. Быстрота реакции 3. Направленность процесса 4. Эволюционный возраст 5. Экономичность процесса Работа с учебником

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал теста может быть использован при работе по учебникам разных авторов.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока по теме: "Нервно-гуморальная регуляция" содержит конспект урока, дидактические карточки, путевой лист и маршрут.

Программированный опрос с использованием интерактивной доски SMART.

Конспекты уроков по темам: "Кровь и кровообращение" и "Нервно-гуморальная регуляция функций организма".

Полезен для учащихся 8 класса и для учащихся 9 ,11 классов, сдающих ОГЭ иЕГЭ по биологии.

Контрольная работа по биологии в 8 классе по теме "Нервная и гуморальная регуляция деятельности в организме".

УМК 8 класс - Сонин Н.И., Захаров В.Б., М, Дрофа, 2005, 2008 Работа состоит из двух частей. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Сначала часть А – из пр.















Описание презентации по отдельным слайдам:

Нервно - гуморальная регуляция организма Само название говорит о том , что наш организм регулируется двумя системами.

Примеры гуморальной регуляции углекислый газ в высокой концентрации (образуется при активной физической работе)вызывает локальное расширение капилляров, к этому месту притекает больше крови возбуждает дыхательный центр продолговатого мозга, дыхание усиливается

Большую роль в гуморальной регуляции организма играет эндокринный аппарат (эндокринная или гуморальная система). Он представлен железами внутренней и смешанной секреции.

Железы эндокринной системы выделяют особые вещества – гормоны. Которые попадая в кровь, омывают органы и ткани и воздействуют на них определенным образом

Нервная регуляция - Регулирующее воздействие нервной системы на ткани, органы и их системы, обеспечивающее согласованность их деятельности и нормальное существование организма как целого в меняющихся условиях среды. Более поздний вид регуляции организма, возникший с появлением нервной системы

Важная роль в нервной регуляции принадлежит вегетативной нервной системе, состоящей из двух отделов

Сравнение нервной и гуморальной регуляции По скорости работы: нервная регуляция гораздо быстрее: вещества передвигаются вместе с кровью (действие наступает через 30 сек), нервные импульсы идут почти мгновенно (десятые доли секунды). По длительности работы: гуморальная регуляция может действовать гораздо дольше (пока вещество находится в крови), нервный импульс действует кратковременно. По масштабу воздействия: гуморальная регуляция действует более масштабно, т.к. химические вещества разносятся кровью по всему организму, нервная регуляция действует точно – на один орган или часть органа. Таким образом, нервную регуляцию выгодно применять для быстрой и точной регуляции, а гуморальную – для длительной и масштабной.

Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции: химические вещества действуют на все органы, в том числе и на нервную систему; нервы идут ко всем органам, в том числе и к железам внутренней секреции. Координацию нервной и гуморальной регуляции осуществляет гипоталамо-гипофизарная система, таким образом, можно говорить о единой нервно-гуморальной регуляции функций организма.

Примеры нервно – гуморальной регуляции

Рассмотри картинку и объясни, почему длительные стрессы негативно сказываются на нашем организме.

Проверь себя Верны ли суждения об особенностях гуморальной регуляции функций в организме человека? А. Гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью химических веществ – ферментов, которые поступают из различных органов и тканей в кровь. Б. Гуморальная регуляция в организме человека осуществляется медленнее, чем распространение нервных импульсов. А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны Нейрогуморальная регуляция деятельности организма контролируется А) гипоталамусом Б) корой мозга В) мозжечком Г) продолговатым мозгом Регуляция уровня гормонов в крови здорового человека осуществляется А) условно-рефлекторным механизмом Б) нейро-гуморальным механизмом В) волей человека Г) внутривенными инъекциями

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Зайцева Валентина ПавловнаНаписать 5488 14.11.2015

Номер материала: ДВ-155423

  • Биология
  • 8 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    14.11.2015 3367
    14.11.2015 870
    14.11.2015 3830
    14.11.2015 25544
    14.11.2015 737
    14.11.2015 1786
    14.11.2015 506

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Вы уже знаете, что клетки образуют ткани, из тканей построены органы – части организма, имеющие определённую форму, строение, расположение и выполняющие определённую функцию. Лёгкие, сердце, головной мозг, желудок – это всё органы. Органы, которые выполняют общие функции, объединяются в системы органов. У человека выделяют нервную, эндокринную, дыхательную, покровную, кровеносную, половую, пищеварительную, иммунную, сенсорную, выделительную, опорно-двигательную системы органов.

Все системы органов взаимодействуют друг с другом и образуют целостный человеческий организм – динамическую систему, которая находится в тесном контакте с окружающей средой.

Системы органов. Покровная система представлена кожей и слизистыми оболочками. Кожа покрывает всё тело человека, а слизистые оболочки выстилают полости внутренних органов, пищеварительных и дыхательных путей. Кожа и слизистые оболочки защищают организм от механических повреждений, высыхания и проникновения микроорганизмов.

Дыхательная система включает полость носа, носоглотку, трахею, бронхи и сами лёгкие. Она осуществляет дыхание – обеспечение организма кислородом и освобождение его от углекислого газа.

В состав кровеносной, или сердечно-сосудистой, системы входят сердце и кровеносные сосуды. Кровеносная система обеспечивает движение крови по сосудам, которые пронизывают всё тело человека. Сердце постоянно сокращается и выталкивает кровь, которая течёт ко всем органам и тканям, где и происходит непрерывный обмен веществ.

После этого кровь возвращается назад в сердце. Кровеносная система осуществляет транспортировку кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким.


Пищеварительная система включает ротовую полость, слюнные железы, пищевод, желудок, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу и кишечник. В органах пищеварения пища измельчается, смачивается, перемещается, подвергается воздействию пищеварительных соков. В результате расщепления пищевых продуктов образуются необходимые организму вещества. Они попадают в кровь и разносятся ко всем клеткам и тканям организма.

К выделительной системе относятся почки, кожа, лёгкие и пищеварительный тракт. Эти органы обеспечивают удаление вредных и конечных продуктов обмена и избытка воды. Основными органами выделения растворённых азотсодержащих соединений являются почки.


В них образуется моча, которая по мочеточникам стекает в мочевой пузырь и в определённый момент выводится наружу.

Половая, или репродуктивная, система выполняет функцию размножения. К этой системе относятся половые органы и железы. У мужчин половые органы – семенники, у женщин – яичники. В них формируются половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки.

Эндокринная система включает железы внутренней секреции, которые вырабатывают и выделяют в кровь биологически активные вещества – гормоны. К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовидная железа, поджелудочная и половые железы, надпочечники. Они участвуют в регуляции функций организма.


Иммунная система представлена вилочковой железой, костным мозгом, селезёнкой, лимфатическими узлами и лейкоцитами. Эти органы и клетки крови принимают участие в защите организма от бактерий, вирусов и других чужеродных микроорганизмов, и веществ.

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Скелет состоит из различных по форме, размерам и строению костей. Он выполняет функцию опоры и защиты.

Мышца обычно прикрепляется к двум различным костям. При сокращении мышцы перемещают кости в пространстве. Чем длиннее мышца, тем на большее расстояние она может переместить кость.

Сенсорная система состоит из специализированных рецепторов и нервных клеток, которые участвуют в восприятии и переработке информации из внешней и внутренней среды организма и формируют ощущения. Совокупность рецепторов образует различные органы чувств.

Нервная система объединяет все системы организма в единое целое. Она регулирует и согласовывает их деятельность. Любое нарушение связи между нервной системой и органом приводит к нарушению его работы. Нервная система осуществляет психическую деятельность человека, отвечает за речь и мышление, управляет его поведением.

На протяжении всей жизни человек приспосабливается к изменениям в окружающей среде и в нём самом с помощью физиологических функций.

В общем виде все физиологические функции можно классифицировать как соматические (движение), вегетативные (поддержание жизнедеятельности, размножение, развитие) и психические (поведение, деятельность).

Приспособление организма к изменившимся условиям существования достигается в результате согласования деятельности всех частей организма. Сопоставьте своё физическое состояние в покое, когда вы сидите, и на уроке физкультуры. Учащённое дыхание, быстро бьющееся сердце, возросшее потоотделение – всё это результат регуляции уровня активности систем в целях обеспечения условий для выполнения физических нагрузок.

Через некоторое время органы и системы организма снова возвращаются к состоянию относительного функционального покоя.

Регуляция – это изменение характера деятельности органа или систем органов в целях сохранения постоянства внутренней среды организма. Из этого следует, что температура крови, её газовый состав, содержание химических соединений должны оставаться неизменными даже при значительных изменениях внешних условий.

У человека регуляцию физиологических процессов обеспечивают два механизма – нервный и гуморальный. Они функционируют в тесном взаимодействии и вместе образуют единую систему нейрогуморальной регуляции.

Гуморальная регуляция происходит через жидкие среды (кровь, лимфу и тканевую жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ. Биологической активностью обладают также ферменты, витамины и медиаторы. Эти вещества доставляются кровью ко всем органам и тканям человеческого тела.

В организме постоянно образуются вещества, которые способны оказывать влияние на деятельность органов и тканей. Например, в каждой клетке находится неорганическое соединение – углекислый газ, который, попав в кровь, раздражает соответствующие рецепторы и увеличивает частоту дыхательных движений.

Вы уже знаете, что органы эндокринной системы выделяют гормоны, которые регулируют рост и развитие организма, участвуют в регуляции его деятельности, влияют на поведение человека.

Гуморальная регуляция оказывает многообразные влияния на организм, но осуществляется медленно.

Например, скорость движения крови, по которой переносятся гормоны, составляет 0,5 метра в секунду. Гуморальная регуляция не может обеспечить быструю реакцию органов и систем организма на внешние и внутренние раздражители. Гуморальные влияния не имеют точного адреса, так как поступающие в кровь гормоны доставляются ко всем органам и тканям без ограничений. Эти недостатки успешно компенсирует нервный механизм регуляции. Нервные импульсы передаются к органам-исполнителям очень быстро. Например, по некоторым нервным волокнам возбуждение передаётся со скоростью 120 метров в секунду. Также нервные импульсы воздействуют только на определённые органы.

Нервную регуляцию жизнедеятельности организма обеспечивает нервная система. Она состоит из центральной и периферической части. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, а периферическая – отходящими от них нервами и нервными узлами.

Центральная нервная система состоит из большого количества тел нейронов, которые образуют серое вещество мозга. В спинном мозге серое вещество находится в центральной части. В головном мозге оно распределено в виде отдельных скоплений – ядер. На поверхности больших полушарий головного мозга и мозжечка серое вещество образует кору.

Вверху спинной мозг переходит в продолговатый мозг (один из отделов головного мозга).

В головном мозге выделяют пять основных отделов: продолговатый мозг, задний мозг (включающий мост и мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария.

В ходе развития позвоночных животных произошло разделение функций нервной системы.

В зависимости от выполняемых функций нервную систему делят на соматическую и автономную, или вегетативную.

Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путём. Благодаря этому организм приспосабливается к меняющимся условиям среды и функционирует как единое целое.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая нервной системой. Основой рефлекса является рефлекторная дуга, образованная нейронами.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу, который отвечает на раздражение.

Рецепторы – нервные образования, которые воспринимают раздражения и преобразуют их в нервные импульсы.


В рефлекторную дугу входят нейроны нескольких типов. Чувствительные нейроны проводят нервный импульс в центральную нервную систему. Вставочные нейроны соединяют несколько нервных клеток. Их тела и отростки не выходят за пределы центральной нервной системы. Двигательные, или исполнительные, нейроны проводят сигналы от ЦНС к рабочему органу.

Схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса. Если осторожно прикоснуться рукой к внутреннему углу глаза, происходит раздражение рецепторов. От них раздражение поступает в чувствительные нейроны, тела которых находятся в нервном узле. По аксонам этих нейронов раздражение поступает в продолговатый мозг, где находятся вставочные нейроны. Здесь информация обрабатывается. Далее сигнал передаётся на двигательные нейроны. Они возбуждаются и посылают сигналы, вызывая работу круговых мышц глаза, и оба глаза на короткое время закрываются – происходит мигание.


Таким образом, в многоклеточном организме все клетки, ткани, органы и системы органов взаимодействуют друг с другом, слаженно функционируют, благодаря чему организм представляет собой целостную биологическую систему.

Согласованная работа организма управляется нервной системой и железами внутренней секреции (гуморально). Они работают как единое целое, образуя нейрогуморальную регуляторную систему.

Разделы: Биология

Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

Оборудование: таблицы по теме, букет из осенних листьев, магнитофон, аудиозапись: П.И.Чайковский “Октябрь — осенняя песня”, 2 теннисных шарика, дольки лимона, рычажные весы.

Урок изучения нового материала (по Конаржевскому)

I этап. Организационный момент.

Задача: настрой учащихся на учебное занятие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: сообщить тему урока и показать практическую значимость нового материала.

На столе учителя стоит букет из осенних листьев. Включается магнитофон с записью произведения П.И.Чайковского “Октябрь — осенняя песня”. Учитель читает отрывок стихотворения А.С. Пушкина

Унылая пора, очей очарование,
приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увядание,
в багрец и золото одетые леса.

Учитель. Посмотрите на чудесный букет. Скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении А.С. Пушкина (осень).

Какие же изменения происходят осенью с растениями? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву на зиму, закладка почек).

А какова причины таких изменений? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды). То есть растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды.

С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ). То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью химической регуляции.

Но организм человека также реагирует на изменения окружающей среды. Следовательно он тоже обладает раздражимостью. И сегодня на уроке мы познакомимся с регуляцией организма человека.

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любой организм, для того, чтобы выжить стремится удовлетворить свои потребности в воде, пище, и максимально приспособиться к изменяющимся условиям среды.

III этап изучения нового материала.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

1. Нервная регуляция.

Эксперимент №1. Резкий хлопок в ладоши или удар ладонью по столу.

Учитель. Что произошло?

Это результат чего? (ответная реакция организма).

Эксперимент №2. Одновременно бросаются 2 теннисных шарика в сидящих за партами учеников.

Как вы прореагировали? Следовательно ответная реакция на раздражение может быть разнообразной и она чисто индивидуальна.
Как быстро произошла ответная реакция организма? (моментальная).
Какая система организма задействована в данном случае? (нервная).

Следовательно на любое раздражение окружающей среды организм реагирует моментально, чисто индивидуально и при помощи нервной системы.

Как мы назовем такую регуляцию? (нервная регуляция).
Могли бы вы привести примеры нервной регуляции организма используя жизненный опыт?

Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

  1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.
  2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.
  3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

2. Гуморальная регуляция.

Все вы смотрели фильмы ужасов и наиболее запоминающимися являются сцены ужаса. Вспомните ваши ощущения при просмотре этих сцен? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение). То есть в ответной реакции организма участвует нервная система.

А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра такого фильма (боязнь заходить в темноту, страх).

Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния?

Значит кроме нервной системы есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.

3. Групповая работа.

Класс делится на 2 группы.

Задание 1 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать определение гуморальной регуляции и сформулировать ее основные особенности.
Задание 2 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать характеристику гормонов.

После обсуждения в группах представитель от каждой группы делает сообщение.

Учитель подводит итог: регуляция организма осуществляется с помощью нервной и гуморальной регуляции. В тетради рисуется схема регуляции организма человека.

4. Железы внешней секреции.

Как вы только что сказали гормоны выделяются железами внутренней секреции. Но у человека есть и железы внешней секреции.

Представьте себе жаркий солнечный день.

Чем покрывается ваша кожа? (потом).
А чем выделяет пот? (потовыми железами).
Куда выделяется пот? (на поверхность тела).
А при помощи чего? (выводных протоков).

Эксперимент №3. Учащимся предлагается лимон.

Что произошло? (выделение слюны).
Что является причиной выделения слюны? (раздражитель).
Какая железа участвует в выделении слюны? (слюнная железа).
Куда попадает слюна? (в полость тела).
В чем слюна участвует? (в процессе пищеварения).

Так какая же отличительная черта желез внешней секреции? (наличие выводного протока и выделение секрета в полость тела или на его поверхность в результате нервной регуляции организма.. При этом в регуляции организма никакого участия не принимает, так в секрете желез внешней секреции отсутствуют гормоны.

Задание. Пользуясь рисунком с изображением желез определите, где изображена железа внешней и внутренней секреции. Докажите это.

Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

“Колечко” – поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

“Кулак – кольцо” – поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

“Вертолет” – перемещаем карандаш между пальцами кисти.

5. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Вспомните ситуацию. Произошла длительная ссора между друзьями. Ссора прошла, но неприятное состояние остается некоторое время.

Что происходит во время ссоры? (под действием нервного раздражителя ответная реакция организма, одновременно под действием внешнего раздражителя железы внутренней секреции выделяют гормоны).

Что же происходит после ссоры? Ведь раздражителя нет? (раздражителя нет, но гормоны попали в кровь и разносятся током крови, а гормоны разрушаются медленно, и для устранения их действия нужно время).

Следовательно нервная и гуморальная регуляция организма взаимосвязаны. На нервную систему оказывают влияние приносимые с током крови гормоны, однако само образование гормонов находится под постоянным контролем нервной системы.

В тетради на схеме показывается стрелками взаимное влияние друг на друга нервной и гуморальной регуляции.

6. Нарушение взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции.

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме.

Что это вам напоминает? (рычажные весы). Показываются рычажные весы, чашки которых очень легко смещаются то в одну, то в другую сторону. .

Что произойдет при смещении равновесия? (перевес чашки весов).

Уже Пифагор говорил о равновесии качеств, присущих живому: “Жди беды, если нарушаться пропорции. В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающее незримую гармонию”.

Что может привести к этому нарушению? (образ жизни и роль среды).

Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в развитии заболеваний Гиппократ. Он утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов.

7. Влияние внешней среды на регуляцию организма.

Мы с вами живем в крупном промышленном городе. Об экологической обстановке в г. Новокузнецке сделает сообщение Киселева Света, которая получила задание на каникулы.

Из сообщения можно сделать вывод, что мы живем в городе, где уровень загрязнения очень высокий.

Это как то сказывается на регуляции организма? (большое количество вредных раздражителей, которые ведут к повышенной нервной возбудимости, и следовательно нарушение работы желез внутренней секреции).

IV. Закрепление материала.

1 вариант — нервная регуляция;
2 вариант — гуморальная регуляция.

А. Определите к каким способам регуляции функций организма относятся следующие физиологические явления:

  1. Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды;
  2. Адреналин способствует усилению кровообращения;
  3. Солнечные лучи в жаркий день усиливает сердцебиение;
  4. Гормон роста влияет на рост человека.

Б. Выберите правильный ответ.

  1. Действует быстро, но кратковременно;
  2. Действует медленно, но продолжительно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Стр. 44-45 учебника.

Подготовить сообщение о продуктах, употребляемых в пищу, содержащих большое количество йода.

Подготовить сообщение о внешнесекреторной деятельности щитовидной железы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.